Русский язык и Литература

  • Сочинение? Легко! 10-11 классы Друзья, как вы, наверное, догадались,эта книжка написана про выпускноесочинение, про то, как его писать. Этосвоеобразная экстренная помощь.Наша авторская команда состоит изпяти человек, нас столько, сколько те-матических направлений сочинений.Поэтому не удивляйтесь, что книжка,которую вы держите в руках, — со-бранье пёстрых глав. Главы различа-ются по стилю изложения — у каждо-го автора он свой, но в главном мы еди-ны — в подходе к проблеме подготовкик сочинению и в желании помочь вамбыстр...
  • Сценарий урока-исследования на тему Лёгкое дыхание жизни в культурных пластах прошлого и настоящего (11 класс) 31 мая 1997 года в Государственном театре оперы и балета РС(Я) состоялась премьера балета Сырдык тыын. Этот современный балет поставлен по мотивам новеллы известного якутского писателя Николая Заболоцкого Маппа. Якутское название балета переводится как светлый дух, чистое дыхание. Но авторы балета в качестве русского аналога названия выбрали словосочетание ЛЁГКОЕ ДЫХАНИЕ. В ходе нашего исследования и мы постараемся ответить на вопрос: - Почему современный балет по мотивам новеллы...
  • Двух голосов перекличка (Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе)Одиннадцатиклассники восприимчивы к поэзии, особенно дружеской, интимной. Серебряный век и все, что с ним связано,- благодатный материал для внеклассной работы по литературе. Конечно, поэзия превыше всего, но встреча двух замечательных поэтов не может пройти бесследно, остаться незамеченной, потому что они рассказали об этом в своих стихах. А еще нам, потомкам, остались их письма, которые стали достоянием гласности. Об этом и идет речь в предлагаемой литературно-музыкальной композиции о двух п...
  • Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, истории, искусству на тему Вечный символ любви - Маргарита Тучкова (9-11 классы)ВЕЧНЫЙ СИМВОЛ ЛЮБВИ - МАРГАРИТА ТУЧКОВА Класс: 9-11. Технология: проектная. Форма: внеклассное интегрированное занятие по литературе, истории, искусству. Цели: 1. приобщение учащихся к ценностям российской истории и культуры; 2. развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных умений и навыков; 3. воспитание мировоззренческой позиции. Оборудование: декорации (стол с бархатной скатертью, 2 подсвечника со свечами, шкатулка деревянная под старину бусы, вышивка, пяльцы, самовар, и т.п.)...
  • Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классеКалендарно-тематическое планирование в одиннадцатом классе соответствует программе В.Я. Коровиной, рассчитаной на три часа в неделю. Раздел планирования вводимые понятия предполагает работу на уроке с литературоведческими понятиями. Раздел наименование тем учебного курса охватывает весь литературный процесс с двадцатого века до наших дней. Обучающиеся более полно знакомятся с акмеизмом, футуризмом, символизмом на конкретном литературном материале. Получают представление об антиутопии при и...
  • Конспект урока Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа (11 класс)Чистова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ МПЛ г. Димитровграда Ульяновской областиБлок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.(2 часа, 11 класс) Оформление урока: на каждой парте комплекты стихотворений поэтов, с небольшим комментарием, включающие историю создания произведения, объяснение смысла отдельных слов, деталей, образов; комплекты репродукций картин В. Серова Портрет Г. Л. Гришман, 1906 г.; Портрет С. М. Боткиной, 1899 г.; Натурщица, 1905 г.; Портрет...
  • Сценарий внеклассного мероприятия в 11 классеСценарий вечера памяти Владимира Семёновича Высоцкого Какое время на дворе- таков мессия(Андрей Вознесенский) был разработан для внеклассной работы с учащимися 11 класса. Ранний юношеский возраст очень восприимчив к лирике. Хочется поддержать их интерес. А на изучение современной поэзии Программа отводит слишком мало времени, поэтому приходится делать акцент на работу во внеурочное время. В сценарии использованы стихи и песни В.Высоцкого, стихи В.Гафта, А.Вознесенского. Песни звучат как в ...
