Биология

  • Экологическая игра Обыкновенная ромашкаЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА РОМАШКА 31.05.2015 г. Цель игры: формирование ответственного отношения к природе родного края через пополнение знаний учащихся. Для игры требуется: ромашка с отрывающимися лепестками, на которых написаны загадки или вопросы для разминки, гербарии лекарственных растений произрастающих в Тюменской области. Домашнее задание для команд: девиз, приветствие, газеты на тему “По страницам Красной книги” Для оценки конкурсов можно использовать фишки или выставлять баллы. Вступлен...
  • Статья Токсины в нашей пищиВ данной статье рассказано о токсинах- ядовитых веществах пищи :растительных, животных, бактериальных и техногенных, их вредное действие на организм , от куда они берутся. Данный материал можно использовать на уроках биологии при изучении темы Пищеварительная система, а также в качестве познавательной информации.
  • Приемы технологии развития критического мышления на уроках биологии и химииВ традиционном обществе обучение строится путем трансляции учителем информации. В век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Основным условием развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. Реализация личностно-ориентированного обучения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, которое позволило бы им проявлять личностные функции (искать смысл, строить образ и модель св...
  • СЦЕНАРИЙ АКЦИИ «ДЕНЬ СИРЕНИ»Сценарий акции ДЕНЬ СИРЕНИ. Цели: 1. Приучить учащихся самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, творческую активность. 2. Развить навыки межличностного общения учащихся. 3. Расширить и углубить знания по биологии, экологии, истории и литературе. 4. Раскрыть литературеые и артистические способности учащихся. Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим удивительную акцию ДЕНЬ СИРЕНИ. Сирень -это не обычный кустарник, для многих людей цветы сирени символизируют ПОБЕДУ и РАДОСТЬ. Свое родов...
  • ПРОЕКТ: Наше будущее в наших рукахКраткое описание проекта. Решение экологических проблем на современном этапе развития человечества являются первоочередной задачей существования любого общества. В России, особенно в таком мегаполисе, как Москва, ситуация, связанная с экологией, все более усугубляется. Мэр Москвы С.С. Собянин сделал акцент и определил основные задачи для разрешения данной проблемы. Особенно становится важным привлечение не только жителей города, но и просвещение и организация деятельности подрастающего поколе...
  • Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя биологииПрограмма саморазвития по теме Развитие профессиональной компетентности учителя через организацию проектно- исследовательской работы обучающихся по биологии Проектно-исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных м...
  • Внеклассное мероприятие День птицВнеклассное мероприятие День птиц проводится на неделе Краеведения среди учащихся 5 - 6 классов (хотя и ученики начальной школы очень активно участвуют в этой игре). Цель: повторение и обобщение знаний детей о птицах; воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому; умения оказывать помощь природе, любовь к Родине. Форма: познавательно-игровая программа. Методы: совместная творческая деятельность; Подготовительная работа: подобрать материал для сообщений, кроссвордов, изгото...
  • УДОБРЕНИЯ, КАК ХИМИЧЕСКИЕ КОМПАНЕНТЫ В РАСТЕНИВОДЧЕСКОЙ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИН. И. ГОРБАЧЕВА УДОБРЕНИЯ, КАК ХИМИЧЕСКИЕ КОМПАНЕНТЫ В РАСТЕНИВОДЧЕСКОЙ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ Все овощи и фрукты растениеводческой пищевой продукции – важней-шие поставщики витаминов и минеральных веществ, необходимых для орга-низма человека. Но вместе с полезными веществами в организм человека попадают и опасные химические компоненты, которые накапливаются в растениях и вызывают отравление организма. (В. Н. Богословский Агротехнологии будущего М. 2004) Классификация удобрений (httpwww.pestici...
  • Методическая статья по биологииСтатья отражает примеры использования элементов технологии развития критического мышления на уроках биологии с целью формирования у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций.Особая роль уделяется стратегиям смыслового чтения, с помощью которых учащиеся воспринимают текстовую информацию в соответствии с поставленными познавательными задачами. Описаны такие приемы смыслового чтения, как: Инсерт, ...
  • Карта урока по дисциплине ОДБ. 07 БиологияУчебно -методическая карта урока № 32 Дисциплина: ОДБ 07Биология Тема раздела: Основы экологии Тема урока: Экология как наука. Экологические факторы Тип урока: изучения новых знаний Вид занятия: урок с элементами лекции, , с использованием частично поисковой , информационно-коммуникативной, игровой и личностно-ориентированных технологий Цели занятия: 1. образовательные: § создать условия для восприятия новых знаний...
  • Общая характеристика грибов. Плесневые грибыТема по биологии 6 класса по программе В.В.Пасечника. Направлен на формирование информационных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций. Предлагается повторение изученного ранее понятийного материала. Ставится проблема урока. Для ее решения класс делится на 2 группы. Выделяются особенности грибов, их питание и размножение. Исследуются плесневые грибы. Для учащихся предусмотрена сравнительная таблица мукора и пеницилла. Рассматриваются дрожжи, их особенности, применение. Закрепление ...
  • Статья Мы в ответе за тех, кого приручили В статье рассказывается о той мере ответственности, которая лежит на каждом, кто хочет завести домашних животных. Зачастую люди не понимают, насколько изменится жизнь, когда в ней появится какое-нибудь животное. Думая о развлечениях, о мнении окружающих, человек забывает о том, что живое существо нуждается в уходе, любви и внимании. Когда животное остаётся одно дома, то от скуки и тоски может натворить немало... А когда хозяева возвращаются домой и обнаруживают, что любимец раз...
