Русский язык и Литература

  • Элективный курс Русская словесность. ( Русский язык, 9класс)Пояснительная записка. Появление элективного курса “Русская словесность ” во многом обусловлено современной ситуацией и проводимым в течение некоторого времени Министерством образования РФ новой формы выпускных экзаменов в 11-м классе – единым государственным экзаменом (ЕГЭ) и проведение малого ЕГЭ в 9-х классах. Подлинной грамотностью следует считать не только умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно понимать текст, письменное высказывание заданного типа. В центре внимания школьного курса русского языка находятся вопросы, связанные с характеристикой языкового анализа, описанием его разновидностей. Между тем языковой анализ грамматических фактов должен стать тем действенным средством, которое поможет ученику глубже проникнуть в область мысли и художественн...
  • Дидактический материал к сказке «Три пояса» В. А. Жуковского для 9 класса школ 8 видаДидактический материал к сказке Три пояса В. А. Жуковского для 9 класса коррекционных школ 8 вида может быть использован на любых этапах изучения материала, а также в качестве заданий теста, викторины по творчеству писателя, служить проверочным материалом на обобщающем уроке. Задания рассчитаны на различные категории учащихся, носят коррекционный характер и направлены на развитие высших психических функций - памяти, внимания, мышления, способствуют развитию речи учащихся и обогащению словаря. ...
  • Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему «Романтизм. Д. Г. Байрон-яркий представитель романтизма»МОУ Турочакская СОШ учитель русского языка и литературы Манеева Наталья Сергеевна Тема урока Романтизм. Д.Г.Байрон- яркий представитель романтизма Цели урока: познакомить обучающихся с литературным направлением романтизмом, показать его особенности; познакомиться с жизнью и творчеством Д.Г. Байрона как ярчайшего представителя романтизма. Оборудование: мультимедийная доска, картины Делакруа Свобода на баррикадах, Гойя, портреты Кипренского, пейзажи Айвазовского, портрет Г.Д. Байрона, учебник литературы для 9 класса под редакцией Т.Курдюмовой Структура урока I. Вступительное слово учителя II. Лекция План: 1.Общая историческая почва 2.Особенности метода 3.Характер героя Метод романтизма сложился в начале 19 века в литературе и искусстве большинства стран Европы, в точности и в России. Творчество романтиков имеет в каждой стране свою специфику, объяснимую особенностями национального, исторического развития. Вместе с тем романтизм имеет и некоторые устойчивые общие черты. 1.общая историческая почва- переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией. Идея свободы личности, и в то же время мысль о беззащитности человека в обществе, где побеждали денежные интересы. Главные события русской истории -Какие события по вашему были исторической почвой романтизма в России в начале 19 века? (война 1812 года и восстание декабристов на Сенатской площади. Они оказали огромное влияние на ход литературного развития России и определили круг тем и вопросов, волновавших русских романтистов. Взгляды романтистов были разными, от революционных до консервативных. 2.Особенности метода Особый интерес к личности, художник- романтик не ставит перед собой задачи воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста с окружающим миром, чтобы через этом вымысел донести до читателя свой идеал и свое неприятие окружающей жизни. 3.Характер героя Литература романтизма выдвинула своего героя, который выражает авторское отношение к действительности. Это человек с особенно сильным чувством и с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Поэтому он поставлен выше окружающих. Герой одинок, и тема одиночества варьируется в произведениях разных жанров. Особенно часто в лирике (например, в стихотворении М. Ю.Лермонтова На севере диком и др.) Одиноки герои М.Ю. Лермонтова, Байрона, Гейне и др. Нет, лучше с бурей силы мерять, Последний миг борьбе отдать, Чем выбраться на тихий берег И раны горестно считать. Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Они не спокойны, страстны, неукротимы. Для них характерно бунтарство, отрицание. Романтизм ярко проявляется не только в литературе, но и в других областях искусства. Например, романтизм ярко проявился в изобразительном искусстве и музыке. Представители: Делакруа в картине Свобода на баррикадах, картины Гойя. В России в работах Кипренского, Лебедева, Айвазовского, Брюллова. В музыке ярко проявился романтизм у Моцарта (опера Дон Жуан, Л. Бетховекна, Шубертак, Паганини). В зарубежной литературе наиболее ярко проявился романтизм в творчестве Джорджа Гордона Байрона (1788-1824). III. Знакомство и с биографией Д.Г.Байрона. (Выступление 3 обучающихся, заранее подготовленных дома) Вывод: (учителем) Это был очень интересный человек с трагической судьбой. Детство его было бедным. Затем он получил (не по прямой линии) наследство и титул лорда и оказывается в чуждой ему по духу среде. Его речи в парламенте в защиту свободы, милосердия усилили протест между поэтом и обществом. К этому добавилась семейная драма.: родители жены не приняли Байрона и разрушили их брак. После этого он покидает Родину и живет в Швейцарии, затем в Италии, Греции. Смерть трагическая: умирает в отряде греческих повстанцев. IV. Изучение поэмы Шильонский узник Выслушиваются сообщения обучающихся о поэме. Итог: (учителем) В этой поэме романтический герой- борец и мученик во имя свободы людей. Поэма дышит ненавистью к тому, кому удалось сломитьмужество такого избранника народа) V.Чтение стихотворения Душа моя мрачна Герой Байрона мятежный одиночка, он не находит общего языка с окружающей средой. Отсюда пошло название байронический герой. Многие русские поэты боготворили Байрона (особенно М.Ю. Лермонтов). VI.Чтение стихотворения Душа моя мрачна в переводе М.Ю. Лермонтова Фронтальная беседа с обучающимися 1.Какие чувства вызывает у вас лирический герой этого стихотворения? 2.Как вам кажется, почему М.Ю. Лермонтов перевел это стихотворение? 3.Какие вы знаете еще стихотворения Байрона, переведенные М.Ю. Лермонтовым? VII. Итог урока VРефлексия · Что удалось и не удалось на уроке? · Что затруднило вас в течение работы на данном уроке? VI. Оценивание, выставление оценок Цель: оценивание работы обучающихся на данном уроке. VII.Домашнее задание.
