Русский язык и Литература

  • Поурочное планирование уроков русского языка в 6 классе по программе А. Д. ШмелёваС 2012 года участвую в апробации учебника русского языка под редакцией А.Д. Шмелёва (авторы: А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Е.Я.Шмелёва), вышедшего в издательском центре Вентана-Граф. Учебник строится по модульному принципу, что отражено и в планировании. Каждая глава ориентирована на ведущую проблему, выраженную в форме вопроса. Эта особенность также отражена в планировании. Аудиоприложение к учебнику содержит тексты упражнений для аудирования, что также отмечено в темах уроков. Пла...
  • Проверочная работа по русскому языку для 6 класса Имя числительноеПроверочная работа включает в себя 2 варианта по 5 заданий в каждом. Цель: проверить знания учащихся 6 класса по пройденной теме Имя числительное. Именно 5 заданий выбраны мной неслучайно. Эта работа не тестового характера, а проверка устных знаний учащихся, способности запоминать правила, уметь приводить примеры, образовывать новые слова. Выявляется также умение или неумение учащихся размышлять, воспроизводить изученное. После выполнения данной работы рекомендуется провести совместный анализ...
  • Конспект урока по русской литературе для 6 класса Идеи гуманизма в повести Н. М. Карамзина Бедная ЛизаДанная работа представляет собой конспект урока по русской литературе в 6 классе. Особенно сложным при изучении темы Идеи гуманизма в повести Н.М.Карамзина Бедная Лиза является введение новых терминов для учащихся - гуманизм, гуманистические идеи, психологизм. Однако учащиеся довольно легко справляются с заданиями, беседа проходит оживленно. На уроках подобного типа особенно важным приемом является работа учащихся в группах. Несомненно, обсуждение эпизодов произведения, выявление особе...
  • Конспект урока по литературе для 6 класса М. Пришвин «Кладовая солнца»Урок по были - сказке М. Пришвина Кладовая солнца. 6 класс. Урок включает в себя составление кластера, слово о писателе М. Пришвине. Заранее готовится инсценировка эпизода ссоры Насти и Митраши . Аналитическая беседа по тексту подводит к главному вопросу урока : что такое доброта.Нарушение закона доброты приводит к большой беде, которая приключилась с Митрашей. Учащиеся работают в группах, выполняя задания, а затем следует самопрезентация групповой работы. Завершается урок рефлексией. Кладова...
  • Итоговый тест по литературе для 6 классаИтоговый Тест предназначен для обучающихся в 6 классе. В нем содержится пятнадцать вопросов, которые составлены на основании произведений, изученных в 6 классе. Это позволяет проверить знания, умения и навыки обучающихся 6 класса в конце учебного года. Вопросы разного уровня сложности. В каждом вопросе может быть только один правильный ответ. При составлении данного теста был использован учебник по литературе 6 класс под редакцией Г. И. Беленького в двух частях. На выполнение тестовых заданий от...
  • Самоанализ урока русского языка в 6 классе Притяжательные местоименияСАМОАНАЛИЗ УРОКА ПО русскому языку. Учитель Прыймак Т.В.. Урок проходил в 6 А классе. В нем обучается 16 учеников , они отличаются старательностью, умением самостоятельно искать информацию и активностью на уроке. Тема урока Притяжательные местоимения 1. Урок начинается с языковой разминки, которая позволяет повторить употребление и правописание отрицательных местоимений. Разминка включает два этапа: 1) чтение и комментирование домашних творческих работ на тему Местоимение 2) выполнение ...
  • Конспект модульного урока по русскому языку для 6 класса Повторение изученного о правописании приставок пре-и при-В данном материале представлена технологическая карта модульного урока по русскому языку по теме Повторение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ- (6 класс) ключи к заданиям, лист учета контроля. Конспект урока содержит цели и подробный дидактический материал каждого учебного этапа, руководство по усвоению учебного материала, контроль. Данный урок решает следующие образовательные цели: знать: значение приставок пре- и при-; условия выбора гласных в приставках пре- и при-; трудные случа...
  • Конспект урока по литературе для 6 класса Новелла Н. С. Лескова Привидение в Инженерном замке. Жанровое своеобразие. Особенности композицииУрок по изучению нового материала. Данный урок способствует подробному и целостному изучению произведения. Используются такие приёмы и методы обучения, как беседа, опрос учащихся, а также работа в творческих группах. В ходе работ каждой из шести групп выявляются особенности композиции и жанровое своеобразие произведения. Опираясь на текст произведения, учащиеся отвечают на вопросы, делают вывода. Дополнительные вопросы помогают учащимся сосредоточиться на деталях произведения, поразмышлять, в...
