Биология

  • Рабочая программа по биологиии для СПОРабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с разъяснениями по реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований ФГОС и профиля получаемого образования, ... Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 Сварщик(электросварочные и газосварочные работы); 23.0103 Автомеханик; 35.01.15 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве
  • Тест Нервная система подготовка к ОГЭДанный тест предназначен для подготовки к итоговой аттестации выпускников как 9, так 11 классов по блоку Человек и его здоровье . Структура теста сходна с Контрольно- измерительными материалами по биологии: часть А с выбором одного верного ответа , вторая часть включает задания с выбором нескольких ответов, а также задания на установление соответсвия между терминами и понятиями и задания , на которые необходимо дать развернутый ответ, найти ошибки в тексте. Тест охватывает тему Нервная сис...
  • Урок по теме Экологические проблемы современности и пути их решенияТема Экологические проблемы современности и пути их решения является предпоследней темой раздела Основы экологии. Студентам, проявляющим повышенный интерес к предмету, предложила подготовить на выбор небольшое сообщение (опережающее домашнее задание) по одной из глобальных проблем. Студенты хорошо справились с целеполаганием. Чтобы актуализировать ключевые понятия темы, провела опрос фронтальный по теме прошлого урока. Почти все студенты группы с заданиями справились успешно. В...
  • Роль и цель экологического образования обучающихся на уроках химии и биологииЭкологические проблемы ставшие ныне глобальными, затрагивают интересы каждого человека, каждой социальной группы, человечества в целом. Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека за состояние природной среды. Однако, как отмечают специалисты, современный человек не подготовлен к той мере ответственности, к тому уровню требований, который представляет сегодня состояние окружающей среды. Выпускник ш...
  • Ответ на 1 вопрос1. Значение медицинской микробиологии в деятельности врача. Достижения микробиологии, вирусологии и иммунологии в развитии медицины и задачи в современных условиях. Микроорганизмы являются возбудителями инфекционных болезней, которые часто встречаются в практике врача. Для того чтобы правильно поставить диагноз инфекционного заболевания, необходимо хорошо знать морфологию микробов, их основные формы, уметь различать их под микроскопом. Каждый врач должен владеть методом микроскопии, для чего необходимо знать устройство микроскопа и правила работы с ним. МИКРОБИОЛОГИЯ (греч.mikros — малый, лат.bios — жизнь) — наука, предметом изучения которой являются микро...
  • Ответ на 3 вопрос3. Луи Пастер, его открытия в области микробиологии. 1856 г. - болезнь пива и вина 1857 г. - брожение 1860 г. - самопроизвольное зарождение 1868 г. - болезнь шелковичных червей 1880-1885 гг. - метод приготовления вакцин 1885 г. - вакцинация против бешенства Развивающаяся винодельческая промышленность Франции и других стран требовала решения ряда биотехнологических вопросов. В частности, выяснения и устранения причин скисания вина. Люди в течение двух тысячелетий получили виноградное вино с помощью спиртового брожения. Однако его природа оставалас...
  • Ответ на 4 вопрос4. Работы Р.Коха и их значение для микробиологии и инфекционной патологии. введение в практику анилиновых красителей использование в микроскопии иммерсионной системы и конденсора разработка метода культивирования на биологических жидкостях и плотных питательных средах разработка метода дробных пересевов открытие возбудителя сибирской язвы, холеры, туберкулеза и туберкулина Примерно в те же годы сформировалась и успешно работала немецкая школа микробиологов во главе с РОБЕРТОМ КОХОМ (1843 — 1910). Кох начал свои исследования в то время, когда роль микроорганизмов в эти...