  • Методическая разработка урока с элементами технологии учебного диалога в 11 классе по творчеству А. И. Куприна. Тема: «Талант любви в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога , для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе урока предполагается выслушать мнение учащихся по теме: Что такое любовь?, Может ли человек найти выход из проблемной ситуации, кроме суицида?) К предложенной разработке прилагается самоанализ работы педагога и учащихся в ходе урока. Проводя урок - диалог, учитель убедился в том, что учащиеся проявляют большу...
  • Урок литературы в 11 классе «Тёмные аллеи Ивана Бунина»Урок литературы в Тёмные аллеи Ивана Бунина разработан по книге по одноимённой книге писателя и рассчитан для учащихся 11 класса. Тёмные аллеи - книга о любви , на страницах которой Иван Бунин выясняет историю и природу любви во всех её поворотах. Название книги не случайное. Тёмные аллеи – это не только место, где бродят влюбленные, это и тёмные закоулки подсознания, во власти которого находится любовь. На уроке ученики знакомятся с историей создания сборника и тремя рассказами из цик...
  • Проект «Служим, да не тужим!» (для учащихся 7-11 классов)Проектная деятельность последнее время стала неотъемлемой в работе учителя независимо от того, какой предмет он преподает. Материалы проекта будут полезны как учителям, так и ученикам. Проект также может быть использован в качестве демонстративного материала для тех, кто только пробует свои силы, особенно начинающим учителям. В доступной форме представлены формулировки основных пунктов проекта: тема, гипотеза, проблема, цель, расписаны основные задачи работы над проектом. Используя данную работу...
  • Конспект урока литературы в 11 классе по теме: «Серебряный век» - это взлет или упадок русской поэзии?»Данный урок проводится в качестве заключительного исследования по теме Серебряный век русской литературы. Конспект разработан с учетом требований ФГОС. В процессе урока учащиеся работают в группах, выполняя задания, и по итогам составляется кластер. Учащиеся 11 класса смогут оценить собственный уровень работы с материалом, значительно превышающим объем школьной программы. Учащимся необходимо не только обработать значительный объем информации, но и сделать собственные выводы, а так же представ...
  • Планирование по литературе для 11 классаЗдравствуйте, уважаемые коллеги! Уроки контроля необходимы в связи со сдачей ЕГЭ по литературе, так как повышают уровень требований к знаниям учащихся по литературе. А уроки внеклассного чтения, отведённые на творчество писателей 20-го века: В.М.Шукшина, В.Астафьева, Ю.Трифонова - позволяют ученикам накопить дополнительный материал о нравственных проблемах современного общества. Дополнительные уроки по развитию речи - это практические занятия по созданию текстов-рассуждений на основе отрывко...
  • Лабораторные работы по русскому языку для 9-11 классов по темам «Бессоюзное сложное предложение» и «Сложносочиненное предложение»Материал представляет из себя лабораторные работы (практические задания) для учеников 9-11 классов. Разработано две темы по несколько вариантов. Данный вид деятельности позволяет обучающимся работать самостоятельно в классе и дома. Кроме того, все примеры взяты из художественной литературы, что тоже способствует запоминанию учеником материала. Все задания составлялись самостоятельно и не имеют никакого отношения к школьным учебникам-практикумам. Это обеспечивает индивидуальный подход учеников ...
  • Урок по литературе в 11 классе «Маяковский и футуризм»Цели урока: Повторить определение футуризма и его основные положения. Развивать навыки мыследеятельности (анализ, интерпретация). Дать собственную оценку раннему творчеству Маяковского, основываясь на прочтении его оригинальных футуристических текстов с целью обучения жизни, разнообразия своего жизненного опыта, пополнения интеллектуального багажа. Создать целостное смысловое поле в пространстве творческих взаимоотношений. Повышать чувство удовлетворённости учебной работой, чувство самоценности ...