  • Урок русского языка в 6 классе Разносклоняемые имена существительныеКонспект открытого урока в 6 классе по теме Разносклоняемые имена существительные. В течение урока учащиеся учатся ставить цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль , работать в паре, строить логическую цепь рассуждений, извлекать необходимую информацию из разных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни. Задачи урока: образовательные: Формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности воспитательные:воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.
  • Конспект урока по русскому языку для 6 класса Различение повелительного наклонения и формы будущего времениПланирование уроков по изучению глагола требует особой подготовки. Если давать только сухие теоретические сведения, можно предугадать: усвоит этот материал только малая часть класса. Использование ИКТ настраивает на эмоциональное восприятие. Для открытого урока была взята трудная тема: различение повелительного наклонения и формы будущего времени. Урок комбинированный, позволяющий повторить предыдущие темы, изучить новый материал и закрепить его. Поставленные задачи: учебно-образовательные, во...
  • Урок-практикум по русскому языку в 6 классе «Имя прилагательное»Конспект урока –практикума по русскому языку по теме Имя прилагательное 6 класс Цель: систематизация знаний обучающихся об имени прилагательном; Задачи: закрепление знаний о разрядах прилагательных, научить применять знания о прилагательном как части речи; выявлять орфограммы в прилагательных; отработать умение определять его синтаксическую роль; совершенствование коммуникативной компетенции через овладение способами совместной деятельности в группе; воспитание чувства казахстанского патриотизма. Форма : работа в группах. Вид урока: урок-практикум. Наглядность: раздаточный материал. Предварительная работа: деление класса на группы, назначение консультантов, организация работы с консультантами. 1.Оргмомент. Сообщение темы , цели урока. 2 Консультанты проводят взаимоопрос по теме Имя прилагательное в группах , выставляют оценки в лист учёта знаний. 3.Работа групп с дидактическим материалом, алгоритм выполнения заданий: А) постановка познавательной задачи: -прочитать и озаглавить текст; -определить основную мысль текста; -списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы; -найти в тексте имена прилагательные , определить начальную форму, разряд, указать род , число, падеж, синтаксическую роль прилагательных, образовать формы степеней сравнения 3 прилагательных. Б) проведение инструктажа о последовательности выполнения работы. 1 группа: Ш..гаю по склонам Баяна. Р..скошные д..ревья з..ленеют пушистыми бутонами, а на вершин.. стоит высокая стройная сосна в з..лёной шапке. Слышен зап..х ар..матной зелени , и прозрач (?)ный воздух напомина..т молодой кумыс .Иду у..кой тр..пинкой по склону , и в ушах у меня звучат уд..вительные м..лодии. Их поют горы Баян. По ущел(?)ям между деревьями бегут быстрые руч(?)и , и их звонкое журчание напомина..т шумные детские г..лоса. 2 группа: Ст…пной пр…стор залит живым золотом лучей. Ре…кие белые пушистые обл..ка плывут по небу. Мя…кие оч..ртания х…лмов покрылись зеленью. (Не) высокая, но густая трава з…лёным к…вром одела землю. По…снежники, тюльпаны, дикие ирисы и маки п…стреют на ней пр…чудливым узором. Утре(нн; н )ий ветер проб…гал по склонам Чингиза с горного перевала . Он умеряет жару и ве…т лё…кой нежной свежестью. 3 группа: Горы. Жгучее со…нце, х..одные воды. У берега р…ки дли(нн; н)ые ряды юрт. За тёмной ч…ртой хребтов и в…ршин с…неют леса и скалы дальних гор. За ними б…леют под обл…ками уже с…дые головы, снежные шапки. Краток вечер в горах. Бледно р…зовеют кроны старых сосен за аулом. Под соснами уже темно. А в ярком неб.. всё ещё кувырка…тся и звенит жаворонок. Дружно поют за холмом мальчишки- ю(н: нн)ые чабаны. 4 группа: Кругом сп…койная и широкая степь. Жаркий солнечный воздух волнует(?)ся над ней и колебл…тся. К…выль чуть слышно ш…лестит, поблёскива…т на солнце. Белое море перел…вает(?)ся из с..ребристого в ж…лтое и тёмное, словно ш…лковая ткань . К…выль уже принял свою осе(нн;н)юю окраску. П…лынь сле…ка п…желтела, степной курай , который весной выбрасывал з…лёные кисти и сини… цветки, стал красновато- бурым. 5 группа: Кокшетау-это в…лшебный край п…лей и з…лёных л…сов, пр…чудливых гор и г…лубых озёр. Это настоящий оазис в бе…крайн… казахской степи. Кокшетау –край песен и загадоч(?)ных леген… Ещё в д…лёком прошлом талантливый казахский народ пр…славлял его пр…сторы в нежных песнях Биржана и Сары, в п…триотических народных мотивах Ахана серэ, в жарких песе(н;нн)ых сост…заниях акынов на айтысах. 4.Работа групп: А) знакомство с материалом, планирование работы в группе; Б) распределение заданий внутри группы; В) индивидуальное выполнение задания; Г)обсуждение индивидуальных результатов в группе; Д)обсуждение общего задания группы 5.Подведение итогов урока: А)сообщения консультантов о результатах работы в группах; Б) анализ выполнения познавательной задачи каждой группы; В) общий вывод о работе каждой группы в достижении общей поставленной познавательной задачи . Оценки за урок.
