Биология

  • Сценарий открытых уроков по экологии (для старших классов) Технология реализации здоровьесберегающей педагогики Чтобы способствовать формированию культуры здорового образа жизни у студентов Якутского сельскохозяйственного техникума, в учебный план подготовки специалистов включена дисциплина по выбору Валеология. В связи с этим разработана и утверждена ав­торская рабочая программа. Одной из задач этой дисциплины яв­ляется привитие чувства ответственности по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, желание жить в соответствии с нравственными ...
  • Элективный курс Экология человекаЭкология человека. Культура здоровья. 8 класс (34 ч, 1 ч в неделю) Пояснительная записка Предлагаемая программа ориентирована на учащихся общеоб­разовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии. Главные цели курса — формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культу­ры школьников. Основными задачами курса являются: экологизация биологиче­ских знаний, развитие идей курса Человек, направленных на со­хранени... Название темы Количество часов Введение 0,5 I. Окружающая среда и здоровье человека 7 Экология человека как научное направление. логическую, социальную и прикладную составляющие 1 Классифи­кация экологических факторов: абиотические, биотические ан­тропогенные 1 Человек как биосоциальное существо. 1 История развития представлений о здоровом образе жизни 1 Характеристика основных адаптивных типов человека 1 Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы 1 Вредные привычки, пагубные пристрастия Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья. 1 Всего 7,5 II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов 1. Опорно-двигательная система 2 Условия правильного формирования опорно-двигательной сис­темы. Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к заняти­ям физической культурой. 2. Кровь и кровообращение 5 Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови 1 Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД. 1 Условия полноценного развития системы кровообращения 1 Условия полноценного развития системы кровообращения 1 Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения. 1 3. Дыхательная система 1 4. Пищеварительная система 4 Состав и значение основных компонентов пищи. 1 Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. 1 Рациональное питание. Режим питания. Диета. 1 Практическая работа. О чем может рассказать упаковка про­дукта (выполняется по желанию). 1 5. Кожа 3 Воздействие на кожу солнечных лучей Закаливание. Роль кожи в термо­регуляции. Практическая работа. Реакция организма на изменение темпе­ратуры окружающей среды. 6. Нервная система. Высшая нервная деятельность 5 Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы 1 Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. 1 Темпераменты. Биоритмы. 1 Биологические часы. Гигиенический режим сна. 1 Практическая работа. Развитие утомления. 1 7. Анализаторы 2 Профилактика нарушений функционирования зрительного ана­лизатора, органов слуха и равновесия. 1 Лабораторная работа. Острота слуха и шум 1 Всего 22 III. Репродуктивное здоровье Половая система. Развитие организма 4 Половые железы. Вторичные половые признаки Период поло­вого созревания. Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответ­ственного поведения. Заключение 0,5 Всего 4,5 Итого 34 Содержание курса Введение (0,5 ч) Место курса Экология человека. Культура здоровья в группе дисциплин естественно - научного цикла. Значимость и практическая направленность курса. I. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч) Экология человека как научное направление, включающее био­логическую, социальную и прикладную составляющие. Классифи­кация экологических факторов: абиотические, биотичес
  • Элективный курс Экология популяцийЭлективный курс Экология популяций Пояснительная записка Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий В программе рассматривается экология популяций и сообществ Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и потому помогает решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя экологические знания учащихся Данная программа имеет ряд особенностей: теоретический материал связан с практикой, и каждое занятие является логическим пр... № Название темы Кол-во часов теорит практич 1 Введение(1 ч) Биотическое окружение как часть среды жизни 1 Тема 1. Вид и популяция как биологическая и экологическая категория (3 ч) 3 2 Вид. Ареал вида. Неоднородность среды внутри ареала 1 3 Методы измерения обилия: полный учет численности, метод пробных площадок, метод мечения и повторного отлова, метод взятия проб. 1 4 Практическая работа. Методы измерения обилия организ­мов. 1 Тема 2. Характеристики популяций (3 ч) 3 5 Изменение численности популяций: Причины изменения численности популяций. 