Русский язык и Литература

  • Тестовая работа по русскому языку (8 класс)Данная контрольная работа по русскому языку представляет собой тестовые задания по теме Односоставные предложения. Эта работа включает 15 заданий разного уровня сложности. Задания с 1 по 14 с выбором ответа, задание 15 - ответ нужно сформулировать самостоятельно. Рекомендуется в качестве контрольного материала по проверке знаний учащихся по итогам 1 полугодия. Критерии оценки работы учащихся: 5 - от 14 до 15 правильных ответов 4 - от 11 до 13 правильных ответов 3 - от 8 до 10 правильных...
  • Неопределенные местоимения. Летчик-испытатель. Урок в 8 классеТема урока: Неопределенные местоимения . Летчик-испытатель Цели урока: познакомить учащихся с еще одним разрядом местоимений – неопределенными местоимениями; показать общее значение, морфологические признаки, способы образования неопределенных местоимений; использование данных местоимений в речи; развивать и совершенствовать орфографическую зоркость, творческие способности, связную речь; активизировать мыслительную деятельность; показать роль неопределенных местоимений как одного из средств с...
  • Конспект урока литературы Мцыри М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. (8 класс) Тема: Мцыри М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Цели: Познакомить учащихся с понятием романтизм, историей создания поэмы, понятием свобода и несвобода. Развитие мыслительной деятельности через установление логических связей между реальными событиями и событиями, описанными в поэме. Развитие речи через словарную работу, ответы на вопросы. Воспитание интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, выход в Интернет. Дидактический материал к учебному занятию: иллюстрации, словари, справочники, раздаточный материал.
  • Урок-путешествие по литературе в 8 классе на тему «Синие горы Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»Урок-путешествие по литературе в 8 классе на тему Синие горы Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, связанными с пребыванием его на Кавказе; с некоторыми архивными документами той поры; познакомить с творчеством Лермонтова-поэта и Лермонтова-художника. Тип урока: изучение нового материала (урок-путешествие с Лермонтовым на Кавказ). Оборудование: компьютерная презентация (виды Кавказа, репродукции работ Лермонтова), архивные документы, тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова, магнитофон, аудиоспектакль Герой нашего времени. Ход урока Синие горы Кавказа, Приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры мечтаю о вас да о небе… М.Ю.Лермонтов 1.Вступительное слово учителя. -Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке литературы мы совершим с вами увлекательное путешествие в прошлое, а точнее в 30-е, начало 40-х годов 19 столетия, в то время, когда жил замечательный поэт, писатель и незаурядный художник М.Ю.Лермонтов. Вы уже, наверное, успели прочитать тему нашего урока Синие горы Кавказа в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Выбрана эта тема не случайно, так как пребывание здесь стало для поэта самым счастливым и в то же время самым роковым. Михаил Юрьевич очень любил Кавказ, поэтому эпиграфом к нашему уроку стали его восторженные слова об этих местах. Написаны они были начинающим поэтом в 16 лет. Еще одна причина, по которой мы обратились к этой теме,- стихи и поэмы, роман Герой нашего времени, основанные на воспоминаниях и впечатлениях о Кавказе, легендах и песнях горских народов. В 5, 6, 7 классах вы уже знакомились с некоторыми фактами из жизни Лермонтова и знаете, что на Кавказе поэт был неоднократно. Образ Кавказа появляется в произведениях разных лет. Он видел этот край глазами путешественника, художника, поэта и воина. Когда же это происходило? Послушаем небольшие сообщения ребят и почитаем стихи, познакомимся с прекрасными полотнами Лермонтова-художника. 2. Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова. 1-й ученик (Белякова Таня): В детстве поэт очень часто болел. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал вместе с бабушкой. Она трижды возила внука на воды лечиться. Было это в 1818,1820 и 1825 годах. Останавливались бабушка и внук в имениях родственников по материнской линии Шелкозаводское и Столыпиновка, расположенных недалеко от казачьей станицы Шелковской и Горячеводска (ныне Пятигорска). Бывал Лермонтов и на Тереке. Ездили на своих лошадях, через всю Россию. Путешествие продолжалось недели три. Наконец, на краю государства вставали Кавказские горы, парили в небе орлы и открывался суровый край войны. Переезды совершались не иначе, как под охраною пушки. 2-й ученик (Гусаров Саша): Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный… Ещё ребенком робкими шагами Взбирался я на гордые скалы, Увитые туманными чалмами, Как головы поклонников Аллы. Там ветер машет вольными крылами, Там ночевать слетаются орлы; Я в гости к ним летал мечтой послушной И сердцем был товарищ их воздушный. 3-й ученик (Болдырев Артём): О первой встрече с Кавказом Лермонтов расскажет сам: Кто мне поверит, что я узнал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тётушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, вбежал в комнату; она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда не об чём не имел понятия, тем не менее это была страсть, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано!.. Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице: я плакал потихоньку без причины, желал её видеть, а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые; непринужденность – нет, с тех пор я ничего подобного не видал, или мне это кажется, потому что я никогда не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны… И так рано! В 10 лет! О, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!..иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! Но чаще плакать. 