Русский язык и Литература

  • Методическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему: «Картины войны в мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа»Автор: А.П. Платонов Произведение: Возвращение Тип урока: интегрированный, с использованием информационных технологий Вид: урок: формирования умений и навыков Тема урока:Картины войны в мирной жизни в рассказе Возвращение. Утверждение доброты, сострадания и гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Цели урока: Обучающая:Углубить знания учеников о личной и творческой биографии А.П. Платон...
  • Рабочая программа по русскому языку (9 класс) Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта (2004), Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М.:Просвещение, 2010.. Программа подкрепляется учебником для общеобразовательных учреждений, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации Русский язык Л.А.тростенцова. Т.А.Ладыженская и др. Москва. Просвещение 2013. Изучение организуется на базовом уровне и рассчита...
  • Блиц-опрос по литературе на тему Поэзия серебряного века (9 класс)Тема: Серебряный век русской поэзии. 1. Укажите хронологические рамки эпохи Серебряного века русской поэзии. (80-90-е гг.19 в. – 1917г.) 2. Что означает слово декаданс? (упадок) 3. Кто впервые предложил термин Серебряный век? (Н.Бердяев, но закрепилос...
  • Тест по русскому языку на тему Сложноподчиненное предложение (9 класс)ТЕСТ 9 класс І. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (запишите номера выбранных для ответа предложений). А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором. В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами. 1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинан...
  • Литературная викторина Знаете ли вы роман А. С. Пушкина Евгений Онегин ( 9 класс) Знаете ли вы роман А.С.Пушкина Евгений Онегин 1. Сколько лет длится действие романа Евгений Онегин? 2. Чей портрет рисует Пушкин: 1) Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой… 2) Красавец в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт… 3) Острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет – И наконец увидел свет… 3. Сколько лет было Онегину, когда после дуэли с Ленским он отправился в путешествие? 4. ...
  • Сложноподчинённые предложения (9 класс)Урок в 9 классе Тема: Повторение темы Cложноподчинённые предложения Цель урока: 1) Образовательные: формировать умения и навыки находить придаточные в составе сложноподчиненного предложения, определять вид придаточного, расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении; систематизировать знания учащихся с целью подготовки к экзамену по русскому языку; 2) Развивающие: закрепить навыки работы со схемами; развивать логическое мышление, умение излагать свою точку зрения, анализир... Предложение Схема 1.Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть. 2.Наша совесть - судья непогрешимой пока мы не убили её. 3.У человека должна быть совесть, что вполне естественно. 4.Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести. ( 3-е предложение - СПП придаточным присоединительным.) Выставление оценок в графе Составление схемы в Листе самооценки. 3-е задание. Работа с текстом (на экране). Каждый знает, что нелегко следовать голосу совести. Если мы поступаем вопреки совести, мы проявляем слабоволие. Но иногда лукавим с собой, а также стремимся оправдать любой ценой неблаговидный поступок, придумывая самые разные уловки. И все же очень часто человек начинает осознавать, что жил не так и ничего хорошего в жизни не...
  • Рабочая программа 5-9 класс литература ФГОС ОООРабочая программа по литературе 5-9 класс (ФГОС ООО) является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных курсов. Программа составлена на УМК (Меркин и др.). Представлено содержание учебного материала с 5 по 9 класс, нормы оценки, основная терминология по каждому классу, которой должен овладеть ученик. В программе представлены формы организации образовательного процесса, предлагаются варианты педагогических т...
  • Использование модульной технологии на уроках русского языка в 9 классе Сложноподчинённые предложения 9 класс: Особенности строения СПП. Разнообразие видов придаточных. Синонимика СПП. Формирование пунктуационных умений и навыков в СПП. Использование сложноподчинённых предложений разного вида в речи. ...
  • Конспект урока русского языка в 9 классеКонспект урока русского языка в 9 классе.Тема: Систематизация сведений о видах сложного предложения. Пунктуация в них.Дата: 21. 03. 2013Цель: повторение и обобщение всех видов сложных предложенийЗадачи:1) совершенствовать знания о сложноподчиненных предложениях;2) обобщить знания учащихся о классификации сложных предложений;3) развивать умения отличать одни сложные предложения от других видов сложных предложений;4) воспитывать самостоятельность, коммуникабельность, любовь к истории родной ...
  • Урок русского языка в 9 классе по теме Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СППЦели урока Обучающая: углубить понятие о сложноподчиненном предложении; формировать умение находить главное и придаточное предложение, определять место придаточного и средства его связи с главным; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Развивающая: развивать логическое мышление; совершенствовать умение делать выводы; совершенствовать приемы учебной деятельности. Воспитывающая: повышать мотивацию к изучению законов русского языка; формировать личностные качества обу...
  • Тести по темі Просвітництво, 9 класТести по темі Просвітництво, 9 клас Тести по темі Просвітництво, 9 клас Тести по темі Просвітництво, 9 клас Тести по темі Просвітництво, 9 клас Тести по темі Просвітництво, 9 клас Тести по темі Просвітництво, 9 клас Тести по темі Просвітництво, 9 клас Тести по темі Просвітництво, 9 клас Тести по темі Просвітництво, 9 клас Тести по темі Просвітництво, 9 клас Тести по темі Просвітництво, 9 клас Тести по темі Просвітництво, 9 клас Тести по темі Просвітництво, ...
  • Конспект урока литературы на тему Мольер. «Мещанин во дворянстве Осмеяние в комедии необоснованных претензий главного героя на культуру и образованность. (9 класс)Конспект урока литературы на тему Мольер. Мещанин во дворянстве Осмеяние в комедии необоснованных претензий главного героя на культуру и образованность. (9 класс) ЦЕЛЬ УРОКА: показать черты классизма в комедии; раскрыть характер главного героя; развивать речь учащихся, творческое мышление, учить высказывать собственное мнение; формировать представление об истинных жизненных ценностях. Урок с использованием интерактивных технологий: работа в группах, работа в парах, ролевая игра Интервью с ...1fb
  • Конспект урока на тему: ««Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории» 9 классЦель урока: познакомить учащихся с золотым словом Святослава, выяснить причины поражения русских князей; развивать способность анализировать художественный текст; формируя общекультурную компетенцию, воспитывать любовь к родной истории и культуре. Связное высказывание по теме Жанры древнерусской литературы. Повесть и Слово. Повесть – всякий рассказ – повествование – соб...