1 6 Практическая работа. Изучение возрастного состава попу­ляций. 1 7 Периоды жизни и возрастные состояния животных 1 Тема 3. Структура популяций (3 ч) 3 8 Половая структура популяций. до. 1 9 Пространственная структура популяций. 1 10 Территориальные отношения у животных одного вида. 1 Тема 4. Типы экологических взаимодействий организмов 8 11 Типы экологических взаимодействий. Конкурентные отноше­ния. 1 12 Самоизреживание у растений. Межвидовая конкуренция, ее ре­зультаты 1 13 Хищничество. Взаимосвязь популяций хищника и жертвы. Зна­чение хищничества в природе. 1 14 Паразитизм. Признаки паразитизма 1 15 Переходные формы. Экто­паразиты. Эндопаразиты. Сверхпаразиты. Животные-паразиты 1 16 Квартиранты и нахлебники. Взаимовыгодные отношения между организмами: 1 17 Взаимодействие растений и растительноядных животных. Выпас и его результаты. 1 18 Практическая работа. Выявление взаимных приспособлений организмов: 1 Тема 5. Сообщество и экосистема как экологические категории 3 19 Сообщество. Основные свойства и показатели сообществ. Понятия биогеоце­ноз и экосистема. 1 20 Видовое разнообразие сообществ. 1 21 Практическая работа. Изучение видового разнообразия сооб­ществ 1 Тема 6. Структуры и характеристики сообществ 3 22 Ярусность лесных сообществ. Этажи водных сообществ 1 23 Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Трофические уровни. Продуценты 1 24 Практическая работа. Изучение пищевых цепей в аквариуме. 1 Тема 7. Изменения в сообществах 4ч 25 Изменения сообществ от года к году. Необратимые изменения сообществ, смена сообществ 1 26 Сообщества, созданные человеком. 1 27 Влияние вытаптывания на сукцессионные изменения. 1 28 Практическая работа. Изучение сукцессионных изменений. 1 Тема 8. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ 6 29 Понятие о биомногообразии. Обеднение видового разнообра­зия. 1 30 Причины исчезновения растений и животных. Черные стра­ницы истории. 1 31 Красные книги. Организмы, нуждающиеся в охране 1 32 Растения и животные, истребленные человеком. 1 33 . Меры охра­ны растительного и животного мира. Охраняемые природные тер­ритории (ОПТ). 1 34 Виды ОПТ: заповедники, заказники, национальные парки, па­мятники природы. Значение ОПТ в сохранении биоразнообразия. 1 Содержание изучаемого курса Введение(1 ч) Биотическое окружение как часть среды жизни. Сложность био­тических отношений. Классификация биотических связей: трофи­ческие, топические, форические, фабрические. I. Популяции: разнообразие структур, типы внутрипопуляционных взаимоотношений Тема 1. Вид и популяция как биологическая и экологическая категория (3 ч) Вид. Ареал вида. Неоднородность среды внутри ареала. Изоля­ция и обособление групп особей. Понятие популяции. Популяция как биологическая и...
  • Исследовательская работа по теме: «Выращивание и сбор различных форм и сортов лекарственных культур»Флора Воронежской области располагает большим количеством видов лекарственных растений и значительными запасами лекарственного сырья. Одним из районов заготовки лекарственных растений является и территория, прилегающая к нашей школе. Здесь заготавливается более 50 видов растений. Но дары природы не могу быть неисчерпаемы. Они требуют к себе бережного отношения с учётом воспроизводства того, что берёт человек из растительного мира. Запасы дикорастущих растений уменьшаются в связи с хозяйственной ...
  • Классный час для старшеклассников на тему Гигиена телаКадый ученик знает что такое гигиена. Тем более ученик старших классов. Но тем не меннее клссный руководитель дорлжен время от времени напоминать учащимся самые элеметнарные правила и нормы гигиены. Потому что очень многие дети забывают мыть руки посетив туалетную комнату, поиграв с мячом в спортзале и даже пред приёмом пищи в школьной столовой. Гигиена - это медицинская наука, которая изучает влияние различных факторов на растущий организм и разрабатывает гигиенические нормативы и требования, оздоровительные меро­приятия, направленные на укрепление здоровья. О таких мероприятиях ребята расскажут сами, если классный руководитель организует классный час-беседу на котором ученики будут выступать с краткими сообщениями.
