Русский язык и Литература

  • Мастер-класс на тему «Работа со слабоуспевающими и сильными учащимися на уроках русского языка»Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что для слабоуспевающего ученика необходимо намного больше времени для усвоения любого материала, чем для других, поэтому и уделяем им больше времени и на уроке, и на дополнительных занятиях. К сожалению, сильным ученикам на такое внимание учителю не остаётся ни сил, ни времени. Чтобы компенсировать недостаточное внимание, стараюсь на уроке находить всем работу по силам. В конспекте описаны некоторые формы работы для повторения и закрепления изученного материала, и распределения работы для учеников с высокой учебной мативацией и слабоуспевающих учащихся.
  • «Вовка в тридевятом царстве» (мюзикл) Возраст детей 7-13 летВ основу разработки положен опыт работы педагогического коллектива учреждения с детьми разного физического здоровья. Ежегодно в учреждении, где работают авторы разработки проводятся массовые мероприятия, в организации и проведении которых участвуют педагоги, дети, родители, администрация. Цель мероприятия: Создать условия способствующие раскрытию творческих и художественных способностей учащихся, самореализации личности посредством коллективного творческого дела. Данная разработка может быть р...
  • Статья Наглядность УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕОбучение слепых и слабовидящих учащихся русскому языку имеет большое значение не только для овладения знаниями по этому предмету, но и развивает, обогащает и формирует речь детейО, положительно влияет на изучение других предметов школьного курса. Система обучения русскому языку в начальных классах предусматривает тесную связь между фонетикой, лексикой, словообразованием и грамматикой. В начальных классах у школьников формируются морфологические и синтаксические понятия. При обучении грамоте и ...
  • Конкурс сочинений Конституция РФВ 2013 году проходил конкурс сочинений, посвящённый 20-летию Конституции РФ. В нём принимали участие обучающиеся 7-11 классов. Лучшим было признано сочинение ученика 7 класса Спиридонова Руслана. Тема Справедливость - есть ли она? была выбрана неслучайно. Так как вопрос справедливости является актуальным во все времена. Участник был награждён дипломом 1 степени. В сочинении затронуты проблемы добра и зла, закона и порядка в стране, уважения прав и достоинств человека,что гарантирует человеку К...
  • Образец сочинения-рассуждения в формате ЕГЭСочинение-рассуждение по сказке Ф.Кривина Волк на елке.В сказке-аллегории Волк на елке Ф.Кривин поднимает несколько проблем: проблему красоты и ее воздействия на человека, проблему выбора между денежным и нравственным богатством, проблему одиночества, проблему непонимания людьми нужных ценностей в жизни. Это сочинение написано мной по первой проблеме в двух вариантах. В1 варианте четко разделены абзацы по критериям К1-К4. Вариант 2 состоит из стандартной трехчастной структуры сочинения: всту...
  • Лекция Морфологические нормы русского языкаМорфология — раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов, то есть грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории. Морфологичеекие нормы — правила использования морфологических норм разных частей речи. Особенности русского языка заключаются в том, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. При этом варианты могут различаться оттенками значений, стилистической окраской, сферой употребления, соответствовать но...
  • Диктантты дұрыс жүргізіп жүрміз бе?Сырттан қарағанда диктант жүгізуден оңай нәрсе жоқ сияқты. Оқисың да жаздырасың, онда тұрған не бар? деп ойлайды кейбір әріптестеріміз. Шынында да солай ма? Оқып жаздыра салумен іс біте ме? Диктант мәтініне, диктант жүргізуге ешқандай талап қойылмай ма? Әлде диктант жүргізуде әдістемелік шеберліктің қажеті жоқ па ? Диктантты нағыз сабақ деп есептемейтін, тіпті оны сабақ қатарына жатқызбайтын мұғалімдерде кездеседі. Олардың түсінігінше диктантты толық мәніндегі сабаққа жатқызу қиы...