  • Конспект урока по чтению в 9 классе VIII вида на тему А. С. Пушкин Барышня-крестьянкаВашему вниманию предоставляется конспект урока по чтению и развитию речи на тему А.С. Пушкин Барышня-крестьянка подготовленного для учащихся 9 класса VIII вида, обучающихся по программе специального коррекционного образования. Описан материал, который необходим для урока, предоставлены картины Василия Поленова Заросший пруд, Исаака Левитана Берёзовая роща, а также иллюстрации по сюжету. В структуре урока соблюдены основные этапы урока:организационный момент, проверка домашнего задания, зна...
  • Конспект урока русского языка в 9 классе Тире в бессоюзном сложном предложенииЦели урока: Образовательные: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки тире в простом предложении; Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие ум...
  • Тестовая работа по теме Сложноподчинённое предложение (9 класс)Предлагаю проверить свои знания по теме Сложноподчинённое предложение. Творческое задание – написать о литературной сказке (детской книге), которая произвела на вас наибольшее впечатление. Используйте сложноподчинённые предложения с различными видами придаточных. Ответы на тестовые задания и само сочинение можно прислать на адрес электронной почты.Дополнительное задание 1: в тексте задания 11 подчеркните все грамматические основы, укажите вид придаточных предложений.Дополнительное задание 2: н...
  • Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное Победе в Великой Отечественной войне в 8 – 9 классах «Я знаю, никакой моей виныВнеклассное мероприятие по литературе, посвященное Победе в Великой Отечественной войне в 8 – 9 классах Тема: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны… Цель: привитие чувства патриотизма, расширение представления о Великой Отечественной войне. Задачи: познакомить учащихся с биографиями и историями подвигов Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Василия Прокатова; расширить общее представление о военных буднях; актуализировать знания детей военной литера...
  • Подготовка к написанию сжатого изложения. Занятие спецкурса в 9 классеМетодическая разработка посвящена актуальной теме - подготовке к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе - ГИА. Учитель показывает, как в какой последовательности он работает с обучающимися при подготовке к сжатому изложению, как он повторяет и активизирует известные по теме сведения. Данный урок-практикум - шестой урок в теме, поэтому многое известно обучающимся. Но занятие строится так, чтобы не только подготовить выпускников к написанию работы, но и нацелить их на конечный резуль...
  • Конспект урока по русскому языку в 9 классе Конспект урока по русскому языку в 9-м классе на тему Сложные предложения с разными видами связи Цели урока: дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи; формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры; учить составлять схемы комбинированных предложений; развивать речевые умения при оформлении устной и письменной речи; совершенствоват...
  • Конспект урока Подготовка к написанию сжатого изложения (9 класс)Данный урок являлся уроком развития речи. Тема предыдущего урока - Сложноподчинённые предложения с придаточными места На предыдущем уроке читали текст Терри Добсона , в котором ученики выделили проблему культуры поведения; находили в тексте СПП, определяли вид придаточных. Уроки связаны тематически. Данный урок является пятым уроком по подготовке к написанию изложения в текущем учебном году. Обучающиеся уже знакомы с понятиями микротема, ключевые слова, умеют применять приёмы сжатия текст...
  • Урок развития речи в 9 классе при подготовке к ОГЭУрок развития речи на тему: Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. 9 класс Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему; - развивающие: развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся; - воспитывающие: воспитание активной гражданской позиции. Ход занятия. I. Вступительное слово учителя. - В этом году вы, ребята, сдаёте ОГЕ. Наиболее сложным этапом экзаменационной работы явля...
  • Рабочая программа по литературе в 9 классе Рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы школьного курса литературы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной. Издательство Просвещение, 2005 г.6-е издание, переработанное) и рассчитана на преподавание по учебнику Литература. 9 класс (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коров...
  • Литературная викторина по произведениям А. С. Пушкина 5 - 9 классыМатериалы к проведению декады русского языка и литературы ( по произведениям А.С.Пушкина) Цель:познакомить с жизнью и творчеством замечательного русского поэта А.С.Пушкиным,усовершенствовать умения выразительного чтения, образного мышления; воспитывать любовь к художественному слову. Оборудование: портреты А.С.Пушкина, выставка книг поэта, иллюстраций к пушкинским произведениям, литературные газеты , читательские дневники учеников( лучшие),сочинения учеников(лучшие), жюри, награды. Эпигр...
  • Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Рабочая программа для 9 класса составлена на основании письма департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010г. № 47-3315/10-14 О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения. Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской Программы по русскому языку М.Т. Баранова, Т...
  • Итоговый тест по русскому языку по программе 9 классаТест предназначен для контроля знаний учащихся девятого класса. Проводится в конце учебного года, после изучения программного материала. Но может быть проведен в качестве промежуточного контроля. Представлены два варианта теста. В тесте есть задания по орфографии, пунктуации, орфоэпии, культуре речи, стилям речи. Тест позволяет учителю выявить наиболее слабые стороны в знаниях учащихся и скорректировать работу при подготовке учащихся девятого класса к Государственной итоговой аттестации, так как...
  • Тест по литературе 9 класс Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»Тест по литературе 9 класс Поэма Н.В.Гоголя Мертвые души. 3. Смысл названия произведения Мертвые души заключается в том, что а) автор объявил мертвыми душами крепостников и чиновников; б) автор подробно описал аферу Чичикова с умершими крестьянами, в) автор не раскрывает в произведении смысл названия? 9. Какой прием использовал автор в следующем отрывке: В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, ре...
  • Выступление на педагогических чтениях с темой: Устное народное творчество как средство воспитания гражданско-правовых чувств у учащихся с ОВЗ 5-9 классов на уроках чтения и письма В последнее время повышается актуальность целенаправленного нравственного, гражданско - патриотического воспитания в образовательном процессе. Обучение в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит воспитывающий характер. Уже имеющиеся у детей определённые представления об основных категориях нравственности - о добре и зле, о хорошем и плохом, об отношении к Родине, обществу, людям, труду очень часто наивны, своеобразны и в повседневной жизни школьники не всегда следуют нравственным нормам. ...