  • Фотоматериалы для внеклассных мероприятий по биологии Удивительные животныеДанные фотоматериалы содержат фото редких, необычных, удивительных животных, насекомых мира. Таких как рогатый мотылёк, языкан, полосатый ёж, акула-гоблин, рыба-мышь и других. Эти материалы моно использовать на внеклассном мероприятии по биологии, на классном часе, на кружковых занятиях по биологии , во время предметных недель, викторин, олимпиад и других видах учебной деятельности. Детям интересно узнавать новые необычные сведения о природе, о ивотных. Это подогревает их интерес к предмету, рас...
  • Урок по биологии о размножении и развитии рыбВ данной разработке подробно рассказывается об особенностях размножения различных видов пресноводных и морских рыб, о метаморфозах, происходящих с ними во время размножения, о способах отлоения икринок, об их дальнейшем развитии. Помимо этого на уроке рассматриваюся миграции рыб, места их нереста, поведенческие особенности сацов и самок. Детям рассказывается о деятельности учёных по изучению рыб.Подробно указаны цель, задачи, тип урока, оборудование учителя., описаны примерные способы закрепле...
  • Оценка экологического качества воды и особенности водной растительности реки Тихая Сосна Эта работа об исследовании растительности реки Тихая Сосна, о состоянии воды в реке. О влиянии человека на окружающую среду и о загрязненности воды ы реке В работе 16 страниц. Использовались фотографии сделанные во время проводимых исследований. Использовались справочники и атласы определители высших растений, а также литература по изучению загрязнения окружающей среды.Реки в жизни населения Воронежской всегда играли и играют огромную роль. Особенно малые, потому что их раз...
  • Дифференцированные задания, как средство активизации самостоятельной деятельностиДифференцированные задания, как средство активизации самостоятельной деятельности
  • Современные методы преподавания биологииСовременные методы преподавания биологии
  • Формирование и развитие УУД на уроках биологииФормирование и развитие УУД на уроках биологии
  • Эссе: Моя педагогическая философия Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них. Они по знаку моему являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Киплинг) Как сделать, чтобы ребёнку в детском саду было ...
  • Конспект урока на тему КровьЗдесь представлены: проект урока по предмету и технологическая карта урока. Урок разработан для учеников с низким уровнем подготовки. Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний. Форма проведения: урок изучения нового материала с практической частью. Цель урока: ознакомление учащихся с историей изучения крови, переливания крови, с историей открытия групп крови и резус-фактора; изучить строение крови и фукции форменных элементов крови. Необходимое оборудование: техническое: компьютер, мон...
  • Практическая работа по дисциплине Теоретическая частьВ соответствии с плотностью населения меняется и степень воздействия человека на окружающую среду. Однако при современном уровне развития производительных сил деятельность человеческого общества сказывается на биосфере в целом. Человечество с его социальными законами развития и мощной техникой вполне способно влиять на вековой ход биосферных процессов. Из-за увеличения масштабов антропогенного воздействия (хозяйственной деятельности человека), особенно в последнее столетие, ...
  • Практическая работа по дисциплине Теоретическая часть Вплоть до XX века Земля не знала экологических катастроф. С каждым годом усиливается воздействие человека на окружающего его природную среду, расширяется использование естественных ресурсов, включается в орбиту хозяйственных усилий людей новые виды энергии. Эти явления повлекли за собой глубокие, в большинстве своем крайне нежелательные изменения в природных условиях - загрязнение атмосферы, водоемов и наземных пространств производственными, транспортными и бытовыми отходами...
