Русский язык и Литература

  • Олимпиада по литературе (задания и ответы) Школьный турОлимпиада по литературе 5-11 классы Школьный тур Пояснительная записка Задания для школьного тура олимпиады по литературе составлены с учётом базовых компонентов литературного образования, основных видов деятельности учащихся, их возраста. Цель олимпиады: выявление широты литературного кругозора наиболее одарённых учащихся и глубины их литературных знаний. Задачи олимпиады: · пропаганда научных знаний; · развитие у школьников интереса к на...
  • Воспитание ценности нравственного влияния отца на сына на уроках литературыЧасто высокие цели нравственного воспитания личности в образовательном процессе заслоняются целью только хорошего усвоения предметного материала. Мы настойчиво учим детей на уроках извлекать квадратный корень и делать фонетический разбор слова, учим опускать перпендикуляр и определять географические координаты, требуем точной формулировки законов Ньютона и знания всех особенностей внутреннего строения дождевого червя. Конечно, - пишет К. Д. Ушинский, - образование ума и обогащение его познания...
  • Диктанты - русский язык. ( Распределительный, обьяснительный) Распределительный словарный диктант: Столбик слева НЕ является приставкой, справа – частью корня. (Не)убедительно, (не) приглядно, (не)навидеть, (не)аккуратный, (не)вероятный, (не)виновный, (не)брежность, (не)взрачный, (не)однократно,( не)лепо, ( не)годовать, (не)уклюже, (не)вежество, (не)примечательный, (не)засеянный, (не)многословно, (не)исчислимый, (не)везение, (не)видимый, (не)годующе, (не)удача, (не)доедать, (не)дружелюбно, (не)взгода, (не)досыпать, (не)добросовестный, (не)суразица, (не)...
  • Мастерские ценностных ориентаций (из опыта работы)Одной из центральных проблем современной школы является реализация образовательных стандартов. Поэтому мы, педагоги, чаще всего обращаем внимание на качественную успеваемость по предмету. Но способствуют ли предметные знания ориентации школьников в жизненных условиях? Современная школа должна не только обеспечивать обучающихся не только знаниями, но и развивать и воспитывать личность. Как стимулировать ученика быть Человеком? Эта структура может быть реализована на мастерских ценностных ориент...
  • Рабочая программа по дисциплине Документационное обеспечение управления для специальности Экономика и бухгалтерский учет Рабочая программа учебной дисциплины Документационное обеспечение управления является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 038.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в соответствии с ФГОС СПО. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области документирования и документационного обеспечения управления при наличии среднего (...
  • Программа элективного курса «История мировой литературы»Элективный курс История мировой литературы в объёме 68 часов предлагается как предпрофильный курс по литературе, рассчитанный на два года обучения (8-9 класс, 34 часа на каждый год обучения) для учащихся 8 класса гуманитарного предпрофиля. Предлагаемый для изучения материал охватывает разные эпохи от древнего мира до современности. Ученикам смогут проследить через анализ произведений мировой литературы сложную динамику вечного, неизменного и исторически проходящего, изменчивого. Эти произвед...
  • Программа элективного курса профильной подготовки по литературе «Современная русская литература»Программа элективного курса профильной подготовки по литературе Современная русская литература для 10 (гуманитарного) класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и соответствует учебному плану МБОУ Лицей №7 на 2013-2014 учебный год. Программа курса рассчитана на 2 учебных года, на каждый год обучения отводится 68 часов (два часа в неделю). Предметом изучения является русская литература 80-90-х годов XX века и начала XXI века. Лите...
  • Комплексный анализ текста для подготовки к ЕГЭЗадания для учащихся 11 класса для подготовки к Единому государственному экзамену. Данная работа помогает отработать вопросы связанные с анализом текста: определение главной мысли, типа речи, способов связи предложений в тексте, определение значения средств выразительности для передачи позиции автора и его эммоционального состояния. Предлагается учащимся определить проблемы, поднимаемые автором и его позицию, выразить собственное мнение т.е. отработать те навыки которые пригодятся выпускникам дл...
  • Сочинение на тему Красота спасёт мирО красоте написано очень много, ею восхищались во все времена. Что же такое красота? И как почувствовать красоту? Это летучее, хрупкое, неясное, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира? Попробуем разобраться в этом, опираясь на опыт великой русской литературы. Прежде всего, красоту русские поэты видели в природе. Например, А. А. Фет видел в природе источник таинственной и глубокой жизни, которая может быть доступна человеку лишь...
