Другое, несортированное

  • Рабочая программа по воспитательной работеДанный методический материал Рабочая программа по воспитательной работе 2013-2014 гг. предназначен воспитателям групп продленного дня, школ-интернатов. Подводя итоги воспитательной работы за 2012-2013 учебный год, следует отметить, что я стремились успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед нами задачи. Свою воспитательную работу строила на индивидуально-дифференцированном подходе к детям. Я использовала различные методы и формы воспитательной работы, такие как: тематические мероприятия, воспитательные часы, экскурсии, конкурсы, индивидуальные беседы с детьми и родителями и т.д.Исходя из целей и задач воспитательной работы,... · Гражданско-патриотическое; · Духовно-нравственное; · Спортивно-оздоровительное; · Художественно-эстетическое; · Экологическое; · Семейное; · Изучение личности; Выбор направления воспитательной работы в группе осуществлялось на основе и в соответствии с результатами определения уровня развития интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношений. Выбор одного из направления как приоритетного не означает отказ от остальных. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений гармоничного развития в различных сферах.
  • Статья на тему: Опыт использования и внедрения видов устного контроля знанийМногообразие методов контроля знаний достаточно широко представлены в методической литературе, Анатолия Гина Приемы педагогической техники, Александра Колеченко Энциклопедия педагогических технологий, описанные технологии вырастают из теории Беспалько, Шаталова и других. Также много интересной информации размещено на сайте Международной Лаборатории образовательных технологий, которая объединяет разработчиков из Белоруссии, Латвии, России, Украины. Мне бы хотелось сегодня остановиться на некоторых методах контроля знаний, применяемых преподавателями нашей комиссии, которые интересны не только на уровне идеи, а именно на уровне ее воплощения. Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Показатели контроля служат главным основанием для вынесения суждения о результатах обучения. Данные контроля констатируют результаты и оценку учебной деятельности не только отдельных студентов, но и состояние учебно-воспитательной работы всей специальности, подсказывают меры, необходимые для ее совершенствования. Среди всего многообразия используемых в колледже видов и форм контроля остановимся более подр...
  • Конспект занятия в ДОУОбразовательная область: Познание Интегрированные образовательные области: Познание, Коммуникация, Социализация, Чтение художественной литературы, Здоровье, Безопасность. Цель: Систематизировать знания детей о воде. Задачи: воспитательные: · воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; · развивать экологическую культуру. развивающие: · развивать активный словарь детей, связную речь, внимание, память, мышление, воображение. образовательные: · уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах; о роли воды в жизни человека и живых организмов, · познакомить с круговоротом воды в природе; · дать представление об основных источниках загрязнения воды и элементарное представление о процессе фильтрации; коррекционные: · развитие диалогической и монологической речи; · автоматизация звуков в речи. Планируемый результат: Развитие у детей познавательных интересов, интеллекта, экологического сознания. Расширение кругозора детей. Умение детей вести беседу по теме, отвечать на вопросы. Методы и приемы: объяснение, вопросы, беседа, художественное слово, игра, загадки, эксперименты, просмотр презентации, рассматривание картин. Наглядные средства: карта мира, картинки с изображением загрязненной воды в природе, оборудование для проведения опытов, яблоко, карточки-конверты исследователей.
  • Основы семейного права РКПредмет: человек общество и право . 10 класс. Тема: Основы семейного права Республики Казахстан. Цель урока: усвоение учащимися информации1. Понятие семейного права.2.Принципы семейного права.3.Понятие общей совмесной собственности.Тип урока:комбинированный .Метод: урок-лекция.Оборудование: опорный конспект,интерактивная доска, карточки,учебник.Тезисы лекции: Основы семейного права РК.понятие ,принципы семейного права , Семейные законодательства РК.Понятие брака по семейному праву. Личные права ...
  • Ашық сабақ: «Food and drink»Сабақтың тақырыбы: Тағам және сусындар. Ағылшын тілі мұғалімі: Мухамедина А.С. № 86 жалпы білім беретін орта мектеп КММ Қарағанды қаласы Сабақтың мақсаты: ü Оқушыларды саналатын және саналмайтын зат есімдермен таныстыру. ü Оқушыларды сөйлеу және жазу кезінде дұрыс қолдана білуге үйрету. ü Оқушыларды сауатты сөйлеуге тәрбиелеу Сабақтың түрі: Дәстүрлі сабақ Әдіс-тәсілдері: Сұрақ-жауап Көрнекілігі: Интерактивті тақта Сабақтың барысы: 1. Ұйымдастыру кезеңі Good, dear pupils! Let’s begin our lesson. Т: What date is it today? What day is it today? What season is it now? What’s the weather like today? What was the home task? 2. Үй тапсырмасын тексеру. P.73 ex.8 3. Сабақтың тақырыбы және мақсатымен таныстыру Today, we’ll speak about the theme Food and drinks . Жаңа сөздермен танысу Слайд №1 potato [pə’teitou] картоп apple [’æpl] алма oranges [’orindз] апельсин bananas [bəna:nə] банан grapes [’greips] жүзім eggs [eg] жұмыртқа tomatoes [təma:tou] қызанақ biscuits [’biskits] печенье carrots [’kærət] сәбіз coffee [’kofi] кофе tea [t i:] шай juice [dзu:s] шырын bread [bred] нан cheese ірімшік rise [rais] күріш milk [milk] сүт butter [’bλtə] май sugar қант
  • Родительская гостиная в ДОУКонспект проведения родительской гостиной в старшей группе детского сада.Тема:Подарок Маме (Тюльпаны по технике оригами)Цель гостиной:желание дарить радость, делать сюрпризы своим родным. Научить складывать фигуру цветка тюльпана на основе простого квадрата, фигуру листа тюльпана на основе базовой формы воздушный змей.Задачи:обучающие: учить следовать устным инструкциям педагога, работать сосредоточено тщательно выравнивая углы; · воспитательные: воспитывать эстетический вкус, культуру труда; · развивающие: развивать пространственное воображение, способствовать следовать устным инструкциям, моторику рук и пальцев, коммуникативные способности.
  • Наука и искусствоВ этом документе мне хотелось поделиться с коллегами своими расуждениями на темуНаука и религия. Думаю, что зрелое поколение озабочено сегодня проблемой слабого образования, падением общей культуры, осутствием нравственных ориентиров, а иногда, и каких бы то ни было ценностей в жизни у нашей молодежи.Цель данного конспекта - поделиться собственной озабоченностью данной проблемой с тем, чтобы попытаться вместе с ними работать над преодолением этой проблемы.Случилось так. что дети сегодня оди...
  • Программа дополнительного образования «История школы в истории судеб»Программа кружка История школы в истории судеб составлена для работы с учащимися 5-9 и направлена на подготовку их к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение истории школы дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую а...
  • Программа дополнительного образования «Это север – край неповторимый»Целью данной программы является воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свой родной край; содействие становлению гражданственности молодого поколения в Коми республике. Задачи Образовательные: - закрепление знаний учащихся о государственной символике, основных документах государства и гражданина; - усвоение стандартных приёмов этических форм общения. Воспитательные: - формирование уважительного отношения к государственным символам России, Коми края, города; - формирование...
  • Атқа мінгізуПәні:Қазақ тілі Сабақтың тақырыбы: Атқа мінгізу Сабақтың міндеті: А)Білімділік: Атқа мінгізу тақырыбы төңірегінде сөйлей білу. Ә)Тәрбиелік: Туған жерге, елге, өз қаласына деген сүйіспеншілікке тәрбиелеу. Б)Дамытушылық: Сөздік қорды молайтып, байланыстыра сөйлеу қабілетін дамыту. Сауатты жазуды қадағалап, дамыту. Сабақтың әдісі: түсіндіру, көрнекілік, іздендіру, әңгімелеу. Көрнекіліктер: суреттер, сұрақттар Сабақтың түрі: жаңа сабақ. Сабақтың барысы: I. Ұйымдастыру кезеңі. А)Оқушылармен амандасу Ә)Оқушыларды түгіндеу. II. Үй жұмысын тексеру. III. Жаңа сабақ. Балаң ат жалын тартып мінді деген сөзді жиі естиміз. Ашамайға мінетін жасқа келіпті деп жатамыз. Көшпенді халықтың баласы онсыз да ес білгеннен атқа мініп өседі. Бала өміріндегі қуанышты әрі атаулы күндерінің бірі – ашамайлы тайға міну. Қыз болсын, ұл болсын, 2-3 жасынан бастап-ақ атқа мінген әке-шешесінің алдында отыратын болған. Өйткені халықтың тұрмыс-тіршілігіне байланысты көшіп-қонуы, жолаушы жүруі немесе екінші ауылға қонаққа баруы дегендей, бала үлкендердің алдына отырып атқа... Дәптермен жұмыс 1-тапсырма.Сұрақттарға жауап бер 1. Баланы атқа мінгізуде не істеу керек? 2. Ат туралы мәлімет жазу 3. Құлын деген кім? (биенің жас төлі) 4.Баланы атқа мінгізудің пайдасы қандай? 2-тапсырма Мына мәтінге Үтір мен нүктелерді қой. Бала кезімнен естіген үйренген білген сөздерімнің ішінен бір сөз көкейімнен еркше орын алды Өйткені ол сөзді әжем де анам да әкем де мен үшін тілдерімен емес жүректерімен айтып отыратындай сезілетін. IV.Қорытынды Сабақты қорытындылау. Біз бүгінгі сабақта не үйрендік? Сабақ несімен ұнады? V.Үйге тапсырма: VI.Бағалау.
