Русский язык и Литература

  • Задания для олимпиады по литературе, 8 классДанные задания предназначены для проведения школьной олимпиады по литературе для учащихся 8-х классов. Поиск ответов требует от учащихся знаний биографий наших писателей и поэтов, текстов и содержаний их произведений, умений анализировать стихотворение и строить свои текты-рассуждения на литературную тему. Выполнение такого рода творческих заданий поможет ученикам 8-х классов готовиться к решению тех нестандартных филологических задач, которые будут предлагаться им на различных турах олимпиады в...
  • Рабочая программа по русскому языку (8 класс) Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта, Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы / Составитель Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2004. -С. 10-62). Общая характеристика программы. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Соблюдая преемственность с начальной школой выстраивается обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющим ведущую роль теоретических знаний. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории р...
  • Конспект открытого урока литературы в 8 классе с применением технологии проблемного обученияКонспект открытого урока литературы в 8 классе. Цель урока: рассмотреть глубину личности Пугачёва, рассмотреть его как историческую фигуру и как литературного героя. Задачи урока: обучающие: Выявить основные черты образа Пугачёва в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка, суть взаимоотношений Пугачева и Гринева и постараться ответить на вопрос: Кто же такой Пугачев? развивающие: развивать умение школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портре... Запись в тетрадях темы урока. - Попробуйте сформулировать цели урока. (Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести Капитанская дочка, выявить основные черты образа Пугачёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв – народный защитник или злодей?) (По ходу урока составляется таблица по образу Емельяна Пугачёва) 3. Практическая часть. 1. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качес... Также говоря о причинах восстания, нельзя не сказать о самом предводителе. Ведь в те времена появлялось много самозванцев, и только Пугачев смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности. Слайд №3 (Выступление учащихся с индивидуальным заданием.) (Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. По происхождению казак; грамоте обучен не был. В семнадцатилетнем возрасте Пугачев участвует в Семилетней войне. За отличную проворность он взят полковником в ординарцы. 1768 – 1770 годы – Пугачев участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость (младший казачий офицерский чин). 1771 год – Пугачев дезертирует из армии после того,... 2. Екатерина 2 после подавления бунта создает Манифест, Литературоведы отмечают, что с Пугачевым происходят метаморфозы, он предстает перед читателем в различных образах. Давайте рассмотрим их подробнее. 2.1. Первая встреча с Гриневым. (Глава Вожатый). Слайд №8 Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское . Подобное описание показывает, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор заставляют Гринёва напряжённо вглядываться в лицо незнакомца, но он остаётся неразгаданным как для него, так и для читат... В главе Приступ Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя: Между ними на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость. Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать предста... Название главы Незваный гость Указывает нам на Гринёва, который на пирушке Пугачёва действительно был незваным гостем. В главе даётся портрет Пугачёва, каким видит его Гринёв. Черты лица его, правильные и довольно приятные. В разговоре с Гринёвым Пугачёв пытается доказать, что он царь Пётр 3. Но речь Пугачёва выдаёт его народное происхождение. В ней много пословиц и поговорок: Кто не поп, тот батька, Казнить так казнить, миловать так миловать. Кроме этого мы слышим народную песню Не шу... -В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема? (- когда Гринёв слышит песню, которую поют Пугачёв и его сподвижники - люди, обречённые виселице, поют о виселице - когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его. - когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения) 1. Аудиозапись калмыцкой сказки. (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13/116541/?interface... · Да, сказка… С кем сравнивает себя Пугачев? · Что он хочет сказать этим Гриневу? Слайд № 13 · А Пушкин с кем сравнивает Пугачева, судя по эпиграфу? -Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его. (Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью столь невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. Емеля, Емеля! - думал я с досадою, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь: Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в ...
  • Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина 8 классКонтрольная работа №1 по теме Творчество А. С. Пушкина Вариант 1 I уровень 1. Главные герои романа Капитанская дочка: a) Алексей Швабрин, Пётр Гринёв, Емельян Пугачёв, Лизавета Ивановна; b) Екатерина 2, Пётр Гринёв, Иван Зурин, Маша Миронова; c) Архип Савельев, Емельян Пугачёв, Пётр Гринёв, Маша Миронова. 2. Назовите жанр произведения Пиковая дама. 3. Продолжите предложение: Исторический роман – это …. II уровень 1. Установите авторство. Отец родной!.....
  • Литературный турнир в 8 классе по комедии Н. В. Гоголя РевизорЦель: обобщить и закрепить знания учащихся, полученные в ходе работы над анализом текста комедии. Задачи: 1.сформировать убеждение учащихся в современности Ревизора; 2.побудить детей к самостоятельной творческой деятельности; 3.попытаться открыть глубинный смысл гоголевской пьесы. 1.Конкурс первый должен выявить общие литературоведческие знания восьмиклассников о произведении, о его значении для русской литературы, знание текста. 2.Конкурс литературоведов, которые демонстрируют знания критик...
  • Урок русского языка по русскому языку Простое предложение (8 класс)Данный урок русского языка систематизирует знания о простом предложении, о главных и второстепенных членах предложения. Возможно деление на два урока. В ходе урока используются образовательные структуры сингапурской методики, которые развивают креативное мышление, умение работать в группе, оказывать помощь. Материал урока охватывает все понятия, связанные с темой предложение. Учащиеся имеют возможность проявить исследовательские навыки,. задания предполагают использование нестандартных путе...
