Русский язык и Литература

  • Конспект урока по литературе на тему: «Гражданская война в произведениях М. А. Шолохова «Чужая кровь» и «Родинка»Цель: Изучить Донские рассказы М.Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в произведениях М. Шолохова на примере рассказов Родинка и Чужая кровь. Задачи: · Формировать умение самостоятельно работать с текстом рассказов. · Формировать умения обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. · Развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь. Научить обучающихся распознавать время и пространство в произведении М.А.Шолохова Родинка ...
  • Дидактический материал по теме Бессоюзное сложное предложениеДидактический материал представляет собой сборник заданий и упражнений, способствующих закреплению знаний и умений постановки знаков препинания при изучении темы Бессоюзное сложное предложение: запятой, точки с запятой, двоеточия, тире. Комплексные задания, помимо того, что способствуют развитию пунктуационных навыков, предполагают формирование орфографическихнавыков, речевых умений, развитие творческих способностей, логического мышления. Пособие может быть использовано как на уроках учителями...
  • Выступление на школьном методическом совещании Выступление на школьном методическом объединении: Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”. Учитель следит за развитием педагогической науки, находится в постоянном творческом поиске новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения учащихся. В опыте работы других учителей, в методической литературе преподаватель находит интересные предметы объяснения трудного материала, методы обучения, формы. Приоритетная цель российского образования сегодня - полноценное формирование и ра... Постановка проблемы Выражение решения Научное творчество Поиск решения Реализация продукта Структура проблемного урока следующая: Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся Знание Введение 1.постановка-формулирование вопроса учебной деятельности 2.Поиск решения – открытие субъективно нового знания Воспроизведение 3 выражение решения – выражение нового знания в доступной форме 4Реализация продукта - представление продукта учителю и классу Проблемно-диалогический урок:1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками;2.Актуализация учениками своих знаний;3.Поиск решения проблемы учениками;4.Выражение решения;5.Применение знаний учениками Тип проблемной ситуации С удивлением Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации Между двумя и более положениями 1Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения(Что удивляет? Что заметили интересного? Какие факты видите?) 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием ( Сколько мнений в классе? Чего мы еще не знаем?) Между житейским представлением и научным фактом 3.Шаг1Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на ошибку Шаг2Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью (Как вы сначала думали? А как на самом деле?) (Какая будет тема?) С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнения задания учителя 4 Шаг1Дать практическое задание на ошибку (невыполнимое) ( Вы смогли выполнить задание? В чем трудность выполнения? ) Шаг2 Доказать, что задание учениками не выполнено Урок русского языка в 9 классе Комплексный анализ текста Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Между двумя и более положениями 1Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения ( - Ребята, я на урок принесла кусок ткани. Как вы думаете, для чего? Что удивляет? Что вы можете сказать об этом?) Выдвигаются различные мнения 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом (Чего мы еще не знаем?) Выдвигаются различные мнения ребят Между житейским представлением и научным фактом 3.Шаг1Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на ошибку ( -У вас на столе листочки с текстом, у меня-ткань…) Шаг2 Предъявить научный факт сообщением (1версия Значение слова ткань в вашем понимании. По Ожегову1. Изделие, изготовленное ~ём (см. ткать в 1 знач.)см.. изготовлять (материал, ткань) путем плотного соединения накрест переплетенных нитей 3. перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.). Т. рассказа.2.версия( - Что такое текст? Текст - (от лат. textu... Урок литературы,7 класс (Платонов Юшка) Анализ Учитель Ученик П о с т а н о в к а п р о б л е м ы формулирование вопроса учебной деятельности Подводящий к теме диалог Прослушаем песню Ж.