  • Алгоритм работы над сочинение на лингвистическую тему 9 классАлгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему Как сформулировано задание?Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы ... № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) Баллы С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса, или экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне, но рассуждение постр... Что нужно для этого сделать?1.Правильно понять тезис и составить рассуждение на его основе2.Привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте3.Соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логично4.Верно выстроить композицию текста (вступление, основная часть, заключение)
  • Разработка урока литературы в 9 классе по теме «Печорин как «портрет своего поколенияДанный материал представляет собой развёрнутый конспект урока литературы в 9 классе по теме Печорин как портрет своего поколения. В конспекте представлены цели (обучающие, развивающие, воспитательные), планируемые результаты, методы и формы работы на уроке, план урока. В материале также представлена развёрнутая технологическая карта урока, в которой показаны этапы урока, номер слайда, дидактическая задача, деятельность педагога и учащихся, показатели реального результата, методы,приемы и форм...
  • Урок русского языка 9 классУрок русского языка в 9 классе по теме Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и причины разработан по методу критического мышления через чтение и письмо. Урок направлен на формирование умений самостоятельно мыслить, анализировать текст и делать выводы, а также на развитие творческих способностей учащихся. Благодаря коллективной работе ученики учатся: формулировать свою точку зрения; выяснять точки зрения своих партнеров; обнаруживать разницу точек зрения; разрешать разногласия с помощью логических аргументов; быть справедливыми и толерантными. Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой: обсуждаются разные варианты решений; отвергаются ошибочные варианты; ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении заданий.
  • Самоанализ мультимедийной разработки урока литературы в 9 классе по теме «Печорин как «портрет своего поколения»Материал представляет собой самоанализ мультимедийной разработки учебного занятия (урока литературы в 9классе по теме Печорин как портрет своего поколения). Данная тема имеет большоезначение для развития эстетического вкуса учащихся как основы читательскойсамостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора. Это четвертый урок по изучению романа М.Ю. Лермонтова Геройнашего времени, тип урока: урок изучения нового материала.Эта тема включена в раздел Литература 19века. ...
  • Конспект урока литературы в 9 классе «Любовная лирика Пушкина»Конспект урока литературы в 9 классе по программе Г.С.Меркина Любовная лирика Пушкина.В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривались им как чувство переходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя страстям мятежным, но, как всякая буря, угасало, превращаясь в погасший пепел, цветок засохший, бездыханный. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только пот...
  • Конспект урока русского языка в 9 классе» Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. »Конспект урока русского языка по теме Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Рекомендовано для проведения в 9 классе.Конспект содержит иллюстративный материал, на примере которого рассмотрены основные этапы работы над текстом, предназначенного для сжатия. В ходе урока предполагается повторение теоретических сведений о структуре текста - рассуждения, основных принципах абзацного членения текста. На конкретных примерах рассмотрены основные способы компрессии текст...
  • Конспект урока литературы в 9 классе «Свободолюбивая лирика Пушкина»Конспект урока литературы в 9 классе по программе Г.С.Меркина.Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже почти в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – основа творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластия, становится святым прови... Слово свобода и близкие по смыслу слова вольность, воля, вольный - ключевые слова пушкинского словаря.
  • Конспект урока литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике Пушкина»Конспект урока литературы в 9 классе по программе Г.С.Меркина Тема дружбы в лирике Пушкина. Цели урока: - рассмотреть, как развивалась тема дружбы в разные периоды творчества А.С.Пушкина; - развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста; - воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.Становление пера А.С.Пушкина происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лице...
  • Разработка урока русского языка в 9 классеИнтегрированный урок по русскому языку, истории и биологии в 9 классе. Тема урока: Сложносочиненное предложение и роль союзов в сложносочиненном предложении. Целью урока является формирование у школьников учебно- познавательного интереса к изучению сложного предложения на основе самостоятельного открытия особенностей сложносочиненного предложения, используя материалы истории и биологии. Урок позволяет формировать как предметные, так и метапредметные умения учащихся. используются различные ф...
  • Открытый урок по литературе в 9 классе на тему: «М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя»Цель: познакомить учащихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о М.А. Шолохове, обучить умению анализировать произведение; способствовать воспитанию духовности, учить состраданию, любви к другим людям.Дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; показать значение образа героя рассказа Судьба человека;развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать; : воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной вой...
  • Рабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 класс рассчитана для учителей, работающих по программе Ладыженской Т.А. Программа состоит из пояснительной записки, целей и задач, календарно - тематического планирования, в котором указываются умения и навыки учащихся, а также имеется перечень используемой литературы, дополнительной литературы, контрольно-измерительного материала.Так как почти в каждом классе имеются дети с ОВЗ, то ещё предлагаются знания и умения, которыми должны овладеть именно эти учащие...
