Русский язык и Литература

  • Катастрофичность сознаний героев романа «Идиот» Ф. М. ДостоевскогоПроизведение, написанное следом за романом Преступление и Наказание, является воплощением идеи, заявленной в эпилоге: Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Центральным элементом теперь становится личность. Христианский гуманизм, определенный Достоевским в поступках Раскольникова, Сонечки и других герое...
  • Фольклорный праздник Деревенские посиделкиРазработка-сокращённый сценарий фольклорного праздника., цели проведения которого - воспитание уважения к традициям русского народа,приобщение к русской культуре, развитие речевой и социокультурной компетенции обучающихся, развитие творческих способностей детей,их эстетического вкуса. Необходимо выполнение опережающих домашних заданий : самостоятельный подбор и разучивание частушек. загадок, скороговорок, потешек, старинной русской народной игры,песни. Если в школе нет этнографической комнаты р...
  • Дидактический материал Правописание НЕ с разными частями речиТема Правописание Не с разными частями речи изучается с 5 по 7 класс. Предложенный дидактический материал позволяет обобщить весь изученный теоретический курс, вспомнить правила слитного и раздельного правописания частиц НЕ и НИ, случаи употребления частицы НИ.Словарные, зрительные диктанты помогут систематизировать знания и закрепить их на практике. Несколько обобщающих диктантов позволят почувствовать уверенность в своих силах учеников. Эта тема входит в ЕГЭ по русскому языку в качестве 12 з...
  • Дидактический материал Орфограммы в приставкахПредложенный дидактический материал обобщает знания учащихся, полученные при изучении тем Правописание приставок на З-С, Правописание приставок ПРЕ-ПРИ, Правописание И-Ы после приставок, Правописание разделительного Ъ и Ь знака.Он может быть использован в разных классах при повторении данных тем и при подготовке к ЕГЭ. В материал включены, кроме теоретического материала, различные виды диктантов: словарный диктант,зрительный диктант, обощающий диктант по тексту Н.Гоголя позволит вспомнит...
  • Технологическая карта урока СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА И СУДЬБА РОДИНЫ В РАССКАЗЕ М. А. ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ 9 кл. УРОК МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ КОЖЕВНИКОВА ИРИНА ИВАНОВНА, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с УИОП №52 города Курска ЛИТЕРАТУРА 9 КЛАСС АВТОР УМК : Литература.9кл.Учеб. для общеобр. организ. с прилож. на электрон. носителе. В 2хч.В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский; под редакцией В.Я.Коровиной. - М.:Просвещение, 2014г. УРОК МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ ТЕМА УРОКА СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА И СУДЬБА РОДИНЫ В РАССКАЗЕ М.А.ШОЛОХОВА СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ ЦЕЛЬ УРОКА приобщение учащихся к художественному наследию М. Шолохова, развитие познавательной активности учащихся через поисково-исследовательскую деятельность на уроке литературы посредством методики НИЛ;глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни, стремление задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой, о величии подвига нашего народа, о значении Великой Победы. ЗАДАЧИ Образовательные: показать значение образа героя рассказа Судьба человека, помочь обучающимся осмыслить идейно-художественное своеобразие произведения, его глубокую нравственную сущность, выявить особенности композиции, прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа. Развивающие: развивать интеллектуальные и познавательные способности, навыки самостоятельной работы с текстом, анализа отдельных эпизодов, рефлексии и самооценки, умение высказывать и аргументировать свое мнение; развивать мон... ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ФОРМИРОВАНИЕ УУД Предметные результаты: самостоятельное формулирование цели, проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование. Метапредметные результаты: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, постановка вопросов, умение выражать свои мысли, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения. Личностные УУД: самооценка на основе успеш... ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Композиция художественного произведения, устное словесное рисование, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, особенности жанра военного рассказа, герой, портретное описание, идея произведения. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Музыка. Песня Враги сожгли родную хату М.Исаковского (слова) и М.Блантера (музыка) История. Великая Отечественная война Кинематография. Отрывок из к/ф Судьба человека С.Бондарчука, фотокадры из этого фильма Изобразительное искусство. Иллюстрации О.Верейского, А.Глуховцева и Б.Алимова к рассказу. Русский язык. Богатство языка рассказа, его языковые особенности ( сказовая манера) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Портрет М.А.Шолохова, текст рассказа Судьба человека, мультимедийный проектор, фильм Судьба человека С.