Русский язык и Литература

  • Сценарий вечера Все начинается с любви для учащихся 11 классаФорма проведения мероприятия: литературно-музыкальная гостиная.Цели: создать атмосферу творчества, способствующую развитию творческих способностей личности учащихся; дать возможность ученикам почувствовать себя артистами, раскрыться в чтении прозы и лирики.Задачи: 1. Показать, как личное переживание великого художника воплощается в стихи, другим великим художником перекладывается на музыку и талантливым исполнителем доносится до слушателя.2. Привлечь внимание учащихся к тем вечным ценностям, кот...
  • Статья «Система подготовки к ЕГЭ по литературе» (11 класс)С чего начать подготовку к экзамену по литературе? Как разделить материал? Какая научно-учебная литература может пригодиться? Возникает проблема: отсутствие достаточной методической помощи в решении трудностей при подготовке к ЕГЭ по литературе. Востребованность предмета Литература сегодня позволяют говорить об актуальности моей работы. Цель данной статьи - создание методических рекомендаций для подготовки выпускников к экзамену по литературе в формате ЕГЭ.
  • Эссе Сейте разумное, доброе…Сейте разумное, доброе… Ребенок – алмаз, из которого нужно сделать бриллиант, сверкающий своими гранями. Это ювелирная работа. Ф. Вассерман.Мудрость питается знаниями. Дорога к мудрости длинна и терниста. Поэтому молодость нуждается в проводнике, способном научить добывать знания и идти к мудрости. Миссия педагога – формировать целостное мышление ученика об окружающем мире. А учитель литературы и русского языка должен привить навыки культурного речевого общения. Учитель прежде всего духовно ...
  • Внеклассное мероприятие по литературе на тему «Войной растрелянные строки» (9 -11 классы)Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Великой Победы разработана для учащихся старших классов и направлена на воспитание патриотизма и чувства гордости за русскую историю, русский народ.Учащиеся познакомятся с именами поэтов, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Они ушли, но подвиг поэтов, их творчество бессмертны. Погибшие поэты, как и десятки тысяч их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут с...
  • Выпускная квалификационная работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации на тему «Использование кейс-технологии на уроках русского языка в 11 классе при подготовке к написанию сочинения-рассуждения» В данной выпускной квалификационной работе по итогам прохождения курсов повышения квалификации, на которых освещался вопрос о применении современных педагогических технологий, рассматриваются теоретические аспекты использования кейс-технологии, особенности применения кейс-технологии на уроках русского языка в 11 классе при подготовке к ЕГЭ, а также разработан конспект урока русского языка для 11 класса с использованием кейс-технологии Легко ли быть молодым?. Весь урок постро...
  • Контрольная работа по литературе. 11 классЗадания по литературе нацелены как на повышение качества текущего контроля, так и на подготовку к ЕГЭ. Учащиеся 11 класса должны уметь анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея, основные герои;особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц. Выявлять авторское отношен...
  • Рабочая программа по русскому языку для 11 классаРабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего( полного) общего образования по русскому языку, программно-методических материалов и Методических рекомендаций к учебнику по русскому языку для 10-11 классов А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой.На преподавание русского языка в региональном базисном учебном плане непрофильного обучения на старшей ступени образова...
  • Рабочая программа по литературе в 11 классе (базовый уровень)По региональному базисному плану отводится 105 часа; в неделю – 3 часа.Из них на развитие речи в данной программе - 9 часов Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов: 1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года). 2.Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-со...
  • Тесты для олимпиады1. Мағыналары бір- біріне қарама- қарсы сөздердің атауын табыңыз.А. Омоним.В. Көп мағыналы.С. Антоним.D. Синоним.Е. Фразеологизм. 2.Жуан дауысты дыбысты көрсетіңіз. А. ң, и В. а, ы С. е, ңD. у, ң Е. І, о 3.Тұйық буынды сөзді табыңыз. А. Тұз В. Ана С. АқD. Көк Е. Нан 4. Сөйлемді аяқтаңыз 22 қыркүйек – Қазақстан халықтарының ... А. Білім күні В. Жаңа жыл С. Жеңіс күні D. Тілдер күні Е. Тәуелсіз күні 5. Өскемен қаласы Қазақстанның қай бөлігінде орналысқанын көрсетіңіз А. Солтүстігінде В. Батысында ...
