Русский язык и Литература

  • Обобщение изученного по теме «Имя числительное» 6 классДанный урок приурочен к 75-летию Иркутской области. На уроках литературы Восточной Сибири ребята изучали тему Сибирские и иркутские летописи, читали фрагменты из Иркутской летописи, поэтому история Иркутской области и г. Иркутска им уже знакома.Цель и задачи урока: · систематизировать и обобщить знания о числительном, как о части речи. · Проверить умение учащихся применять на практике свои знания о числительных. · Правильное употребление числительных с другими частями речи, соблюдение норм произношения. · Воспитание интереса к изучению русского языка. · Воспитание любви к родному краю. Оборудование: презентация с видами г. Иркутска, рисунки обучающихся, выставка книг, посвящённых г. Иркутску.
  • Урок по литературе для 6 класса «Легенда как древний жанр устного народного творчества. Легенда об Арионе – одна из знаменитых легенд греческой мифологии. »Этот урок проводится с целью познакомить детей с новым жанром устного народного творчества - легендой, расширить знания о легендах, существующих на Угличской земле, а так же познакомить учащихся с легендой греческой мифологии - об Арионе, показать, какое отражение нашли легенды в творчестве многих людей, а также писателей и поэтов. Таким образом, мы предполагаем, обогатить знания учащихся в области истории родного края. Так же мы вводим новые литературные понятия, которые необходимы ученикам при...
  • Урок русского языка в 6 классе «Путешествие в страну Имя Прилагательное»План - конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока Путешествие в страну Имя Прилагательное. В конспекте даны задания на повторение и закрепление раннее изученного материала. Класс делится на 2 группы, каждой группе даются разные задания: работа со словосочетаниями, правильность написания одной и двух букв Н в суффиксах имен прилагательных, составление прилагательный при помощи суффиксов, исправление ошибок, составление словосочетаний и предложений, правописание НЕ с прилагательными...
  • Урок по ФГОС в 6 классе по литературе на тему «Сказочное и реальное в рассказе Андрея Платонова «Неизвестный цветок»»Конспект разработки урока по литературе на тему Сказочное и реальное в рассказе Андрея Платонова Неизвестный цветок соответствует нормам ФГОС. В разработке четко прописаны цель, задачи и набор универсальных учебных действий. Причем на каждом этапе урока прописываются определенные учебные действия, что позволяет проследить их реализацию на практике. Кроме этого на каждом этапе урока используются активные методы обучения, которые позволяют сделать ваш урок эффективным и интересным! Так как дети любят играть и учиться! Активные методы обучения - это один из критериев реализации системно-деятельностного подхода. Вы, несомненно, в этом убедитесь!
  • Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классеКалендарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе. Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Литература под редакцией В.Я. Коровиной (М.: Просвещение 2010). Календарно-тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 70 учебных часов в год. Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются: 1. Сочинение. 2. Развернутый ответ на вопрос. 3. Тест. 4. Устное монологическое высказывание на заданную тему. 5. Выразительное чтение текста (диктором, наизусть). 6. Письменный анализ лирического произведения. 7. Письменный анализ эпизода. Произведения для заучивания наизусть. А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро. М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. На севере диком…. Утес. Н.А. Некрасов Железная дорога (фрагменты) Ф.И. Тютчев. Неохотно и несмело... А.А. Фет. Ель рукавом мне тропинку завесила… А.А. Баратынский Весна, весна! Как воздух чист… А.А. Блок. Летний вечер. А.А. Ахматова Перед весной бывают дни такие… 1 – 2 стихотворения по теме Великая Отечественная война. Произведения для самостоятельного чтения. Мифы, сказания, легенды народов мира. Гомер. Илиада. Одиссея. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Из русской литературы XVIII века Г. Р. Державин. Лебедь. Из русской литературы XIX века К. Н. Батюшков. На развалинах замка в Швеции. Д. В. Давыдов. Партизан. Ф. Н. Глинка. Луна. Утро вечера мудренее. Москва. А. С. Пушкин. Жених. Во глубине сибирских руд.... Выстрел. К. Ф. Рылеев. Державин. Е. А. Баратынский. Родина. Н. М. Языков. Родина. Настоящее. Две картины. Ф. И. Тютчев. Сон на море. Весна. Как весел грохот летних бурь.... А. В. Кольцов. Не шуми ты, рожь.... Лес. М. Ю. Лермонтов. Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна. А. Н. Майков. Боже мой! Вчера — ненастье.... Сенокос. Емшан. И. С. Тургенев. Хорь и Калиныч. Н. А. Некрасов. Влас. Ф. М. Достоевский. Мальчик у Христа на елке. Н. С. Лесков. Человек на часах. Л. Н. Толстой. Хаджи-Мурат. А. П. Чехов. Беззащитное существо. Жалобная книга. Из русской литературы XX века К. Г. Паустовский. Бакенщик. Растрепанный воробей. В. К. Железников. Чудак из шестого Б. Путешественник с багажом. Хорошим людям — доброе утро. А. А. Лиханов. Последние холода. В. П. Астафьев. Деревья растут для всех. М. М. Пришвин. Таинственный ящик. Синий лапоть. Лесная капель. В. П. Крапивин. Брат, которому семь. Звезды под дождем. Из зарубежной литературы Э. По. Овальный портрет. М. Твен. История с привидением. О. Генри. Вождь краснокожих. А. Конан Дойл. Горбун. Г. Честертон. Тайна отца Брауна.