  • Форми й методи роботиДана розробка розрахована на вчителів , класних керівників , вихователів для покращення звязку педагогів і батьків . Підвищення рівень педагогічної культури батьків .Тісний взаємозвязок школи та сімї може розвиватися завдяки педагогічній освіті батьків і залученню їх до виховної роботи , працюючи в класних та загальношкільних батьківських комітетах , виконуючи рекомендації , прохання вчителів .У роботі з батьківськими комітетами вчителі , адміністрація школи повинні виявляти тактовність , доб...
  • Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе тема: «Прогулка в лес»Образовательная область Коммуникация Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе. Тема: Прогулка в лес. Занятие направлено на развитие эмоциональной отзывчивости, формирование активного словаря, упражнении на классификацию предметов одежды, головных уборов, обуви. Обогащение представлений детей о диких животных и их детенышах, месте обитания. Название детенышей в единственном и множественном числе. Использовании в речи имен прилагательных заячий, беличий, лисий, медвежи...
  • Хәсән Туфанның тоткынлык чоры иҗатыБүгенге дәрестә без Х. Туфанның сәяси гаепләнеп, әдәби процесстан көчләп читләштерелгән чоры, ягъни тоткынлыктагы чоры иҗаты белән танышырбыз, бу чорда иҗат ителгән шигырьләренең үзенчәлекле якларын ачыкларбыз. Яралар авыр минем, Иңемдә - канлы кием...- дип яза Х.Туфан бу елларда. 30 нчы елларда ил өстенә дәһшәт килә - шәхес культы еллары башлана. Х. Туфан да шәхес культының бөтен дәһшәтен үз иңендә татыган кеше. Нахакка ягылган гаеп аны 16 ...
  • Сценарий посвящения в пятиклассникиВедущий: - Добрый день, жители нашего школьного государства! Здравствуйте, дорогие ученики и учителя! Сегодня здесь, в этом зале, пройдет посвящение пятиклассников: они перейдут на новый уровень и станут учениками среднего звена.В зал приглашаются виновники сегодняшнего торжества – ученики 5 класса! Как известно, просто так звания не даются. Их необходимо заслужить. Именно сегодня вы можете воспользоваться возможностью, чтобы проявить себя с разных сторон, а также продемонстрировать то, чему вас научили за четыре года, проведенные в начальной школе. А оценивать ваши способности будет компетентное жюри, которое, собственно, я сейчас и представлю: Наталья Ивановна, Елена Михайловна, Марья Ивановна 1. Станция Находчивости. Необходимо озвучить: - как заводится машина, - как работает сломанный холодильник, - как воет сирена скорой помощи, - как рычит испорченный водопроводный кран, - как шумит ветер, - мотоцикл, который не заводится (или лодка), - взлетающий самолет.
  • Комплексное занятие в дошкольной группеПлан - конспект комплексного занятия в дошкольной группе Улыбка.Дошкольная группа работает на базе Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения Елатомская средняя общеобразовательная школа Бугурусланского района Оренбургской области. Дети в группе разновозрастные от трёх до шести лет. Это одно из занятий по теме: Насекомые. Представлен план, описание, сформулированы триединые цели каждого этапа занятия. Познание, конструирование, физкультура, музыка, прогулка и игры на свеже...
  • «Пожарная безопасность»-Ребята, в каждом доме есть огонь. Где его можно взять? (Спички, зажигалки и т.д.). -Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный. Дидактическая игра Какой бывает огонь? -Для чего люди разводят костер? (Чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор, жарить шашлыки и т.д.). -А что надо класть в костер, чтобы он горел? (Палки, ветки, дрова, траву, листья, бумагу и т.д.). -Но не все горит в огне. Д/игра Что горит, что не горит. -В наших квартирах много вещей, которые очень хорошо горят, поэтому все, и взрослые и дети, должны быть очень осторожными с огнем. Пожары очень опасны. В большом огне могут сгореть мебель, одежда, игрушки и даже люди. Сейчас я вам прочитаю сказку, которая называется Кошкин дом. (Воспитатель читает произведение). Ребята отгадайте загадку: Спят мирно дочки в картонном домочке; В головках огонь у сонь и тихонь. (спички) Воспитатель показывает детям спички. Я, маленькая спичка могу сделать много добра и зла. Воспитатель да спичка из-за тебя сгорел Кошкин дом. Игра-дискуссия Хорошо - плохо В. Ребята, огонь – это хорошо или плохо? Огонь – это хорошо. Почему? Дети. Огонь дает тепло и свет. Огонь помогает при приготовление еды. В. Огонь – это плохо. Почему? Дети. Огнем можно обжечься. От огня может случится пожар. В огне может погибнуть все живое. Физкультминутка Спички и корок. Дети – спички разбегаются по группе, словно спички рассыпались. По сигналу педагога: Спички вместе собрались в коробку спрятались - они собираются вместе, образуя прямоугольник. Игра проводится 2-3 раза . -Ребята, а чтобы у вас не случилось никогда такая беда, давайте вспомним правила пожарной безопасности. Чего нельзя делать детям? (Ответы детей) -Нельзя брать в руки спички, зажигалки. -Нельзя зажигать газовую плиту. -Не включать утюг и другие электроприборы. -Не влезать предметами в розетки. -Как вызвать пожарную машину? (01)
  • Сценарий на международный женский деньВедущая: Здравствуйте, уважаемые зрители, дорогие мамы и бабушки! Сегодня мы вновь встретились в нашем праздничном зале, чтобы отметить первый весенний праздник - праздник добра, света, жизни и любви! Итак, мы начинаем! Лера Напалкова C Днём 8 марта! С праздником весенним! Льётся пусть повсюду Звонкое веселье! Пусть сияет солнце! Пусть уйдут морозы! Пусть прогонит зиму Веточка мимозы! С праздником светлым, С праздником ясным, С праздником женским, Чудесным, прекрасным, С праздником ласки, Любви и вниманья, С праздником женского обаянья! С началом весны! Тася Нестерова Ведущая: Дорогие мамы, примите от нас в подарок песню . Песня Зореньки краше(исполняют все дети) Ведущая: Г. Х. Андерсен написал: Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе. И дома, и на работе, весной, и в лютый холод — цветы необходимы. Без их красоты беднее становится жизнь. Примите в подарок наше следующее поздравление в виде презентации
  • Литературно-музыкальная композиция ко Дню ПобедыСредняя общеобразовательная школа № 18 Юго - Западного округа г Москвы Литературно-музыкальная композиция Героям – морякам посвящается Учитель: Алабина Раиса Игнатьевна Героям - морякам посвящается! Дети читают стихи: Прогремел последний залп, За горами эхо пряча. Опустел огромный зал И почти никто не плачет. Покидают моряки Свежий холмик за оградой. Нежно положив венки, Плачут женщины украдкой. Забываются с годами Боль душевная с тоской. Соберутся ветераны, Кто тогда стал сиротой! Кто в пятнадцать лет неполных Ощутил, что значит страх. Страх души, когда корабль Вдруг исчез в стальных волнах. Кто в пятнадцать лет неполных Видел смерть во всей красе. Как отец в свой путь последний Шёл на ледяной броне. Им не нужно повторяться, Чтобы вновь отдать приказ. Когда лодки уходили К берегам другой земли. Когда мир затих в кошмаре Приближение беды. Они были наготове Кровью Родину спасти. А теперь они уходят Раньше срока в небеса. Где их встретят боевые Командиры и друзья. Покидают моряки Свежий холмик за оградой. Нежно, положив венки, Плачут жёны их украдкой. Дети поют песню Прощайте, скалистые горы Прощайте, скалистые горы, На подвиг Отчизна зовёт! Мы вышли в открытое море, В суровый и дальний поход. А волны и стонут, и плачут, И плещут на борт корабля… Растаял в далёком тумане Рыбачий - Родимая наша Земля. Корабль мой упрямо качает Крутая морская волна, Поднимет и снова бросает В кипящую бездну она. Обратно вернусь я не скоро, Но хватит для битвы огня. Я знаю, друзья, что не жить мне без моря, Как море мертво без меня. Нелёгкой походкой матроской Иду я навстречу врагам, А после с победой геройской К скалистым вернусь берегам. Хоть волны и стонут, и плачут, И плещут на борт корабля, Но радостно встретит героев Рыбачий – Родимая наша земля. Фоном для песни является мультимедийная презентация Героям – морякам посвящается!
