Русский язык и Литература

  • Урок литературы «Смысл названия и художественные особенности рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»»Оформление и оборудование: 1. На доске эпиграф В человеке всё должно быть прекрасно : и лицо, и одежда, и душа, и мысли. 2. Справа на доске расположены в хаотичном порядке иллюстрации к рассказу. 3. Прямо на доске в хаотичном порядке на листах А4 описания героев рассказа и фамилии героев Очумелов, Елдырин, Хрюкин и слово щенок. 4. мультимедиапроектор. 5. Компьютер. 6. видеофрагмент Как слово наше отзовется. 7. презентация к уроку. 8. иллюстративный материал. Организационный момент 1.Здороваемся, записываем число, оставляем две строчки для темы урока. 2.Подумайте и ответьте, что объединяет рассказы Лошадиная фамилия, Хирургия, Хамелеон (А.П.Чехов- автор) Проверка д/задания - Что узнали нового об авторе, как это оформили? - Прочитали воспоминания о писателе и заполнить таблицу Чехов: человек и писатель. Вывод: Формулировка темы и целей урока - Сформулируйте тему урока: Смысл названия и художественные особенности рассказа А.П.Чехова Хамелеон Учащиеся формулируют цели урока: выяснить, какие приемы использует автор в рассказе. Эпиграф урока: слова А.П.Чехова. (зачитать) Они все время на доске, вернемся к ним чуть позже.
  • Внеклассное мероприятие по литературе «Приглашаем на посиделки»Данное мероприятие проводится после изучения темы Устное народное творчество в 5 классе. В театрализованной и игровой форме проводится закрепление изученного материала: это и пословицы, поговорки, скороговорки, это и сказки (причём малоизвестные), это русские народные песни, это загадки… (При проведении мероприятия учащиеся исполняли народный танец). В период подготовки учащиеся сами сочиняли сказки, иллюстрировали их, готовили скороговорки и загадки. Конечно, особое значение имеет оф...
  • Самостоятельная работа по методике преподавания русского языка и литературыДанная работа поможет студентам при написании самостоятельных и контрольных. Работа содержит материалы по таким темам как: речь, текст. В работе раскрываются и соотносятся такие понятия как: речь, связная речь, текст. Так же рассматриваются текстовые понятия, которые раскрываются в начальной школе, основные коммуникативно-речевые умения, формируемые у младших школьников при работе с текстом, представлены упражнения, направленные на становление текстовых умений. Упражнения взяты из УМК Шк...
  • Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Урок развития речи на тему Культура речи. Речевой этикет проводится с учащимися 9 классов с казахским языком обучения. Цель этого урока: воспитание речевому этикету. На уроке учащиеся знакомятся со значениями некоторых слов, с речевыми формулами, правилами употребления их в различных ситуациях, учатся говорить друг другу комплименты. На уроке учащиеся читали выразительно стихотворения о вежливости, о добрых словах, работали над высказываниями, беседовали на тему добра и доброты, инсцениров...
  • Итоговый урок – творческая мастерская «В театре Н. В. Гоголя на «Ревизоре»»Урок-творческая мастерская в 8 классеУрок формирует : положительные нравственные ориентации, воспитывает интерес к произведениям писателя. Пробуждает у учеников интерес к театру. Знакомит учащихся с именами и творчеством великих русских режиссеров, внесших большой вклад в развитие театрального искусства и культуры . К уроку есть презентация. Отрывки из спектаклей находила в интернете. Дети готовили с удовольствием свою интерпретацию произведения. Класс был оформлен детскими работами с пре...
  • Общешкольное мероприятие, литературно-музыкальная композиция «Поезия любви. Поезія кохання»Своей творческой работой ,в которой были с использованы презентации о кратких историях жизни и любви поэтов и поэтесс, стихи в исполнении чтецов, учащихся нашей школы, танцоров,также учащихся школы, мы, два учителя-филолога(русский язык и литература и украинскоий язык и литература) постарались привлечь внимание современной молодежи к проблеме любви в современном обществе сквозь призму литературного творчества величайших поэтов и поэтесс русских и украинских.Еще одна цель, которую мы постав...
  • Таблица по русскому языку: «Обращение»В данном материале представлена таблица, которая называется Обращение. Она предназначена для учащихся 8 классов, которые проходят обучение по учебнику Л.Н. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. Данная таблица разработана специально для применения на уроках по теме: Назначение обращения. Распространенные обращения. В таблице кратко и наглядно изложен следующий материал: 1. понятие обращения; 2. способы выражения обращения в устной и письменной речи; 3. употребление знаков препинания при обращениях в тексте.