  • Урок-лабиринт «Глагол. Повторение и обобщение изученного» 6 классЦели урока: 1. Обучающие. · Проверить знания учащихся о глаголе. · Повторить и обобщить изученный материал о глаголе, подготовиться к диктанту. 2. Развивающие. · Развивать мотивацию учебной деятельности. В начале действует мотив “победить команду соперника”, но так как победу приносят знания, то включается другой мотив - изучить глубже ту или иную тему. · Развивать навыки защиты проектов. 3. Воспитательные. · Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах. Оборудование: · Интерактивная доска с пультами управления для уч-ся или компьютеры, соединенные в сеть (10 штук для 20 учащихся). · 1 компьютер для помощника (один из сильных учеников класса), заносящего баллы каждой команды в таблицу. · 1 компьютер на столе учителя для ведения урока (прим.: компьютер учителя и помощника используются при тестировании учащимися). · Экран, мультимедийный проектор, колонки. · Парты расставлены таким образом, что составляют “лабиринт”, но не затрудняют общение в группе.
  • «Народная физиономия языка» Урок по русскому языку в 6 классеГотовя в течение нескольких лет учащихся гимназии к Всероссийскому тестированию, ЕГЭ по русскому языку, замечала, что ученики выпускных классов часто допускают ошибки в заданиях, проверяющих знания по теме Фразеология. Я решила разработать урок, который не только обобщит знания учащихся по этой теме, но и расширит их, углубит, привлечет внимание к устойчивым выражениям, ведь фразеологизмы, по мнению В.Г. Белинского, составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное... Информационно-коммуникационные технологии позволили активизировать познавательную деятельность учащихся. Каждый этап урока сопровождается соответствующими слайдами. Задания и упражнения расположены с постоянным наращиванием трудностей. Моя задача – показать ученикам, что фразеологизмы делают речь ярче, образней. Не случайно устойчивые выражения используются как в художественном, так и публицистическом стилях речи. А для того чтобы уместно и правильно употреблять фразеологизмы, необходимо чаще об...
  • Урок по русскому языку в 6 классе по теме «НЕ с причастиями»bУрок по русскому языку в 6 классе по теме НЕ с причастиями учителя русского языка МОУ СОШ Лесколовский центр образования Всеволожского района Ленинградской области Цели урока: Образовательные: 1. Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями; 2. Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами; 3. Повторить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Развивающие: Развитие памяти, воображения, монологической речи;Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция);Совершенствование умения работать в группах. Воспитательная: Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку. Ход урока I. Организационный момент В тетрадях учащиеся записывают число, классная работа, но тему пока не записывают. II. Целевая установка 1.. Слово учителя. Как известно, слова, обозначающие такие признаки, которые создаются действием, в грамматике называются причастиями. На протяжении нескольких уроков мы работали с этой удивительной частью речи и уже немало знаем о ней. Перед нами стоит задача повторить одно ЧТО и три КАК. Вот они: ЧТО такое причастие? КАК образуются причастия? КАК пишутся причастия? КАК выделяются причастные обороты на письме? III. 2. Проверка домашнего задания: учащиеся читают предложения с причастиями, выписанные из художественных текстов, называют причастие и обосновывают выбор. IV. 3. Работа с языковым материалом.
  • Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов «Урок мужества»Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов Урок мужества разработан с целью : - воспитания у подростков чувства патриотизма, любви и гордости за свою Родину; - привития интереса к истории своей страны;- знания своих корней, гордость за своих предков, отдавших свою жизнь за светлое будущее потомков; - привитие интереса к людям и событиям времён Великой Отечественной войны. Для создания данной разработки были использованы материалы периодических изданий (Педсовет и др.), ...
  • Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 классаКалендарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса по программе Коровиной В.Я.Главной целью литературного образования является духовное становление личности, формирование нравственных позиций, воспитание будущего гражданина своей страны, грамотного компетентного читателя, человека, выработавшего в себе интерес к чтению, потребность в нем как средстве познания себя и окружающего мира.Человека с высоким культурным уровнем,языковой культурой, культурой чувств и мышления, обладающего ум...
  • Конспект урока русского языка в 6 классе «Развитие речи на уроках русского языка. Подготовка к написанию подробного изложения. Авторский текст «Случай в лесу»Данная система уроков обеспечивает дифференцированный подход к обучению посредством применения карточки с текстом и заданиями к нему для развития устной и письменной речи обучающихся. Карточки разбиты на несколько уровней сложности, что позволяет применить дифференцированный подход к обучению. Текст в карточках представляет собой мини-рассказы с общими героями, что позволяет вызвать интерес обучающихся к русскому языку, вызвать на обсуждение, дискуссию. В карточке присутствуют как грамматические... Ход урока построен таким образом, что у учащихся развиваются три основных канала восприятия информации: зрительный (чтение и письмо), слуховой (восприятие речи), разговорный (общение, обсуждение) посредством вспомогательного аналитико-грамматического (что указывается на необходимость минимального в карточках присутствия грамматических и пунктуационных заданий). Также происходит необходимая корректировка учителем, дифференцированный подход: - уровни сложности карточек - присутствие разнообразных форм подачи материала (зрительный, слуховой), что позволяет донести информацию как до школьников визуалов, так и до аудиалов. Поскольку направленность урока на развитие устной и письменной речи, оценки за орфографические и пунктуационные задания не ставятся, что позволяет снять напряженность школьников и обратить большее внимание на творческие задания и задания на развитие речи. Поэтому проверка происходит учащимися самостоятельно по карточкам самоконтроля. На втором занятии после анализа учителем ошибок класса (Урок анализа письменных работ, в т.ч. и домашних): общее обсуждение, объяснение допущенных ошибок (речевых... Во время урока обязательное использование учащимися толкового и фразеологического словарей. Во время обсуждения очередной части рассказа учителем периодически предлагается объяснить слово как в словаре. Приветствуется использование своих прилагательных для описания (а не из карточек самоконтроля), что позволяет развивать навыки подбора синонимов. Используется во время обсуждения прием провокационного вопроса: отрицательного мнения о положительном персонаже, положительного - об отрицательном. Предлагается высказать и доказать свою точку зрения. При этом учащимся разъясняется, что личная оценка, отношение к персонажу не может быть правильным или неправильным. Если в классе в процессе обсуждения сформировались две диаметрально противоположные точки зрения, класс делится на две команды и устраивается мини-дискуссия, цель которой научить аргу... От развития устной речи переход на развитие письменной осуществляется посредством домашнего задания: мини-сочинения, ответа на вопрос с элементами творчества (придумать конец рассказа, нового героя) Таким образом, моя работа на данных уроках включает следующие элементы: - Лексическая работа - Словарная работа - Развитие письменной речи - Связная речь, устный пересказ и письменное изложение - Работа по развитию речи в связи с подготовкой к предстоящему сочинению - Развитие коммуникативно-речевых умений - Пути устранения речевых ошибок - Урок анализа и редактирования письменных работ учащихся Периодичность: 2 раза в неделю. 1 раз на внеклассном мероприятии (выполнение заданий, дискуссии). 1 раз на уроке русского языка Работа над ошибками. 1 раз в 3 недели изложение по одному из текстов карточек.