  • Рабочая учебная программа по русскому языку. 9 классРабочая учебная программа составлена с учетом Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы под редакцией В.В. Бабайцевой, А.Ю.Купаловой и др., с учетом учебника Бабайцевой В.В., Чесноковой Л.Д. Русский язык. Теория. Основные цели курса: · изучение системы русского языка и функционирования её в речи; · развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка; · развитие языкового чутья, воспитани...
  • Русский язык 9 класс с казахским языком обучения. Тема: Виды придаточных в СПП Русский язык 9 класс с казахским языком обучения. Тема: Виды придаточных в СПП. Сабақтың тақырыбы : Сабақтас құрмалас сөйлемнің түрлері. Цель (сабақтың мақсаты) : обучающая (оқыт мақсат) : обобщить и систематизировать материал по теме Сложноподчиненное предложение; развивающая (үдетпелі мақсат): способствовать совершенствованию навыков определения видов придаточных предложений; навыков конструирования предложений; умений проводить сравнительный анализ предложений; развитию орфог...
  • Среднесрочное планирование уроков русского языка в 9 классе казахской школы Среднесрочное планирование представляет собой процесс трансляции учебной программы в серию последовательных уроков, в которой все семь модулей Программы интегрированы в практику преподавания в классе. В свою очередь каждый учитель самостоятельно использует среднесрочную последовательность для планирования отдельных уроков для каждого конкретного класса. Данное среднесрочное планирование составлено на основе календарно-тематического планирования уроков русского языка в 9 классе и П...
  • Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнения ( 9 класс)Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнения ( 9 класс. Образовательная система Школа 2100) Цель. 1. Выявить признаки сложноподчиненных предложений с придаточной частью сравнения. 2. Развивать умение находить придаточные части сравнения и отграничивать их от сравнительных оборотов. 3. Совершенствовать речевые, синтаксические и пунктуационные умения. Урок построен на основе проблемного обучения. Учащиеся решают поставленную проблему, отрабатывают материал, и...
  • Урок по русскому языку на тему Сложноподчиненные предложение с придаточными изъяснительными (9 класс)Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.Цели: 1) формировать представление о придаточных изъяснительных, обучить конструированию СПП с придаточными изъяснительными. 2) развивать навыки постановки знаков препинания в СПП с придаточными изъяснительными ; тренировать учащихся находить в тексте и использовать в речи данный вид предложений. 3) воспитывать интерес к научно-техническому прогрессу, интерес к изучению компьютеров.Тип урока: изуче...
  • Контрольная работа Виды придаточных предложений для 9 класса Работа предназначена для контроля знаний учащихся 9 класса после изучения темы Виды придаточных предложений в сложноподчиненном предложении. Предложено задание подчеркнуть грамматические основы в предложениях, составить схемы, определить вид придаточного предложения. Предлагается четырнадцать предложений с разными видами придаточных ( изъяснительных, определительных и обстоятельственных). При анализе контрольной работы у учителя появляется возможность проанализировать результаты работы, выяс...
  • Интегрированный урок Мой Пушкин (9 класс) МОЙ ПУШКИН (2 урока) Цели: познакомить учащихся со страницами пушкиноведения; Вызвать интерес к личности поэта, к его творчеству; Развивать монологическую речь учащихся, умение письменно оформлять Свои мысли. Эпиграф. Ведь Пушкина убили, потому что своей смертью Он никогда бы не умер, жил бы вечно… Из письма М.Цветаевой Оборудование. 1. На доске тема урока, эпиграф , высказывания писателей о Пушкине. 2. Портреты Пушкина. 3. Газета Поэты – Пушкину. 4. Запись романса Глинки Я помню чудное мгновенье.Фрагмент из оперы Чайковского Евгений Онегин. 5.Выставка книг о Пушкине. 6. Фотографии, запечатлевшие сцены из оперных спектаклей, из кинофильмов и мультфильмов по произведениям Пушкина. ? А какой он, ваш Пушкин? Чем особенно близок и понятен ? Материал двух уроков. Урок интегрированный. Ход урока. Слово учителя. Пушкин… О нем написаны горы книг. Мы так привыкли к этому имени, к его лирике, к его гению, к тому, что он – солнце русской поэзии, к тому, что он – русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет ( Гоголь ), что он – начало всех начал ( Горький ), что он – наше все (Ал. Григорьев), что он – самый замечательный человек в России ( Николай 1 ), что он обладает всемирной отзывчивостью ( Достоевский ), что он наш современ – Ник, ибо идет рядом с каждым из нас от рождения до смерти. Его поэзия будит в нашей душе самые лучшие и благородные чувства. Именно чувства и любовь к его слову. Как замечательно сказал о нем Тютчев: Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет! Пушкин - спутник многих поколений без малого почти два столетия. О нем говорят – мой Пушкин. В этом признак особенно доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту. Кажется, иначе быть не может и не могло, не правда ли? Но это взгляд с позиций нашего дня. Образ поэта в представлениях Разных поколений не был единым, неизменным. История восприятия личности и творчества Пушкина в отечественной культуре непроста и очень объемна. Она уже стала в чем-то наукой, получившей название пушкиноведение. Какой же она была? В строках , обращенных к России, Пушкин метко и лаконично сформулировал закон неисчерпаемости великого художника. Гений для потомков – вечно тот же, вечно новый. Завершив жизненный путь, он оставляет миру свое наследие, к которому уже не прибавляются новые произведения, но его жизнь продолжается в памяти общества. Каждое поколение прочитывает творения по-своему, открывает для себя будто впервые , с позиций своего времени определяет художественную их ценность. Классик оказывается современником своих потомков. Пушкин являет собой пример наиболее яркий. Он живет, развивается, меняется в социальной памяти, он поистине всегда и бесконечно нов. Чтобы убедиться в этом, проследим динамику восприятия его облика и творчества. Отправимся в прошлое… Вообразим, что нам удалось