Бондарчука (1959), учебник, http ||www.sholohov.lit-info.ru, http ||www.uroki.net. ФОРМЫ уч.деятельности Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая ТЕХНОЛОГИЯ Технология развития критического мышления, технология учебной деловой игры, технология обучения в сотрудничестве, технология личностно ориентированного развивающего обучения. Методы обучения: исследовательский, метод проблемного изложения, творческий. Формы обучения: путешествие, практическая и самостоятельная работа. Сценарный план урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы организации взаимодей- ствия на уроке Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД. 1.Оргмомент 1 мин Приветствует, отмечает отсутствующих на уроке. Приветствуют. Староста докладывает об отсутствующих. Фронтальная Самоопределение (Л) 2.Целеполагание и мотивация учебной деятельности 2 мин Цель этапа: Включение учащихся в деятельность. Проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. Ставят цели, формулируют тему урока: 70 лет Великой Победе над фашизмом. Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова Судьба человека. Подготовка класса к работе. Формирование групп для исследовательской работы. Фронтальная Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) 3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 9 мин Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. 1.Работа с эпиграфом к уроку На то ты и мужчина. На то ты и солдат, чтоб все вытерпеть . все снести, если к этому нужда позвала. М.Шолохов – Согласны ли вы с мнением автора? 2.Организует повторение знаний, закрепление умений. - А что вы можете рассказать о самом М.А.Шолохове и истории создания рассказа Судьба человека? - Каким рисует автор своего героя при их случайной встрече на берегу реки? - Как вы думаете, почем... Анализируют цитату Монологическое высказывание ученика: Невозможно всегда быть героем, но можно всегда оставаться человеком,- утверждал Гёте. Полилог Выступление учащихся с медиапрезентацией -Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М.А.Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Маховского… Работа с текстом рассказа, иллюстрациями. Устное словесное рисование -Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет… Одному-т... Фронтальная Индивидуальная Групповая Фронтальная Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Развитие монологической, диалоговой речи (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П-логические). Умение осуществлять межпредметные связи, применять полученные знания на практике (П) Метапредметные результаты Обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества (К) Выделение и осознание усвоенного (Р) Предметные результаты Формирование нравственно-эстетических ценн... 4. Применение знаний и умений в новой ситуации Самостоятельная работа-исследование 12 мин Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Организует исследовательскую деятельность по анализу эпизодов рассказа. Прием НИЛ (научно - исследовательская лаборатория). Творческое задание: представить себя в роли участников событий, изображённых в рассказе, и от их лица рассказать об Андрее Соколове и его семье. В группах ребята - исследуют каждый отдельный эпизод произведения, систему образов рассказа, его композицию; - отбирают и систематизируют литературный материал; -обрабатывают результат: обсуждают план сообщения, выбирают спикеров, которые будут представлять результаты классу. Эпизоды: 1.Довоенная жизнь. Я соседка Соколовых, уроженка города Воронеж. Жили мы… 2.Прощание на вокзале. Провожала я, горемычная, мужа на фронт, и со мной… 3.Плен. В церкви. Я взводный Крыжнева. Когда мы… 4 Пле... Групповая Индивидуальная и групповая Индивидуальная и групповая Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений (П-моделирование) Метапредметные результаты Обучение способамвзаимодействия, учебного сотрудничества (К). Управление поведением партнёра (К). Выделение и осознание усвоенного (Р) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) Формирование нравственно-эстетическихценностей (Л) Предметные результаты Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П) Личностные результа... 5. Обобщение и систематиза-ция знаний 12 мин Цель этапа: подготовка обучающихся к обобщённой деятельности 1 Обобщение. -Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения? 2. Словарная работа -Подберите синонимы к слову судьба. -Какова лексическое значение этого слова в толковом словаре С.Ожегова? -В каком значении оно использовано в названии рассказа? -Именно в этом значении употребил Шолохов данное слово. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его не ставила жизнь. - Как проявляет себя герой во всех испытаниях... -Рассказ имеет кольцевую композицию (3 части): авторский зачин(экспозиция), повествование Андрея Соколова и авторская концовка. -Участь, жребий, рок, доля, предназначение Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или народом, государством -Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера. -Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в... Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Метапредметные результаты Обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества (К). Выделение и осознание усвоенного (Р) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) Формирование нравственно-эстетических ценностей (Л) Развитие диалоговой речи (К). Развитие монологической речи (К) Выделение и осознание усвоенного (Р) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) Формирование нравственно-эстетических ценностей (Л) Развитие диалоговой речи (К). Развити... 6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 4 мин Вывод. Шолохов воспитывает в людях гуманизм. Мы не знаем произведения, в котором с такой же эмоциональной силой прозвучала бы эта тема, как в рассказе Судьба человека. Она напоминает о долге любого из нас – быть патриотом своей Родины, замечать страдания людей, стремиться помочь им. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Фронтальная Метапредметные результаты Контроль(Р) Оценка (Р) Коррекция Формирование нравственных ценностей (Л) Развитие диалоговой речи (К). Развитие монологической речи (К) 7Инструктаж по выполнению домашнего задания (разные уровни) 2 мин Учитель выставляет оценки за урок, задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся. Обучающиеся выбирают уровень домашнего задания: 1) сочинение-миниатюра Уровень С: Тема войны в творчестве писателей-лейтенантов ( тех, кто сам воевал); Уровень В: Величие духа русского человека; Уровень А: Война в судьбе ребёнка (о Ванюшке) Индивидуальная Личностные результаты Осознание обучающимися того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения (Р) Волевая саморегуляция (способность к выбору и к П реодолению) 8. Рефлексия деятельности 3 мин Анализ и содержание итогов работы, формирова- ние выводов по изученному материалу Цель этапа: Осознание обучающи- мися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Организует рефлексию, организует самооценку результатов обучающихся. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы: · Какую цель ставили? · Удалось достичь поставленной цели? · Каким способом? · Какие получили результаты? · Что вызвало особые затруднения? · Где можно применить новые знания? · Называют ключевые слова темы Фронтальная Метапредметные результаты Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (К). Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
  • ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС - ДИСПУТ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «Милосердие. .. Можно ли «науке доброты по книжкам научиться в школе?» 9 кл Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа cуглубленным изучением отдельных предметов № 52 г.Курска ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС - ДИСПУТ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ Милосердие... Можно ли науке доброты по книжкам научиться в школе? КЛАССНЫЙ КОЖЕВНИКОВА РУКОВОДИТЕЛЬ ИРИНА ИВАНОВНА, 9В класса учитель высшей категории ...1. Слово учителя. ПРИТЧА В БОЛЬНИЦЕ 2. 1 ученица. Чтение наизусть стихотворения Ю.Друниной Бинты. ЭПИГРАФ: БИНТЫ Юлия Друнина Глаза бойца слезами налиты, Лежит он, напружиненный и белый, А я должна приросшие бинты С него сорвать одним движеньем смелым. Одним движеньем - так учили нас. Одним движеньем - только в этом жалость... Но встретившись со взглядом страшны...
  • Сообщение по теме: «Развитие профессиональной самооценки учителя в конструировании продуктивной внутришкольной системы контроля по русскому языку и литературе»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №4 х. Малоорловский Сообщение по теме: Развитие профессиональной самооценки учителя в конструировании продуктивной внутришкольной системы контроля по русскому языку и литературе.Педколлектив представляет собой сложный, полиструктурный организм, поскольку его члены отличаются по возрасту, полу, уровню профессиональной подготовленности, уровню личностного развития. Дифференцированный подход находит свое в...
  • Сочинение Помогая другим, помогаю и себеСочинение было написано моими учащимися к 80-летию со дня рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV, духовного лидера буддистов всего мира, которое отмечалось в этом году. Тема сочинения: Помогая другим, помогаю и себе (по книге Шантидевы Бодхичарья-аватара, главы Даяние, Нравственность, Терпение). Изучая эту мудрую книгу, мы вместе с учениками сделали много открытий, позволяющих понять друг друга, способствующих толерантному отношению к другим. Работа была удостоена 1 места в районн...
  • Урок русского языка в 9-м классеКонспект урока русского языка в 9-м классе. Учитель – Шайдурова Ольга Викторовна. МБОУ СОШ №8, г.Чита, Забайкальский край. УМК под редакцией М.М.Разумовской. Тема: Речевые жанры. Путевые заметки. Цель: формирование представления о путевых заметках как жанре художественной публицистики. Задачи: развитие умения устанавливать принадлежность текста к определенному жанру публицистики, умения видеть его особенности; развитие способности самостоятельно извлекать информацию в результате чтения,...
  • Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка (Из опыта работы с УМК С. И. Львовой «Русский язык») Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Содержание нового стандарта ориентировано не только на обучение орфографии и пунктуации, но и на формирование языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что более 80% выпускни...
  • Конкурс Учитель года Моя педагогическая философияМое призвание – учитель. Когда спрашивают: Кем Вы работаете?, меня коробит от необходимости отвечать пустой фразой: Учителем. Не потому, что это сейчас совершенно непрестижная профессия. Просто для меня учитель – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня учитель – это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. Что значит, быть учителем? – Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворени...
  • Повышение мотивации обучения на уроках русского языка и литературы Актуальность темы заключается в том, что у современных учащихся снижена познавательная активность, показатели их обученности и воспитанности,ослаблен нравственный аспект (век информационных технологий!), наблюдается высокий уровень психоэмоционального напряжения. Кроме того, предмет, которому отведена главная роль в воспитании нравственности, требует постоянного чтения. А учащиеся 21 века читают значительно меньше, чем их родители. Зачастую чтение художественно произведения ограничивается чт...
  • Таблица Изобразительно-выразительные средства художественной речиСредства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны.Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной, публи...
  • Тестовые задания «Изобразительные средства языка»Тесты разработаны в соответствии со школьной программой для 9- 11 классов по русском узяыку и литературе. Изобразительно- выразительные средства языка - одна из трудных тем в курсе русского языка и литературы. Воспитание талантливого читателя, вдумчивая и кропотливая работа над текстом в литературной мастерской великих художников слова и, наконец, подготовка к ЕГЭ - вот основные задачи, которые призваны решить данное тестовые задания. Материал разделен на 2 варианта. Критерии оцени...
  • Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картинеОбразовательная школа все чаще об­ращается к национальной культуре, тра­дициям народной педагогики как бла­годатному, неисчерпаемому источнику воспитания гуманистических представ­лений, как к средству сохранения духов­ного здоровья сегодняшнего человека. Обращение к художественной культуре в педагогической практике — вопрос не простой. Он связан с формированием национального самосознания школьни­ков. Знакомство, близкое соприкосно­вение с репродукциями великих художников позволит воспитан­никам ...
  • Доклад Роль русского языка в формировании выпускника школыНа наш взгляд, ценным является то, что педагог принимает ребенка таким, какой он есть, со всеми его положительными и отрицательными качествами личности. Главное - ребенок! Внимание к ребенку, забота о ребенке, помощь, поддержка даже того, кто не хочет учиться, кто не верит в свои силы и способности. В этой позиции очень ярко выражена собственная принципиальность, убежденность учителя в правоте своих действий. Для меня каждый мой ученик - личность. Когда я прихожу в класс и вижу, какие они разн...
  • Статья Открытие для себя эвристического метода Время импульсивного развития техники и технологий и широкой информатизации всех сфер жизни общества диктует переход на, главным образом, личностное образование. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Одна из главных, я думаю, - создание условий для раскрытия способностей детей, их творческих возможностей. Ведь сегодня жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к новым условиям, анализировать, сопоставлять, мыслить и применять полученные...
  • Интертекстуальные особенности в современной рок-поэзииДанная научно-исследовательская работа на примере творчества Юрия Шевчука рассматривает интертекстуальные особенности его поэзии.Сначала рассматриваются литературные реминисценции текстов, далее-пушкинские мотивы и темы, в частности петербургские мотивы и тема осени, характерные для обоих поэтов.Исследуется традиционная символика в стихотворении На небе вороны, уходящая корнями в поэзию серебряного века, а именно в творчество Анны Ахматовой.Завершается работа поисками интертекстуальных связей ...
  • Научно-исследовательская работа по литературоведениюхудожественный образ дождя в диахроническом аспекте как способ развития креативного мышления В данной работе исследуется художественный образ дождя в поэзии 19-20 веков. Особая роль принадлежит метафоре, её эволюции, т.е. диахронии, позволяющей рассмотреть, как менялся ассоциативный ряд при создании образа в зависимости от изменений материального мира.Работа основана на исследовании Поэтическогословаря Н.Павлович.Разработаны рекомендации для учащихся по созданию собственных поэтических образов...