  • Лекции по дисциплине Экологические основы природопользованияЛекции по учебной дисциплинеЭкологические основы природопользованияКонспекты лекций по дисциплине Экологические основы природопользования составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности. 270841 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
  • Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе Моя педагогическая философия Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти. Шарль Костер. Дети – это Боги! А взрослые – те, кто делают из них людей. Михаил Задорнов Объективный мир – фактически субъективен. Он раскрашен для каждого своими красками, звучит в особой, личностной, тональности и оплетен живой сетью ассоциаций, рожденных в горне жизненного опыта. Как найти те точки наложения, те мистические порталы, которые позволят двум микромирам пересечься, войти в зону гармонич...
  • Консультация для воспитателей: «Сказка – один из видов нравственного воспитания» Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. Сказка один из видов нравственного воспитания. Обращение к сказке необходимо, потому что нравственный и творческий потенциал необходим для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, который закладывается с детства. Необходимо сосредоточивать все усилия на развитие в детях способности к самореализации, умению служить людям и быть счастливыми в этом служении. Рассматривая иллюстрации к народным и литератур...
  • ППО Организация проектно-исследовательской деятельности при обучении биологии с целью формирования ключевых компетентностейВ проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Кроме того, уже на основной ступени образования одной из форм промежуточной аттестации...
  • Исследовательская работа Биоиндикация атмосферного воздуха при помощи сосны обыкновеннойИсследовательская работа Биоиндикация атмосферного воздуха при помощи сосны обыкновенной. В данной работе описаны методы и методики диагностирования загрязненности атмосферного воздуха.Исследования проводятся при помощи сосны обыкновенной в различных участках поселка. В работе имеется разделы :описание местности, методики, обзор литературы, результаты и выводы. Сосна является хорошим биоиндикатором. Анализ загрязненности воздуха проводится по некротическим точкам сосны обыкновенной. Данная раб...
  • Доклад на тему: Повышение базовой компетентности педагогов в технологизации управленческих коммуникаций в общении с детьми Брендом, привлекающим родителей к нашему ДО является эмоционально – психологическая среда, в основе которой лежит философия: Любить! Понимать! Принимать! Помогать! Мы считаем, что д/с должен стать гарантом не только интеллектуального и физического развития, но и нравственного и еще раз нравственного воспитания. Именно поэтому в нашем ДО уже в течение ряда лет уже действует условно называемая школа общения. Можно ли поправить отношения, если они зашли совсем в тупик? Вот вопросы, на которые можно получить ответ в нашей школе. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение отравляет психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а в последствии, конечно, и его судьбу.
  • Әдістемелік нұсқау Абай тағылымы рухани биікке бастайды мақала биологияны оқытуда Абай тағылымын дәріптеуАбай тағылымын мектепте қазақ, орыс, шет тілдері және әдебиет пәндерін оқытуда ғана емес, басқа пәндер, мысалы, биологияны оқытуда және тәрбие жұмыстарын жүзеге асыруда Абайдың қара сөздерінің жинағы мұғалім үшін бірден – бір рухани қазына екендігіне тоқталғым келеді. М.О. Әуезов Қазақ халқының ұлы ақыны деген мақаласында (Абай Энциклопедия 13 бет) Абай жаңа поэзияның биік мақсаты, міндеті – халыққа қызмет ету, адамды қайта тәрбиелейтін және қоғамды қайта құруға көмегі тиетін жаң...
  • Исследовательская работа Учебно-опытный участокНазначение УОУ, его структура.1. Учебно-опытный участок создается для проведения в 1-8 классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии, организации общественно полезного, производительного труда, внеклассной юннатской, опытнической, природоохранительной работы.2. На учебно-опытном участке школы организуются отделы: начальные классы, биология растений (5-8 кл.), цветник, овощной, плодово-ягодный. Площадь каждого отдела определяется руководством школы с у...