  • Конспект урока по биологии Краткая история развития биологииВы хорошо знаете, что биология — это наука о жизни. В настоящее время она представляет совокупность наук о живой природе. Биология изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами. С тех пор как человек стал осознавать свое отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Сначала от этого зависела его жизнь. Первобытным людям необходимо было знать...
  • Эволюция дыхательной системы беспозвоночных и позвоночных животныхДополнительный теоретический материал, который можно использовать на уроке биологии в 8 классе по теме Дыхательная система животных. В нем рассказывается о том, как осуществляется дыхание у разных животных, об организации системы дыхания и механизмах приспособлений к дыханию у многоклеточных животных. Прослеживается усложнение организации животного мира, начиная от простейших и заканчивая млекопитающими. Строение органов дыхания зависит от того, в какой среде обитают животные. Например: мн...
  • Рабочая программа по биологии для студентов 1 курса СПОПрограмма учебной дисциплины Биология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 131003.01 Оператор нефтяных и газовых скважин, примерных программ, рекомендованных Экспертным советом по профессиональному образованию ФГУ ФИРО от 2008 года Организация – разработчик: ГБОУ СПО Большеглушицкий государственный техникум Разработчик: Чаплашкина Ольга Анатольевна преподаватель общеобразов...
  • Разработка урока по биологии на тему Земля - наш общий домУрок на тему Земля - наш общий дом проводится при узучении раздела Надорганизменные системы. Возможен вариант проведения внеклассного мероприятия на данную тему при проведении предметной Декады или Недели, так как рассматриваемые вопросы затрагивают почти все стороны жизнедеятельности человека. Мероприятие можно разнообразить показом фильмов о природе, включить музыкальное сопровождение и поэтическую страничку. Вариантов много, желаю успехов в модернизации моей работы, буду рада познакомитьс...
  • Пришкольный учебно-опытный участок Учебно-опытный участок является неотьемлемой частью учебно- воспитательного процесса в школе.Посильная работа на нем учит уважительно относится к труду,опытнеческая работа дает возможность лучше усвоить материал по биологии:знакомит с систематикой растений, влияние разных факторов на рости и развитие растений. В последние годы сложилась практика в школах отказа от участков, т.к. детям нельзя работать.Копать га земли конечно нельзя,а обработать 10 соток земли всей школой для прведения опы...
  • Исследовательский проект Влияние среды на развитие растения из семениПроект нацелен на работу учеников 2 класса. Он охватывает изучение учебной темы Развитие растения из семени. Одно из чудес природы - пробуждение природы, появление ростков, цветов - все это радует и мы искренне удивляемся изменениям окружающего мира. Откуда появляются цветочки? А как появляются из зернышка или семени стебельки? Что происходит, когда в зёрнышке просыпается жизнь? Какая мощная жизненная сила дремлет в этом маленьком кусочке природы! Обычно, этот процесс скрыт от наших глаз, и мы...
  • Тест по биологии «Размножение растений»1. Размножение - это ... · увеличение количества растений · увеличение размера организма · образование новых побегов 2. Различают два способа размножения растений ... · вегетативное и семенное · усами и луковицами · ветром и животными 3. Размножить клубнем можно ... · лук · картофель · тюльпан 4. Семена развиваются из семязачатков которые находятся в ... · тычинке · завязи пестика · пыльнике 5. Женски... 1. Размножение - это ... · увеличение количества растений · увеличение размера организма · образование новых побегов 2. Различают два способа размножения растений ... · вегетативное и семенное · усами и луковицами · ветром и животными 3. Размножить клубнем можно ... · лук · картофель · тюльпан 4. Семена развиваются из семязачатков которые находятся в ... · тычинке · завязи пестика · пыльнике 5. Женски... 1. Самые древние растения на нашей планете, преобладающее большинство которых живёт в пресной и солёной воде. · мхи · водоросли · лишайники 2. Одноклеточная зелёная водоросль с двумя жгутиками. · хламидомонада · хлорелла · цианобактерия 3. Клетки-споры выполняющие функцию расселения при бесполом размножении хламидомонады. · зоошарик · зоосемя · зооспора 4. Группа живых организмов, произрастающих на всех континентах у которых... 1. Чрезвычайно важный орган растения, основными функциями которого являются фотосинтез и транспирация. · корень · лист · цветок 2. Суженная часть листа, соединяющая своим основанием листовой пластинки со стеблем. · основание листа · черешок · прилистник 3. Лист, на черешке которого имеется несколько листовых пластинок. · сложный · простой · неопределённый 4. Проводящие пучки, соединяющие лист со стеблем. · жилки · ... 1. Видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. · листок · черешок · цветок 2. Внутренняя часть околоцветника. Цвет его лепестков обусловлен наличием хромопластов. · цветок · венчик · чашечка 3. Он расположен на вершине тычиночной нити. · пестик · пыльник · столбик 4. Часть цветка, образующая плод. Она расчленена на завязь, столбик и рыльце. · завязь · столбик · пестик 5. Нижн...
