Русский язык и Литература

  • Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11классеВ 11классе при подготовке к сдаче Единого Государственного экзамена по русскому языку необходимо повторить пройденный материал. Некоторые темы обычно всегда вызывают затруднения у учащихся. Поэтому в 11классе я один час элективного курса использую для подготовки к экзамену по русскому языку. Повторяются наиболее трудные темы, темы, на которые было отведено мало часов, не совсем хорошо усвоенный материал.Это дает возможность подготовить учащихся к ЕГЭ, отработать материал, научить работать с тес...
  • Урок русского языка на темуСинтаксические нормы. Согласование подлежащего и сказуемогоУрок русского языка на тему Синтаксические нормы.Согласование подлежащего и сказуемого.Подготовка к ЕГЭ задание №7.(11 класс)Тип урока: обобщение и закрепление.На уроке используются краеведческая презентация,фрагмент видеоурока Согласование подлежащего и сказуемого,тест,построенный по типу задания ЕГЭ №7.Цели урока: Научить видеть в предложении синтаксические ошибки, являющиеся самыми распространенными ошибками в устной и, особенно, письменной речи. Готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм).
  • Тема. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными в 11 классе- Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова, а самое главное - вспомним и повторим материал о сложных синтаксических конструкциях, а именно, предложения с несколькими придаточными. Повторение данной темы важно, потому что в заданиях ЕГЭ помимо тех, которые касаются синтаксиса сложного предложения, есть, например, задание В4, в котором требуется найти среди нескольких предложение с несколькими придаточными, соответствующее определённ...
  • «Оптимизация работы с языковым материалом на уроке русского языка при подготовке к ЕНТ. » Сложные предложения» 11классОткрытый урок русского языка в 11а классе 3.03.2015г Тема: Оптимизация работы с языковым материалом на уроке русского языка при подготовке к ЕНТ. Сложные предложения Цели урока: познавательная: расширение и углубление знаний о сложном предложении; формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений; умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений развивающая: совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конст... 1.Простые предложения 1…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом. 2.Сложные предложения 2… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. 3.Сложносочинённые предложения 3…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. 4.Сложноподчинённые предложения 4… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. 5Бессоюзные предложения 5… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. 3.Составление кластеров на слова: предложения сочинительные союзы подчинительные союзы IV .– Проверь себя! 1.Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях: чуткое сердце любить безгранично думает о дочери 2.Грамматический конструктор(слайд) На основе рассказа нужно восстановить предложения. Соедините половинки сложных предложений. Работа во флипчарте 1 Когда веселый огонь освещал бревенчатые стены, 1. но раз в два-три месяца веселый молодой почтарь Василий приносил перевод на двести рублей. 2. Он выходил, осторожно прикрыв дверь, 2. и все доцветал один только маленький подсолнечник у забора. 3. Катерина Петровна вышла посмотреть, 3 Катерина Петровна осторожно вздыхала. 4. Спутанная трава в саду полегла, 4. как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу. 5. Тихон еще помнил, 5. а Катерина Петровна начинала тихонько плакать. 6. Писем от Насти тоже не было, 6. но там никого не было. Ключи ответов: (1-3, 2-5, 3-6, 4-2, 5-4,6-1). Самостоятельная работа в группах Анализ предложений на интерактивной доске. Подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, определить вид предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Построить схему предложения. 1 группа –ССП 1.По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо. 2.Говорили много, хвалили, горячились, и мысль, брошенная старым художником о ...
  • Разработка урока по русскому языку на тему Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (11 класс)Тема урока: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами Цель: 1. Формировать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме Обособленные члены предложения. 2. Развитие памяти, логического мышления 3. Воспитывать любовь к изучаемому предмету, воспитывать чувство ответственности Ход урока 1. Орг.момент 2. Проверка домашнего задания 3. Повторение Обособленными могут быть второ...
  • Олимпиадное задание по литературе 9-11 классОлимпиадные задание по литературе 9-11 класс Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы умения и навыки, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях соответствующих образовательных стандартов (для каждого класса – на своем уровне). 6 Особо подчеркнем, что формирование этих умений и навыков происходит у разных учащихся с разной скоростью и в разной степени, на протяжении многих лет и не заканчивается в школе, поэтому к представленному ниже списку умений и навык...