  • Конспект урока письма «Звонкие и глухие согласные» Конспект урока письма и развития речи в 5 классе. Он включает в себя цель, задачи, тип урока, оборудование. Конспект урока предствелен в виде таблицы, в которой прослеживаются: этапы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, теоретическое обоснование. так как урок предназначен для коррекционной школы, то внимание уделяется минутке чистописания, повторению пройденного материала.Цель урока: формирование внимательного и вдумчивого к языку ученика.Задачи:образовательные: обобщить знания...
  • Урок по русской литературе по теме «В ожидании чуда. Японские трёхстишья - хокку»Урок мастерская. Учитель: Где мы? (В Японии, в стране восходящего солнца) ΙΙ. Объявление темы урока, его цели. Учитель: Мы в цветущем саду. Цель нашего путешествия – познакомиться с видами искусств Японии, с лирическими стихотворениями – хокку, с художественными особенностями, попытаться их истолковать и даже сочинить самим. Обратите внимание: сакура (японская вишня) цветёт, а вот эта не подаёт признаков жизни. Может она засохла? А может быть, она в ожидании чуда, чуда цветения? У вас на парта...
  • Урок по русскому языку по теме «Имя существительное»Тема Имя существительное Цели и задачи: Обучающая - повторение пройденного о имени существительном, подготовка учащихся к выполнению заданий мини ЕГЭ Развивающая - развивать мышление, память, добиться правильности русской речи; Воспитывающая – воспитание самостоятельности. Оборудование: Опорные схемы для имени существительного, карточки, перфокарты, тесты с заданиями, памятки к уроку, компьютерная презентация -Вот и ребята подошло наше путешествие, но пока мы не скажем имени существительно...
  • Анализ выполнения тестовых работ ЕГЭ и ГИА по русскому языкуУчителю также необходимо анализировать и результаты промежуточной и итоговой аттестации, чтобы этот анализ. Систематический анализ результатов выполнения тестов ЕГЭ и ГИА по русскому языку проводится по спецификации КИМов и позволяет учителю планировать коррекцию ЗУН по предмету, что значительно повышает качество знаний обучающихся. Оценка ЗУН обучающихся объективна, так как результаты мониторинга соответствуют результатам 1 полугодия. Отметки выше, чем в полугодии, получили Топалян М. (получила...
  • Урок по русской литературе по теме «Бал в доме Фамусовых»Данный урок является заключительным по творчеству А.С.Грибоедова . Его целью является-анализ эпизод Бал в доме Фамусова. В ходе урока выясняется, какое место он занимает в комедии. Его задачи: повторить структуру плана анализа эпизода; развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать собственную точку зрения; работать с текстом. воспитывать эстетические чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения. В ходе урока уместно используется чтение наизусть монолого...
  • Ответы на вопросы по сказке Пришвина «Кладовая солнца»Учебник-хрестоматия под ред. В. Я. Коровиной, в 4-х частях, см. часть 3-ью, М. ОАОМосковские учебники, 2007г., 160 с., сказка – быль на стр. 38-72; вопросы даны на. стр. 38-й. В школьной Хрестоматии для 6 класса сказочная повесть напечатана с сокращениями. В представленном мной для публикации на сайте ИНФОУРОК.РУ материале даны ответы на вопросы по прочитанному: где и когда происходит действие? художественные образы и эпизоды, которые можно назвать сказочными; какова их роль в сказке? поче...
  • Статья «Формирование универсальных учебных действий учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроках литературы в средней школе»Современное общество остро нуждается в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Огромная роль в формировании такого человека принадлежит школе. Урок, построенный по принципу - учитель даёт знания, а ученик просто берёт их, не прилагая к этому усилий, в настоящее время не отвечает современным требованиям.Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование унив...
  • Повторительно-обобщающий урок по теме «Простые предложения с одним главным членом (односоставные предложения)»Дидактические задачи урока: Обобщить знания учащихся по теме Односоставные предложения с помощью компьютерных технологий. Проверить их готовность к выполнению тематической контрольной работы по теме, степень сформированности умений и навыков. Воспитательные задачи урока, решаемые за счёт использования групповых технологий:Реализовать через использование групповых технологий основные условия коллективности. В процессе работы в группах закреплять навыки и умение коллективной познавательной деятельности: совместное обсуждение данной учителем учебной задачи; определение путей ее решения; реализация имеющихся знаний на практике; умение представить найденный совместно результат. Оборудование урока: карточки с индивидуальными заданиями, схемы, таблицы (с использованием файлов на интерактивной доске), сигнальные карты. План урока Организационный момент. Сообщение учителем задач урока. Запись в тетрадях темы, на полях № группы. Обобщение знаний учащихся по изученной теме. Объяснительный диктант (диктует учитель).Выделить грамматическую основу предложений, определить вид односоставных предложений.НЛП (неопределенно-личное) Слесаря Петрова наградили почётной грамотой.ОЛП ...