  • Методическая разработка урока литературы на тему ПОЭЗИЯ И СУДЬБА И. БРОДСКОГО (2 курс)Методическая разработка урока литературы на тему ПОЭЗИЯ И СУДЬБА И. БРОДСКОГО для 2 курса предназначена учителям и преподавателям русского языка и литературы.Учебное занятия по предложенной теме отвечает требованиям времени.Тип урока (урок постановки учебной задачи) и форма урока (урок - литературная мастерская) помогают решить поставленные цели урока. Учебное занятие состоит из 8 этапов, которые отвечают требованиям проведения данной формы урока. На этапе Рефлексия обучающиеся в занимательн...
  • Методическая разработка текстовых заданий для итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе Методическая разработка представляет собой сочетание нескольких видов текстовых заданий для подготовки к написанию сочинения (задания 25) в работе ЕГЭ. Задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли практически создать хороший текст, соответствующий критериям К1, К2, К3: формулировать проблему текста, подбирать к проблеие комментарий, обязательно опираясь на исходный текст, определять авторскую позицию. В ходе занятия проверяется уровень теоретических знаний основных терминов, ...
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Фонетика. Орфоэпия 11 классГуларова Н. А., учитель русского языка и литературы, МКОУ Новоспасская СОШ, Барабинский район, Новосибирская область Представлен урок по русскому языку в 11 классе Подготовка к ЕГЭ. Фонетика. Орфоэпия. Цели: 1. Повторение и обобщение материала по таким разделам русского языка, как фонетика и орфоэпия; чёткое разграничение п...
  • Конспект интегрированного урока по деловому письму и ИКТ Правила и памятки. Создание буклета 11 классКонспект интегрированного урока по деловому письму и информационным компьютерным технологиям по теме Правила и памятки. Изготовление буклета для 11 класса коррекционной школы VIII вида. Цели урока: научить пользоваться правилом, памяткой; приобретение практических навыков создания буклетов в Microsoft Word.Урок способствует практической подготовке выпускников к адаптации в социуме.
  • Литературный вечер-портрет, посвящённый творчеству Б. Окуджавы На любовь своё сердце настрою. .. (11 класс)предлагаю Вашему вниманию сценарий литературноговечера -портрета, посвящённого творчеству Б.Окуджавы.Оформление:- книжная выставка с эпиграфом6 Я вообще-то счастливый человек. Несмотря ни на что... Моя жизнь была интересной. Я делал то, что я хотел... (Булат Окуджава);- портрет писателя;- фотографии и слайды;- видеозаписи, проэктор, магнитофон.
  • Урок литературы А. П. Платонов. Жизнь. Творчество. Личность. (11 класс)... Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности. До революции я был мальчиком, а после неё уже некогда быть юношей, некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться. А.П.Платонов Цели урока: 1. Познакомить учащихся с биографией А.Платонова, определить её роль в формировании мировоззрения писателя. 2. Раскрыть основные мотивы творчества писателя в контексте литературно-эстетических исканий времени. 3. Проследить как отразилась сложная би...
  • Конспект интегрированного урока по деловому письму и ИКТ Правила и памятки. Создание буклетаКонспект интегрированного урока по деловому письму и информационным компьютерным технологиям по теме Правила и памятки. Изготовление буклета для 11 класса коррекционной школы VIII вида. Цели урока: научить пользоваться правилом, памяткой; приобретение практических навыков создания буклетов в Microsoft Word. Урок способствует практической подготовке выпускников к адаптации в социуме.
  • Рабочая программа элективного курса в 11 классе Практический курс грамотностиДанная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы элективного курса Родной язык в реке времени (история языка и история общества) рассчитанного на 34 часа для учащихся 11 класса . В нем рассматриваются вопросы, связанные с историей развития языка и общества. Это системно-интегри­рующий взгляд на язык. Он формирует ко...