  • Статья Формирование экологического мышления на уроках биологии при изучении раздела РастенияФормирование экологического мышления учащихся на уроках биологии при изучении раздела Растения. По общепринятому определению, экология – это наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимости между различными формами жизни. Но в сознании большинства слово экология еще связано с понятиями тревога, защита, сохранение. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Экологическое образование вносит большой вклад в умственное развитие школьника и ему принадлежит главная роль в формировании экологического мышления. Для экологического мышления большое значение имеет направленность мыслительных операций на разрешение экологических ситуаций или проблем, возникающих в результате неадекватных действий человека в природе. Только с позиций экологического мышления мир может восприниматься как единое целое. Основой для формирования экологического мышления служат экологические знания. Именно экологические знания раскрывают смысл естествознания и позволяют понять процессы, а также особенности живых систем как результат этих процессов. Формирование экологического мышления возможно лишь при овладении тремя блоками знаний: о биологических системах, среде обитания и взаимовлиянии факторов среды и систем. Овладение детьми объективными и относительно полными экологическими знаниями обеспечивает объективное и правильное формирование экологического мышления. Биология как учебный предмет, обладает огромной возможностью для формирования экологического сознания, как основы экологической культуры и дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов: наблюдения, эксперимента, решения логических задач, просмотр видеофильмов, сообщения учащихся, участие в научно-исследовательской работе. В процессе преподавания биологии в школе необходимо вести целенаправленную работу по воспитанию экологического мировоззрения учащихся, начиная с 6 класса, при изучении первого раздела курса биологии. Первый урок биологии – Введение строится на выяснении сущности предмета, его задач, а главное – сохранение растительного царства и его восстановление. Говоря о многообразии растений, их роли в природе и в жизни человека, нельзя не остановиться на проблемах охраны растительного мира. На этом уроке необходимо познакомить учащихся с редкими растениями региона, убедить их в необходимости бережного отношения к ним. У детей стремление познавать окружающий мир растений связано с рефлекторной реакцией – взять. Задача учителя – воспитать умение видеть прекрасное, наблюдать за ним и охранять его. При изучении осенних и весенних явлений в жизни растений желательно проводить экскурсии в природу, в лес, где учащиеся узнают названия растений, убеждаются, что растения – живые организмы, что в природе все взаимосвязано. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования естественнонаучных знаний и экологического мышления. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. Изучая тему Органы цветкового растения, познакомив учащихся с корневой системой и ее строением, следует обратить внимание на размеры, протяженность, глубину проникновения в почву в зависимости от места обитания. При знакомстве с видоизменениями корней необходимо связать их строение с условиями жизни (опорные корни баньяна, воздушные корни орхидей – обитателей тропических лесов, дыхательные корни растений мангровых зарослей). Говоря о видоизменении таких корней, как корнеплоды и корнеклубни, следует обратить внимание, что они встречаются, как правило, у двулетних растений, в частности, корнеклубни у чистяка – раннецветущего растения. Именно запас питательных веществ в корневой системе способствует раннему цветению этого растения. Видоизмененные подземные побеги (корневище, клубни, луковица), накапливающие питательные вещества, характерны для многолетних растений, в том числе, и для раннецветущих (пролеска, хохлатка). Для закрепления изученного материала можно использовать биологические задачи, в ходе решения которых у учащихся формируются навыки устанавливать причинно-следственные связи. Например: - Откуда у подснежника силы, чтобы зацвести ранней весной? (ответ: раннецветущие растения с осени накапливают запасы питательных веществ – за счёт этих запасов они могут сформировать цветок, не распуская листьев и не дожидаясь условий для интенсивного фотосинтеза). На уроках биологии можно применять упражнения, направленные на формирование экологического мышления. Так, при изучении темы Листопад ребятам предлагается рассказ-задача Деревья в жаркую погоду: - Уже несколько дней стояла очень жаркая погода. Лето было в самом разгаре. Листья на деревьях опустились, как будто просили пить. Но все деревья не польешь. И вдруг одно дерево сбросило все листья, как осенью. Но осенью деревья сбрасывают листья постепенно, а здесь все сразу. Соседние деревья посмотрели на это дерево и зашептали: Все, не вынесло жару. Погибло. Но дерево было живое, ему даже стало легче дышать, и теперь жара ему была нестрашна. Почему? При ответе на вопрос учащиеся пользуются знаниями, полученные при изучении темы: Лист. Функции листа. При изучении видоизменений листьев и стеблей аналогично связываем их строение с условиями жизни. С целью активизации познавательной деятельности учащимся предлагается ответить на вопросы: - Зачем нужны видоизменения листьев? - Как вы думаете, мы можем по внешнему виду растения определить, где оно растет? Закрепление пройденного материала можно провести, предложив учащимся выполнить задание: - Определите, на карточке с растением как видоизменен у него лист, подумайте, в какой растительной зоне он может расти? При изучении темы Распространение плодов и семян необходимо обратить внимание учащихся на взаимосвязь живых организмов в природе: птицы и животные в поисках пищи непроизвольно распространяют плоды и семена, способствуют расселению растений. Изучая тему: Минеральное питание растений важно обратить внимание учащихся на правильность внесения удобрений в почву по времени, по количеству. Указать, что слишком большое количество азотных удобрений, внесенных в почву, приводит к накоплению нитратов в растительных организмах, которые являются продуктами питания для человека, что отрицательно сказывается на здоровье. А избыток удобрений вымывается из почвы выпадающими осадками, в результате чего происходит загрязнение водоемов. При изучении процесса фотосинтеза важно указать на космическую роль зеленых растений: только зеленые растения способны в процессе фотосинтеза поглощать углекислый газ и выделять кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам. Выясняя роль листьев, как органа воздушного питания перед учащимися ставится проблема: -Несмотря на то, что клубни образуются в земле, урожай их зависит от развития надземной части. Почему снижается урожай картофеля, если на поле заведется вредитель - колорадский жук, который питается листьями этого растениями? Таким образом, при решении той или иной биологической задачи учащиеся учатся применять свои знания о функциях листьев. Важно привести некоторые интересные данные: летом зеленые насаждения на площади 1 га за один час могут усвоить 8 кг углекислого газа, т.