  • Урок по русской литературе для 5-6 классов «Викторина по литературе «По сказкам А. С. Пушкина»Описание материала: Викторина по литературе для 5-6 классов По сказкам А.С.Пушкина Данная викторина проводится как на уроке литературы в 5 классе или в 6 классе, так и на уроке внеклассного чтения или внеклассном занятии по сказкам Пушкина, которые хорошо знакомы детям с раннего возраста и которые учащиеся изучают в школе. Школьники с удовольствием читают, инсценируют сказки Пушкина, а викторина способствует обобщению знаний учащихся по известным каждому человеку произведениям великого р... Сказки А.С.Пушкина – мир удивительных героев, с которыми происходят необычные истории. В этих произведениях всегда добро побеждает зло, а трудолюбие – лень. Вот почему все люди: маленькие и взрослые – любят читать сказки Пушкина.
  • Конспект по русскому языку для 6 класса «Порядковые числительные»Описание материала: Целью урока в 6 классе является ознакомление с изменениями порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении. Усвоение материала проходит параллельно с изучением учащимися народного праздника Масленица, что способствует формированию у детей чувства уважения и любви к родному краю. На уроке используется мультимедийная презентация, что позволяет сделать урок интересным и занимательным для шестиклассников. Неожиданным элементом ... Игра даёт школьникам возможность продемонстрировать своё актерское мастерство, ощутить радость народного праздника.
  • Рабочая программа по русскому языку ( 6 класс)Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: - федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; - приказом Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; - программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений (Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2008); Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Общая характеристика учебного предмета Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет Русский язык занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык н... Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями... Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
  • Рабочая программа по русскому языку для 6 класса с УУД по УМК В. В. Львова, С. И. ЛьвовойНастоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с ...
  • Итоговый тест по русскому языку за курс 6 классаИтоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год. Итоговые проверочные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учётом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения проверочных работ учитель может отводить весь урок или только часть его. Учитель имеет возможность повседневно выявлять степень усвоения программного материала по итоговым письменным работам. В настоящее время получил достаточно широкое распространение на всех уровнях образования такой вид контроля как тестирование. Тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе учитель – ученик, помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля знаний, широкий охват материала. Важно, чтобы вопросы и задания в такой работе развивали мыслительные операции детей, учили обобщать изученные явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждали к применению определённых способов действий. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и собранности.
  • Тест «Контрольная работа (тест) по русскому языку за 1 полугодие в 6 классеДанный тест по русскому языку предлагается для проверки знаний учащихся 6 классов, обучающихся по программе Школа 2100. Задания проверяют знания, полученные учащимися в 1 полугодии по следующим темам: Имя существительное как часть речи и как член предложения, Местоимение как часть речи и как член предложения, Глагол как часть речи и как член предложения, Простое и сложное предложение,Количественные числительные в языке и речи, Имя прилагательное в языке и речи.Предлагаю ...
  • Урок русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»Урок русского языка по теме Неопределённые местоимения в 6 классе Цель урока – развитие навыков слитного, раздельного и дефисного правописания неопределенных местоимений-существительных.Задачи:Обучающая – научить правильно писать неопределенные местоимения-существительныеРазвивающая – развитие правописных навыков и орфографических умений, связанных с изучением данного правилаВоспитательная – воспитание бережного отношения к языкуОборудование: учебник “Русский язык”(авторы М.Т. Баранов,Т.А.Лады...
  • Экзаменационная тестовая работа по литературе за курс 6 классаПредлагаемая тестовая работа по литературе может быть использована как экзаменационная в рамках промежуточной аттестации учащихся за курс 6 класса.Структура тестовой работы максимально приближена к структуре ГИА по литературе в 9 классе: часть А -10 заданий с выбором 1 варианта ответа, часть В - 10 заданий с записью ответа в виде слова или словосочетания, часть С - развёрнутый ответ на вопрос по одному из произведений, изученных в 6 классе. Система оценивания: часть А - по 1 баллу за верный отв...