  • Ответ на 5 вопрос5. Роль отечественных ученых в развитии микробиологической науки ( И.И.Мечников, Д.И.Ивановский, Г.Н.Габричевский, С.Н.Виноградский, В.Д.Тимаков, Н.Ф.Гамалея, Л.А.Зильбер, П.Ф.Здродовский, З.В.Ермольева). Одним из основоположников иммунологии явился И.И.МЕЧНИКОВ (1845-1916) — создатель фагоцитарной, или клеточной, теории иммунитета. В 1888 г. Мечников принял приглашение Пастера и возглавил лабораторию в его институте. Однако Мечниов не порвал тесных связей со своей родиной. Он неоднократно приезжал в Россию, а в его Парижской лаборатории работали многие русские врачи. Среди них Я.Ю.Бардах, В.А.Барыкин, А.М.Безредка, М.В.Вейнберг, Г.Н.Габричевский, В.И.Исаев, Н.Н.Клодницкий, И.Г.Савченко, Л.А.Тар...
  • Ответ на 6 вопрос6. Открытие вирусов Д.И.Ивановским и его значение в возникновении и развитии вирусологии. Этиологическая роль вирусов в патологии человека. История вирусологии началась в конце 19 в. после микробиологии - открытий Л. Пастера, Р. Коха и их сотрудников. Первооткрывателем вирусов был Д. И. ИВАНОВСКИЙ (1892), который показал, что возбудитель мозаичной болезни табака способен проходить через фильтр, задерживающий самые мелкие бактерии, и не растёт на искусств, питательных средах. Начав в 1887 изучение заболеваний табака на территории Бессарабии и Никитского ботанического сада, различил ранее смешиваемые так называемые рябуху и мозаичную...
  • Ответ на 7 вопрос7.Предмет, задачи и разделы медицинской микробиологии. Методы, применяемые в микробиологии. Смотри билет №1. ЗАДАЧИ медицинской микробиологии: установление этиологической (причинной) роли микроорганизмов в норме и патологии. разработка методов диагностики, специфической профилактики и лечения инфекционных заболеваний, индикации (выявления) и индефикации (определения) возбудителей. бактериологический и вирусологический контроль окружающей среды, продуктов питания, соблюдения режима стерилизации и надзор за источниками инфекции в лечебных и детских учреждениях. контроль за чувствительн...
  • Ответ на 8 вопрос. Методы микроскопии; с иммерсионным объективом, в темном поле, фазово – контрастная, люминесцентная микроскопия. Электронный микроскоп. Методы микроскопического исследования используют для изуче­ния формы и структуры клетки, подвижности микробов. Микроскопия в световом оптическом микроскопе Световой микроскоп состоит из механической и оптической час­ти. Механическая часть микроскопа - это штатив, состоящий из осно­вания и колонки, к которой прикреплены тубус и предметный столик. В колонке имеются две винтовые системы для установки тубуса. Макрометрический винт служит для установки на фокус при слабых уве­личениях (объектив х8...
  • Ответ на 9 вопрос9.Основные принципы систематики бактерий. Таксономические категории. Принципы классификации. Понятие о виде, критерии вида как основной таксономической единице. Подвид, инфравид (биовар, серовар, хемовар, фаговар), культура, популяция, штамм, клон. Виды, связанные генетическим родством, объединяют в роды, роды — в семейства. Высшими таксономическими категориями являются царства и подцарства. Согласно современной систематике, патогенные (болезнетворные) бактерии относятся к надцарству прокариотов (Procaryotae), царству эукариот (Eucaryotae), грибы — к царству микота (Mycota), простейшие — к царству Protozoa, вирусы — к царству Vira. В основе современной систематики микроорганизмов лежат фенотипические признаки: морфологичеческие, физиоло...