  • Урок-путешествие по литературе в 8 классе на тему «Синие горы Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»Урок-путешествие по литературе в 8 классе на тему Синие горы Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, связанными с пребыванием его на Кавказе; с некоторыми архивными документами той поры; познакомить с творчеством Лермонтова-поэта и Лермонтова-художника. Тип урока: изучение нового материала (урок-путешествие с Лермонтовым на Кавказ). Оборудование: компьютерная презентация (виды Кавказа, репродукции работ Лермонтова), архивные документы, тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова, магнитофон, аудиоспектакль Герой нашего времени. Ход урока Синие горы Кавказа, Приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры мечтаю о вас да о небе… М.Ю.Лермонтов 1.Вступительное слово учителя. -Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке литературы мы совершим с вами увлекательное путешествие в прошлое, а точнее в 30-е, начало 40-х годов 19 столетия, в то время, когда жил замечательный поэт, писатель и незаурядный художник М.Ю.Лермонтов. Вы уже, наверное, успели прочитать тему нашего урока Синие горы Кавказа в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Выбрана эта тема не случайно, так как пребывание здесь стало для поэта самым счастливым и в то же время самым роковым. Михаил Юрьевич очень любил Кавказ, поэтому эпиграфом к нашему уроку стали его восторженные слова об этих местах. Написаны они были начинающим поэтом в 16 лет. Еще одна причина, по которой мы обратились к этой теме,- стихи и поэмы, роман Герой нашего времени, основанные на воспоминаниях и впечатлениях о Кавказе, легендах и песнях горских народов. В 5, 6, 7 классах вы уже знакомились с некоторыми фактами из жизни Лермонтова и знаете, что на Кавказе поэт был неоднократно. Образ Кавказа появляется в произведениях разных лет. Он видел этот край глазами путешественника, художника, поэта и воина. Когда же это происходило? Послушаем небольшие сообщения ребят и почитаем стихи, познакомимся с прекрасными полотнами Лермонтова-художника. 2. Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова. 1-й ученик (Белякова Таня): В детстве поэт очень часто болел. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал вместе с бабушкой. Она трижды возила внука на воды лечиться. Было это в 1818,1820 и 1825 годах. Останавливались бабушка и внук в имениях родственников по материнской линии Шелкозаводское и Столыпиновка, расположенных недалеко от казачьей станицы Шелковской и Горячеводска (ныне Пятигорска). Бывал Лермонтов и на Тереке. Ездили на своих лошадях, через всю Россию. Путешествие продолжалось недели три. Наконец, на краю государства вставали Кавказские горы, парили в небе орлы и открывался суровый край войны. Переезды совершались не иначе, как под охраною пушки. 2-й ученик (Гусаров Саша): Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный… Ещё ребенком робкими шагами Взбирался я на гордые скалы, Увитые туманными чалмами, Как головы поклонников Аллы. Там ветер машет вольными крылами, Там ночевать слетаются орлы; Я в гости к ним летал мечтой послушной И сердцем был товарищ их воздушный. 3-й ученик (Болдырев Артём): О первой встрече с Кавказом Лермонтов расскажет сам: Кто мне поверит, что я узнал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тётушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, вбежал в комнату; она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда не об чём не имел понятия, тем не менее это была страсть, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано!.. Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице: я плакал потихоньку без причины, желал её видеть, а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые; непринужденность – нет, с тех пор я ничего подобного не видал, или мне это кажется, потому что я никогда не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны… И так рано! В 10 лет! О, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!..иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! Но чаще плакать. 4-й ученик (Кабанина Света): И на Тереке, и в Горячеводске Лермонтов видел черкесов в лохматых шапках и бурках, скачки джигитов, слышал горские легенды и песни. Все в этом крае было необыкновенно и ново – обычаи, нравы, характеры горцев и русских: казаков, солдат, офицеров, на которых наложили свой отпечаток кавказская жизнь и закон долголетней войны, которая, к сожалению, не прекращается и в наши дни. Звучит отрывок песни Это Кавказ. Продолжает 4-й ученик (Кабанина Света): Жизнь полная тревог, опасностей и лишений, рождала героев. Много на Кавказе было людей, неугодных правительству, недовольных порядками царской России. И Кавказ с ранних лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы и чести, как родина благородных и возвышенных страстей. Все это не могло не отразиться на творчестве поэта. - Ребята, а знаете ли вы, что Лермонтов был необычайно одаренным человеком? Что вам известно об этом? 5-й ученик (Соловьёва Лена): Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя живописи, без сомненья, стал бы великим художником. Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками, а французский и немецкий знал как родной русский. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. - Россия обрела великого поэта - М.Ю.Лермонтова - в траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа не отхлынули еще от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь А.С.Пушкина, когда Жуковский сказал России: Солнце русской поэзии закатилось. В эти дни обе столицы облетели строки гневные и трагические, которые клеймили виновников гибели Пушкина. Бутузова Настя читает отрывок из стихотворения Смерть поэта. А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда – все молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегните к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! -Стихотворение Смерть поэта разошлось множеством рукописных списков по всей России. В Петербурге его читали всюду: в кондитерской Вольфа Беранже, в домах образованных дворян и интеллигенции, юнкерской школе, которую недавно закончил Лермонтов, в училище правоведения, где учился тогда будущий музыкальный критик В.В.Стасов. Задание. Среди представленных документов той поры найдите материал о том, какой отклик имело стихотворение среди читателей. - Так Россия обрела нового великого поэта. Кто-то услужливо направил один из списков стихотворения Николаю 1 с символической надписью: Воззвание к революции. Царь наложил на нем такую резолюцию: Приятные стихи, нечего сказать… Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону. 6-ой ученик (Шаналин Дима): У Лермонтова был сделан обыск. В конце февраля поэт пробыл несколько дней под арестом в Главном штабе. Затем он был переведен из Гвардейского полка в Нижегородский драгунский полк и начал готовиться к отъезду. Нижегородский полк стоял на Кавказе, который был совсем недавно присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, между вооруженными горцами и царской армией то и дело происходили столкновения. Под пули горцев и отправил Николай 1 Лермонтова. -Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами – престолами природы. 