  • Разработка урока русского языка 6 классТема урока: Повторение по орфографии и пунктуации Цели урока: - обобщить знания о причастии и деепричастии; - закрепить знания о типах, видах и условиях выбора орфограммы в причастиях и деепричастиях, способах выделения причастий и деепричастий в письменной и устной речи; - сформировать умение грамотно оформлять на письме причастия и деепричастия, соблюдая языковые (правописные и грамматические) нормы; - формировать умение составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему, аргументировано оценивать ответ; - формировать умение ... Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. упр. 549 стр. 251 3. Сообщение темы и целей урока. Записываем дату. Посмотрите на тему урока. Прокомментируйте эту запись. Как вы поняли, чем мы будем заниматься на уроке? ( Мы будем говорить о причастии и деепричастии, их написании и пунктуации. ) Правильно, дети. Мы сегодня с вами повторим, какое место занимает причастие и деепричастие в морфологии и как они оформляются в письменной речи. Записываем тему, обращаем внимание на знаки препинания. 4. Работа по теме урока. 1. Фронтальный опрос. Орфограммы Причастие Деепричастие 1. Суффиксы. 2. Окончание 3. НЕ Пунктограммы Выделение запятыми Причастный Деепричастный оборот Ребята, что же здесь есть? (Называется то, что забыли.) Итак, работаем с вами над нормами письма. С орфограммой гласная в суффиксах причастий работает учащийся … (индивидуальная работа на карточке ), с орфограммой не с причастиями работает …. (индивидуальная работа на карточке ) , с пунктограммой запятая при причастном обороте работает … (индивидуальная работа на карточке ). Задание для остальных: А мы с вами проверим умение различать причастие и деепричастие. Дос-таньте сигнальны... Найдите в этих предложениях слова с орфограммами -н- и -нн- в суффиксах причастий, не с деепричастием . ( негодуя, усеянное). Разберем по составу, произведем морфемный разбор. (Разбираем и комментируем у доски.) Проверяем индивидуальные задания на карточках(ребята работали у доски, они комментируют свой ответ) Продолжаем учиться объяснять орфограммы в тексте. Открываем страницу 249, упражнение 544 . - Выполнение упр.546 стр250 – комментированное письмо. - Выполнение упр. 547 стр. 250 – самостоятельно. 5. Итог урока. Где, в какой ситуации пригодятся знания, полученные на уроке. Какая орфограмма вызывает затруднение? ( Спросить индивидуально.) 6.Домашнее задание. Упр. 550 стр.251. подготовиться к диктанту.
  • Урок по русскому языку для 6 класса по теме «Сложносокращенные слова»Урок по теме Сложносокращенные слова входит в раздел Словообразование и орфография. Данный урок разработан на основе учебника по русскому языка под авторством Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. Цели урока - дать понятие сложносокращенных слов, сформировать представление о способах образования сложносокращенных слов, научить определять род сложносокращенных слов. Данный урок содержит интересные факты о сложносокращенных словах, что стимулирует учащихся к более...
  • Лингвистический утренник для 5-6 классовЛингвистический утренник, посвященный автору Толкового словаря В. И. Далю разработан для учащихся пятых-шестых классов, воспользоваться которым могут учителя русского языка и литературы на открытых мероприятиях или уроках русского языка и литературы. Цель мероприятия заключается в том, чтобы продолжить работу, посвященную В. И. Далю. Задачи мероприятия - воспитывать эстетический вкус, развивать театральные способности; расширять знания учащихся о словаре, обучать подростков самостоятельной раб...
  • Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5-6 классаДанные контрольно-измерительные материалы по русскому языку предназначены для обучающихся 5-6 классов. Цель: проверить качество усвоенного материала. Данный тест предназначен для проверки качества усвоенного материала по орфографии, пунктуации, грамматике, изученных за курс 5-6 классов. Данные материалы можно использовать для групповой и индивидуальной работы. Тест разработан по УМК: Образовательная система Школа 2100 Русский язык авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев. Можно использовать для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по данным темам. Время выполнения 90 минут (2 урока)
  • Литературная игра «Фольклорное лото». 6 классМатериал состоит из двух частей. Первая содержит правила игры, цели и задачи, перечень необходимого оборудования. Вторая часть - это пример игрового поля (при желании можно его увеличить или уменьшить) и карточки - бочонки. Данную игру советую проводить в 5-6 классах на заключительном уроке по разделу Устное народное творчество. Цель данной игры - систематизировать, обобщить полученные знания. Участники должны не просто определить, к какому жанру относится тот или иной бочонок, а подкрепит...