4-й ученик (Кабанина Света): И на Тереке, и в Горячеводске Лермонтов видел черкесов в лохматых шапках и бурках, скачки джигитов, слышал горские легенды и песни. Все в этом крае было необыкновенно и ново – обычаи, нравы, характеры горцев и русских: казаков, солдат, офицеров, на которых наложили свой отпечаток кавказская жизнь и закон долголетней войны, которая, к сожалению, не прекращается и в наши дни. Звучит отрывок песни Это Кавказ. Продолжает 4-й ученик (Кабанина Света): Жизнь полная тревог, опасностей и лишений, рождала героев. Много на Кавказе было людей, неугодных правительству, недовольных порядками царской России. И Кавказ с ранних лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы и чести, как родина благородных и возвышенных страстей. Все это не могло не отразиться на творчестве поэта. - Ребята, а знаете ли вы, что Лермонтов был необычайно одаренным человеком? Что вам известно об этом? 5-й ученик (Соловьёва Лена): Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя живописи, без сомненья, стал бы великим художником. Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками, а французский и немецкий знал как родной русский. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. - Россия обрела великого поэта - М.Ю.Лермонтова - в траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа не отхлынули еще от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь А.С.Пушкина, когда Жуковский сказал России: Солнце русской поэзии закатилось. В эти дни обе столицы облетели строки гневные и трагические, которые клеймили виновников гибели Пушкина. Бутузова Настя читает отрывок из стихотворения Смерть поэта. А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда – все молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегните к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! -Стихотворение Смерть поэта разошлось множеством рукописных списков по всей России. В Петербурге его читали всюду: в кондитерской Вольфа Беранже, в домах образованных дворян и интеллигенции, юнкерской школе, которую недавно закончил Лермонтов, в училище правоведения, где учился тогда будущий музыкальный критик В.В.Стасов. Задание. Среди представленных документов той поры найдите материал о том, какой отклик имело стихотворение среди читателей. - Так Россия обрела нового великого поэта. Кто-то услужливо направил один из списков стихотворения Николаю 1 с символической надписью: Воззвание к революции. Царь наложил на нем такую резолюцию: Приятные стихи, нечего сказать… Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону. 6-ой ученик (Шаналин Дима): У Лермонтова был сделан обыск. В конце февраля поэт пробыл несколько дней под арестом в Главном штабе. Затем он был переведен из Гвардейского полка в Нижегородский драгунский полк и начал готовиться к отъезду. Нижегородский полк стоял на Кавказе, который был совсем недавно присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, между вооруженными горцами и царской армией то и дело происходили столкновения. Под пули горцев и отправил Николай 1 Лермонтова. -Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами – престолами природы. 7-й ученик (Копейко Никита): С тех пор прошло тяжелых много лет, И вновь меня меж скал своих ты встретил. Как некогда ребенку, твой привет Изгнаннику был радостен и светел, Он пролил в грудь мою забвенье бед И дружески на дружный зов ответил. -По дороге в Кахетию, где стоял полк, Лермонтов заболел, попал в госпиталь, в середине мая был переведен в Пятигорск. (слайд 1-Вид Пятигорска 1837г.) 8-й ученик (Емельянова Катя): Когда Лермонтов приехал в город, на него нахлынули воспоминания детства. Сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, он был удивлен произошедшими здесь изменениями: в когда-то маленьком поселке появились красивые здания, он был переименован в Пятигорск. Там, где располагался казачий пост, появилась изящная беседка Эолова арфа, четко вырисовывающаяся на фоне неба. В нее вмонтировали музыкальный инструмент – арфу, струны которой приводились в действие ветром через флюгер и специальное устройство и издавали довольно мелодичные звуки. Задание. Среди представленных документов найдите фрагмент письма Лермонтова, в котором он описывает, открывающийся из окна вид на горы, и говорит о том, как проводит время. Звучит запись (отрывок из аудиоспектакля Герой нашего времени, Вчера я приехал в Пятигорск…). -Кавказские впечатления жизни на водах лягут в дальнейшем в основу повести Княжна Мери, а пока появляются рисунки, снятые на скорую руку. Позже они послужат материалом для будущих картин. Именно по возвращении с Кавказа талант Лермонтова-живописца раскроется в полной мере. А теперь, мои дорогие лермонтововеды, скажите мне: как рано поэт начал рисовать? 9-й ученик (Григорьева Алена): Рисовать Лермонтов начал рано. Пол в его детской комнате в Тарханах был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Любопытно, что на самом раннем портрете Лермонтов изображен в возрасте 4-х-5-ти лет с мелком в правой руке. Лермонтов рисовал всю сознательную жизнь, с детства и до безвременной гибели. Многие его работы не сохранились. Однако и то, что до нас дошло более 10 картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трехсот рисунков, - дает возможность составить достаточно полное представление о его художественном наследии. - Лермонтов был одним из первых художников, начавших писать Кавказ, трактуя эту тему в духе романтической живописи. Впечатления от Кавказа так сильны и так глубоки, что с этими местами трудно расстаться. И Лермонтов их зарисовывает. На многих рисунках и картинах изображены конкретные места Кавказа, бесспорно выполненные с натуры, поскольку очень точны в деталях. Это, например, пейзаж окрестностей Пятигорска (слайд 1). 10-й ученик (Провоторова Марина): Тогда же Лермонтов написал свой автопортрет. (слайд 2) Поэт изобразил себя на фоне гор, в черкеске с газырями на груди, шашкой на поясе. Взгляд его задумчив, даже печален. Это одно из лучших и достовернейших изображений поэта. Автопортрет передает глубокий, напряженный мир поэта, его страдания, его душу. С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладных, то верхом; изъездил Линию вдоль Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, а Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже…, - так рассказывал Лермонтов в письме Раевскому о своих вынужденных поездках по Кавказу. -Покинув Пятигорск, по предписанию командования Лермонтов едет по Военно-грузинской дороге в Грузию, в свой полк: Роскошной Грузии долины Ковром раскинулись вдали: Счастливый, пышный край земли! – такой Грузия предстала перед Лермонтовым, такой он увидел ее и полюбил. (слайд 3- Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты) (звучит