7-й ученик (Копейко Никита): С тех пор прошло тяжелых много лет, И вновь меня меж скал своих ты встретил. Как некогда ребенку, твой привет Изгнаннику был радостен и светел, Он пролил в грудь мою забвенье бед И дружески на дружный зов ответил. -По дороге в Кахетию, где стоял полк, Лермонтов заболел, попал в госпиталь, в середине мая был переведен в Пятигорск. (слайд 1-Вид Пятигорска 1837г.) 8-й ученик (Емельянова Катя): Когда Лермонтов приехал в город, на него нахлынули воспоминания детства. Сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, он был удивлен произошедшими здесь изменениями: в когда-то маленьком поселке появились красивые здания, он был переименован в Пятигорск. Там, где располагался казачий пост, появилась изящная беседка Эолова арфа, четко вырисовывающаяся на фоне неба. В нее вмонтировали музыкальный инструмент – арфу, струны которой приводились в действие ветром через флюгер и специальное устройство и издавали довольно мелодичные звуки. Задание. Среди представленных документов найдите фрагмент письма Лермонтова, в котором он описывает, открывающийся из окна вид на горы, и говорит о том, как проводит время. Звучит запись (отрывок из аудиоспектакля Герой нашего времени, Вчера я приехал в Пятигорск…). -Кавказские впечатления жизни на водах лягут в дальнейшем в основу повести Княжна Мери, а пока появляются рисунки, снятые на скорую руку. Позже они послужат материалом для будущих картин. Именно по возвращении с Кавказа талант Лермонтова-живописца раскроется в полной мере. А теперь, мои дорогие лермонтововеды, скажите мне: как рано поэт начал рисовать? 9-й ученик (Григорьева Алена): Рисовать Лермонтов начал рано. Пол в его детской комнате в Тарханах был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Любопытно, что на самом раннем портрете Лермонтов изображен в возрасте 4-х-5-ти лет с мелком в правой руке. Лермонтов рисовал всю сознательную жизнь, с детства и до безвременной гибели. Многие его работы не сохранились. Однако и то, что до нас дошло более 10 картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трехсот рисунков, - дает возможность составить достаточно полное представление о его художественном наследии. - Лермонтов был одним из первых художников, начавших писать Кавказ, трактуя эту тему в духе романтической живописи. Впечатления от Кавказа так сильны и так глубоки, что с этими местами трудно расстаться. И Лермонтов их зарисовывает. На многих рисунках и картинах изображены конкретные места Кавказа, бесспорно выполненные с натуры, поскольку очень точны в деталях. Это, например, пейзаж окрестностей Пятигорска (слайд 1). 10-й ученик (Провоторова Марина): Тогда же Лермонтов написал свой автопортрет. (слайд 2) Поэт изобразил себя на фоне гор, в черкеске с газырями на груди, шашкой на поясе. Взгляд его задумчив, даже печален. Это одно из лучших и достовернейших изображений поэта. Автопортрет передает глубокий, напряженный мир поэта, его страдания, его душу. С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладных, то верхом; изъездил Линию вдоль Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, а Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже…, - так рассказывал Лермонтов в письме Раевскому о своих вынужденных поездках по Кавказу. -Покинув Пятигорск, по предписанию командования Лермонтов едет по Военно-грузинской дороге в Грузию, в свой полк: Роскошной Грузии долины Ковром раскинулись вдали: Счастливый, пышный край земли! – такой Грузия предстала перед Лермонтовым, такой он увидел ее и полюбил. (слайд 3- Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты) (звучит фрагмент из аидиоспектакля – трек 1) Задание. Среди представленных документов найдите фрагмент письма Лермонтова, в котором он описывает впечатления от увиденного с вершины снежной горы. ( слайд 4 Крестовая гора. 11-й ученик (Куприна Таня): Путешествуя по Грузии, поэт не только упивается живописной природой. Он посещает веселые пирушки, свадьбы. Здесь Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды об абреках и казаках. Девственные пейзажи и дружеские встречи запечатлевались в памяти юноши. Впоследствии это все отпечаталось в творениях поэта. - Люблю я Кавказ! - неоднократно говорит о своих чувствах Лермонтов, и в этих словах звучит и долгая разлука с полюбившимися горами, и тоска о прошедшей юности, и восхищение бурными реками, и радость встречи с необыкновенными людьми. Емельянова Катя читает стихотворение Кавказ. -В январе 1838 года после года службы на Кавказе Лермонтов возвращается в Петербург. А в середине 1840 года вновь возвращается на Кавказ, в крепость Грозную (ныне г. Грозный). На сей раз поэт послан на Кавказ за дуэль с сыном французского посла. Если во время первой ссылки Лермонтов видел Кавказ глазами поэта и художника, то теперь он видит этот край глазами воина. Он принимает участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал-лейтенанта Галафеева. После ряда небольших стычек, 11 июля, состоялся бой на реке Валерик. Задание. Журнал военных действий содержит запись о том, как проявил себя в этом бою поручик Лермонтов. Найдите и прочитайте эти сведения. (слайд 6) 12-й ученик (Шаналин Дима): Из переписки Лермонтова с А.Лопухиным: Милый Алеша! Пишу тебе из крепости Грозной, в которую мы, то есть отряд, возвратились после 20-дневной экспедиции по Чечне. Не знаю, что будет дальше, а пока судьба меня не очень обижает: я получил в наследство от Дорохова, которого ранили, отборную команду охотников, состоящую из ста казаков. Это нечто вроде партизанского отряда. -А теперь, юные лермонтововеды мне хотелось бы узнать: кто и почему называл Лермонтова правильным поручиком? (Так называли поэта солдаты за то, что он спал в холодные осенние ночи вместе с ними на холодной земле, ел из одного котла, не пользовался привилегиями офицера, был справедлив и заботился о солдатах). -Хорошо. А за что Лермонтова представил к награде генерал-лейтенант А.Галафеев? (Лермонтова представили к награде за тактический план спасения русской армии, попавшей в засаду у реки Валерик 11 июля 1840 года). -Память о бое у реки Валерик хранит рисунок с тем же названием ( слайд7) и стихотворение Я к вам пишу случайно, право…. Отрывок из этого стихотворения читает Мельников Денис. Что нужды? Здешние полки Народ испытанный… В штыки, Дружнее! - раздалось за нами. Кровь загорелася в груди! Все офицеры впереди… Верхом помчался на завалы Кто не успел спрыгнуть с коня… Ура! и смолкло. Вон кинжалы, В приклады! и пошла резня. И два часа в струях потока Бой длился. Резались жестоко, Как звери, молча, с грудью грудь, Ручей телами запрудили. Хотел воды я зачерпнуть… (И зной и битвы утомили Меня), но мутная волна Была тепла, была красна. - Увидев войну вблизи, Лермонтов особо остро ощутил ее жестокость и противоестественность. Он высказывает свое осуждение войне: …с грустью тайной и сердечной Я думал Жалкий человек. Чего он хочет?.. небо ясно, Под небом места много всем. Но как ни странно именно под небом Кавказа, но не ясного, а во время грозы и сильного дождя состоялась роковая дуэль Лермонтова и Мартынова. 8-й ученик (Емельянова Катя): Вспоминает А.И.Васильчиков, секундант М.Ю.Лермонтова: Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место… темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау. Мы отмерили с Глебовым 30 шагов, последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на 10 шагов по команде марш. Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали: Сходитесь!. Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленно на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу. 13-й ученик (Сидорова Вика): Его похоронили на скале у подножия горы Машук. Поэта не стало. Еще многие десятилетия ни одна газета не осмеливалась вспоминать его имя, говорить о загадочной смерти. Девушки, любившие его, уничтожали дорогие сердцу письма. 