  • Открытый урок по ФГОС для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языкуУрок предназначен для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ , он поможет работе с частью С. Этот урок построен в форме тренировки одиннадцатиклассников в усвоении текстовой части, развития логического мышления и правильного выражения собственного отношения к авторскому тексту. Работа, предусмотренная на уроке может вестись в парах и группой. Подспорьем будет являться и приложение, которое предлагается для учащихся. Предусмотрены иллюстрации, отражающие главную мысль текста, так как порой бывает, что ученики затрудняются выявить проблему текста, эти иллюстрации помогут им в этом..
  • Рабочая программа элективного курса «Культура речи» 11 классРабочая программа элективного курса Культура речи для учащихся 11класса разработана на основе авторской программы элективного курса Культура речи Шайхутдиновой Г.Ф(Главное управление образования администрации г. Красноярска Красноярский информационно-методический центр Программы курсов по выбору и элективных курсов Красноярск 2009г.)Программа Культура речи предназначена для учащихся 10 или 11 класса, изучающих русский язык на базовом уровне. Предлагаемый для освоения учебный материал о ...
  • Викторина по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин» для учащихся 8-11 классаУсловия проведения викторины: все вопросы лежат на столе под номерами; участники сами выбирают номер и почти сразу же отвечают; правильный и полный ответ оценивается 1 баллом; если участник ответил неверно, то право ответа переходит к следующему игроку; играть можно по-одному, парой, группой; победителем считается тот, кто набрал большее количество баллов. Цели викторины: приобщение учащихся к военной литературе, расширение кругозора, внимательное прочтение поэтического п...
  • Урок развития речи «Подготовка к написанию части С на ЕГЭ», 11 классСамым трудным этапом подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является обучение написанию части С. Это не просто сочинение, к которым привыкло не одно поколение учеников. Это, прежде всего, оспысление главной проблемы, а это порой не так просто. Это выявление позиции автора и аргументация. Главное - постараться научить ребят корректному отношению к позиции автора, и, разумеется, обучению выявления собственной позиции. Для этого необходимо на каждом этапе разработанного урока глубоко осмыслить то, что...
  • Урок по русскому языку для 11 класса по теме «Обобщающее повторение орфоэпии, лексики, фразеологии»I. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. С начала прошлого учебного года мы с вами перешли на режим подготовки к ЕГЭ. Сегодня первое предложение темы нашего урока так и сформулировано – Подготовка к ЕГЭ. Откройте тетради, оформите необходимые записи: Двенадцатое апреля. Классная работа. II. Проблемная ситуация. - Посмотрите на экран. На слайде представлены слова. Отступите от темы урока две строки. Поставьте, пожалуйста, в них ударение. (Языковая, парить, видение, проклятый.)(Мн...
  • Урок литературы для 11 класса по теме «До боли, до слёз я Россию люблю. .. »Урок литературы в 11 классе, построенный по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель урока - обучить разностороннему анализу произведения , используя стратегию шесть шляп мышления. Методы, используемые на уроке: исследовательский, словесный, методы критического мышления - шесть шляп мышления, золотые правила ведения дискуссии, эссе по выбранному слову. Урок направлен на развитие аналитических и творческих способностей обучающихся, учит работать с различными...
  • Целевая программа «Организация внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 – 11 классов» Содержание программы: Подготовительный этап (сентябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.); Цель: разработать систему внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 – 11 классов. Основное содержание деятельности: Разработка целевой программы Организация внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 – 11 классов. Рассмотрение и принятие программы на заседании научно-методического совета. Утверждение приказом директора целевой программы. Разработка структуры управления программой. Организ...
