Химия

  • Тақырыбы: Спирттердің жіктелуіа) Органикалық химия курсындағы Оттекті органикалық қосылыстар кластарын, спирттер және олардың жіктелуіне түсінік беру ә) Оқушының білімді өздігінен түсініп, шығармашылықпен жұмыс жасауына, қызығуын, ынтасын, қиялы мен қабылдауын қалыптастыра отырып, сатылай кешенді талдау технологиясы бойынша тірек-сызба нұсқалар арқылы тақырыптық білімдерін арттыру. б) Оқушылады жат қылықтан және зиянды әдеттерден аулақ болуға, адамгершілігі жоғару, иман жүректі, рухани таза адам болуға тәрбиелеу ІІІ. Жаңа білімді меңгеру Оттекті органикалық қосылыстар. Спирттердің жіктелуі Көмірсутектеріндегі бір немесе бірнеше сутек атмодарының орын функционалдық топтарды оттекті органикалық қосылыстар деп атайды. Оттекті ьорганикалық қосылыстардың функционалдық топтары құрамында оттек болады. Оттекті органикалық қосылыстар спирттер, фенолдар, альдегидтер мен кетондар, карбон қышқылдары, жай және күрделі эфирлер, көмірсулар жатады.Спирттер. Спирттер мен фенолдар Функциональдық топ ( - ОН) Спирттердің жіктелуі: біріншілік екіншілік үшіншілік Жүзім шырыны ашығанда түзілетін шарап спиртін адамдар өте ертеден пайдаланды Спирт сөзі латынның шараптың рухы деген сөзінен шыққан. Шарап спирту немесе этил спиртінің формуласы - С2Н5ОН. Жүзімнің, қанттың, крахмалдың ферменттік ашуы нәтижесінде түзілетін бұл затты тұрмыста жай ғана спирт деп атайды. Ал ХҮІІІ ғасырдан бастап спирт деген сөзбен қатар алкаголь (араб әл-кугул) деген сөз қолданыла бастады. Функционалдық гидроксил (ОН) тобы бар қосылыстар екі маңызды органикалық кластар құрайды. Оларға спирттер және фенолдар жатады.
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный краевед»Программа юный краевед является дополнением к программе по истории. Программа разработана для обучающихся на ступени основной школы 5-9 классы. Программа реализуется в курсе внеурочной деятельности, в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. В программе основной структурной единицей планирования является раздел, их в учебной программе 10, в них выделены темы занятий и раскрыто основное содержание знаний и умения учащихся по каждой теме. Программа предусматривает...
  • Проблемный эксперимент как одна из форм развивающего эксперимента при дифференцированном обучении учащихся химииПри изучении химии признается важным и необходимым обучать учащихся приемам исследовательской деятельности. Решение учащимися разнообразных учебных проблем характеризуется как сложное учебное умение, которому нужно специально обучать. Применяя определённые методы (теоретический анализ, выдвижение гипотез, экспериментальная проверка), они вырабатывают необходимые для творческой деятельности исследовательские умения. Химический эксперимент при этом выполняет очень важную роль как средство проверк...
  • Хайуанаттар бағыОсы сабақтағы сәттіліктер: оқушылардың топпен жұмысы балалардың өз топтары үшін дұрыс жауап беруге,алда болуға итермеледі. интерактивті тақтаның көмегімен электрондық оқулық арқылы оқушылардың сабаққа қызығушылықтары артты,ой шақырустратегиясы сөздік қорларын молайтуға,сабақта белсенді болуға ықпалын тигізді, жарайыңдар, кермет, тамаша деген сөздер топтарды ынталандырып отырды.Меніңбайқағаным бұған дейін оқушылар дұрыс жауаптарына баға алған соң белсенділіктері төмендейтін,ал бұл жолы өз...
  • Современные технологии развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихсяЗнание – сила. Это высказывание к началу XXI века потеряло безусловную очевидность. Мы оказались перед лицом совершенно новой ситуации – опыт предшествующего поколения передаётся последующему, а тот ему не нужен. И сегодня всё более злободневным оказывается вопрос: как сделать так, чтобы знания не обременяли человека, но, действительно, давали ему силу и радость в течение всей жизни? Поэтому школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Чтобы обеспечить успешность каждого ребёнка, школа должна в первую очередь учить мыслить – причём, всех детей без всякого исключения, не смотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков.