  • Эссе Твори, дерзай, увлекай!...Учителем не рождаются, но начинается он задолго до поступления в институт. Обществу, школе нужен учитель, умеющий мудро, по-доброму относиться к людям, в том числе в ситуации конфликта, имеющий особый склад мышления, мировосприятия. Учитель, умеющий видеть хорошее даже там, где другие замечают только плохое. Он должен учить детей радоваться победам, пробуждать у них вдохновение, не отчаиваться, когда что-то получилось не так, учить самостоятельно, ставить себе цели и осуществлять их. Ведь всё...
  • Конспект урока по русской литературе на тему Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себеУрок-раздумье Цель: Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира, понимания и любви к родной природе через самостоятельную работу учащихся с основными видами искусства: литература, живопись, музыка Задачи:1. Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта в сопоставлении с классическими примерами живописи и музыки, показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.2. Воспитывать способность...
  • Конспект урока по русскому языку (внеурочная деятельность) в 5 А классе по теме: «Классификация понятий»Самоанализ урока Тема урока Классификация понятий. Ставилась следующая цель: сформировать представление о понятии классификация, научить отличать понятия видовые группы слов и родовые группы слов, закрепить навыки классификации по заданному основанию, а также выработать умение поиска ошибок в готовых классификациях. Задачи урока. Формировать универсальные учебные действия: Через организацию пространства поиска, диалога, творчества. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Через общение с учениками на принципах сотрудничества. Через включенность каждого ученика в работу класса. Положительные результаты урока. Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся. На сегодняшний день современный урок немыслим без тактики сотрудничества: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся. Такая форма проведения урока существенно повышае... общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство. 3. Стадия рефлексии – прием Круги на воде общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата универсальные: анализ с целью выделения признаков. В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия целеполагание урока волевая саморегуляция при самостоятельной работе осознание качества и уровня усвоения учебного материала Методы обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, цитатой) заставляли уч... фронтальная (во время проверки раннее изученного материала) групповая (во время систематизации имеющихся знаний) работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся). Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития): Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного ...
  • Зиядин Джавтобелининъ бала эдебиятына къошкъан иссесиЗИЯДИН ДЖАВТОБЕЛИ 1905 сенесининъ кузюнде Керчь орталыгъында, Джавтобели деген койде, сабанджы Менлиазиз койлюнинъ къорантасында тендирист, тёгерек бет бир огъланчыкъ догъды. Адыны Зиядин къойдылар. О мектеп чагъына кельген сонъ, кой мектебинде окъуп башлады. Балаларнынъ бахтына, шу койде заманнынъ окъумыш оджаларындан бири Абдураман Бариев оджалыкъ эте эди. Зиядин Джавтобели озюнинъ автобиографиясында бу оджа акъкъында шойле язды: Абдураман Бариев озюнинъ бутюн генчлик гъайретинен биз, койлю...
  • Сценарий школьного этапа конкурса Живая классика В феврале в нашей школе прошёл первый этап Международного конкурса чтецов Живая классика. В конкурсе принимали участие учащиеся 5, 6 и 7 классов. Ребята читали наизусть отрывки из произведений В.Бианки, Д.Родари, Л.Кэрролла, Е.Ильиной, А.Волкова. Зрители получили истинное удовольствие от выступления А.Баулиной, читавшей диалог Элли, Страшилы и Трусливого Льва из всеми любимого Волшебника Изумрудного города. А Тигрёнок на подсолнухе, представленный Голопапа Дарьей, продемонстри...
  • Тест по литературе по роману Герой нашего времениТест проводится после изучения романа Михаила Юрьевича Лермонтова Герой нашего времени в девятом классе.Тест включает в себя две части: выбор одного из вариантов ответов и написание сочинения-рассуждения.Условия успешного выполнения теста - это хорошее знание текста, определённые знания теории литературы, внимательность и аккуратность.Данный тест проводится с целю контроля знаний по итогам прочтения и изучения текста и в целях развития речи учеников, сдающих государственную итоговую аттест...
  • Урок - концерт по творчеству Марины Цветаевой Урок-концерт Красною кистью рябина зажглась… По творчеству Марины Ивановны Цветаевой Марина Цветаева Вступила в литературу на рубеже веков, девятнадцатого и двадцатого, в тревожное и смутное время.Голос поэтессы Марины Цветаевой, и о любви,и ожизни, и о Родине. Но, пожалуй самые яркие ее стихи о любви. Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной - Распущенной - и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! - Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце, не у нас над головами,- За то, что вы больны - у... Цель: Вызвать интерес к творчеству поэтессы, раскрыть красоту ее стихов
  • Обзор по литературе Книги о войне, для учащихся 6-х классовПредлагается обзор книг о войне, для учащихся 6 - х классов. Великая Отечественная война стала уже историей. Время не стоит на месте. Быстро пролетают месяцы, годы, десятилетия. Но навсегда останется в памяти народной эта война - самая страшная и жестокая за всю историю человечества О войне написано так много, что не хватит целой книги, чтобы перечислить только названия произведений о войне. Я хочу рассказать о книгах писателей, которые прошли эту страшную войну Это произведения А. Приставкин...