  • Урок по русской литературе для 11 класса по теме «Человек на войне, правда о нём»Человек на войне, правда о нём.( По повести В.Быкова Карьер) Тип урока: беседа с элементами диспута. Цели урока: проанализировав произведение о войне, обнаружить то новое, что сказал автор об этих страшных годах в судьбе нашей страны; закрепить навыки конспектирования, развития монологической речи; развивать личностные функции как самопредъявление, сотворчество. Ход урока. Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова… А.Т.Твардовский. I. Вступительное с... - Что мы знаем об Агееве? - Зачем он приехал копать карьер? - Что случилось с ним во время войны? - Что он совершил, за что он себя так жестоко судит ( окружение, Мария, расписка, отношение к Барановской, последствия)?-В вашем понимании Агеев – герой?- Почему он даёт расписку?Вывод .Агеева трудно судить однозначно. Он не герой, но и не трус. До появления в местечке, он едет, рискуя жизнью, под бомбами за гранатами ( его должность начбой) для своей части. Когда попал в руки полиции, держит себя ...
  • Урок русского языка для 11 класса по теме «Изобразительные и выразительные средства»Тип урока: Комбинированный Форма урока: групповая, фронтальная. Методы урока: частично- поисковый, исследовательский. Оборудование урока: компьютер, мультимедийные презентации, тексты произведений для анализа, карточки Ход урока: Проверка домашнего задания. Фронтальная работа: повторение общих вопросов: тропы и фигуры речи, их назначение, работа на соотнесенность средств художественной -выразительности с их определениями Первичная проверка понимания: выполнение упражнений, презентация-тест....
  • Рабочая программа по русскому языку. 10-11 классыВыдержка из материала: Педагогические технологии Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков. Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе. Технология дифференцир... Тема урока Элементы содержания Дата Примеч. план факт общие сведения о языке (5 ч.) Язык и общество. Язык и история народа Р.Я. – гос. язык РФ, взаимосвязь языка и истории народа 2.09 Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении. Язык межнационального общения, один из мировых языков 10.09 Взаимосвязь языка и культуры. Активные процессы в современном русском языке. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия культур народов 17.09 4-5 Р.р. Изложение лингвистического текста Письменный пересказ текста 24.09, 1.10 Русский язык как система средств разных уровней (2ч.) Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Взаимосвязь единиц языка разных уровней 8.10 Единицы языка, уровни языковой системы. Уровни языковой системы 15.10 фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч.) Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Обобщение и углубление знаний и умений по фонетике, орфоэпии, орфографии. Задание А1 22.10 Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке Особенности произношения звуков русской речи. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. 29.10 10. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор. Основные принципы русской орфографии. Фонетический разбор. А13- А19 12.11 11. Контрольная работа, включающая фонетический разбор по теме Фонетика, орфоэпия, орфография Контроль знаний орфогра-фии и пунктуации, умения выполнять фон. разбор 19.11 Лексика и фразеология (6 ч.) 12. Лексическая система русского языка. Многозначность. Омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Лексикология, лексика, лексическое значение, 26.11 13. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления Диалектизмы, специальная лексика, арготизмы. Межстилевая лексика. А2,12 3.12 14. Русская фразеология Фразеологизмы, их роль в художественном тексте. А30 10.12 15. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Градация. Антитеза. В8 17.12 16. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор Лексико-фразеологический анализ текста с использованием словарей 24.12 17. Контрольный диктант с лексико-грамматическими зданиями по теме Лексика и фразеология Контроль грамотности, выполнение. лексико-грамматических заданий 14.01 Морфемика и словообразование (4 ч.) 18. Обобщение ранее приобретённых учащимися знаний о составе слова и словообразовании Морфемика: значимые части слова, способы образования слов. Задание В1 21.01 19. Выразительные словообразовательные средства Роль выразительных средств словообразования в тексте 28.01 20. Словообразовательный разбор Словообразовательный разбор. В2 4.02 21. Практическая работа по теме Морфемика и словообразование Разбор сл. по составу, слово-образовательный разбор 11.02 Морфология и орфография (6 ч.) 22. Обобщающее повторение морфологии Части речи: систематизация знаний. Задание А11 18.02 23. Самостоятельные части речи Знаменательные части речи 25.02 24. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм Анализ текста (роль выраз. средств морфологии) 4.03 25. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов Связь морфологии и орфографии. А 19 11.03 26. Морфологический разбор частей речи Морфологический разбор 18.03 27. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме Морфология и орфография Морфологический разбор, соблюдение норм правописания 1.04 Речь, функциональные стили речи (3 ч.) 28. Язык и речь. Текст, его строение и виды его преобразования. Типы речи. Язык и речь. Текст. Типы речи. А7-8 8.04 29. Речеведческий анализ. Функциональные стили речи. Определение стиля речи А27-30 15.04 30. Сочинение на одну из тем по выбору учащихся Написание сочинения 22.04 Научный стиль речи (3 ч.) 31. Лексика научного стиля, его признаки и разновидности Особенности научного стиля 29.04 32. Терминологические энциклопедии, словари, справочники. Использование средств научного стиля Знакомство с терминологическими словарями, справочниками 6.05 33. Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте Письменный пересказ текста с элементами сочинения 13.05 34. ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (1 Ч.) Контрольная работа в форме ЕГЭ 20.05 35. Анализ контрольной работы (1 ч.) Анализ допущенных ошибок 27.05
  • Рабочая программа по литературе, 10-11 классыОписание материала: Рабочая программа основана на нормативных документах: • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 05. 03. 2004г. № 1089); • Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Рабочая программа предназначена для изучения литературы на базовом уровне. В соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах. Количество часов на изучение курса – 210: 10 класс - 108 часов, 11 класс – 102 часа.
  • Урок русского языка в 11 классе «Односоставные предложения» Описание материала: На этом уроке учащиеся выполняют различные задания и изучают таким образом материал этого урока. Урок начинается с разминки. Учащиеся вспоминают значения слов, находят синонимы из второго столбика. Разбирают предложения и таким образом сами определяют тему урока. Цель: повторить тему Односоставные предложения
  • Рабочая программа по русскому языку, 10-11 классыРабочая программа основана на нормативных документах: • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 05. 03. 2004г. № 1089); • Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку. Программа составлена на основе авторской программы Н.Г. Гольцовой (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: Русское слово, 2011). Выбор авторской программы мотивирован тем, что она • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; • построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
  • Урок-исследование по литературе для 11 класса «Гражданская война и её осмысление в литературе 20-30 годов XX века»Описание материала: Урок-исследование на тему Гражданская война и её осмысление в литературе 20-30 годов XX века (11 класс) рассчитан на 2 часа. Открытый урок на эту тему был дан в гуманитарном классе в рамках областной научно-практической конференции Апробация и внедрение регионального компонента в содержание образования. Цель урока – помочь учащимся понять концепцию гражданской войны в произведениях А.Фадеева, И.Бабеля, А.Весёлого и М.Шолохова; частичный анализ поэтики произведений; раз...
  • Контрольный тест по русскому языку для 10-11 классов по теме «Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпия»Описание материала: Контрольный тест по русскому языку для учащихся 10-11 классов по теме Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпия. В тесте представлены задания, проверяющие владение орфоэпическими нормами, которые являются показателем общей языковой культуры человека. В задания теста входят слова, часто встречающиеся в реальных тестах ЕГЭ. Тестовые задания выполняются по принципу выбора правильного ответа. При подготовке к контрольному тесту проводится работа с предложенными словами в течение нескольки...