  • Буклет. «Кризис трех лет»Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности. • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. • Как правило, фаза эта заканчивается к 3, 5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная. • Пик упрямства приходится на 2, 5 – 3 года жизни. • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. • Девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз! Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о фиксированном упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
  • Программа элективного курса «Химия и мы»Программа элективного курса Химия и мы разработана для учащихся 9 классов. Ученикам среднего звена важно сделать правильный выбор в профиле следующего класса. Данный курс предназначен расширить кругозор выпускников в области химии и географии. Элективный курс раскрывает материальные основы окружающего мира и химическую картину природы, показывает практическое применение знаний по данным предметам в жизни и на производстве. Любому современному человеку неизбежно приходится сталкиваться в б...
  • Урок «Закон сохранения массы веществ»Цели урока: Обучающие - экспериментально доказать закон сохранения массы веществ. На основе этого закона сформировать понятие о материальном балансе химической реакции. Сформировать понятие об уравнении химической реакции как об условной записи, отображающей превращения веществ. Научить расставлять коэффициенты в схемах химических реакций. Развивающие - развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; развивать способность к логическому мышлению. Воспитательные - продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать коммуникативную компетентность, а также наблюдательность, внимание, инициативу. Оборудование: сосуд лантольда, весы, разновесы, растворы хлорида меди и гидроксида калия, нитрата бария и серной кислоты, компьютер, проектор, презентация к уроку, дидактический материал.
  • Органическая химия ( углеводороды)При изучении органической химии следует помнить, что перед учителем стоит задача первичного знакомства с миром органических веществ.В связи с этим предлагается материал по изучению органиской химии в 9 классе лищь с ознакомительной точки зрения. В данном материале представлены сведения об углеводородах. о строении, свойствах и применении изученных органических соединений.: представления о зависимости свойств от строения и типа химических связей.Способствовать развивать умение учащихся о пра...
  • Серия уроков по теме «Гидролиз»Тема урока: Гидролиз- взаимодействие соли с водой,приводящее к образованию слабого электролита Гидро- вода, лиз- разлагать. Сравните- электролиз, пиролиз… Цель урока: первичное восприятие и усвоение нового материала Задачи урока: выяснить какие соли взаимодействуют с водой, т.е. подвергаются гидролизу научиться определять среду растворов солей научиться составлять уравнения реакций гидролиза Работа на доске: составление уравнений реакций гидролиза KCl + HOH® KOH + HCl Эта соль гидролизу не подвергается. Как вы думаете почему? Cм. определение гидролизу. Не образуется слабый электролит. K+ + Cl- + HOH® K+ + OH- + H+ + Cl- Cократим одинаковые ионы в правой и левой части уравнения и получим: HOH® OH- + H+ , а вода как известно неэлектролит и следовательно на ионы не диссоциирует, рн=7 среда раствора нейтральная. ВЫВОД: соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой гидролизу не подвергается При написании уравнений гидролиза следует помнить: то что сильное образуется сразу остальное собираем в соль K2CO3 + HOH ® KOH + KHCO3 Подвергается ли эта соль гидролизу? Почему? См. определение гидролиза. 2K+ + CO32- + HOH ® K+ + OH- + K+ + HCO3- CO32- + HOH ® OH- + HCO3- среда раствора щелочная рн>7 ВЫВОД: соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой гидролизу подвергается. Среда раствора щелочная.(что в соли сильное такая и среда) рн>7 CuCl2 + HOH ® HCl + CuOHCl Подвергается ли эта соль гидролизу? Почему? См. определение гидролиза. Cu2+ + 2Cl- ® H+ + Cl- + CuOH+ + Cl- Cu2+ + HOH ® H+ + CuOH+ среда раствора кислая рн
  • Активизация познавательного интереса на уроках химииНовые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Ученики приходят ко мне на урок с переключенным вниманием, поэтому основной задачей для меня как учителя, переключить мозговую дорожку на восприятие химического материала.
  • Викторина «Праздник сказки»Викторина по русским народным сказкам с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа детского сада,первый класс школы) .Задачи викторины :формирование звуковой выразительности речи; развивать дикцию и фонематическое восприятие ;обогащать словарь детей; углублять интерес к сказкам ;развитие навыков учебной деятельности. Материал :иллюстрации к сказкам ,шляпа ,мяч.Занятие проходит в виде игры- викторины,педагог предлагает детям узнать сказки по загадкам,иллюстрациям,вспомнить сказочных герое п...
  • ПланированиеКалендарно-тематическое планирование по химии 10-9 класс Информационно-коммуникативная деятельностьРазвитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение ...