Бичевской Сон мне приснился (Сон мне приснился, Очень странный сон. Будто я слышуПогребальный звон. Тихо иду В белой рубахе по полю И журавли, Словно кресты колоколен. Ноги босые За плечом сума.Люди косятся,Мол, сошел с ума. Тихо иду В белой рубахе по полю И журавли, Словно кресты колоколен. Тело устало Ноет от вериг. Где-то под сердцем Шевелится крик. Виделась в черном Моя Родина. Виделось диво: - Я юродивый. О ком сегодня мы будем говорить? -О ком мы будем говорить? -Ю... Слушают. О Юшке из одноименного рассказа Платонова Некоторые отвечают утвердительно, кто-то из ребят сомневается, часть класса не знает значения слова юродивый 1Значение слова юродивый 2.Можно ли героя так назвать? О человеколюбии, жестокости, о невысказанной боли, обиде, всепрощении. Нельзя отвечать на зло злом, надо совершать добрые поступки Человека надо любить! Возлюби ближнего своего (б... Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и... ПРИЧАСТИЕ Обозначает признак предмета по действию Прилагательное 1.Какой? 2.Род. 3.Число. 4.Изменяется по падежам 5.Имеет полную и краткую форму. 6.Согласуется с существительным. 7.В предложении -определение и сказуемое Глагол 1.Что делать? Что сделать? и др. 2.Лицо. 3.Число. 4.Род. 5.Возвратность. 6.Время. 7.Переходность. 8.Вид. 9.Наклонение. 10.В предложении - сказуемое. У каждого на отдельном листочке изображен кластер. Ученики заполняют в лучиках признаки прилагательного и признаки глагола. Этот кластер остается в качестве памятки при изучении темы Причастие как часть речи.Этот вид работы позволяет закрепить изученный материал во время заполнения кластера Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения Метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по литературе цели и образовательные результаты ... Урок литературы в 9 классе А.Грибоедов Горе от ума (урок-исследование) Работа в группах (заранее подготовлено домашнее задание: знание текста, 1группа-история России кон.18-нач.19 в., идеология декабристов;2 группа-биография Грибоедова ) Заполнение таблицы происходит путем совместного исследования в группах История Литература Биография Кон.18в.-нач.19в Быт и нравы старинной дворянской семьи. Домашнее воспитание и образование Ах! к воспитанью перейдем. Что нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее… Александр Грибоедов родился в 1795 в Москве, в старинной дворянской семье. Детство прошло в московском доме любящей, но своенравной и непреклонной матери Александра - Настасьи Федоровны Александр и его сестра Мария получили серьезное домашнее образование: гувернерами были образованные иностранцы В 1803 Александр был определен в Московский Благородный университетский пансион. В феврале 1816 г. в Петербурге возни
  • Электронная исследовательская работа по теме Смешное и грустное в произведениях А. П. Чехова Электронная исследовательская работа к 150-летию А.П.Чехова по теме Смешное и грустное в произведениях А.П.Чехова. Исследовательская работа выполнена в электронном виде, состоит из 11 презентаций, созданных в среде PowerPoint, связанных гиперссылками на презентацию под названием Начало (см. с этой презентации). В работе использованы видео сюжеты, фотографии, сделанные учениками, музыка П.И.Чайковского, любимого композитора А.П.Чехова. Цели исследовательской работы: 1. Углубить знания о жизни и творчестве А.П.Чехова. 2. Выяснить каким образом факты биографии связаны с содержанием произведений. 3. ...
  • Урок по литературе для 5 (6) класса В рабочей программе по литературе для 5 класса отводятся часы для регионального компонента. Тему Сказка Казак и Лиса учащиеся проходят в конце изучения раздела Фольклор . Цель урока: воспитание у учащихся уважения к культуре своего народа; формирование у них аналитических навыков. Этот урок необычный, так как проводится он не в классе, а в музее под открытым небом, потому что именно там есть те элементы казачьего быта, которые помогут учащимся представить себе ка...
  • Рабочая программа по элективному курсу Литература ДонаРабочая программа элективного курса Литература Дона предназначена для учащихся 5(6) класса Целью курса является обогащение духовного мира уч-ся путём их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей Донского края, развитие читательской культуры, потребности в чтении худ-ых пр-й Дона и о Доне. ...