  • Сценарий праздника: «Прощание с первым классом»Средняя общеобразовательная школа № 18 Юго – Западный округ г. Москвы Сценарий праздника До свиданья, первый класс ! Учителя: Алабина Раиса Игнатьевна Завьялова Наталья Борисовна 1. Приветствие участников и гостей праздника. Ведущий Дорогие ребята! Дорогие наши гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике Прощание с первым классом. 2. Выступление детей. Ученик 1. Вот и окончен первый класс, Он интересным был для нас. Мы буквы с цифрами...
  • Конспект праздника «Халкыбыз тарихы»Әби-бабай йолаларын белмәгән,ана телен танырга теләмәгән буын үсеп килә . Җәмгыятебездәге мондый хәл,билгеле безне,балалар бакчалары хезмәткәрләрен бик борчый.Безнең Азнакай шәһәрененең “Аккош” балалар бакчасы хезмәткәрләре туган телебезне хөрмәтләп,мәдәниятыбызның киләчәген кайгыртып,татар милләте юкка чыкмасын,көчле дәүләт булып яшәсен дип тырышып эшлиләр. “Балалар-безнең киләчәгебез” дип әйтергә яратабыз.Гаиләнең генә түгел,илебезнең дә киләчәге балаларның бүгенге тәрбиясе белән тыгыз бәйләнгән бит. Мин сезгә үзебезнең балалар бакчасында уздырылган бәйрәм кичәсе сценарийсын җибәрәм.
  • Статья: «Формирование здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями в условиях школы – интерната»В школе VIII вида остро стоит проблема по сохранению и укреплению здоровья, а также по выработке положительной мотивации к приобщению учащихся к ведению здорового образа жизни. Большинство детей обучающихся в школе – интернате, обладают целым букетом различных заболеваний. Это нервно-психические растройства, нарушение моторики и координации движения, снижение зрения, сколиоз и т.д. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не толь...
  • Коучинг для учителей «Что такое lesson study»Lesson study - это педагогический подход для совершенствования собственной практики. Родом из Японии. Широко используется в таких странах, как Сигапур, Гонконг, Китай, Великобритания, Швеция, Канада. В США эту методику представил Макото Йошида, переведя японское наименование дзюгёкенкью на английский язык как Lesson study. Берёт начало в западной философии образования, в центре которого находится ребёнок. С 1970-х годов методика lesson syudy стала считаться основной платформой для повышения ...
  • Қазақстан-2050 стратегиясы: бір халық – бір ел – бір тағдыр»Тәрбие сағаты Тақырыбы: Қазақстан-2050 стратегиясы: бір халық – бір ел – бір тағдыр Мақсаты: Оқушылар бойында өз еліне және өз халқына с.йіспеншілігін, өз мелекетінің қол жеткен табыстарына деген мақтанышын қалыптастыру.Сабақтың әдісі: ойын сабағыКөрнекілігі: Қазақстан рәміздері, Қазақстанның картасы, слайдтар, қанатты сөздер, топтамалар, үнтаспа, кітаптар көрмесі, қосымша материалдар.Сабақтың барысы: Кіріспе – мұғалім сөзіСабағымызды Ел...
  • Автомобильді пайдаланудан олимпиада сұрақтарыАвтомобильді пайдаланудан олимпиада сұрақтары: 1. Автомобильдер қолдану мақсатына қарай қалай бөлінеді? а) транспорттық, арнайы, спорттық; в) жеңіл, ауыр, жүк; д) камаз, арнайы жеңіл; с) транспорттық, жүк, автобус; е) спорт, жеңіл, жүк. 2. Мотор типі бойынша автомобильдер қалай бөлінеді? а) мотор, қаңқа, шасси; в) карбюраторлы, дизельді, электр моторлы; с) карбюраторлы, қаңқа, мотор; д) шасси, кузов, дизельді; е) электрлі, мотор, кузов. 3. Автомобильдер қандай механизмдерден тұрады? а) кривошипті-шатунды, газ таратқыш; в) газ таратқыш, моторлы; д) моторлы, кузовты; с) кривошипті-моторлы; е) карбюраторлы, шасси. 4. Мотор қандай қызмет көрсетеді? а) жылу энергиясын электрлендіреді; в) механикалық энергияны қыздырады; с) жылу энергиясын механикалық энергияға айналдырады; д) моторды жылытады; е) энергияны жұмсайды. 5. Трансмиссия дегеніміз не? а) механизмдер жиынтығы; д) кузов жиынтығы; в) жылу энергиясы; е) шасси қызметі. с) механикалық энергия; 6. Автомобильдің негізгі бөліктері? а) мотор, жүріс бөлігі; д) кузов, мотор, шасси; в) кузов, басқару органдары; е) мотор, қаңқа. с) шасси, жүріс бөлігі; 7. Жүріс бөлігінің конструкциясы бойынша тракторлар қалай бөлінеді? а) шынжыр табанды және доңғалақты; в) мотор, доңғалақты; д) шынжыр және шасси; с) қаңқа типті; е) жүріс бөлікті және моторлы. 8. Поршень сақиналары қандай? а) серіппелі, сығымдағыш; в) компрессиялық және май ысырғыш; д) серіппелі компрессиялық; с) тоқтатқыш, тығыздағыш; е) серіппелі тығыздағыш. 9. Гильзаны бөлу түрлері? а) Алмалы салмалы; в) тұтас, дымқыл; д) алмалы тоқтатқыш; с) дымқыл және құрғақ; е) серіппелі дымқыл. 10. Ішкі диаметрі бойынша гильзаның үш мөлшерлік топтары? а) Б, С, М; в) В, С, Д; с) С, В, М; д) М, Д, С: е) Б, В, Д, 11. Поршень сақиналарын таңдау? а) шатунға қарап; в) поршень етегі диаметріне қарап; д) моторға қарап; с) шатунь поршенге қарап; е) поршень ойығына және гильзаға қарап. 12. Шынжыр табанды трактордың бөліктері? а) қаңқа, шынжыр табанды қозғағыш, асқыш; в) адыңғы ось, тістер, рама; д) қаңқа алдыңғы ось; с) шина, амортизатор, ролик; е) рама, қоз табандар. 13. Доңғалақты трактордың басқару жүйесі? а) тежеуіне кабина; в) рульдік механизм, тежеуіш қондырғы; д) қаңқа, рама; с) мотор, кузов; е) тежеуіш, рама, кабина. 14. Рульдік басқару қызметі? а) қозғалу бағытын өзгертеді; д) тежеуішті басқарады; в) орнынан қозғайды; е) бөлшектерді қозғайды: с) берілісті ауыстырады7 15. Жанғыш қоспа қай бөлікте дайындалады? а) отын насосында; д) отын басында; в) ауа фильтрінде; е) дизильде, насосты. с) карбюраторда; 16. Гильзаның кіші тобын қалай белгілейді? а) Б белгіа) автомобильді қозғалуы; д) рульді басқару; в) тұрғызу; е) жүрісті басқару: с) моторды қосу; 26. Салқындату жүйесіне қай бөлшектер жатады? а) иінді білік, картер, поршень; в) май насосы, термостат, мотор; д) май насосы, мотор маховик; с) радиатор, термостат, су насосы; е) шатун, поршень, клапан; 27. Цилиндр ішіндегі поршеннің бір жүрісінде өтетін процесс? а) такт; в) жұмыс; с) қысу; д) дәреже; е) көлем. 28. Майлау жүйесінің қызметі? а) моторды салқындату үшін; в) моторды тоқтату үшін; с) моторды іске қосу үшін; д) үйкелетін бөлшектерді салқындатып; е) автомобильді қозғау үшін. 29. Шасси типі бойынша автомобильдер қалай бөлінеді? а) рамалы және рамасыз; в) қаңқалы, рамалы; с) спортты, рамалы; д) доңғалақты автомобильді; е) рамасыз, қаңқасыз. 30. Қолданылуына қарай тракторлар қалай бөлінеді? а) жалпы пайдаланатын, әнбебап отамалы және арнаулы; в) арнаулы, жер жыртуға, егін жинауға; д) әнбебап, қосалқы, дискілі; с) ауыл шаруашылық, қосалқы; е) жер жыртуға, дискілі, тырмалауға.
  • Урок «Акции и облигации»Методическая разработка урока по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит для специальности Экономика и бухгалтерский учет включает в себя:хронологическую карту урока;темы докладов для учащихся;конспект урока;формулы по пройденному материалу;анкета для рефлексии;домашнее задание.Данная разработка позволяет привлечь студентов к самостоятельной работе, позволить им проявить себя в качестве докладчика, а для аудитории это отличный способ научиться слушать своих товарищей. Также, благодар...