  • Тема чести в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исследовательская работа ученицы 9 класса Рычковой Юлии Руководитель Наталия Николаевна АкатьеваИсследовательская работа ученицы 9 класса Рычковой Юлии. Руководитель Наталия Николаевна Акатьева. Тема чести в повести А.С. Пушкина Капитанская дочка I. Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина Капитанская дочка 1. Портрет писателя его художественный мир 2. Честь в понимании А.С. Пушкина 3. Тема чести в повести Капитанская дочка II. 4. Сопоставление с другим произведением III. 5. Вывод.КаКапитанская дочка-исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного бедствия крестьянского бунта. Р
  • Урок литературы в 9 классе. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени Цели: Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе Герой нашего времени; Развивающая: систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине; Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям; Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы. Ход урока I. Организационный момент Постановка целей. II. Проверка ранее изученного материала: В.Г.Белинский о романе Лермонтова (отдельные отрывки). Далее провожу тестирование на знание текста по вопросам 1. Кто рассказывает историю Бэлы? 2. Как сложилась судьба Бэлы? 3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание? 4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины? . 5. Чей это портрет? 6. В повести Тамань действующим лицом является: 7. О какой героине Печорин рассуждает так: У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу. 8. Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: ...зачем я жил? для какой цели я родился?.. и делает вывод: А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных... Как закончилась жизнь героя? III. Работа по теме Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ м... На предыдущем уроке мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём исследование композиционной роли женских образов. Эпиграфом нашего урока будут слова из романа Я никогда не считался рабом любимой женщины. – Как вы их понимаете? – Работать мы будем в группах. Каждая группа будет рассматривать образ одной женщины. IV. Задания группам: I группа: Печорин и Бэла. II группа: Печорин и девушка-ундина. III группа: Печорин и Мери IV группа: Печорин и Вера V. Вывод по уроку .Подводит учитель . VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья? VII. Итог урока Рефлексия: в начале урока учащиеся получили по две карточки-зелёную и красную. Зелёная означает положительный результат, красная – отрицательный.
  • Вопросы для проверки уровня литературного развития учащихся 9 классаВт процессе обучения литературе очень важен текущий и итоговый контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся.В данной работе представлены вопросы и задания для итогового контроля знаний учащихся 9 класса. Формы проведения контроля могут быть разными: устный опрос, письменный опрос, индивидуальная работа с карточкой, фронтальная работа с классом и даже коллективная литературная игра. В работе подобраны вопросы и задания , проверяющие разные умения учащихся в соответствии с примерной прог...
  • Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ГИАУрок русского языка в 9 классе Подготовка к ГИА. Разные способы сжатия текста.Цели урока: познакомить учащихся с наиболее распространенными способами сжатия текста ; научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания; подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля; продолжить у учащихся воспитание лю...
  • Урок развития речи в 9 классе «Функции инверсии в художественном тексте»Этот урок позволит учащимся глубже понять само понятие инверсия, а также провести исследование инверсии в разного рода художественных текстах. Урок интересен и тем, что в нём задействованы многие инновационные методы обучения.В этом уроке предусмотрены: необычное вступление, задействовано видио, подготовлена презентация, а так же в необычной форме проводится физкультурная пауза, она учитывает возрастные особенности учащихся и позволяет перевести внимание на другой вид деятельности. Музыка, по...
  • Конспект урока русского языка в 9классе «Синонимика придаточных определительных и причастных оборотов»Осознание синонимичности придаточных определительных и причастных оборотов, их семантико - стилистических особенностей.Повторение изученного о причастном обороте и сложноподчиненных предложениях с определительными придаточными.Развитиеречи учащихся, умение размышлять , аналировать, делать выводы. Данная работа полезнапри организации повторения при подготовке к экзамену. У большинства учащихсявызывает затруднение уметь различать сложноподчиненное предложение и простое,осложненное причастным оборо...
  • Урок литературы в 9 классе с применением обучающих структур Сингапурского образованияУрок литературы в 9 классе по теме Отражение людских пороков и достоинств в трагедии А.С.Пушкина Моцарт и Сальери входит в серию уроков по творчеству гениального поэта. именно в 9 классе школьники узнают о широком жанровом наследии А.С.Пушкина. трагедия Моцарт и Сальери-одно из самых загадочных произведений и вызывает несомненный интерес. Урок направлен на создание условий проблемного анализа произведения, развитие мыслительной деятельности,аналитических умений и навыков,формирование полож...
  • Конспект урока по литературе для 9 класса «Публицистика эпохи Просвещения»Данный урок посвящён творчеству первых журналистов - Аддисона и Стиля. Учащиеся узнают о том, что первые журналы появились в 18 веке, в эпоху Просвещения, познакомятся с отличительными чертами этой эпохи. Учащимся предлагается изобразить в аллегорической формемировую литературу. Для этого учитель может использовать, например, образ апельсинового дерева. Ребята узнают о разнообразии публицистических жанров, о задачах, которые стояли перед журналистами той далёкой эпохи, проводят параллели ...
  • Лингвистический анализ текста 9 классРазработка урока по русскому языку в 9классепо теме Лингвистический анализ текстаЦели урока:- содержательная: с помощью практическихзаданий обеспечить понимание учащимися функции лингвистических средстввыразительности. - деятельностная: формировать у учащихсянавыки использования лингвистического материала для написаниясочинения-рассуждения, раскрывая смысл высказывания известных ученых,писателей, при выполнении задания С2 экзамена по русскому языку в 9 классе. - развивающая: формировать ключев...