  • Урок русской литературы на тему: Деревенская проза. Ее яркие представители. 11 классВ данной разработке урока подробно описан урок русской литературы в 11 классе на тему Деревенская проза. Ее яркие представители. В течение урока учащиеся закрепляют сведения по теории литературы, знакомятся с жизнью и творчеством писателей-деревенщиков: Астафьева, Белова, Шукшина, Распутина, Абрамова. Учащиеся самостоятельно анализируют прочитанные произведения, работают в группе, защищают постеры, показывают презентации, работают над вопросами высокого и низкого порядка. Обмениваются полученн...
  • Рабочая программа по русскому языку 11 классСтатус документа Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2005год. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 к...
  • Особенности женского национального характера в русской литературе ХХ векаПлан-конспектурока литературы в 11 классе.Особенности женского национального характерав русской литературе ХХ века(на примере рассказа А. Солженицына Матрёнин двор и повестиВ. Распутина Живи и помни).Тема: Особенности женского национального характера в русской литературе ХХ века (на примере рассказа А. Солженицына Матрёнин двор и повести В. Распутина Живи и помни). Тип урока: защита проекта.Цели проекта:- расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности обучающихся;...
  • Урок по литературе по рассказу А. П. Чехова ИонычТема духовного обнищания сегодня актуальна как никогда. Главный герой рассказа А. П. Чехова, имея неплохие задатки, не смог полностью раскрыть их, зарыв свой талант в землю. Особенно примечательно, что для своего героя Чехов избрал такую гуманную профессию, как врач. Сам писатель констатировал, что, к сожалению, душевное очерствение чаще всего происходит с людьми гуманных профессий - учителями, врачами. Впервые урок был был испробован в медико-биологическом лицее г. Симферополя, где я преподава...
  • Тесты по русскому языкуМатериал предназначен для учителей русского языка по подготовке учащихся 11 классов к Единому национальному тестированию. Тест состоит из двухсот двадцати девяти заданий с ответами. Это тестирование проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения, основательного усвоения знаний и прочности формирования навыков. Оно помогает учителю измерить конечный результат при обучении русскому языку. Составлено с учётом действующей программы и охватывает по своему содержанию ...
  • Конспект урока литературы в 11-ом классе на тему: Уроки бытия В ходе урока предполагается познакомить обучающихся с основными вехами жизни М.Цветаевой.,определить основные черты личности поэта,дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни,осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой, драматургией и письмами М. Цветаевой на примере произведений, представляющих интерес для изучения краеведения,создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.Анализируя цветаевскую поэтику, формировать у обучающихся представления о синтетичности вид...
  • Урок литературы в 11-ом классе на тему: ТрагедияСергей Есенин. ТрагедияВладимир МаяковскийУрок литературы в 11-ом классе на тему: Трагедия Сергей Есенин. Трагедия Владимир Маяковский был разработан как урок обобщающий, рассчитанный на два учебных часа. Я посчитала необходимым совместно с учащимися подготовить данные уроки, чтобы завершить изучение произведений Серебряного века, заинтересовать учеников этим периодом русской литературы, произведениями указанных авторов, неизвестными фактами их биографии, мемуарами их друзей и недоброжелателей.В классе, где проводился урок, было 25...
  • Урок по русскому языку на тему Публицистический стиль (11 класс/2 курс колледжа) Изучение стилистики играет важную роль в формировании языковой компетенции учащихся. Теоретической целью данного процесса является знакомство с функциональными стилями русского литературного языка и основными понятиями стилистики текста. Практическая цель – овладение принципами стилистического анализа текста и использования языковых средств в зависимости от речевой ситуации, что является необходимым условием повышения речевой культуры. Конспект урока на тему Публицистический стил...
  • Обобщение опыта работы по теме Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
  • Урок с презентацией на темуА. И. Солженицын Матренин дворУрок-размышление с мультимедийной презентацией по рассказу А.И.Солженицына Матренин двор. Полная разработка урока содержит материалы для групповой работы, раздаточный материал для урока. Интересно вступление- мозговой штурм с использованием притчи. Есть словарная работа, прослеживаются внутрипредметные связи. Можно проводить данный урок и в 9 классе и в 11-ом классе согласно календарно-тематическому планированию.