  • «Лучший урок письма» Номинация «Письмо Ветерану» Ветеран Великой Отечественной, Вам эти строки пишу, Вам посылаю горячий привет! О Вас я знаю только из рассказов, Но лучше для меня примера нет! Здр...
  • Басни детей к уроку литературы Двойка и пятерка. Однажды как-то будним днем Две встретились девчонки: Ну что , давай гулять пойдем, Моя подруженька Настенка! Вторая молвит: Не могу ! Учить уроки я иду: Таблицы, тексты, диаграммы – Сложна у семиклассников программа! А как же ты? Ты все уже успела, Раз ходишь ты по улицам без дела? Да ладно, выучу, прям дело! Тем более вчера я на контрольной преуспела. Быть может, мне и завтра повезет, Не спросят, тихо...
  • Тест по литературе по роману Евгений ОнегинТест рассчитан на учащихся девятого класса.Рекомендуется темы, затронутые в тесте, разобрать в процессе изучения романа А.С. Пушкина Евгений Онегин.Тест проводится на итоговом уроке после изучения романа и состоит из двух частей: тестовых заданий с выбором одного варианта ответа и сочинением-рассуждением. Тест включает в себя различные варианты работы: хорошее знание текста, выявление знаний из теории литературы, соотнесение изобразительно-выразительных средств русского языка из текста, узнав...
  • Басни для иллюстрации на уроках литературы Коллеги! Предлагаю вашему вниманию басни, написанные моими учениками. Считаю, что данные произведения можно взять как иллюстративный материал при изучении темы Басни или можно дать их для анализа, чтобы ваши ученики проанализировали их на соответствие жанру. Двойка и пятерка. Мечтает злая двойка об одном: Чтоб каждый день в журнале и тетрадке По всем предметам бы у вас , ребятки, Стояли двойк...
  • Отчет по конкурсу Знатоки русского языка Отчёт по II Межрегиональному конкурсу школьных команд Знатоки русского языка Члены команды МОУ ООШ с. Раевка Ивантеевского района Саратовской области N Фамилия, имя Класс Учитель-тренер 1 Лутченко Екатерина 8 Андреева Надежда Александровна 2 Мордвинова Елена 8 Андреева Надежда Александровна 3 Токарев Максим 8 Андреева Надежда Александровна 4 Ефимова Наталья 8 Андреева Надежда Александровна 5 Фартушнова Полина 8 Андреева Надежда Александровна 6 Валерьянов Кирилл 8 Андреева Надежда Александровна 7 Дорогобед Вячеслав 8 Андреева Надежда Александровна 8 Денисова Александра 8 Андреева Надежда Александровна № вопроса Кто отвечал Результат Оптимисты Гении №1 вопрос от Л.А. Комаровой Денисова Александра 1балл №2 вопрос от Н.В. Нугаевой Токарев Максим - №3 вопрос от Е.Е. Медведевой Фартушнова Полина 1балл №4 вопрос от Н.А. Жиркиной Дорогобед Вячеслав 2балла №5 вопрос от В.В. Журбиной Лутченко Екатерина 2балла №6 вопрос от В.А. Ионова Валерьянов Кирилл 2балла №7 вопрос от Н.А. Кокуриной Денисова Александра 2балла №8 вопрос от Е.В. Нефедовой Фартушнова Полина - №9 вопрос от Л.И. Ражабовой Мордвинова Елена 2балла №10 вопрос от Е.И. Юневой Ефимова Наталья 1балл №11 вопрос от Н.Е. Крыловой Лутченко Екатерина 2балла №12 вопрос от Е.Ю. Кулаковой Валерьянов Кирилл 2балла №13 Чёрный ящик Токарев Максим 1балл №14 вопрос от Т.И. Боровиковой Лутченко Екатерина 1балл № 15 вопрос от Л.А. Свинобоевой Мордвинова Елена - №16 вопрос от Л.А. Свинобоевой Валерьянов Кирилл 1балл № 17 вопрос от Г.И. Ивановой Лутченко Екатерина 1балл №18 вопрос от В.И. Громовой Мордвинова Елена 2балла №19 вопрос от В.И. Громовой Мордвинова Елена 2балла №20 вопрос от В.И. Громовой Денисова Александра 5баллов Итого 14 баллов 16 баллов Члены жюри 1. Ефимова Анна Владимировна, завуч МОУ ООШ с. Раевка 2. Бабурина Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ с. Раевка 3. Аскарова Алтын Кабышеевна, библиотекарь МОУ ООШ с. Раевка
  • Поэтический конкурс Золотая строфаКонкурс проводится в рамках года литературы в России Основными задачами Конкурса являются: создание условий для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям формирование у учащихся навыков выразительного чтения, артистических умений; выявление лучших чтецов среди учащихся, предоставление им возможности для самовыражения. Уровень исполнения поэтического произведения оценивается по 5...
  • Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»Обобщающий урок по теме Имя прилагательное Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся об имени прилагательном Задачи Образовательные: · научить применять знания о прилагательном как части речи; · выявлять орфограммы в прилагательных; · отработать умение определять его синтаксическую роль. Развивающие: · развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; · развивать навыки работы над ... , Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям ! К уроку готовы! Тогда за работу! Удачи желаю я вам! 2. Формулирование темы и цели урока. Ход урока Задание 1. Подумай и нарисуй . (Слайд 2) Я... Имя существительное Имя прилагательное Мужской род Женский род Средний род 1. …вода 2. …ветер 3. …небо 4. …весна 5. …цветок 6. … утро 7. … снег 8. … зима 9. … солнце 10. … день 11. … погода 12. … поле. 2.Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже. (весенний ) ДНИ, ( ВЕСЕННИЙ ) ДНЯМ , НА (ЗЕЛЕНЫЙ) ТРАВЕ , (РАННИЙ) УТРОМ, О (ЯСНЫЙ) ПОГОДЕ, (ПРОХЛАДНЫЙ) ВЕТРА ,(НЕЖНЫЙ) ПОДСНЕЖНИКИ ,( ЯРКИЙ ) СОЛНЦЕ, (ТЕПЛЫЙ) ДНЕЙ . Задание 3 Разрядное Творческая работа по тексту.(слайд5 ) 1. Прочитайте и озаглавьте текст ... Качественные Относительные Притяжательные Задание 4. Склонительное. 4. Просклоняйте словосочетания : звонкая песня , пароходный гудок, синее море птичьи голоса. Задание 5. Загадочное (слайд 6.) 1.Эта рыжая плутовка и коварна и хитра 2. Быстрых зайцев ловит ловко . Кур ворует со двора, И мышами поживиться Любит шустрая (….) Ребята , что помогло вам отгадать загадки? В чем особенность этих слов? (краткие прилагательные ) От каких прилагательных образу...
  • Разработка урока по русскому языку на тему Сложносочиненные предложения с соединительными союзамиДанный материал разработан с применением ключевых идей Программы 3-го базового уровня. На этом уроке интегрированы все 7 модулей: обучение критическому мышлению, новые подходы в обучении и преподавании; управление и лидерство в обучении; обучение в соответствии с возрастными особенностями; оценивание обучения и оценивание для обучения; обучение талантливых и одаренных. Цель данного урока: вовлечь всех учащихся в процесс обучения и организовать работу таким образом, чтобы учащиеся в процессе обме...
  • А. П. Чехов Толстый и тонкий Урок по литературе для учащихся 6 класса по программе В. Я. Коровиной. Тема чинопочитания и лицемерия в рассказе А. П. Чехова Толстый и тонкий. К разработке урока прилагается презентация. Урок построен нетрадиционным образом. Изучение произведения начинается практически с последнего абзаца. Данный урок построен по технологии продуктивного чтения. Целью урока является мотивация к чтению произведений Чехова, выделение смысловых частей литературного произведения, анализ художественного произвед...
  • Методическое портфолио на конкурсМетодическое портфолио для конкурса. Он включает компьютерную презентацию с объяснительной запиской педагогического опыта работы, с описанием инновационной методики и технологии, направленных на реализацию новых ФГОС. Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?. Каждый с...
  • Активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время Введение 21-й век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Образование превратилось в мощную образовательную силу, оказывающую непосредственное влияние не только на развитие науки, культуры, но и экономику, социальные и политические процессы, качество жизни отдельного человека. Но все мы помним тот обвал в социально-гуманитарных науках, который произошел в России в начале 90-х годов прошлого столетия. Преподавание гуманитарных дисциплин приобретает сегодня особую значимость. Именно эти дисциплины п...
  • План-конспект урока русского языка по теме Буквы -а и о-на конце наречий. Буква Ь на конце наречийПлан-конспект урока русского языка по теме Буквы -а и о- на конце наречий. Буква Ь на конце наречийпредназначен для проведения урока в 7 классе как объяснение нового материала, так и для подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ. Цели: познакомить с условиями выбора и написания букв -а и -о на конце наречий; формировать умение находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их; дать понятие об употреблении Ь после шипящих на конце наречий; отрабатывать умение находить данную орфограмму. ...