попасть на выставку, где были собраны шедевры из разных областей искусства, посвященные нашему Пушкину. Конечно, нельзя объять необъятное, но мы побываем в разных залах и прикоснемся к миру гениальных творений, на создание которых их авторов вдохновил любимый всеми поэт. Чтобы представить себе духовный мир человека, нужно познакомиться с ним в первую очередь визуально. Итак , мы в зале, который называется Пушкин в живописи. Доклад учащегося. Некогда считалось, что душа может покинуть тело человека и, каким-то волшебным способом переселиться в его изображение. Но ведь такое волшебство действительно существует, и это волшебство – искусство. Сила искусства удержала многих людей, запечатленных художниками, от исчезновения, от забвения. Они останутся с нами и с теми, кто будет жить после нас. Мы с первого дня жизни в окружении пушкинских портретов, с ранних лет своих знаем его неповторимый лик. Фотография в пушкинские времена еще не была изобретена. Портреты – вот то единственное, что есть у нас с изображением лица этого великого человека. Пушкин – гениальный поэт, выдающаяся личность, обаятельный человек – всегда привлекал внимание художников. Создано множество его изображений. Описание и изучение их составляет целую область пушкиноведения, так называемую иконографию Пушкина. Когда мы слышим имя поэта, мы вспоминаем знакомый облик – вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, светлые ясные глаза, красивые руки с длинными пальцами. Выражение энергии в лице или другое – задумчивой грусти. Таким мы помним его с детства по двум самым популярным портретам выдающихся русских художников – Василия Андреевича Тропинина и Ореста Адамовича Кипренского. Интересна история создания работы Тропинина. В первую же встречу с Александром Сергеевичем художник делает подготовительный набросок – этюд для будущего портрета. Мы так привыкли к главному тропининскому портрету, что Пушкин на этюде, на первый взгляд, пожалуй, некрасив. Этюд – первое впечатление художника. Поэт совершенно домашний, непричесанный, а все ж вдруг открывается и пленяет нас быстрый поворот головы, блеск широко распахнутых, устремленных к какой-то значительной мысли глаз… Между этюдом и портретом был еще и карандашный набросок. Через него художник прокладывает путь от первого впечатления к окончательному изображению. Главный портрет – не увеличенный в несколько раз этюд и не соединение этюда с карандашным наброском. Этот портрет рождается в особом проницательном всматривании в того, кого пишешь. Как далек этот человек на портрете – Пушкин! – от Пушкин, быстро и точно намеченного в этюде. Хоть в повороте головы остается глубокая задумчивость, но сам поворот становится величественным и гордым, широко разворачиваются плечи, фигура поэта обретает уверенность и силу. Складки халата становятся широкими, свободными. Слегка растрепанные завитки волос , свободный, расстегнутый ворот, небрежно повязанный шарф говорят и о будничной простоте, и о вдохновении, внезапно озарившем поэта. В сосредоточенном взгляде угадывается уже не просто напряженная мысль, но мысль поэтическая. С 1909 года этот портрет принадлежит Третьяковской галерее. Другой известный портрет Пушкина – работа Ореста Адамовича Кипренского. Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтичностью. Пушкин у Кипренского очень спокоен. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Скрещенные на груди руки – любимая поза поэта – подчеркивают его замкнутость в себе, сосредоточенность. Художник не акцентирует творческую силу, темперамент поэта, не подчеркивает в нем ганнибаловские черты. Так же сдержанны и краски – портрет написан в коричневато-зеленоватых тонах. Только лицо дано теплым розоватым тоном и ярко выделена подкладка наброшенного на плечо плаща. Статуэтка Музы была вписана потом, по просьбе друзей поэта. Поэтическое начало и гармония натуры Пушкина переданы художником с большой глубиной и свободой. При жизни поэта было создано 12 его портретов, но не все они сделаны с натуры. Большая часть их приходится на первое десятилетие: вторую половину 20-ых – начало 30-ых годов 19 века. На этих портретах Пушкин выглядит по-разному. И это объясняется не только индивидуальностью художника ( у каждого из них свой Пушкин! ), его творческой задачей, но и особенностью внешности поэта. Лицо его было необычайно живым, выражение часто менялось, отражая яркую и напряженную духовную жизнь. 3. Слово учителя. Продолжим нашу экскурсию. Мы входим в другой зал и погружаемся в мир музыки. Музыка и Пушкин. Разве это не синонимы? Каждое слово, слетевшее с поэтических уст Александра Сергеевича, достойно быть увековеченным в гармонии мелодий. Многие композиторы были счастливы, прикоснувшись к гению поэта, оставить после себя музыкальные шедевры, освещенные и его именем. 4. Звучит романс Глинки Я помню чудное мгновенье. Доклад учащегося Пушкин в музыке. - Имя Пушкина навсегда вошло в историю русского музыкального творчества: больше столетия его поэмы, драмы и повести, его сказки и лирические стихотворения пленяют воображение композиторов , обогащают их мысль и служат источником драматических замыслов; больше столетия помогают они глубже видеть и ощущать русскую действительность, понимать и любить родную речь, историю народа и его творчество. Можно сказать уверенно, что гений Пушкина не только сопутствовал национальной музыкальной культуре,- он активно участвовал в ее их дела – строительстве, направляя и вдохновляя русскую музыкальную мысль. Влияние это оказалось решающим в тот период , когда на мировую арену вышли основатели русской классической школы – Глинка и Даргомыжский и продолжатели Мусоргский,Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Балакирев. 