  • Открытвй урок по литературе в 6 классе по теме: «Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»Цель урока: 1. Развивать умение анализировать художественное произведение; 2. Продолжить работу по развитию речи учащихся; 3. Словарная работа ( нравственность, духовная память, духовный опыт ,добро, доброта, автобиография, прототип, антитеза); 4. Воспитание нравственных качеств учащихся; 5. Воспитание интереса учащихся к русской литературе. Содержание урока. 1. Слово учителя. 2. Беседа по статье учебника Уроки доброты. 3. Проверка домашнего задания. 4. Работа у доски. Характеристика главных героев рассказа. 5. Работа в тетрадях. Словарная работа. 6. Выразительное чтение отрывков рассказа. Комментарии. Беседа. 7. Молодые художники. 8. Беседа. Легко ли быть учителем? 9. Что наша жизнь? Игра! 10. Подведение итогов урока. 11. Домашнее задание. Написать мини-сочинение Бескорыстный человек. Кто он?. 12. Оценки за урок.
  • Тестовые вопросы по русскому языку для 6 классаДля контроля знаний учащихся используются разные формы проверки.На своих уроках я иприменяю тестовые вопросы.Учитывая количество учащихся в классе, можно использовать разные варианты.В данном случае мы приводим два варианта.С помощью такой проверки учитель за короткое время может определить степень усвоения материала.Ошибки,допущенные в работе, дают понять учителю в каких случаях учащиеся затрудняются и над чем следует поработать в будущем.Работа...
  • Технологическая карта урока в 6 классе «Систематизация и обобщение материала по теме «Лексика и фразеология»Технологическая карта урока представляет собой все этапы урока русского языка по теме Систематизация и обобщение по теме Лексика и фразеология, который построен по требованиям ФГОС. Учащиеся самостоятельно должны формулировать тему урока, цели урока, выполнять задания различных уровней сложности, уметь оценивать себя и друг друга, делать выводы, подводить итоги. В уроке используюся различные приемы и методы работы с учащимися: индивидуальная работа, групповая, работа в парах, выборочная...
  • Сценарий Новогоднего утренника для учащихся 5-6 классов «Новогодние приключения в сети»Новогодний праздник в школе для 5-6 классов Новогодние приключения в Cети - это интерактивная сюжетно-ролевая музыкальная игра с видео-инсталляциями и другими компьютерными спец. эффектами. Действующие лица:ВедущаяАгенты:Зима Весна ЛетоОсень Ведущие на станциях Приглашенные на новогодний праздник 5- 6-ки перед входом в зал выбирают жетон одного цвета из предложенных четырех (желтый, зеленый, красный, синий), который дает право на участие в игре. Затем входят в нарядно украшенный зал, звучат новогодние песни, елка сверкает гирляндами. Вдруг резко гаснет свет и выключается музыка. Высвечивается только экран, на котором запускается видеоролик с названием: Новогодние приключения в сети. Голос за кадром , на фоне музыки с колдовским эффектом объясняет сюж...
  • Технологическая карта урока «Употребление прилагательных в речи» 6 классУрок соответствует всем требованиям ФГОС. Даны основные этапы организации учебной деятельности, цели этапов и результаты педагогического взаимодействия. Деятельность обучающихся полностью направлена на формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных. Все УУД подробно расписаны в технологической карте урока на каждом этапе организации учебной деятельности.В течение всего урока учащиеся сами оценивают свою деятельность, фиксируя баллы в оценочном листе, ...
  • Урок-кроссворд по теме: «Имя прилагательное» в 6 классТема: Повторение изученного по теме: Имя прилагательное. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: Урок – кроссворд. Цели урока: Образовательные: повторить и закрепить изученное по теме: - правописание -Н- НН – в суффиксах прилагательных; - правописание сложных прилагательных; - слитное и раздельное правописание НЕ – с прилагательными; - разряды и степени сравнения; - синтаксическая роль в предложении; - морфологические признаки; Развивающие: - умение находить имена прилагательные в тексте, правильно объяснять их правописание; - определять синтаксическую роль в предложении; - определять морфологические признаки; - правильно употреблять в устной и письменной речи; Воспитывающие: - воспитание эстетических взглядов; - воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
  • Открытый урок в 6 класс -Пишите письмаI. 1. Тема: Напиши мне письмо… 2. Дидактическая цель: формирование новых знаний: зачем, о чем и как писать письма 3. Тип урока: урок развития речи 4. цели: 1. возродить традицию русского эпистолярного жанра; 2. развивать навыки правильного написания письма; 3. развитие важных психологических характеристик личности учащихся: 4. интереса к изучению русского языка 5. способностей к общению, умению письменно излагать свои мысли; 5.Воспитательные задачи: 1 .Воспитывать интерес к эпистолярному жанру. 2. Воспитывать любовь к родному языку. 6. Методы -проблемный, -исследовательский, - тренинговый, - объяснительно-иллюстративный 7. Формы организации познавательной деятельности -фронтальная, -коллективная, - индивидуальная 8. Средства работы: тетради, доска, стенд с картинами, раздаточный материал (карточки, тесты) 9. Эпиграф к уроку: Напиши мне письмо, хоть две строчки всего, чтобы я иногда прочитать мог его (слова из песни написать на доске) слайд 2 II. Организационный момент. Откройте тетради, запишите число. И эпиграф. - Какие современные способы передачи информации вам известны? Одно из них письмо, а ещё какие способы вы знаете, запишите их себе в тетрадь.III. Актуализация знаний учащихся. Это просто замечательно, что люди изобрели письменность. Теперь каждый грамотный человек может написать письмо, открытку, телеграмму, SMS – сообщение. И большая армия почтальонов, операторов МТС, телеграфистов передает важные сообщения адресатам. - Почему мы ждем писем от близких нам людей, родных, друзей? Мы ждем именно писем, а не звонков. (варианты ответов учащихся) - Итак, попробуем сделать вывод.Этимология письма Слово учителя: Давайте выясним, что такое письмо, его этимологию. А поможет нам в этом самая умная книга Словарь. ИКТ. Словарная работа. Запиши в тетрадь только слова, лексическое значение которых сформулировано зü -Вспомните, какие виды писем вы знаете? Слайд 5 Личное письмо - это общение, беседа, значит, можно использовать разговорный стиль. Письмо может быть написано и в стихах, значит, приемлем и художественный стиль. Таким образом, в личном письме может присутствовать синтез элементов различных стилей). Запишите виды личного письма. ИКТ. Учитель: Письмо пишется по определенному плану., делится на части, которые имеют своё название. Попробуйте составить план у себя в тетради. Используйте книгу писем из простоквашино. слайд 6 Любое письмо должно правильно составляться автором, и мы должны соблюдать правила. -приветствие -вступление -основная часть -заключение -подпись -датаVI. Редактирование текста. Учащиеся работают в парках, выбирая слова подсказки: Составляется текст, зачитываются варианты.