  • Доклад на тему Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе Данная работа представляет собой материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе. Разработано несколько тем по направлению Вопросы, заданные человечеству войной. Выделены темы: Между жизнью и смертью(о нравственном выборе человека на войне), Дети и война - понятия несовместимые(Мы родом из войны), У войны не женское лицо, Поэзия, опалённая войной. В первой теме использовались произведения В.П.НекрасоваСенька, М.А.ШолоховаСудьба человека, В.Л.КондратьеваС...
  • Программа по русскому языку Тайны текста (11 класс)Элективный курс предназначен для учащихся старших классов. Программа элективного курса Тайны текста последовательно реализует цель: развить навыки анализа и оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации, а также навыки построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания. Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю). В данной рабочей программе запланировано 15 часов лекционного материала и 20 часов практических занятий. Электи...
  • Тест Орфография и пунктуация 11 классКонтрольный тест по русскому языку для учащихся 10-11 классов по теме Подготовка к ЕГЭ. Орфография и пунктуация. Тест содержит задания по темам, передусмотренным спецификацией ЕГЭ. Формулировки заданий соответствуют заданиям ЕГЭ в новой форме с 8 по 19. Тест представлен в двух вариантах, даны ответы. Вот некоторые задания теста. Определите слова, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Определите ряды, в которых в обоих сло...
  • Рабочая программа по русскому языку 11 классНастоящая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М:Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
  • Сочинение ученицы 11 класса на тему О земляках-героях ВОв Герои моего села Великая Отечественная Война - это огромная душев­ная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года. Это была самая страшная война за всю историю че­ловечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. И наши земляки были участниками многих сраж...
  • Урок – погружение по русскому языку (5-11 классы). «В мире слов»Урок – погружение по русскому языку (5-11 классы).В мире слов Форма проведения: лингвистическая спартакиада.Цель: 1. расширить кругозор учащихся по языковому запасу слов. 2. развивать творческие способности учащихся. 3. в игровой форме повторить материал по разделу Лексика. 4. воспитывать познавательный интерес к предмету.Ход урока:1.Вступительное слово учителя.Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Для всего, что...
  • Итоговая контрольная работа ( задания и вопросы к сессии) по русскому языку 11 класс. За II четвертьВопросы к сессии 11 класс. Русский язык. I полугодие. Билет 1. 1. Расставить ударение в словах. 2. Правописание -Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи. 3. Практика. 4. Работа с текстом. Выявление проблемы. Билет 2. 1.Расставить ударение в словах. 2.Правописание безударной гласной в корне слова. 3.Практика. 4.Работа с текстом. Выявление проблемы. Билет 3. 1.Расставить ударение в словах. 2.Правописание приставок. 3.Практика. 4.Работа с текстом. Выявление проблемы. Билет ... Пример сочинения по тексту С. Соловейчика: В данном тексте автор поднимает проблему человеческой духовности. Несомненно, эта проблема высоконравственная. В 21 век, век информационных технологий, она актуальна, как никогда. Цитируя А.С.Пушкина, С.Соловейчик пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия духовная жизнь. Автор считает, что синонимом духовности является в некоторой степени интеллигентность – не уровень образ...
  • Открытый урок по русскому языку в 11 классе по теме Данный урок русского языка в 11 классе проводился в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы Использование информационных ресурсов на уроках русского языка и литературы. Для работы можно взять любой текст, любую проблему. Видеосюжетов в интернете можно найти великое множество. А сочинение можно использовать выпускников предыдущих лет. На таком уроке очень важно обсудить проблему, дать возможность высказаться каждому ребёнку, послушать разные точки зрения. Тексты дл...
  • Рабочая программа по русскому языку 11 классРабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего среднего (полного) образования, примерной программы по русскому языку для общего среднего (полного) образования приказ министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования) и авторской прогр...
  • Урок по литературе «Русь моя, жизнь моя» (Тема Родины в лирике Блока) (11 класс) Цели урока: образовательная – путём анализа стихотворений показать, как развивалась тема Родины, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России. развивающая –создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, готовить учащихся к исследовательской деятельности; воспитательная –прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, ф...