  • Урок на тему «Обучение выборочному пересказу текста повествовательного характера с элементами описания памятников истории и культуры, подготовка к сочинению-описанию памятника»Цель: углубить знания об особенностях описания памятников культуры; развивать умения работать с текстом; выделять микротемы; находить в тексте нужный материал; развивать умения использовать описания памятников в разных жанрах; развивать орфографическую зоркость Оборудование: учебник Е. В. Малыхина Русский язик.8 класс, тексты для изложения на каждого ученика, иллюстрации к текстам, памятки, словари, Интернет. Словарная работа 1-я гр. Задание: найти в сети Интернет комментарии к словам: Мамае... М.К. Аникушин – художник, мастер скульптуры. Сформировался как мастер в процессе работы над мемориальными образами А. С. Пушкина. Наибольшую популярность снискал памятник поэту на пл. Искусств в Санкт-Петербурге. Зодчий сумел выразить обаяние, благородство характера Пушкина, его любовь к свободе. М.Г. Манизер – скульптор, создатель памятника Т.Г. Шевченко, расположенного в г. Харьков. Он совершил путешествие по шевченковским местам и в своей работе пришел к образу поэта – борца. Зодчий работал над образом Кобзаря с 1929 по 1933 год. Окончательный вариант проекта принес скульптору удовлетворение и долгожданную победу в конкурсе. Памятник Т.Г. Шевченко в г. Харьков по праву считается одним из наиболее удачных и величественных памятников украинскому поэту.
  • Урок литературы по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Данный материал представляет собой разработку урока по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин на тему А счастье было так возможно.... Цель урока проанализировать письма героев друг другу, обсудить зеркальную композицию романа, порассуждать о том, что помешало героям обрести счастье. Урок построен на основе технологии кретического мышления. Иллюстрации к роману помогают учащимся окунуться в эпоху 19 века. А видеоотрывки из кинофильма Марта Фаиннса Онегин помогут учащимся проследить всю га...
  • Конспект урока литературного чтения «С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…. »»Тип урока: решение конкретно – практических и частных задач. Этапы урока:1. Этап актуализации известного способа действия.2. Этапы выдвижения гипотез.3. Поиск недостающего способа действия.4. Контроль и оценка найденного способа действия.5. Контроль и оценка овладения открытым способом действия.6. Рефлексия. Определение следующего шага в движении. 1. Этап актуализации известного способа действия. Используя коммуникативную деятельность и ИКТ, я создала ситуацию успеха, когда учащиеся рассказывали...
  • Урок по русскому языку «Обобщающие слова при однородных членах предложения, знаки препинания при них»В конспекте данного урока актуализируется и закрепляется уже изученный материал, то есть он предполагает знакомство с данным материалом на предыдущем уроке.Также отрабатывается навык использования схем- таблиц, условия выбора знаков препинания в общем контексте предложений. Урок построен так, что ребята произведут самооценку собственных знаний по данной теме. Карточки с заданиями прилагаются
  • Методическая разработка занятия по русскому языку «Правописание безударных гласных, глухих и звонких согласных»Методическая разработка занятия по русскому языку Правописание безударных гласных, глухих и звонких согласных предназначена доя преподавателей и студентов СПО.Цели занятий: I. Учебные цели: 1. Закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова. 2. Дать понятие о правописании непроизносимых согласных, двойных согласных в корне слова и на стыке морфем. II. Развивающие цели: 1. Развивать навыки применения теоретического материала (правил) на практике. 2. Развивать навыки проверки б...