  • Программа дополнительного образования «Абитуриенту: секреты написания сочинения» Программа дополнительного образования Абитуриенту: секреты написания сочинения содержит теоретические сведения о структуре школьных сочинений и практические задания для формирования навыка составления текстов разных жанров: отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая их примерами из литературных произведений и критических статей. Обучение учащихся по данной программе поможет им разобраться в разнообразной типологии школьных сочинени...
  • Сборник контрольных и проверочных работ по русскому языку и литературеПредлагаемый сборник контрольно-проверочных работ по литературе и русскому языку подготовлен на основе примерных программ учебных дисциплин Литература и Русский язык для профессий и специальностей СПО ФИРО Министерства образования и науки РФ (2008 г.), разработанных на их основе рабочих программ. Может применяться в учебных аудиториях, работающих по различным учебникам русского языка и литературы, поскольку составлен с учетом современных действующих программ по русскому я...
  • Тема Система образов и принципы создания характеров в комедии Фонвизина НедоросльТема: Система образов и принципы создания характеров в комедии Д. И, Фонвизина Недорсль Цели: 1.Дать понятие о системе образов и принципах создания характеров. 2.Выявить художественное своеобразие комедии: черты классицизма и отступления от этого принципа. 3.Развивать умение анализировать текст драматического произведения; продолжить работу над развитием связной речи. 4. Воспитывать , прививать навыки нравственного поведения. Оборудование: Интерактивная доска, карточки с заданиями для работ...
  • План практического занятия редколлегии школьной газеты «МЫ+» «Жанры газетной публицистики» План практического занятия редколлегии школьной газеты МЫ+ Жанры газетной публицистики (на основе краеведческого материла) представляет собой практическое использование элементов проектной методики во внеурочной деятельности учителя. Может быть использован в работе руководителями школьных кружков журналистики и учителями русского языка и литературы при изучении темы Жанры публицистики.Предложенное практическое занятие помогает расширить знания учащихся об особенностях публицистического жа...
  • Эссе Моя формула успеха Чем для Вас является успех в жизни? Остановитесь, задумайтесь на мгновение… Прошу в школьной столовой налить стакан сока моему ребенку, сразу же получаю информацию о том, что мой ребенок (у меня дочь) уже обедал. Я улыбаюсь, ведь у меня их, своих детей, еще двадцать шесть. Двадцать шесть одиннадцатиклассников, взрослых людей, стоящих сейчас перед выбором, на пороге взрослой жизни. В детстве я очень любила играть в школу, усаживала младшую сестру за парту и проводила уроки. ...
  • План-конспект урока русского языка на тему Не-с существительнымиТема урока: Не- с существительными. Это второй урок по данной теме. На первом уроке учащиеся знакомились с новым материалом. В начале урока создаётся положительный эмоциональный настрой на работу всех учащихся. Учащимся даётся информация об организации предстоящей учебной деятельности в ходе урока. Объём и сложность учебного материала соответствуют возрасту учащихся. Планируется повторение ранее изученного материала (приставки пре- и при-, сложные слова с соединительными гласными). В урок в...
  • Конспект урока по сказке В. М. Гаршина Attalea princepsВсе могло бы быть иначе... по сказке В.М.Гаршина Attalea Princeps Чос Л.Н. Тип урока: комбинированный, интегрированный. Задачи. Обучающие: познакомить учащихся с биографией В.М.Гаршина, идейно-смысловым и художественным анализом аллегорической сказки; продолжить обучение работе с источником знаний - книгой, справочной литературой; систематизировать и обобщить знания по теме урока. Развивающие: создать условия для формирования умений сравнивать, обобщать, переносить знания в новые ситуаци...