  • Исследовательская работа на тему Владимир Антонович Брагин – самобытный поэт БелгородчиныЭта исследовательская работа посвящена местному поэту. Тема исследовательской работы Владимир Антонович Брагин – самобытный поэт Белгородчины, выполненной ученицей 11 класса, является актуальной, так как обращение к краеведческому материалу позволяет сохранять память о культуре родного края.Данный исследовательский проект содержит все необходимые структурные элементы для подобных работ, а именно - введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения. Причем основн...
  • Урок Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложенийТема№14: Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений. Цель: знакомство учащихся с особенностями синтаксической синонимии, и её ролью при создании текстов разных стилей; Задачи: образовательная: обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствовать их пунктуационные навыки по данной теме; объяснить синонимию бессоюзных и союзных предложений; научить использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла,...
  • Программа - пособие Трудные вопросы орфографии и пунктуации для учащихся 9-11 классов Трудные вопросы орфографии и пунктуации 10- 11 классы Пояснительная записка Преподавание русского языка в средней школе ориентировано на изучение его как системы, формирование лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, повышение речевой культуры, выработку прочных орфографических и пунктуационных навыков. Однако результаты обучения русскому языку в школе нельзя признать удовлетворительными. Практика свидетельствует, что в 10- 11 классах значительно сниж...
  • Экспресс-задания по теме: Серебряный век русской поэзииЭкспресс-задания - задания, на выполнение которых требуется не более 10 минут. Могут быть использованы с разными целями на разных этапах урока: на этапе целеполагания, для создания проблемной ситуации, на этапе проверки первичного усвоения знаний, на этапе контроля. Предлагаются различные виды экспресс-заданий: коллаж, биографический опрос, поэтический диктант, визуальные загадки, мини-сочинения по первой строке Мастера и др.
  • Праздник, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. ЛермонтоваВ данной методической разработке представлены внеклассные мероприятия, посвященные юбилею М. Ю. Лермонтова, которые полностью или частично можно провести в школе (5-11 классы). Цель - не только глубоко изучить творчество поэта, но и научить ребят видеть, понимать и любить красоту и необычность внутреннего мира Лермонтова, отраженные в стихотворениях и прозе. В качестве примера подробно рассматриваются этапы работы над подготовкой общественного смотра знаний (10 класс) и над подготовкой публичной...
  • Педмастерская по литературе Педагогика и жизнь по изучению биографии А. С. Макаренко (11 класс)Поскольку пример по ФГОС является основным методом духовно-нравственного воспитания, то образ писателя может и должен стать личностно значимым для учащегося, его биография должна стать новым знанием, новым опытом ученика, открытием, которое он сможет самостоятельно реализовать в восприятии художественного произведения и своей жизни.Педмастерская по литературе разработана для учащихся 11 классов, выбравших для себя в будущем профессию педагога или определяющихся в своем выборе. Мастерская предпол...
  • Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину В. М. Шукшина (10-11классы)Методическая разработка факультативного занятия по литературе на тему: Заочная интернет-экскурсия на родину М.В.Шукшина предназначена для факультативного курса по литературе в старших классах.Цели факультативного занятия:- вызвать интерес к личности и творчеству В.М.Шукшина; познакомить с его малой Родиной - село Сростки, музеями-заповедниками;воспитать нравственные и эстетические чувства у учащихся.Задачи: - научить применять исследовательские навыки, научить учащихся работать с литературой, ...
  • Олимпиадные задания по русскому языку и литературе 5-11 классыДля успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку и литературе, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку и литературе.На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому и литературе.Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезны...
  • Итоговый тест по русскому языку 11 класс Тест составлен на 2 варианта, каждый из которых состоит из пятнадцати вопросов.Правильный вариант ответа может состоять как из одного,так и из нескольких правильных ответов.В конце работы представлены правильные ответы на вопросы ввиде таблицы.Этот материал позволяет быстро без больших затрат времени проверить знания обучающихся в 11 классе по теме Морфология.Орфография. Вопросы составлены на знание самостоятельных (имени существительного,прилагательного,глагола,числительного,местоимения...