  • Доклад на тему: «Система работы по развитию речевого общения, как один из важнейших факторов социализации глухого школьника. »Общение играет огромную роль в становлении и развитии личности, являясь одним из главных факторов психического развития ребёнка. Наиболее употребительным, удобным и экономичным способом общения между людьми является устная речь, которая служит одновременно носителем языка и важнейшим инструментом мышления. На всех этапах развития сурдопедагогической мысли и в отечественной и в зарубежной науке в качестве центральной проблемы всегда выдвигалось обучение неслышащих детей языку (Зыков С.А., Рау Ф.Ф., Выготский Л.С. и т.д.). Становление любого человека как существа социального, как личности, практически невозможно без овладения хотя бы одним из языков. С потерей слуха ещё не всё потеряно в жизни. Как и обычные люди, счастливо трудятся тысячи и десятки тысяч глухих. Многие из них занимают самые различные должности. Это высококвалифици- рованные инженеры-конструкторы, талантливые механики, печатники, художники….Да, действительно, компенсация глухоты - сложная проблема. Как вырастить глухого ребёнка добрым, отзывчивым человеком? Как развить в нём способность к самопожертвованию, привить высокие гражданские качества? Эти важные задачи относят... Задача воспитателя в работе по развитию речи заключается в управлении деятельностью воспитанников, в создании условий, достаточных для осуществления речевых действий, т.е. требующих общения . Одним из важнейших условий образовательно-коррекционного процесса в нашей школе-интернате является создание слухо-речевой среды. Внеклассная работа имеет огромные возможности для речевого развития глухих детей, и успехи в её проведении могут быть достигнуты лишь при дружных усилиях всего педагогического ...
  • Урок по теме Воздух и его состав. Топливо и способы его сжиганияУрок по химии для 8 класса.Тема: Воздух иего состав. Топливо и способы его сжигания.урок разработан к учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.тип урока: комбинированный с элементами исследовательской деятельности.на уроке применяются следующие Формы работы: вступительное слово учителя, работа по решению познавательных заданий,выступления с результатами своейпознавательной деятельности, заполнение схем, составление диаграмм, общееобсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний...
  • Календарный план уроков химии 10-11клЯ работаю в дорожно- транспортном колледже в городе Уральск Республики Казахстан. У нас обучаются студенты на базе 9 классов, где их готовят по специальности Дорожно- строительные машины, но так как они вместе с дипломом о присвоении специальности получают еще и среднее образование их обучаем за 10-11 класс. Сравнивая отведенные часы на уорки химии в колледже со школьной программой, то это 1/3 часть, а материала столько же. Мной разработан календарный план на 110 часов химии за 10-11 класс обу...
  • ВодородВодород. 8 класс. Тема : Водород. Химический элемент и простое вещество. Цель : Дать представление о методе получения и собирания водорода и о малой плотности водорода – самый легкий газ. Вводимое понятие – гидриды, закрепление понятия валентность. Методы : Урок- объяснение нового материала, лабораторные опыты. Оборудование : пробирки, цинк, спички, ПСЭ Д.И. Менделеева, таблица Бекетова. План урока : Водород в природе. Водород, как химический элемент. Водород – простое вещество. Физические свойства водорода. Получение и собирание водорода. Применение водорода. Ход урока: I. Приветствие Здравствуйте! Садитесь ! 1. Организационный момент: II. Изучение нового материала: Запишите тему урока с классной доски в тетрадь и посмотрите на план нашего урока. Водород в природе . Водород – самый распространенный элемент в космосе. Основная масса звезд состоит из водорода: Юпитер, Сатурн – 92% Н, 8 % Н е, 0,1 % все остальные химические элементы; водород преимущественно составляет межзвездное вещество. Водород как химический элемент . Водород – первый химический элемент периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Атомный номер водорода – 1, относительная атомная масса равна 1,0079. В 1787 году Лавуазье доказал, что этот воздух входит в состав воды и дал ему название гидрогениум, т. е. рождающий воду, водород. Записали в тетради: Водород – химический элемент. Н – название водород, гидрогениум.