  • Ответ на 10 вопрос10. Формы бактерий. Морфология, ультраструктура, химический состав бактериальной клетки. Основные отличия прокариот от эукариот. Субклеточные формы бактерий; протопласты, сферопласты, L-формы бактерий. В настоящее время установлены принципиальные различия в организации и функционировании клеток прокариот и эукариот. Прежде всего, они заключаются в отсутствии у прокариот мембран, с помощью которых органеллы микробной клетки ( ядро, митохондрии, рибосомы и др.) отграничены от цитоплазмы. Система мембран у прокариот представлена только цитоплазматической мембраной, отдедяющей цитоплазму от клеточной оболочки или непосредственно от внешней среды. Вследствии этого при электронно-микроскопическом... ПОСТОЯННЫЕНЕПОСТОЯННЫЕ клет.стенка капсула цитоплазматич. мембрана жгутики цитоплазма споры рибосомы включения мезосомы пили (ворсинки) нуклеоид плазмиды Бактериальная клетка окружена внешней оболочкой, которая состоит из капсулы и клеточной стенки. От их состава зависит способность клетки воспринимать анилиновые красители (тинкториальные свойства). Капсулы в зависимости от степени выраженности подразделяют на микро- и макрокапсулы. Первые обнаруживаются только при электронно-микроскопическом исследовании в виде микрофибрилл из мукополисахаридов, которые тесно прилегают к клеточной стенке. Макрокапсулы представляют собой выраженный слизистый сл...
  • Ответ на 13 вопрос13. Морфология и ультраструктура актиномицетов. Патогенные представители. Актиномицеты – продуценты антибиотиков. Актиномицеты – лучистые грибы, относящиеся к роду Actinomyces. Относятся к прокариотам, располагаются под растениями. Морфология: клетки актиномицетов обычно имеют вид длинных и ветвящихся нитей, напоминающих в ряде случаев мицелий одноклеточных грибов, но встречаются палочковидные и кокковидные формы. Нити мицелия имеют длину 100-600 мкм и толщину 0,2-1,2 мкм. Ультраструктура: клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана, которая ограничивает цитоплазму, где содержится нуклеоид, рибосомы, в...
  • Ответ на 15 вопрос15. Микроскопические грибы. Классификация, строение разных групп и патогенные представители. Грибы (Fungi, Mycetes) - эукариоты, низшие растения, лишенные хлорофилла, в связи с чем они не синтезируют органические соедине­ния углерода, то есть это гетеротрофы, имеют дифференцированное ядро, покрыты оболочкой, содержащей хитин. В отличие от бактерий, грибы не имеют в составе оболочки пептидогликана, поэтому нечув­ствительны к пенициллинам. Для цитоплазмы грибов характерно при­сутствие большого количества разнообразных включений и вакуолей. Среди микроскопических грибов (микромицетов) и...
  • Ответ на 16 билет16. Морфология и физиология микоплазм. Виды, патогенные для человека. Микоплазмы относятся к прокариотам, размеры их 125-200 нм. Это наиболее мелкие из клеточных микробов, величина их близка к преде­лу разрешающей способности оптического микроскопа. У них отсут­ствует клеточная стенка, и в этом отношении они близки к L-формам бактерий. С отсутствием клеточной стенки связаны характерные осо­бенности микоплазм. Они не имеют постоянной формы, поэтому встре­чаются сферические, овальные, нитевидные формы. Так как микоплазмы не образуют пептидогликана, они нечувствит...
  • Ответ на 17 вопрос17. Риккетсии: морфология и физиология. Патогенные представители. Риккетсии - прокариотные микробы, получили свое название в память американского микробиолога Говарда Тейлора Риккетса, погибшего в ре­зультате лабораторного заражения сыпным тифом. Риккетсии сходны с бактериями по клеточному строению и структуре, а с вирусами их сближа­ет строгий внутриклеточный паразитизм. Они не могут размножаться вне живых клеток хозяина, так как не синтезируют дыхательные ферменты и поэтому неспособны к самостоятельному биологическому окислению. В от­личие от вирусов, они...
  • Ответ на 18 вопрос18. Морфология и химический состав вирусов. Отличие вирусов от других организмов. Методы культивирования вирусов. Культуры клеток и их характеристика. Первооткрывателем вирусов, основоположником вирусологии яв­ляется русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский, открывший в 1892 году вирус табачной мозаики (ВТМ) Вирусы настолько отличаются от микроорганизмов, что выделе­ны в особое царство - царство Vira. Особенности вирусов, отличающие их от всех других живых су­ществ: наличие только одного типа нуклеиновой кислоты - ДНК или РНК, в то время как клетки всех остальных живых существ содержат ДНК и РНК, взаимодействие которых необходимо для био...