  • Конспект урока по русскому языку. Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного видаДеепричастие- странная штука, то ли глагол , а то ли наука. С новой частью речи знакомимся, новое узнаем, вот это штука. Соовершенного и несовершенного вида бывает, добавочное действие обозначает. к глаголу имеет непосредственное отношение. Выучить хорошо- вот правильное решение. Познакомиться со способами образования, не забывая о правописании. Находить , обособлять, в речи правильно употреблять. Воспитывать внимание к слову и любовь к языку родному. Новые формы работы узнать, себя показать, те...
  • Подготовка к ВОУД по литературе (тестирование)Тест по литературе I вариант 1.Что нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле? - произносит в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума образ-персонаж А. Чацкий В. Фамусов С. Софья D. Молчалин Е. Скалозуб 2. Автор критической статьи Мильон терзаний по произведению А. С. Грибоедова Горе от ума А. В. Г. Белинский В. И. А. Гончаров С. Н. А. Добролюбов D. Д. И. Писарев Е. А. А. Григорьев 3. Произведение, посвященное жизни А. С. Грибоедова А. М...
  • Рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостьюРабочая программа составлена для детей с умеренной умственной отсталостью на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы ,по образовательным областям - чтению, письму, развитию речи, математике и изобразительному искусству. Данная программа может быть востребованна учителями работающими в коррекционных классах образовательных школ. Программа рассчитана на 1 год обучения. Цель программы: коррекция и развитие познавательной д...
  • Национально – региональный компонент по русскому языкуобучения в начальной школе на уроках русского языка Использование краеведческих материалов на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Учителя подбирают для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложени...
  • Традиции Лермонтова в русской и казахской литературе XIX века. М. Ю. Лермонтов и Абай КунанбаевЦель урока: Пробуждение интереса учащихся к исследованию личности и творчества двух великих поэтов путем сопоставительного анализа переводов. Задачи урока: 1.Продолжить ознакомление учащихся с биографическими данными поэтов, раскрыть идейное содержание переводов; 2. Развивать монологическую и диалогическую речь, развивать познавательные интересы учащихся, творческие способности, развить речевые навыки; 3.Воспитывать интерес к творчеству поэтов других народов, умения дружить, уважать; быть любоз... Лермонтов Абай “ И скучно и грустно” “ Әм жабықтым, әм жалықтым” “Выхожу один я на дорогу” “Жолға шықтым бір жым жырт түнде...” “Плененный рыцарь” “Тұтқындағы батыр” “Горные вершины” “Қараңғы түнде тау қалғып” “ Парус” “Жалау” “Демон” “Шайтан” “Дума” “Ой” “Не верь себе” “Өзіңе сенбе” “Кинжал” “Қанжар” Именно через лермонтовские поэтические переводы он познакомился сам и познакомил свой народ с европейской поэзией – Гете, Байроном 3. Заполнение таблицы Отметка Количество V (уже знал) + (новое для меня, не знал) ? (не понял, есть вопросы) 4. Обсуждение материала – 3 минуты III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления 1. Чтение наизусть стихотворения Горные вершины на трех языках (индивидуальное задание) - 3 минуты 2. Работа с текстом стихотворения – сравнительный анализ переводов Абая и Лермонтова (текст с примерным планом заранее лежит на партах. Ученики работают в группах, ... М. Ю. Лермонтов. Из Гете Горные вершины Спят во тьме ночной. Тихие долины Полны свежей мглой. . Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного, Отдохнешь и ты. . Абай. Қараңғы түнде тау қалғып, Ұйқыға кетер балбырап. Даланы жым-жырт, дел-сал ғып, Түн басады салбырап. Шаң шығармас жол-дағы. Сыбдырамас жапырақ , Тыншығарсың сен-дағы Сабыр қылсаң азырақ. Автор стихотворения Название стихотворения Тема и идея стихотворения Объем стихотворения оригинала и перевода (количество строк) Размер, рифма Средства художественной выразительности (эпитет, олицетворение, звукопись и т.д.) Образная система М. Ю. Лермонтов Горные вершины Абай Кунанбаев Карангы тунде тау калгып Физминутка Письмо носом (снижает напряжение в области глаз): - 1 минута Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. – 1 минута Обсуждение анализа – 4 минуты Тест на закрепление - 2 минуты Тест 1. Назовите годы жизни М. Ю. Лермонтова А. 1812-1851г. г.; В. 1814-1841г. г.; С. 1799-1837 г. г. 2. Произведение М. Ю. Лермонтова А. Муму; В. Станционный смотритель; С. Мцыри. 3. Стихотворение Горные вершины -...