  • План урока русского языка в 9 классе казахской школы по теме» Спп с придаточными цели»План урока русского языка в 9 классе Тема:СПП с придаточными цели. Цели:1) закрепить полученные знания о СПП; формирование понятия СПП с придаточным цели.2) развивать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; 3)Воспитание любви к труду,интереса к чтению. Оборудование :Презентация,оценочные листы. Ход урока 1Организационный момент. Психологический настрой к уроку. 2 Обобщение изученного материала. А) графический диктант. Б)Блиц-опрос. 1)Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? 2)Что такое сложноподчиненное предложение? Чем оно отличается от сложносочиненного? 3)На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения? 4)Расскажите о СПП с придаточными определительными. 5)Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными. 3 Объяснение теоретического материала .(стр 154 ) Придаточные предложения цели указывают на цель действия ,о котором говорится в главном предложении.Они отвечают на вопрос зачем?с какой целью? для чего ? и присоединяются к главному при помощи союзов чтобы,для того чтобы, С тем чтобы,затем чтобы. Например: 1 Всякое дело надо любить ,чтобы хорошо его делать. 2 Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. 4.Закрепление изученного материала. А)Дополните предложения Чтобы хорошо учиться…. Чтобы развивать память… Чтобы развивать речь…. Чтобы добиться поставленной цели … Чтобы добиться успеха… Чтобы быть здоровым и выносливым… Б) Выполнение упражнений Упражнение 281 1 группа-Книги. 2группа-Современные технологии. В)Переделкин .(Переделайте предложения в Спп цели) Для расширения кругозора нужно читать книги. Для усиления звука в зале установили микрофон. Для сокращения времени Ансар рассказал о результатах исследования. Для общения с друзьями нужна электронная почта. Г) Что такое электронная почта? 5 Составьте синквейн к слову Цель. 6 Тест . 7 Рефлексия . Подведение итогов урока.Выставление оценок . 8 Домашнее задание. Упр 275,283.
  • Элективный курс по русскому языку для 9 классов «Формирование речеведческой культуры через работу с текстом»Данный элективный курс планирует развивать речеведческие умения учащихся: диалогическую и монологическую речь, умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать выводы, вести любой диалог этически корректно.Курс ориентирован на учеников 9 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку... · систематизация работы, направленной на развитие творческих способностей обучающихся.
  • Урок по литературе в 9 классеИтоговый урок - обобщение по роману Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова с использованием новых технологии. Данный урок в 9 классе способствует систематизаций и обобщению знаний учащихся о романе. В ходе аналитической работы в группах учащиеся подводят нраственно - психологический итог романа. Ученики сами оценивают себя, ставя оценки за каждый этап работы в рабочую карту. При изложении своей позиции они применяют интерактивный метод, ПОПС - формулу. При повторительно - обобщающем этапе уч...
  • Урок по литературе для 9 класса «Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»Урок построен в форме исследования. Учащиеся исследуют текст лирического произведения. Работа проходит в парах, что позволяет детям принять правильное решение. Класс разделён на три группы. Это связано с тремя вопросами, которые исследуют дети. Перед работой в парах, дети повторяют тему Изобразительно-выразительные средства (презентация). Далее прослушивают аудиозапись стихотворения А. Блока Незнакомка. Затем проводится небольшая беседа по содержанию стихотворения, помогающая понять его смы...
  • Методическая разработка по литературе в 9 классе по теме «А. С. Грибоедов «Горе от ума». I действие»МОУ Турочакская средняя общеобразовательная школа Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме А.С. Грибоедов Горе от ума. I действие Цели урока: 1.Обучающая цель: приобщение обучающихся к авторской художественной мысли и к миру драматического искусства; понимание своеобразия комедии А.С. Грибоедова - в сравнении с традициями классицизма; продолжение формирования навыков анализа литературно- художественного произведения; выявление при чтении произведения конфликта комедии. 2.Развивающая цель: совершенствование навыков анализа литературного произведения, развитие грамотной речи обучающихся, внимательного вдумчивого и выр... Тип урока: урок изучения нового материала Структура урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний, целеполагание 1.Проверка домашнего задания III. Изучение нового материала 1.Слово учителя Сегодня мы приступаем к изучению комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Грибоедов сам точно определил жанр произведения, назвав его комедией в стихах. Давайте вспомним особенности драматического произведения. 2.Беседа с обучающимися, работа с литературоведческими терминами 1.Какова главная особенность драматического произведения? 2.Как называется разговор двух или нескольких лиц? 3.Как называются слова героев? 4.Как называются слова автора? 5. Длинная речь одного героя? -Чтобы лучше разобраться в ситуациях, характерах и идеях, мы должны при чтении комедии представить себе все лица, все диалоги в соответствии с развивающим действием. 3.Знакомство с действующими лицами комедии Откроем начало комедии и зачитаем действующие лица, с которыми мы встретимся при чтении комедии. Обратите внимание на значимость фамилий. Какие значимые фамилии вы можете назвать?( Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Хрюмины и др.) Это не значит, что Молчалин должен молчать, а Скалозуб - скалить зубы. Этого может и не быть. Значимые фамилии не во всех случаях прямо характеризуют персонаж, но они есть указание на принадлежность героя к миру комическог... А теперь мысленно перенесемся в традиционное убранство, залы в доме московского барина, тяжелые люстры со множеством свечей, колоннада вдоль стен, поддерживающая галерею, где обычно развешивались портреты родственников. Между колоннами много дверей, ведущих во внутренние покои дома. Здесь и развернутся главные конфликты комедии. 1.