  • Урок“Һөнәрләр”, (3 нче сыйныфның рус төркемендә татар теле дәресе) Дәреснең максаты: - рус телендә сөйләшүче балаларны татар телендә сөйләшергә өйрәтү. Дәреснең бурычлары: - сүзлек байлыгын арттыру,һөнәр исемнәрен сөйләмдә активлаштыру, балаларның белем дәрәҗәсен үстерү; - грамматик күнекмә булдыру, инфинитив + тиеш структурасын сөйләмгә кертү; - укучыларда төрле хезмәт ияләренә карата хөрмәт хисе тәрбияләү, сөйләм телен үстерү; Җиһазлау: И. Л. Литвинов,3 нче сыйныф дәреслеге, дәфтәр, проектор, электрон такта, тест биремнәре, дәрескә презентация. Дәрес барышы. I. Оештыру. - Исәнмесез, балалар! Мин сезне күрүемә бик шат. “Исәнмесез” җырын җырлау. - Исәнмесез! - Исәнмесез! - Хәлләр ничек? - Яхшы, рәхмәт! Ә сезнең хәлләрегез ничек? - Бик яхшы,рәхмәт! II. Сөйләм зарядкасы. - Бүген ничәсе? - Атнаның кайсы көне? - Урамда һава торышы нинди? - Хәзер кешеләр ничек киенергә тиеш? - “Киенергә” на какой вопрос отвечает? - С помощью каких окончаний образуются глаголы, отвечающие на вопрос “Нишләргә?”? - Дома вам нужно было образовать эту форму глагола. III. Өй эшен тикшерү. Давайте проверим домашнее задание. Чылбыр буенча уку. “Төзергә” сүзен тәрҗемә итегез әле.Әйтегез әле, кем төзи? IV. Эл. такта. 1нче күнегү. Хәзер “Кем нишли?” күнегүен эшләрбез. Биремне уку. 54 нче бит, 1нче күнегү. Күнегүне телдән эшләү. Чылбыр буенча бер-берләренә сорау-җавап.(Парлап эшләү) Төзүче Шахматчы Тәрбияче Тегүче Биюче Эшче Җырчы Китапханәче Балыкчы Язучы Укытучы Сатучы - Төзүче нишли? (Төзүче төзи) - Тәрбияче нишли? (Тәрбияче тәрбияли) Шул ук тәртиптә калган сүзләр белән. V. Сейчас я буду показывать вам рисунки, а вы скажете кто что делает.Мультимедиа. VI. Сейчас ещё раз посмотрите на таблицу и скажите, с какими словами употребляется эта форма глагола, которая отвечает на вопрос “нишләргә?”? Эти слова идут после глагола. Давайте ещё раз вернёмся к глаголам из домашнего задания. Как скажем надо одеваться, должен слушать,должен прыгать. VII. А сейчас посмотрите 2 упражнение.”Кем нишләргә тиеш?” Например,әйтегез әле, төзүче нишләргә тиеш? Биюче нишләргә тиеш? А на рисунке художник что-то перепутал. Эл.такта. Давайте разберёмся.(...) Димәк, чаңгычы нишләргә тиеш? Рәссам нишләргә тиеш? Тактага язу. Ә кем шахмат уйнарга тиеш? Табиб нишләргә тиеш? Тактага язу. Ә кем кадак кагарга тиеш? VIII. Физкульт.минутка. “Әпипә” җырын җырлау. IX. Фонетик күнегү. Эл.такта. X. Ү – бу нинди аваз?(хор белән). Түбә Күрше Көтүче Урам себерүче Ярдәм итүче Тәүфикъ Хор белән әйтү, тәрҗемә итү. XI. “Безнең урам” шигырен уку. Игътибар белән тыңлагыз. a. укытучы укый; b. шигырь нәрсә турында? c. аерым сүзләрне хор белән уку;( безнең, торам, тирә-якта, уңган, Сара апа, Йосыф абый, йорт, Җамали, Сылу, Батырҗан, тимерче, Кадыйр, Бакый,Шакир, монтёр, урам себерүче,Кәбир, ярдәм итүче). d. эчтән уку; e. кычкырып уку; f. 4 нче күнегүдәге сорауларга җавап бирү. XII. Хәзер “Дөресме? Ялгышмы?” күнегүен эшләп алыйк. - Безнең урам кечкенә урам. (ялгыш) a. Тирә-якта күршеләр. (дөрес) b. Сара апа- укытучы.(ялгыш) c. Сылу апа балык тота.(ялгыш) d. Тәүфикү абый- тимерче.(дөрес) e. Кадыйр абый-бригадир.(ялгыш) f. Шакир- командир.(ялгыш) g. Кәбир абый- көтүче.(дөрес) XIII. Эл.такта. Эш дәфтәрендә күнегү эшләү.Хәзер эш дәфтәрендә 16нчы битне ачыгыз. 2нче күнегүне карагыз. Биремне укыгыз һәм дәфтәрдә эшләгез. Бер укучы тактада эшли. XIV. Хәзер мин сезгә тест бирәм. Тестны мөстәкыйль эшләгез. Тикшерелә. Тест. 1. Найди лишнее слово. Сатучы Тегүче Хуҗа Төзүче Хат ташучы 2 . Найди предложения со словами,отвечающими на вопрос “Нишләргә?” Балыкчы балык тота. Укытучы укытырга тиеш. Тегүче күлмәк тегә. Сатучы алмалар сата. 3. Составь предложение. 1) өй төзи 2) китап яза Бакчачы 3) агач утырта 4) сәхнәдә бии XV. Бүген дәрестә һөнәрләр турында сөйләштек. Сейчас посмотрите на доску и скажите своё мнение. Эл.тактада: Миңа ... һөнәре ошый. Ул ... тиеш. XVI. Өй эше бирү. Өй эше: Дома составьте несколько предложений о профессиях вашей семьи.Н-р, Минем әнием –сатучы. XVII. Билгеләр кую.
  • Программа объединения «Лидер»Задача социального становления подростка стала особенно важна для общества сегодня. Именно молодые должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра и справедливости, самосовершенствоваться и саморазвиваться. Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, учитывая потребность подраст...
  • Сыйфат фигыль (причастие)Сыйфат фигыль темасын өйрәнгәндә аның сыйфат һәм фигыль белән охшаш һөм аермалы якларын искә төшерү зарур.Укучыларның белемнәренә таянып,рус теле белән чагыштырып,укучылар кагыйдәне үзләреннән чыгарту уңай нәтиҗә бирә,теманы үзләштерергә мөмкинлек ача.укучыларның теманы үзләштерү дәрәҗәсе көтелгән нәтиҗәне бирә.Шул рәвешле күнегүләр эшләгәндә.укучылар теоретик белемнәрен практикада кулланып,теманы аңлауларын күрсәтәләр.Гадәттә мин татар халык авыз иҗаты җәүһәрләрен кулланырга тырышам .алар ярдәм...
  • Сын тұрғысынан ойлауды үйрену тақырыбындағы коучинг сессияның ҚМЖ -сыҚызылорда облысы Шиелі ауданындағы № 219 Ы.Алтынсарин атындағы қазақ орта мектебінің орыc тілі пәнінің мұғалімі Ибраева Айжанның коучинг- сессия жоспары Күні: 16.01.2014 Коуч : Ибраева Айжан Өтетін орны: №17 кабинет Қатысатын мұғалімдер: 19 Тақырыбы:Cын тұрғыcынан ойлауды үйрену Мақсаты: Мұғалімдерге тренингтер арқылы сын тұрғысынан ойлау әдістерін қолдануды үйрету Нәтижесі: Сын тұрғысынан ойлау әдістерінің оқу үрдісін дамытуға қажеттігін түсініп , оқу үрдісінде қолдану жолдарын меңгереді . Әдіс- тәсілдері:Де Бононың 6 Ойлау қалпағы, топтық,жұптық жұмыстар. Көрнекілігі: Презентация, АКТ, постер, маркер.6 түрлі -түсті қалпақ. Қажетті оқу құралдары: МАН, Голосарий, интернет материалдары 1 Коучинг кезеңі Уақыты Коучтің іс-әрекеті Мұғалімнің іс-әрекеті Ресурстар 2 Ұйымдас тыру 2мин Сәлемдесу.Мұғалімдердің зейінін өзіне аудару. Коучпен сәлемдеседі . Коучингке дайындықтарын білдіреді . 3 Сергіту сәті 5мин . “ ҚЫЗЫЛ ӨРІК” жаттығуы. Мұғалімдердің көңіл- күйі көтеріледі, азда болсын денесі шынығады; Бейнежазба ...