( Hydrogenium ). Валентность = I (Вопрос классу – что такое валентность?). Аr (Н) = 1. Самый первый и самый легкий элемент. Соединения он образует с большинством химических элементов. Названия соединений водорода с неметаллами включают в себя название неметалла и слово водород ( HCl – хлороводород , HI – йодоводород , H 2S - сероводород. Названия трех веществ вам следует запомнить, запишите: H2O – вода, NH3 – аммиак, CH4 – природный газ метан. Соединения водорода с металлами называют гидридами: NaH – гидрид натрия, AlH3 – гидрид алюминия, TiH2 – гидрид титана. Водород как простое вещество. Записали в тетради: Водород – простое вещество. (формула – Н2 ). Что показывает эта формула? (разбор формулы с учащимися по схеме): название вещества – водород. Тип вещества – простое . ( почему? – ответы учащихся) . Mr (Н2 ) = 2, что это показывает? – ответы учащихся, это показывает, что молекула водорода в два раза тяжелее 1/12 атомной массы углерода. Графическая формула Н-Н. Почему? Так как валентность = 1, поэтому молекула водорода двухатомная. Массовые доли элементов 100%. Физические свойства ( при обычных условиях)- Составляем ОК: Агрегатное состояние- Цвет- Запах- Вкус- Плотность- Растворимость в воде- Температура плавления- Температура кипения- Теплопроводность- Заполняется учащимися самостоятельно, пользуясь наблюдениями при проведении лабораторного опыта и материалом из учебника или с помощью учителя). 7. Получение водорода: Из чего проще получить – из воздуха, но там нет водорода, тогда из воды (Н2О). . В лаборатории для получения водорода используют вещества, относящиеся к классу кислот. Например: HCl – хлороводород – соляная кислота. Как извлечь из нее водород? Провести реакцию замещения с металлом – Zn HCl + Zn --- H2 + ? А при помощи других металлов возможно ли получить водород? Смотрим на таблицу Бекетова ( ответы детей ) Выделяется газ – это водород. Какими свойствами он обладает? Записать физические свойства водорода: газ, без цвета, без запаха, без вкуса, практически нерастворим в воде. Реакция получения водорода в лаборатории проводится в аппарате Кипа или ему подобных . Демонстрация учителя: существует два способа собирания водорода. Собирание водорода методом вытеснения воды. Собирание водорода методом вытеснения воздуха. Демонстрация учителя: Наполняем пробирку водородом, используя один из методов собирания, и подносим ее открытым концом к пламени – если услышим хлопок со свистом, то водород загрязнен, если же хлопок глухой – то водород чистый. 8. Применение водорода : Физические свойства водорода имеют место применения в следующих областях: Из-за того, что он легче воздуха им долгое время наполняли аэростаты, воздушные шары и дирижабли. Исторический очерк о применении водорода: . В 1783 году совершил полет на воздушном шаре, наполненном водородом французский физик Ж.Шарль. В 1794 году воздушные шары нашли практическое применение в военном деле. В последствии стали применять смесь водорода с гелием. Это было более безопасно, так как водородные шары часто воспламенялись. III. Подведем итог нашего урока : мы познакомились со вторым после кислорода элементом в химии – это водород. IV.Домашнее задание:§ 30,31 выполнить задания в тетради для самостоятельных работ № 136-142 V. Итоги урока: выставление оценок.
  • Классификация химических реакцийОбобщающий урок по теме Классификация химических реакций разработан с использованием игровой технологии, благодаря которой имитируется ситуация вступительного экзамена в учебные заведения. Важная часть урока - подведение итогов. Каждый ученик видит реальную оценку своих знаний, что позволяет ему задуматься над результатом, проанализировать причины неудач, сделать соответствующие выводы. На уроке каждый из учащихся попробует поступить в одно из трех заведений: медицинское училище, химико-технологический ВУЗ, университет. Для этого им необходимо сдать экзамен по химии, который будет состоять из нескольких заданий. Оценка – это количество баллов. Можно заработать дополнительные баллы, решив задания, написанные слева на доске в свободное от основной работы время.
  • АлкеныПәні ХимияСыныбы 8Сабақтың тақырыбы. Қышқылдар құрамы, алу жолдарыСабақтың мақсат-міндеттері: Оқушыларға қышқылдардың құрамы, оларды алудың түрлерімен таныстыру.а) Білімділік. Оқушылардың қышқылдар жайлы білімдерін қалыптастыруә) Дамытушылық. Химиялық сауаттылығын, ойлай білу дағдысын дамыта отырып оқыту.б) Тәрбиелік. Оқушылардың дүниетанымын, өзңне қажетті білімді өзң ңздеп тауып ала алатындай тұлғаны тәрбиелеу.Сабақтың типі Жаңа білімді меңгертуСабақтың әдісі Сұрақ- жауап, баяндау, талдауСабақ...