  • Методическая консультация Организация работы ШМО учителей-предметников в рамках подготовки к ГИА Школьному методическому объединению отводится важная роль в процессе подготовки учащихся к итоговой аттестации. Этот процесс требует высокого профессионального уровня педагогов. Учитель должен прекрасно владеть содержанием материала, современными образовательными технологиями, постоянно повышать свой методический уровень, вырабатывать собственную систему работы по подготовке к ГИА. В условиях современной школы возрастает необходимость и значимость такой работы, поэтому комп...
  • «Золотая роза» русского искусства (Статья, посвящённая Году литературы в России) Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою золотую розу - повесть, роман или поэму. К.Г. Паустовский Ни для кого не является секретом,...
  • Рабочая программа по русскому языку Я работаю по учебнику C. И.Львова и В.В.Львов. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозин...
  • Басни к уроку литературы составленные детьмиНе будите спящего дракона! Однажды в замке спал дракон, И никого не трогал он, Но вот случилось это мыши увидать, И начала она его кусать, щипать… Дракону эта мышь проблем не доставляет, Но всё же отдыхать немножечко мешает. Но вот дракон не выдержал, взревел! Поймал ту мышь и сразу съел! Не тут-то было, оказалось, Что вся их ссора наблюдалась Подругой мыши И сестрой их старшей. И вот они решили слух пустить, Что тот дракон их хочет всех убить, Что он весь род их ненавидит, Плохое только ...
  • План урока литературы Конфликт поколений в романе Тургенева И. С. Отцы и детиВопрос взаимоотношений поколений актуален во все времена. Поэтому тема Конфликт поколений при изучении романа Тургенева И.С. Отцы и дети занимает особое место. Принято считать, что борьба отцов и детей в романе Тургенева И.С. - отражение исторического процесса смены поколений, борьба старого и нового. Столкновение героев в романе иммеет и другой смысл. Это борьба различных идеологий, рожденных новой и предшествушей эпохами. Исходя из этого определены задачи урока: - выявить и понять обще...
  • Сценарий викторины Мир Славян, проводимой в рамках Дня Славянской письменностиДанная викторина проводится в виде игры, целью которой является приобщение подрастающего поколения и молодежи к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному потенциалу посредством изучения славянской письменности и культуры.Игра проводится среди учащихся 8 - 10 классов общеобразовательных учреждений, состоит из семи туров, четыре команды по пять человек. Открывается мероприятие красивым стихотворением Мы славяне, которое вводит ребят в атмосферу старины. Учащиеся работают...
  • Материалы для беседы по теме «Тимофей Максимович Белозёров. Биография и творчество»Беседа с учащимися по вопросам о творческом наследии омских поэтов в целом и жизни и творчестве Т.М. Белозёрова в частности. Рассказ учителя иллюстрируется демонстрацией презентации (предложена в другом файле на странице). Целью данной беседы является знакомство учащихся с основными этапами биографии и творчества омского поэта Т.М. Белозёрова. В ходе беседы реализуются следующие задачи: привитие интереса к истории, культурным традициям родного края; содействие воспитанию у учащихся чувства патри...
  • Конспект урока по русскому языку на тему Корни с чередованием букв е, и Тема урока Корни с чередованием букв е, и Цель урока Сформировать представление о чередовании букв е, и в корнях, условия х выбора букв е, и в корнях с чередованием, распознавать орфограмму и применять правило о чередовании букв е, и Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД Предметные результаты научить распознавать случаи чередования букв е, и в корнях, обосновывать выбор буквы Метапредметные результаты развитие речи, внимания, логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы Личностные УУД мобилизация внимания, самоопределение, положительное отношение к учению, умение совершенствовать имеющиеся знания, способность к самооценке, признание общепринятых морально-этических норм Регулятивные УУД принятие и сохранение учебной задачи, саморегуляция, ... Основные понятия Морфема, корень, чередование, орфограмма Ресурсы Учебник русский язык. 5 кл. М. М. Разумовская, С. И. Львова и др. – М.: Дрофа, 2012, рабочая тетрадь к учебнику М. М. Разумовской Русский язык 5 класс/М. Ю. НикулинаМ.: Экзамен, 2013, компьютер, проектор, презентация, карточки Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающегося 1.Оргмомент Личностные Мобилизация внимания, уважение к окружающим Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками Регулятивные саморегуляция Включение в деятельность - Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть, хочу, чтобы наш урок был удачным. А как вы думаете, что нужно для того, чтобы урок удался? - Напоминаю вам, что большой успех складывается из маленьких удач. Желаю вам достичь успеха Включение в работу, Самоопределение -Настрой на работу, желание узнать новое. 2.