С кем из героев знакомимся мы в 1-х явлениях? 2.Как называется эта часть пьесы? 4.а) чтение 1,2 явления , I действия Беседа после прочтения: 1.Каким нам представляется Фамусов? (Мы видим как стареющий барин заигрывает со своей служанкой) (Слайд №1, репродукция Фамусов и Лиза) 2. Каким изображен Фамусов? Какая ремарка нам указывает на это? Как Фамусов относится к книгам, чтению? Софья выпроваживает влюбленного, в дверях они сталкиваются с Фамусовым. Здесь больше всех говорит он. б) чтение 4 явления, I действия (по ролям) Задание перед чтением: Что говорит Фамусов о воспитании, служебных бумагах, как относится к ваяниям Запада? (Беседа после прочтения, свои мысли обучающиеся подтверждают словами из текста) Рассмотрение репродукции Фамусов (Слайд №2). Каким изображен Фамусов? в) чтение 5 явления, I действия Из разговора Лизы и Софьи мы знакомимся еще с новыми героями. С какими еще героями мы знакомимся в 5 явлении? Вопросы после прочтения:1.Найдите реплики, характеризующие Скалозуба. 2.Что говорит Софья о Скалозубе? 3.Что говорит Лиза о Чацком? 4.А что говорит Софья о Чацком? 5.Какое главное событие происходит в I действии? (Обучающиеся отвечают на вопросы) Рассмотрение репродукции Софья и Лиза. Какими изобразил художник Софью и Лизу? (Слайд №3) г) чтение или прослушивание 7 явления , I действия Задание перед чтением 7 явления: (Слайд №4) 1.Какое впечатление произвела встреча Чацкого и Софьи на каждого из них? 2.Встречаются они как друзья или как чужие друг другу люди? Беседа по вопросам после прочтения 7 явления, I действия 1.Рассмотрим репродукцию Чацкий и Софья Каким изображен Чацкий? (Слайд№5) 2.Каков Чацкий в I действии? 3.Какие качества характера вы почувствовали в интонациях Чацкого? 4.Любит ли Чацкий Родину, Москву, если так зло говорит о пороках? 5.Сделаем вывод. Какова речь Чацкого на протяжении I действия? Эту особенность речи мы будем наблюдать и дальше в течение следующих занятий.) IV.Подведение итогов урока V.Рефлексия VI.Оценивание VII.Домашнее задание Чтение II действия, ответить на вопросы (стр.112)
  • Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Двоеточие в бессозном сложном предложенииМОУ Турочакская средняя общеобразовательная школа Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Манеева Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: 1.Обучающая цель: знакомство с бессоюзными сложными предложениями (БСП) со значением причины, пояснения; формирование навыков постановки двоеточия в БСП, составление БСП, между частями которых необходимо ставить двоеточие; закрепление умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП. 2.Развивающая цель: работа над правильной интонацией, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности внимания, логического мышления; умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитательная цель: воспитание уважения к предмету, воспитание любви к слову. Основные понятия: простые и сложные предложения, сложносочиненные предложения (ССП), сложноподчиненные предложения (СПП), БСП. Оборудование: учебник под редакцией С.Г. Бархударова Русский язык. 9 класс, компьютер (презентация), учебные карточки. Тип урока: урок изучения нового материала. Структура урока I. Организационный момент II.Актуализация знаний 1.Проверка домашнего задания а) Беседа по теоретическому материалу 1.По количеству грамматических основ на какие группы делятся предложения? 2. Какие предложения называются простыми? 3.Какие предложения называются сложными? 4.На какие группы делятся сложные предложения? 5.Дайте определение БСП. 6.Когда ставится запятая в БСП? 7.Когда ставится точка с запятой в БСП? б) Работа по учебнику, упражнение № 218 (выборочно) 2.Тренировочное задание Задание: запишите предложение под диктовку, выделите грамматические основы, составьте схему. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге, далеко разносится дружный топот; лошади бегут, навострив уши; впереди всех , задрав хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач с репейниками в спутанной гриве. 3.Орфоэпический диктант Агрономия, алфавит, ассиметрия, бармен, благовест, бряцание, верховенство, генезис, гражданство, дедовщина, дефис, древко, жалюзи, завидно, знамение, иконопись, мессия, мусоропровод, односоставное, осведомиться, подростковый, санитарный, украинский. III.Изучение нового материала 1. Работа с учебником (стр.98) (Учащиеся изучают новый теоретический материал в учебнике по теме Двоеточие в БСП) 2.Коллективная работа над составлением схем Схема правила (проверочные союзы и слова) 1.[ ] : [ причина]. (=потому что, так как, ибо). 2. [ ] : [ пояснение]. (=а именно, то есть). 3. [ ] : [ дополнение]. (=что; и слышу, [ ] : [ изъяснение]. и вижу, и чувствую). IV. Физкультурная минутка V. Закрепление нового материала. 1.Игра Кто быстрее назовет? Задание: кто быстрее назовет условие постановки двоеточия в БСП: 1.Путешествовал мало: не позволяло здоровье (Д.Лихачев). 2.Вижу: кто-то скачет на лихом коне. (А.Фет). 3.Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. (А. Пушкин). 4.Хорошо, что Лемм не слышал: он бы в обморок упал. (И.Тургенев). 5.В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела. (К. Паустовский). 6.Пускаться плыть теперь беда: мой челн не крепок, весла ломки. (В. Жуковский). 7.Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев) 8.Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. (М.Горький). 2.Работа с учебником (письменно) №221 ,№144 3.Самостоятельная работа. Задание: объясните условия постановки двоеточия, указывая номер предложения и условие: 1.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И.Тургенев) 2.Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит. (М.Горький). 3.Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц. (И.Гончаров). 4.Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. (М. Горький). 5.Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом. (А.Толстой). 6.В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: ее заворачивают вам в бумажку. (В.Маяковский). 7.Проснулся: в широкие щели сарая глядятся солнца лучи. 8.Он жаждал теперь только одного: правды, как бы горька она ни была. 4.Конструирование предложений Задание: образуйте БСП с двоеточием, прибавляя нужные по смыслу предложения. Галя не пришла на занятия…… Вся площадка перед школой пестреет цветами…. Разведчик приложил ухо к земле и услышал……. VI. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа с обучающимися · Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав БСП, обозначаются двоеточием? · Какие союзы и слова в этом случае можно поставить между предложениями? · С какой интонацией произносятся БСП, если в них стоит двоеточие? Рефлексия Что удалось и не удалось на уроке? VII. Оценивание, выставление оценок VII. Домашнее задание. новый теоретический материал стр. 98, №223