19 век в музыке почти неотделим от имени Пушкина. О чем бы мы ни писали и ни говорили – о музыкальных образах, оперных сюжетах, вокальном или оркестровом стиле этой эпохи, - мы не можем не коснуться роли и значения Пушкина в творческой биографии композитора. Сюжет, который так долго искал Чайковский, он , наконец, нашел в мае 1877 года. Композитор сидел у давнишней приятельницы своей, известной артистки-певицы Лавровской. Разговор шел об оперных либретто, и Чайковский с тоской выслушивал самые невозможные сюжеты, которые простодушно предлагал муж Лавровской. Елизавета Андреевна молчала и только добродушно улыбалась, потом вдруг сказала: А что бы взять Евгения Онегина? Идея превратить в оперу стихотворный роман Пушкина показалась Чайковскому нелепой, и он ничего не ответил. Потом, обедая один в трактире, он неожиданно вспомнил об Онегине, задумался и вдруг взволновался. Не заходя домой, кинулся разыскивать томик Пушкина, найдя, поспешил к себе и с восторгом перечитал. Потом провел бессонную ночь, сочиняя сценарий этой чудесной, как он теперь был окончательно убежден, оперы. Сами собой определились в его представлении узловые сюжетные линии романа, образуя те семь картин, которые могли дать представление о поворотных моментах в судьбе главных героев. Эти сцены ложились на музыку естественно и давали логическое развитие романической линии. Работа над оперой на время отодвинула все. Счастливые и тяжелые переживания растворились в чувстве громадного душевного подъема, в ощущении той полноты, той страстной сосредоточенности чувств, которая обычно сопутствует вдохновению .Это состояние почти не покидало композитора те несколько месяцев, пока создавался Онегин. В руках Чайковского был совершенно необычный для оперы материал :при всей своей простоте и безыскусственности, он подавлял богатством мыслей, чувств, оттенков, подчас, казалось бы, противоречивых. Со смелостью гения Пушкин раздвигал границы романа, произвольно объединяя лирические, эпические, философские и бытовые зарисовки. Легкими прикосновениями поэт придавал такую живую прелесть своим образам, вносил столько движения и жизни в повествование, что музыка словно рождалась непроизвольно при самом чтении романа. Звучит увертюра из оперы. Чайковский воспринял и передал пушкинский роман не только как восторженный читатель, но и как самостоятельный художник-мыслитель 70-ых годов. Он сумел воплотить в опере свои мысли о судьбе современной ему русской женщины и о ее жизненной борьбе, раскрыть ее душевный мир, понимание счастья, ее этические принципы; он сумел найти у Пушкина то, самим им пережитое и перечувствованное, о чем тосковал предыдущие годы. Композитор писал оперу, дополняя нетленные пушкинские образы собственными мыслями и наблюдениями, собственным опытом и знанием русской жизни, воплощая в искусстве то значительное, что привлекало и пленяло его в современниках. Чем больше слушаешь оперу, тем все более выразительной кажется глубина раскрытия в ней идей и образов романа. Иногда почти невозможно отделить намерения композитора и поэта,- так полно, так органически объединились мысли и чувства великих художников. В музыке Онегина ощущаешь не только героев романа, но и самого создателя их. Кажется, что голос Пушкина, его поэтическое мышление отражены в высокой лирической атмосфере оперы. 5. Слово учителя. - Музыкальные шедевры, созданные по произведениям Пушкина, начали свою сценическую жизнь еще во времена великого поэта и продолжают радовать нас до сих пор. В следующем зале нашей выставки вас ждет рассказ о постановках величайших опер на сценах театров России. Проследим за их триумфальным шествием. 6. Доклад учащегося Произведения Пушкина на театральной сцене. - По сочинениям А.С.Пушкина было осуществлено значительное число постановок на сценах отечественных театров. Отметим , что в отличие от А.Н.Островского и А.П.Чехова Пушкин не писал специально для театра. Маленькие трагедии, Борис Годунов изначально предназначались для чтения, а не для сценического воплощения. Драматургические формы в них используются лишь как художественный прием. Тем не менее, вот уже более полутора веков в основной репертуарный фонд ведущих театров страны входят спектакли по произведениям любимого поэта. В них участвовали корифеи русской сцены, над созданием постановок трудились выдающиеся русские композиторы, художники, дирижеры, балетмейстеры. При жизни А.С.Пушкина было поставлено всего несколько спектаклей: Бахчисарайский фонтан, балет Кавказский пленник или Тень невесты, драматический спектакль Моцарт и Сальери. В 1892 году на сцене московского Большого театра Сергей Рахманинов представил свою оперу Алеко по поэме Цыгане. Интересна судьба еще одного произведения. Трагедия Борис Годунов была запрещена цензурой для постановки на сцене до 1866 года. После снятия запрета эта трагедия гордо прошествовала по театрам России 19 – 20 веков: Малый театр в Москве, Мариинский - в Санкт-Петербурге, Большой московский театр. В начале 20-ого века Борис Годунов на сцене Ленинградского академического театра драмы имени Пушкина ( ноябрь 1934 года ); в роли Бориса Годунова – Симонов, Лжедмитрия – Бабочкин, Варлаама – Черкасов. Среди других произведений А.С.Пушкина, с любовью воплощавшихся на сцене, следует назвать следующие: опера Золотой петушок Римского-Корсакова (1907), в начале 20 века В Большом театре партию шамаханской царицы пела Нежданова; Каменный гость- опера Даргомыжского (завершена Кюи и Римским-Корсаковым в 1872 г.). Опера Чайковского Евгений Онегин, созданная в 1878 году ,в наши дни возобновлена в новой постановке Покровского в 1992 году на сцене Большого театра. Среди опер по пушкинским произведениям особой любовью пользуются Пиковая дама Чайковского, Руслан и Людмила Глинки, Сказка о царе Салтане Римского-Корсакова, Скупой рыцарь Рахманинова. 7. Слово учителя. - Начало 20-ого века… Движение прогресса приводит к рождению нового вида искусства, искусства, которое стало неотъемлемой частью нашей сегодняшней жизни. Кинематограф. Разве не удивительно, что уже на заре своего становления кинематограф обращает взор к личности А.С.Пушкина. 