Целеполагание Коммуникативные Определение целей, функций участников, характера взаимодействия, инициативное сотрудничество, владение монологической речью Регулятивные Целеполагание Личностные Самоопределение, установление связи между целью учения и её мотивом, интерес к изучению родного языка - Ребята, как вы считаете, обязательно ли грамотно писать? - Что нужно делать, для того чтобы стать грамотным? Делают вывод - Необходимо быть грамотным человеком, чтобы текст, написанный тобой, читающий понимал правильно. - Быть внимательными на уроках, прилагать усердие к изучению русского языка. 3.Актуализация знаний Познавательные Выбор эффективного способа решения учебной задачи, извлечение необходимой информации и её использование, постановка проблемы, поиск выхода Коммуникативные Умение с достаточной полнотой формулировать и выражать свои мысли, организация сотрудничества Регулятивные Целеполагание, самоконтроль , контроль деятельности сверстника, умение корректно делать замечания - вспомните тему прошлого урока. - являются ли записанные на доске пары слов словосочетаниями? - Спишите словосочетания, записанные на доске, вставляя пропущенные буквы и определите вид глаголов. предл…гать план, выр…щивать цветы, разл…жить костёр, распол…гаться на ночлег, зар…сли тростника, маленький р…сток, отр…слевое совещание, написать изл…жжение - Перечислите глаголы совершенного вида. - Все ли согласны ? - Что такое орфограмма? - Нужны ли орфографические правила? Зачем ? - Какие орфог... Отвечают на вопросы Записывают в тетради число выполняют работу в тетради, графически объясняют орфограмму, определяют вид глаголов отвечают на вопросы анализируют ответы выполняют морфемный разбор располагаться Разбирают словосочетание составляют предложения 4.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи) Познавательные Постановка познавательной задачи Регулятивные Осознание возникших трудностей, сохранение учебной задачи, планирование сотрудничества, целеполагание Коммуникативные Вступать в учебный диалог, слушать и отвечать на вопросы Работа с парами слов замирать - замереть выбирать - изберу протирать – стереть - Выделите корни в словах. - являются ли пары слов однокоренными ? - Что особенного заметили? - Можете ли объяснить, когда в выделенных корнях пишется буква е, когда буква и ? - Как вы думаете, чему сегодня нам стоит уделить внимание? выделяют корни слов отвечают на вопросы - Наблюдается чередование ? Анализируют материал - Узнать, когда в корне пишется буква е, а когда буква и. определяют тему урока Записывают в тетради тему урока 5.Построение проекта выхода из затруднения(открытие детьми нового знания) Познавательные Анализ языкового материала, умение обобщать и делать выводы Регулятивные Планирование деятельности, корректировка деятельности Коммуникативные Умение формулировать мысли, логически строить высказывание Работа по таблице Корни с чередованием букв е, и и если – а - е если – а - нет замирать выбирать протирать замереть изберёт стереть Анализируют материал таблицы, делают вывод переносят таблицу в тетради Сравнивают вывод с материалом учебника ( п. 75 стр 217) 6.Реализация построенного проекта Познавательные Извлекать нужную информацию Коммуникативные Вступать в учебный диалог, отвечать на вопросы, осуществлять совместную деятельность - Правильные ли выводы мы сделали? - Что нового узнали из правила? Отвечают на вопросы 7.Первичное закрепление во внешней речи Регулятивные Принимать учебную задачу, планировать деятельность, контролировать процесс Познавательные Выполнять учебно-познавательные действия Коммуникативные Соблюдать правила речевого этикета, слушать - Прочитайте задание к упр 611, понятно ли задание? - Составьте алгоритм действия - Слушайте внимательно комментарии, вносите коррективы, если не согласны с одноклассником физкультминутка Комментированное выполнение упр 611 Контролируют ответы сверстников - Читаю слово, комментирую орфограмму, записываю в тетрадь, выделяю орфограмму графически 8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Регулятивные Саморегуляция, распределение времени, соотнесение с эталоном Вставьте пропущенную букву, графически объясните орфограмму упр 170 в рабочей тетради Записывают в тетрадь словосочетания, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя орфограмму Проверяют правильность выполнения по эталону 9.Включение в систему знаний и повторение Познавательные Анализ материала с целью выделения общего признака Регулятивные Планирование деятельности, выделять признак, определяющий принцип деятельности Коммуникативные Слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, строить небольшое монологическое высказывание Личностные Умение совершенствовать имеющиеся знания, осознавать трудности и стремиться к их преодолению прослушайте предложения, подумайте, можно ли их назвать текстом Таинственно блестели на солнце вершины гор. Осторожно выбирая путь, туристы стали медленно взбираться на гору. Их сердца замирали от страха. Но они знали. Что всегда можно опереться на плечо друга. Группа туристов медленно набирала высоту. И вот наконец вершина! Вокруг расстилался чудесный вид. Сердца туристов замерли от восторга. Но вот солнце склоняется к