  • Сценарий литературного вечера для обучающихся 10-11 классовСценарий литературного вечера для обучающихся 10-11 классов Шолоховские посиделки. Разработан в рамках подготовки к празднованию 110 годовщины со Дня рождения М.А. Шолохова Источники: 1. Афоризмы лауреатов Нобелевской премии по литературе [Текст] / сост. А. П. Андриевский. – Мн.: Современный литератор, 2000. – 448 с. – (Классическаяфилософская мысль). 2. В мире мудрых мыслей [Текст] / авт. -сост. А. О. Давтян. – СПб.: Нева, 2001. – 608 с. – (Энциклопедия). 3. Вешенский вестник [Текст] : сб. ...
  • Урок по русскому языку Средства эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля (11 класс) Урок русского языка Средства эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля помогает подготовить обучающихся 11 класса к выполнению задания №24 на ЕГЭ, то есть восстановить пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста. Это урок-исследование, целями которого являются систематизация знаний обучающихся о средствах эмоциональной выразительности и определение их роли в тексте публицистического стиля. Без...
  • Внеклассное мероприятие по литературе ( 10-11 класс) Внеклассное мероприятие по литературе ( 10-11 класс) Литературная гостиная О вы, служительницы музы 1-ый вед. Женщина…. Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Ее звали Лаура, Беатриче, Елена, Венера, Нефертити, Мария, Ксения, Анна… Многие из этих имен стали символами: преданности и верности – Пенелопа; красоты и женственности –Елена; вдохновения и почитания ...
  • Рабочая программа по литературе для 11 класса. Учебника литературы под редакцией В. А. Чалмаева, С. А. Зинина Программа рассчитана на 102 часов ( 3 часа в неделю) Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе составлена на основе: 1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. 2. Обязательного минимума содержания образования. 3.Программы В. Я. Коровиной. 4. Учебника литературы под редакцией В.А...
  • Рабочая программа по литературе для учащихся 11 класса Рабочая программа по литературе для учащихся 11 класса составлена на основе Основной образовательной программы и Учебного плана МБОУ Тюменцевской сош на учебный год, с учетом Закона РФ Об образовании, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Положения о рабочей программе в ОУ, Положения о промежуточной и итоговой аттестации в ОУ, Федерального перечня учебников по предмету Русский язык, учебного плана ОУ и программы общеобразовательных...
  • Урок русского языка в 11 классе. В творческой лаборатории читателя: от текста — к авторскому замыслу. Средства художественной выразительностиТема: В творческой лаборатории читателя: от текста — к авторскому замыслу. Средства художественной выразительности Цели урока: Образовательные: создать условия для совершенствования у учащихся представления о тексте и его характеристиках; содействовать формированию навыков написания фрагментов сочинения-рассуждения; организовать деятельность учащихся по коррекции пробелов, выявленных при контрольном тестировании. Развивающие: использовать приемы педагогической технологии для развития у ст...
  • Рабочая программа по культуре речи для 11 класса В основе программы положена концепция, предусматривающая повторение и систематизацию на более высоком уровне полученных ранее знаний о русском языке – формирование функциональных знаний и умений, т.е. таких, которые, взятые в совокупности, обеспечивают правильное и целесообразное употребление русского языка. Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по культуре речи в 11 классе для общеобразовательных школ. Рабочая программа ориентирована на использование учебника З.Н.Бетиной, Л.В.Самокрутовой. Культура деловой речи – Тамбов, издательство ТГТУ. .
  • Раздаточный материал по теории литературы 9-11 классы по теме Литературные направления Раздаточный материал по теории литературы 9-11 классы по теме Литературные направления представляет собой информационные карточки на каждый стол. Данные материалы дают возможность научить учащихся старших классов грамотно использовать информацию теоретического характера (конспектировать, выделять основные признаки, группировать материал). Также карточки позволяют быстро и качественно повторить и систематизировать изученное, составлять таблицм сравнительного и обобщающег...
  • Конспект урока «Интерпретация стихотворения Н. С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай» (11 класс) Данный урок представляет собой филологический анализ данного текста с элементами лингвостилистического анализа. Цель урока: расширить представление о поэзии Н.С. Гумилёва, выделить основные черты художественного мира в произведении, рассмотреть особенности пространственно-временной организации текста. Реализуя различные методы личностно ориентированного обучения, учитель предлагает учащимся выразить своё понимание прочитанного через творческую лабораторию, в которой используются з...