11-й ученик (Куприна Таня): А что же друзья? Неужели не рассказали всему миру правду, не вызвали убийцу на дуэль? 4-й ученик (Кабанина Света): Мнимые друзья – они только облегченно вздохнули. А настоящие… Левушка Пушкин был сослан подальше от центра России, а барон Вревский и Руфин Дорохов погибли в боях на Кавказе. 9-й ученик (Григорьева Алена): А бабушка, нежно и самозабвенно любящая внука, постарела сразу на 20 лет, потому что со смертью Мишеньки для нее умерла и единственная радость в жизни. Она переживет внука всего на 4 года. 14-й ученик (Бутузова Настя): Вокруг Перкальской скалы – лесная тишина. Шелестят деревья – свидетели убийства. На скале растут большие яркие цветы. Но не прикасайтесь к ним: они обожгут ваши пальцы. Это огненные цветы, в них кровь Лермонтова. - Действительно, 15 июля 1841 года стало черным днем для ценителей литературы, ведь не стало еще одного замечательного поэта, но остались его прекрасные творения. Многие из них –гимн любви к Кавказу, его горам и ущельям, шумным речным потокам, воинскому братству. 13-й ученик (Сидорова Вика): В короткой жизни Лермонтова не было года, когда бы он снова и снова не думал о Кавказе, как сын о матери. Значительная часть сверкающей алмазом лирики Черкесы, Кавказский пленник, Беглец, Демон, Измаил-бей, Ашик-Кериб, Дары Терека, Казачья колыбельная песня, Кинжал, Тамара, Свиданье, Прощанье, Хаджи- Абрек, Мцыри, его чудесная проза роман Герой нашего времени, миниатюра Синие горы Кавказа еще раз убеждают, что певец Кавказа Лермонтов, безусловно, занимает первое место в мировой литературе, разделяя его, быть может с созвездием кавказских поэтов разных времен и поколений. - А сейчас послушаем одно из стихотворений поэта-кавказца о Лермонтове. 3-й ученик (Болдырев Артём): Ты мне и ближе и дороже, С тобою мы ровесники давно: И я рожден в 14-м тоже, Но позже на столетие одно. Веленьем высочайшего указа, Опальный друг из северных сторон, Ты сослан был в ущелия Кавказа И к пуле горской в них приговорен. Но раздавались выстрелы в ауле, И горец из укрытья своего Кричал тебе: Не опасайся пули, Кавказцы знают, целиться в кого. Моя сестра до солнышка вставала, Тебе лепешки белые пекла. Когда с коня ты спрыгивал, бывало, Держал я стремя твоего седла. И благодарен собственной судьбе я За то, что там, где высятся снега, Тебе рассказы Исмаил-бея Переводил, присев у очага. И под ковром узорчатого ворса Мог перед сном оружье в головах Не прятать тот, кто так простого горца Сумел возвысить в пламенных стихах. Прошу тебя: Побудь еще немного. Но снова бурки черное крыло Ты, весело откинув у порога, Садишься в кабардинское седло. Вершины гор задумчивы и строги, Звезда с звездой над нами говорит. И молод ты, и нет конца дороге, И пыль веков летит из-под копыт! -Перо и кисть Лермонтова не могли не оставить следа на душе не только его современников, но нашли отклик в сердцах последующих поколений. 1-й ученик (Белякова Таня): Анна Ахматова о Лермонтове: Это было странное, загадочное существо – Царскосельский лейб-гусар… Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему… Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой из поэзий мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно. Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние зрелого возраста. Учащиеся читают наизусть миниатюру Синие горы Кавказа. - А вот каким поэт увидел утро на Кавказе. Гурова Римма читает стихотворение Утро на Кавказе. Светает – вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун, река журчит одна. Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там: Так девушки, купаяся в тени, Когда увидят юношу они, Краснеют все, к земле склоняют взор: Но как бежать, коль близок милый вор! Итог урока. -Ребята, сегодня мы только прикоснулись к одной из основных тем в творчестве Лермонтова. Я думаю ни у кого из вас не вызывает сомнение то, что Синие горы Кавказа хоть на некоторое время делали счастливым одинокого поэта. Неоднократно покидая петербургский свет и возвращаясь на Кавказ, Лермонтов был уверен: любимые горы не подведут, помогут забыться, пусть не излечат, но притупят душевную боль. Домашнее задание. - На последующих занятиях мы более подробно рассмотрим поэзию и прозу Лермонтова. Попытаемся определить какие выразительные средства, использованные поэтом, делают его произведения поистине шедеврами. Для этого дома вам нужно подготовить выразительное чтение стихотворения Кавказ и миниатюры Синие горы Кавказа. Письменно ответить на вопрос: Какие темы, образы, чувства объединяют стихотворение Кавказ с ритмической прозой Лермонтова? Какие для этого поэт использует выразительные средства? Из архивных материалов Стасов вспоминает: Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи стихотворение На смерть Пушкина, глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром, в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали…, про кого это речь шла в строфе А вы толпою жадною стоящие у трона, но все-таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые на что угодно,- так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление. 31 мая 1837г. Лермонтов пишет в письме: У меня здесь очень хорошее помещение; каждое утро из своего окна смотрю на всю цепь снежных гор и на Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам, я по временам кладу перо, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны… Ежедневно брожу по горам, … ни жара, ни дождь меня не останавливают. Вот как описывает Лермонтов свои впечатления в письме Раевскому: Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору на самый верх, что не совсем легко; откуда видна половина Грузии как на блюдечке, и право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам, хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь. В Журнале военных действий отмечено: Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием. Из донесения командованию: В делах 29 сентября и 3 октября Лермонтов обратил на себя особенное внимание отрядного начальства расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством, почему и поручена ему была команда охотников 10 октября… Невозможно было сделать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первым подвергался выстрелам и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. 12 октября бросился с горстью людей на превосходящего числом неприятеля и неоднократно отбивал его нападения на цепь наших стрелков… 15 октября он с командой первый прошел шалинский лес… При переправе через Аргун он действовал отлично…внезапно кинулся на партию неприятеля, которая тотчас же ускакала в ближайший лес. Кавказ Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз; Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял, Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это я люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ. Миниатюра Синие горы Кавказа Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых, как дым, улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.. Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов: они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют. Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры, как стражи ночей, отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник… все, все в этом крае прекрасно. Воздух там чист, как молитва ребенка; и люди, как вольные птицы, живут беззаботно: война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит. В дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы, и чистят оружье, и шьют серебром – в тишине увядая душою – желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.