  • «Муса Җәлил - татар халкының бөек шагыйре»Научно- исследовательская работа, посвященная творчеству великого татарского поэта Мусы Джалиля. В ходе работы я наметила себе цели и задачи: глубже изучить биографию и творческий путь писателя. Его стихи -это гордость татарского народа.Писатели и поэты посвятили ему романы и стихи, художники- картины. За проявленное мужество в годы Великой Отечественной войны Мусе Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза. Его поэзия была посвящена военной тематике, любви к родному кр...
  • Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках истории ХМАО и МХК учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Вот об этом мы хотели написать в своей работе. Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое церкви Ларьякского села и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей. Задачи: · Найти сведения о возникновении села Ларьякское и строительстве православной церкви в селе. · Изучить историю церкви. · Проанализировать отношение населения к церкви как к достопримечательности села.
  • ЗАНЯТИЕ «КРУГОМ ВОДА»Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Цель занятия: формирование экологических знаний через ознакомление с неживой природой. Занятие проводилось в рамках семинара для воспитателей детских садов и мини-центров г. Экибастуза и Экибастузского региона. П/с - ФОРМИРОВАТЬ знания о воде, ее свойствах и практического ее применения, направленного на сбережения запасов чистой, пресной воды, классификацию рыб . Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, к словесному анализу, выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание добиваться общей цели, работать дружно, овладевать действиями наглядного моделирования с помощью Кругов Эйлера, понимать чувство ответственности. Развивать коммуникативную сферу и социально-волевую. Получать радость от общения со сверстниками, сосредоточенность, настойчивость, воображение и внимание. Материал-Круги Эйлера, карточки с изображением рыб, картинки реки, моря, аквариума, мелкие игрушки рыб. ХОД: Воспитатель сообщает название темы. Доброе утро – птицы запели, Доброе утро – вставайте с постели. Прячется вся темнота по углам, солнце встает и идет по делам Что за чудо – чудеса, раз рука, два рука Вот ладошка правая, вот ладошка левая. И скажу вам не тая, руки всем нужны друзья. Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку. Умные руки умеют лечить, Чуткие руки умеют дружить. Возьмите за руки своего товарища и ощутите тепло его рук. -У вас хорошее настроение? , /Да/ Отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить? Закройте глаза /в это время воспитатель переливает воду из одного стакана в другой/ -Какой звук вы слышали? /Это звук льющейся воды./ Если оно льется, значит это жидкость. - Сегодня мы будем говорить о воде. Два ребенка загадывают загадки. Где в природе можно встретить воду ? / в океане, в кране, озере, в пруду, в фонтане, ручейке, в реке, в море, в луже, дожде, в росе, в болоте/ -Каким цветом изображена на карте ? /синим / -Давайте вспомним где человек использует воду? / купается, поливает, варит еду, пьет, стирает, моется, для тушения пожаров, катков/. -А всегда ли он правильно использует воду?
  • Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе, с элементами обучения русскоязычных дошкольников государственным языкам РТ «В гостях у куклы Маши»Цель занятия: Формирование связной речи на русском и татарском языках. Задачи занятия: -Закреплять умение описывать предметы по признакам. -Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). -Закреплять представление о геометрических фигурах, в счете до 5. -Формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме при составлении диалога из предложений в игровой ситуации. -Закрепление знаний по правилам безопасного поведения на дороге. Образовательные области: Коммуникация, Безопасность, Социализация, Познание, Физическая культура. Материалы и оборудование: Кукла, предметы комнатной мебели, мягкие игрушки кошка и собака, макет дорожного полотна, дидактическое пособие по дорожным знакам, пластмассовые продукты питания. Ребята сидят за столами. Здороваются на русском и татарском языках. Приветствие воспитателя. Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Маша. Дело в том, что Маша выросла и у нее появилась своя собственная комната, в которой необходимо расставить все, что необходимо, и она просит ей помочь. Ребята поможем! Дети: Да. Игра: Игра Расставь мебель Воспитатель приглашает дошкольников и задает вопрос: Что необходимо поставить в комнату Маши? Ребенок выбирает предмет, называет его, обозначает действие и качества предмета. Воспитатель задает вопросы: А на какую геометрическую фигуры похож этот предмет мебели? И просит всех детей показать ту геометрическую фигуру, на которую похож данный предмет. После этого ребенок размещает данный предмет мебели на макете комнаты. Дальше воспитатель спрашивает других детей, до тех пор, пока комната не буде... Молодцы. Ответы детей. Физкультминутка После проведения физкультминутки ребята садятся на свои места. Воспитатель: Ребята посмотрите в гости к Маше пришли ее друзья, ребята: Кто это? Дети: Акбай и Мяу. Воспитатель: Ребята вы же знаете, что наши друзья, когда к нам приходят в гости, то они общаются на татарском языке, давайте угостим наших гостей. Дидактическая игра: Накорми гостей (игра проводится с элементами татарского языка в устной форме при составлении диалога в игровой ситуации). Балалар: Исәнмесез Акбай и Мяу, Хәлләр ничек? Акбай и Мяу: Исәнмесез, Әйбет. Балалар: Акбай кил монда? Балалар: Мә Акбай ипи аша. Акбай: Рәхмәт. Ипи тәмле. Балалар: Мяу кил монда. Балалар: Мә Мяу чәй эч. Мяу: Рәхмәт. Чәй тәмле. Балалар: Мә Акбай сөт эч. Акбай: Рәхмәт. Сөт тәмле. Балалар: Мә Мяу алма аша. Мяу: Рәхмәт. Алма тәмле. Воспитатель: Молодцы ребята угостили мы наших гостей. Воспитатель: Ребята мне наши гости сказали, что хотят погулять с нами, давайте встанем парами и пойдем на улицу. Дети встают парами. Воспитатель: Вот мы вышли на улицу. Ребята смотрите дорога, которую нам нужно перейти. Дидактическая игра: Правила безопасного поведения на дороге ( использование макета дороги и карточек со знаками дорожного движения). Воспитатель: Ребята вот мы вышли из нашего садика и оказались прямо возле дороги, что же мы теперь будем делать, ведь нам надо обязательно перейти дорогу. Ребята, а где и как надо переходить дорогу? Ответы детей: Там где есть светофор, по зебре. Правильно, а на какой свет мы будем переходить наш светофор? Ответы: зеленый. А что мы будем делать на красный? На желтый? Ответы детей: ждать, приготовиться. Молодцы справились с этим тяжелым заданием. Но на улице встречаются не только светофоры, а ещ... Ребята у меня к вам еще один вопрос: Можно ли играть на дороге? Где должны играть дети? (ответы детей) Можно ли останавливаться на дороге? Что может случиться с тем, кто нарушает правила поведения на дороге? (ответы детей). Вот и перешли мы дорогу. Со всеми заданиями мы справились, все это вы знаете, мы с вами это только повторили и закрепили. Но пока вы еще маленькие и должны ходить по улице только с мамой и папой. Будьте внимательны на улице, обращайте внимание на дорожные знаки и никогда не нарушайте их. Воспитатель глядя на часы: Ребята сколько уже времени, мы очень долго гуляем и нашим друзьям пора домой. Прощание с Акбаем и Мяу на татарском и русском языках. Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами столько много разных дел сделали давайте напомним нашей кукле Маше, чем мы сегодня занимались. Обсуждение.
  • Салалс құрмалас сөйлемСабақтың тақырыбы: Салалас құрмалас сөйлемді қайталау 8 сынып. Сабақтың мақсаты: А) Білімділік: Құрмалас сөйлемдердің басты белгілерін білу, құрылысын, құрамын ажырату, тыныс белгілерін дұрыс қойып жаза білуге үйрету; Ә)Дамытушылық: Ынта қойып тыңдау, жазу, талдау машықтарын қалыптастыру, сөздік қорын, сөз байлығын дамыту, талдау және салыстыра білу дағдыларын дамыту; Б) Тәрбиелік: Сөз қадірін түсіне білуге, жүйелі сөйлей білуге тәрбиелеу. Сабақтың түрі : Білімді пысықтау Сабақтың әдіс-тәсілдері : сұрақ – жауап, топпен жұмыс, талдау, ойлау, дәлелдеу. Ұйымдастыру. 1.Оқушылармен амандасу. 2.Кезекшілермен сұхбаттасу. 3.Сыныпты екі топқа бөлу. Сабақтың жоспары: I. Қайталау-білім анасы . II. Ой қозғау. III. Сергіту сәті. IY. Кім жылдам? Y. Тапқырлар. YI. Семантикалық картамен жұмыс . YII. Шағын тест. YIII. Венн диаграммасы IX. Қорытындылау. X. Үйге тапсырма. ХІ. Бағалау. Құрамындағы жай сөйлемдерінің бір-бірімен мағыналық қарым-қатынасына қарай салалас құрмалас сөйлем алты түрге бөлінеді: 1.Ыңғайлас салалас 2.Қарсылықты салалас 3.Түсіндрмелі салалас 4.Талғаулы салалас 5.Себеп-салдар салалас 6.Кезектес салалас І.Қайталау-білім анасы 1.Сөйлемнің қандай түрлері бар? 2. Жай сөйлем дегеніміз не? 3. Құрмалас сөйлем дегеніміз не? 4. Салалас құрмалас сөйлем дегеніміз не? 5. Ыңғайлас салалас дегеніміз не? 6. Себеп-салдар салалас дегеніміз не? 7. Қарсылықты салалас дегеніміз не? 8. Түсіндірмелі салалас дегеніміз не? 9. Талғаулы салалас дегеніміз не? 10. Кезектес салалас дегеніміз не?