фрагмент из аидиоспектакля – трек 1) Задание. Среди представленных документов найдите фрагмент письма Лермонтова, в котором он описывает впечатления от увиденного с вершины снежной горы. ( слайд 4 Крестовая гора. 11-й ученик (Куприна Таня): Путешествуя по Грузии, поэт не только упивается живописной природой. Он посещает веселые пирушки, свадьбы. Здесь Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды об абреках и казаках. Девственные пейзажи и дружеские встречи запечатлевались в памяти юноши. Впоследствии это все отпечаталось в творениях поэта. - Люблю я Кавказ! - неоднократно говорит о своих чувствах Лермонтов, и в этих словах звучит и долгая разлука с полюбившимися горами, и тоска о прошедшей юности, и восхищение бурными реками, и радость встречи с необыкновенными людьми. Емельянова Катя читает стихотворение Кавказ. -В январе 1838 года после года службы на Кавказе Лермонтов возвращается в Петербург. А в середине 1840 года вновь возвращается на Кавказ, в крепость Грозную (ныне г. Грозный). На сей раз поэт послан на Кавказ за дуэль с сыном французского посла. Если во время первой ссылки Лермонтов видел Кавказ глазами поэта и художника, то теперь он видит этот край глазами воина. Он принимает участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал-лейтенанта Галафеева. После ряда небольших стычек, 11 июля, состоялся бой на реке Валерик. Задание. Журнал военных действий содержит запись о том, как проявил себя в этом бою поручик Лермонтов. Найдите и прочитайте эти сведения. (слайд 6) 12-й ученик (Шаналин Дима): Из переписки Лермонтова с А.Лопухиным: Милый Алеша! Пишу тебе из крепости Грозной, в которую мы, то есть отряд, возвратились после 20-дневной экспедиции по Чечне. Не знаю, что будет дальше, а пока судьба меня не очень обижает: я получил в наследство от Дорохова, которого ранили, отборную команду охотников, состоящую из ста казаков. Это нечто вроде партизанского отряда. -А теперь, юные лермонтововеды мне хотелось бы узнать: кто и почему называл Лермонтова правильным поручиком? (Так называли поэта солдаты за то, что он спал в холодные осенние ночи вместе с ними на холодной земле, ел из одного котла, не пользовался привилегиями офицера, был справедлив и заботился о солдатах). -Хорошо. А за что Лермонтова представил к награде генерал-лейтенант А.Галафеев? (Лермонтова представили к награде за тактический план спасения русской армии, попавшей в засаду у реки Валерик 11 июля 1840 года). -Память о бое у реки Валерик хранит рисунок с тем же названием ( слайд7) и стихотворение Я к вам пишу случайно, право…. Отрывок из этого стихотворения читает Мельников Денис. Что нужды? Здешние полки Народ испытанный… В штыки, Дружнее! - раздалось за нами. Кровь загорелася в груди! Все офицеры впереди… Верхом помчался на завалы Кто не успел спрыгнуть с коня… Ура! и смолкло. Вон кинжалы, В приклады! и пошла резня. И два часа в струях потока Бой длился. Резались жестоко, Как звери, молча, с грудью грудь, Ручей телами запрудили. Хотел воды я зачерпнуть… (И зной и битвы утомили Меня), но мутная волна Была тепла, была красна. - Увидев войну вблизи, Лермонтов особо остро ощутил ее жестокость и противоестественность. Он высказывает свое осуждение войне: …с грустью тайной и сердечной Я думал Жалкий человек. Чего он хочет?.. небо ясно, Под небом места много всем. Но как ни странно именно под небом Кавказа, но не ясного, а во время грозы и сильного дождя состоялась роковая дуэль Лермонтова и Мартынова. 8-й ученик (Емельянова Катя): Вспоминает А.И.Васильчиков, секундант М.Ю.Лермонтова: Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место… темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау. Мы отмерили с Глебовым 30 шагов, последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на 10 шагов по команде марш. Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали: Сходитесь!. Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленно на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу. 13-й ученик (Сидорова Вика): Его похоронили на скале у подножия горы Машук. Поэта не стало. Еще многие десятилетия ни одна газета не осмеливалась вспоминать его имя, говорить о загадочной смерти. Девушки, любившие его, уничтожали дорогие сердцу письма. 11-й ученик (Куприна Таня): А что же друзья? Неужели не рассказали всему миру правду, не вызвали убийцу на дуэль? 4-й ученик (Кабанина Света): Мнимые друзья – они только облегченно вздохнули. А настоящие… Левушка Пушкин был сослан подальше от центра России, а барон Вревский и Руфин Дорохов погибли в боях на Кавказе. 9-й ученик (Григорьева Алена): А бабушка, нежно и самозабвенно любящая внука, постарела сразу на 20 лет, потому что со смертью Мишеньки для нее умерла и единственная радость в жизни. Она переживет внука всего на 4 года. 14-й ученик (Бутузова Настя): Вокруг Перкальской скалы – лесная тишина. Шелестят деревья – свидетели убийства. На скале растут большие яркие цветы. Но не прикасайтесь к ним: они обожгут ваши пальцы. Это огненные цветы, в них кровь Лермонтова. - Действительно, 15 июля 1841 года стало черным днем для ценителей литературы, ведь не стало еще одного замечательного поэта, но остались его прекрасные творения. Многие из них –гимн любви к Кавказу, его горам и ущельям, шумным речным потокам, воинскому братству. 13-й ученик (Сидорова Вика): В короткой жизни Лермонтова не было года, когда бы он снова и снова не думал о Кавказе, как сын о матери. Значительная часть сверкающей алмазом лирики Черкесы, Кавказский пленник, Беглец, Демон, Измаил-бей, Ашик-Кериб, Дары Терека, Казачья колыбельная песня, Кинжал, Тамара, Свиданье, Прощанье, Хаджи- Абрек, Мцыри, его чудесная проза роман Герой нашего времени, миниатюра Синие горы Кавказа еще раз убеждают, что певец Кавказа Лермонтов, безусловно, занимает первое место в мировой литературе, разделяя его, быть может с созвездием кавказских поэтов разных времен и поколений. - А сейчас послушаем одно из стихотворений поэта-кавказца о Лермонтове. 