  • Урок - мастерская по литературе (внеклассное чтение) в 6 классе. Тема: «Поэты XX века о природе, родине и о себе»Данный урок знакомит шестиклассников с творчеством таких поэтов двадцатого века как А.Блок, Ф. Сологуб, А.Ахматова, Б. Пастернак, А.Твардовский, А. Вознесенский. Кроме стихов этих замечательных классиков ребята узнают интересные факты из их биографии. Этот урок проходит в форме творческой мастерской, итогом работы которой становится книжка стихов, собранная самими учениками. К занятию дети готовятся по группам, каждая получает задание собрать биографические сведения по отдельному поэту, выразительно прочитать наизусть его стихи, подобрать к ним иллюстрации, музыкальное сопровождение. Такая форма работы прививает ребятам навыки коллективной деятельности, способствует развитию ассоциативного мышления, монологической и диалогической речи учащихся.
  • Конспект урока по русскому языку 6 класс11.Мобилизирующий этап: ребята на доске написаны слова. Пр…бежал, пр…добрый, пр…бил, пр…школьный, пр…красный. 1.Вставь пропущенные гласные? (ученик у доски) 2.На какие группы можно разделить эти слова. 3.Сформулируйте тему, которую мы изучали на прошлом уроке? Да, ребята, сегодня мы продолжим разговор о двух сестрах- приставках ПРЕ- и ПРИ-. а)что обозначает приставка при-? б)а какие два основных значения имеет приставка ПРЕ-. Чтобы вы еще лучше запомнили когда мы пишем ПРИ-, а когда ПРЕ-, я вам расскажу такую грамматическую сказку. В стране Лингвинии жили-были приставки-сестры ПРЕ- и ПРИ-. Приставка ПРЕ- была очень добрая, очень гордая, очень серьезная. ПРЕ- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая-предобрая, очень гордая-прегордая. Приставка ПРЕ- дочка приставки ПЕРЕ- очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери букву Е. Приставка ПРИ- хорошо воспитанная барышня. Она все делает чуть-чуть. Не топнет, а только притопнет, не сядет, а только присядет. Не откроет, а прикроет. У нее есть еще значения: присоединение, приближение, близость.
  • Урок по литературе для 6 класса «Спешите делать добро!»Урок по литературе(внеклассное чтение).Это интегрированный урок. Рассматривается рассказ А.И. КупринаЧудесный доктор, привлекается дополнительный материал по краеведению(рассказ об основательнице земской больницы А.Г.Архангельской), биография врача Пирогова.Милосердие,сострадание,сочувствие-нравственные идеалы, к которым должны стремиться все люди.Если человек ждёт чуда,подари ему его. И тогда прекрасная душа будет у него и у тебя!Эпиграфом к уроку стали слова доктора Гааза: Спешите делать ...
  • Внеклассное мероприятие по русской литературе. 5-6 класс. Игра «Литературный замок»Внеклассное мероприятие, которое может быть проведено в рамках предметной недели или как внеклассное мероприятие во время каникул.Цели: способствовать развитию у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений творчески применять знания в новых ситуациях; развивать творческие способности детей; воспитывать любовь к русской литературе.Оборудование: декорации с изображением замка, элементы костюмов принцессы, пажей, рыцарей; эмблемы, Указ, жетоны, приз победителю, ...
  • Сила любви (по произведению А. П. Платонова «КОРОВА») (6 класс)Рассказ А. Платонова Корова давно вошел в школьную программу. Учителя накопили немалый опыт его изучения. Однако даже беглый обзор современных методических разработок убеждает в том, что вне поля зрения словесников по-прежнему остаются важнейшие аспекты текста, уже не раз освещавшиеся педагогами. Цель данного урока – сделать менее ощутимым разрыв между платоновским временем и современностью. Воспитание и развитие: воспитание чувства любви, сострадания ко всему живому, развитие эмоциональной отзывчивости к природе через понимание отношения к ней героя и автора произведения Корова, ассоциативного воображения, развитие словесно-образного мышления.
  • Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе по коррекционной программе VIII видаКалендарно - тематическое планирование составлено на основе примерной рабочей программы по грамматике, правописанию и развитию речи для 6 класса специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Планирование содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Планирование рассчитано на 170 часов в год (5 ча...
  • Конспект открытого урока русского языка в 6 классе «Буквы Ч-Щ в суффиксе существительного ЧИК-ЩИК»Данная офограмма требует чётких знаний по словообразованию, умений выделять части основы слова: корень , окончание, помнить парные согласные: д-т, з-с, Ж, после которых пишется суффикс ЧИК. Поэтому на уроке достаточно много места отводится повторению этих умений и навыков, а также подготовке к объяснению нового материала. Тема урока: Буквы Ч-Щ в суффиксе ЧИК-ЩИК. Цели урока: выработать прочные навыки правописания суффикса чик-щик, развивать познавательные интересы учащихся, формировать мо...
  • Урок литературы в 6 классе «Календарно-обрядовая поэзия»Первый учебный раздел, который изучают шестиклассники на уроках литературы, -это устное народное творчество.Тема очень благодатная для того, чтобы заинтересовать ребят предметом литература, привить любовь к народному творчеству, развить творческие способности учащихся на уроках. Предлагаемый мною конспект урока содержит очень богатый материал о народном творчестве, народных обрядах.На уроке рассматриваются не только фольклорные произведения, но и репродукции русских художников:Б.М.Кустодиев М...