  • «Человек перед лицом тайны – тайны судьбы и тайны природы» (по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг») Цели урока: 1. Совершенствовать работу с книгой, с текстом; познакомить учащихся с жанром былички, раскрыть роль былички в художественном тексе; 2. Развивать навыки анализа художественного текста: определение темы, главной мысли (идеи), художественных средств выразительности, т.е. умения читать между строк; раскрыть особенности использования приема антитезы в рассказе Бежин луг через использование художественных средств выразительности; доказать, что главной темой рассказа, формирующей пол...
  • «Воспитание чувств» в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» Цель: раскрыть душевный мир героя рассказа; отметить роль игры в жизни человека; показать неординарность учительницы; обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе. Ход урока Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит обсудить три аспекта рассказа Уроки французского. В первую очередь остановимся на образе главного героя, его душевном состоянии; далее речь пойдет о необыкновенном человеке - учительнице французского; завершим разговор о рассказе обсуждением основных его про...
  • Литературно-музыкальная композиция, посвященная песенному творчеству воронежских поэтов А. Кольцова, А. Серебрянского и И. Никитина.) ПРОДОЛЖЕННАЯ МУЗЫКОЙ СТРОКА… (Литературно-музыкальная композиция, посвященная песенному творчеству воронежских поэтов А.Кольцова, А.Серебрянского и И.Никитина.) В литературно-музыкальной композиции представлена в рамках Недели русского языка и литературы, где участвуют четыре ведущих и чтецы из разных классов, девочками из 6 класса исполняется песня. В композиции показывается презентация , используется аудиозапись с песнями на стихи поэтов.
  • Урок-КВН по творчеству Н. А. НекрасоваУрок-КВН по творчеству Н.А. Некрасова Я лиру посвятил народу своему… Открытый урок посвящен творчестве Н.А.Некрасова. Цели урока: обобщить и систематизировать изученное по творчеству Н.А. Некрасова;Это был певец “любви, свободы, мира и доблести”. Прав был Чернышевский, когда писал: “Такого поэта, как Вы, у нас еще не было”. обогатить литературный и эстетический кругозор учащихся; развивать умение самостоятельно пополнять знания; прививать любовь к лирике Н. А. Некрасова. Оборудование: презен...
  • Диагностическая карта подготовки к ГИА по русскому языкуКарта составлена с учётом новой демоверсии.Она заполняется учителем во время краевых диагностических работ, а также работ, запланированных учителем. Так как экзамен состоит из трёх частей, то карта представляет собой таблицу, с критериями оценки за изложение, сочинение и номерами заданий теста от 2-до 14. Такой метод контроля даёт возможность отследить уровень знаний каждого учащегося, поможет в ликвидации пробелов по русскому языку при подготовке к ГИА.Диагностика позволяет выявить качество у...
  • Литературная игра Путешествие в сказкуСказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные...
  • Конспект выступления на III Республиканских Педагогических Чтениях Учитель. Школа будущего. Передача педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ Лицей №145 г. КазаниЭссе о передаче педагогического опыта по проведению мастер-классов и внеурочных мероприятий по литературе. Передача педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ Лицей 145 г. Казани Гарифуллиной Эльвиры Ильшатовны Работая над данным эссе, я пришла к выводу, что одной из интересных и заслуживающих внимания форм передачи педагогического опыта является проведение мастер-классов. Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения. Мастер передает свой опыт, маст...
  • Викторина по русскому языку и чтениюЦель: развивать любовь к русскому языку, уметь отвечать на логические вопросы Ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник, который имеет необычное название: ВИКТОРИНА. Кто из вас может объяснить, что означает это слово Викторина - это, когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них. Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы по русскому языку и чтению. В ваших классах уже прошли предварительные викторины, и...
  • Рабочая тетрадь предназначена для студентов 2 курсаРабочая тетрадь предназначена для студентов Челябинского юридического колледжа 2 курса по специальности 030503.51 Правоведение, составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (от 21 февраля 2002 г., регистрационный номер 04-0201-Б) и рабочей программе, а также календарно-тематическому плану. Последовательно выполняйте задания после изучения теоретического материала. Пропущенные буквы и знаки препина...