  • Рабочая программа по литературе ( 11 класс)Рабочая учебная программаполитературе 11 класс(Базовый уровень)Составитель:Ю.О.Пахотова,учитель русского языка и литературы2014-2015 учебный год1.Пояснительная записка:Данная рабочая программа для учащихся 11 класса разработана на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: В.В. Агеносов, и другие.-М.:Дрофа,2013), рекомендованнойМинистерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планомобразовательногоучреждения.Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю).Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом: Øучебникдля учащихся в 2-х частях под редакцией Агеносова, Архангелського.- М.: Дрофа, 2012.. Общая характеристика курсаПрограмма предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Изучение литературы в 11 классе строится на историко-литературной основе (Русская литература XX века).Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать, сделанна основе читательских пристрастий учащихся,индивидуальныхособенностей класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, определяется как требованиями УМК, так и уровнем сформированности общеучебных умений и навыков, а также интересом, проявленным при изучениипроизведения. Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотяцелесообразно это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и , при необходимости корректировки рабочей программы, данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения Цели и задачи курсаПрограмма предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. §Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственныхпозиций,эстетического вкуса, совершенному владению речью.Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Описание места курса в учебном плане Общеучебные умения, навыки и способы деятельностизнать/понимать: oобразную природу словесного искусства; oсодержание изученных литературных произведений; oосновные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; oосновные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; oосновные теоретико-литературные понятия; уметь: oвоспроизводить содержание литературного произведения; oанализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; oсоотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; oопределять род и жанр произведения; oсопоставлять литературные произведения; oвыявлять авторскую позицию; oвыразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; o аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; oписать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. oиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: oдля создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; oучастия в диалоге или дискуссии; oсамостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; oопределения своего круга чтения и оценки литературных произведений. oопределения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.Результаты обучения: Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:§Тесты (типа ЕГЭ). §Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.§Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.§Изложения с творческим заданием.Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и зачёт - незачёт.Работа считается выполненной (3, зачёт), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.Высоким результатом (4) можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.Отличным следует признать результат (5), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл. 2.Основное содержание курса Литература XX векаВведение Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. Литература первой половины XX века Обзор русской литературы первой половины XX века Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”. И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: Вечер, Не устану воспевать вас, звезды!.., Последний шмель.Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Рассказы: Господин из Сан-Франциско, Чистый понедельник, Лёгкое дыхание, цикл Темные аллеи.Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания дворянских гнезд в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. А. И. Куприн Жизнь и творчество (обзор).Повесть Гранатовый браслет.Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. М. Горький Жизнь и творчество (обзор).Рассказ Старуха Изергиль.Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.Пьеса На дне.Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Серебряный век как своеобразный русский ренессанс. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений. Символизм Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. Старшие символисты (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и младосимволисты (А. Белый, А. А. Блок).В. Я. БрюсовЖизнь и творчество (обзор).Стихотворения: Сонет к форме, Юному поэту, Грядущие гунны. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. К. Д. БальмонтЖизнь и творчество (обзор).Стихотворения: Я мечтою ловил уходящие тени…, Безглагольность, Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.А. Белый Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: Раздумье, Русь, Родине. Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. Акмеизм Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева Наследие символизма и акмеизм. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: Жираф, Волшебная скрипка, Заблудившийся трамвай, Капитаны. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Футуризм Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), Центрифуга (Б. Л. Пастернак).И. СеверянинЖизнь и творчество (обзор).Стихотворения: Интродукция, Эпилог (Я, гений Игорь-Северянин…),Двусмысленная слава. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.В. В. ХлебниковЖизнь и творчество (обзор).Стихотворения: Заклятие смехом, Бобэоби пелись губы…, Еще раз, еще раз….Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.Крестьянская поэзияПродолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: Осинушка, Я люблю цыганские кочевья..., Из подвалов, из темных углов.... Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. А. А. Блок Жизнь и творчество.Стихотворения: Незнакомка, Россия, Ночь, улица, фонарь, аптека…, В ресторане, Река раскинулась. Течет, грустит лениво… (из цикла На поле Куликовом), На железной дороге, Вхожу я в темные храмы…, О, я хочу безумно жить…, Скифы.Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Поэма Двенадцать. История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позицияи способы ее выражения в поэме. В. В. Маяковский Жизнь и творчество.Стихотворения: А вы могли бы?, Послушайте!, Скрипка и немножко нервно, Лиличка!, Юбилейное, Прозаседавшиеся. Стихотворения: Нате!, Разговор с фининспектором о поэзии, Письмо Татьяне Яковлевой.Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы втворчестве Маяковского. С. А. Есенин Жизнь и творчество.Стихотворения: Гой ты, Русь, моя родная!.., Не бродить, не мять в кустах багряных…, Мы теперь уходим понемногу…, Письмо матери, Спит ковыль. Равнина дорогая…, Шаганэ ты моя, Шаганэ…, Не жалею, не зову, не плачу…, Русь Советская,Письмо к женщине, Собаке Качалова, Я покинул родимый дом…, Неуютная жидкая лунность….Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. М. И. Цветаева Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: Моим стихам, написанным так рано…, Стихи к Блоку (Имя твое – птица в руке…), Кто создан из камня, кто создан из глины…, Тоска по родине! Давно…,Идешь, на меня похожий…, Куст.Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. О. Э. Мандельштам Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: Notre Dame, Бессонница. Гомер. Тугие паруса…, За гремучую доблесть грядущих веков…, Я вернулся в мой город, знакомый до слез…, Невыразимая печаль, Tristia. Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. А. А. Ахматова Жизнь и творчество.Стихотворения: Песня последней встречи, Сжала руки под темной вуалью…, Мне ни к чему одические рати…, Мне голос был. Он звал утешно…, Родная земля, Я научилась просто, мудро жить…, Бывает так: какая-то истома….Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма Реквием. История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: Февраль. Достать чернил и плакать!.., Определение поэзии, Во всем мне хочется дойти…, Гамлет, Зимняя ночь, Снег идет, Быть знаменитым некрасиво….Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.Роман Доктор Живаго (обзор).История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа. М. А. Булгаков Жизнь и творчество.Роман Мастер и Маргарита.История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. А. П. Платонов Жизнь и творчество.Повесть Котлован.Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова.Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя. М. А. Шолохов Жизнь и творчество.Роман-эпопея Тихий Дон (обзорное изучение).История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Вечные темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Обзор русской литературы второй половины XX века Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние оттепели 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. Лагерная тема. Деревенская проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). А. Т. Твардовский Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: Вся суть в одном-единственном завете…, Памяти матери, Я знаю, никакой моей вины…, Дробится рваный цоколь монумента..., О сущем.Исповедальный характер лирики Твардовского.Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.В. Т. ШаламовЖизнь и творчество (обзор). Рассказы: Последний замер, Шоковая терапия. История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования. А. И. Солженицын Жизнь и творчество (обзор). Повесть Один день Ивана Денисовича.Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. В. М. ШукшинРассказы: Верую!, Алеша Бесконвойный.Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.В. В. БыковПовесть Сотников.Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.В. Г. РаспутинПовесть Прощание с Матерой.Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести. Н. М. РубцовСтихотворения: Видения на холме, Листья осенние.Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова. Б. Ш. Окуджава Стихотворения: Полночный троллейбус, Живописцы. Особенности бардовской поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы. А. В. ВампиловПьеса Утиная охота.Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. Литературное творчество народов РоссииВ.ЗакруткинЖизнь и творчество (обзор).Обзор литературы последнего десятилетия Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Зарубежная XX века Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм. Б. Шоу Жизнь и творчество (обзор).Пьеса Пигмалион. Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу. Г. Аполлинер Жизнь и творчество (обзор).Стихотворение Мост Мирабо. Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. Э. Хемингуэй Жизнь и творчество (обзор).