  • Программа факультативного курса по русскому языку для 11 класса «Функциональные особенности сложного предложения и его составляющих»Выдержка из материала: Программа факультативного курса по русскому языку в 11 классе Функциональные особенности сложного предложения и его составляющих 2012-2013 учебный год. В свете Постановления Правительства РК от 25 июня 2012 года 832 Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников перед школой стоит задача грамотного применения знаний в практической ситуации и успешного использования в социальной адаптации, т. е. развитие коммуникативной к...
  • Урок по литературе для 11 класса «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель. .. » (по творчеству С. А. Есенина)Урок-семинар по творчеству С. А. Есенина в 11 классе охватывает вопросы биографии поэта, его отношения к революции, религии, имажинизму. Обучающиеся работают в группах, анализируют произведения и высказывания автора по своему направлению вопросов, делают выводы с использованием самостоятельно приготовленных презентаций. Ведущий тип деятельности участников групп - поисково-исследовательский. Технологии, использованные на уроке и в процессе подготовки к нему: проблемного обучения, ИКТ-технологи...
  • Тест по русскому языку для 10-11 классов «Подготовка к ЕГЭ. Морфологические нормы»Тест Морфологические нормы предназначен для учащихся 10 -11 классов при подготовке к ЕГЭ. Тест состоит из 26 вопросов-заданий. Обучающиеся должны указать пример с ошибкой в образовании формы слова, выбрав один правильный ответ из четырёх. Тест выполнен в программе Flash, что позволяет быстро проверить знания обучающихся. Тест построен таким образом, что при нажатии на кнопку ответа, автоматически происходит переход к следующему заданию. После прохождения теста выводится результат: на сколько... При выполнении 25-26 заданий выводится оценка 5 и появляется надпись Умница!!!. При результате >=18 - оценка 4; >=13 - 3; если правильных ответов меньше 13, то оценка 2. При неудовлетворительной оценке, нажав на кнопку Пройти заново, можно тестирование повторить. Использовать тест можно как во время урока, так и во внеурочное время. Задания к тесту взяты из сборника заданий федерального института педагогических измерений. ЕГЭ 2012. Русский язык. Под редакцией И.П.Цыбулько// ...
  • Урок по литературе для 9-11 классов по творчеству С. Есенина «Не надо рая - дайте Родину мою»Материал включает в себя конспект урока для 9-11 классов по творчеству С. Есенина. Также к уроку прилагается составленная мною книга-буклет со стихами, которые легли в основу многих современных песен на стихи С. Есенина. Урок представляет собой своеобразную экскурсию- путешествие по жизненному пути - биографии замечательного русского поэта. В качестве экскурсоводов помощников могут выступить сами учащиеся. Особенно яркое впечатление у учеников остается после урока, если стихи и песни будут з...
  • Урок по русскому языку для 11 класса по теме «Сложные предложения с разными видами связи в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»: к вопросу о языковых особенностях произведения»Предлагаемый мною урок был разработан в рамках текстоориентированного подхода, который понимается как преимущественное использование художественного текста в качестве дидактического средства на уроке русского языка. Текстоориентированный подход позволяет, прежде всего, не только повысить грамотность учащихся старшего звена, но и содействует развитию речевых навыков школьников в процессе усвоения образцовых, высокохудожественных текстов, аналитической работы с ними. В качестве образца был взят ...
  • Урок литературы для 11 класса «Экология души человеческой»Организация образовательного процесса с учетом ФГОС Метапредмет Экология души человеческой Пояснительная записка Тема данного занятия выбрана не случайно. Данное учебное занятие имеет ярко выраженную личностно-ориентированную направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и в письменной форме (эссе, синквейн) своё понимание нравственных понятий. Предметная тема: Проблема взаимоотношения человека и природы на примере рассказа В. Астафьева Яшка-лось с использова...