  • Конспект урока по теме Самобытный характер древнерусской литературыУрок-лекция Самобытный характер древнерусской литературы Цели: познакомить с характерными чертами древнерусской литературы, выявить отличительные особенности древнерусской литературы, дать представление об историко-культурном контексте.
  • Урок-игра по повести А. С. Пушкина Капитанская дочкаЦель: углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. Задачи: - образовательные: · возбудить интерес к творчеству писателя и его личности; · углубить знания о повести А.С.Пушкина Капитанская дочка; · совершенствовать умение выявлять позицию писателя. - развивающие: · формулировать выводы; · развивать умение выступать перед публикой, отстаивать свое мнение. - ...
  • Презентация по литературе ЛИРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕУголок России – отчий дом, поется в песне. Для наших учеников это поселок Каменка, расположенный в живописном месте на берегу озера с удивительным названием Красавица. Сосны, ели и березы окружают городок. Средь бела дня можно встретить дятла, который лечит деревья, или белку, бегущую по своим делам. Про это хочется писать в прозе и стихами, запечатлеть на фото. Признаться в любви к родному краю. Что такое Родина? Каменка. Из которой хочется вырваться, посмотреть мир и вернуться. Возвращать...
  • Основные показатели языковой личностиОсновные показатели языковой личности Ф.А. Габдулхаков ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ Язык является основным средством общения людей. Трудно представить себе общество без языка. Вместе с тем, на проблемы формирования и развития навыков общения в процессе обучения языком уделяется особое внимание только в последнее время. Современное языкознание определяет язык как возможность, речь – продуктом, а общение как деятельность. Следовательно, при обучении языкам, в том...
  • Урок литературы по теме: «В преддверии праздника…». Обобщающий урок по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»Это заключительный урок в системе уроков по повести Н. В. Гоголя Ночь перед Рождеством. Цели: • Образовательная - познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести Ночь перед Рождеством; способствовать формированию понятий: образ-символ, этический идеал, народность произведения. • Развивающая - создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахож...
  • Технологическая карта к уроку Выносила на страницу пример технологической карты урока первого типа - открытие нового. Теперь хочу дать образец технологической карты урока второго типа - отработка умений и рефлексии. Урок третьего типа (развивающего контроля) не вызывает особых затруднений. Нам, учителям, сейчас стало еще сложнее: гора тетрадей не уменьшается, а тут еще и эти карты стали новой головной болью. Когда я делала первую (контрольная работа после прохождения курсов повышения квалификации), у меня на нее ушло о...
  • Конспект урока чтения по статье В. В. Бианки Урок чтения по статье В.В.Бианки Октябрь для учащихся 6 класса школы VIII вида. Преподавание ведётся по программе С(К) образовательной школы VIII вида подредакцией В.В.Воронковой. Учебник Чтение 6 класс Москва Просвещение 2011. Авторы И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина.Тема. В.А.Бианки. Октябрь.Цели: познакомить учащихся со статьёй В.Бианки Октябрь; работать над правильным и осознанным чтением; развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе; ...
  • Сопоставительный анализ оды ГорацияСопоставительный анализ оды Горация К Мельпоменеи переводов русских поэтов XYIII - XIXв.в.М.В. Ломоносова, Г.Р.Державина и А.С.Пушкина Цель урока: Познакомить учащихся с одним из стихотворений Горация и его переводами, сделанными русскими поэтами М.В.Ломоносовым, Г.Р.Державиным, А.С.Пушкиным; показать понимание поэтами разных эпох роли поэта и поэзии в жизни общества; -совершенствовать умение делать сопоставительный анализ стихотворений; -развивать устную и письменную речь учащихся, рас...