е. столько, сколько его выделяют 200 человек во время дыхания. А за год зеленые растения выделяют в атмосферу 400 млрд. тонн кислорода, в свою очередь, усваивая примерно 600 млрд. тонн углекислого газа и образуя около 450 млрд. тонн органического вещества. Кроме того, следует обратить внимание на роль растений в очищении воздуха от пыли и снижении шумовых вибраций; на растения, устойчивые к загрязнению воздуха, используемые при озеленении улиц города: клен, тополь, вяз, можжевельник, боярышник, акация. Подчеркивая важность зеленых растений в поддержании постоянного газового обмена в атмосфере и ее чистоты, необходимо коснуться вопроса охраны зеленых растений. При ознакомлении со способами опыления у покрытосеменных растений необходимо подчеркнуть взаимосвязь живых организмов в природе, предложив учащимся решить ситуационную задачу: - Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было? ( Не было естественных опылителей – шмелей). Необходимо обратить внимание учащихся на то, что насекомые, птицы в поисках пищи (нектара, пыльцы) опыляют растения, способствуя образованию плодов и семян, т.е. появлению следующего поколения растений. Таким образом, необычность ситуации порождает интерес, а понимание личной значимости изучаемого материала определяет мотивацию обучения. При изучении темы Растения и окружающая среда учащиеся вовлекаются в процесс решения экологических задач, в ходе которого школьники выявляют влияние на сообщества различных факторов, раскрывают взаимосвязь организмов в растительном сообществе, обосновывают значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира. Примеры экологических задач: 1. В широколиственном лесу вскоре после таяния снега зацветают многие растения, а в еловом лесу не наблюдается такого массового цветения. Как объяснить эти фенологические различия? 2. Постройте схему пищевой цепи, включив в нее следующие организмы: 1. Травянистое растение; 2. Заяц; 3. Почвенные бактерии; 4. Воробей; 5. Почвенные грибы; 6. Ягодный кустарник бузина; 7. Волк; 8. Ястреб; 9. Паук; 10. Растительноядное насекомое. 3. Какие из указанных мероприятий следует проводить для сохранения редких видов растений. 4. Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню. Объясните смысл данной поговорки. 5. На месте вырубленного леса часто начинается заболачивание почвы. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются? Познакомившись с одним растительным сообществом, учащиеся должны самостоятельно привести примеры других сообществ. Характеризуя различные растительные сообщества, учащиеся должны обратить внимание на то, что растительное сообщество не существует само по себе, оно населено животными организмами. В процессе беседы необходимо, чтобы учащиеся сделали вывод, что биоценоз, на примере леса – это не случайно, произрастающая группа растений, а организмы, взаимно приспособленные к совместной жизни. Таким образом, заканчивая 6 класс, учащиеся получают первые представления о биоценозах, саморегуляции и цепях питания. Изменение условий ведет к смене биоценозов естественным путем, но более быстрыми темпами при вмешательстве человека. Следовательно, человеку без должных знаний вмешиваться в деятельность биоценозов недопустимо. При объяснении учебного материала необходимо еще раз вернуться к вопросам охраны окружающей среды, обращая внимание учащихся на охраняемые растения региона. Изучая семейства отдела покрытосеменных, обратить внимание учащихся на условия произрастания тех или иных растений, показывая взаимосвязь растений с окружающей средой, выделяя растения, занесенные в Красную книгу, продолжая работу по формированию бережного отношения к природе. При знакомстве с основными этапами развития растительного мира, необходимо акцентировать внимание на каждом этапе развития растительного мира, связанного с изменением климатических условий, т.е. изменением условий окружающей среды. Тема Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир позволяет ознакомить учащихся с антропогенными факторами – результатом необдуманного вмешательства человека в окружающую среду. В основу понятия экологическое мышление положены причинно-следственные связи, которые учащиеся устанавливают при выполнении задания: Установи связь между деятельностью людей в природе и ее возможными результатами. А. В водоемы спускают воду с промышленных предприятий. Б. Сажают деревья. В. Разводят в лесу костры. Г. Собирают букеты цветущих растений. Результаты: 1. Увеличивается количество растений и воздух становится чище. 2. В природе исчезают многие растения. 3. В лесу возникают пожары и выгорают леса. 4. Загрязняются водоемы, погибают растения и животные. Таким образом, в процессе знакомства с растениями, у учащихся формируются первые представления о сложных взаимоотношениях между живыми организмами, между живыми организмами и неживой природой. А изучение и познание связей в природе – важнейшая задача для экологии, решение которой позволит правильно и рационально использовать природные богатства. В процессе знакомства с антропогенными факторами воздействия на окружающую среду, учащиеся приходят к выводу: что бы мы ни делали в природе, все вызывает в ней те или иные последствия, часто непредсказуемые. Правильно сформированное экологическое мышление приводит к убеждениям в необходимости охраны природы, является основой понимания школьниками сущности явлений природы. Работа по формированию экологического мышления учащихся должна быть продолжена в процессе изучения следующих курсов биологии. Формирование экологического мышления учащихся на уроках биологии при изучении раздела Растения. По общепринятому определению, экология – это наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимости между различными формами жизни. Но в сознании большинства слово экология еще связано с понятиями тревога, защита, сохранение. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Экологическое образование вносит большой вклад в умственное развитие школьника и ему принадлежит главная роль в формировании экологического мышления. Для экологического мышления большое значение имеет направленность мыслительных операций на разрешение экологических ситуаций или проблем, возникающих в результате неадекватных действий человека в природе. Только с позиций экологического мышления мир может восприниматься как единое целое. Основой для формирования экологического мышления служат экологические знания. Именно экологические знания раскрывают смысл естествознания и позволяют понять процессы, а также особенности живых систем как результат этих процессов. Формирование экологического мышления возможно лишь при овладении тремя блоками знаний: о биологических системах, среде обитания и взаимовлиянии факторов среды и систем. Овладение детьми объективными и относительно полными экологическими знаниями обеспечивает объективное и правильное формирование экологического мышления. Биология как учебный предмет, обладает огромной возможностью для формирования экологического сознания, как основы экологической культуры и дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов: наблюдения, эксперимента, решения логических задач, просмотр видеофильмов, сообщения учащихся, участие в научно-исследовательской работе. В процессе преподавания биологии в школе необходимо вести целенаправленную работу по воспитанию экологического мировоззрения учащихся, начиная с 6 класса, при изучении первого раздела курса биологии. Первый урок биологии – Введение строится на выяснении сущности предмета, его задач, а главное – сохранение растительного царства и его восстановление. Говоря о многообразии растений, их роли в природе и в жизни человека, нельзя не остановиться на проблемах охраны растительного мира. На этом уроке необходимо познакомить учащихся с редкими растениями региона, убедить их в необходимости бережного отношения к ним. У детей стремление познавать окружающий мир растений связано с рефлекторной реакцией – взять. Задача учителя – воспитать умение видеть прекрасное, наблюдать за ним и охранять его. При изучении осенних и весенних явлений в жизни растений желательно проводить экскурсии в природу, в лес, где учащиеся узнают названия растений, убеждаются, что растения – живые организмы, что в природе все взаимосвязано. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования естественнонаучных знаний и экологического мышления. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. Изучая тему Органы цветкового растения, познакомив учащихся с корневой системой и ее строением, следует обратить внимание на размеры, протяженность, глубину проникновения в почву в зависимости от места обитания. При знакомстве с видоизменениями корней необходимо связать их строение с условиями жизни (опорные корни баньяна, воздушные корни орхидей – обитателей тропических лесов, дыхательные корни растений мангровых зарослей). Говоря о видоизменении таких корней, как корнеплоды и корнеклубни, следует обратить внимание, что они встречаются, как правило, у двулетних растений, в частности, корнеклубни у чистяка – раннецветущего растения. Именно запас питательных веществ в корневой системе способствует раннему цветению этого растения. Видоизмененные подземные побеги (корневище, клубни, луковица), накапливающие питательные вещества, характерны для многолетних растений, в том числе, и для раннецветущих (пролеска, хохлатка). Для закрепления изученного материала можно использовать биологические задачи, в ходе решения которых у учащихся формируются навыки устанавливать причинно-следственные связи. Например: - Откуда у подснежника силы, чтобы зацвести ранней весной? (ответ: раннецветущие растения с осени накапливают запасы питательных веществ – за счёт этих запасов они могут сформировать цветок, не распуская листьев и не дожидаясь условий для интенсивного фотосинтеза). На уроках биологии можно применять упражнения, направленные на формирование экологического мышления. Так, при изучении темы Листопад ребятам предлагается рассказ-задача Деревья в жаркую погоду: - Уже несколько дней стояла очень жаркая погода. Лето было в самом разгаре. Листья на деревьях опустились, как будто просили пить. Но все деревья не польешь. И вдруг одно дерево сбросило все листья, как осенью. Но осенью деревья сбрасывают листья постепенно, а здесь все сразу. Соседние деревья посмотрели на это дерево и зашептали: Все, не вынесло жару. Погибло. Но дерево было живое, ему даже стало легче дышать, и теперь жара ему была нестрашна. Почему? При ответе на вопрос учащиеся пользуются знаниями, полученные при изучении темы: Лист. Функции листа. При изучении видоизменений листьев и стеблей аналогично связываем их строение с условиями жизни. С целью активизации познавательной деятельности учащимся предлагается ответить на вопросы: - Зачем нужны видоизменения листьев? - Как вы думаете, мы можем по внешнему виду растения определить, где оно растет? Закрепление пройденного материала можно провести, предложив учащимся выполнить задание: - Определите, на карточке с растением как видоизменен у него лист, подумайте, в какой растительной зоне он может расти? При изучении темы Распространение плодов и семян необходимо обратить внимание учащихся на взаимосвязь живых организмов в природе: птицы и животные в поисках пищи непроизвольно распространяют плоды и семена, способствуют расселению растений. Изучая тему: Минеральное питание растений важно обратить внимание учащихся на правильность внесения удобрений в почву по времени, по количеству. Указать, что слишком большое количество азотных удобрений, внесенных в почву, приводит к накоплению нитратов в растительных организмах, которые являются продуктами питания для человека, что отрицательно сказывается на здоровье. А избыток удобрений вымывается из почвы выпадающими осадками, в результате чего происходит загрязнение водоемов. При изучении процесса фотосинтеза важно указать на космическую роль зеленых растений: только зеленые растения способны в процессе фотосинтеза поглощать углекислый газ и выделять кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам. Выясняя роль листьев, как органа воздушного питания перед учащимися ставится проблема: -Несмотря на то, что клубни образуются в земле, урожай их зависит от развития надземной части. Почему снижается урожай картофеля, если на поле заведется вредитель - колорадский жук, который питается листьями этого растениями? Таким образом, при решении той или иной биологической задачи учащиеся учатся применять свои знания о функциях листьев. Важно привести некоторые интересные данные: летом зеленые насаждения на площади 1 га за один час могут усвоить 8 кг углекислого газа, т.