  • Проверочная работа по литературе за 1 четверть (8 класс)Контрольная работа по литературе за первую четверть. Работа составлена по программе В.Я. Коровиной. Тест включает в себя вопросы по следующим произведениям: Недоросль Д.И.Фофизина и Капитанская дочка А.С. Пушкина. Тест включает в себя вопросы разной степени сложности: вопросы, требующие выбора правильного ответа, среди представленных вариантов(соответствует уровню сложности заданий А), вопросы, требующие полного ответа (соответствует уровню заданий С), вопросы, требующие написания одного сл...
  • Разработка открытого урока русского языка в 8 классе Урок русского языка на материале творчества А.С.Пушкина в 8 А классе по теме: Типы простых предложений по наличию главных членов: односоставные и двусоставные предложения. На данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий: наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, беседа, практическая работа, творческая работа (написание миниатюр), фронтальный опрос. Цель такой формы урока – развитие навыков самостоятельной аналитической работы и публичного...
  • 8 класс русский языкУрок русского языка в 8 классе. Повторение изученного. Причастие. Деепричастие. Тема: Повторение по темам: Причастие, Деепричастие. Цель: повторить морфологические признаки и орфограммы в причастиях и деепричастиях. Ход урока: - Что такое причастие? - На какие вопросы отвечает? - Назовите признаки глагола у причастия, признаки прилагательного у причастия. - Запишите суффиксы действительных причастий, образованных от глаголов 1 спряжения в 1 столбик; - Запишите суффиксы действительных прича...
  • Конспект урока по русскому языку на тему Назывные предложения (8 класс)Урок по теме Назывные предложения в 8 классе. Цели урока: дать понятие о назывных предложениях, о сфере и целях их употребления; повторить понятие об односоставных предложениях. В начале урока с учащимися повторяем об односоставных и двусоставных предложениях. Объяснение нового материала основана на исследовательской работке, входе чего учащиеся самостоятельно приходят к мнению о том, что существуют назывные предложения. Домашнее задание задается индивидуально.
  • Урок №5 из системы уроков (5) по роману М. Сервантеса Дон Кихот 8 классУрок №5 из системы уроков (5 уроков) по роману Мигеля Сервантеса Дон Кихот. Тема урока - дискуссия Дон Кихот. Кто он: мечтатель, чудак, интеллигентный человек? Цель данного урока - учить четко, логично высказывать собственные мысли, дискутировать, развивает навыки взаимопомощи и взаимопонимания при совмествной работе, мотивирует к высказыванию собственного мнения, утверждает разумный, выверенный, а не фанатичный взгляд на жизнь, воспитывает толерантное отношение к другим, формирует умение пр...
  • Рабочая программа по русскому языку (8 класс) Данная рабочая программа создана на основе программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю). Назначение программы:обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (б...
  • Методический проектИспользование мультимедийных технологий на уроках русского языка в 7-8 классах как способ развития интеллектуальных умений обучающихсяМедиатехнологии являются исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации. Тема данной работы была выбрана и является актуальной в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Применение элект...
  • Виды односоставных предложений (8 класс) Вид предложенияДействующее лицоМестоимения Определённо-личныеДеятель не назван, но мыслится как определённое лицоЯМы 1 лицо ТыВы 2 лицо Неопределённо-личныеДеятель не назван, но мыслится как неопределён-ное лицо Они – 3 лицоОбобщённо-личные Имеют значение обобщённого действияТы 2 лицоВы Они – 3 лицоБезличные В предложении нет и не может быть подлежащего Назывные В них утверждается наличие предмета или явления
  • Типы связи слов в словосочетании (8 класс)СОГЛАСОВАНИЕтолько вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? ·зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное УПРАВЛЕНИЕпадежные вопросы КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЕМ?· главное слово требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом и без;· зависимое не изменяется, если изменятся главное;· внутри может быть предлог ПРИМЫКАНИЕ вопросы КАК? ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? ЧТО ДЕЛАТЬ? и др.· зависимое слово связано с главным только по смыслу
  • Рабочая программа по литературе в 8 классе Планирование-единственный способ упорядочить нашу жизнь в процессе преподавания. Чтобы четко представлять задачи, цели, охватить материал и логически донести его до учеников, необходимо работать по выверенному, логически построенному, адаптированному к конкретной программе плану. Вашему вниманию представляется рабочая программа по литературе в 8 классе, созданная на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений...
  • Лингвистический турнир по русскому языку в 8 классе «Человек через слово всемогущ»Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся в области лексики, орфографии, синтаксиса. Задачи: - Актуализировать знания по русскому языку; - Научить логическому, творческому мышлению; - Научить быстро и правильно выполнять задания; - Привить чувство любви к русскому языку Формы: групповая, индивидуальная, парная. Методы: творческий, исследовательский, репродуктивный. Данный урок состоит из нескольких этапов, которые развивают у учащихся логическое мышление, память, воображение, анализ и с...
  • Конспект урока литературы в 8 классе Работа над учебным проектом Мой ПушкинУрок представляет собой совместную учебно-познавательную деятельность, направленную на создание личностно значимой интеллектуальной продукции с использованием обучающих структур Сингапурской системы и сопровождается мультимедийной презентацией. Результатом работы является коллективный проект для учеников 2-3 классов Мой Пушкин, направленный на развитие у них интереса к чтению. Работа над проектом строится в несколько этапов: I. Подготовительный этап; II. Планирование; III.Исслед...
  • Урок литературы в 8 классе на тему: Контраст как основной приём раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала»Урок входит в систему уроков по творчеству Л.Н. Толстого и является вторым после знакомства обучающихся с некоторыми фактами жизни Л. Толстого, особенностями его личности, жизненными источниками рассказа После бала и самим рассказом.Цель представления педагогического опыта на данном уроке - использование дифференцированных заданий на уроке литературы. Основой дифференциации стал уровень литературного образования учащихся, их учебные возможности и способности, обеспечивающие самостоятельный по...
  • Рабочая программа по русскому языку 8 класс под ред. М. Разумовской Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений Русский язык. 5-9 классы под редакцией М. М. Разумовской, Дрофа,2006 г., рассчитанной на 102 часа в год, 3 часа в неделю (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных школ) Выбор авторс...