  • Игра-викторина Знатоки сказок А. С. ПушкинаДанная методическая разработка будет интересна учителям русского языка и литературы. В нем содержатся материалы из сети Интернет как свободно распространяемые. Я ни в коем случае не претендую на авторство этих материалов и благодарна тем творческим людям. Работа мною переработана, в нем также содержатся ссылки на источники. Игра состоит из вопросов с ответами по сказкам А.С. Пушкина. Она предназначена для учащихся пятых классов школ с русским (неродным) языком обучения. Это мероприятие можно про...
  • Қазақ тілінің қоғамдық мәні, эстетикалық құдіреті Тіл туралы түсінік бере отырып, оқушылардың функционалды сауаттылығын арттыру; Қазақ тілінің қоғамдық мәні мен эстетикалық құдіретін таныту; Екі жақты позицияда сөз жарысына қатыстыру арқылы оқушыларды объективтілік, елжандылық, принципшілдік қасиеттерге тәрбиелеу; Тақырыпқа байланысты әр түрлі деректер, материалдар, фактілер, статистикалық мәліметтерді саралау арқылы оқушылардың танымдық- эвристикалық қабілеттерін арттыру; шешендік өнерге баулу; сыни тұрғыдан ойлау қабілеттеріне машық...
  • Методическая разработка урока по дисциплине «Русский язык и культура речи»Учебная дисциплина Русский язык и культура речи Курс: 2, ПКС Тема занятия: Ораторское искусство. Вид занятия: урок исследование. Место проведения ВКЭ, каб. литературы Цель занятия: • знакомство с понятиями ораторское искусство, ораторская речь, ...
  • Олимпиада по русскому языку и литературе1. В классицизме обязательным для драматического произведения было следующее условие: а) Конфликт между личностью и коллективом; б) изображение сложных, противоречивых характеров; в) гибель главных героев в финале; г) единство времени, места и действия; д) обличение пороков современного общества.2. Для какого литературного направления характерен конфликт между идеалом и действительностью?а) Для классицизма; б) для романтизма; в) для реализма; г) для сентиментали...
  • Эрзянь келень ды литературань урок Тема: Эрзянь авань оршамопель - Эрзянская женская национальная одежда. Цели:познакомить обучающихся с элементами эрзянского костюма. Способствовать восприятию красоты эрзянского языка, песни и костюма. Обобщить и закрепить знания детей по изученным темам. Задачи: повторение слов по теме Оршамопель. Введение новых слов: эрьгть, пилекст, вишневкст, пулай, сюлгамо, панго, икелепаця, руця, карть, кемть. Воспитание чувства причастности к истории, старинным вещам. Ход урока. 1.Органи...
  • Выступление на методическом объединении учителей на тему Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагоговСамообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять ... Возможная проблема Пути решения 1. Не могу определиться с темой самообразования ¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной, и, решение которой, могло бы дать устойчивые положительные результаты. ¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые програ... 2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе Подбор литературы: ¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. ¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной выбранной литературы ¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме ¨ Включите современные взгляды на проблему ¨ Используйте опыт работы п... 3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал ¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. ¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. ¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. ¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понят... 4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. ¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов. ¨ Представьте, проиграйте возможные ситуации и варианты практических действий. 5. Получен обширный информационный материал (каша в голове), теряется значимость информации. ¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми. Памятка Как подготовиться к докладу, выступлению I. Этап – подготовка доклада, выступления. 1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей. 2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления. 3. Составление развернутого плана выступления. 4. Просмотр и чтение специальной литературы. Подбор и систематизация наглядных материалов. Подбор педагогических ситуаций из с... Изучаемый процесс Предмет исследования Условия Изучение Исследование Развитие Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние и т.п. Познавательные способности Познавательная активность Умения что-то делать Личностные качества Любознательность Самостоятельность Наблюдательность и т.п. На музыкальных занятиях На экскурсиях в природу В процессе изучения чего-либо В процессе знакомства с чем – либо В игровой деятельности и т.п. Например: Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу 3. Формулировка темы по схемам: ¨ ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО ¨ ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО ¨ Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО Например: Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошк... Возможная проблема Пути решения 1. Не могу определиться с темой самообразования ¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной, и, решение которой, могло бы дать устойчивые положительные результаты. ¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые програ... 