  • Авторская программа факультативного курса по русскому языку в 6 классе. Тема: В мире лексики и фразеологииПояснительная записка. Основополагающая идея современной школы заключается в поиске путей развития личности в процессе гуманизации и гуманитаризации образования, а цель обучения языковым дисциплинам – в формировании потребности учащихся в самовоспитании, самовыражении, чтобы научить учиться, научить общаться , научить заботиться о своем здоровье, дать профессиональные навыки. Работа учителей русского языка в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Факультативный курс для шестых классов объединен общим заглавием Лексика и фразеология Программа факультативного курса, рассчитанного на один год обучения в шестых классах, призвана помочь учащимся в формировании лексической компетентности. Материал по лексике и фразеологии расширяет кругозор учащихся, обогащает словарный запас, дает богатые возможности для развития речи , воспитывает чувство слова. Содержание курса построено по принципу от известного к новому , от простого к сложному. Кроме материала по лексике и фразеологии в программе факультативного курса есть элементы занимательной грамматики, игровые уроки, есть материал по культуре речи, а также уроки речевого творчества, которые призваны развивать речевые навыки, активизировать познавательную деятельность.
  • Урок по литературе для 6 класса В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»В.П. Астафьев Конь с розовой гривой Цели: - помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа; - углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа; - учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; - продолжить работу по развитию речи. Задачи: 1. Воспитывать нравственно и духовно развитого читателя. 2. Развивать читательскую культуру. 3. Развивать творческие способности, воображение учащихся. 4. Прививать любовь и внимательное отношение к слову. 5. Отрабатывать монологическую речь. 6. Обучение анализу поступков героев через слова, действия. 7. Формирование у школьников таких нравственных качеств, как честность, доброта, долг. 8. Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы. ХОД УРОКА 1. Орг. момент. - Постановка цели и задач урока. Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких. Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя-рассказчика, а другая группа - отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста. В конце урока учащиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика. 2. Фронтальный опрос. - Что является завязкой рассказа? - Исполнилась ли мечта мальчика - получить “пряник конем”? Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой”? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором. - Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? - Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? - Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы по могают понять отношение автора к их поведению? 3. Словарная работа. Увал – пологий холм, имеющий значительную протяженность. Туесок – берестяная корзина с тугой крышкой. Бадога – длинные поленья. Заполошная – суетливая. Шаньга – булочка с творогом, ватрушка. Заимка – земельный участок вдали от села, освоенный его владельцем. Поскотина – пастбище, выгон. Яр – крутой край оврага. • Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок. • Очень трудно признаться в содеянном. • Душевное раскаяние очень мучительно. • Раскаяние приносит облегчение. • Бабушка очень его любила, была доброй и учила нравственной мудрости. Мальчика поддразнивают ----- вытряхнул ягоды в траву ---- в туесок натолкал травы, тем самым обманул бабушку --- украл калачи ---- сделал обманщицей бабушку. 4. Пересказ эпизода с использованием опорных слов-глаголов. - Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? - Как герой оказался в зависимости от Саньки? 5. Инсценирование эпизодов. Работа в группах. - Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка? - Как после этого развлекались ребята? Пересказ эпизода и обобщения после этого. - Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим по ступкам? 6. Физминутка - Почему герой решил обмануть бабушку? - Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений? 7. Работа с текстом (выборочное чтение). - Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: “День был ясный, летний”. Прочитаем выразительно. Какова роль пей зажной зарисовки? - Какова развязка истории? 8. Работа по иллюстрации. - Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу? Опишем рисунок. - Почему бабушка купила все-таки “пряник конем” обманувшему ее внуку? 9. Тестирование. (Приложение 1) 10. Домашнее задание. Прочитать сборник рассказов В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой” Читать рассказ В.Г. Распутина “Уроки французского”. 11. Выводы. Приложение 1 Тест по рассказу В.П.Астафьева “Конь с розовой гривой” 1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булку; в) шаньга. 3. Как звали брата героя, которого тётка Августа забрала с собой на лесоучасток? а) Алёша; б) Миша; в) Коля. 4. Что произошло с матерью героя? а) Она утонула; б) Её сбила машина. 5. Как звали тётку, которая после побега героя с речки от бабушки накормила его? а) Васяна; б) Петровна; в) Феня. 6. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзинка; б) ведерко; в) туесок.
  • Тесты по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского» 6 классДанные тесты составлены в соответствии с учебной программой 6 класса .предложенные вопросы соответствуют уровню и объёму полученных знаний учащимися.Для работы выбраны произведения, которые входят в учебник- хрестоматию 6 класса. Форма тренировочных вопросов соответствует требованиям к уровню знаний учащихся. они расположены по следующему принципу:1) задания с выбором одного ответа: 2) задания, требующие одного правильного ответа; 3) задания, требующие обоснованного ответа с конкретными прим...