Повесть Старик и море.Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:1.Бунин. Одиночество.2.Брюсов. Юному поэту.3.Гумилёв. Жираф.4.Блок. Незнакомка, Россия.5.Есенин. Собаке Качалова, Не жалею, не зову, не плачу….6.Маяковский. А вы могли бы..., Послушайте.7.Ахматова. Сжала руки под тёмной вуалью..., Мне ни к чему одические рати....8.Мандельштам. Notre Dame.9.Цветаева. Имя твоё..., Кто создан из камня....10. Пастернак. Во всём мне хочется дойти до самой сути....11. Твардовский. Я знаю, никакой моей вины....12. Вознесенский. 1стихотворение (по выбору обучающихся).13. Окуджава. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).14. Рубцов. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).3.Требования к уровню подготовки обучающихся.Приоритетами для учебного предмета Литература на этапе среднего (полного) общего образования являются:поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;сравнение, сопоставление, классификация;самостоятельное выполнение различных творческих работ;способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;составление плана, тезисов, конспекта;подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 класса должны уметь: чтение и восприятие- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;чтение, истолкование и оценка - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;- знать основныефакты о жизни и творчествеизучаемых писателей;- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;чтение и речевая деятельность- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);- анализировать эпизод изученного произведения;- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;- писать сочинения на литературную тему разных жанров;- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть. 4 .КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ тема основное содержание урока Тип урока оборудование планируемый результат объекты и формы текущего контроля Домашнее задание дата №урока УМК,тексты цифровые и электронные образовательные ресурсы план факт Русская литература первой половины XX века 1 Лекция. Введение. Судьба России в 20 веке. Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей и школ, групп. Направления философской мысли начала столетия . Урок усвоения новых знаний презентация Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, составлять тезисы статьи в учебнике Конспект лекции Сообщение о своеобразии литературы данного периода 2.09 2 Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. Вечер, Не устану воспевать вас, звёзды..., Последний шмель. Чтение и анализ стихотворений. Урок усвоения новых знаний Вечер, Не устану воспевать вас, звёзды..., Последний шмель, ОдиночествоРодина,Слово С.32-55 презентация Знать основныефакты о жизни и творчествеписателя, выразительно читать произведение Самостоятельная интерпретация стихотворения Последний шмель в группах по вопросам. наизусть стихотворения Одиночество, Слово, Родина по выбору 3.09 3-4 Бунин. Господин из Сан-Франциско. Развитие понятия о жанре рассказа. Символика бунинской прозы. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа. Урок усвоения новых знаний Господин из Сан-Франциско Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения Групповая работа: ответить на проблемные вопросы Дать оценку героям и событиям 8.099.09 5 Тема любви в прозе Бунина. Цикл Тёмные аллеи. Своеобразие лирического повествования в прозе писателя Урок усвоения новых знаний Тёмные аллеи Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения Интерпретация эпизода художественного произведения в парах Прочитать рассказ Чистый понедельник 10.09 6 Рассказ Чистый понедельник. Принципы создания характера в прозе Бунина. Урок усвоения новых знаний Чистый понедельник Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художест
  • Карточки - минутки по литературе в 11 классеКарточки-минутки по литературе в 11 классе предназначены для текстового контроля , помогают быстро и эффективно проверить знания учащихся. Представлены следующие произведения: Один день Ивана Денисовича А.И.Солженицына; Иуда Искариот Л.Н.Андреева; Мастер и Маргарита М.А.Булгакова; Лёгкое дыхание И.А.Бунина; Обелиск В.Быкова; На дне М.Горького; Гранатовый браслет А.И.Куприна; Машенька В.В.Набокова; Разгром А.А.Фадеева; Попрыгунья, Вишнёвый сад А.П.Чехова; Шоковая терапия, ...
  • Сложное предложение. Сложносочинённые предложенияУрок был дан для преподавателей колледжа с целью показать авторский интерактивный приём Магазин. Учитель - продавец, он предлагает студентам купить в магазине любое задание на выбор по изученному материалу . Количество заданий-товаров может быть разным, но обязательно по количеству студентов в группе. Например.5 вопросов-правил – 5 шт.Тест – 6 шт.Разбор предложения – 6 шт.Составь текст – 6 шт.Кроссворд - 2 шт.Каждый участник подходит и берёт то, что ему интересно. Он выполняет задание и п...
  • Конспект урока по русскому языку на тему Стили речи (11 класс)Конспект урока по русскому языку разработан в соответствии с компетентностным подходом, в соответствии с методической темой Формирование общих компетенций обучающихся на уроках русского языка. Цель обучения (направлена на достижение планируемых результатов) Обобщение и систематизация знаний о стилях речи русского языка Задачи: вспомнить и повторить стили речи и присущие им признаки; - определять стиль речи, находить и приводить примеры на каждый стиль, устно объяснять свой выбор; - применять ...