е. столько, сколько его выделяют 200 человек во время дыхания. А за год зеленые растения выделяют в атмосферу 400 млрд. тонн кислорода, в свою очередь, усваивая примерно 600 млрд. тонн углекислого газа и образуя около 450 млрд. тонн органического вещества. Кроме того, следует обратить внимание на роль растений в очищении воздуха от пыли и снижении шумовых вибраций; на растения, устойчивые к загрязнению воздуха, используемые при озеленении улиц города: клен, тополь, вяз, можжевельник, боярышник, акация. Подчеркивая важность зеленых растений в поддержании постоянного газового обмена в атмосфере и ее чистоты, необходимо коснуться вопроса охраны зеленых растений. При ознакомлении со способами опыления у покрытосеменных растений необходимо подчеркнуть взаимосвязь живых организмов в природе, предложив учащимся решить ситуационную задачу: - Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было? ( Не было естественных опылителей – шмелей). Необходимо обратить внимание учащихся на то, что насекомые, птицы в поисках пищи (нектара, пыльцы) опыляют растения, способствуя образованию плодов и семян, т.е. появлению следующего поколения растений. Таким образом, необычность ситуации порождает интерес, а понимание личной значимости изучаемого материала определяет мотивацию обучения. При изучении темы Растения и окружающая среда учащиеся вовлекаются в процесс решения экологических задач, в ходе которого школьники выявляют влияние на сообщества различных факторов, раскрывают взаимосвязь организмов в растительном сообществе, обосновывают значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира. Примеры экологических задач: 1. В широколиственном лесу вскоре после таяния снега зацветают многие растения, а в еловом лесу не наблюдается такого массового цветения. Как объяснить эти фенологические различия? 2. Постройте схему пищевой цепи, включив в нее следующие организмы: 1. Травянистое растение; 2. Заяц; 3. Почвенные бактерии; 4. Воробей; 5. Почвенные грибы; 6. Ягодный кустарник бузина; 7. Волк; 8. Ястреб; 9. Паук; 10. Растительноядное насекомое. 3. Какие из указанных мероприятий следует проводить для сохранения редких видов растений. 4. Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню. Объясните смысл данной поговорки. 5. На месте вырубленного леса часто начинается заболачивание почвы. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются? Познакомившись с одним растительным сообществом, учащиеся должны самостоятельно привести примеры других сообществ. Характеризуя различные растительные сообщества, учащиеся должны обратить внимание на то, что растительное сообщество не существует само по себе, оно населено животными организмами. В процессе беседы необходимо, чтобы учащиеся сделали вывод, что биоценоз, на примере леса – это не случайно, произрастающая группа растений, а организмы, взаимно приспособленные к совместной жизни. Таким образом, заканчивая 6 класс, учащиеся получают первые представления о биоценозах, саморегуляции и цепях питания. Изменение условий ведет к смене биоценозов естественным путем, но более быстрыми темпами при вмешательстве человека. Следовательно, человеку без должных знаний вмешиваться в деятельность биоценозов недопустимо. При объяснении учебного материала необходимо еще раз вернуться к вопросам охраны окружающей среды, обращая внимание учащихся на охраняемые растения региона. Изучая семейства отдела покрытосеменных, обратить внимание учащихся на условия произрастания тех или иных растений, показывая взаимосвязь растений с окружающей средой, выделяя растения, занесенные в Красную книгу, продолжая работу по формированию бережного отношения к природе. При знакомстве с основными этапами развития растительного мира, необходимо акцентировать внимание на каждом этапе развития растительного мира, связанного с изменением климатических условий, т.е. изменением условий окружающей среды. Тема Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир позволяет ознакомить учащихся с антропогенными факторами – результатом необдуманного вмешательства человека в окружающую среду. В основу понятия экологическое мышление положены причинно-следственные связи, которые учащиеся устанавливают при выполнении задания: Установи связь между деятельностью людей в природе и ее возможными результатами. А. В водоемы спускают воду с промышленных предприятий. Б. Сажают деревья. В. Разводят в лесу костры. Г. Собирают букеты цветущих растений. Результаты: 1. Увеличивается количество растений и воздух становится чище. 2. В природе исчезают многие растения. 3. В лесу возникают пожары и выгорают леса. 4. Загрязняются водоемы, погибают растения и животные. Таким образом, в процессе знакомства с растениями, у учащихся формируются первые представления о сложных взаимоотношениях между живыми организмами, между живыми организмами и неживой природой. А изучение и познание связей в природе – важнейшая задача для экологии, решение которой позволит правильно и рационально использовать природные богатства. В процессе знакомства с антропогенными факторами воздействия на окружающую среду, учащиеся приходят к выводу: что бы мы ни делали в природе, все вызывает в ней те или иные последствия, часто непредсказуемые. Правильно сформированное экологическое мышление приводит к убеждениям в необходимости охраны природы, является основой понимания школьниками сущности явлений природы. Работа по формированию экологического мышления учащихся должна быть продолжена в процессе изучения следующих курсов биологии.
  • Дидактические карточки по теме «Основы экологии»Дидактические карточки по теме Основы экологии. - Для быстрой проверки знаний по основным экологическим понятиям предлагаю следующие задания: 1. Найти соответствие между терминами и их определениями. Ответы представить в виде таблицы. - Как задания высокого уровня сложности предлагаю: 2. Индивидуальные карточки: Определить зашифрованное ключевое слово или фразу. Дать характеристику искомого объекта или явления, используя представленные слова – помощники. 3. Логические задачки с испол...