  • Тест по творчеству С. Есенина (11 класс)Тест по творчеству С.Есенина 11 класс 1.Укажите годы жизни С.А. Есенина. А)1895 - 1925 г.г. Б)1890 - 1921 г.г. В) 1893 - 1930 г.г. Г)1868 - 1936 г.г. 13. Назовите тип композиции поэмы Анна Снегина а)последовательная б)зеркальная в)кольцевая 2.Есенин был родом из: А) Таганрога Б) Москвы В) с.Константиново 14. Какие средства художественной выразительности наиболее характерны для творчества С.А.Есенина? а)торжественный слог, использование архаизмов; б)метафоричность и цветовые эпитеты; в)ораторская интонация, акцентный стих. 3. Какое прозвище получил С.Есенин в писательских кругах? а)деревенский поэт б)Рязанский Лель в)последний поэт деревни 15. Кто является адресатом стихотворения Письмо к женщине? а)Айседора Дункан б)Галина Бениславская в)Зинаида Райх 4. Укажите, как назывался первый сборник стихов Есенина, вышедший в 1916г. а) Явь б) Москва Кабацкая в) Радуница 16. Назовите стихотворение С.Есенина, которое является его своеобразным завещанием, и было написано накануне самоубийства поэта в гостинице Англетер а) Цветы мне говорят: прощай… б) До свиданья, друг мой, до свиданья…. в) Отговорила роща золотая… 5. Кто из современников Есенина дал следующий отзыв на его стихи? Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык а)В.Брюсов б)А.Блок в)А.Ахматова 17. В каком году была написана поэма Есенина Черный человек А)1923 Б)1921 В)1920 6. Назовите литературное течение, которое возглавил С.Есенин а)символизм б)акмеизм в)имажинизм 18. Назовите основную тему поэмы Черный человек А) тема родины, родного края Б) тема раздвоенной личности В) тема неразделенной любви 7. Назовите тему, ставшую основной в творчестве Есенина а)тема любви б)тема Родины, России 19. Какая тема является сюжетообразующей в поэме Есенина Анна Снегина? а)тема революции б)тема юношеской любви в)тема преобразований в деревне 8. Определите каково мироощущение лирического героя ранних стихов Есенина а)герой ощущает враждебность окружающего мира; б)герой протестует, бунтует против сложившегося порядка; в)герой находится в гармонии с окружающим миром 20. Укажите, какое из перечисленных стихотворений не относится к философской лирике а) Русь уходящая б) Не жалею, не зову, не плачу в) Хороша была Танюша 9. Укажите, какой символ наступающий на деревню городской цивилизации встречаются в стихах Есенина а) железный конь б) жеребенок, бегущий за поездом в)агитки Бедного Демьяна 21. Какую тему раскрывает С.А.Есенин с помощью образа собаки, её щенят в стихотворении Песнь о собаке? А)тему милосердия и любви ко всему живому в мире Б)тему Родины В)тему природы Г)тему материнства 10. Определите жанр стихотворения Письмо к женщине а)элегия б)ода в)послание 22. назовите основную тему стихотворения Шиганэ, ты моя, Шиганэ А) родная земля и любовь Б) родная земля, малая родина В) родная земля и революция 11. Укажите, какая поэма С.Есенина является автобиографической а) Чёрный человек б) Анна Снегина в) Пугачёв 23. с образом кого связывает С.Есенин образ родины в стихотворениях после 1914г. – начала войны А) образ матери Б) образ невесты В) образ жены 12. Какое из перечисленных стихотворений С.Есенина стало народной песней? А) Письмо к женщине б) Собака Качалова в) Отговорила роща золотая 24. В каком году было написано стихотворение Спит ковыль. Равнина дорога. Какова его тема? А) 1924, тема любви Б) 1921, природа В) 1925, тема родины
  • Открытое мероприятие по литературе для 8-11 классов. Литературная гостиная по теме «… и жизнь, и слёзы, и любовь» Открытое мероприятие по литературе для 8-11 классов. Литературная гостиная по теме … и жизнь, и слёзы, и любовь. Цели мероприятия: на примере творчества лучших мастеров слова дать возможность старшеклассникам увидеть и осознать гармонию чувств и слов, красоту человеческих отношений; пробудить стремление познать прекрасное; развивать потребность в реализации собственного творческого начала. Оформление: аудио и видеозаписи, выставка произведений русских поэтов, портреты женщин, которым посвящен... Вдоль маленьких домиков белых Акация душно цветёт. Хорошая девочка Лида На улице Южной живёт. Её золотые косицы Затянуты, будто жгуты. По платью. По синему ситцу, Как в поле, мелькают