  • Его Величество - железоМетодическая разработка занятия Его Величество - железо для 6-7 класса составлена в рамках авторской программы Вещества вокруг нас, реализуемой в МАОУ СОШ № 56 Новоуральского городского округа за счет часов школьного компонента. Содержание программы основано на принципах межпредметной интеграции, практико-ориентированного подхода в организации обучения, опоры на индивидуальный личностный опыт и познавательные потребности учащихся. Изучение программы способствует знакомству обучающихся с мн...
  • Применение интерактивной доски на уроках химииВажнейшей функцией учебного процесса, определяемой социальным заказом общества, является функция развития обучаемого. Для осуществления этого необходима специальная методическая обработка содержания учебной программы, особая организация учебного процесса и знание психофизиологических особенностей ученика. Среди многочисленных средств, способствующих развивающему обучению химии, активный характер обеспечивается широким использованием средств наглядности и особенно интерактивных средств, информационно-коммуникационной технологии. Спецификой химии является то, что наука эта экспериментальная. Используя наглядность химического опыта, учащиеся познают природу веществ. Но многое в науке такого, что невозможно увидеть, а нужно представить и понять, используя многочисленные средства наглядности и абстрактное мышление. Преподаватели химии пользуются большим количеством таблиц, на которых схематически изображены химические процессы. Это статические таблицы. Такие таблицы затрудняют процесс восприятия учащимися изучаемого материа...
  • Контрольная работа по теме: «Основные классы неорганических веществ»Контрольная работа по теме: Основные классы неорганических веществ для учащихся 8 класса. I – вариант1. Дайте названия следующим соединениям: NaCl, CaCO3, MgCl2, NaHCO3, Cu(OH)2, CuO, NaOH, Fe(OH)3, SO3. К каким классам неорганических соединений они относятся?2. Осуществите превращения: Cu→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→ CuCl2Назовите продукты реакции.3. Напишите 2-3 возможных способа получения сульфата калия.4. Какая масса соли получится, если в реакцию с 214 г гидроксида железа вступает серная кисло...
  • Планеталар және олардың қозғалысыСабақ тақырыбы: §12. Планеталардың қозғалысы. Сабақ мақсаты: Оқушыларға планеталардың қозғалысы туралы түсіндіру.Оқушыларды өз бетімен ғылыми ой қорытындыларын жасауға жетелеу.Жауапкершілікке, тиянақтылыққа, еңбекқорлыққа тәрбиелеу.Сабақ түрі : араласСабақ әдісі: баяндау, сұрақ-жауап.Құрал-жабдықтар: Планеталар моделіСабақ барысы:І. Қызығулық оятуІІ. Оқушылардың үй тапсырмасын қалай меңгергендерін тексеру:1. Механикалық қозғалыс деп нені айтады? Мысал келтіріңдер?2. Санақ денесі деген не? Мысал келтіріңдер.3. Тыныштық салыстырмалы дегеніміз не? Мысал кел... Жерге ұқсас ғаламшарлар: Меркурий, Шолпан, Жер, Марс.Алып ғаламшарлар: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Меркурий. Күнге ең жақын орналасқан ғаламшар. Диаметрі Жерден 2,5 есе кіші.Күнді 88 тәулікте айналып өтеді.Күнге қараған жағының температурасы өте жоғары+3000С, қарама-қарсы жағы өте суық -2000С.ШолпанКүннен қашықтығы 108 млн. шақырым.Жерден сәл кіші.Күнді 225 тәулікте айналып өтеді.