  • Ответ на 2 вопрос2. Изобретение микроскопа и открытие микробов (А.Левенгук). Основные этапы развития микробиологии и их характеристика. Для микробиологических исследований используют несколько типов микроскопов (биологический, люминесцентный, электронный) и специальные методы микроскопии (фазово-контрастный, темнопольный). Предельная разрешающая способность иммерсионного микроскопа 0,2 мкм. Общее увеличение микроскопа определяется произведением увеличения объектива на увеличение окуляра. ТЕМНОПОЛЬНАЯ МИКРОСКОПИЯ. Микроскопия в темном поле зрения основана на явлении дифракции света при сильном боковом освещении взвешенных в жидк...
  • Ответ на 20 вопрос20. Фаги (вирусы микробов): морфология и ультраструктура. Фазы взаимодействия вирулентного и умеренного фагов с бактериальной клеткой. Определение активности (титра) бактериальной клетки. Профаг. Фаготипирование микроорганизмов, значение. Практическое исп Явление бактериофагии открыл и изучил французский микробио­лог дЭррель. В 1917 г. он наблюдал лизис культуры бактерий дизентерии после внесения в нее фильтрата испражнений больного, выздоравлива­ющего от дизентерии. При многократных пассажах, то есть переносе из одной культуры в другую, фильтраты сохраняли свою лизирующую ак­тивность и даже усиливали ее. Ученый сделал из этого правильный вы­вод о том, что лизирующий агент - живой и при пассажах размножается в бактериях. ДЭррель назвал этот ...
  • Экзаменационные вопросы по микробиологииэкзаменационные вопросы по предмету Микробиология Билеты к экзамену по микробиологии 21. Питание бактерий. Типы питания. Механизмы переноса веществ в клетку. Факторы роста микроорганизмов. 20. Фаги (вирусы микробов): морфология и ультраструктура. Фазы взаимодействия вирулентного и умеренного фагов с бактериальной клеткой. Определение активности (титра) бактериальной клетки. Профаг. Фаготипирование микроорганизмов, значение. Практическое исп 19. Принципы классификации вирусов. Репродукция вирусов (фазы взаимодействия с клеткой хозяина). 18. Морфология и химический состав вирусов. Отличие вирусов от других организмов. Методы культивирования вирусов. Культуры клеток и их характеристика. 17. Риккетсии: морфология и физиология. Патогенные представители. 16. Морфология и физиология микоплазм. Виды, патогенные для человека. 15. Микроскопические грибы. Классификация, строение разных групп и патогенные представители. 14. Спирохеты: классификация, морфология и физиология. Патогенные представители разных родов (названия по-латыни). 13. Морфология и ультраструктура актиномицетов. Патогенные представители. Актиномицеты – продуценты антибиотиков. 10. Формы бактерий. Морфология, ультраструктура, химический состав бактериальной клетки. Основные отличия прокариот от эукариот. Субклеточные формы бактерий; протопласты, сферопласты, L-формы бактерий. 9.Основные принципы систематики бактерий. Таксономические категории. Принципы классификации. Понятие о виде, критерии вида как основной таксономической единице. Подвид, инфравид (биовар, серовар, хемовар, фаговар), культура, популяция, штамм, клон. 8. Методы микроскопии; с иммерсионным объективом, в темном поле, фазово – контрастная, люминесцентная микроскопия. Электронный микроскоп. 7.Предмет, задачи и разделы медицинской микробиологии. Методы, применяемые в микробиологии. 6. Открытие вирусов Д.И.Ивановским и его значение в возникновении и развитии вирусологии. Этиологическая роль вирусов в патологии человека. 5. Роль отечественных ученых в развитии микробиологической науки ( И.И.Мечников, Д.И.Ивановский, Г.Н.Габричевский, С.Н.Виноградский, В.Д.Тимаков, Н.Ф.Гамалея, Л.А.Зильбер, П.Ф.Здродовский, З.В.Ермольева). 4. Работы Р.Коха и их значение для микробиологии и инфекционной патологии. 2. Изобретение микроскопа и открытие микробов (А.Левенгук). Основные этапы развития микробиологии и их характеристика. 3. Луи Пастер, его открытия в области микробиологии. 1. Значение медицинской микробиологии в деятельности врача. Достижения микробиологии, вирусологии и иммунологии в развитии медицины и задачи в современных условиях.