  • ОҚЫТУ ҮШІН БАҒАЛАУ ЖӘНЕ ОҚУДЫ БАҒАЛАУОҚЫТУ ҮШІН БАҒАЛАУ ЖӘНЕ ОҚУДЫ БАҒАЛАУ Егер балалар бірдеңені түсінбейтін болса, онда оқытушы оларды кінәлауға тиіс емес, оларға түсіндіре алмаған өзін кінәлауға тиіс. Ол балалармен сөйлескенде, шыдамдылық етуі керек... (Ы. Алтынсарин) Мектепте оқушының тәрбиесі мен дамуы және оқу жұмысындағы мұғалім мен оқушының ынтымақтастығы, ізгіліктендіру ұстанымдары негізінде ұйымдастыруға ерекше мән беріліп отырған қазіргі кезеңде бағалаудың рөлі өте жоғары. Нәтижеге бағдарланған білім беруді енгізу жағдайында білім беру үдерісі оған қатысушылар арасындағы субъект – субъект негізінде жүзеге асады. Білім алушы оқу - тәрбие үрдісіндегі субъект ретінде оқуда белгілі бір табыстарға жету үшін өз іс - әрекетін мақсатты ұйымдастырады. Бағалауға білім алушылардың пәндік білім, білік, дағдыларын және адамгершілік нормалары бағдарлы, жалпы адами және ұлттық құндылықтар тұрғысындағы іс - әрекет тәсілдерін меңгеру бойынша олардың жетістіктерін көрсететін нақты нәтижелері бағалана алады. Бағалау терминін естігенде тек қана бір курстың аяқталуы, сынақ, бақылау жұмыстары және диктант елестейді. Яғни оқушы берілген тақырыпты қаншалықты меңгергені немесе игермегендігі көрсетіледі. Неге бағалау, оқу мақсаты және әдіс-тәсілдер бірге болуы керек? Егер біз сабағымызда бағалау, оқу мақсаты және әдіс-тәсілдерін бірге ықпалдастырып қолдансақ, олар бір-бірін нығайтып, жетілдіріп отырады. Сабақ мақсаты: мен оқушылар нені білгенін қалаймын және сабақтан шыққанда олар үйренгендерін ары қарай қалай қолданады. Оқудағы әдіс-тәсіл: қандай сыныптағы немесе сыныптан тыс іс-әрекет менің мақсатымды нығайтады және оқушыларды бағалауға дайындайды. Бағалау: мен белгілеген мақсатқа жеткендігімді қандай тапсырмалар ашып көрсетеді. Сабақ мақсаты, оқудағы әдіс-тәсіл, бағалау бірге қолданылғанда оқушыларға өздігінен білімді меңгеріп, өз көзқарастарын зейін қойып, зерделей берген білім аясында жүзеге асырады. Қандай мәселе болса да, шәкірттің пікірін, ойын біліп барып, оны оған түсіндіріп, содан соң қорытынды айту керек,- деп Ы. Алтынсарин айтқандай әр сабақта оқушылардын білімін қолпаштап отыруымыз керек деп ойлаймын. Әлемдегі соңғы зерттеу жұмыстары біздің ұғымымызда формативті бағалау үдерісінің едәуір дамуы мен білім беру мен білім алуда қолдану мүмкіндіктеріне серпін берді. Оқыту үшін бағалауды түсіну үшін оны дәстүрлі бағалауға қарама-қарсы қойған дұрыс. Оқыту үшін бағалау Оқуды бағалау Оқыту үшін (формативті) бағалау мақсаты кері байланысты қамтамасыз ету үшін мұғалім және оқушы жүргізеді. Бұл оқушы үшін төмен бағанды бағалау болады. Жиынтық бағалаудың мақсаты оқушының бір тақырып немесе тоқсан аяғында жеткен жетістігі немесе белгілі бір стандартты меңгеруі. Сыныптағы оқушылардың білім алғандығын анықтау үшін қолданылатын Оқыту үшін бағалау түрлері: · Бақылау (бақылау парақтары, түртіп алу парағы) · Сұрау (диалогтік тәсіл) · Талдау · Кіру/шығу қағаздары (кері байланыс қағазы) · Графикалық ұйымдастырушы (миға шабуыл, Т-таблицасы, оқиға тізбнгі, мәселе шешу, тозған үлгі (Frayer Model), кейіпкер картасы) · Өзін-өзі және құрдастарының бағалауы (екі жұлдыз, бір тілек, айна, белгілер) · Жауап журналы · Таныстырылым · Ойлан. Жұптас. Бөліс. · Портфолио Осындай оқыту үшін бағалаудың әдіс-тәсілінен кейін оқушылар сабаққа белсенді қатысады. Мұғалім оқушыларға бағалау парақтарын таныстыра отырып, бақылау парағы, рубикатор, өзін-өзі және құрдастарын бағалау, топтық бағалау парақтары арқылы жиынтық баға қоюға болады. Олар • Қадағалау (бақылау) парағы • Рубикатор Қадағалау парағы оқушының алға жылжуын, қол жеткізген жетістігін анықтау үшін қолданылады. Қадағалау парағы қарапайым тәсілмен жол көрсетсе, ал рубикатор белгіленген өлшем бойынша сапаны өлшейтін құрал. Бұл жоғары бағанды өлшем. Рубикатордың төрт түрі бар (Holistic rubrics-жалаң рубикатор, analytic rubrics-талдау, жіктеу рубикаторы, primary-trait rubrics-бастапқы рубикатор, multi-trait rubrics-көп ерекшелікті рубикатор). Егер оқушы бағалаудың түрлерімен күнделікті сабақта танысып, дағдыланса б... Шәкірттің ойлау қабілетіне еркіндік беріп, шектемей, жетелеп, адастырмай бақылап, керек кезінде жолын көрсетіп отыру дұрыс, деген Ы. Алтынсариннің сөзі бағалаудың мәніне сай келмей ме. Яғни біз ұстаздар қауымы бағалауды өткізу үшін, оқушылардың нені білетіндігін және не істей алатындығын, сонымен қатар олар қандай қиындықтармен кездесуі мүмкін екендігін анықтауымыз қажет. Ұ
  • ҚАЗАҚ ТІЛІ САБАҚТАРЫНДА ЖАҢА ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫН ПАЙДАЛАНА ОТЫРЫП, ПӘНГЕ ДЕГЕН ҚЫЗЫҒУШЫЛЫҒЫН ҚАЛЫПТАСТЫРУҚАЗАҚ ТІЛІ САБАҚТАРЫНДА ЖАҢА ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫН ПАЙДАЛАНА ОТЫРЫП, ПӘНГЕ ДЕГЕН ҚЫЗЫҒУШЫЛЫҒЫН ҚАЛЫПТАСТЫРУ Қазақстан әлемдік білім беру кеңістігіне енуі отандық білім дамуының стратегиялық жоспарын әзірлеуді және соған орай ұлттық білім жүйесінің жетістіктері мен білім дамуындағы жалпы әлемдік үрдістерді ескеретін жаңа үлгісіне көшуді талап етуде. Сондықтан болар бүгін мектеп мұғалімдерінің біліктілігін арттыру жаңаша Кембридж Университетінің оқыту жүйесін негізге ала отырып, білімін көтеру басталды. Білім беру мен оқытудың қазіргі замандағы әдістері мұғалімнің күнделікті тәжірибесі және кәсіби ... Дәстүрлі сабақ беру барысында оқушы сыныпты мұғалімнің территориясы деп таныған. Барлық мұғалім сабақты өзі түсіндіріп, ережені өзі қорытып, қорытынды жасап, оқушыны ойлау қабілетінен айырған. Осындай әдіс – тәсілдің нәтижесінде оқушы сабақта салғырт, немғұрайлылық танытып, білімге деген құштарлығын жоғалтудың аз – ақ алдында қалды. Оқушылар тек баға үшін ғана оқитын болды. Олардың мақсаты -күнделікті азғана жинақтаған білімдері бағаланса болғаны. Күнделікті сабақ алдыңғы сабаққа ұқсас... Оқытудың жаңа түрінде оқушы өте маңызды роль атқара алады. Олар достарымен қарым – қатынас арқылы белсенді түрде білімдерін жинақтайды. Білім бере отырып, тиімді жолмен жаңа заман тұлғасын қалыптастыру әр ұстаздың мақсаты екені анық. Білім мазмұнын жаңартудың ғылыми негізіне оқушы белгілі бір қажетті біліктер мен дағдылардың иесі, оқу әрекетінің субъектісі,әр түрлі мәдениеттер мен өз көзқарасы тұрғысынан білімді, сауатты, өз ойын дұрыс әрі шебер жеткізе білетін, мәдениетті тұлға. Оқушылар алған ақпараттарын синтездеу қабілетін, ақпараттың шынайлығын салыстырмалы түрде ойлана білу қабілетін дамыту үшін қолданылған әр түрлі Венн диаграммасы, Оқи отырып, түртіп алу, Инсерт, Білемін, білдім, білгім келеді, Рондель, Синквейн, Шығармашылық матрица стратегиялары оқушылардың қазақ тілін үйренуге қызығушылығын арттыруда. Осы арқылы ойды қозғату, ояту жүзеге асады.Тіл үйрету- белсенділікті талап ететін іс-әрекет Топтау, Түртіп алу, Жұпта талқылау, Болжау стратегияларында жинақта...