Беткі температурасы 5000СМарсДиаметрі Жерден екі есе кіші.Күнді 687 тәулікте айналып өтеді.Екі серігі бар: Фобос және Деймос.Жазда температурасы күндіз+200С. Қыста түнде -1250СЮпитерДиаметрі жағынан Жерден... Күннен 6 млрд. шақырым қашықтықта орналасқан.Күнді 247,7 жылда айналып өтеді.Серігі – Харон.Нептун 1846 жылы француз Урбен Леверье, ағылшын Джон Адамс. ІV. Ой толғау. Планета деген сөз нені білдіреді? Планеталардың қозғалысын қалай бақылауға болады? Уран мен Шолпанның басқа планеталардан ерекшелігі қандай? Әр планетаға жеке-жеке сипаттама беріңдер. 8-тапсырманы орындау. V. Қорытындылау. VІ. Бағалау. VІІ. Үйге тапсырма: §12. Сабақ жоспары №14 Күні: 18.10.2012 Сыныбы: 7 (жетінші) Сабақ тақырыбы: §13,14. Күннің жылдық қозғалысы.Күн жүйесінің құрылысы туралы ежелгі ғалымдардың көзқарасы. Коперниктің гелиоцентрлік жүйесі. Сабақ мақсаты: Оқушыларға эклиптика, зодиак белдеуі, күн мен түн теңелу нүктелері, жазғы және қысқы тоқырау күндері күн жүйесінің құрылысы туралы ежелгі ғалымдардың көзқарастары, төменгі және жоғары планеталар туралы түсіндіру. Оқушыларды өз бетімен ғылыми ой қорытындыларын жасауға жетелеу. Жауапкершілікке, тиянақтылыққа, еңбекқорлыққа тәрбиелеу. Сабақ түрі : аралас Сабақ әдісі: баяндау, сұрақ-жауап. Құрал-жабдықтар: компьютер, видеопроектор, слайдтар. Сабақ барысы: І. Қызығулық ояту ІІ. Оқушылардың үй тапсырмасын қалай меңгергендерін тексеру: Планета деген сөз нені білдіреді? Планеталардың қозғалысын қалай бақылауға болады? Уран мен Шолпанның басқа планеталардан ерекшелігі қандай? Әр планетаға жеке-жеке сипаттама беріңдер. ІІІ. Жаңа сабақ. Күнді бақылай келе, ғалымдар ертеден-ақ оның жұлдыздар арасында қозғала отырып, бір жылда аспан сферасының үлкен дөңгелегі бойымен бір айналым жасайтынын байқаған. Бұл үлкен дөңгелекті гректер эклиптика деп атаған. Шоқжұлдыздар жиынтығын зодиак белдеуі деп атайды. Күннің аспан сферасы бойынша жылдық қозғалысын эклиптика деп атайды. 21 наурыз – көктемгі күн мен түннің теңелу нүктесі. 23 қыркүйек – күзгі күн мен түннің теңелу нүктесі. Күн мен түннің көктемгі теңелу нүктесі Балықтар шоқжұлдызында, ал күзгі күн мен түн теңелу нүктесі Таразы шоқжұлдызында болады. 22-шілде –ең ұзақ күн –жазғы Күн тоқырау күні. 22-желтоқсан – ең қысқа күн-қысқы Күн тоқырау күні. Күн өзінің маңайындағы планеталардың қозғалыс бағытымен өз осін айнала қозғалады. 1. Дүниенеің геоцентрлік жүйесі. 2. Дүниенің гелиоцентрлік жүйесі. Орбиталары Жер орбитасының ішкі жағында орналасқан планеталар төменгі планеталар деп аталады. Оларға Меркурий, Шолпан жатады. Орбиталары Жер орбитасының сыртында орналасқан планеталар жоғары планеталар деп аталады. Оларға Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон жатады. ІV. Ой толғау. Эклиптика деген не? Зодиак шоқжұлдыздары нешеу? Олар қалай аталады? Күн мен түннің көктемгі және күзгі теңелу нүктелері қай шоқжұлдыздарға сәйкес келеді? Жазғы және қысқы Күн тоқырау қай күндері болады? Птолемейше Әлем жүйесінің құрылысы қандай еді? Ол жүйе қалай аталды? Птолемей тұжырымдарына түзету енгізген кім? Бируни еңбектерінің маңызы неде? Ол қандай көзқарасты жақтады? Қазіргі кезде Күн жүйесінің құрылысы қандай? Төменгі планеталар дегеніміз не? Оларға қандай планеталар жата... VІ. Бағалау. VІІ. Үйге тапсырма: §13,14.