  • Поле чудес Лекарственные растенияРазработка поле чудес Лекарственные растения проводится аналогично популярной телеигре. Цель: продолжить знакомство с лекарственными растениями и значением их в жизни человека. Целебные травы Наступили дни целебных трав – Мяты, иван-чая, зверобоя. Их в пучки душистые собрав, Из лесов несу цветы с собою. Всё целебно: лес, луга, поля, Подорожник, заросли тимьяна, Щедрая прекрасная земля, Словно лекарь, нам врачует раны! Лечебные свойства лекарственных растений с древних времён были известны в Китае. Широкое распространение целебные травы нашли и у древних греков. Среди основоположников научных познаний о лекарственных травах в первую очередь следует назвать Гиппократа (460–377гг. до н. э.). Гиппократ стал автором знаменитого сочинения, в котором были обобщены все медицинские познания греков. Использование лекарственных растений на Руси, как и в других странах, имеет свою многовековую историю. В XVI веке широко...
  • Задания школьной олимпиады по биологииЗадания школьной олимпиады по биологии 6 класс Задание 1 . Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете полным и правильным. Запишите индекс выбранного ответа. 1. Какая связь существует между термином растение и одним из четырех терминов, приведенных ниже. Определите этот термин. а) вакуоль б) корень в) фотосинтез г) минеральное питание 2. Образование органических веществ из неорганических с использованием энергии Солнца происходит у растений в процессе: а) фотосинтеза б) дыхания в) испарения г) транспорта веществ 3. Назовите...
  • Урок Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека Тема урока: Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека Цели урока: 1. Познакомить учащихся с разнообразием пресмыкающихся, их ролью в природе и жизни человека; 2. Продолжить развитие умений определять черты приспособленности рептилий к окружающей среде; 3. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе и познавательного интереса к различным методам познания окружающей среды. Тип урока: обобщения. Форма урока: урок-исследование. Оборудование: таблица Редкие... 1. Организационный момент. Учитель: Сегодня мы поговорим об удивительных животных. Их внешний облик пугает, ужасает, вызывает отвращение и одновременно обращает на себя внимание необычным видом, магической грацией, скрытой угрозой. Вместе с тем, большинство пресмыкающихся для человека не опасны. Убедимся в возможностях познания живой природы с помощью различных методов. Слайд 1: Тема урока Слайд 2: Цели урока Слайд 3 (фотогалерея) 2. Актуализация знаний. Учитель биологии: Рептилии - (от латинского – ползающие) – это наземные холоднокровные позвоночные животные, некоторые вторично водные. На Земле известно около 6 000 видов рептилий, т.е. почти втрое больше, чем современных земноводных. О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают: способными к гипнотическому взгляду (змеи); долгожителями (черепахи); ужасно кровожадными (крокодилы); быстрыми и юркими (ящерицы); ужасно переменчивыми (хамелеон) стали символом ме... Слайды: Змеи (слайд № 4) Черепахи (слайд № 5) Крокодилы (слайд № 6) Ящерицы (слайд № 7) Хамелеон (слайд № 8) Символ медицины (слайд № 9) 2. Повторение: Задание: Выберите правильные утверждения. Ответы (цифры) запишите в тетради. 1. Рептилии имеют сухую кожу с роговыми чешуйками. 2. Рептилии дышат через кожу. 3. Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные. 4. У рептилий легочное дыхание. 5. Пресмыкающиеся размножаются только в воде. 6. У рептилий внутреннее оплодотворение. 7. Пресмыкающиеся размножаются вне воды – на суше. 8. При движении рептилии пресмыкаются – касаются телом земли. 9. Размножаются путем откладыва... Слайд № 10. Учащиеся производят взаимопроверку, оценивают свои работы. Слайд № 11 Сверяют с образцом: правильные ответы (1,3,4, 6,7,8,9) 3. Учитель: Ребята, знаете ли вы как называют специалиста, изучающего рептилий? (Герпетолог). Сегодня на уроке представим, что вы герпетологи, которые расскажут нам об этих удивительных животных. Класс пресмыкающиеся Отряд Отряд Отряд Отряд Чешуйчатые Черепахи Крокодилы Клюво- головые Более около около Гаттерия 5500 210 25 Видов ... Слайд№12 Классификация пресмыкающихся Групповая работа: Отряд Чешуйчатые(слайд № 13) - самая многочисленная группа пресмыкающихся. В этом отряде выделяют 3 подотряда: Змеи, Ящерицы, Хамелеоны. Общая характеристика подотряда Змеи (слайд № 14) Змеи — это безногие чешуйчатые с длинным цилиндрическим телом, с помощью волнообразных изгибов которого они передвигаются. Подвижных век не имеют. Добычу заглатывают целиком благодаря широко растяжимому рту (нижние челюсти подвешен... 4.Учитель. Вывод: Все перечисленные рептилии имеют черты приспособленности к среде, в которой они обитают. Перечислите их. Учащиеся перечисляют черты приспособленности: маскирующая окраска тела, дыхание легкими, роговой покров и т.д. 5.Учитель: Биологическое разнообразие пресмыкающихся Волгоградской области:степная гадюка, гадюка Никольского, уж обыкновенный, круглоголовка – вертихвостка полоз желтобрюхий болотная черепаха Слайды № 20 Слайды № 21 Слайды № 22 Слайды № 23 Слайды № 24 Слайды № 25 7.Учитель: Каково значение пресмыкающихся в природе? Слайд № 26 Учащиеся перечисляют: В пустынях и в степях, где численность пресмыкающихся велика, они играют заметную роль в биоценозах. Большинство ящериц и змей уничтожает значительное количество вредных насекомых, моллюсков, грызунов, принося пользу сельскому хозяйству. Но они приносят и вред, уничтожая мальков рыб (например ужи). Черепахи, некоторые ящерицы и змеи способствуют распространению ряда заболеваний человека и домашних животных. Серьезный вред человеку приносят ядовитые змеи, особенн... 