цветы. И вовсе, представьте, неплохо, Что рыжий пройдоха апрель Бесшумной пыльцою веснушек Засыпал ей утром постель. Не зря с одобреньем весёлым Соседи глядят из окна, Когда на занятия в школу С портфелем проходит она. В оконном стекле отражаясь. По миру идёт не спеша. Хорошая девочка Лида. Да чем же она хороша? Спросите об этом мальчишку, Что в доме напротив живёт. Он с именем этим ложится И с именем этим встаёт. Недаром на каменных плитах, Где милый ботинок ступал, Хорошая девочка Лида,- В отчаянье он написал. Не может людей не растрогать Мальчишки упрямого пыл. Так Пушкин влюблялся, должно быть, Так Гейне, наверно, любил. Он вырастет, станет известным, Покинет пенаты свои. Окажется улица тесной Для этой огромной любви. Преграды влюблённому нету: Смущенье и робость – враньё! На всех перекрёстках пл... На полюсе Южном – огнями, Пшеницей – в кубанских степях, На русских полянах – цветами, И пеной морской – на морях. Он в небо залезет ночное, Все пальцы себе обожжёт, Но вскоре над тихой Землёю Созвездие Лиды взойдёт… 19. Слово учителя: О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и в пространстве. Читайте стихи о любви, сами слагайте… Любите красиво, чисто, восторженно. Говорите о чудных мгновениях любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова. 20. Чтец...
  • Урок-кафе по творчеству С. А. Есенина 11 классЭта разработка посвящена заключительным темам по творчеству Сергея Александровича Есенина Она позволит учителю не только подвести итог изученному, но и в непринуждённой обстановке поделиться знаниями поэзии Есенина. Для проведения этого урока необходимо подобрать и музыкальное оформление, так как на стихи Есенина существует очень много песен, которые украсят этот урок и позволят больше запомнить о творчестве поэта. Главной целью урока считаю правильный подход учителя к проведению всех этапов уро...
  • Литературный час Марина Цветаева (11 класс) Литературный час Марина Цветаева Звучит песня на стихи М.Цветаевой Хочу у зеркала… Чтец:Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и надгробные плиты… - В купели морской крещена – и в полете Своем – непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня – видишь кудри беспутные ...
  • Урок литературы в 11 классе по повести Б. Васильева А зори здесь тихиеУрок литературы в 11 классе по повести писателя-фронтовика Бориса Львовича Васильева А зори здесь тихие. Цель урока: создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести А зори здесь тихие: рассмотреть поведение героев на войне, проследить, как автор решает проблему женщина на войне. Оборудование: текст повести, видеофрагменты из фильма А зори здесь тихие:, оформление кабинета символикой Вел...
  • Смысл названия и проблематика рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (урок подготовки к сочинению). 11 классВ данной разработке представлен урок подготовки к сочинению по рассказу И.А.Бунина Господин из Сан-Франциско, подготовленный в технологии Деятельностный подход к обучению сочинению. В работе над сочинением можно выделить семь этапов:1. Анализ темы. Анализ как умственное действие предполагает расчленение и осмысление действительности, выделение главного. Анализ темы сочинения означает ее разделение на составляющие элементы и нахождение среди них ключевого.2. Поиск задачи, заключенной в тем...
  • Викторина по литературе для 11 класса Жизнь и творчество С. А. Есенина и В. В. МаяковскогоУроки контроля знаний, умений и навыковпредназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. На уроках контроля наиболее ярк...
  • Потомки Пушкина. 11 класс Цель: познакомить учащихся с выдающимися потомками Пушкина, расширить кругозор, донести мысль о вечности творений поэта. Оформление: стенд, посвящённый семье А.С.Пушкина, стол, на котором стоят свечи, презентация. Говорят, Боги отдыхают на детях гениальных людей. Всегда ли так? Сегодня мы будем говорить о потомках Пушкина. Их великий предок затмил всех своим талантом, но и сегодня на родословном древе Пушкина появляются все новые и новые побеги. Некоторые потомки сохраняют несомненное сходство с ним. В других проявляются черты его характера. А кое-кто из потомков обнаружил и яркий талант, хоть и не в области литературы.