  • Урок по литературе в 9 классе по теме «Александр Сергеевич Грибоедов. Личность и судьба поэта»Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме Александр Сергеевич Грибоедов. Личность и судьба поэта Цели урока: · познакомиться с биографией А.С. Грибоедова; · вызвать чувство уважения и восхищения личностью поэта и желание познакомиться с его творчеством. Эпиграф к данному уроку ( записан доске) Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…. Н. Чавчавадзе I.Организационный момент, целеполагание. II.Проверка домашнего задания. III. Изучение нового материала. 1. Слово учителя Писатели- романтики сделали большой шаг вперед по сравнению с классицистами. Внутренний мир героя стал богаче, чем у классицистов. Это приближало возникновение нового литературного направления- реализма, в котором человек изображается всесторонне, в зависимости от условий, сформировавших его. В формировании нового литературного направления литературы большую роль сыграло творчество А.С. Грибоедова. 2. Рассматривание портрета А.С. Грибоедова (на доске заранее вывешивается портрет А.С. Грибоедова) Вопросы к классу: -Каким изображается А.С. Грибоедов? Опишите его внешний вид. 3.Заслушивание воспоминаний современников о А.С. Грибоедове. Ю.Тынянов Кюхля, Смерть Вазир Мухтара. Воспоминания П.А. Бестужева 4.Знакомство с биографией А.С. Грибоедова Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве 4 января 1795 года в старинной дворянской семье. Родители Грибоедова были состоятельными людьми, и Александр Сергеевич в детские годы получил хорошее образование. Родители расстались, когда мальчик был маленьким. Детей (сына и дочь) воспитывала мать. Она связывала свои надежды с блистательной карьерой сына. Александр Сергеевич с детства свободно говорил по- русски и по- французски. Также Александр Сергеевич с сестрой с детства увлекались музыкой, оба они стали хорошими музыкантами. 5.Прослушивание вальса А.С. Грибоедова В 1803 году Грибоедов становится учеником Московского университетского благородного пансиона. Окончив в 12 лет на отлично университетский пансион, Александр Грибоедов был принят в Московский университет. В университете начали проявляться поэтические способности Александра. В 1812 году в России началась Отечественная война с Францией, и он записывается добровольцем в Гусарский полк. Здесь Грибоедов снова берется за перо, посылает в Москву в Вестник Европы свои первые статьи и оканчивает перевод пьесы Молодые супруги. Он всерьез начал думать о творчестве. Грибоедов уходит в отставку и поселяется в Петербурге, поступает на службу в коллегию иностранных дел, где знакомиться с А.С. Пушкиным, Кохельбеккером. В столице он сотрудничает в журналах, пишет пьесы. В 1818 году Грибоедова назначают секретарем русской дипломатической миссии в Персии, где он проявляет свои незаурядные способности. В путевом дневнике А.С. Грибоедов запишет: Хлопоты за пленных. Бешенство и печаль… Голову мою положу за несчастных соотечественников. Все дела он делает с великим умением. Дружбы ни с кем не имею и не хочу ее, уважение к России и к ее требованиям, вот что мне нужно. В 1822 году Грибоедова по службе переводят в Тифлис, где он исполняет должность секретаря по дипломатической миссии. Здесь он работает над первыми двумя актами комедии Горе от ума. Лишь в 1833 году , т.е. после смерти Грибоедова, выходит в свет полное первое издание комедии Горе от ума. Весной 1824 года Грибоедов выехал в столицу, надеясь напечатать комедию или поставить ее в театре. Комедия вызвала споры. Горячо приняли комедию будущие декабристы, члены Северного тайного общества. Рылеев и Бестужев восхищались смелостью Грибоедова. После отпуска, в котором он находился с 1823- 1825 г.г., Грибоедов возвращается на Кавказ. Близость его к декабристам не осталась тайной для правительства. Грибоедова арестовывают, но предупрежденный Ермоловым он успевает уничтожить компрометирующие письма и бумаги. В 1828 году заканчивается война с Персией, завершением которой явился для России Туркманчайский мирный договор, и большая доля заслуги в заключении этого договора принадлежит Грибоедову. Царь внешне оценил заслугу дипломата, назначив его полномочным министром в Персию. В Персии он успевает сделать много полезного, действуя энергично и настойчиво. Это не устаивает врагов России. 30 января 1829 года толпа фанатично настроенных персов нападает на русское посольство и с беспощадной жестокостью учиняет разгром. Среди убитых и растерзанных толпою был А.С. Грибоедов. 6) Чтение из учебника воспоминания А.С. Пушкина Путешествие в Арзрум о последней встрече с А.С. Грибоедовым (стр.93). На уроке не была затронута его семейная жизнь. На Кавказе Грибоедов познакомился с Нино Чавчавадзе, грузинской княгиней, которая впоследствии стала его женой. 7.Чтение воспоминания литературного критика А.И. Герцена о судьбе русских писателей. IV.Подведение итогов урока VРефлексия VI.Оценивание VII.Домашнее задание
  • Коспект урока делового письма. Автобиография 9 класс, 8 видУрок делового письма в 9 классе по темеАвтобиография. Цель-научить правильно писать автобиографию.Старалась использовать интересные приёмы работы, занимательный материал. Коллективные формы работы чередуются с самостоятельной работой. Урок прошёл интересно, цели достигнуты. Ребята были активны, с удовольствием общались друг с другом. Большинство обучающихся усвоили структуру написания деловой бумаги (автобиография), слабые - писали по образцу. В ходе урока старалась развивать связную речь обу...