  • Подготовка к ЕГЭЭлективное занятие по русскому языку в 11 классе посвящен работе с текстом и обучению написанию сочинения-рассуждения по художественному тексту. На уроке использована групповая форма работы, построение урока призвано научить обучающихся видеть и понимать ход мыслей автора.Цели : 1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту; 2) совершенствование навыков анализа текста; 3) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказатель...
  • Урок по русскому языку на тему Тип речи. Описание (11 класс)Данная разработка представляет собой план - конспект урока русского языка на основе компетентностного подхода. Составлена для преподавателей русского языка системы СПО по профессии Повар, кондитерс учетом профессиональной направленности, с привлечением эксперта –преподавателя МДК для оценивания ученического мастер-класса. Цель обучения (направлена на достижение планируемых результатов): Повторение и углубление изученного о типе речи описание. Задачи: -вспомнить и повторить типы речи повест...
  • Из опыта работы Подготовка учащихся 11 класса к ЕГЭ ( задание №24)Одно из самых сложных заданий ЕГЭ – задание №24, не случайно оно оценивается 4 баллами. В нем нужно проанализировать средства выразительности. Для этого предложено прочитать фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены. Нужно на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка. Для успешного выполнени...
  • Разработка урока по русской литературе на тему Ангелочек Л. Андреева (11 класс)Конспект урока русской литературы в 11 классе по теме Л.Андреев Ангелочек , целью которого является 1.Образовательные: познакомить учащихся с рассказом Л.Андреева Ангелочек, поработать над анализом образа главного героя с точки зрения его душевных переживаний.2.Воспитательные: помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца, воспитание нравственных качеств, умение понимать другого человека.3.Развивающие: развивать монологическую речь, способность анализировать, умение работать в группе...
  • Урок по культуре речи Секреты хорошей речиУрок включает в себя материал для повторения орфоэпических, лексических, стилистических норм русского языка и является хорошей подготовкой к сдаче экзамена в формате ЕГЭ. Также повышает речевую культуру выпускников.1)в связи с особой актуальностью проблем речевой культуры в современном русском языке закрепить владение нормами как письменной, так и устной речи;2) выработать навыки по КР – умение правильно произносить слова, образовывать словосочетания и предложения, употреблять нужные слова в том...
  • Использование метода проектов в преподавании русского языка и литературы в СПОСовременный студент должен отвечать всем требованиям социума: не только иметь багаж знаний, но и способность меняться, умело взаимодействовать с людьми, брать на себя ответственность, находить выходы в трудных ситуациях, быть конкурентоспособной личностью. Новые технологии, в том числе и метод проектов, помогают творческой самореализация школьника, развитию его интеллектуальных возможностей, а, следовательно, помогает выпускнику соответствовать современным требованиям. Без качественного чтения, ...
  • Методическая разработка. Конспект урока на тему: «ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Порохом пропахнувшие строки»Цели: -познакомить учащихся с творчеством поэтов военных лет, -рассмотреть роль поэзии и ее влияние на события военной поры, -воспитывать чувство любви к своей Родине и своему народу.-развивать активность и самостоятельность мышления,Тип урока: урок совместного изученияОборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, видеокадры хроник военных лет запись песни на стихи М. Исаковского Враги сожгли родную хатутексты стихотворений.
  • Методическая разработка. Доклад на тему: Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в системе СПОСовременные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать...
  • Методическая разработка. Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности на тему: Славянская письменность и культураЦели урока: Познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;Показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;Развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку;Воспитывать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма.Задачи урока:•Передать современным учащимся знания в области культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
  • Подготовка к Единому Национальному тесмтированиюБегентаева Газиза-учитель русского языка и литературы школы-интерната №3 поселка Жанакорган Кызылординской области.Рабочая тетрадь учеников по разделу Синтаксис.Бессоюзное сложное предложениеЗадание№1Запомни:значения бессоюзных сложных предложений + подбор своих примеров. Значение последо-вательности Значение пояснения Значение причины Значение времени Значение условия Значение сопоставления Значение дополнения 1.Прозвенел звонок, ученики вошли в класс. 1.Подбежа-ли к дереву и...
© 2010-2018