3-й ученик (Болдырев Артём): Ты мне и ближе и дороже, С тобою мы ровесники давно: И я рожден в 14-м тоже, Но позже на столетие одно. Веленьем высочайшего указа, Опальный друг из северных сторон, Ты сослан был в ущелия Кавказа И к пуле горской в них приговорен. Но раздавались выстрелы в ауле, И горец из укрытья своего Кричал тебе: Не опасайся пули, Кавказцы знают, целиться в кого. Моя сестра до солнышка вставала, Тебе лепешки белые пекла. Когда с коня ты спрыгивал, бывало, Держал я стремя твоего седла. И благодарен собственной судьбе я За то, что там, где высятся снега, Тебе рассказы Исмаил-бея Переводил, присев у очага. И под ковром узорчатого ворса Мог перед сном оружье в головах Не прятать тот, кто так простого горца Сумел возвысить в пламенных стихах. Прошу тебя: Побудь еще немного. Но снова бурки черное крыло Ты, весело откинув у порога, Садишься в кабардинское седло. Вершины гор задумчивы и строги, Звезда с звездой над нами говорит. И молод ты, и нет конца дороге, И пыль веков летит из-под копыт! -Перо и кисть Лермонтова не могли не оставить следа на душе не только его современников, но нашли отклик в сердцах последующих поколений. 1-й ученик (Белякова Таня): Анна Ахматова о Лермонтове: Это было странное, загадочное существо – Царскосельский лейб-гусар… Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему… Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой из поэзий мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно. Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние зрелого возраста. Учащиеся читают наизусть миниатюру Синие горы Кавказа. - А вот каким поэт увидел утро на Кавказе. Гурова Римма читает стихотворение Утро на Кавказе. Светает – вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун, река журчит одна. Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там: Так девушки, купаяся в тени, Когда увидят юношу они, Краснеют все, к земле склоняют взор: Но как бежать, коль близок милый вор! Итог урока. -Ребята, сегодня мы только прикоснулись к одной из основных тем в творчестве Лермонтова. Я думаю ни у кого из вас не вызывает сомнение то, что Синие горы Кавказа хоть на некоторое время делали счастливым одинокого поэта. Неоднократно покидая петербургский свет и возвращаясь на Кавказ, Лермонтов был уверен: любимые горы не подведут, помогут забыться, пусть не излечат, но притупят душевную боль. Домашнее задание. - На последующих занятиях мы более подробно рассмотрим поэзию и прозу Лермонтова. Попытаемся определить какие выразительные средства, использованные поэтом, делают его произведения поистине шедеврами. Для этого дома вам нужно подготовить выразительное чтение стихотворения Кавказ и миниатюры Синие горы Кавказа. Письменно ответить на вопрос: Какие темы, образы, чувства объединяют стихотворение Кавказ с ритмической прозой Лермонтова? Какие для этого поэт использует выразительные средства? Из архивных материалов Стасов вспоминает: Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи стихотворение На смерть Пушкина, глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром, в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали…, про кого это речь шла в строфе А вы толпою жадною стоящие у трона, но все-таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые на что угодно,- так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление. 31 мая 1837г. Лермонтов пишет в письме: У меня здесь очень хорошее помещение; каждое утро из своего окна смотрю на всю цепь снежных гор и на Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам, я по временам кладу перо, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны… Ежедневно брожу по горам, … ни жара, ни дождь меня не останавливают. Вот как описывает Лермонтов свои впечатления в письме Раевскому: Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору на самый верх, что не совсем легко; откуда видна половина Грузии как на блюдечке, и право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам, хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь. В Журнале военных действий отмечено: Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием. Из донесения командованию: В делах 29 сентября и 3 октября Лермонтов обратил на себя особенное внимание отрядного начальства расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством, почему и поручена ему была команда охотников 10 октября… Невозможно было сделать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первым подвергался выстрелам и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. 12 октября бросился с горстью людей на превосходящего числом неприятеля и неоднократно отбивал его нападения на цепь наших стрелков… 15 октября он с командой первый прошел шалинский лес… При переправе через Аргун он действовал отлично…внезапно кинулся на партию неприятеля, которая тотчас же ускакала в ближайший лес. Кавказ Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз; Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял, Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это я люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ. Миниатюра Синие горы Кавказа Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых, как дым, улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.. Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов: они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют. Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры, как стражи ночей, отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник… все, все в этом крае прекрасно. Воздух там чист, как молитва ребенка; и люди, как вольные птицы, живут беззаботно: война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит. В дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы, и чистят оружье, и шьют серебром – в тишине увядая душою – желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.
  • Урок литературы по поэме Слово о полку Игореве (8 класс)Урок литературы по поэме Слово и полку Игореве представляет из себя занятие с применением ЭОР. Это первое занятие по древнерусской поэме.В конспекте есть такие виды работы, как слово учителя, комментириованное чтение, составление цитатного плана, выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы, словарная работа.В конспекте содержатся ссылки на электронные образовательные ресурсы, которые помогут учителю сделать урок более эмоциональным и иллюстративным.Здесь есть также и форма контроля в виде ...
  • Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва Просвещение, 2011 г. Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: Литература 8 класс в 2-частях. Москва: Просвещение, 2012 ...