2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе Подбор литературы: ¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. ¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной выбранной литературы ¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме ¨ Включите современные взгляды на проблему ¨ Используйте опыт работы п... 3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал ¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. ¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. ¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. ¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понят... 4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. ¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов. ¨ Представьте, проиграйте возможные ситуации и варианты практических действий. 5. Получен обширный информационный материал (каша в голове), теряется значимость информации. ¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми. Памятка Как подготовиться к докладу, выступлению I. Этап – подготовка доклада, выступления. 1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей. 2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления. 3. Составление развернутого плана выступления. 4. Просмотр и чтение специальной литературы. Подбор и систематизация наглядных материалов. Подбор педагогических ситуаций из своего опы... Изучаемый процесс Предмет исследования Условия Изучение Исследование Развитие Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние и т.п. Познавательные способности Познавательная активность Умения что-то делать Личностные качества Любознательность Самостоятельность Наблюдательность и т.п. На музыкальных занятиях На экскурсиях в природу В процессе изучения чего-либо В процессе знакомства с чем – либо В игровой деятельности и т.п. Например: Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу 3. Формулировка темы по схемам: ¨ ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО ¨ ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО ¨ Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО Например: Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольн...
  • Авторская рабочая программа по предмету Русская словесностьРабочая программа по русской словесности для 6 класса составлена на основе авторской программы Р. И. Альбетковой Основы русской словесности: от слова к словесности для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования РФ . Главная цель изучения русской словесности – творчески овладеть родным языком, освоить духовный опыт человечества. Задачи изучения словесности: ·изучить законы употребления языка, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и вид...
  • Конспект урока по теме ОбращениеДля привлечения внимания детей к языковому материалу, для пробуждения интереса к нему ставится речевая задача и формулируется тема урока. Эти два действия могут выполняться одновременно или осуществляться с некоторым интервалом, в процессе которого учащиеся наблюдают за признаками грамматической категории, выделяют их. Одновременность или размеренность этих действий зависит от степени осведомлённости учащихся в новом материале, знакомства с терминологией, способа анализа языкового материала. В п...
  • Разработка сценарного плана воспитывающего мероприятия в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне «МЫ ЭТОЙ ПАМЯТИ ВЕРНЫ»Цель : - воспитание патриотизма и чувства гражданской идентичности, приобщение обучающихся к традиции празднования и почитания праздника Великой Победы, уважения к ветеранам войны и тыла, получение объективной информации о Великой Отечественной войне - реализация межпредметных связей( литература, история, информатика), развитие познавательных и коммуникативных, в том числе речеведческой, компетенций, творческих способностей обучающихся. В течение всего мероприятия демонстрируется видеоряд в...
  • Литературная гостиная. А. Ф. Фет и Ф. И. ТютчевЛитературная гостиная.Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Ведущий 1: Афанасий Афанасьевич Фет – величайший русский поэт XIX века – был высоко ценим при жизни как тончайший лирик, создавший несравненные по поэтическому мастерству стихотворения. (слайд)Мы ничего не знаем более сильного, более значительного во всей нашей русской поэзии,- говорил о Фете Ф.М. Достоевский.: А.А. Фет писал: Тютчев сладостен мне не столько как человек, более чем дружелюбно ко мне относившийся, но как самое воздушное воплощ...
  • План - конспект учебного занятия: Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениямиЦель урока: Изучить условия постановки знаков препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях Задачи: - обучающие: 2.Формировать умение употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, производить синонимическую замену вводных слов. 2. Формировать навык постановки знаков препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях 3. Формировать умение различать вводные слова и омонимичные члены предложения. - развивающие: 1. Формировать приемы логического мышле...
  • Сборник упражнений для повышения качества техники чтенияВ данном сборнике учителя смогут найти упражнения, способствующие повышению качества техники чтения. Это упражнения на отработку произношения гласных и согласных и их сочетаний, упражнения для работы над артикуляцией, примерный набор слуховых диктантов для развития памяти, упражнения на развитие поля зрения, зрительного восприятия слов, упражнения для отработки литературного произношения, упражнения, повышающие концентрацию внимания, специальные полезные игры, способствующие развитию памяти,...