  • Урок по русскому языку для 6 класса «Неопределенные местоимения»Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС на основе УМК под редакцией авторского коллектива Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростецовой Л.А. Изучается в разделе Морфология и орфография. Актуализировав ранее изученный материал, учащиеся под руководством учителя открывают для себя новые знания. Заполнение в течение урока таблицы З-Х-У (Знаем - хотим узнать - узнали) помогает наметить задачи урока, систематизировать весь материал. Понятие дружбы красной нитью п...
  • Урок литературы в 6 классе «Р. Л. Стивенсон» Вересковый мед»Урок по литературе в 6 классе. Тема: Р. Л. Стивенсон. Вересковый мед. Цель: 1)знакомство с творчеством Стивенсона (кратко), 2) анализ прочитанного произведения, 3) работа по теории литературы. Задачи: 1)развивать самостоятельную деятельность учащихся, 2) понимать различные точки зрения, 3)уметь отстаивать свою точку зрения, 4) уметь слушать. Тип урока: усвоение знаний. Педагогическая технология: критическое мышление. Оборудование: портрет Р. Л. Стивенсона, выставка книг. Ход урока: 1. 1. Орг. Момент.(1 минута) 2. 2 . Биографическая справка (2 минуты) - Теперь вы заинтересованы творчеством Р. Л. Стивенсона? 3. 3. Словарная работа (3 минуты) - Какие слова вам были непонятны в тексте? Вереск- Это вечнозеленый низкий кустарник со множеством мелких трехгранных листьев и таких же мелких цветков с лилово- розовым, иногда белым венчиком растет в сосновых лесах и на болотах в Европе, встречается в Азии, Северной Африке, Гренландии и на Атлантическом побережье Америки. Вереск – хороший медонос, но мед дает терпкий или даже горький. Вересковые пустоши широко известны в Шотландии. Иллюстрация Вассалы - ВАССАЛ (ср.-век. лат. vasallus, от кельт. vassus — слуга), 1. в Средние века слуга, человек, исполнявший в обмен на предоставление земли в держание определенную службу в пользу вышестоящего феодала, с которым он был связан клятвой верности.2*) подчиненное, зависимое лицо. Пикты - ПИКТЫ, группа племен, составлявших древнее население Шотландии. В 9 в. завоеваны скоттами и смешались с ними. 4.Чтение баллады (4 минуты) 5. Анализ прочитанного произведения - (6 минут) - Понравилась ли вам она? – О каких событиях рассказала вам баллада Вересковый мед? - О каком народе говорится в балладе? -Чем занимались пикты до безжалостного врага? -Как выглядели медовары? - Каким мы видим шотландского короля? - За что шотландцы уничтожили пиктов? - Сколько героев в балладе? - Кого можно считать главным героем баллады? - Какая тайна была у пленников? - Какой выбор сделал герой? - Как поступок характеризует горбатого карлика? -Почему свою тайну он называет святой? - О чем заставила задуматься? -Что можно сказать о композиции баллады? - Постройте план: Экспозиция Развитие событий Завязка Кульминация Развязка - Озаглавьте каждую часть. 1. Тайна верескового меда. 2. Шотландский король завоевал пиктов. 3. Нашлись последние пикты. 4. Недовольство короля растет. 5. Обещает открыть тайну и обманывает короля. 6. Погибает герой, тайна не раскрыта. 6. Работа по теории литературы (6 минут) - Каков жанр произведения? Баллада - ( итал. ballare- танцевать)1. В средние века в западноевропейской поэзии - хоровая песня. 2. Стихотворное произведение, в основе сюжета которого лежит какое- либо необычное событие или историческое предание.- Какие черты подтверждают жанр баллады в этом произведении? (Сюжет - можно пересказать; описание исторического случая, в основе произведения - диалог) 7. Чтение диалога ( 3 минуты) - Найдите диалог в тексте. - С какой интонацией произносят реплики герои? Как нужно прочитать? (Интонация - грозная) -Какая это баллада - народная или литературная; историческая, героическая или лирическая? -Какую иллюстрацию можно нарисовать к балладе Вересковый мед (словесно или карандашом и красками)? Иллюстрация - Почему старик хотел, чтобы первым убили его сына? - Почему старый пленник не выдал тайны? 8.Перекрестная дискуссия. 1)Постановка бинарного вопроса. – Нам предстоит обсудить вопрос: Прав ли был герой, жертвуя жизнью своего сына ради тайны? 2)Работа со схемой. Индивидуальная работа За Против 1 1 2 2 3 3 - Приведите и запишите в тетради не менее 3- х аргументов в каждую колонку: - прав, потому что… - неправ, потому что… 3)Работа в парах. - Обменяйтесь мнениями, запишите понравившиеся аргументы в свою тетрадь. 4) Принятие окончательного решения. - Просмотрите все свои аргументы и запишите свою позицию в тетрадь: Я считаю, что герой прав ( неправ), потому что…,и перечислите все ваши аргументы по - порядку. 5) Правила дискуссии. - Уметь слушать. 6)Занятие позиции. - Поднимите руки, кто считает, что герой прав, неправ, сомневается? 7)Обсуждение. Деление на группы. 8)Проведение дискуссии. 9)Письменное задание: - Выпишите выражение в тетрадь, которое помогает понять авторскую позицию, прокомментировать отношение автора к героям и событиям. Вывод: - Какие человеческие качества прославляются в этой балладе? - Какова основная мысль баллады? -В чем заключалась тайна и сила этого народа? 10. Итог урока. 11. Домашнее задание: Выразительное чтение баллады. .