  • Контрольная работа по русскому языку для 11 классаКотрольная работа по русскому языку для 11 класса преполагает проверку знаний обучающихся по стилистике. Прелагаются следующие задания: I.Каковы отличительные признаки публицистического стиля? II. Привести пример текста объёмом 150-200 слов; прокомментировать характер языковых средств, использованных в тексте; определить функцию, тип речи, жанр текста, отнесённость текста к какому-либо функциональному типу. III. Охарактеризовать одну из лексем в данном тексте. IV.Охарактеризовать словосочетани...
  • Программа элективного курса Коварный синтаксис 10-11 классОсновной задачей обучения русскому языку в сов­ременных общеобразовательных учебных заведени­ях является обновление содержания и методов обу­чения, один из компонентов которого — овладение знаниями, связанными с их углублением по тем или иным проблемам, темам. Именно такую задачу во многом решает предлагаемый старшеклассникам элективный курс Коварный синтаксис. Нельзя не учитывать, что синтаксис — один из сложных разделов в курсе русского языка, так как в нем сливаются воедино полученные ранее...
  • Учебное пособие по русскому языку для учащихся 5-11 классов Алгоритмы по орфографии. Учебное пособие для учащихся 5-11 классов. Книга в электронном формате, выполнена в программе Publisher. Правила русского языка даны в данном пособии в виде опорных схем,которые можно использовать для работы на уроках русского языка,а также при выполнении упражнений,заданых на дом. Книга содержит алгоритмы правописания гласных и согласных в корне и приставке, чередующихся гласных в корне,случаи правописания Ъ и Ь, Ы и И после Ц. В опорных схемах наглядно предста...
  • Рабочая программа по литературе в 11 классеСтруктура документа Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения; основное содержание, в которой дается распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемаяпоследовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом и...
  • Бинарный урок (обществознание и литература) в 11 классе Урок-проблема «Критическое осмысление актуальной социальной информации» Необычный урок. Урок, объединяющий содержание двух предметов: обществознания и литературы, на котором обучающиеся должны полученные знания применить при критическом осмыслении актуальной социальной информации и художественного произведения. На уроке создаётся образовательная среда, в которой учащийся становится исследователем, самостоятельно и в группе разрешает информационно-познавательные проблемы (противоречия) на основе критического осмысления актуальной социальной информации и ху...
  • Разноуровневые задания по русской литературе (10-11 классы)Представляю вашему вниманию интересный дидактический материал. Данный ресурс рекомендуется использовать на уроках русской литературы в 10-11 классах. Учителям предлагаются разноуровневые задания по литературе. Это задания повышенной сложности по темам: И.С.Тургенев Отцы и дети, А.Ахматова, С. Есенин. А также 5 вариантов проверочных работ по Гончарову Обломов. Вопросы повышенной сложности отмечены специальным значком *. Ребята могут отвечать на вопросы по выбору, в зависимости от подготовки. ...
  • Урок литературы в 11 классе по раннему творчеству М. ГорькогоДанная разработка представляет собой конспект урока по рассказу М.Горького Старуха Изергиль .В ходе урока решаются метапредметные ,предметные и воспитательные задачи. На уроке рассматриваются понятиягордость и гордыняна примере жизненных позиций Ларры, Данко и самой старухи Изергиль. Учащиеся на уроке работают с толковыми и философскими словарями,выполняют самостоятельную работу с текстом, работают в группах. На уроке используются материалы, связанные с раскрытием проблемы смертных гре...
  • Авторская песня (11 класс)Разработка открытого урока по творчеству В.Высоцкого, Б. Окуджавы и тех поэтов-бардов, с которых и начинался жанр бардовской песни в России. Цель урока: определение места авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; развитие умение критически мыслить, выражать в связной форме свой взгляд на проблему, сотрудничать в группе; воспитание активной гражданской позиции школьников, интереса к истории родной страны; отработка критериев личностно-ориентированного урока...