  • Путешествие в весенний лесИнтегрированный урок русского языка и изобразительного искусства путешествие в весенний лес. Урок направлен на создание продукта деятельности учащихся: фантастических цветов и животных, на описание их внешнего вида и среды, в которой они живут. Цель учителя подготовить учащихся к групповому и индивидуальному написанию сочинения-описания с элементами повествования, дать понятие о реальности и фонтазии в творческой деятельности. Задача учителя - формироватьу учащихся умение писать на выбранную т...
  • Карта к уроку Путешествие в страну ПоэзияДанная карта является дополнением к уроку Путешествие в страну Поэзия. На уроке учащиеся путешествуют по этой карте. На корабликах, которые учащиеся мастерят к уроку, они отправляются в путешествие к островному государству Поэзия. Это государство состоит из шести островов. Основной остров - это страна Поэзия, где начинается знакомство с секретами поэтического творчества. На острове поэтов учащиеся должны вспомнить имена и фамилии поэтов, которых изучили на уроках литературы. На островах Ритм и...
  • Путешествие в страну ПоэзияУрок - путешествие в страну Поэзия, который помогает закрепить знания учащихся о стихотворной речи, ритме, рифме. На этом уроке представляется возможность продолжить работу над выразительным чтением. Урок направлен на привитие учащимся интереса и любви к поэтическому слову. У конспекту урока прилагается карта Страна Поэзия, по которой и путешествуют учащиеся. Путешествуя на корабликах, учащиеся попадают на острова Ритм и Рифма и знакомятся с основами стихосложения. На островах Ямб и Хорей прои...
  • Торжество любви и дружбыУрок - творческий отчёт Торжество самоотверженной и преданной любви и дружбы в сказке Г.Х.Андерсена Снежная Королева Урок позволяет обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказки Г.Х. Андерсена Снежная Королева, помогает формировать умение учащихся воспринимать мир чувств и переживаний героев, обращая внимание на психологическое состояние персонажей, на мотивы их поступков. Учит выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать героев с учетом их вну...
  • Конспект учебного занятия по дисциплине ОДБ «Русский язык» Тема: «Правила орфоэпии»Цели: Образовательная: изучение понятия орфоэпия, основных орфоэпических правил русского языка.Развивающая: создание условий дляформирования ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, языковых компетенций (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой)Воспитательная: способствование воспитанию осознанного отношения к соблюдению норм языка, в том числе орфоэпических норм.Форма: урок теоретического обучения.Межпредметные связи: профессиональные модули специальности(лексика), общепрофессиональные д...
  • «Комплексный анализ текста на уроках русского языка» Методические рекомендацииНастоящие методические рекомендации по теме: Комплексный анализ текста на уроках русского языка демонстрируют возможность обучения студентов дисциплине Русский язык, удачно сочетая формирование языковых и общих компетенций. Содержание Пояснительная записка……………………………………………………….4 Составляющие комплексного анализа текста ……………………………6 Методы и приёмы работы над комплексным анализом текста……………7 Формирование ОК при работе над комплексным анализом текста…………8 Приложение А ...
  • Урок предвосхищающего чтения по литературеУрок по литературе, разработанный для 11класса с учетом требований ФГОС.Домашнего задания перед уроком не было предусмотрено.Всем учащимся подготовлены тексты с рассказом И. Бабеля Переход через Збруч.Урок построен в форме свободного диалога и предполагает метапредметность (знания географии, исторических событий), возможна работа в группах,парах,индивидуальная работа, исходя из уровня подготовленности класса, умения вступать в диалог,вести его, навыков работы с художественным текстом.Домашнее...
  • Обобщающий урок по темеУрок проводится в форме игры. На уроке обобщаются знания по разделуЛексика, повторяются основные понятия, закрепляются в ходе решения игровых задач. Цели урока : развитие интереса к слову, к книге, к родному языку. Повторение и закрепление знаний по теме Лексика , совершенствование навыка работы со словарями , расширение словарного запаса учащихся. На уроке учащиеся знакомятся и работают со словарями В. Даля, Ожегова С., со школьными словарями. На урок к ребятам пришли герои книги Джеральда ...