  • Тест по русскому языку для 6 класса «Имя числительное»Данный тест может быть использован учителем для проверки знаний учащихся 6 класса по теме Имя числительное. Тест включает в себя 18 вопросов с выбором ответа. Лишь один вариант ответа является верным. С помощью этого теста можно проверить, умеет ли ребёнок отличать порядковые числительные от количественных, определять их строение, владеет ли правилами правописания, умеет ли склонять порядковые, количественные и дробные числительные, определять синтаксическую функцию числительных, знает ли н...
  • Урок русского языка в 6 классеВводный урок русского языка в 6 классе по программе А.Д. Шмелева. Учебник: Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева- М.: Вентана-Граф,2013. Адаптируется на основе примерной программы: Русский язык: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений Авторы: Савчук Л.О. Под ред. Шмелевой Е.Я. - М.: Вентана-Граф,2013. Тема урока Разновидности русского языка. Язык и речь(повторение). В ходе урока закрепляем в памяти учащихся представление о функциональных разновидностях языка и стилях речи; восстанавливаем представления о русском языке, развиваем эстетические вкусы. Школьники должны осознать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
  • Урок по литературе 6 класс «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. »Урок изучения нового материала. Цель и задачи урока: § продолжить работу над темой; § проанализировать содержание мифа; § выяснить значение шестого подвига Геракла для мировой истории (было положено начало Олимпийским играм); § развивать воображение и понимание связи современности с далеким прошлым; § воспитывать интерес к культуре своей страны и культуре других народов.Воспитывать и развивать интерес детей к физической культуре, собственному здоровью, здоровью окружающих и умению применять прибретенные навыки в жизни.
  • Урок русского языка в 6 классе «Собирательные числительные»Описание материала: Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС , в основе-системно-деятельностный подход. На этапе мотивации и постановки целей урока учащиеся работают с текстом из учебника Граник , в котором встречаются с трудностью, связанной с употреблением собирательных числительных. Ответ на свой вопрос они найдут , работая с теорией и составляя схему параграфа. Затем выполняют предложенные учителем задания(причем есть только текст упражнения, а задание дети должны сформули...
  • Конспект урока по литературе для 6 класса «Трудное детство в произведениях художественной литературы!»Описание материала: Данный урок построен на сопоставлении трех произведений, объединенных общей темой. Это рассказ Куприна Чудесный доктор, Достоевского Мальчик у Христа на елке, Короленко Слепой музыкант. Урок построен в форме защиты проектов . Учащимся заранее были даны следующие вопросы для подготовки: Биография автора и история создания произведения; Краткий пересказ произведения; Ответить на вопрос: назвать причины того, почему дети в произведении несчастны. В ходе защиты проект...
  • Презентация по подготовке к зачету по теме «Имя прилагательное», 6 класс Да Данный вид работы - тестирование- решает задачу: сделать так, чтобы процесс обучения развивал в ребёнке современные УУД, формировал нравственные качества, а главное – ответственность. Результаты внедрения ФГОС: предметные, метапредметные и личностные. Тема Причастие для обучающихся 6-го класса является одной из сложных. Орфограммы Правописание НЕ с причастиями, Буквы Н-НН в суффиксах причести вызывают зат руднения и у выпускников школы. Данный тест - задание соттавлен учащимися как и... Цель моя как
  • Конспект по русскому языку для 6 класса по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных»Описание материала: Конспект урока русского языка в 6 классес элементами сингапурской системы обучения на тему Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных. Тип урока – комбинированный. Урок направлен на воспитание любви к слову, на развитие интереса к родному языку. Применение сингапурской методики обучения (структуры ДЖОТ ТОТС, ТИК – ТЭК – ТОУ, РЕЛЛИ ТЭЙБЛ) способствует развитию коммуникативных, мыслительных, логических навыков учащихся. Образовательная цель урока - изучит...