  • Проект учащихся 8 класса Влияние языка Интернет-субкультуры на речь школьников нашей школыПроект подготовлен группой учащихся 8 А класса и представлен на школьной фестивале проектов в 2013 году. В работе представлены материалы по теории вопроса Влияние языка Интернета на речь учащихся. Проведены ислледования среди учеников , педагогов и родителей по проблеме. как Интернет влияет на речь школьников. Участники проекта попытались выяснить причины широкого использования жаргонизмов , возникших под влиянием Интернета. в повседневной жизни школьников. С материалами. полученнымив ходе под...
  • Конспект урока русского языка для 8 классов Обособление обстоятельствДанный урок относится к разделу Обособленные члены предложения. урок русского языка предназначен для учащихся 8 классов казахской школы. основной целью урока является дать понятие об обособленных обостоятельствах, условиях их обособлении и необособлении, научить распознавать и находить обстоятельства в предложении.урок с использованием интерактивного оборудования с использованием презентации повер поинт. урок содержит разнообразные игровые моменты, тренировочные упражнения, тесты, задания, на...
  • Учебно-дидактический комплект к уроку русского языка в 8 классе по теме Обособленные определенияУчебно – дидактический комплект для работы в группах может быть использован на учебном занятии по русскому языку в 8 классе по теме Обособленные определения. На этом занятии учитель – организатор усвоения школьниками изученного ранее теоретического учебного материала. Основным видом деятельности здесь является закрепление того, что изучалось на предыдущем занятии, и отработка практических навыков. Работая в группах, ученики осмысливают, уточняют, воспроизводят, обобщают, а в итоге переводят во внутренний план умственных действий новую для себя информацию. В начале учебного занятия распределяются позиции между участниками группы: -руководитель группы следит за тем, чтобы все работали для достижения цели, осуществляет контроль за выполнением работы; -держатель норм следит за выполнением норм времени, общения; -организатор коммуникации следит за тем, чтобы в группе все говорили и действовали по теме занятия, чтобы не говорили только сильные ученики, предлагает способ коммуникации (по очереди, один говорит и т.д.) Далее класс работает по маршрутному листу. В нем даны задания, которые представляют собой алгоритм действий учащихся на данном уроке.
  • Рабочая программа по русскому языку для 8 классаКаждый учитель должен составлять рабочую программу, это его основной документ в работе. Я представляю по русскому языку для 8 класса по УМК Бархударова. Она на 102 часа, то есть на три часа в неделю. Ее можно адаптировать под себя и внести необходимые изменения, но в целом она соответствует всем требованиям. В нашей школе требуют так составлять этот документ , возможно, в других школах иначе. Материал будет интересен для учителей русского языка и литературы, а также для методистов и руководителе...
  • Конспект урока по литературе для 8 класса «М. Лермонтов. Поэма «Беглец». 8 класс с казахским языком обучения» Этот урок проведен по сценарию телепрограммы Посмотрим, обсудим, которая транслируется по телеканалу Хабар. Название программы перефразировано Посмотрим, послушаем и обсудим. На уроке также была представлена презентация песни С чего начинается Родина?, проиллюстрированная фотографиями самих детей, родственников и т.п. Урок прошел на Ура! Ученики несколько дней не давали мне переключиться на другую тему по программе. Во время урока кто-нибудь задаст вопрос по поэме Беглец или проситс...
  • Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказам И. Полянской «Мама» и Л. Петрушевской «Страна»Литература нашего времени сложна, вызывает много споров. Но можно заметить в ней два направления: позитивное, основанное на традициях русской классической литературы, и направление, впитавшее в себя бесприютность и сиротство сегодняшнего дня. С такими произведениями мы и знакомим ребят. Две женщины-писательницы помогают понять ребятам нравственные постулаты материнства, заставляют задуматься о роли мамы в жизни каждого ребёнка. Урок построен в технологии критического мышления. Использован приём...
  • Урок литературы 8 класс У. ШекспирКонспект урока литературы для 8 класса на тему У. Шекспир. Гамлет. История создания трагедии. Урок построен по 3-фазовой структуре в рамках проекта Развитие критического мышления через чтение и письмо. Сам урок проходит по стратегии ЖИГСО. Суть стратегии: все ребята поделены на группы по 4 человека. Весь текст, по которому будут работать ребята, поделен на 4 части и имеет свою нумерацию от 1 до 4. Каждый ребенок получает свою часть текста. На первом этапе в течение определенного времени р...
  • Конспект по русской литературе для 7-8 классов «КВН»Описание материала: КВН был проведен в рамках предметной недели русского языка и литературы. Данный материал составлен по принципы традиционной игры КВН. Цель КВН актуалиция знаний русского языка и литерературы. Схема игры: 1. Приветственное слово учителя, 2. Конкурс Приветствие, 3. Домашнее задание (актерское мастерство). 4. Разминка (ответы на десять вопросов), 5. Конкурс капитанов, 6. Узнай карикатуру. 7. Конкурс болельщиков(договори пословицы и поговорки) . 8. Итоги. Также ...
  • Викторина по русскому языку для 5-8 классов «Как получить пять»Описание материала: Викторину в тестовой форме можно проводить на неделе русского языка или во время любого другого внеклассного мероприятия. Возможен вариант как очного, так и заочного решения заданий. Много вопросов на смекалку, подобных олимпиадным. Есть вопросы по алфавиту, словарям, орфографии, фонетике, лексике. Встречается задание на внимательность по мультфильму Винни Пух и Кристофер Робин по орфографии в надписи на двери.... Вопрос с формулировкой о предикате расширит лексикон ...
  • Рабочая программа по литературе в 8 классеРабочая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания литературного образования при учебной нагрузке 3 часа в неделю, 102 часа в год. Плановых контрольных уроков – 1, обобщающих – 3, по р/р – 7. В программу включен региональный компонент по изучению творчества писателей Дона и о Доне.Отличительной особенностью программы является использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса и принцип вариативности, который дает право выбора авторо...