8. Доклад учащегося. - Одним из первых художественных фильмов, посвященных Пушкину, стала работа режиссера Гончарова, снятая в 1910 году, Жизнь и смерть Пушкина, в которой мы видим Александра Сергеевича придворным поэтом Николая 1. Наиболее интересной работой стала лента режиссера Гардина , созданная в 1927 году, Поэт и царь. Новый фильм , новый взгляд на русского гения. Это историко-биографическая драма о последних годах жизни великого поэта. Фильм вызвал к себе огромный интерес. И как жемчужина кинофонда он получил второе рождение в 1968 году, когда был восстановлен и озвучен на киностудии имени Горького. Этой же киностудии современный зритель должен сказать спасибо за возрождение в 1971 году еще одной ленты, заслужившей в 1937 году золотую медаль на Международной выставке в Париже. Это киношедевр режиссера Народицкого, снятый в 1936, названный Юность поэта. Фильм рассказывает с особой трогательностью и теплотой о лицейских годах Саши Пушкина. К сожалению, эти фильмы сегодня не демонстрируются на экранах, а как хотелось бы! Но отрадно то, что и современный кинематограф обращается к Пушкину. Хотелось бы вспомнить наиболее любимые зрительской аудиторией работы наших кинематографистов. Кто из вас не видел и не полюбил всем сердцем удивительно красивый и музыкальный фильм-сказку режиссера Александра Птушко, снятый в 1973 году, Руслан и Людмила? Или проникновенную версию пушкинского Арапа Петра великого? Помните неподражаемую игру Владимира Высоцкого в фильме режиссера Александра Митты Сказ про то, как царь Петр арапа женил? А.Митта по-своему интерпетировал Пушкина. Но какой отклик находит образ Ибрагима Ганнибала в наших сердцах, как притягивает силой своих страстей, какой-то детской непосредственностью и чистотой. Приятно и то, что интерес к русскому гению живет и в сердцах зарубежных мастеров кино. Так в 1986 году был снят совместный советско-чешский фильм, при участии западно-германских кинематографистов по пушкинской драме Борис Годунов. Снял его талантливый и глубокий режиссер Сергей Бондарчук, который и исполнил главную роль. Свой Пушкин и у российских мультипликаторов. Кто не знает замечательных рисованных музыкальных версий пушкинских сказок о попе и его работнике Балде, о царе Салтане, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке, о рыбаке и рыбке? И это лишь немного из того, что было создано в кино о Пушкине, по Пушкину для нас. 9. Слово учителя. - Представьте себе, что у вас появилась возможность самим поставить что-нибудь из произведений А.С.Пушкина. Что бы вы предпочли? Я задала этот вопрос, когда сегодняшний урок был еще только в мыслях. И девочки тотчас откликнулись: Знаем! Это будет здорово! Сегодня они хотят предложить свое видение пушкинской Татьяны. 10. Сцена из романа Евгений Онегин в исполнении учениц. Вечерний разговор Татьяны с няней. Письмо Татьяны. 11. Слово учителя. - Сценическое искусство всегда привлекает юных. Кто из нас не мечтал хоть раз в жизни попробовать себя на сцене? Это, конечно, только проба. Но как проникновенно звучала пушкинская поэзия, как завораживали чувства! Первая любовь! Разве она не такая, какой показал ее поэт? И вот мы в следующем зале нашей выставки. Пушкин в литературе. Литература является наиболее доступным и объемным видом среди искусств, обращающих свое пристальное внимание, свою любовь к людям, подобным Пушкину. Кто как ни соратники, товарищи по перу могут помочь читателю глубже погрузиться в мир великого писателя, понять силу его переживаний, остроту восприятия жизни, драматизм его одиночества, муки и радость творческого поиска? Наверное, лучше всех его понимали и прочувствовали те, кто жил в одно с ним время. Сколько проникновенных строк хранит русская литература 19 века о Пушкине! (Обращаемся к записям на доске). Несколько строк, обращенных побежденным учителем к победителю ученику. В.А.Жуковский: …На все, что с тобою случилось, и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: ПОЭЗИЯ. Ты имеешь не дарование, а гений… По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. И какое место, если с высокостию гения соединишь и высокость цели! Милый брат по Аполлону! Это тебе возможно! А с этим будешь недоступен и для всего, что будет шуметь вокруг тебя в жизни… А вот что писал тот, кто мог по праву называть себя учеником А.С.Пушкина. Н.В.Гоголь: При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное… Можно было бы продолжать и продолжать называть имена и произносить сокровенные слова, сказанные писателями, поэтами, историками в адрес Пушкина до бесконечности. Но у вас есть более приятная возможность: взять в руки книгу, особенно заинтересовавшую и познакомиться с чем-то своим, особенным , найти в ней слова, которые встретят в ваших душах отклик и помогут узнать и понять своего Пушкина. На нашей выставке представлены книги, которые помогут вам найти дорогу к этому познанию. С некоторыми из них вас познакомят ребята. 12. Доклад учащегося Ю.Тынянов о Пушкине. - Жизнь и творчество А.С.Пушкина всегда привлекали внимание исследователей, писателей-создателей исторических романов. Среди последних стоит имя замечательного писателя и человека – Юрия Николаевича Тынянова. И нам оно уже знакомо. Вспомните пронизанные глубоким трагизмом строки о гибели Вазир-Мухтара. На последних страницах романа о жизни А.С.Грибоедова мы видим одинокого всадника, встретившего на Военно-грузинской дороге печальный обоз, препровождающий останки русского дипломата, автора бессмертной комедии Горе от ума. Этот всадник А.С.Пушкин. Именно ему, любимому и, по мнению самого Тынянова, загадочному посвящен следующий роман, названный Юрием Николаевичем кратко, но емко Пушкин. Начиная Пушкина, Тынянов думал, что этой книгой будет закончена трилогия – Кюхельбекер, Грибоедов, Пушкин. К новой книге он приступал издалека, настороженно, неторопливо. Он в полной мере сознавал всю ответственность, ложившуюся на плечи писателя, который осмеливается создать роман, охватывающий всю жизнь Пушкина. Эта книга – не биография,- писал Тынянов в черновике предисловия, сохранившегося в его архиве. – Читатель напрасно стал бы искать в ней точной передачи фактов, точной хронологии, пересказа научной литературы. Это – не дело романиста, а обязанность пушкиноведов… Я бы хотел в этой книге приблизиться к художественной правде о прошлом, которая всегда является целью исторического романиста. В одном интервью писатель еще более точно определил свою задачу: Свой роман я задумал не как романизованную биографию, а как эпос о рождении, развитии, гибели национального поэта. Я не отделяю в романе жизни героя от его творчества и не отделяю его творчества от истории его страны. В первых вариантах роман начинался с Абиссинии, с предков Пушкина, с петровского