  • Тест по темам «Сера. Азот»Тестовая работа для учащихся 9 класса по учебнику Химия- 9, под редакцией Н.Нурахметова.Тест по темам: Сера и Азот 1 вариант 1. Сколько граммов серы составляет 10 моль серы? А) 32г Б) 3,2г В) 320г Г) 10г Д) 16г 2. Высшую валентность азот проявляет в оксиде: А) N2O Б) NO В) N2O3 Г) NO2 Д) N2O5 3. Химическая связь в молекуле NH3: А) Ионная Б) Ковалентная полярная В) Металлическая Г) Ковалентная неполярная Д) Водородная 4. Электронная формула атома серы: А) 1s22s22p63s1 Б) 1s22s22p63s13p2 В) 1s22s22p63s13p3 Г) 1s22s22p63s23p6 Д) 1s22s22p63s23p4 5. При нагревании 28г железа с 32г серы образуется сульфид железа массой: А) 32г Б) 38г В) 44г Г) 60г Д) 55г 6. Разбавленная азотная кислота не реагирует с веществами: А) Na2CO3 Б) CuO В) CO2 Г) Fe(OH)3 Д) KCl 7. Азот в промышленности получают: А) Окислением аммиака на катализаторе Б) Термическим разложением нитрата аммония В) Фракционной перегонкой сжиженного воздуха Г) Кипячением смеси нитрата калия и хлорида аммония в воде Д) Окислением аммиака без катализатора 8. Среди перечисленных веществ неметаллические свойства наиболее сильно выражены: А) Сера Б) Кремний В) Фосфор Г) Селен Д) Теллур 9. Серную кислоту и ее соли можно распознать с помощью: А) Индикаторов Б) Растворов солей бария В) Реакции нейтрализации Г) Медной проволоки Д) Железного гвоздя 10. При взаимодействии азотной кислоты с гидроксидом натрия образуется: А) NaNO3 и H2 Б) NaNO3 и H2O В) NaNO3, H2 и O2 Г) Na2O , N2O5 и H2O Д) NaNO2 и H2O
  • Кислоты. их состав. Классификация кислотВ ходе данного урока у учащихся формируется представление о классе кислот, дается определение кислот, их название, классификация. используются различные методы и формы проведения урока. Средства обучения: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь.При планировании урока были учтены особенности учащихся: уровень знаний по предмету, эмоциональность, активность на уроке. При проведении урока используются элементы современны...
  • Урок тема «Периодическая система и периодический закон Д. И МенделеевеТема урока: Периодический закон и периодическая система Д.И Менделеева Цель: В занимательной форме обобщить и закрепить знания о периодическом законе и периодической системе Д.И. Менделеева и строении атома. Задачи: 1. Образовательная - обобщение, закрепление и расширение знаний учащихся о периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строении атома, отдельных элементах. 2. Развивающая - развитие познавательного интереса учащихся, естественнонаучного мышления и мировоззрения. 3. Воспитательная - воспитание стремления к получению знаний, трудолюбия, чувства патриотизма и коллективизма. Тип урока: урок обобщения (урок-играУрок обобщения по теме Периодический закон и периодическая система Д.И Менделеева8 класс с использованием элетронной доски программы activstudio,Meil Teхt
  • Предпрофильный курс «Химия камня»Программа предпрофильного курса Химия камня предлагается для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к окружающей природе, минералам и имеющих склонность к экспериментированию с объектами природы. Программа курса рассчитана на 12 часов, половина из которых отводится на практические работы. Для проведения практических занятий курса выбраны знакомые для учащихся природные объекты – почва, кристаллы и минералы. В опытах с ними выявляются и развиваются склонности учащихся к экспериментированию с в...
  • Узагальнення й систематизація знань з теми «Основні класи неорганічних сполук»Урок-гра, урок - мандрівка, за допомогою якої можна зясувати рівень засвоєння знань умінь та навичок про класи неорганічних сполук на прикладі оксидів, основ, кислот та солей, їх хімічних та фізичних властивостей, розуміння основних понять, уміння працювати з опорними конспектами, розвязувати різнорівневі розрахункові та експериментальні задачі, працювати в парах за опитувальником, в групах, з додатковою літературою з теми, використовувати знання, які придбали на практиці.Цей урок рекомендова...