  • Ответ на 21 вопрос21. Питание бактерий. Типы питания. Механизмы переноса веществ в клетку. Факторы роста микроорганизмов. Как у всего живого, метаболизм микроорганизмов состоит из двух взаимосвязанных, одновременно протекающих, но противоположных процессов - анаболизма, или конструктивного метаболизма, и катабо­лизма, или энергетического метаболизма. Обмен веществ у микроорганизмов имеет свои особенности. Быстрота и интенсивность обменных процессов. За сутки мик­робная клетка может переработать такое количество питательных ве­ществ, которое превышает ее собственный вес в 30-40 раз. Выраженная приспособляемость к...
  • Живое вещество, его свойства и геохимические функцииДанная разработка урока используется в 11 классе при изучении темы Биосфера. Позволяет сформировать знания учащихся о биосфере, истории создания учения о биосфере , ученых принимавших участие в создании этого учения - Э.Зюсс , В.И. Вернадский ( короткая биографическая справка). Рассматривается живое вещество планеты Земля , его значение для нашей жизни; биогенное вещество ; косное вещество; биокосное вещество - формирование и роль в биосфере. Биологический круговорот , его типы , а также круго...
  • Контрольный тест по природоведению на тему Растения и грибыТест по теме: растения и грибы 1. Выписать ядовитые грибы : подосиновик, мухомор, опята, груздь, бледная поганка, лисичка, желчный гриб. 2. Выписать самые главные части цветка: чашечка, тычинка, лепестки, цветоложе, пестик, цветоножка. 3. Зарисовать гриб и подписать его части. 4. Выписать одноклеточные грибы: белый гриб, опята, мухомор, подберезовик, дрожжи. 5. По каким признакам можно определить возраст гриба. 6. Напишите по два примера растений следующих групп: к... 9. Решить ребус 10. Отгадать закадку Что за ребятки на пеньках Столпились тесной кучкой? И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой. Тест по теме: растения и грибы 1. Зарисовать гриб и подписать его части. 2. Какие грибы-двойники вы знаете 3. Выписать одноклеточные грибы: белый гриб, опята, мухомор, подберезовик, дрожжи. 4. Выписать ядовитые грибы : подосиновик, мухомор, опята, груздь, бледная поганка, лисичка, желчный гриб. 5. Напишите по два примера растений следующих групп: к... 9. Решить ребус 10. Отгадать закадку Смотрит свысока – ручки в бока.Красива и важна – да никому не нужна.