  • Конспект урока литературы для 9 класса Любовная лирика А. С. ПушкинаДанный материал поможет учителю заинтересовать учащихся биографией А.С. Пушкина, связать воедино его творчество и жизненный путь. В разработке очень эмоционально, красочно рассказывается о музах поэта, о его влюблённости, тревогах, терзаниях. Тема любви интересна подросткам, поэтому они должны видеть классический эталон и стремиться к нему. Выразительное и проникновенное чтение стихотворений, звучание романса, сама атмосфера на уроке - всё это погружает современного школьника в далёкий 19 век, в...
  • Конспект урока литературы для 9 класса Дело, взятое из души. .. (по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души)Как сделать так, чтобы после изучения произведения не осталось бы страниц, не прочитанных учениками? Чтобы в памяти остались образы героев и чтобы классическая литература заставила задуматься над современными проблемами общества? Именно эту цель преследует такая форма итогового урока, как общественный смотр знаний. Игровая форма позволяет с одной стороны создать непринужденную обстановку, а с другой стороны- привлечь к работе всех учащихся. Урок предназначен для учащихся 9 класса (закрепление), ...
  • Конспект урока русского языка для 9 класса Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИАМой методический материал будет полезен учителям выпускного 9 класса, вместе с детьми готовящимися к экзамену по русскому языку. Наиболее эффективным будет его использование во второй половине учебного года, когда все чаще обращаемся к написанию такого сложного для детей сжатого изложения. В моей работе рассматриваются как практические навыки работы с текстом, так и способы и приемы его сжатия, и, конечно же, оформление собственного текста. Встряхнуть детям уставшие мозги, найти в голове те самые полочки, на которые когда-то учителем все-таки были запихнуты знания и умения создания сжатого изложения, дать почувствовать себя творцом - все это возможно с помощью моей методической разработки урока в 9 классе.
  • Инновационный проект по русскому языку «Система работы над сжатым изложением в средней школе (5-9 классы) в рамках подготовки к Г (И) А»Описание материала: В рамках учебного предмета Русский язык отводится определенное количество часов на уроки развития речи. Соблюдая преемственность в работе над изложением, мы создали методическую систему, учитывающую возрастные особенности учащихся. С одной стороны, для каждого этапа характерно преобладание использования одной из определенных инновационных технологий, с другой – каждый последующий этап синтезирует ранее апробированные приемы, что позволяет повысить эффективность работы ... 1 этап – 5 класс – методика развития воссоздающего воображения; 2 этап – 6 класс - технология погружение; 3 этап – 7 класс - интегрированный урок словесности с использованием ИКТ; 4 этап – 8 класс – работа с отрицательным дидактическим материалом; 5 этап – 9 класс – использование технологии развития критического мышления. Представим сквозное тематическое планирование темы Подготовка к написанию сжатого изложения
  • Планирование элективного курса по русскому языку для 9 класса «К результату шаг за шагом. Подготовка к ГИА»Каждый педагог , которому нужно готовить выпускников к экзамену, пытается найти свои приёмы и методы, разрабатывает интересные занятия , призванные помочь учащимся разобраться в огромном информационном поле и повысить качество обучения. Этого можно достичь не только на уроках , но и на дополнительных занятиях. Этому способствуют элективные курсы. Предлагаемый элективный курс представляет собой системный подход в подготовке к экзамену, ведущего к достижению высокого результата. Само название К р...
  • Дидактические материалы по русскому языку, 9 класс «Виды разборов на уроках русского языка»Данный дидактический материал по русскому языку предназначен для домашней работы учащихся 9 класса. Для того, чтобы учащиеся 9 класса подготовились к сдаче ГИА, необходима систематическое повторение всех тем курса русского языка. Такую возможность дают различные виды разборов: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, лексический, словообразовательный анализ слова. Всего в материале представлено 53 предложения. В каждом предложении промаркированы различные виды разборов. Учащиеся...
  • Урок «Последний урок русского языка в 9 классе»Последний урок... должен стать культурным событием для девятиклассников; этому, на наш взгляд,отвечают ДМ предложенной методической разработки. Оборудование урока позволяет ввестивыпускников в мир русскойсловесности - от буквиц кириллицы до произведений современной РЛ. Через ролевую игру учащиеся вновьпроходятэтапы изучения РЯ отпервого до девятого класса, имеявозможность проявить свои творческие и интеллектуальные способности в атмосфере Праздника славянскойписьменности и на эмоциональном у...
  • Раздаточный материал для урока русского языка в 9 классе «Основные виды сложных предложений»Описание материала: Дидактический материал будет хорошо подходить для проверки знаний, полученных на уроках русского языка (9 класс), темой которых будет изучение основных видов сложных предложений. В представленном материале имеется 2 варианта заданий, проверочная работа раздается в конце урока. Работать по нему лучше всего не более 5-10 минут. В каждом варианте имеется 2 задания. Первое задание проверяет, умеют ли учащиеся различать между собой предложения простые и сложные, а последние групп...
  • Календарно тематический план по черчению 9 классОписание материала: Календарно тематический план, 9 класс Помимо усвоения теоретических основ образования чертежа и положений, регламентируемых стандартами, учащийся должен научиться воспринимать информацию, содержащуюся в чертежах – научиться чтению чертежей и сообщать требуемую информацию графически – делать чертежи. Передавать на этом языке необходимые сведения. В результате учащийся должен: уметь использовать: - правила разработки, выполнения, оформления и чтения документации; - способы пре...