  • Внеклассное занятие по литературе в 5-6 классах «Весна - краснаВЕСНА - КРАСНА (Весенние календарно - обрядовые традиции русского народа) Внеклассное занятие по литературе в 5, 6 классах. Цель занятия: познакомить учащихся с весенними народными праздниками и обрядами, произведениями устного народного творчества, возникшими на их основе; показать связь современной жизни с истоками народных традиций и народного творчества; способствовать воспитанию любви к родному краю, традициям русского народа; способствовать проявлению творчески...
  • Урок русской литературы в 6 классе «Воплощение физической структуры мира в мифах разных народов»Урок в 6 классе отвечаеет требованиям современного урока, в основе которого разноуровневый подход по таксономии Блума. Объектом изучения явились мифы народов разных стран: славянский, тюркский, греческий. Структура урока предполагает групповую работу, которая демонстрирует умения учащихся работать в флипчарте, Word. Цель урока: научиться сравнивать художественные и научные взгляды на мир в мифах народов мира, сопоставлять научное и художественное восприятие и толкование явлений природы. Задача: исследовав тексты, построить сравнительные модели. Результатом работы явился сравнительный анализ моделей, что способствовало решению поставленной проблемы: Почему на научный вопрос люди разных народностей отвечают почти одинаково?
  • Творческие задания для развития речи учащихся на уроках русского языка в 6 классеОдним из эффективных приёмов обучения русскому языку являются творческие задания, самостоятельно составленные учителем для того класса, в котором он работает. Такие задания соответствуют интересам и возможностям класса, носят игровой характерИ в занимательной форме учат детей правильно, красиво, в определённой логической последовательности строить предложение, составлять связный текст, выполнять индивидуальные и коллективные творческие задания.Играя, дети легче и быстрее обучаются. Результат...
  • Анализ рабочей программы 6 классаВ начале учебного года в классах обучалось 8 учащихся. На начало третьей четверти осталось 8 учащихся. Работоспособность классов высока. Ученики любознательны и общительны. С взрослыми и педагогами легко идут на контакт. Дисциплина в классе хорошая, так как создана благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера .Контроль успеваемости классов ведёт классный руководитель, организована постоянная взаимосвязь с родителями и опекунами, своевременно проверяются дневники, выставляются отметки .Пропуски уроков
  • Урок по чтению для 6 класса «А. М. Горький «В доме деда»»Данный урок по чтению проводился в коррекционной школе-интернате для детей с нарушением слуха (неслышащих) в 6 классе по теме А.М.Горький В доме деда (учебник Литература 4 класс, Алматы Атамура 2011). Учебная программа в данной школе составлена на основе общеобразовательной, но с разницей в 2 года (назад), т.к учитывалось то, что дети являются инвалидами по слуху. В силу того, что у неслышащих детей лучше развита зрительная память, то урок построен с опорой на этот факт: на уроке показан фрагмент художественного фильма Детство А.Горького, проведен опыт с покраской ткани, использовались таблички, графические элементы.
  • Урок по ФГОС 6 класс «Мир смутных вопросов и ощущений»Урок литературы 6 класс Мир смутных вопросов и ощущений (по повести В.Г. Короленко Дети подземелья) Учитель: Пиджакова Галина Васильевна, учитель ОБЖ, МКОУ СОШ№7 первая квалификационная категория Автор учебника: О.М. Хренова, М.А. Снежневская Предмет: литература Класс: 6 Тип урока: открытие новых знаний Тема: Мир смутных вопросов и ощущений (по повести В.Г. Короленко Дети подземелья) Цель: создать условия для осмысления IV-VI глав повести В. Г. Короленко “Дети подземелья”, понимания тех изменений, которые происходят в сознании главного героя под влиянием жизненных обстоятельств; способствовать переосмыслению понятия “человек в ситуации нравственного выбора”. Предметные: – понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями “дурного общества”. Характеризовать поступки литературного героя. Метапредметные. Познавательные: выделять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ события, образ предмета), характеризовать персонажа, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, получение новой информации; умение вычленять нужную информацию из общей информации; умение использовать знаково – символические средства; логические, вывод, формирование умения устанавливать причинно – следственные связи; воспроизводи... Регулятивные: умение организовывать свою работу; формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью; умение оценивать свои знания и делать выводы; оценивать уровень своих познаний; находить ошибки в тексте, уметь их исправлять ,формировать вопросы по тексту произведения, уметь пересказывать текст от 1-го лица, понимать и объяснять смысл слов, найденных в тексте, выбирать способы достижения целей. Коммуникативные: формировать умение сотрудничать для достижения цели и приводить доказательства; контроль , коррекция, оценка действия партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение контролировать действия партнера; высказывать свое мнение; выслушивать мнение партнера; выступать с развернутыми сообщениями, обобщающими наблюдения, умение работать в группе, уметь аргументировать свою точку зрения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие со свер... Личностные: – умение сотрудничать; проявление интереса и терпения при выполнении; мотивация к новому учебному материалу; формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества; формировать гражданский патриотизм, сформировать мотивацию к учению и воспитывать чувство ответственности. Планируемый результат: понять, какие изменения происходят в сознании главного героя извлечение нравственных уроков из взаимоотношений Васи с представителями “дурного общества”? Оборудование: учебник О.М. Хренова, М.А. Снежневская; таблица с объяснением слов; раздаточный материал (кроссворды).