  • Итоговый тест по литературе за курс 8 класса по учебнику Г. С. МеркинаДанный итоговый тест по литературе за курс 8 класса составлен по учебнику Г.С. Меркина. Включает в себя 2 варианта заданий по 38 вопросов каждый. Вопросы составлены по двум частям книги, то есть охватывают все произведения, а так же основные понятия, изучаемые на данном этапе. Данный тест позволяет выявить процент обученности, качество усвоения учебного материала, а так же белые пятна, которые будет необходимо учесть при дальнейшей работе. Материал будет полезен учителям, работающим по данн...
  • Конспект модульного урока для 8 класса по теме «Типы односоставных предложений»Данный урок разработан для учащихся 8-х классов. Автор Кудовба Галина Павловна, учитель русского языка и литературы КГУ Самарская средняя школа №1 Восточно-Казахстанской области. Это первый из четырёх запланированных уроков по теме. На нём учащиеся познакомятся с понятием Односоставные предложения, научатся отличать их от двусоставных, находить предложения данной структуры в составе сложных предложений. Урок составлен с использованием модульной технологии, мотивирующей школьников на активную самостоятельную учебную деятельность в течение всего урока.
  • Открытый урок по литературе в 8 классе Проблема долга и чести в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Т е м а у р о к а : Проблема долга и чести в повести А.С.Пушкина Капитанская дочка Ц е л ь у р о к а : 1.проанализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия; 2.вырабатывать свою точку зрения; 3.помочь понять значение нравственных понятий д о л г , ч е с т ь . Н а г л я д н о с т ь : - портрет А.С.Пушкина; - иллюстрации. Э п и г р а ф : Б е р е г и ч е с т ь с м о л о д у .(ребус) Ход урока : 1.Организационный момент . - Сегодня на уроке вы узнаете, как раскрывается в повести Капитанская дочка проблема долга и чести. Эпиграфом нашего урока являются слова, зашифрованные в ребусе .К нему мы еще вернемся в концу урока.
  • Тестовая работа по русскому языку в 8 классе по теме «Словосочетание»Данная тестовая работа по русскому языку для учащихся 8 класса по теме Словосочетание содержит 2 варианта. Составляя задания, ставила цель: проверить, как учащиеся усвоили тему, что знают хорошо, над чем нужно ещё поработать. В каждом варианте 8 заданий. Есть задания, где нужно выбрать ответ из предложенного, есть задания и посложнее. Первое задание проверяет умение учащихся вычленять словосочетания из предложений. 2,3 и 4 задания с выбором ответа (определение способа связи слов в словосочетании). Пятое задание дублирует задание экзаменационного КИМа в 9 классе: замена словосочетания (например, со способом связи согласование) синонимичным (например, со способом связи управление). 6 – 8 задания помогают учителю понять, над чем хромает ученик, и скорректировать в дальнейшем работу по устранению недочётов. Таким образом, данная тестовая работа проверяет, насколько глубоко или поверхностно учащимися усвоена тема. К тестовой работе прилагается вариант карточки для ответа и оценивание.
  • Комплексный анализ текста «Берегите воду!» 8 классТема: Комплексный анализ текста Цели как деятельность учеников 1. Познавательные: -осуществлять учебную познавательную рефлексию; - извлекать информацию из текста; - давать определения понятиям, обобщать, группировать, строить логические рассуждения; - владеть различными видами чтения (изучающее, детальное). 2. Коммуникативные: - создавать тексты заданного стиля и жанра; - свободно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста; - точно, правильно, логично излагать свои мысли по заявленной проблеме; - участвовать в речевом общении. 3. Регулятивные: - соотносить цель и результаты своей деятельности; - высказывать предположения на основе наблюдений; -формулировать тему урока. 4. Личностные результаты: -проявлять интерес к русскому языку на основе анализа текста; - выявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Поурочное планирование 1 четверть 8 классКонспекты уроков русской литературы в казахской школе. Рассчитан на 1 четверть.В ИМП 2014-2015 сказано, что предмет Русская литература должен быть направлен на формирование коммуникативных навыков учащихся, чтобы учащиеся могли в любой стандартной и нестандартной ситуации высказать собственную точку зрения, доказать и обосновать при необходимости, умело вести диалог в условиях межкультурной коммуникации. Важным компонентом в обучении русской литературе должна быть ориентация на формирование фу...
  • Урок русского языка в 8 классеТема урока русского языка в 8 классе: Повторение по темеОдносоставные предложенияЦелью урока является определение уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме Односоставные предложения.Тип урока -повторительно-обобщающий, вид - деловая игра. Задачами урока являются:повторение материала по теме, выявление своеобразия односоставных предложений,формирование умений строить устные высказывания, повышать культурный уровень через обращения к ...
  • Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику под редакцией В. Я. КоровинойНастоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Литература под редакцией В.Я. Коровиной, Москва, Просвещение, 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образован...
  • Календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)Календарно-тематическое планирование предназначено для обучающихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья и реализует требования Базисного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида (сборник Программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией Валентины Васильевны Воронковой). Учебный материал сгруппирован по темам в соответствии с программой по русскому языку. Используются диктанты различных видов: словарные, выборочные,...
  • Рабочая программа по литературе в 8 классеНастоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Литература под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами об...
  • Урок-ролевая игра «Незабытые песни о незабытой войне» (стихи и песни о ВОВ), 8 классУрок составлен в соответсвии с современными требованиями и с учётом системно-деятельностного подхода к обучению. Составлен таким образом, что ученики эмоционально входят в урок и становятся его активными деятелями. Роль учителя - направляющая, помогающая. Использована групповая форма работы, которая учит ребят распределять роли, договариваться между собой, общаться. Тема Великой Отечественной войны - одна из основных в русской литературе 20 века. Она имеет огромный воспитательный потенциал, не...