  • Контрольная работа Понятие о сложноподчиненном предложенииРабота предназначена для коррекционного класса (в моем случае 9 В класс), так как задания носят облегчённый характер (разработаны по технологии Монахова)Контрольная работаТема Понятие о сложноподчиненном предложенииI вариант 2. Спишите предложение, расставьте недостающие знаки препинанияЕсли бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то что он проник в ее жизнь и воспел ее то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина3. Спишите предложения, р...
  • «Как писать сжатое изложение» подготовка к ГИАКак писать сжатое изложение 1) Прослушайте текст. 2) После первого чтения текста выполните следующие шаги: • Определите тему текста (о чем текст?). • Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). • Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства,...
  • Практическая работа по теме: «Составление текста публистического стиля. ССП»Подготовка к ВОУД. Тест1. В каких случаях союз И соединяет части ССП?А. Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба. В. По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел.С. В этой напрасной борьбе истощил я жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни. D. Хорошенький овал лица её круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизной. 2.Укажите сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены)А. Болот...
  • Практическая работа по теме СловообразованиеСловообразование является одним из наиболее сложных разделов русского языка. Работа рассчитана на выявление законов русского словообразования, повторение ранее изученного по этой теме, воспитание в десятиклассниках внимательного отношения к структуре слова, а значит, к его значению и правописанию. Данная практическая работа (в парах) рассчитана на один урок (45 минут) и выполняется на индивидуальных листах, где подробно расписаны задания. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательная. Обобщить и углубить знания ...
  • Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова «Тихий Дон» в 11 русском классеУрок русской литературы в 11 русском классе Тема: Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова Тихий Дон. Цель урока: - показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей; - вызвать интерес у учащихся к изучению жизни казачества; - развивать умение анализировать художественный текст Задачи урока: - характеристика и обоснование жанра романа Тихий Дон; - формирование поняти...
  • Презентация по русскому языку на тему Имя прилагательное Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.Класс:5Куандыкова АйгульТурсынбековна, учитель русского языка и литературы Цель урока:1.Закрепление и систематизация знаний об имени прилагательном; формирование орфографической зоркости.2.Развитие речи, внимания, коммуникативных навыков через работу в группах, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.3.Воспитание чувства прекрасного, бережное отношение к слову.Тип урока: повторение и обобщение.Вид урока: урок-рисованиеМетоды:...
  • Контрольная работа в формате ОГЭКонтрольная работа в формате ОГЭ. Данная работа направлена на комплексное повторение курса русского языка перед Государственной итоговой аттестацией.
  • «Понятие об односоставных предложениях» в 10 А классеУрок русского языка в 10 А классе по теме: Понятие об односоставных предложениях Цель урока: · проанализировать состав простого предложения, подвести учащихся к понятию термина односоставное предложение; · выявить и углубить представление учащихся об односоставных предложениях; · формировать практические умения различать двусоставные предложения от односоставных, изучить новую терминологию; · формировать культуру речи учащихся; · способствовать развит...