  • Конспект урока Гражданская лирика А. А. Ахматовой (11 класс)Урок по гражданской лирике Ахматовой предваряет разговор о гражданской и поэтической миссии, наиболее ярко выраженной в поэме “Реквием”. К этому учащиеся изучили биографию поэтессы, любовную лирику. Урок подготавливает одиннадцатиклассников к восприятию поэмы “Реквием” и темы “Поэт и поэзия” в творчестве Ахматовой. К уроку учащимся было предложено познакомиться со стихотворениями А.Ахматовой о Родине. Цель урока:1. Развить представление о гражданской лирике А.Ахматовой2. Определить гражданскую...
  • Рабочая программа по русскому языку 11 классРабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); и Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы /Сост. Л. М. Рыбченкова, М:Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
  • ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС по русскому языку на тему Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки (11 класс)ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Разработала: учитель русского языка и литературы высшей категории Глушкова Т.В. МБОУ СОШ №25 г. Шахты Ростовской области ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели элективного курса: -гуманитарное развитие учащихся; -развитие творческих способностей личности; -овладение учащимися свободной письменной речью; -подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык. Задачи элективного курса: -помочь учащ... № Темы уроков Вид урока план факт 1. Введение. Задачи курса. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Новые требования к части 3 (блок С). Лекция. 2. Что такое текст. Основные средства связи между предложениями в тексте. Лекция с элементами практической деятельности. 3. Стили текста: публицистический стиль. Лекция. 4. Стили текста: художественный стиль. Лекция. 5. Стили текста: научно-популярный стиль. Лекция. 6. Общие и специальные средства выразительности. Лекция с элементами практической деятельности. 7. Зачетная работа №1. Зачет. 8. Тема и основная мысль текста. Лекция с элементами практической деятельности. 9. Тема и микротемы (деление текста на абзацы). Лекция с элементами практической деятельности. 10. Зачетная работа №2. Зачет. 11. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. План написания сочинения. Лекция с элементами практической деятельности. 12. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Лекция. 13. Виды и формы вступления. Лекция. 14. Практическая работа. Урок-практикум. 15. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Лекция.
  • Урок литературы в 11 классе Невероятная явь войны (по повести К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой») Урок литературы в 11 классе Невероятная явь войны (по повести К.Д.Воробьёва Убиты под Москвой. Цель: подготовить учащихся к восприятию произведений К.Д.Воробьёва, вызвать интерес к его творчеству; развивать мыслительные способности учащихся, навыки самостоятельной работы с литературой; воспитывать чувство непримиримости к проявлению насилия, воспитывать в обучающихся патриотизм, чувство гордости за свой народ. Учить чувствовать себя Гражданином своей Родины. Оборудование: портрет, выставк...
  • Разработка урока «Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»» (10-11 класс)Тема урока: Образ Петербурга в романе Преступление и наказание. Тип урока: урок изучения нового материала, работы с текстом художественного произведения. Форма урока: лекция с элементами беседы. Задачи урока: увидеть и понять, какими художественными средствами автор изображает город, как образ Петербурга отражает состояние персонажей романа, как влияет на них. Планируемые результаты Предметные: - уметь дать понятия литературным терминам: роман, образ города, интерьер, пейзаж, уличная сцена;...
  • Разработка урока «Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование» (10-11 классы)Тема урока: Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование. Тип урока: урок изучения нового материала с повторением и обобщением изученного материала Задачи урока: подготовить уч-ся к обобщенной деятельности и воспроизведению информации на новом уровне. Планируемые результаты Предметные: - умение составлять сложный и простой планы текста параграфа учебника; - умение производить словообразовательный, морфемный, синтаксический разборы; - навыки работы ...
  • Урок по литературе на тему Художественный мир А. Блока в стихотворении Незнакока (11 класс)Урок демострирует самостоятельную работу учащихся 11 классов.Работ, связанная с выявлением средств выразительности, требует достаточной подготовленности учащихся. что и демонстрируется ребятами.Разнообразие заданий . умение работать с текстом позволяют сделать урок интересным и насыщенным.