арапчонка. Тынянову показалось, что эти главы не удались, и работа была отложена надолго. Он вернулся к своему замыслу лишь через год, решив идти пушкинским планом автобиографии, который относится к 1830 году и публикуется обычно под названием Программы записок. Эта Программа вся помещается на одном листочке и представляет собой настолько краткий перечень событий жизни Пушкина, что некоторые параграфы оставались для исследователей загадкой. Программа, как известно, доведена лишь до 1815 года. Нужно было любить и понимать Пушкина, как любил и понимал его Тынянов, чтобы расшифровать эти загадки, эти начатые и брошенные фразы, эти фамилии, которые можно прочесть так или иначе. Мои неприятные воспоминания,- пишет Пушкин. Какие воспоминания? О чем? Нестерпимое состояние,- пишет он. Чем оно вызвано? Как его объяснить? Тынянов заново прочел этот маленький текст и положил его в основу первой части своего романа. Так, из строчки Юсупов сад. – Землетрясение. – Няня вышла удивительная по своей силе глава, в которой угаданы первые движения души маленького Пушкина, те движения, в которых уже виден будущий гениальный поэт. Во время Великой Отечественной войны в тяжелых условиях эвакуации Тынянов дрожащей рукой писал третью часть своего последнего романа. Он знал, что умирает, но ему хотелось, чтобы в этой третьей части юность Пушкина была рассказана до конца. …Пушкина высылают. Белой ночью, которая яснее, чем день, он прощается с Петербургом, как с живым человеком. Его высылали. Куда? В русскую землю. Он еще не видел ее всю, не знал. Теперь увидит, узнает. И начиналось не с северных медленных равнин, нет – с юга, с места страстей, преступлений. Голицын хотел его выслать в Испанию. Выгнать. Где больше страстей? Он увидит родину, страну страстей. Что за высылка! Его словно хотят насильно завербовать в преступники. Добро же! Он уезжал. Вернется ли? Застанет ли кого? Или повернет история? Она так быстра. И дальше: Он знал и любил далекие страны, как русский. А здесь он с глазу на глаз , лбом ко лбу столкнулся с родною державой и видел, что самое чудесное, самое невероятное, никем не знаемое – все она, родная земля… Прощаясь с жизнью, писал Юрий Тынянов прощание Пушкина с юностью. Но мужеством проникнуто каждое слово: Выше голову, ровней дыхание. Жизнь идет, как стихи. Это было написано, когда все ниже клонилась голова, все чаще прерывалось дыхание… 13. Слово учителя. - Среди книг вы видите Венок Пушкину. Это сборник высказываний и стихов, обращенных к любимому поэту. Перелистывая подобные книги, видишь разного Пушкина: для кого-то он самый близкий друг, для кого-то – источник вдохновения, для кого-то – учитель, наставник, для кого-то – святыня! Несколько страниц из Венка Пушкину мы решили сегодня озвучить. 14. Учащиеся читают стихотворения.( Привожу в сокращении) - И.Бунин Подражание Пушкину. От праздности и лжи, от суетных забав Я одинок бежал в поля мои родные, Я странником вступил под сень моих дубрав, Под их навесы вековые… - А.Ахматова. Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов… - М.Цветаева Встреча с Пушкиным. Я подымаюсь по белой дороге, Пыльной, звенящей, крутой. Не устают мои легкие ноги Выситься над высотой… - М. Турсун- Заде Пушкину. Бессмертный! Я не спал ночей, Твоим дыханием дыша! Жизнь коротка – Не спал ночей, Тебя понять, узнать спеша… - И. Северянин. Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! – Могущественные слова!.. И не от них ли на опушке Нам распускается листва?.. - Аким Галуев Встреча с Пушкиным. Как людна Пушкинская площадь, Над ней высоко, Как живой, Стоит он, нежно-огневой, И ветер плащ его полощет!.. 14. Слово учителя. Среди книг нашей выставки вы видите и маленькую книжку , которая подсказала мне тему сегодняшнего урока. Это книга Марины Цветаевой Мой Пушкин. С нею вас познакомит ваш одноклассник. 15. Доклад учащегося М.Цветаева Мой Пушкин. - Марина Цветаева – писатель большой и разносторонний. Она проникновенно писала о многих поэтах. Но поистине первой и неизменной любовью ее был Пушкин. Мало сказать, что это ее вечный спутник. Для нее самой вечно современный Пушкин всегда оставался лучшим другом, собеседником, советчиком. С ним она постоянно сверяет свое чувство прекрасного, свое понимание поэзии. При этом в отношении Цветаевой к Пушкину не было решительно ничего от молитвенно-коленопреклоненного почитания литературной иконы. Цветаева ощущает его не наставником даже, а соратником. Не обинуясь именует она себя товаркой Пушкина: Прадеду – товарка: &
  • Программа дополнительного образования Основы речевой коммуникации (для учащихся 9 класса)Задача программы дополнительного образования учащихся Основы речевой коммуникации - дать учащимся 9 класса теоретические знания и практические навыки в сфере осуществления эффективных речевых коммуникаций. Программа дополнительного образования учащихся Основы речевой коммуникации ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей, которые выходят за рамки образовательных стандартов. Цель программы - раскрыть особенности речевой коммуникации в современном обществе, дать правила п...
  • Конспект урока с презентацией по русскому языку на тему Сложносочиненные предложения (9 класс)Тип урока – обобщение и систематизация знаний. Цель: обобщить и привести в систему имеющиеся знания о сложносочиненных предложениях; помочь учащимся выявить и устранить пробелы в знаниях по теме; продолжить подготовку к сдаче ЕГЭ по русскому языку. В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При составлении данного сценария использованы фрагменты художественных произведений русск...
  • Разработка урока литературы 9 класс «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)Этот урок даёт полное обобщение по пройденным темам, включающее в себя обобщение по биографии и творчеству А.П.Чехова, повторение прочитанных рассказов, данных по госстандарту, анализ этих рассказов. Также ознакомление с дополнительными материалами, при подготовке к презентациям. Ко всему этому реальное путешествие по историческим местам писателя, посещение музеев, знакомство с новыми фактами из его биографии, рассмотрение фотографий, связанных с жизнью писателя.Все это даёт возможность окунуть...