  • Урок по русскому языку в 6 классе «Мягкий знак на конце и в середине числительных» по сингапурской методикеУрок русского языка был проведён в 6а классе 31.01.2014. Тема урока Мягкий знак на конце и в середине числительных. Цели урока: образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных, сформировать умение применять его при написании числительных, повторить правописание мягкого знака в других частях речи развивающая - развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена числительные. воспитательная – воспитывать интерес к родному языку, развитие положительной мотивации учения Использование обучающих структур финк-райт-раунд-робин; куиз-куиз-трейд; тим чир, ТЕЙК-ОФ-ТАЧ-ДАУН (встать-сесть). Содержание урока соответствует программе, задачам урока, развивает навыки написания мягкого знака в середине числительных, способствует развитию творческих способностей учащихся. Тип урока: объяснение нового материала. Все этапы урока были соблюдены, последовательны и логически связаны. Структура урока соответствовала данному типу урока. Целостность осуществлялась путём опроса учащихся по вопросам, изученным ранее по теме Числительное. На уроке сочетались разные формы работы: индивидуальная – составление предложений, классная – беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, выполнение упражнений. На уроке осуществлялось чередование различных видов деятельности учащихся. Осуществлялся контроль деятельности учащихся через проверку учителем написанного на доске, в тетрадях, проверку домашнего задания. На уроке использовала различные дидактические приёмы: беседу, фронтальный опрос, комментированное письмо у доски, словарную рабо... Время на уроке было использовано рационально. Атмосфера урока была дружелюбной, демократичной, доверительной. Учитель владел классом, был эмоционален, заинтересован. На уроке был использован большой объём материала. Учащиеся работали организованно, активно. Они добросовестно подготовили домашнее задание. На уроке они адекватно откликнулись на эмоциональность учителя. Хорошо продемонстрировали свои знания, умения, навыки. План урока был выполнен. Цель урока была достигнута
  • Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VШ вида «Число глаголов (единственное и множественное). Включение глаголов в текст с опорой на рисунокДанный урок русского языка является уроком изучения нового материала по теме Число глаголов. Он направлен на ознакомление учащихся с единственным и множественным числом глаголов, умением их находить самостоятельно и использовать в речи. Прививает навыки самостоятельной работы с раздаточным материалом с учётом дифференциации( для слабых учащихся предусмотрено более лёгкое задание). Задания, используемые на уроке, способствуют развитию образного мышления, коммуникативных навыков, пополняют слов... При объяснении нового материала используется частично-поисковый метод, при котором ребята сами делают выводы и приходят к нужному результату.
  • Урок русского языка в 6 классе «Имена числительные в Олимпийских играх»Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждали в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. Предложенная разработка урока русского языка – попытка ввести материал, связанный с историей Олимпийских игр, в школьную практику и интегрировать его с лингвистическим материалом по темам Разряды имени числительного и Имя числительное в языке и речи (программа 6 класса). Материал занятия может лечь в основу нескольких уроков или внеклассного мероприятия (...
  • Урок литературы в 6 классе. «Внеклассное чтение. П. И. Мельников - Печёрский «Народный миф о солнце», Н. А. Некрасов «Пир ведьмы»Урок литературы внеклассного чтения в 6 классе, с помощью которого можно показать образность, поэтичность славянской мифологии через чтение и анализ мифов, помогающий развивать навыки анализа текста, развивать навыки работы со словарями.Знакомство с мифами славянской мифологии,объясняющими происхождение мира,смену времён года, появление на земле огня. Знакомство с фразеологизмами,согласующимися с представлениями древних славян. Использование на уроке красочных иллюстраций с изображением бога Яри...