  • Рабочая программа по элективному курсу Русский. Абитуриент. 11 классПояснительная записка Рабочая программа Русский - абитуриент для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основе Программы по русскому языку для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений/А.И. Власенков//Программно- методические материалы. Русский язык.10 - 11 классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Просвещение, 2007. С.8-28. Основная цель программы - формирование и развитие ком...
  • Конспект открытого урока по развитию речи в 11классе Дороги, которые мы выбираемЦель урока: - обобщение знаний о профессиях и оказание действенной практической помощи в осознанном выборе профессионального пути. - активизация процесса профессионального самоопределения учащихся, Задачи урока: 1. Образовательные:- формирование и обобщение знаний по планированию профессионального пути у выпускников, их представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку; - формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению. 2.Коррекцион...
  • План-конспект урока русского языка по теме Фонетика. Графика. Орфоэпия (11 класс) ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (11 класс) представляет собой обобщение и совершенствование знаний, умений, навыков учащихся по фонетике, графике и орфоэпии. Предназначается для учителей русского языка и литературы, обучающихся 11 класса, готовящихся к сдаче ЕГЭ. Цели: - обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике, графике и орфоэпии; - совершенствовать умения делить слова на слоги, верно ставить ударения в словах; - отрабатывать умение выполнять фонетическ...
  • Зачёт по теме Предлоги, частицы союзы 11 классДанная работа предполагает проверку знаний по теме Предлог.Учащиеся тренируются в написании предлогов, частиц и союзов. В данном тесте предусмотрены варианты ответов. Учащимся предлагается найти предлоги, союзы и частицы в тексте. Проверяются орфоэпические нормы , умение правильно вставлять буквы на различные правила. Данная работа может быть использована учащимися 7 классов после изучения данных тем.Для теста использованы предложения из художественной литературы, что позволяет расширять круго...
  • Материалы к изучению романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на литературе в 11 классеДанные разработки можно использовать как готовые планы к урокам по изучению романа Булгакова, можно их изменять в зависимости от своей сложившейся системы преподавания. В разработке есть материалы к биографии писателя, обзор его творчества, история создания романа, особенности эпохи, отображённой в романе, проанализированы философские, общечеловеческие, нравственные, государственные проблемы романа. Анализ романа проводится с использованием литературоведческих требований: жанра, сюжета, компози...
  • Материалы к урокам по изучению романа-эпопеи М. Ю. Шолохова на уроках литературы в 11 классеДанные разработки не содержат чёткой структуры урока по анализу художественного произведения. Учитель по своему усмотрению может использовать материалы для тех видов работ, которые входят в привычную для него систему изучения художественного произведения. Здесь нет привычной проверки домашнего задания, хотя оно есть для каждого урока. Вариантов домашнего задания несколько: для сильных, для творческих, для читающих, для логиков и т. д. Как организовать его проверку, способ учитель выберет сам. Оп...
  • Рабочая программа по литературе 11 классРабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образова­ния на базовом уровне, приказа министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования и примерной программы по литературе для образовательных учреждений с русским (родным) языком обучени...
  • Конспект урока по литературе в 11 классеРазработка урока Романтический пафос рассказа М. Горького Старуха Изергиль в 11 классе позволяет закрепить понятия: романтизм, романтический герой, пафос, рассказ, композиция; отметить особенности композиции рассказа “Старуха Изергиль” как средства раскрытия идейного содержания; провести параллель между романтическими образами, созданными М.Горьким; выяснить, в чем заключается романтический пафос рассказа “Старуха Изергиль”; развивать навыки работы над текстом художественного произведения, ан...
  • Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ»Тип урока: повторительно-обобщающий Вид урока: практикум Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др. Цели урока: Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 4, ...
  • Конспект урока литературы в 11 классе по пьесе М. Горького На днеПьесу На дне Горький писал в течение 1901-1902 годов. 18 декабря 1902 года она была поставлена в Художественном театре в Москве и сразу же вызвала яростные споры. Для одних она была буревестником, и они встретили ее с восторгом. Другие тоже расслышали в ней приговор обществу, тоже были свидетелями ее успеха на сцене, но выводы делали совершенно противоположные: Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители! Причины столь обостренной реакции – в историческом ...
© 2010-2018