  • Открытый урок по предмету русская грамота на тему «Согласные звуки и буквы», «Как собака искала друга» русская сказкаПоурочная карточка по предмету Русская грамота. Класс: 1 Д Дата: 10.03.2015 год. Тема: Согласные звуки и буквы, Как собака искала друга русская сказка. Цель урока: формировать у детей знания о согласных звуках и буквах, обобщить и систематизировать знания о парных согласных звуках, развивать орфографическую зоркость, по ЛТ Как собака искала друга русская сказка. Задачи урока: 1. Образовательные:формировать у детей знания о согласных звуках и буквах, обо... Упражнение № 5. С какого шипящего согласного начинается слово? Напиши слова. Жук, Шар, Щётка, Часы. 5. Физминутка. (2 мин) 6. Самостоятельная работа. (10мин) Работа в группах. Прочитай. Догадайся, какие животные и насекомые ведут разговор. Какие звуки подсказали ответ? 1 группа: Летит над лесом, звенит над каждым кустом: - З-з-з-звери, нас –с – секомые! З-з-завтра на з-з-закате будет праз-з-здник! (Комар). 2 группа: - Что за ш-ш-ш-шутки, прошуршало в траве. - Вы что, ш-ш-шалуны, рвсш-ш-шумелись? (Змея). 3 группа: - Вот это ж-ж-ж-жизнь! И Пож-ж-ж-жужжать мо-ж-жно! (Жук). 4 группа: - О ч...
  • Урок по русскому языку на тему Удивительные гибриды (понятие о деепричастии)Удивительные гибриды (Понятие о деепричастии)Цель: познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола; дать понятие о деепричастном обороте; формирование навыка различения основного и добавочного действия, нахождения деепричастного оборота и выделение его запятыми. Ход урока1) Минутка приятных воспоминаний.Предлагаю закрыть глаза и улыбнуться себе, всем присутствующим на уроке. Каждый их нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал част...
  • Задания по русскому языку на тему ЧастицыТест на тему ЧастицыВ данной методической разработке представлены задания для освоения такой части речи, как частицы. Тест разбит на 4 группы заданий - в 1 группе нужно выбрать правильный вариант ответа, во 2 правильно восстановить соответствия, в 3 группе правильно закончить фразу, в 4 верно ответить на поставленный вопрос.Вопросы составлены таким образом, чтобы обучающийся мог показать свои знания по данной теме, а также тщательно поразмыслить, включить логику, применить твореческие и исслед...
  • Литературная газета Я зажёг свой костерЛитературная газета посвящена творчеству Сергея Есенина. В первом номере мы знакомим читателей с его биографией, несколькими стихотворениями и предлагаем ответить на вопросы викторины. Итогом данного издания становится приобщение к поэзии, развитие творческих навыков, знакомство с гениями литературы. На последней странице размещены стихи собственного сочинения, откликнувшихся ребят. Также в газете представлены фотографии и портреты талантливого поэта и интересные факты из его жизни. Данная газет...
  • Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Русский язык для профессии начального профессионального образования 210723. 04 «Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания»КОС учебной дисциплины Русский язык разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) для профессий начального профессионального образования (далее НПО) 210723.04 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессио...
  • Статья по теме Использование ИКТ на уроках русского языкаТема: Использование ИКТ на уроках русского языкаЦель: рассматривать ИКТ как средство создания условий для формирования языковых, лингвистических, культурологических и коммуникативных компетенций на уроках русского языка. Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников. А гуманизация образования и предполагает ценностное отношение к личностным проявлениям подростков. Знания же выступают здесь не как цель, а как способ, средство развития личности...
  • Статья на тему Подготовка к ГИА по русскому языкуКаждого выпускника школы ожидает ГИА. Девятиклассники будут сдавать ОГЭ, одиннадцатиклассники – ЕГЭ. Учащиеся могут испытывать затруднения при выполнении всех видов экзаменационных заданий. Оптимальной формой контроля становится тест, сочинение на лингвистическую тему. В данной статье я поделюсь своим опытом подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации как девятиклассников, так и одиннадцатиклассников. Для успешного выполнения всех заданий ГИА необходимы глубокие и прочные знани...
  • Обобщающий урок по теме Имя существительноеНа данном уроке подводятся итоги изучения учащимися всего материала по теме Имя существительное. Дети должны не только усвоить правила по данной части речи, но и уметь применять их на практике, выполнять упражнения по различным категориям существительного. Это род, число, падеж, склонение, грамматическая роль в предложении и так далее. Учащиеся должны уметь определять существительное, отличать его от других частей речи. Цель: повторение определения имени существительного, как части речи, его г...