  • Ашық сабақ «Металдардың адам өміріндегі маңызы» 9-сыныпСабақтың тақырыбы: Металдардың адам өміріндегі маңызы Сабақтың мақсаты: А) Білімділік: Оқушыларға халық арасында ежелден пайдаланып келе жатқан металдар туралы, олардың қасиеттері, адамға қажеттілігі туралы, қолдану аясының кеңдігі туралы білімдерін толықтыру. Б) Дамытушылық: Оқушылардың зейінін, танымдық белсенділігін, өзіндік пікірін қалыптастыру, оқушылардың логикалық ойлау қабілеттерін, тұлғалық қасиеттерін дамыту. В) Тәрбиелік: Оқушыны өз бетінше жұмыс істеуге, бірлесіп жұмыс жасауға, өзгенің пікірімен санасуға тәрбиелеу. Сабақтың түрі: Аралас сабақ Сабақтың әдісі: білімдарлар ойыны, ой қозғау, жигсо-1, автор орындығы, Пәнаралақ байланыс: тарих, биология, Сабақ көрнекілігі: Слайд, даналық сөздер. Менделеев кестесі, плакат, маркер. магнит Сабақ барысы: 1. Ұйымдастыру кезеңі. 1- мин. Оқушылармен амандасу, түгендеу Психолгиялық дайындық Балалар бүгінгі күннің ауа райы қандай ? Сендердің де көңіл- күйлерің жақсы деп ойлаймын . Бүгінгі қонақтарымызға өз білімімізді көрсетіп, жақсы көңіл- күй сыйлайық. Үй жұмысы : Білімдарлар ойыны. 10-12 мин. Оқушылар екі топ бөліп отырғызу. Мен қазір сендерге сұрақтар қоямын . Сөйтіп араларыңнан білімдарларды анықтап алайық. Сендерге сұрақ қоямын: 1. Металдардың маңызды физикаълық қасиеттерін атаңадар? 2. Сынап, мыс, темір тұрмыста қайда қолданылады. 3. Электрохимиялық кернеу қатарын ұсынған ғалым 4. Құймалар дегеніміз не ? Жауап берген оқушылар білімдарлар ортаға шықсын. Орында отырған оқушылар сұрақтар қояды. Олар жауап береді. Оқушыларға өздерің сұрақтар дайындап қойыңдар. Жаңа сабақ : Ой қозғау 5-мин. Адам баласы қай металды сонау заманда бірінші қолданды? Мыс Қалай қолданды. Одан кейін қандай металды білді? Мыс+қалайыны қосып қола алған. Темір дәуірінде еңбек құралдарын жасаған. 1. Тас ғасыры 2. Қола 3. Темір Слайд. Кесте көрсету. 2- мин Адам өмірінде металдар қажеті болады ма?Оны қалай дәлелдей қалай білетіндеріңді байқау үшін тапсырмалар беремін. Жигсо-1. 15 мин. Оқушыларды бір екіге санап үй тобынан жұмыс тобына бөлемін. Жұмыс тобында екі топқа мәтін беремін. Олар оқып, топта талқылайсындар. Үй тобына келеміз. 1-ші сөйлейді, 2-ші сөйлейді. Плакат берем оған суретпен, сызбамен түсіреді. Әр топтан бір оқушы шығып сурет бойынша әңгімелейді. Кім тез? Көп айтады Құрамында металдар бар тағамдар туралы 3 мин. мәлімет.(алма, банан, алмұрт, құрма, киви, анар, сүт өнімдері, қырыққабат, балық, жұмыртқа, қара нан т. б). Йод-теңіз капустасы, теңіз балдырлары мен балық өнімдері құрамында кездеседі. Темір-етте, алмада, апельсинде т.б кездеседі. Калий, магний-жаңғақтардың құрамында. Кальций-сүт өнімдерінде: сүзбеде, айранда т.б кездеседіТағамдағы элементтер Сабақты қорытындылау: 3-мин 1.Автор орындығы (бір оқушы ортаға шығып, автор орындығына отырады) 2. Даналық сөз. 2- мин Туған жердің қара тасын мақтан ете білмеген азамат, бөгде жердің алтын тасын да мақтап жарытпақ емес Қ. Сәтпаев Металдар – ғылым мен техниканың қазіргідей дәржеге жетуінің және одан әрі дамуының бірден – бір кепілі Үйге тапсырма: 2- мин Проблемалық сұрақ: Ұшақ жасауға неге таза алюминийді қолданбайды. Ойланып келесіңдер №3,4, 5 3-4 - оқып беру Бағалау: 3-мин Үй жұмысында, ой қозғауда, жаңа сабақта, белсене қатысқан оқушыларды бағалау.
  • Конспект урокаУрок по теме: Водород. 9 классЦель урока: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе и простом веществе, о свойствах водорода, способах его получения, роли в природной среде на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы. Методические задачи урока: 1. Продолжить формирование понимания зависимости между составом, строением, свойствами и применением веществ на примере водорода. 2. Продолжить формирование таких понятий, ковалентная связь, степень окисления, окислительно-восстановительные реакции. 3. Сформировать знания о способах получения водорода, химических свойствах, его применении. Тип урока: комбинированный. Методы: словесный (рассказ, объяснение, с элементами дискуссии, постановка и решение проблемных вопросов); наглядный (презентация); практический (составление уравнений). Оборудование: прибор для получения газа, цинк, раствор соляной кислоты, натрий, вода, пробирки.
© 2010-2018