  • Ответ на 19 вопрос19. Принципы классификации вирусов. Репродукция вирусов (фазы взаимодействия с клеткой хозяина). Принципы классификации вирусов: Вирусы составляют царство Vira, которое подразделено по типу нуклеиновой кисло­ты на два подцарства — рибовирусы и дезоксирибовирусы. Подцарства делятся на семейства, которые в свою очередь подразделяются на роды. Понятие о виде вирусов пока еще четко не сформулировано, так же как и обозначение раз­ных видов. В качестве таксономических характеристик первостепенное значение придается типу нуклеиновой кислоты и ее молекулярно-биологическим признакам: двунитевая, ... Репродукция происходит в ядре: аденовирусы, герпес, паповавирусы. Используют ДНК-зависимую РНК - полимеразу клетки. Репродукция происходит в цитоплазме: вирусы имеют свою ДНК-зависимую РНК полимеразу. РНК-содержащие вирусы: Рибовирусы с позитивным геномом (плюс-нитиевые): пикорна-, тога-, коронавирусы. Транскрипции нет. РНК —>белок Рибовирусы с негативным геномом (минус- нитевые): грипп, корь, паротит, орто-, парамиксовирусы. (-)РНК —> иРНК —> белок (иРНК комплементарная (-)РНК). Этот процесс идет при участии специального вирусного фермен­та - вирионная РНК-зависимая PHK-полимераза ( в клетке такого фермента быть не может). Ретровирусы (-)РНК -> ДНК —> иРНК —>белок (и РНК гомологична РНК). В этом случае процесс образования ДНК на базе (-)РНК возмо­жен при участии фермента - РНК-зависимой ДНК-полимеразы (об­ратной транскриптазы или ревертазы) Четвертая фаза - синтез компонентов вириона. Нуклеиновая кис­лота вируса образуется путем репликации. На рибосомы клетки транс­лируется информация вирусной иРНК, и в них синтезируется вирус-специфический белок. Пятая фаза - сборка вириона. Путем самосборки образуются нуклеокап...
  • Наши друзья или враги из мира животныхЭкологическое занятие для 5 класса. На уроке в игровой форме дети определяют различных животных, их значение в природе и для человека.В начале урока, заранее, дети делят данных животных на полезных и вредных. Вредных сажают в тёмный подвал, а полезные остаются под солнцем. Из предложенных животных на свободе оставили только ёжика; лиса, летучие мыши,козодой бросили в подвал. Цель урока, чтобы дети поняли можно ли вмешиваться в законы природы и уничтожать каких либо животных неугодных человеку.н...
  • Открытый урок на тему Красная книга Республики Казахстан Тема: Сведение о Красной Книге Казахстана. Цели урока: Познакомить детей животными, которые охраняются и занесены в Красную Книгу; Казахстана учить бережно, относиться к животным. Метод урока словесно-наглядный, практический Оборудование: видео-презентация животные Красной Книги Казахстана, рисунки с изображением животных, цветная бумага, ножницы., клей, карандаши Ход урока 1.Организационный момент: Приветствие! 2.Вопросы ученикам. 1. В каком году появилась Красная книга Казахстана? ...
  • Интегрированный урок (биология, экология, английский язык)ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК+ БИОЛОГИЯ) КЛАСС: 11 Учителя: Королёва Ю.В., Тарабукина В.В. Тема урока: Особо охраняемы территории Республики Коми. ЦЕЛИ УРОКА: Развить умения аудирования по теме Природа Коми края Ознакомиться с основными видами особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в РК. ЗАДАЧИ УРОКА: Познавательный аспект: знакомство с системой национальных парков Коми Края, умение извлекать информацию по теме из видеофильма. Развивающий аспект: развитие способности к догадке ...
  • Медоносная пчела. Пчеловодство – разработка урока биологии для учащихся 7-х классов. (интегрированный урок (биология+информатика+экономика))Цели: обеспечить усвоение учащимися знаний о значении пчелы в жизни человека; показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека; Задачи: сформировать знания о биологических особенностях медоносных пчел; раскрыть практическое значение пчеловодства; показать значение пчел в природе; сформировать навыки самостоятельной работы с Интернет – ресурсами, умения грамотно и качественно создавать мультимедийные презентации; навыки публичного выст...
  • Модель взаимодействия школы с семьей одаренного ребенкаМодель взаимодействия школы с семьей одаренного ребенка включает: 1.организацию информационно-просветительского пространства, 2.совместную коллективно-творческую деятельность детей . родителей и педагогов, 3.презентации семейного опыта- форма способствующая использованию позитивного опыта благополучных семей,4.организационно-методическую подготовку родителей, 5. технологический компонент, позволяющий включить родителей в рефлексивные и диагностические виды деятельноти. Может быть полезна для р...
© 2010-2018