  • Выступление на методическом объединении учителей начальной школыПроблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому обучение русскому языку всегда занимало ведущее положение в образовании подрастающего поколения, поскольку язык – это и средство человеческого общения, и, по меткому выражению Н. И. Жинкина, канал формирования интеллекта. Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболе...
  • «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности ...
  • Литературная викторина Откройте для себя М. Ю. ЛермонтоваМихаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в мировой литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, но успев создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея Война и мир выросла из лермонтовского Бородина. Порядка трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений составляют неприкосновенный запас русской культуры. Кроме того, Михаил Юрьевич был ...
  • Шпаргалка на задание 15. 2 Сочинение (ОГЭ)Слабым ученикам, как правило, трудно написать сочинение: у них маленький словарный запас, они с трудом воспринимают большой текст. Чаще всего мимо их внимания проходят действия кого-то из героев, поэтому ускользает идея текста.И особенно трудно им сформулировать собственную мысль, не допустив приэтомречевых, грамматических, стилистических и орфографических ошибок.По шаблону, который я предлагаю, все дети сочинение пишут легко, так как в шаблон входит и описание порядка работы над текстом. Слабым...
  • Сценарий агитбригады Не дай себе погибнуть!Борьба за здоровый образ жизни у детей никогда не теряет своей актуальности.До сих пор под влиянием улицы многие подростки считают необходимым условием взрослости знакомство с сигаретами, алкоголем, а то и наркотиками. Участие в агитбригадах приносит неоценимую помощь артистам , так и зрителям. Участники агитбригады как правило, работают творчески: подбирают материал, сочиняют сцены, делают реквизит, совершенствуя сценарий от к выступления к выступлению. Этот сценарий обкатан девять раз ...
  • Веб-квест как способ мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья В последние несколько лет достаточно остро поставлен вопрос о создании в российских школах равных возможностей для получения образования , переход от концепции школа для всех к концепции школа для каждого. Проблемы инклюзивного образования решаются комплексно на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном. Директор нашей школы, Хатагова Нелли Аслановна, администрация и педагогический коллектив ведут систематическую целенаправленную работу по созданию условий для безбар... ФИ участника, класс Адрес электронной почты Что нового хотел бы узнать во время участия в проекте IV этап. Переход к процессу работы (Process) Задача №2 Внимательно изучите свои задания, приступайте к их выполнению. Задания для группы Биографы Вы выбрали роль биографов Юрия Гагарина . Ваша задача – изучить новый материал, , посвященный жизни первого космонавта. Вы найдете большое количество информации на многочисленных сайтах в Интернете, и выполнить следующие задания: задания Историк Ты выбрал роль историка. Твоя задача – изучить новый материал, который найдешь на... Задание Отчет 1. Когда состоялся первый полет человека в космос? 2. Кто первым полетел в космос? 3. Были ли в команде космонавтов женщины? 4. Кто из животных побывал в космосе? 5. Назови основные даты освоения космоса. Устное сообщение Из истории освоения космоса делают на заключительном этапе по скайпу Задания Биолог 1. Возникновение космической биологии. 2. Предмет исследования космической биологии. 3. Задачи изучения космобиологии. 4. Связь космобиологии с другими науками. Основные ссылки в Интернете для поиска информации по этим вопросам: http://www.zoodrug.ru/topic1794.html http://bse.sci-lib.com/article065124.html http://do.gendocs.ru/docs/index-107878.html - научные ... Задание Отчет 1. Возникновение космической биологии. 2.Предмет исследования космической биологии. 3. Задачи изучения космобиологии. 4.Связь космобиологии с другими науками. Устное сообщение Биологические космические исследования делают на заключительном этапе по скайпу Задания Специалист в области медицины Ты выбрал роль специалиста в области медицины, так как в космосе без медицинских знаний не реализовать безопасную жизнь. Твоя задача – изучить новый материал, который ты найдете на многочисленных сайтах Интернет-ресурсов и подготовить ответ на вопросы: 1. Каково влияние космоса на физическое состояние человека? 2. Как готовят космонавтов? 3.... Задание Отчет 1.Каково влияние космоса на физическое состояние человека? 2. Как готовят космонавтов? 3. Как стать космонавтом? VI этап. Страница с критериями оценивания (Evaluation). Адреса критериев оценивания: http://docs.google.com/Doc?id=dgjbd28f_226g3c4fzft http://docs.google.com/Doc?id=dgjbd28f_22786fcnhc9 http://docs.google.com/Doc?id=dgjbd28f_229d9bhsjfm V этап. Страница с выводом (Conclusion) Результаты этой большой работы могут быть представлены в виде электронной газеты. На заключительном этапе работы каждая группа оформляет свой материал в виде веб – страниц. Это можно делать в программах MS...