  • Урок по русскому языку в 9 классе «Типы сложноподчиненных предложений»Описание урока по русскому языку Методика конструктивного обучения помогает выявлять у каждого ученика индивидуальные возможности и способности. В тех классах , где проводились такие уроки, почти все ученики научились составлять Синквейн, писать эссе, умеют выражать мысли через рисунок, научились оценивать самих себя и своих одноклассников, На уроках я часто использую стратегии критическое мышления таких методов, как визуальные доказательства, методы Ранжирование, Ассоциации, Шесть мыслящих шляп, джиксо, ИНСЕРТ, составл...
  • Конспект урока по теме: «М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». Лингвистический анализ текста». 9 классЦели и задачи уроки: 1) обучающие: Ø определить особенности патриотизма Лермонтова; Ø показать новаторство поэта в разработке темы; Ø отработать навыки анализа стихотворения; Ø обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения; Ø расширить словарный запас; Ø углубить литературоведческие знания. 2) развивающие: Ø создание ситуации для развития внимания, памяти; Ø развивать логическое мышление, память; Ø воспитать чувство взаимопонимания, взаимопомощи. 3) воспитательные: Ø формирование чувства уверенности в своих силах; Ø воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку; Ø формирование умения работы в коллективе. Тип урока: анализ художественного текста. Вид урока: урок-исследование. Технология: на диалоговой основе. Методы и педагогические приёмы: проблемно-поисковые, индуктивные, метод самостоятельной работы.
  • Контрольные работы по грамматике для 5-9 классов коррекционной школыконтрольные работы для пятых, шестых, седьмых, восьмых, девятых классов коррекционных школ восьмого вида составлены в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. контрольные работы разработаны по следующим темам: Звуки и буквы, Состав слова, Предложение, Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие (9 класс), Имя числительное (9 класс). С пятого по девятый класс составлены диагностические контрольны...
  • Урок русского языка «Сложносочиненное предложение» 9 классТип урока: урок общеметодологической направленности. Класс: 9 Оборудование: карточки для учащихся – для оценивания и карточки-инструкции; карточки оценивания для ведущих “специалистов”, задания для каждого стола. Урок предлагаю провести в форме “игры-вертушки”. Заранее выбираются в классе наиболее подготовленные ученики и с ними разрабатываются задания для каждого стола. Стол А - теоретический материал. Стол Б – применить знания и умения. Составить предложения и схему предложения с разделительными союзами Стол С – применить умения. Составить ССП с сочинительными союзами, указать союзы которые употребляются в ССП. Стол Д – умение подчеркивать основу, расставить знаки препинания соответствие между ССП и схемами. Класс делится на группы: 16 или 25 учеников.
  • Урок русского языка в 9 классе по теме» Сложное предложение»Повторительно-обобщающий урок русского языка в 9 классе по теме Сложное предложение На уроке используются элементы технологии обучение в сотрудничестве (работа в группах), самостоятельная работа с поиском необходимой информации и применение графической работы по теме. В ходе урока у учащихся развивается умение логически и последовательно излагать свои мысли ,используя литературный язык и лингвистические термины. Урок направлен на развитие умения отбирать нужную информацию, аргу...
  • Программа элективного курса для 9 класса «Культура народов Дальнего Востока»Культура народов Дальнего Востока богата, неповторима и уникальна по своему содержанию. Именно региональная культура представляет собой источник формирования народного самосознания, миропонимания и способствует сохранению традиций и преемственности поколений. Одним из путей активизации самостоятельной работы учащихся на занятиях элективного курса является литературное краеведение. Изучение литературного, культурного и исторического краеведения означает усвоение теории и истории литературы как и...
  • Урок по теме «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Виды связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными» (9 класс)В связи с участившимся обращением к проблеме клипового мышления учеников, а также распространённой сложностью запоминания и освоения абстрактных лингвистических категорий, был создан этот урок, рассчитанный, в первую очередь, на классы коррекционных школ или классы, где количество детей с ведущим правым полушарием головного мозга превышает количество левополушарных. Как известно, последние легче оперируют абстракциями и схемами, первым же нужен образ для того, чтобы успешно запомнить и далее при...
  • Урок русского языка в 9 классе. Тема «Период»Урок русского языка в 9 классе в на тему Период разработан и проведён с целью создания условий для групповой работы в классе. Все задания продуманы для решения их в группе, целью учителя было создать условия для саморегуляции и рефлексии учащихся. Урок получился интересным, не было детей, которые бы не работали, проявившиеся лидеры направляли работу в группе, дети оценивали ответы друг друга, урок цели достиг. Учитель русского языка и литературы СОШ№9 города Уральска З-Казахстанской област...
  • Учебная адаптационная программа факультативного курса для 9 класса Практический курс речеведенияОбоснование необходимости программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Результаты экзаменов в 9 классе свидетельствуют о невысокой лингвистической подготовке по русскому языку. Особые затруднения у выпускников вызывает именно написание сочинения-рассуждения. При сущ...
  • Разработка урока по русскому языку 9 классУрок русского языка в 9 классе по теме: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, формировать нормы правильной литературной речи. Образовательные задачи: •закрепление полученных знаний о СПП и ССП; •систематизация знания учащихся с целью подготовки к ВОУД. 1. Развивающие задачи: •развитие умения сравнивать, комментировать, делать выводы; •развитие навыков исследовательской деятельности; • развитие умений излагать свою точку зрения, выделять общие и существенные признаки. 2. Воспитательные задачи: •воспитание потребности в самостоятельном поиске правильных ответов при работе с учебником; •воспитание таких нравственных качеств, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие через творчество выдающихся умов человечества. Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний). Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера). Оборудование урока: проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе PowerPoint , разработанная учителем к данному уроку, интерактивная доска, учебник, тетради, тестовик для подготовки к ВОУД.
© 2010-2018