  • Роль русского языка в духовном становлении учащегосяМысли о роли русского языка в духовном развитии личности Ф.А. Габдулхаков РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ И ПОДГОТОВКЕ ИХ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГУ Габдулхаков Ф.А. , доцент кафедры преподавания языков Наманганского областного института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Родной язык можно сравнить с окном, через которое мы смотрим на мир. Освоение еще одного языка дает человеку возможность созерцать этот мир уже через два окна. Только при этом не надо забывать о том, что некоторые окна, приобретенные таким образом, могут оказаться очень скромными в своих размерах и возможностях. Отдельные языки в этом плане будут напоминать всего лишь маленькие форточки. В целом людей плохих языков не бывает – если на одном языке могут общаться, хотя бы всего 2 человека,... Получается, что русский язык выполняет функцию огромного окна с панорамным видением, через которое видны самые яркие краски и подробности окружающей действительности. Потому и стремятся люди овладеть им. И это объясняется очень просто – во всех сферах своей деятельности человек выбирает наиболее оптимальное, самое удобное средство. С этой точки зрения русский язык является весьма подходящим для многих универсальным языком. В то же время известно, что человек, овладевший новым языком, ста... Отношение к русскому языку в нашей стране всегда было позитивным, теплым. К русскому языку всегда было особое внимание, а носители этого языка постоянно находились и теперь находятся под пристальным взором окружающих. Это связано с тем, что картина мира, созданная на русском языке, отличается полнотой и масштабностью. Конечно же, это обстоятельство не могло оставаться незамеченным людьми. Преподавание русского языка в Узбекистане переживает ныне, как все остальные сферы социальной жизни, период коренной перестройки. Это переоценка ценностей, пересмотр целей, задач, методов, материалов и т. п. Не имеет смысла говорить сейчас об огромных переменах в этой сфере, буме общественного интереса, о взрыве мотивации, о коренном изменении в отношении к изучению языков по вполне определенным социально-историческим причинам - это все слишком очевидно. Новое время, новые условия потребовали... Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели русского языка вновь оказались в центре общественного внимания: нетерпеливые легионы специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности требуют обучения их русскому языку как орудию производства. Этих людей не интересует ни теория, ни история языка - он требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в к... К величайшему огорчению, нужно признать, что большая часть людей, прошедших через школьный курс обучения, так и остается вне зоны влияния данной красивой идеи. Причина тут в плохой постановке процесса обучения русскому языку, излишней теоретизации учебных материалов. О каком взаимопонимании может идти речь, когда твой собеседник тебя не понимает. Призывы ценить и уважать то, что не понято, не осознано, результатов не давали никогда. Не секрет, что пренебрежительное отношение к представите... 1) изучать языки функционально, в плане использования их в разных сферах жизни общества: в науке, технике, экономике, культуре т. п.; 2) обобщить огромный практический и теоретический опыт преподавания иностранных языков специалистами других стран; 3) научно обосновать и разработать методы обучения языку как средству общения между профессионалами, как орудию производства; 4) изучать языки в синхронном срезе, на широком фоне социальной, культурной, политической жизни народов, говорящих на этих языках, то есть в тесной связи с миром изучаемого языка; 5) разработать модель подготовки преподавателей русского языка как специалистов по международному и межкультурному общению, специалистов по связям с общественностью. Основная задача преподавания русского языка в Узбекистане в настоящее время - это обучение языку как реальному и полноценному средству общения, подготовка гармонично развитого поколения с соответствующими личностными качествами. Решение этой прикладной, практической задачи возможно лишь на фундаментальной теоретической базе. Для создания такой базы необходимо: 1) приложить результаты теоретических трудов по формированию гармонично развитого поколения к практике преподавания русского языка; 2) теоретически осмыслить и обобщить огромный практический опыт преподавателей русского и иностранных языков; 3) совершенствовать процесс подготовки учителей русского языка и с учетом вышеперечисленных требований внести в программы такие дисциплины, как психолингвистика, риторика, спецкурс Основы духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка. Литература 1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., Наука, 1987 2. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. М., Русский язык, 1990 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ Язык является основным средством общения людей. Трудно представить себе общество без языка. Вместе с тем, на проблемы формирования и развития навыков общения в процессе обучения языком уделяется особое внимание только в последнее время. Современное языкознание определяет язык как возможность, речь – продуктом, а обще...
  • Тест по русскому языку Тест Не с глаголами 5 класс
  • Литературно – музыкальная композиция Люблю тебя, петра твореньеВ город Санкт-Петербург за все его 300 лет ни разу не ступала нога вражеского солдата, но для друзей он держит свои ворота раскрытыми широко. Сколько бы столетий ни прошло, город на Неве будет манить и притягивать к себе. Не случайно великие поэты и прозаики воспели город в книгах, ставших достоянием всего человечества. По ним можно представить облик и дух города, ни разу не побывав в нем.Я желаю вам побывать там и открыть свой Петербург,- с такими словами я обратилась к гостям мероприятия. Ли...