  • Односоставные предложения 8 класс Цель урока: познакомиться с основными группами односоставных предложений и составить алгоритм определения типа односоставного предложения. Задачи, которые следует решить в процессе урока: 1.В чем различие между двусоставными и односоставными предложениями? 2.Какова классификация типов односоставных предложений? 3.Каковы характерные признаки каждого типа односоставного предложения? 4.Как ориентироваться в типах односоставных предложений, чтобы правильно их определять?
  • «Пока жива родная земля, живы и мы» (контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и природа в произведениях писателей и поэтов нашего края», русская литература, 8 класс с казахским языком обучения)Пока жива родная земля, живы и мы (контрольно-обобщающий урок по теме Человек и природа в произведениях писателей и поэтов нашего края, русская литература , 8 класс с казахским языком обучения) Цели: развитие творческого воображения и мышления уч-ся; формирование умений строить устное высказывание в форме выступления; совершенствование представлений о нравственных ценностях, ответственности, милосердии, разуме, добре и зле, смысле жизни, истине, воспитание любви к природе, к братьям мен...
  • Интегрированный урок (литература-музыка) 8 класс Интегрированный урок (литература – музыка), 8 класс Лев Николаевич Толстой и музыка. Составила Карпова Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г. Ржева Тверской области Цели и задачи: · расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя · показать роль музыки в жизни Л.Н.Толстого; · развивать интерес к изучению биографии и творчества писателя; · воспитывать чувство гордости за свою национальную кул...
  • Материаля для грамматической зарядки на уроках русского языка в 8 классе8 класс К уроку 3 Пунктуационный диктант: объяснить знаки препинания 1) Облака бежали низко, быстро затуманивали солнце. 2) Багратион – лучший генерал русской армии. 3) Мы вышли в сад, засыпанный мокрыми листьями. 4) Сад покорно ждет зимы, пригреваясь в солнечном блеске. К уроку 7 Словарный диктант: стр. 3-20 § 1 - 5 Россия, превосходный, классика, великолепный, массив, а... 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Согласование * * * Управление * * * * Примыкание * * * К уроку 32 Графический диктант : обозначить ГО, определить тип сказуемого 1) Все поехали отдыхать. СГС 2) Лиса семерых волков проведёт. ПГС 3) Книга прочитана. СИС 4) Москва – столица Российской Федерации. СИС 5) Книгу – то прочитали? ПГС К уроку 38 Словарный диктант: стр. 21-59 § 6 – 22 Повторен, повторена, стратегия... № Вопрос Ответ 1 Высказывание, представляющее собой два или несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённой последовательности Текст 2 Сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически Словосочетание 3 Связь, при которой одно слово зависит от другого Подчинительная 4 Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом. Управление 5 Вид связи, при которой зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу Примыкание ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Главные члены предложения § 13 -22 К уроку 36 № Вопрос Ответ 1 Предложения, в которых ГО выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым) Двусоставные 2 Предложения с одним главным членом Односоставные 3 Член предложения, отвечающий на вопросы И.п. Подлежащее 4 Сказуемое, образованное из вспомогательного глагола и примыкающей к нему неопределённой формы СГС 5 Сказуемое, которое состоит из двух элементов: глагола-связки и именной части СИС ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Второстепенные члены предложения § 23 -29 К уроку 45 ... № Вопрос Ответ 1 Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого Второстепенные 2 Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей Дополнение 3 Второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений Определение 4 Определения, связанные с определяемым словом посредством управления или примыкания Несогласованные 5 Определения, выраженные именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже Приложение ПРОСТЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ § 30 -36 К уроку 59 № Вопрос Ответ 1 Односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем сущ. в И.п. или сочетанием числительного с существительным Назывные (номинативные) 2 Односоставные предложения, которые называют действие, выраженное сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица Определённо-личные 3 Односоставные предложения, которые называют действие, совершаемое каким-то неопределённым лицом. Неопределённо-личные 4 Односоставные предложения, в которых не называется тот, кто производит действие Безличные 5 Односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица мн.ч. настоящего или будущего времени Неопределённо-личные ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Однородные члены предложения § 37 - 46 К уроку 84 № Вопрос Ответ 1 ПП, в котором может быть не назван какой-либо член, ясный из ближайшего текста Неполное 2 Члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию Однородные 3 Тип связи между однородными членами Сочинительная(сочинительный союз, перечислительная интонация) 4 Знак препинания между однородными членами, не соединёнными союзами Запятая 5 Если обобщающее слово стоит в п е р е д и однородных членов, то перед однородными членами ставится… какой знак препинания? Двоеточие Обособленные члены предложения § 47 - 54 &nbs
  • Программа факультатива по литературе Живое слово 8 класс Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творчески...
  • Рабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по предмету Русский язык8 класс разработана на основе учебной программы по русскому языку (авторы: М.Баранов, Т. Ладыженская, Н. Шанский,2010 год), Примерной программы основного образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и следующих нормативных документов: 1.Стандарт основного общего образования по русскому языку 2004 г.2.Инструктивно-методическое письмо Департамента образования Белгородской области Белгородского института развити...
  • Урок литературы в 8 классеДанный материал представляет собой конспект второго урока по теме Л.Н. Толстой. Рассказ После бала. Ребята уже познакомились с текстом произведения, и задачей данного урока стала работа над художественной деталью, а также ученики должны усвоить, что главный художественный приём, который использовал Лев Николаевич Толстой в своём произведении - это приём контраста. Неоднократно обращаясь к тексту произведения на уроке, дети прослеживали, как каждая деталь в описании героев рассказа построена н...
  • Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 8 классеКалендарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 8 класса, обучающихся по программе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Календарно-тематический план составлен по учебнику З.Ф.Малышевой в соответствии с учебным планом, с рабочей программой под редакцией В.В.Воронковой. При составлении данного планирования были учены возрастные, физические и умственные возможностей учащихся, обучающихся по программе VII вида. Учитывалось то, что уроки чтения должны бы...