  • Тесты по биологии для учащихся 6-х классов («Живой организм», Сонин Н. И.)Тесты составлены на основе книги по биологии для учащихся 6-х классов(Живой организм, Сонин Н.И.)К неорганическим веществам клетки относятся: 1) Вода, жир, железо2) Вода, минеральные соли3) Глюкоза, жир, белок4) Глюкоза, вода, белок2В клетке животных отсутствуют:1) Крупные вакуоли2) Митохондрии3) Рибосомы4) Аппарат Гольджи3Для мейоза характерно:1) Два последовательных деления2) Одно деление3) Четыре деления4) Три деления4К животным тканям НЕ относятся:1) Эпителиальная, нервная2) Хрящевая, ко...
  • Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 07. 02Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работыпо МДК – 07.02 Практические основы бухгалтерского учета в отдельных отраслях (торговле, строительстве и сельском хозяйстве) Самостоятельная работа студентов предназначена для более глубокого изучения дисциплины, развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученном материале, решить теоретические и практические задачи. Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного...
  • План работы кружка Юный биологПрограммакружка Юный биолог рассчитанана17часов.Материалданнойпрограммыдополняетбазовыйкурс, опираетсяназнанияучащихся, полученныеранеенаурокахбиологии, включаетновыезнания, несодержащиесявбазовойпрограмме, чтовызываетпознавательныйинтерес, инаправленнарасширениекругозораучащихсяпопредмету. ПредлагаемаяпрограммаориентировананапроведениезанятийврамкахкружкаЮныйбиолог. Программа предусматривает ознакомление с лекарственными растениями родного края, изучением их видового разнообразия, работы с ...
  • Сабақтың тақырыбы: Әр түрлі түр популяцияларының өзара әрекеттесуі (9сынып)Сабақтың тақырыбы: Әр түрлі түр популяцияларының өзара әрекеттесуі(9сынып) Әр түрлі түр популяцияларының өзара әрекеттесуі Бәсекелестік-Бір немесе бірнеше түрге жататын организмдер тіршілік ресурстары үшін өзара бәсекелестікке түсуін айтады. Ч.Дарвин түр ішіндегі бәсекелестікті тіршілік үшін күрестің Маңызды әрі жоғары формасы ретінде бағалаған. Бүл көрініс өсімдіктер мен жануарлар арасында жиі байкдлады. Мысалға, Кәдімгі шыршалардың өздігінен сиреуін немесе кұмырсқалардың қырылып, өз популя...
  • Контрольная работа по темам «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. »Данная контрольная работа составлена для учащихся 8 класса , которые обучаются по учебнику Биология.Человек.8 класс. Д.В.Колесов,Р.Д.Маш,И.Н.Беляев. Проводится после изучения таких тем, как Обмен веществ и энергии, Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. Предлагается два варианта по структуре, которая соответсвует вариантам экзаменационных работ. При решении данной работы дети вспоминают материал , который был изучен по этим темам. Решают тестовые задания с выбором одного или нескольк...
  • Сабақтың тақырыбы: Витаминдер дегеніміз не? (8сынып)Витаминдердің ашылу тарихы,құрылысы,түрлері, қызметі. Сабақтың түрі: Рөлдік ойындар Сабақтың әдәсі: сот сабағы(дәстүрлі емес сабақ) Қазіргі таңда, дүние жүзінде және Қазақстанда дұрыс емес тамақтанудың нәтижесінде адамдардың арасында семіздік ауруы көбейіп жатыр. Салауатты өмір салты бағдарламасынның негізгі мақсаты халықты сауықтыру және орташа өмір жасын ұзақтыру. Салауатты өмір салтына денені шынықтыру ғана емес, сонымен қатар дұрыс тамақтану жатады. Адам дұрыс тамақтану үшін, таға...
  • Игра на уроке или чудесное решение задач ФГОСИгра на уроке или чудесное решение задач ФГОС. Человек - игрушка Бога. Этому - то и надо следовать. Надо жить играя Платон Принято думать, что игра как вид деятельности присущ, только детям дошкольного, на крайний случай, младшего школьного возраста. На самом деле, в любом возрасте человек не прочь поиграть. А, что если поиграть на уроке? Как известно, перед современным учителем поставлены, по...
© 2010-2018