  • Организация работы по повышению качества техники чтенияКак же выработать интерес к чтению и совершенствовать технику чтения? Речь пойдет о системе мер, необходимых для преодоления трудностей чтения. Это очень серьезная проблема и должна она решаться комплексно. Хотя за длительное время существования человечества и было разработано огромное количество различных техник, технологий, методик по формированию и совершенствованию навыка чтения, по выработке интереса к чтению, эта проблема остается актуальной и на современном этапе развития общества. Даже...
  • Литературный вечер Любовь-волшебная странаСценарий готовился для учащихся 8- 9 классов. Задача учителя: показать неисчерпаемость темы любви в литературе и искусстве. Форма проведения- Литературная гостиная. Горят свечи, и на фоне музыки (романс М.Звездинского) ведущие открывают вечер. Учащиеся читают стихи К.Ваншенкина Мальчишка, Я.Смелякова Хорошая девочка Лида. Затем дается экскурс в прошлое. Кто они- женщины-декабристки, разделившие участь своих мужей? Героиня Н.Некрасова, которая коня на скаку остановит. Стихи А.Ахматовой и ...
  • Развитие мелкой моторики рук у дошкольниковРазвитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. На Руси в деревне наравне со взрослыми перебирать крупу всегда сажали детей. Крупа высыпалась на середину стола и все начинали ее сортировать. Работа с крупами очень хорошо стимулирует точки отвечающие за развитие речи. Раньше взрослым, а вместе с ними и детям, большую ча...
  • Тест по теме МестоимениеТест1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.а) у них, обо мне, я, тебяб) за ними, мой, себя, тотв) вам, твой, вас, когдаг) к нам, нами, этот, никто2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?а) имя существительноеб) имя прилагательноев) глаголг) имя числительное3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежаб) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласны...
  • Средства создания художественного образа в художественном текстеЦели: 1. научиться находить художественные средства в художественном тексте и уметь их использовать в собственной речи 2. совершенствование навыков анализа лирического произведения; 3. развитие художественного вкуса. Ход урока. 1. Слово учителя: - чтение стихотворения: (слайд 1) Вся в снегу, кудрявом, благовонном, Вся-то ты гудишь блаженным звоном пчёл и ос, от солнца золотых. Старишься, подруга дорогая? Не бед...
  • Урок-аукцион. Тема: ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»Урок разработан в рамках творческой работы учиеля по темеНетрадиционные формы классной и внеклассной работы по русскому языку в 5-6 специальных коррекционных классах для детей с ограниченными возможностями здоровья При планировании урока учитывались особенности познавательной активности учащихся класса СКК посредством мотивации учащихся к учебной деятельности. . На протяжении всего занятия используется наглядность, что обеспечивает личностно ориентированную направленность урока, повышает акти...