  • Урок внеклассного чтения в 8 классе «Правда о Холокосте (по книге израильской писательницы Лиззи Дорон «Почему ты не пришла до войны?»Урок анализа художественного произведения. Наша память избирательна, но мы обязаны помнить, что жертвами Холокоста стали ни в чем неповинные люди, среди которых миллионы детей. Изучение страшного прошлого – это не только сохранение памяти погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями О том, что происходило в страшные годы Хо...
  • Комплексное изучение темы «Односоставные предложения» 8 классОсновное назначение пособия- дополнить практический материал учебника русского языка заданиями проблемного характера, требующих рассуждения, доказательства, сопоставления и т.д. Примерные конспекты уроков разработаны по технологиям КМ. В пособии представлены варианты концептуальных таблиц, проверочных тестов и тренировочных упражнений. Дан дополнительный теоретический материал, а также разработаны разноуровневые тесты контрольного характера и итоговая контрольная работа. В конце пособия приводится список использованной литературы с тем, чтобы учащиеся и учитель могли при необходимости обращаться к ней. Почему именно эта тема заинтересовала автора пособия? К сожалению, в ходе мониторингового исследования западающих тем при пробных тестированиях в подготовке к ВОУД и ЕНТ выяснилось, что тема Односоставные предложения является одной из проблемных. Учащиеся различают односоставные и двусоставные предложения, но затрудняются с определением типа односоставных. Автор надеется, что использование в работе данного пособия поможет учителю вывести тему Односоставные предложения из разряда проблемных.
  • КТП 8 классВ представленной разработке КТП акцентируется внимание на повторении. Например, при повторении пройденного в начале года рассматриваются наиболее сложные темы, изученные в шестом, седьмом классах. Уроки развития речи помогают подготовке к основному государственному экзамену. Контрольные работы представлены и в форме тестовых заданий, и в форме диктантов, сочинений, изложений. А повторение в конце года позволяют систематизировать изученное и отработать темы, которые представляются наиболее трудны...
  • Урок по русскому языку 8 классДанный урок является закреплением пройденной темы о видах сказуемого.Материал урока отражает основные задачи развития и обучения учащихся Для достижения цели урока использовались следующие принципы обучения:принцип наглядности,реализующийся в использовании таблиц,карточек с заданием;принцип одной трудности,опоры на образец,действия по аналогии;принцип перехода от простого к сложному;принцип ситуативной обусловленности,то есть все задания были коммуникативно-мотивированны;принцип учета возрастных...
  • Урок по литературе для 8 класса Повесть В. Ф. Тендрякова Весенние перевертышиЭтот урок носит больше воспитательный характер. Учитель должен показать учащимся как отражаются в произведении такие понятия как человеческое достоинство, дружба, первая любовь, доброта, милосердие. В начале урока ученики узнают биографию писателя. затем отвечают на вопросы на знание текста. Интересный момент- это работа с листами-характеристиками, где учащиеся сравнивают двух героев. В конце урока подводятся итоги, задается домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на разные темы( по выб...
  • Урок по литературе в 8 классе Великая Отечественная война в литературеПредложенный материал представляет собой литературную игру по произведениям о Великой Отечественной войне.Учащиеся работают в группах. В центре внимания повесть Б.Васильева А зори здесь тихие... В ходе игры участникам необходимо применить знания о важнейших сражениях военных лет, сведения по теории литературы, умение выделять главное в тексте, работать в группе Для подготовки к уроку было необходимо собрать и обработать архивный материал своей семьи.Материал заставляет задуматься о том, какой ...
  • Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. 8 классДанное планирование уроков русского языка в 8 классе составлено мною на 2014-2015 учебный год. Рассчитано на 102 часа - три часа в неделю. Зеленым маркером выделены уроки по развитию речи. Оранжевым - уроки с региональным компонентом. (по хрестоматии Южный Урал) - при желании можно заменить своими материалами. Подчеркнутым курсивом выделены плакаты, которые имеются в нашей школе по той или иной теме. К сожалению, не получилось оставить часы для резерва, но , думаю, каждый может сделать это ...
  • Учебно-тематическое планирование по литературе 8 классПредставляется вашему вниманию рабочая программа по литературе, она довольно-таки полно отражает все знания, умения и навыки, которые может приобрести ученик на конкретном уроке, жирным шрифтом и курсивом выделены уроки развития речи и уроки внеклассного чтения. Указано количество часов на изучения творчества конкретного писателя, примерная дата проведения урока. Тематическое планирование составлено в 2013-2014 учебном году и прошло проверку Рособрнадзора без замечаний, что является очень важным...
  • Итоговая контрольная работа по русскому языку для 8 классаКонтрольная работа разработана по учебнику Бархударова С.Г., Крючкова С.Е. и др. и включает 6 заданий по ключевым разделам учебника 8 класса: синтаксис словосочетания и простого предложения, типы связи слов в словосочетании, виды односоставных предложений, обособленные и однородные члены предложения. Последнее задание работы помогает определить уровень усвоения учащимися основных орфограмм русского языка.В работе используются предложения из художественных произведений русской классической литера...
  • Тест по русскому языку для 8 класса ДеепричастиеТест по русскому языку для учеников 8 класса по теме Деепричастие расчитан на 45 минут. Он позволяет учителю проверить уровень усвоения знаний по деепричастию у учащихся. Сама тема Деепричастие довольно - таки сложна для школьников, и поэтому учителю будет легко определить, где учащиеся испытвают затруднения. А это, в свою очередь, приведёт к дополнительным урокам, консультациям, индивидуальным занятиям по пройденной теме. Данная работа предусматривает и творческие задания (составить из дееп...