  • Урок русского языка в 6 классе «Правописание гласных Е И в суффиксах существительных ЕК ИК»Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Зовут меня Ольга Владимировна. Мне очень приятно сегодня пообщаться с вами. Я вижу ваши глазки, и уже практически не волнуюсь. Ведь вы сегодня будете моими помощниками. Итак, мы начинаем наш урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа Обратите внимание на то, что в течение всего занятия я буду вывешивать сигнальные плакаты. Они подскажут нам, чем мы будем заниматься на уроке, это наш маршрут урока. 1. Актуализация знаний по теме Имя существительное Сигнал Вспоминаем! -Какую часть речи вы сейчас изучаете на уроках русского языка? -Приведите примеры существительных. -Из каких морфем может состоять существительное? -Что мы называем суффиксом? -Для чего он нужен в русском языке? ( часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов) - Приведите примеры существит, образованного с помощью суффикса. -С какими суффиксами вы познакомились на прошлом занятии. (чик, щик). Приведите примеры таких слов. 2. Изучение нового материала Сигнал Ищем! А сегодня мы узнаем, какие еще бывают суффиксы существительных. Попробуем их найти в мультфильме В стране невыученных уроков, отрывок из которого мы посмотрим. Главный герой Витя Перестукин пытается преодолеть трудности в этой волшебной стране. Просмотр Внимание! Какие два слова заставили задуматься Витю? Слайд 1 ( ключик, замочек) Выпишем их в тетрадь вместе со мной. Посмотрите на эти слова. С какими суффиксами мы будем сегодня работать. (ек ик). Выделите их в наших словах. -Какая проблема встала перед нашим героем? Чего он не знает( е или и). Подчеркните эти буквы в суффиксах. -Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока. Как будет звучать тема урока? Ваши гипотезы… Запись темы в тетради : Гласные в суффиксах существительных –ек, -ик (слайд 2) -Ребят, а вы знаете, как помочь Вите? Наша задача сегодня узнать это правило, учиться делать правильный выбор гласной в этих суффиксах, понять, от чего зависит выбор гласной, уметь отличать эти суффиксы от других в слове и увидеть их значение в слове.
  • Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса «Звёздный час»Описание материала: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Молоко водой колечком. (Ванна) Как называлась Я зачитываю толкование слов, а вы дайте незамедлительно ответ. Футляр для ручек и карандашей. Пенал. Зимняя телега. Сани. Проволока, по которой передается электроэнергия. Провод. Ферма, на которой разводят птицу. Птицефабрика. Специальная доска для переноски посуды, подачи еды. Поднос. Приспособление для переноски больных, раненых. Носилки. Инструменты для резания ткани, бумаги. Ножницы. Сооружение, на котором качаются для забавы. Качели. Перерыв занятий в учебных заведениях. Ка...
  • Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса «Знатоки русского языка»Описание материала: Предлагаю Вам интеллектуальную игру по русскому языку для учащихся шестого класса. В ней принимают участие три команды, которые отправляются в путешествие на остров Правил по реке Знаний на регате Победа. Путешественников ждут интересные приключения. Клад, который закопал старый пират Джо, достанется самой находчивой, самой эрудированной команде. Викториной можно воспользоваться во внеурочной деятельности по русскому языку, например, на предметной Неделе русского языка...
  • Конспект урока по русскому языку для 6 класса «Условное наклонение глагола»Описание материала: Тип урока: урок открытия нового знания. Цель урока: Знакомство со значением, образованием и изменением глаголов в условном наклонении. Задачи урока: Обучающие: Формировать орфографическую компетентность обучающихся. Развивать умения находить глаголы условного наклонения, писать раздельно частицу бы, употреблять в речи. Развивающие: Развивать умение анализировать языковой материал. Развивать коммуникативные умения, навыки взаимодействия через работу в паре. Воспитательные: Воспитывать коммуникативную компетенцию, взаимопомощь, интерес к чтению. На уроке предлагается как самостоятельная, так и групповая работа , что позволяет обучающимся применить знания, умения и навыки в комфортных им условиях. Задания проверяются самостоятельно (презентация), что позволяет обучающимся самим выявить свои ошибки. Домашнее задание предлагается на выбор. Урок с технологической картой к учебному комплексу: Русский язык. 6 класс.
  • Урок русского языка в 6 классе «Разноспрягаемые глаголы»Описание материала: Данный урок позволит учащимся 6 классов в интересной, увлекательной форме повторить спряжение глаголов. В ходе занятия расширяется кругозор учеников, они узнают о типах спряжения глаголов, которые были в старославянском языке. Учащиеся усваивают понятие разноспрягаемые глаголы, знакомятся с особенностями их спряжения, совершенствуются учебно-языковые умения спряжения этих глаголов. На уроке используются различные формы работы: собери пословицу, дифференцированные задан...
  • Конспект урока по русскому языку для 6 класса «Русский язык в жизни России»Описание материала: Конспект урока разработан в виде технологической карты составленной соответственно требованиями ФГОС по программе Е.А. Быстровой. Это начальные шаги по введению ФГОС в основной школе, поэтому часто возникают сложности в оформлении конспекта. Урок рассчитан для учащихся 6 класса на 1 учебный час. Вводный урок имеет важное значение как для учителя, так и обучающихся: он должен нести положительный эмоциональный настрой на дальнейшее изучение русского языка. Урок даёт возможно...
  • Календарно - тематическое планирование по чтению и развитию речи 6 классОписание материала: Модифицированная коррекционная программа по чтению и развитию речи разработана для учащихся 6 класса школы интернат VIII вида. В коррекционной учебной программе используется 10% регионального компонента государственного стандарта. Сюда включены: донские пословицы, поговорки, донские казачьи сказки, загадки, легенды, предназначенные для внеклассного чтения. В этой программе применяется принцип коррекционной направленности. Целью программы является формирование беглого и п...
  • Олимпиадные задания по русскому языку для 6 классаОписание материала: Задания очного тура в Черноярской средней общеобразовательной школе. Составил учитель категории Середа Марина Геннадьевна. 1. Подберите примеры фразеологических синонимов выходите? - слова? Задания составлены в соответствии государственного стандарта образования, в соответствии с знаниями, умениями и навыками учеников шестого классе по русскому языку. Работа с одаренными детьми. В работе представлены различного рода задания, включающие много аспекты морфологии, фонетики, л...