  • Рабочая программа по русскому языку 11 классРабочая программа по русскому языку для 11 класса учителя Казаковой Елены Юрьевны создана на основе Закона Об образовании в РФ, образовательной программы МАОУ СОШ №7 г. Балаково Саратовской области, примерной программы среднего общего образования по русскому языку, Федерального перечня учебников, рекомендованных МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, авторской программы курса Русский язык. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцовой (Программа курса ...
  • Внеклассное мероприятие для 8-11 классов по русскому языку Умники и умницы Игра Умники и умницы, посвященная лингвистическим словарям. Цели игры: – формироват... Дмитрий Николаевич Ушаков 2. Известный русский лингвист поражал современников благородством своей души, разнообразием интересов: он был великолепным педагогом, хорошим художником и настоящим ученым, много сделавшим для развития отечественного языкознания. Его ученики утверждали, что к нему можно применить то, что говорят о немецком поэте Гете его биографы – самое лучшее из всего того, что он сделал, это его собственная жизнь. Благодаря этому ученому, еще в 30-х годах XX века учащиеся школ получили Орфографический слов... Сергей Иванович Ожегов Третий агон Тема: Знаете ли вы лингвистические словари? Вопросы: 1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? (Толковый словарь.) Скажите, кто первый ввел этот привычный нам термин в русскую лексикографию? (В.И. Даль, назвавший свой словарь Толковым словарем живого великорусского языка.) 2. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите ...
  • Бинарный урок в 11 классе на темуСредняя школа-лицей 27 Учитель русского языка и литературы Буракова Е.В. и учитель истории Ожерельев О.Е. Бинарный урок в 11 классе ( литература и история) Тема. Концепция нового человека в рассказах М.Зощенко 20- х годов. Цель: сформировать представления о художественном мире М.Зощенко и об особенностях его сказовой манеры, раскрыть актуальность рассказов в наше время. Задачи: Образовательная: постичь тайны внутреннего мира писателя (“Человека жалко!”) через художественное слово; ...
  • Тест по рассказу А. Куприна Гранатовый браслет (Две сестры)- (11 класс) Тест С ОТВЕТАМИ И СИСТЕМОЙ ОЦЕНИВАНИЯ по рассказу русского писателя Александра Ивановича Куприна Гранатовый браслет. Акцент в данном тесте сделан на две героини: Веру Николаевну Шеину и Анну Николаевну Фриессе. Предназначен для учащихся 11 класса обычной общеобразовательной школы. Акцент тестовой работы сделан на двух героинь повести, сестёр Веры Николаевны Шеиной и Анны Николаевны Фриссе. По фразам и описаниям нужно определить, о какой из сестёр идёт речь. Каждый правильный ответ...
  • Конспект урока по русскому языку в 11 классе на темуТема: Постановка тире в простом предложении. Цели: 1. Познакомиться с историей происхождения тире. Совершенствовать навык постановки тире в простом и сложном предложениях. 3. Повторить изученный материал с целью подготовки к ЕГЭ (А13-правописание корня). Продолжить работу над развитием умения анализировать текст. 5. Осуществлять задачи по формированию личности через текстовый материал урока Ход урока Перед нами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслаж...
  • Интегрированный урок русского языка и родной (марийской) литературы в 11 классе Тема: «Я памяти погибших свято верен, Как Родина навечно ей верна». Комплексный анализ текста стихотворения С. А. Вишневского «Мы рядом были»Интегрированный урок русского языка и родной (марийской) литературы в 11 классе Тема: Я памяти погибших свято верен, Как Родина навечно ей верна. Комплексный анализ текста стихотворения С.А. Вишневского Мы рядом были. Цели: познакомить с фактами биографии, лирикой С.А.Вишневского; совершенствовать навыки комплексного анализа текста; воспитывать речевую и коммуникативную компетентность. Задачи. Образовательные: 1. Совершенствование навыков интерпретации поэтического текста. 2. Углуб...
  • Календарно-тематическое планирование 11 класс литература Пояснительная записка Литература – базовая учебная программа, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваива...
© 2010-2018