  • Статья Память - серьезное оружиеСтатья Память - серьезное оружие посвящена теме памяти жертв Холокоста. Автор исследует проблему негативного отношения фашистских оккупантов к еврейскому народу в годы Второй мировой войны. С художественной выразительностью автор рисует картины порабощения фашистами еврейского населения, строя свое описание на контрастных картинах.
  • Рецензия на урок внеклассного чтения по теме Женщина на войнеДанный урок - урок-исследование. Все этапы урока направлены на формирование ключевых ценностных компетенций.К уроку подобран эпиграф - слова В.П.Астафьева. Систематизирующим на уроке является четко отображенное содержание, формы и методы.Класс поделен на группы, что помогало совершенствовать навыки работы в группе. Исследовалось 3 вопроса, по которым были сделаны сообщения. Связующим звеном на уроке были стихи о войне.В минуту релаксации ребята познакомились с фотографиями женщин-фронтовичек и п...
  • Конкурсная работа по русскому языку на тему Отчий дом Цель работы: создать справочник школьника Юбилей родного города Сызрани Задачи: nузнать, чем знаменит город Сызрань; nизучить достопримечательности; nпоказать красоту природы Сызранского края; nизучить традиции культуры; nузнать о знаменитых жителях Сызрани; Разработка предназначена для учащихся 5- 7 классов, материалы работы можно использовать на уроках русского языка при выполнении проектов, внеурочной деятельности, на классных часах. Данная работа выполнялась совместно с учащимися. Пр...
  • Способы построения и содержание интересного урока литературы КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ЛИТЕРАТУРЕ, оценённая максимальным количеством баллов. Дистанционные курсы повышения квалификации по литературе.Курс Способы построения и содержание интересного урока литературы (72 часа) на сайте https://my.1september.ru/ Задание №1 Выстраиваем ассоциативные ряды к произведениям, усложняя задания за счёт сопоставления. I. Р...
  • Статья Использование современных технологий на уроках русского языка и литературыПомимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что называется компетенциями.Под компетенцией, следуя словарям, нужно понимать определенный перечень вопросов, в которых человек обладает большими по сравнению с другими знаниями, умениями, авторитетностью.
  • Способы построения и содержание интересного урока литературы. Вопросы - завязки к урокам литературы КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ПО ЛИТЕРАТУРЕ, оценённая максимальным количеством баллов. Дистанционные курсы повышения квалификации по литературе.Курс Способы построения и содержание интересного урока литературы (72 часа) на сайте https://my.1september.ru/ Задание 1.Вопросы – завязки к урокам литературы:5 класс: М.Ю. Лермонтов Стихотворение Бородино.- В эти осенние месяцы по всей России прошли массов...
  • Эссе. Что знают ваши ученики о мае 45-го года? В эссе автор повествует о том, что знают его школьники о Великой Победе, о мае 45-го года. Ведь с каждым годом растёт цифра, отдаляющая всех нас от 9 мая 1945-го года, исторического Дня Великой Победы. Но чем дальше мы от этого события, тем сильнее обостряется наша историческая память. Автор отмечает, когда постепенно уходит поколение активных участников - ветеранов войны, надо напоминать своим ученикам о памяти, памяти тех, кто подарил нам мир и покой, светлое будущее и ясное небо над голов...
  • Статья Применение современных технологий на уроках русского языка и литературыПрименение этих компетентностей на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития речевой и коммуникативной компетентностей не может быть конкурентоспособной, толерантной, всесторонне развитой личности.
  • Урок - творческая мастерская «А за окном – апрель…»Урок развития речи по русскому языку в 5 классе. Урок поможет раскрыть творческий потенциал каждого ученика; развивать ассоциативное мышление детей, речь. Задачи: познавательная: получение новых знаний о мире; о том, как надо создавать творческую работу; 2. практическая: закрепление навыков создания оригинальных текстов на основе собранного словарного материала; формирование коммуни...
© 2010-2018