  • Повторение сведений о сложноподчиненном предложении на материале произведений М. Ю. ЛермонтоваТип: урок повторения и обобщения материала Оборудование: мультимедийная презентация Лермонтов глазами современников, карточки: словарная работа, карточка для самопроверки, текст, карточка с фрагментами из стихотворений М.Ю.Лермонтова, электронный тест. Цели: Дидактические: Повторить: сведения о последних месяцах жизни М.Ю.Лермонтова сведения об изобразительных и выразительных средствах языка и речи Коррекционные: развивать быстроту и точность зрительного восприятия печатного текста развивать п... ^ Пр…зем…стый; сила об…яния; темны…, полны… мысли кари… гл…за, …скрились умом; (не)обыкнове(н;нн)о высокий лоб; кр…сиво очерче(н;нн)ые губы; н…стойч…вость, колк…е остр…умие, насмешка и сож…ление, дем…н буйства, бл…городные п…рывы, стр…мление пр…слыть г…роем; т…лант пр…влекал покло(н;нн)иков; зл…вещее и тр…гическое; задумч…вая пр…зрительность, пр…сущая мощ(?). 2в. Самопроверка. Интегрированный урок. М.Ю.Лермонтов. в воспоминаниях современников^ Карточка для самопроверки: Приземистый; сила обаяния, темные, полные мысли карие глаза, искрились умом; необыкновенно высокий лоб; красиво очерченные губы; настойчивость, колкое остроумие, насмешка и сожаление, демон буйства, благородные порывы, стремление прослыть героем, талант привлекал поклонников, зловещее и трагическое, задумчивая презрительность, присущая мощь. Домашнее задание по литературе: пользуясь карточкой-ключом, составить связный текст Лермонтов глазами современников.^ 3. Опрос. Сложноподчиненное предложение. - Что знаем о сложноподчиненном предложении? 4. Лермонтов-прозаик. Работа с текстом. Чтение и анализ текста - Прочитать предложенный текст. Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск… Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокой... - От чьего лица написан текст? (это внутренний монолог Печорина) - Что узнаем мы о герое из текста? - Какими предложениями выражается внутренняя речь героя? Охарактеризуйте его в данной ситуации. (это человек образованный, склонный к философским размышлениям, любитель покопаться в своей душе)^ 4б. Нахождение сложноподчиненных предложений в тексте, выделение грамматических основ и составление схем. Найти 4 любых предложения (схемы на доске можно) Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. (определительное) Неизвестно, какие странные и бешеные замыслы роились в голове моей... (изъяснительное) Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь. (определительное)Все было бы спасено, если бы мой конь смог проскакать еще десять минут! (обстоятельственное условия) Если бы в эту минуту кто-нибудь меня уви... ^ Домашнее задание по русскому языку: в текстах найти оставшиеся сложноподчиненные предложения, выделить в них грамматические основы, в тетрадях составить их схемы.^ 5. Лермонтов-поэт. Анализ использования художественных средств в сложноподчиненных предложениях. Работа с отрывками из стихотворений. Наиболее широкому кругу читателей М.Ю.Лермонтов известен как поэт. Красоту языка стихотворений М.Ю.Лермонтова создают и сложноподчиненные предложения. Создание лирических произведений нем... Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой! (Бородино) бой удалый - эпитет Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. (Отчего) молодость цветущую - метафора коварное гоненье - эпитет Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь… (Выхожу один я на дорогу) дремали жизни силы – метафора вздымалась тихо – эпитет Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день, Укрывшися лесов в таинственную сень… (Пан) гаснет день – метафора таинственная сень – эпитет Я видал иногда, как ночная звезда В зеркальном заливе блестит, Как трепещет в струях и серебряный прах От нее, рассыпаясь, бежит. (Еврейская мелодия) зеркальном заливе – метафора прах бежит – эпитет ^ 6. Подведение итогов урока. - Какую задачу мы ставили в начале урока? (на материале произведений М.Ю,Лермонтова повторить сведения о сложноподчиненных предложениях и видах придаточных в них) - Удалось ли ее выполнить? - Как литературный материал помог повторить сведения о сложноподчиненных предложениях?^ 7. Выполнение тестового задания. - Теперь у вас есть возможность проверить, насколько успешно вы повторили материал по русскому языку. Отметка за тестовое задание будет вашей отметкой за сег... А1. В каком сложноподчиненном предложении придаточное относится не к тому виду, как в остальных предложениях? 1. Уже солнце начало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. 2. Едва я успел накинуть бурку, как повалил снег. 3. Как только я проведал о черкешенке у Григория Александровича, то надел эполеты, шпагу и пошел к нему. 4. Я, однако же, не позабыл подметить, где поставили наших лошадей. А2. В каком сложноподчиненном предложении придаточное присоединено к главном...