  • Рабочая программа по русскому языку в 8 классе по УМК М, М. Разумовской Календарно-тематическое планирование по русскому языку за 8 класс. Программа курса русского языка для 8 классов общеобразовательных школ под редакцией М.М.Разумовской, М., Просвещение, 2012г. Учебник по русскому языку для общеобразовательных учреждений, 8 класс, автор-составитель М.М.Разумовская, М., Просвещение, 2012. № Раздел Тема урока Тип урока Требования к уровню подготовки учащихся Кол-во часов Дом.задание Дата 1 Язык и речь Вводный урок о русском языке. Русский язык в семье славянских народов Урок изучения нового материала Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа. Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом. 1 П.1, упр. 4 2 Повторение орфографии и морфологии Повторение орфографии и морфологии: написание н-нн в суффиксах Урок систематизации ЗУН Знать основные признаки частей речи Уметь анализировать языковой материал 1 П.4, упр 17 3 Повторение орфографии и морфологии Слитное – раздельное написание не с разными частями речи. Урок систематизации ЗУН Знать основные правила написания не с разными частями речи Уметь аргументировать выбор написания; Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. 1 П.5, упр.22 4 Повторение орфографии и морфологии Слитное – раздельное написание не с местоимениями и наречиями. Урок систематизации ЗУН Знать основные правила написания не с разными частями речи У1меть аргументировать выбор нап1исания; Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. 1 П.5, упр.24 5 Повторение орфографии и морфологии Употребление в тексте частицы ни Урок систематизации ЗУН Знать 1основные нормы русского литерату1рного языка (граммати1ческие и орфограф1ические) Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. 1 П.5, упр.26 6 Повторение орфографии и морфологии Контрольлная работа №1 (входная) Урок контроля Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. 1 7 Повторение орфографии и морфологии Дефисное написание слов. Урок систематизации ЗУН Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. 1 П.6, упр 32, ЗСП-1 8 Повторение орфографии и морфологии Написание наречий и их омонимов других частей речи. Урок систематизации ЗУН Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. 1 П.7, упр. 34 9 Повторение орфографии и морфологии Контрольная работа №2. Диктант по теме: “Повторение изученного в 5–7 классах” с грамматическим заданием. Урок контроля. Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. 1 Повтор. правила по справочнику 10 Речь Развитие речи. Речь и ее разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи. Урок развития речи. Знать основные признаки стилей речи, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста. 1 П.2-3, упр.8 11 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание Урок изучения нового материала. Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью. 1 П.10, упр. 44 12 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса Основные виды словосочетаний. Урок изучения нового материала Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. 1 П.10,упр. 46 13 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса Виды связи в словосочетании. Урок изучения нового материала Знать основные единицы языка, их признаки; виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. 1 П.10,упр. 47 14 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса Употребление словосочетаний в речи. Комбинированный урок. Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетания из предложений; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; использовать в устной и письменной речи. 1 П.10,упр. 52 15 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса Предложение. Урок изучения нового материала Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. 1 П.11, упр. 57 16 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса Интонация простого предложения. Урок изучения нового материала Знать понятия об интонации и ее элементах.умения правильно читать фразы в соответствии с пометами, составлять лингвистический рассказ об интонации. 1 П.12 упр. 61, ЗСП -3 Основные виды простого предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь вычленять односоставные и двусоставные 1 П.12 упр. 61(Д), 62 17 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Синтаксический разбор предложения. Комбинированный урок. Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым. 1 П.13, упр. 66 18 Синтаксис и пунктуация. Двусоставные предложения Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Синтаксический разбор предложения. Комбинированный урок. Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым. 1 П.13, упр. 67 19 Синтаксис и пунктуация. Двусоставные предложения Развитие речи: изложение с элементами сочинения (см. сборник текстов для изложения в 9 классе) Урок развития речи Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). Уметьопределять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста 1 Повтор. правила по справочнику 20 Синтаксис и пунктуация. Двусоставные предложения Способы выражения сказуемого. Урок изучения нового материала Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать про-стые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. 1 П.14. упр.73, 74 21 Синтаксис и пунктуация. Двусоставные предложения Способы выражения сказуемого. Урок закрепления ЗУН Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать про-стые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. 1 П.14. упр.80 22 Синтаксис и пунктуация. Двусоставные предложения Тире между подлежащим и сказуемым. Комбинированный урок. Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием. 1 П.15, упр.87 23 Синтаксис и пунктуация. Двусоставные предложения Развитие речи.Повторение. Типы речи. С
  • Разработка урока русского языка в 8 классеПлан урока русского языка в 8 классе по теме репортаж. Урок развития речи в 8 классе по теме Репортаж Цель урока: Систематизация знаний о газетных информационных жанрах, обучение определению формально-структурных элементов репортажа Задачи: 1) познакомить учащихся с особенностями репортажа ; 2) развить творческие способности обучающихся в ходе создания репортажа: 3) совершенствовать умения вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собс...
  • Обучение изложениям разных видов в 5 – 8 классахИзложение – один из традиционных для школы видов работы по развитию связной речи. При правильной организации работы изложение учит учащихся целенаправленно воспринимать речь на слух, при этом запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Оно обучает слушанию как деятельности. Специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективным является комплексное обучение, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать) формируются в с...
  • Таблица Сложносочиненное предложение (8 класс)В таблице Сложносочиненное предложение в полном объеме представлены сведения о разных группах сложносочиненных предложений, о знаках препинания между частями сложносочиненного предложения и об отсутствии запятых в данных сложных предложениях, что позволяет качественно и результативно организовать на уроках глубокое и всестороннее изучение и повторение лингвистического материала.Таблица позволит педагогу отработать разнообразные умения и навыки с учетом индивидуальных особенностей каждого шко...
  • Таблица Типы сказуемых (8 класс)В таблице Типы сказуемых в полном объеме представлены сведения не только о типах сказуемых (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое), но и о способах выражения этих сказуемых, что позволяет качественно и результативно организовать на уроках глубокое и всестороннее изучение и повторение лингвистического материала.Таблица позволит педагогу отработать разнообразные умения и навыки с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника, что имеет...
  • Таблица Способы выражения подлежащего (8 класс)В таблице Способы выражения подлежащего в полном объеме представлены сведения о том, какими способами могут быть выражены подлежащие в предложениях (различные части речи и цельные словосочетания), что позволяет качественно и результативно организовать на уроках глубокое и всестороннее изучение и повторение лингвистического материала.Таблица позволит педагогу отработать разнообразные умения и навыки с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника, что имеет важное значение при подгото...
  • Урок русской литературы в 8 классе по теме КлассицизмТема: XVIII век – начало новой русской литературы. Отличие литературы XVIII в. от древнерусской. XVIII в. – век Просвещения. Классицизм в русской литературе. Реформа стихосложения, теория трех штилей. Тип урока: комбинированный Форма: лекция Результаты обучения: Учащиеся должны ЗНАТЬ отличительные черты классицизма как литературного направления; иметь представление о реформа стихосложения и теории трех штилей; УМЕТЬ называть особенности классицизма, свободно выражать свое мнение; ПОНИМАТЬ взаимо...