  • Беседа на тему «Мой любимый город Ейск»Группа Особый ребенок Непосредственная образовательная деятельность. Формирование целостной картины мира. Беседа на тему: Мой любимый город Ейск. С использованием ИКТ. Цели: Развивающая, познавательная, речевая, воспитательная. Задачи: Углубить и расширить знания детей о родном городе. Знать, как называется наш город, почему его так назвали. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям, труженикам города. Воспитывать глубокую дань уважения к местам славы нашего города, чувство патриотизма. Методы и приемы: Рассматривание. Вопросы, диалог. Материал: Использование ИКТ ноутбук, фотографии Ейска. Ход НОД. Как называется город, в котором мы живем? - Ответы детей. А почему его так назвали, я вам сейчас расскажу. Это было очень давно. Такой большой страны, как сейчас, не было, разные народы жили отдельно и постоянно воевали между собой. Чтобы защитить границы русского государства на Кубань отправился граф Воронцов, для выбора места под строительство укрепленного сооружения. Ему понравилось это место, есть выход к морю, земли плодородные, рядом протекает река Ея. Сначала было построено небольшое укрепление прямо на реке, сейчас там поселок Ейукрепление. З... - Ответы детей. На ноутбуке просматриваем слайды по ходу беседы. Город наш знаменит своим теплым морем и песчаными пляжами. С каждым годом к нам летом приезжает все больше и больше людей, вместе с детьми. Приезжая в город люди попадают на железнодорожный вокзал. В городе много парков, где можно отдохнуть. Самый крупный парк имени Ивана Поддубного, это великий русский борец, прославивший нашу страну в далекие времена. В честь его был назван парк, в котором расположена его могила и расположен музей, где собра... - Ответы детей. В каждом городе обязательно есть хлебозавод. Что на нем производят? - Ответы детей. Если посмотреть на город сверху, мы увидим, что его пересекают прямые линии, как вы думаете, что это? - Ответы детей. Это улицы, которые протянулись с одного конца города на другой. как называются улицы, на которых вы живете? - Ответы детей. Еще наш город очень зеленый, деревья растут вдоль всех улиц, много цветов, которые растут у домов. В городе у нас много памятников, есть здания, построенные 100 и более лет назад. Рассматриваем слайды старого и нового города. Я очень люблю свой город. Не даром говорят В гостях хорошо, а дома лучше. Где бы я ни отдыхала, возвращаясь домой, всегда говорю, здравствуй родненький, я вернулась. Город Ейск – это моя Родина. Это и ваш дом, и ваша Родина.
  • Социально-творческий проект «Фермерское хозяйство»Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о роли современной техники в трудовой деятельности поверхностны. Дети имеют недостаточное представление о сельскохозяйственных профессиях, сельскохозяйственной технике, не видят, как выращиваются злаковые культуры, как и откуда, появляются в магазинах хлеб, молоко и молочные продукты. Данный проект поможет расширить представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракто... В ходе реализации информационно-творческого проекта дошкольники расширят свой кругозор, представления о мире сельскохозяйственных профессий, а также смогут исследовать свои способности применительно к рассматриваемым профессиям. Во время работы над проектом у детей появится возможность тренировать различные виды своих способностей.
  • Бірлігі жарасқан халықпызАшық сабақ тақырыбы: Бірлігі жарасқан халықпыз. Мақсаты: Балалардың достық, халық, бірлік құндылықтары туралы түсініктерін кеңейту. Міндеттері: -Халықтар достығы, жарастығы, бірлігі туралы түсініктерін қалыптастыру; -өзара сыйластық қарым-қатынастарын дамыту; -ынтымаққа, достыққа, бірлікке тәрбиелеу. Көрнекі құралдар:үнтаспа, оқулық, дәптер.әр ұлт өкілдерінің суреттері. Шаттық шеңбері.Балалар біз өзін-өзі тану сабағын неден бастаушы едік? Ендеше барлығымыз шаттық шеңберіне тұра қалайық. Балалармен бірге шеңбер құрып тұрамын.Сабақ халықтар достығын білдіретін көңілді әнмен басталады.Бәрі бірге ән салады. Достық Ортақ мекен жершары, Еңбек ортақ, жыр ортақ, Төбемізде бір аспан. Ортақ бізге барлығы. Барлық ұлттың баласы, Туыспыз біз бәріміз, Достығымыз жарасқан. Біз Отанды сүйеміз. Ортақ бізге бір Отан Бақытты елде туған соң, Ортақ жердің байлығы, Бақытты өмір сүреміз. Өлең жолдарын талдау. Мысалы: Ортақ мекен жер шары,төбемізде бір аспан дегеннің мәнін қалай түсінесіңдер? -Өйткені жер, аспан бізге ғана тиесілі емес, ол барлық адамдарға өзге де ұлт өкілдеріне ортақ. - Қазақстанда қандай ұлттар тұрады.? - Сенің қай ұлт өкілдерінен достарың бар? - Бірлігі жарасқан халықпыз дегенді қалай түсінесіңдер? - Қазақстанда қанша ұлт тұрмасын бәрі бірге оқып, бірге қызмет етеді. Бірге мереке тойлап,бірге қуаныш бөліседі. Не жасаса да бірге жасайды,келісіп әрекет етеді.Татулықта,достықта өмір сүреді.Осындай ажырамас бірлік біздің Отанымыздың үлкен ел екенін басқа елдерге танытады. Бірлігі жарасқан халықпыз дегеннің мағынасы осында. Әңгімелесу -Балалар дұрыс айтасыңдар. Қазақстан көп ұлтты мемлекет. Бізде жалпы 130-дан астам ұлт өкілдері тұрады. Атап айтсақ қазақтар, ұйғырлар, корейлер және өзге де ұлт өкілдері. өмір сүреді. Олар бір-бірімен тату-тәтті тұрады.Біздің елімізде әр ұлт өкілдерінің өз тілінде, дінін, салт-дәстүрін, мәдениетін сақтауға жағдай жасалған. Әр ұлт өкілдері бір үйдің баласындай бірлігі мен ынтымағы, туыстығы мен достығы жарасып өмір сүруде.Олардың тілі мен әдет-ғұрпы, салты басқа болғанымен, тілегі мен мақсаты бі...
  • Религия в демократическом обществеРеспублика Казахстан объявила себя в Конституции светским государством, провозгласить свободу вероисповедования. Активно проходит процесс возрождения религии, было открыто множество церквей, сотни мечетей. В последнее время начали свою работу в Казахстане активисты многих церквей, ранее здесь известных. Вместе с этим возникла опасность вовлечение Казахстанцев в сферу интересов всевозможных опасных сект. Несоблюдение почести влекло удаление из школы. Против этого закона выступили, (…) они утвержд...