8. Учитель: Каково значение пресмыкающихся в жизни человека? Слайд № 27 Учащиеся перечисляют: кожа крокодилов, крупных змей и ящериц идет на изготовление чемоданов, сумок, обуви и т.д. Панцирь черепах, особенно морских, используется для изготовления различных предметов обихода - гребней, оправы для очков и т.д. Некоторые рептилии употребляются в пищу, наиболее часто мясо и яйца черепах. В ряде стран Юго-Восточной Азии употребляется в пищу мясо змей. 9. Учитель: Все виды пресмыкающихся, обитающих в нашей стране, полезны. Не отлавливайте их и не держите дома только для личного удовольствия и даже в целях наблюдений, исследований. Отлученные от естественной среды, ужи, ящерицы и другие пресмыкающиеся мучаются и по тем или другим причинам гибнут. Поэтому рекомендуем вам наблюдать за жизнью этих животных в природных условиях. Не исключено, что вам попадутся и редкие виды пресмыкающихся. Никогда не упускайте случая пронаблюдать за их жизнью.... Сообщения учащихся: В связи с истреблением промысловых и ядовитых пресмыкающихся численность некоторых из них настолько сократилась, что появилась угроза их исчезновения. Спасти виды редких и исчезающих пресмыкающихся может только их охрана. Запрещено истребление серых варанов, дальневосточных черепах, среднеазиатских кобр и многих других пресмыкающихся. Около 150 видов и подвидов пресмыкающихся находятся в Красной книге Международного союза охраны природы (слайд № 28). Требуется запрет... 10. ВЫВОД: Итак, наш урок-исследование завершается. Интересно ли вам было на уроке? - Что вы сегодня вспомнили? - Какие новые знания прибавились? - Что захотелось узнать еще нового по этой теме? Оценка и самооценка деятельности обучающихся на уроке. Учащиеся делают вывод: (слайд № 29) Пресмыкающиеся настоящие наземные животные благодаря своим особенностям: размножаются на суше, откладывая яйца, покрытые плотной оболочкой, имеют покровы, защищающие тело от высыхания, имеют тазовые почки, осуществляющие водный обмен; пресмыкающиеся более высокоразвитые животные по сравнению с земноводными. 11. Домашнее задание. § 42,43
  • Выступление агитбригады Любителей природыДобрый день! Сегодня Всемирный день СЕМЬИ! Вас приветствуют Любители природы средней школы № 31 Красноармейского района города Волгограда. Я – любитель природы, Ей служу что есть сил. Чистый и прозрачный воздух Нам, друзья, необходим. Чистыми должны быть воды Океанов, морей, рек. И об этом должен помнить Каждый умный человек. Необъятны и красивы просторы нашей Родины, уникальные ее природные богатства. Природа щедро дарит людям свои сокровища. И едва ли не важнейшими из них являются лекарственн...
  • Реферат Почвы окрестностей села Бора-ТайгаХозяйственная деятельность человека в настоящее время становится доминирующим фактором в разрушении почв, снижении и повышении их плодородия. Именно поэтому чрезвычайно важно и актуально изучение почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности. Наша работа имеет практический подход к изучению свойств почв как к основе рационального природопользования и для изучения плодородия, которое является основой продуктивности сельскохозяйственных угодий....
  • Диагностические материалы по биологииПредставленные диагностические работы составлены с учетом планирования и количества учебных часов в учебном году и учебника. Составлены в формате ЕГЭ, что является хорошей помощью в подготовке к аттестации в старших классах. Рассчитаны на стандартный урок – 45 минут. В работе использован материал учебника: Д.В. Колесов Биология. Человек 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. -Дрофа, Использование диагностических работ формата ЕГЭ качественно готовит учащихся к итоговой аттестации ...
  • Тест по биологии на тему Хрящевые рыбыСтруктура теста Данный тест можно использовать при проверке домашнего задания, при повторении. Два варианта тестов. Для удобства проверки имеются ответы на задания. Тест содержит 22 задания, разделённых на семь частей. Часть1 – задания предусматривают выбор правильного ответа из четырёх предложенных. Часть 2 – задания на выбор трёх правильных ответов. Часть 3 – задания на выбор правильных утверждений. Часть 4 – вставить пропущенное слово. Часть 5 – привести в соответствие. Часть 6 – ответит...
  • Использование метода аналогии на уроках биологииПонятие аналогия происходит от древнегреческого ἀναλογἰα — соответствие, сходство и означает подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения.Широкое применение аналогии в процессе обучения является одним из эффективных приемов, способных побудить у учащихся живой интерес к предмету,приобщить их к том виду деятельности,который называют исследовательским. Кроме того, широкое применение аналогии дает возможность более ле...
  • Разработка урока по ФГОС, темаУрок соответствует требованиям ФГОС. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Форма урока: урок-исследование Формы работы учащихся: фронтальная общеклассная, индивидуализированная, кооперированно-групповая, работа в паре. Необходимое техническое оборудование: мультимедиапроектор, демонстрационный экран, мультимедийные демонстрации. Информационные модулиЭОР№1, ЭОР№2, ЭОР№3, ЭОР№4, ЭОР№5, ЭОР№6, ЭОР№7 Разработка урока предполагает следующие виды деятельности обучающихся:ис...
© 2010-2018