  • Урок по русскому языку 6 класс на тему «Полные и краткие формы имён прилагательных, их роль в предложении. Написание кратких форм с основой на шипящуюУрок по русскому языку 6 класс на тему Полные и краткие формы имён прилагательных, их роль в предложении. Написание кратких форм с основой на шипящую. Цель: 1) Обучать распознанию полных и кратких форм прилагательных; дать понятие о синтаксической роли кратких прилагательных; 2) формировать навыки грамотного написания кратких прилагательных с основой на шипящую; 3) воспитывать доброжелательность друг к другу.Оборудование: презентация, учебник, карточки, раздаточный материал.Методы и приёмы: Да-нетка, работа в парах, работа в мини-группах, игра Корректор, творческая мастерская
  • Рабочая программа по литературе ( 6 класс) (В. П. Полухин, В. Я. Коровина. ..)Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе 1. Требований Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 2. Программы общеобразовательных учреждений Литература5 – 9 классы / 10 – 11 классы. Базовый и профильный уровни, автор В. Я. Коровина, 8 издание, М. Просвещение, 2010 год, а также учебника Литература. 6 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. (В. П. Полухин, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин) : под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспит... Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: § воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; § развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; § освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; § овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: · приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; · овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; · формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью; · освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
  • Урок русского языка в 6 классе по теме «Разряды местоимений»Цели урока: 1. Систематизировать знания о грамматических признаках местоимений. 2. Сформировать умения правильно определять морфологические признаки местоимений. 3. Закреплять умения выполнять морфологический разбор местоимений. 4. Показать особенности использования местоимений в литературных тексах. 5. Способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса. 6. Продолжить развитие устной речи учащихся, логического мышления, скорости мыслительных процессов. 7. Воспитать интерес к русскому языку.
  • Рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. ШанскогоДанная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку для 6 класса к УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой.Планирование составлено с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного стандарта (ФГОС), включает информацию об эффективных педагогических технологиях проведения различных уроков, а также сведения о видах индивидуальной и коллективной деятельности, ориентированной на формирование универсальных учебных действий у шестик... 18f
  • Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание приставок» 53d Тема: Правописание приставок пре- и при- Тип урока: изучение нового материала Цель: формирование у учащихся знаний и умений по правильному употреблению в словах приставок при- и пре-. Задачи: Обучающие - дать знания о правописании приставок ПРИ- - ПРЕ -; Развивающие - сконцентрировать внимание учащихся на III группах приставок; сформировать знания и умения правильного употребления в словах приставок пре-, при-; развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, классификации. Воспитывающие - развивать чуткое отношение к языку, воспитывать уважение вырабатывать осознание необходимости труда. Методы: частично-поисковый Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация к уроку, сигнальные карточки, задания по группам. 185
  • Урок русского языка в 6 классе по теме «Местоимение» «Парад местоимений» 39d Урок русского языка в 6 классе по теме Местоимение --итоговый урок повторения, обобщения и систематизации изученного называется Парад местоимений. Подобранные виды работ позволяют в игровой форме проверить теоретические знания и практические умения и навыки по изученной теме. Задания творческого характера, разноуровневые, соответствующие взрастным особенностям шестиклассников, дают возможность систематизировать и расширить знания о местоимении, проверить умение пользоваться этими знаниями н... 127
  • Модульный урок в 6 классе по теме «Местоимение» 390 Данный конспект предназначен для проведения модульного урока по теме Местоимение. Это урок систематизации и обобщения изученного материала по теме Местоимение в 6 классе. У каждого ученика имеются оценочные листы, где указываются задания, критерии оценивания (в баллах), устанавливается определенное время на выполнение каждого задания. Каждый учебный элемент направлен на повторение и закрепление определенного модуля - раздела большой изученной темы Местоимение. После выполнения всех зада... 21b
  • Урок по русскому языку для 6 класса с казахским языком обучения «Однокоренные слова и формы одного и того же слова 398 Тема: Однокоренные слова и формы одного и того же слова.Цели:дать понятие о форме слова, научить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.развивать связную устную речь учащихся, совершенствовать навыки правильного осознанного чтения, закреплять навыки разбора слова по составу, развивать мышление память.Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда.Приемы и методы ведения урока: словесный, частично-поисковый, наглядный. Работа в группах, парах.Оборудование: учебник, картинка ... 1cd
  • Урок по русскому языку для 6 класса «Синтаксическая роль местоимения в простом предложении» 3a1 Данная работа была реализована на уроке русского языка в рамках пилотного проекта перехода на ФГОС второго поколения в основной школе. Постановка учебной задачи осуществлялась согласно концепции системно-деятельностного подхода самими учащимися. В ходе поиска необходимой информации учащиеся работали с граф-схемами и деформированным текстом, а также цветными моделями, созданными учащимися при изучении темы Местоимение. Фиксация нового знания одновременно осуществлялась в 3 формах(правило, модел... 28d
  • Урок по русскому языку для 6 класса «Правописание -н-и-нн-в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» 394 Предлагаю вам конспект урока русского языка в 6 классе по теме Правописание -н- и -нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Данный материал
© 2010-2018