  • Урок “Тәмле сүзләр”Тема: “Тәмле сүзләр”. Максат : 1) “Хәерле иртә!”, “Хәерле көн!”, “Хәерле кич!”, “Тыныч йокы!”сүзтезмәләре белән таныштыру; 2) сәнгатьле уку күнекмәләрен, бәйләнешле сөйләм телен үстерү; 3) кешеләргә карата сакчыл караш тәрбияләү. Дәрес барышы I Оештыру өлеше II Үткән материалны кабатлау III Яңа материал IV Яңа материалны ныгыту V Йомгаклау Җиһазлау: дәреслек: 79-81 бит, “Хәерле иртә!”, “Хәерле көн!”, “Хәерле кич!”, “Тыныч йокы!”сүзтезмәләре язылган карточкалар, иртә, көндез, кич вакытын сурәтләгән рәсемнәр I Оештыру өлеше Дежур укучы рапорт бирә. Исәнләшү. II Үткән материалны кабатлау Өй эшен тикшерү “Тәмле сүз” хикәясен сәнгатьле уку Какие вежливые слова из текста мы нашли? ( рәхмәт, гафу ит, гафу итегез) Когда мы их говорим? ( ... ) III Яңа материал С какого слова начинается наше утро? (Доброе утро!) Какие слова произносим днём и утром? (Добрый день и добрый вечер) А вам приятно слышать вежливые слова? Мы сегодня на уроке научимся правильно говорить и писать эти вежливые слова Доброе утро! Хәерле иртә! Добрый день! Хәерле көн! Добрый вечер! Хәерле кич! - Давайте скажем друг-другу вежливые слова. (работа в парах) - Хәерле иртә, Руслан! - Рәхмәт, Артур, сиңа да хәерле иртә! - Хәерле көн, Илназ! - Рәхмәт, Влад, сиңа да хәерле көн! - Хәерле кич, Антон! - Рәхмәт, сиңа да хәерле кич, Максим! Когда ложимся спать, мы желаем друг-другу “Спокойной ночи!” Спокойной ночи! Тыныч йокы! (тыныч төн) IV Яңа материалны ныгыту Ә хәзер бу сүзләрне язарга өйрәнәбез. Дәфтәрләрне ачабыз. Дәреслекнең 81 битеннән 10 нчы күнегүне табып укыйбыз, дәфтәрләргә күчереп язабыз. V Йомгаклау Бүген дәрестә нинди сүзләр өйрәндек? Без аларны кайсы вакытта әйтәбез? (Билгеләр куябыз)
  • Урок «Починка одежды. Штопка шерстяных вещей»Одной из главных задач коррекционной школы является формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья бытовых умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Данный урок позволяет детям получить практические навыки и умения по ремонту одежды. При повторении ранее изученного материала мспользуются различные виды заданий : раскрасить картинки, отгадать загадки, вставить пропущенные слова, что позволяет вовлечь в работу всех учащихся класса. При выполнении практи...
  • Разработка сценария ко Дню пожарной охраныМетодическая разработка сценария ко Дню пожарной охраны может быть использована в учреждениях дополнительного образования, культуры, в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений как материал для подготовки общешкольного мероприятия или классного часа. Для усиления визуального эффекта используется мультимедийная презентация. В сценарий мероприятия могут быть включены творческие номера в исполнении как взрослых педагогов, так и детского коллектива. Репертуар может быть выб...
  • План открытого урока производственного обучения «Опиливание плоских-параллельных поверхностей, изготовление 2х-рожкового гаечного ключа с открытым зевом. »Данная методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения по специальности Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-технических устройств, вентиляции и инженерно-технических систем (по видам), Слесарь-сантехник. в данной методической разработке описан ход проведения урока производственного обучения по предмету Слесарное дело с соблюдением всех этапов урока, правил техники безопасности, проверки и закрепления знаний студентов, рефлексии. также может быть предназ...
  • Тукай яшиКаждый год наш народ отмечает его день рождения.Самый большой праздник отмечается в городе Казань.Биография Тукая несложная. Габдулла Тукай (настоящее имя – Габдулла Мухаммедгарифович Тукаев) родился 26 апреля 1886 года в семье муллы Мухаммедгарифа в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне это Тукаевский район Республики Татарстан). Род Тукаевых, по преданию, насчитывал семь поколений мулл. О предках поэта известно очень мало: дед Тукая, Мухаммедгалим, в 1835 году получил указ, то есть свидет...
  • Тілдер еліне саяхатАна тілі дегенініміз – сол тілді жасаған, жасап келе жатқан халықтың баяғысын да, бүгінгісін де, болашағын да танытатын,сол халықтың мәңгілігінің мәселесі. Ана тілін тек өгей ұлдары ғана менсінбейді, өгей ұлдары ғана оны аяққа басады. Ғабит Мүсірепов Сіздердің ана тілдеріңіз қандай тіл? Сол тіл туралы не білесіздер? 4-слайд Тіл білімі деген елдің , мемлекеттің картасы Тіл дегеніміз - бір елді мекен , яғни қала деп алып, біз сол қалаға саяхатқа шығамыз. Ол үшін бірінші қаламен сырттай танысуымыз керек, қала жайлы жалпы мәлімет алуымыз керек. Өйткені біз қалалар жайлы естідік, нақты мәліметтер алған жоқпыз. Біз баруға тиісті тіл деген елдің қандай қалалары (салалары) бар екен? Фонетика Лексика Морфология Грамматика Синтаксис Ірі , бай, жан-жақты дамыған, барлық елдерге танымал 4 қала бар екен. І әрекет Біз туристік агенттіктен қала туралы кітапшалар сатып аламыз. Кітапшалармен қоса қаланың түсі беріледі, мысалы, фонетикаға сары лента, т. б. салаларға алдын-ала дайындалған түстер беріледі. Оны сатып алу үшін ақы төлейміз, ол кітапшалар арзан, сол себепті оңай сұрақтардан құрылады: 1. Абай жолы романының авторы кім? 2. Қазақстанның інжу-маржаны қай жер? 3. Бір мақал айтып беріңіз 4. Бір ғасыр өмір сүрген қазақтың ақыны Тыңдаушыларға қаламен танысуға уақыт беріледі. 4 қаланы таңдап алып, солар жайлы мәліметтер беру. Слайдтардағы нүктелерге тоқталу. 5-слайд Фонетика қаласы Сұрақ қоя отырып салаларды еске түсіру 1.Фонетика нені қарастырады? Әр нүктеге тоқталып өту. 7 ықшамауданы бар: дыбыс, буын, тасымал, екпін, орфография, орфоэпия 6-слайд Лексика қаласы 2.Лексика нені зерттейді? Сөздің мағынасын зерттейді, 3 ірі аудандары бар: омоним, синоним, антоним, т.б.шағын аудандары бар(кәсіби, термин, көнерген, табу сөздер) 7-слайд Морфология қаласы 3.Морфология саласынан нені үйренуге болады? Сөз құрамын, сөз табын, қосымшаны үйренміз. Қосымшаның екі түрі бар. 8-слайд Синтаксис қаласы 4.Синтаксис деген нені қарастырады? Сөз тіркесі, жай сөйлем, құрмалас сөйлем, сөйлем мүшелері, оның түрлеріне тоқталып кету. 9-слайд Кассалар деген жазу, суреті
  • Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей Экологическое воспитание детей в семье.Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важными из них для формирования экологической культуры ребенка, является семья.Семья имеет свои особенности, и благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах в семейные отношения. ...
  • «Всеобщая декларация прав человека»Цели и задачи урока: продолжить знакомить учащихся с равенством всех перед законом, изучение основных статей декларации. Прививать навыки работы в малых группах. Методы урока: работа в малых группах. Повторение прошлой темы. В каком году принята Всеобщая Декларация прав человека? Признал ли Казахстан декларацию? Что относится к гражданским правам? Что относится к культурным правам? Что относится к политическим правам граждан? В каком году была принята Конституция Республики Каза...
  • Международная пресс - конференция «страны Южной Азии»Учащиеся должны знать как развивались страны Южной Азии в послевоенный период и современное положение. Развивать умения, вести беседу, дискуссию, логически отстаивать свою точку зрения, продолжить формирование навыков аналитического мышления, развитие связной последовательной речи. Способствовать становлению гражданской активности, осознанного восприятия мировоззренческих идей. Тип урока: формирование ЗУН. Самостоятельная работа уч-ся с источником творческое задание. Методы: интеракт...
  • ВертолётыСуществует несколько схем конструкции вертолетов: обычная – один несущий винт и маленький на хвосте, соосная – два расположенных один над другим винта, вращающиеся в противоположные стороны, продольная – два несущих винта в хвостовой и носовой части машины, поперечная – два винта на концах развитого крыла. Ка-32 применяется на военных и гражданских судах. Он может проводить ледовую разведку и обеспечивать проход кораблей в Арктике. Вертолет Ка-60 Касатка не только перебрасывает солдат на поле боя, но и может быть пассажирским вертолетом. Боевой вертолет Ка-50 Черная акула может нести управляемые реактивные снаряды и противотанковые управляемые ракеты. Созданный в конце 90-х годов Ка-52 Аллигатор, имеет мощное пушечно-ракетное вооружение и прицельно-навигационное оборудование, позволяющее действовать ночью. Некоторые современные боевые вертолеты оборудуются телекамерами, радарами и системами ночного видения. Это позволяет им держать в прицеле противника. Оставаясь для него невидимым. Вертолеты не только служат в армии. Винтокрылые машины перевозят геологов, газовиков, нефтяников, возят разнообразные грузы. Они стали незаменимыми помощниками на севере и в горах, там, где мало дорог, доставляют врачей, спасателей, почту и продукты. Сегодня вертолеты выполняют десятки мирных задач.
© 2010-2018