  • Сценарий детского новогоднего праздникаСценарий новогоднего огонька 2015 Путешествие по волшебному лесу Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались с вами в нашем красивом кабинете, чтоб отпраздновать новый 2015 год! Сегодня вы уже узнали, что посох деда мороза творит чудеса! А у нас чудеса не заканчиваются! Я предлагаю вам закрыть глаза и загадать желание…………….. (загадывают). А чтобы, ваше желание сбылось, мы отправимся в путешествие по волшебному лесу, где дед мороз приготовил вам веселые з... Спой нам песенку Ой, мороз, мороз…, так как будто ты замёрз!!! Ну-ка в зеркало смотри, но не смейся – говори: Ах, какая я КРАСОТУЛЯ!!! И так – 10 раз! На минуту стань-ка волком и зубами грозно щёлкай! Будет этот фант счастливым просто поклонись красиво! Чтобы всех нас рассмешить, надо бы тебе паровоз изобразить! Сделай что-нибудь такое, чтоб назвать тебя героем! Танец маленьких лебедей знают все у нас подряд. Ну-ка ты давай смелей – станцуй нам танец маленьких цыплят!!! Быстро и без оговорок нам скажи скороговорку: У кукушонка капюшон, как в капюшоне он смешон! Ты на стуле не сиди – Самолёт изобрази! Вот представь себе картину: Мухомор - ты: ВЕСЬ КРАСИВЫЙ!!! Тут грибник проходит мимо РАЗ! И красота твоя Стала вмиг приплюснутая... Ты нам песню спой, но так, как бы спел её хомяк: надувай ты важно щёку и пальцем по ней щёлкай!!! Ребята у нас осталось совсем мало времени, поэтому предлагаю вам, снова отправиться в путь! (звучит веселая музыка, дети маршируют, изображая ходьбу).Вот мы и пришли с вами в настоящую сказку, героями которой станет вы сами! 10.Театр-экспромт. Новогодняя сказка (звучит музыка шапку невидимку) Герой: Избушка на курьих ножках, Заяц, Иван Царевич, Баба-Яга, Кукушка, Василиса Премудрая. В темном-претемном, страшном-престрашном новогоднем лесу шли приготовления к празднику. Посреди поляны, оза...
  • Внеклассное мероприятие по русскому языкуЦель: проверить знания уч-ся по русскому языку; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать уч-ся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку; активизировать мыслительную деятельность уч-ся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения; формирование положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.Оборудование: высказывание Люка де Вовенарга (плакат),...
  • Из опыта работы (обопщение)1. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе. Обобщение и распространение педагогического опыта Для решения общей цели каждый школьный предмет имеет свои специфические средства культурного развития ребенка. Но именно литература, которую мы называем классической и преимущественно предлагаем читать нашим детям, несет в себе общечеловеческие, нравственны и духовные ценности. Так как изучение литературы подразумевает обязательное чтение художеств...
  • Статья (выступление на конференции) Учитель литературы МОУ Гимназия №40 г. Барнаула высшей квалификационной категории Яковлева Татьяна Ивановна. Концепциясемьиибракакакутверждениеобщечеловеческихценностей, основанныхнахристианскойморали, втворчествевеликихклассиков. Проблема семьи и брака является частью духовно-нравственной сферы общества и в настоящее время стоит исключительно актуально. Ранний секс, циничное отношение к тому, что должно быть свято, сожительство, прикрываемое розовым флером гражданского брака,- поистине...
  • Внеклассное мероприятие по русскому языку Хлеб-всему голова Устный журнал по русскому языку в 8 классе Хлеб — всему голова Оборудование, наглядный материал: папка-журнал с иллюстрированными страницами и названием страниц, выставка книг, репродукции картин, магнитофон (мультмедиа), испеченный хлеб и хлебобулочные изделия. Ведущие: учитель, учащиеся и чтецы. цель: дать определение хлебу; показать как важен хлеб на протяжении всей жизни. Страница вторая “Хлебороб вчера”. Страница первая “Хлеб – всему голова”. Страница третья “Хлебороб сегодня Страница четвертая “А знаете ли вы, что…”. заключительная страница Хлеб-не волшебник
  • Интегрированный урок русского языка и английского языкаинтегрированный урок русского языка и — английского языка в 8-м классе по теме: Предложение с обособленными членами Цели: дать понятие обособление; показать, что обособление – один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; повторить сведения о вводных словах, их роли в предложении; формирование умения :выделять интонационно обособленные члены предложения; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; Оборудование: меч, корона, шапка чейсера , десять рыцарских кольчуг, десять эмблем с именами рыцарей(Оскар – Oscar, Геральд – Gerald, Роган – Rogan, Артур – Arthur, Альфред – Alfred, Эйрик – Arick, Рауль – Raul, Людвиг – Lyudvig, Марион – Marion, Роджер – Rodger.) кресты, ящик с черной розой, замок, таблицы суфиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, таблица глаголов стоящих в неопределенной форме, таблица глаголов V1, V1 + ing , доска оформлена на англий...