  • Таблица Предложение (8 класс)В таблице в полном объеме представлены сведения о предложении, что позволяет качественно и результативно организовать на уроках глубокое и всестороннее изучение и повторение лингвистического материала.С помощью таблицы можно легко и быстро выполнить синтаксический разбор простого предложения, охарактеризовав его по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматической основы и второстепенных членов предложения, по наличию осложнений. В таблице также представлен материал по типам односостав...
  • Урок русского языка по теме Подлежащее, способы его выражения (8 класс)Тема: Подлежащее, способы его выражения.Тип урока: комбинированныйРезультаты обучения:Учащиеся должныЗНАТЬ понятие о подлежащем, способах его выражения;УМЕТЬ определять грамматическую основу предложения, способ выражения подлежащего;ПОНИМАТЬ синтаксическую роль подлежащего в предложении, его грамматическое значение.Методы обучения: Словесные: беседа, консультация;Наглядные: схема;Практические: творческие задания, игры, самостоятельная работа, работа с учебником. Проблемно-поисковые: эвристическ...
  • Рабочая программа по литературе для 8 классаКак часть образовательной области Филология учебный предмет Литература тесно связан с предметом Русский язык. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета Литература определяется тем, что он представляе...
  • Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе (2-я четверть)календарно-тематическое планирование уроков ведется с целью планомерного распределения учебного материала, поэтому является неотъемлемой частью деятельности учителя. В каждом образовательном учреждении есть свои особенности расписания, но почасовое распределение тем в принципе не может отличаться, так как существует определенная расчасовка по программе. Разброс тем, соответственно, может быть разным лишь ввиду индивидуальных причин: отставание в первой четверти или, наоборот, замена уроков ...
  • Индивидуальное календарно-тематическое планирование 8 классИндивидуальное календарно-тематическое планирование 8 класс
  • Олимпиада по русскому языку (8 класс)Олимпиадные задания состоят из двух туров. Цель: выявить сильнейших; привить интерес к предмету; развивать логику и смекалку.Олимпиадные задания для 8 класса І тур 1. Расставьте ударения в словах. Арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята, засветло, истекший, кормящий, ленящийся, мельком, набело, набок, наверх. 2. Выделите морфемы в словах. Багряный, румяный, уважительный, решительный, шевелить, вдалеке, долина. 3. Поставьте в родительный, да...
  • Демонстрационный и раздаточный материал по русскому языку на тему Приложение 8 классНа изучение темы Приложение в 8 классе отводится 2 часа. Чтобы формировать прочные навыки постановки дефиса и кавычек при приложении, используются демонстрационные и раздаточные карточки. Демонстрационный материал - это карточки формата А-4, на которых напечатан теоретический материал по теме: определение приложения, условия постановки дефиса и кавычек или их отсутствие (возможно увеличение таких карточек до формата А-3). Эти карточки сопровождают изучение темы на всех этапах (при изучении но...
  • Демонстрационный материал по русскому языку на тему Типы односоставных предложений 8 классДемонстрационный материал по теме Типы односоставных предложений - это карточки формата А-4 (возможно увеличение до формата А-3), на которых напечатан теоретический материал: определение каждого типа односоставного предложения (определенно-личного, неопределенно-личного, безличного, обобщенно-личного, назывного предложения). При подаче определения каждого типа односоставного предложения сохраняется логика: односоставное предлож.- в форме какого главного члена предложения - способ выражения ...
  • Конспект урока Профессиональные слова (8 класс)Тема: Профессиональные слова, 8 класс Цели урока: 1. Познакомить учащихся с лексикой ограниченного употребления – профессиональными словами; 2. Рассмотреть особенности профессиональных слов и их отличие от общеупотребительных; 3. Выявить сферу использования профессиональных слов; 4. Составить кластер с целью повышения мотивации детей к познанию нового; 5. Формировать умение систематизировать знания, выделять главное Изучение лексики ограниченного употребления, ...
  • Анализ результатов среза знаний по русскому языку в 8 классеОбучающиеся восьмых классов находятся на особом контроле учителей гуманитарного цикла. Именно им через год давать ГИА. Впереди как раз этот самый год-время, котрого уже не бывает в 9 классе! Поэтому в этот период очень важно построить работу на уроках таким образом, чтобы макисмально качественно подготовить детей к предстоящим испытаниям.Предварительные срезы знаний также входят в систему подготовки. Выявление проблем, построение индивидуальной системы работы с каждым обучающимся, простраивани...
  • Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса по программе В. Я. КоровинойДанная рабочая программа учебного предмета литература для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы Программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной . Литература 5-11 класс (Базовый уровень),10-11 классы (Профильный уровень.Москва.Просвещение2008, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта образования и основной образовательной программой ОУ. Отли...
  • Срез по русскому языку (8 класс)Данный срез по русскому языку в 8 классе по теме Способы связи слов в словосочетании в нескольких вариантах можно использовать как дидактический материал. адание к самостоятельной работе в 8 классе по теме Способы слов в словосочетании1.Определите способ связи данных словосочетаний.2.Выпишите из данного предложения все возможные словосочетания, определите способ связи.3.Выпишите из данного предложения словосочетание со связью. Вариант 1.№1Читать повестьБронзовая статуяУмчался вдальМои рове...
  • Интегрированный урок развития речи и ИЗО 8 класс В поисках красоты Интегрированный урок развития речи и ИЗО Цели: развивать речь учащихся, формируя навыки самостоятельного описания окружающего мира; помочь понять образный язык искусства на основе искусствоведческого текста; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины. Оборудование: плакаты, репродукции картин, магнитофон, цветные мелки. Ход урока I. Вступительное слово учителя. - Тишиной, спокойствием веет от полотен Константина Федоровича Юона, русского художника, которого называли поэтом р...
  • Конспект урока на тему Нравственные проблемы в повести А. Алексина «Раздел имущества (8 класс) А. Моруа писал: Искусство - это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный. Я хочу предложить вам материал интегрированного урока по произведению А. Алексина Раздел имущества, проведенного два года назад в 8 классе. Необходимость такого урока возникла в результате подготовки выступления ученицы на Окружном семинаре по литературе Духовно-нравственные истоки русской литературы. Ее сочинение по теме Образ бабушки в произведениях русских писателей я тоже решила опубл...
© 2010-2018