  • Рабочая программа по литературе 8 классРабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материла с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей, расчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Изучение ведется по учебнику Литература. 8 класс: в 2-х ч./ Авт.-сост. Г.И.Беленький. - М.: Мнемозина, 2010, который входит в федеральный п...
  • Рабочая программа по русскому языку 8 классСогласно учебному плану на изучение русского языка в 8 классе отводится 3 часа в неделю. Для реализации в полном объёме образовательной программы по русскому языку из регионального (национально - регионального) компонента и компонента образовательного учреждения выделен дополнительный час. С учётом дополнительного часа на изучение русского языка в 8 классе отведено 4 часа в неделю, всего 140 часов. Изучение русского языка ведется по учебнику Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобр.учр./ Л.А. Т...
  • УМК по русскому языку 8 класс Информационно-методическое обеспечение УМК 1. Программа для общеобразовательных школ. Русский язык. 5-9 классы под редакцией Н.М.Шанского . Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (2002) 2. Стандарт основного общего образования по русскому языку. 2004 г. 3. Бархударов С.Г. Русский яз...
  • Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классеКалендарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по учебнику С.Г.Бархударова Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма). Основная форма организации образовательного процесса по русскому языку в 8а,8б классах – классно-урочная. Образовательные технологии, применяемые на уроках русског...
  • Рабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку для 8а, 8б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений Русский язык. 5-9 классы под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: Просвещение,2008 г., рассчитанной на 102 часа в год (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учрежден...
  • Рабочая программа по чтению в 8 классе С (к) ОУ VIII видаЦели данной программы -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русской литературе, чувства сопричастности к сохранению ее уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к литературе, стремления совершенствовать свою речь. -овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школь ников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
  • Рабочая программа по русскому языку в 8 классе С (к) ОУ VIII видаПрограмма по русскому языку определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у школьников представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты.
  • Интеллектуальная игра «Лидер ХХІ века» 8 класс1. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называя их. (местоимение) 2. Разряд местоимения, которое указывает на принадлежность какому-либо лицу. (притяжательное) 3. Разряд местоимения, которое образуется с помощью суффикса -НИБУДЬ. (неопределенное) 4. Грамматическая особенность местоимения СЕБЯ. (возвратное) 5. Какая форма сравнительной степени представлена словами ТИШЕ,УМНЕЕ? (простая) 6. Род существительных СИРОТА,НЕРЯХА. (общий) 7. Часть слова, участвующая в образовании особых форм глагола. (суффикс) 8. Время глагола, обозначающего действие, которое произойдет после момента речи.(будущее время) 9. Какой грамматической особенностью обладают особые формы глагола с суффиксами –в, -вши, -ши в отличие от других форм глагола? (причастие) 10. Время глагола, имеющего суффикс –Л. (прошедшее) 11. Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Как? Зачем? Почему? Откуда? (наречие) 12. Предлог- изменяемая или неизменяемая часть речи. (неизменяемая) 13. Предлоги, образованные путем перехода из других частей речи. (производные) 14. Союзы, состоящие из нескольких слов. (сложные) 15. Служебные части речи. (предлог, союз, частица) 16. Синтаксические единицы, которые связываются при помощи союза. (предложение) 17. Служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение. (частица) 18. Частица-…? часть речи. (служебная)
  • Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний»Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме Типы словосочЦели:• Образовательные: 1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании.2. Закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову. 3. Подготовка учащихся к выполнению заданий В2 в ГИА по новой форме для 9-х классов (демонстрационная версия 2013г) и В3 в ЕГЭ по русскому языку.• Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию. • Во...
  • Конспект урока литературы в 8 классе Персидско-таджикская литература как источник вдохновения русских и западноевропейских поэтовПримерный план-конспект урока по теме: Персидско-таджикская литература как источник вдохновения русских и западноевропейских поэтов. Урок-введение в тему, первый из цикла уроков. В конспекте представлен материал о знаменитых поэтах Фирдоуси, Рудаки, предлагается подборка терминов для словарной работы. Рассказывается об основных темах Шах-наме-Книге о царях, центральных темах литературы того времени. Материал поможет учителю подготовиться к уроку , будет полезным для учащихся в качестве до...
  • Урок русского языка в 8 классе на тему Обособленные приложенияТема: Обособленные приложения.Цель урока: систематизировать знания о постановке знаков препинания при союзе как; формирование умений правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом как.Задачи урока: 1. Учащиеся расскажут об обособлении приложений; 2. Учащиеся смогут рассказать о знаках препинания при союзе как и ставить запятую в оборотах с союзом как; 3. Учащиеся будут работать самостоятельно, в паре, в группе.Об... 2. Обороту с как предшествует отрицательная частица не, слова точь-в-точь, почти, совсем;
  • Урок по литературе в 8 классеУрок по литературе в 8 классе на тему Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина Недоросльнаправлена на решение проблемного вопроса Какие условия влияют на воспитание и образование молодого человека в комедии и в наше время.В процессе решения проблемы определяются ключевые слова: семья, школа, самовоспитание, окружение. Тип проведенного урока- семинар с элементами деловой игры, где в обсуждении проблемного вопроса принимают участие практик, исследователь, теоретик.Материал к у...
  • Односоставные предложения, 8 класс (урок обобщения)Конспект урока по русскому языку в 8 классе Односоставные предложенияпризван помочь учителя построить урок обобщения по теме. Предлагаются задания такие, как Закончи определение (на проверку теоретической части), Преобразуй предложение (на сопоставление и разграничение одно- и двусоставных предложений), тестовые задания со взаимопроверкой (на проверку уровня усвоения материала). Также уделено внимание развитию творческих способностей учащихся: Сочинение-миниатюра. Создать свой текст по впе...
© 2010-2018