  • Задания для проведения олимпиады по литературе для учащихся 9 классаОлимпиада - это соревнование, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства. Цель проведения олимпиад – развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями. В работе представлены задания для проведения олимпиады по литературе, критерии оценивания, ответы на задания. Олимпиада состоит из трех блоков: 1 блок - 9 заданий (мак...
  • Программа по русскому языку 9 класс (ФГОС)Данный файл представляет собой календарно-тематическое планирование и пояснительную записку к учебнику Разумовской 9 класс.
  • Урок литературы по повести Фаталист (9 класс)Урок литеоатуры по повести Фаталист был подготовлен на конкурс Лучший урок с применением ИКТ. Урок проводился совместно с учителем философии. На уроке ребята познакомились с такими философскими понятиями, как судьба - рок - фатализм - случайность. Далее в ходе анализа произведения учащиеся исследовали текст и на примерах поступков героев повести Вулича и Печорина доказывали, есть ли ли судьба или нет, возможно ли человеку самому руководить, управлять своей жизнью или все предопределено заран...
  • Конспект урока по русскому языку на тему Практическая работа: обучение сжатому изложению (9 класс)Это урок развития речи, который проводится в форме практикума. Я считаю, что в связи с введение обязательного государственного экзамена по русскому языку в 9 классе, уроки развития речи особенно значимы, первостепенны. Особенно, если они готовят ребят к выполнению той или иной части экзаменационной работы. Учитывая этот факт, на данном уроке были поставлены задачи, формирующие практические умения, необходимые для написания сжатого изложения.Средствами достижения задач урока было сочетание объяс...
  • Игра: ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП (в форме КВН для учащихся 7 - 9 классов)ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП Форма: играЦели: - приобщение к книге и литературе; знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной литературы для подростков Возраст: учащиеся 7-9 классов Количество участников: 2 команды игроков (по 5-7 чел), зрители Место проведения: читальный зал, актовый зал, класс Оборудование: книжная выставка, бумага, ручки для участников Этапы подготовки и проведения: а) подготовительный этап: - организация книжной выставки, - подготовка обзоров литературы, - проведен...
  • Тест по русскому языку на тему СПП (9 класс)Тест по русскому языку на тему Сложноподчинённое предложение для 9 класса включает в себя два варианта по девять вопросов: 1. Найти сложноподчинённое предложение 2. Место придаточного предложения в сложноподчинённом предложении 3. Сделать синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчинённым предложением 4. Составить из двух простых предложений сложноподчинённое с придаточным времени 5. Сделать синонимичную замену сложносочинённого предложения сложноподчинённым с ...
  • Краткосрочный план урока русского языка в 9 классе на темуКраткосрочный план интенрированного урока русского языка в 9 классе по интегрированной образовательной программе на тему: Интересное об океанах содержит задания на развитие навыков слушания, чтения, говорения. Ученики смогут: 1) формулировать вопросы и ответы на основе предложенного текста; анализировать и делать выводы, выделяя для себя значимую информацию; работать в группах, парах и индивидуально; 2) обогатить словарный запас: гидросфера, Мировой океан, воды суши, поверхностные воды суши, п...
  • Урок русского языка на тему Общие сведения о языке (9 класс). Урок с применением сингапурской методики обученияТема урока ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ.Цели: 1. Показать роль языка в жизни общества, пути его развития, измене- ния, происходящие в языкес течением времени. 2.Развивать навык подготовки к ОГЭ, совершенствовать навыки разбора текста.3. Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку. Ход урока.1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.2.Фронтальный опрос. -Назовите ближайших родственников русского языка. (украинский и бело-русский).-Какова основна...
  • Интегрированный урок по русскому языку в 9 классе Большую роль в расширении кругозора, эстетическом и интеллектуальном развитии играют интегрированные уроки. Интегрирование уроков русского языка и литературы открывает широкие возможности для комплексного повторения, для наблюдения за точностью словоупотребления и ролью синтаксических конструкций на примере высокохудожественных текстов, а также помогает решить важные задачи воспитательного характера. Повторение синтаксиса сложного предложения в 9 классе учитель проводит на примере повести И...
  • Рабочая программа по литературе в 9 классе Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова. Преподавание уроков литературы в 9 классе ведётся по программе общеобразовательных учреждений под редакцией Веры Яновны Коровиной 11-е издание Москва Просвещение,2009г. Учебник Литература в 2 частях для 9 класса, издате...
  • Карточки-опросники для 9 класса общеобразовательной школыПредлагаемые карточки -опросники содержат уровневые задания в двух вариантах, обобщающие и углубляющие изученный в 9 классе материал. Задания 1 уровня ориентированы на воспроизведение учащимися теоретического материала. 2 уровень содержит задания поискового характера, требующие умения анализировать, сопостовлять, распределять языковой материал по группам. 3 уровень содержит задания творческого характера, выявляющие умения учащихся использовать полученные знания при сопостовлении текстов, связных...
  • Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «Занимательный русский язык» для учащихся 8-9 классов1.Углубить знания учащихся о русском языке; 2.Развивать творческие способности учащихся, мышление, сообразительность, внимательность, собранность; 3.Воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к родному языку, стремление к приобретению знаний; повысить эрудицию в области языка. С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Русский язык – наука интересная и увлекательная. Только тот, кто имеет настойчивость, терпение,...
  • Проверочная работа по литературе в 9 классе по итогам 1 полугодия А1. Кого А. С. Пушкин описывает так ( Евгений Онегин)? Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. А) Евгения Онегина Б) Владимира Ленского В) мужа Татьяны Г) дядю Онегина А2. Чем заканчивается повесть Бэла в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени? А) свадьбой главных героев Б) разлукой главных героев В ) гибелью главной героини Г) гибелью главного героя А3. Какое стихотворение Ф.И. Тютчева стало известным романсом? А) Живым сочувствием привета… Б) В р...
© 2010-2018