  • Разработка урока литературы в 6 классе по теме: Финал романа А. С. Пушкина «Дубровский»Описание материала: Урок по теме Финал романа А.С.Пушкина Дубровский разработан на основе примерной программы по литературе Г.С.Меркина, учебно-методического комплекса под ред. Г.С.Меркина, а также авторской рабочей программы по литературе. Урок предназначен для 6 класса. Методы и приемы обучения: ü ассоциативное мышление (этап Ассоциации); ü фронтальный опрос, беседа (этап Беседа); аналитические вопросы (этап Беседа, Знакомство с термином открытый финал);ü сопоставление литерат... ü здоровьесберегающие технологии (релаксационная минутка).
  • Планирование урока русского языка в 6 классе по теме «Разряды прилагательных»Описание материала: Материал представляет собой разработку урока русского языка в 6 классе по теме Разряды прилагательных, выполненную в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения - в виде технологической карты. Соблюдены все основные этапы урока, есть фиксация формирования УУД.Данный урок по типу урок обобщения и закрепления ранее изученного материала в классах с традиционной системой обучения с программой в размере 105 часов.В ходе урока задействованы сингапурские технологии обучени...
  • Урок по русскому языку для 6 класса «Роль глаголов в речи»Описание материала: Конспект урока русского языка для 6 класса по теме Роль глаголов в речи. Урок разработан по программе семи модулей. Тип урока: изучение нового материала.Урок является продолжением в серии уроков по теме Глагол. Тесно связан с предыдущим уроком и является логическим продолжением. Структура урока соответствует данному типу. Ключевые понятия синонимический ряд, фразеологизм позволили ученикам выявить роль глаголов в речи и их уместное использование в речи. На уроке исп...
  • Урок внеклассного чтения в 6 классе «Знатоки басен»Описание материала: Данный урок внеклассного чтения предназначен для учащихся 6 класса. Он проводится после знакомства с творчеством русского баснописца И.А. Крылова. Задания, выполняемые на уроке, направлены на развите познавательной деятельности и творческого потенциала детей. Урок способствует привитию навыков выразительного чтения, учит сопоставлять тексты, развивать представления об особенностях жанра басни. Надеюсь, что конспект данного урока займёт достойное место в вашей методической к...
  • Тесты по русскому языку для 6 класса (1-ое полугодие)Описание материала: Добрый день, мои друзья! Настенькой зовуся я! О себе вам расскажу, И подумать предложу. Хорошо учусь я в школе, Математику люблю, И по русскому я тоже Лишь пятерку получу! Дома маме помогаю, За сестричку отвечаю. И гимнастику ,друзья, Посещаю тоже я. Вечерами надо с папой посмотреть еще футбол, Ничего не понимаю, но кричим мы дружно: Гол! Так тружусь я целый день, И не знаю слова ЛЕНЬ! Добрый день, мои друзья! Настенькой зовуся я! О себе вам расскажу, И подумать предлож...
  • Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Интеллектуальное казино», 6 классОписание материала: Данное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе провожу в форме Интеллектуального казино. Здесь детям нужно применить не только предметные знания, но и сведения общего плана. В Игре участвуют особые деньги: 1 ум, 3 ума, 5, 10 умов. Играют 6 учеников. Ведущему (учителю или старшекласснику) помогают два ученика-ассистента. Смысл игры: решив отвечать на вопрос, участники делают ставку в 1 ум; отвечая на вопрос, выбирают один из предложенных вариантов ответа. ...
  • Урок по русскому языку для 6 класса «Устаревшие слова»Описание материала: Технологическая карта урока русского языка в 6 классе Устаревшие слова. Технологическая карта включает в себя все необходимые элементы: этап урока, цель, формируемые универсальные учебные навыки. Урок рассчитан на то, чтобы его преподавали в обычном общеобразовательном учреждении, в которой преподают согласно требованиям ФГОС. Этот урок в занимательной и увлекательной форме поможет понять, как ученики усвоили пройденный материал, а также в интересной форме преподать новые...
  • Урок по русскому языку для 5-6 классов «Средства формирования универсальных учебных действий»Описание материала: Как повысить у учащихся качество знаний по предмету? Как правильно планировать свою учебную практику в условиях системно-деятельностного подхода? Этими вопросами задаются многие учителя. Предложенный методический материал поможет учителям русского языка и литературы выработать свою систему использования эффективных средств,позволяющих сформировать универсальные учебные действия учащихся на уроке. Интегрированное применение таких средств сформирует у учащихся ключевые компетенции и подготовит к дальнейшей успешной социализации личности.
  • Конспект урока по русскому языку по теме «Существительные общего рода», 6 классОписание материала: Данный материал разработан по программе Ладыженской Т. А., Баранова М. Т., Тростенцовой Л. А. и других для 6 класса. Урок объяснения нового материала. Целью урока является понимание учащимися имени существительного, умения находить отличия между существительными общего, мужского и женского рода. Для разработки урока использована мультимедиа. Доска работает на актуализацию. Другая форма работа, которая не заменима на этом уроке- это Толковый словари и этимологический. В конс...
  • Тесты по русскому языку для 6 класса «Материал для промежуточного контроля по теме «Словообразование»»Описание материала: Предлагаемый материал включает в себя тестовые задания. Их можно использовать для промежуточного контроля на уроках по разделу Словообразование. Предлагаю вам два варианта заданий с ответами. Учитель по данному образцу может может составить несколько вариантов заданий. Также добавить те виды заданий, которые считает необходимыми в рамках своего урока. Каждому варианту предлагается ответить на 5 вопросов. Используя небольшие по объему задания, учитель сможет получить...
© 2010-2018