  • Балабақшадағы ара жәндігін зерттеу Жобалау әдісі бойынша ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы. Білім беру салалары: Қатынас, Таным,Шығармашылық. Тараулары: Тіл дамыту, Айналаны қрошаған орта, Жапсыру. Тақырыбы: Балабақшадағы ара жәндігін зерттеу. Мақсаты: Балаларға экологиялық тәрбие бере отырып, айналамен таныстыру. Ара жәндігі туралы білімдерін кеңейту. Ара жәндігінің тіршілігі, адамға пайдасы мен зияны жайлы түсінік беру. Ата-аналар ақпарат құралдарын пайдалана отырып, балалармен бірге ара жәндігін зерттеп...
  • Литературно - музыкальная гостиная «О любви, обагренной войной»Цель:воспитание у старших подростков чувства патриотизма и гражданственности, любви к Родине, уважения к славным страницам ее исторического прошлого, ощущения неразрывной связи поколений, приобщение учащихся к почитанию традиций празднования Дня Победы в России; - углубление знаний по литературе: знакомство с лирикой российских поэтов военных и послевоенных лет; - развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей, коммуникативной и речеведческой компетенций Оформление:...
  • Внеклассное мероприятие по литературеПутешествие в мир сказки (внеклассное мероприятие по русским народным сказкам для 5 класса) Цель: создать условия для проявления творческих способностей детей; формировать умения работать в группе; побудить интерес к слову, чтению. Оборудование: волшебные предметы на подносе: клубок, яблоко, яйцо, иголка, зеркальце, плотенце. - иллюстрации к сказкам; -карточки для стих-лото; -карточки с зашифрованными пословицами; -карточки с половинками пословиц Участвуют в игре две команды. Каждой из них пре...
  • Урок русского языка Занимательно о пунктуацииТема: Занимательно о пунктуации. Цель: 1. Повторение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации, полученных на данный момент учащимися; 2. Развитие лингвистической монологической речи учащихся; 3. Эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета. Тип урока: Обобщающе-повторительный урок. Оборудование: выставка книг; на столах учащихся, кроме учебников, - дополнительная литература, написанные на плакате слова К.Г. Паустовского: Знаки препинания - эт...
  • Использование элементов технологии проблемного обучения для развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках литературыИзучение литературы в школе ведется по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Основой литературного образования является чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко – культурными сведениями, необходимыми для понимания произведений. Чтобы пробудить чувства добрые ребенка к миру, к человеку, к себе самому, необходимо научить его умению вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя, другого. В процессе совместной деят...
  • Выступление Дидактический материал для подготовки к ГИА и ЕГЭИтоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими уч...
  • Выступление Внеклассная работа по русскому языку и литературе как важнейшее средство индивидуального развития школьниковВнеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Не зря в народе говорят, что вначале аз да буки, а потом другие нау...
  • Литературный вечер «Вернуться в Россию – стихами… (Поэзия русского зарубежья)ЦЕЛИ: 1) расширение знаний учащихся о судьбе и творчестве некоторых поэтов-эмигрантов; 2) развитие интереса к родной литературе и истории своей страны; 3) воспитание чувства любви к родине, патриотизма, гуманности Только теперь возвращаются на родину имена русских поэтов, живших и творивших в двадцатом веке за пределами своей родины, но снискавших ей всемирную славу. Разные биографии, судьбы, пути литературных исканий и общая изгнанническая доля . Прошло много лет с начала первой русс...