горизонту, природа замирает. Зажигаются первые звёзды. Туристы готовятся к ... слушают текст выписывают слова распределяют в две группы Осуществляют проверку 10. Рефлексия деятельности (итог урока) Личностные Положительное отношение к учению, умение осознавать свои трудности и стремление их преодолевать, способность к самооценке своих действий Регулятивные Контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные Вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками, задавать вопросы и отвечать на вопросы других. К вечеру Незнайка вспомнил, что ему поручили написать плакат . Соби… или Собе…, - задумался он. Думал он долго, пока не догадался позвонить в справочное бюро. - Справочное бюро слушает. - Скажите, пожалуйста, как написать - соберайте или собирайте? - На этот вопрос вам поможет ответить Суффикс А. - Алло, - сказал суффикс. Вы меня слушаете? В таких словах, где в корне чередуются буквы е, и я хозяин. Если я стою после корня, то допускаю только и, если стоит другая буква – пишите е. - Как хорошо... слушают текст делают выводы отвечают на вопросы самооценка уровня усвоения темы записывают домашнее задание
  • Технологическая карта преподавателя к изучению темы Творчество Тургенева И. СТехнологическая карта - это проект изучения темы. Технологическая карта для преподавателя, в отличие от поурочного планирования, позволяет преподавателю более четко спланировать работу, акцентируя внимание учащихся на самых важных историко- и теоретико- литературных понятиях. Определяя, какие умения необходимо сформировать у учащихся, технологическая карта способствует рациональному формулированию заданий для учащихся. А также технологическая карта позволяет увидеть систему работы по подгот...
  • Организация учебного исследования на уроках русского языка Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Исследовательская деятельность, используем...
  • Творческое занятие по литературеВ данном материале представлена разработка творческого занятия для детей 8-го класса. На данное занятие отводится 2 часа: один - на теорию, другой - на практическую часть. В ходе занятия учащиеся делятся на группы по два человека (по желанию). Каждая группа выбирает свои способы и приёмы написания сочинения (загадки, продолжение сказок и так далее) и работает самостоятельно, затем каждая гуппа зачитывает получившиеся сочинения, после чего, все работы учащиеся класса оценивают и аргумментируют св...
  • Статья Эффективность использования групповой работы на уроках литературыСтатья Эффективность использования групповой работы на уроках литературы освещает ряд вопросов, связанных с методикой преподавания литературы в пятых - одиннадцатых классах. Каждый педагог в современной школе вынужден вести поиски новых форм, технологий, приемов преподавания, ведь перед ним стоит сложная задача - заинтересовать ученика предметом, сделать знания, полученные на уроках, актуальными, практикоориентированными. Групповые формы работы, о кот...
  • Самоанализ урока литературы по творчеству Тургенева И. ССамоанализ урока— инструмент самосовершенствования преподавателя, формирования и развития его профессиональных качеств. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, результаты педагогических воздействий на учащегося, результаты своего труда во многом зависит умение преподавателя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастер...
  • Человек и природа в экологическом этюде И. Шкляревского «Живём в Одуванчике»Предмет: Русская литература Класс: 6 класс Вид урока: Личностно ориентированный урок. Тип урока: Урок изучения нового материала. Тема:Человек и природа в экологическом этюде И.Шкляревского Живём в Одуванчике Цель:Создание условий для саморазвития учащихся. Задачи: Обучающие: Организовать деятельность учащихся по знакомству уч-ся с экологическим этюдом И.Шкляревского Живём в Одуванчике Стимулировать интерес у школьников к самостоятельной творческой деятельности. Развивающие: Способствовать р...
  • Урок по произведению Ф. М. Достоевского Преступление и наказаниеЭто урок по произведению Ф.М. Достоевского Преступление и наказание. Урок представлен в нестандартной форме. Это ролевая игра, где идёт суд над главным героем - Родионом Раскольниковым. Ученики вместе с писателем размышляют, что толкнуло Раскольникова на преступление. Но они размышляют и над главными проблемами романа, играя роли, они погружаются в текст романа, узнают о многих положительных качествах главного героя, о его поступках противоречивых и благородных. Такая форма позволяет развива...
  • Самоанализ учителя русского языка и литературы Преподавание русского языка и литературы осуществляется сегодня в условиях деформации русского языка, расшатывания его норм, снижения общей речевой культуры и грамотности населения, в условиях, когда, по словам В. Г. Костомарова, за вкусом к беспредельной свободе выражения, за фамильярной развязностью тона часто скрывается духовный нигилизм, утрата исторической памяти и уважения к отечеству. В этих условиях преподавания я считаю, что учебная деятельность обучающихся должна быть строго контро...
© 2010-2018