  • Урок-исследование на тему В мире словДанная разработка является конспектом урока-исследования в 10 классе на тему В мире слов. Такие уроки привлекают учащихся к исследовательской деятельности,воспитывают бережное,чуткое отношение к слову, любовь к родному языку,развивают связную речь учащихся.Особенно интересным моментом урока является Зарядка для ума (задание развивающего характера).В ходе урока школьники делают вывод,что язык развивается, совершенствуется, живёт благодаря и учёным, кропотливо работающим...
  • Урок по роману И. С. ТургеневаИнтеллектуальный конкурс по роману И.С.Тургенева Отцы и дети. Каким должен быть урок, чтобы он запомнился, чтобы ученику хотелось идти в школу и заниматься там с удовольствием? Думаю, урок нужно строить так, чтобы он стал и доступным, и в то же время необыкновенным, нетрадиционным. Поэтому первый урок по роману И.С.Тургенева я решила провести в форме литературной игры, чтобы в соревновательной форме читающие дети показали свои знания, а те, кто не прочитал роман, заинтересовались и захотели е...
  • Конспект урока по русскому языку Данный конспект предназначен для обучающихся 5 класса. Урок построени в соответствии с технологией Развития критического мышления через чтение и письмо, сопровождается мультимедийной презентацией. Решались задачи: - образовательные: повторить словообразование, звонкие и глухие согласные, антонимы; сообщить способ действия при выборе з,с на конце приставок; отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слов...
  • Статья РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАРАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА На современном этапе совершенствования общества огромное значение имеет повышение речевой культуры. К.Д.Ушинский писал: В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое… Пока жив язык народный в устах народа, жив и народ.[1] Процесс овладения конкретным языком и есть развитие речи. Основной цел...
  • Создание методического кейса по русской словесностиАвтор кейса - Юлия Николаевна Плаксина. Педагогика -это и наука, и искусство, искусство управления развитием и формированием человеческой личности. Настоящим изобретателем, творцом, режиссером, постановщиком и исполнителем действия является учитель. Его творчество начинается с поиска нестандартной идеи, оформления замысла в виде конспекта урока. Хотелось бы предложить вашему вниманию методический кейс Николай Васильевич Гоголь, который мог бы стать источником творческого в...
  • Конспект урока. Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович»Исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Цели: Обучающая: §сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины и рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине; § учить составлять характеристику эпического героя. Развивающая: § развитие умения выразительного чтения былин. Воспитательная: § воспитывать любовь к фольклору, интерес к его изучению и гордости за его наследие. Оборудование: учебник, тетр...
  • Литературная гостиная Русский воин на страницах отечественной литературыДанное мероприятие направлено на формирование чувства родины, восхищение ратной славой русских воинов со времен князя Игоря, уважение к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., нелёгким испытаниям, выпавшим на долю воинам- интернационалистам. Материал классного часа раскроет перед школьниками духовную сущность русского и советского воина, нравственные традиции выполнения воинского долга перед Родиной. Это мероприятие можно провести 23 февраля в День Защитника ...
  • Педагогическая статья для учителей русского языка и литературыМоя статья под заголовком Не работа, а удовольствие посвящена нелегкому, но интересному труду учителя русского языка и литературы. Мои коллеги и я давно уже пришли к выводу о том, что нет среднего ученика, а существуют одаренные ученики и ученики с низким природным интеллектуальным потенциалом. Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он - малоспособный, что у него - слабый ум. Воспитание такого человека должно быть во сто крат более н...
  • Программа Подготовка к ОГЭПодготовка к ОГЭ по русскому языку. Целью курса является обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся должны научиться: - работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю); - четкое следовать инструкциям, сопровождающим зада...
© 2010-2018