  • Проектная работа учащихся Кировская область - родина сказочных героевПроект Кировская область -родина сказочных героев является краеведческим. В своей работе мы попытались доказать, что Кировская область может считаться родиной сказочных героев. Но в процессе исследования мы выяснили, что сказочные герои Кикимора и Змей Горыныч размещаются и в других областях. А вот сказочные герои -Глинышек, Алёнушка и братец Иванушка живут и считают своей родиной только Кировскую область. В течение всей работы мы опирались на исторический и краеведческий материал и именно...
  • Конспект урока по русскому языку Урок русского языка по теме Наречие как часть речи является первым в системе уроков по разделу Наречие. Урок направлен на формирование коммуникативных, учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся, их способностей и обогащению словарного запаса. Цельданного урока: изучить наречие как часть речи.Задачи. Образовательная: сформировать знания учащихся о наречиях и их роли в речи. Развивающая: формировать умения распознавать наречия в тексте, правильно употреблять их; об...
  • Оформление письменных работ по русскому языкуОформление письменных работ по рус­скому языку. После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на тре­тьей). При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца). Оформление красной строки должно осуществ­ляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе. В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформле­нии письменных работ по русскому языку на но­вой странице следует писать с самой верхней с...
  • Название темы урока: ОбстоятельствоТема урока:Обстоятельство Цели урока: 1.дать понятие о второстепенных членах предложения; о способах выражения дополнения и употреблении в речи. 2.развивать умения склонять имена сущ-ные, различать их склонение,подобрать проверочные слова к словам с пропущенной орфограммой. 3. воспитание интереса к изучаемому материалу Тип урока: комбинированный Оборудование: опорная схема, раздаточный материал к теме урока Ход урока: I. Организационный момент ...
  • Индивидуальная программа профессиональной подготовкиИндивидуальная программа профессиональной подготовки по теме: Использование новых технологий в преподавании русского языка и литературы. Основной целью программы является освоение и внедрение новых педагогических и информационных технологий, направленных на дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения. Повышение качества преподавания русского языка, литературы через совершенствова...
  • Урок по литературе «Дитя неведомой страны» (Образ главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри») 8 В класс Цели урока: образовательная – провести идейно-тематический анализ лирического произведения, проанализировать поэму Лермонтова, показать художественные открытия поэта; развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, готовить учащихся к исследовательской деятельности; воспитательная – прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторск...
  • Доклад Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыГлобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно-деятельностному. В Фундаментальном ядре содержания общего образования справедливо отмечается: В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Осв...
  • Конспект урока по литературе на тему: Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном ГрознымЦель урока: Рассмотреть кульминационный эпизод поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода. Развивать умение анализировать образы героев, используя компаративный метод. Учащиеся обдумывают и переживают конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, учатся высказывать свое мнение.Для понимания идеи произвед...
  • Конспект урока: Публичное выступление о произведениях народного промыслаУрок развития связной речи в 6 классе на тему Публичное выступление о произведениях народного промысла направлен на решение трех аспектов: познавательного, развивающего, воспитывающего. Урок позволяет учащимся преодолеть неуверенность в своих возможностях, получать удовлетворение от полученных знаний; воспитывает чувство гордости за свою Родину. Урок включает в себя различные виды деятельности: работа с теоретическим материалом, составление плана публичного выступления, связанный рассказ, т...
  • Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей»Автор: Хабибуллина ГулусаГайсеевна, воспитатель татарского языка МБДОУ детский сад №3 (г.Мензелинск Республика Татарстан). Использованная образовательная программа: Региональная программа дошкольного образования Р.К.Шаехова, Казань 2012. Возрастная группа: подготовительная группа. Методика дошкольного образования: Обучение татарскому языку русскоязычных детей. Цель: Балаларның сөйләмнәрен баету, сүз һәм сүзтезмәләрне төрле ситуацияләрдә кулланышка кертү. Воспитательныезадачи: 1.Үз-үзеңне то...
© 2010-2018