  • Урок по теме «Имя прилагательное как часть речи»ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Повторение. С русским воином через века…. Тип урока: контрольно-обобщающий. Цели урока: (вырабатываются вместе с учениками). образовательные: 1. проверить прочность усвоения темы, 2. закреплять орфографический навык правописания сложных случаев имён прилагательных; развивающие: 1. продолжать развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся; 2. операций сравнения, сопоставления; 3. коммуникативные способности учащихся; воспитательные: 1. вырабатывать ответственность за выполненную работу; 2. продолжать формировать культуру учебного труда и взаимопонимание. Оборудование: • символика Российского государства (герб, знамя, гимн), • доклады о ветеранах, солдатах, • выставка книг, сочинений, • тетради, ручки, карандаши, карточки-сигналы (Н) (НН), маршрутные листы. Вступительное слово учителя: Среди множества традиционных и вновь приобретённых праздников есть один особый – 23 февраля, День Защитника Отечества. Поэтому сегодня мы проводим интегрированный урок, который я назвала С русским воином через века… Во все времена отношение к нему и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы. Говоря о нашей Родине, Отчизне, солдатах мы будем повторять тему Имя прилагательное. 1. Говоря о нашей Отчизне, её защитниках, мы повторим виды орфограмм. 2. Попытаемся приводить примеры только по заданной теме, развивать свою речь. 3. Будем воспитывать в себе гражданина своей страны, учиться развивать чувство патриотизма. На доске - эпиграф к уроку. Прочитаем. Расставим недостающие знаки препинания и назовём прилагательные. Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена! Учитель: Откуда это четверостишие? (гимн Рос. Федерации). -Что такое гимн? Обратимся к нашим консультантам. Консультант: Гимн – торжественная песня , принятая как символ государственного или социального единства. Учитель: Выпишем словосочетания торжественная песня, государственное единство. С какой орфограммой мы здесь встретились? (Н-НН в прилагательных), выделяем суффиксы, объясняем.( образовались от существительных при помощи суффикса ЕНН). -Добавьте ещё несколько словосочетаний на данное правило. Ученики: священная война, Отечественная война, правительственная комиссия, военная служба, длинные солдатские вечера., минное поле. Учитель: Теперь назовите правило, когда пишется Н в прилагательных. (кожаный ремень, деревянный ствол автомата). Следующий символ России – Герб. Обратимся к консультантам. Консультант: Герб – это отличительный знак государства, города, сословия. Учитель: запишем предложение, определим степень прилагательного. Двуглавый орёл – один из древнейших символов. (простая превосходная форма прилагательного). На доске написано четверостишие. Выразительно прочитаем его. Мать-земля родная наша, В дни беды и в дни побед Нет тебя светлей и краше И желанней сердцу нет. Задание: графически выделить суффиксы , подчеркнуть прилагательные как члены предложения.(один ученик работает на доске). Теперь обратимся к флагу. Консультант: Флаг - официальный символ власти . В апреле 1896 г .Министерство юстиции постановило , что государственным должен считаться бело-сине-красный и никакой другой флаг. Запишем словосочетания: Флаг бело-сине-красный, Военно-морской флот., доброжелательный человек. Объяснить слитное написание и постановку тире, рассказать правило. Учитель : Если говорить о воинах, солдатах , то сразу приходят на память слова СМЕЛОСТЬ, ВОЛЯ, МУЖЕСТВО, ВЕЛИКОДУШИЕ, БЛАГОРОДСТВО. Задание: образовать от данных существительных – имена прилагательные и сделать разбор по составу. (СМЕЛЫЙ, ВОЛЕВОЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ, ВЕЛИКОДУШНЫЙ, БЛАГОРОДНЫЙ.) Дадим лексическое значение словам мужественный, благородный, великодушный. Обратимся к консультантам : К. № 1. Мужественный – обладающий мужеством, т.е. храбростью, имеет присутствие духа в опасности. К. № 2. Благородный- высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. К. № 3. Великодушный – обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами. Запишем предложение: 1. Солдат в словах горд, в делах твёрд. Подчеркните грамматическую основу. Обоснуйте свой ответ. На столе у каждого ученика лежит листок с небольшим текстом: Задание: 1. Раскройте скобки . Объяснить правописание прилагательных. 2. Сделайте морфологический разбор любого прилагательного. 3. Определите тип и стиль речи. Назовите признаки этого стиля. Какие-то (не)определённые человеческие тени , контуры зданий, (не)вероятные машины проносились перед нами. Третий день пути по (не)знакомому лесу ознаменовался (не)ожиданным происшествием. Свалившись после (не)удачной попытки встать, Алексей на мгновение потерял сознание. Сразу ощутил он с (не)бывалой силой и истощение, и (не)человеческую усталость , и ... (Б. Полевой. Повесть о настоящем человеке). Проверяем. С какой орфограммой вы встретились? (Слитное и раздельное написание НЕ ). Проверяем, объясняя правила написания. Прослушайте следующие предложения и скажите, как вы будете писать НЕ с прилагательными 1.Ненастная погода мешала лётчику передвигаться. 2.Он хотел встретить не вражеских солдат, а русских. 3.Им овладело совсем не приятное чувство. Теперь обратимся ещё к одной орфограмме: О-Ё после шипящих. 1.Больш…е наступление ожидалось в дремуч..м лесу. 2.Свинц..вые пули проносились над головами. 3.В годы войны полк берёг кумач..вое знамя. 4.Нам больш..го счастья не надо, чем жить в мирное время. Зачитываем, проверяем. Сделаем выводы: Имя прилагательное-часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? В предложении чаще всего бывает определением или сказуемым. Изменяется по родам, числам, падежам. Прилагательное имеет разряд (качественный, относительный, притяжательный). Некоторые прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения( они в предложении являются сказуемыми). Учитель Записываем домашнее задание (разноуровневое): 1ур.- ответить на вопросы учебника 2 ур.- выписать из книг пословицы или выражения писателей на тему Моя малая Родина. (ЖИТЬ - РОДИНЕ СЛУЖИТЬ. РОДИНА-МАТЬ ,УМЕЙ ЗА НЕЁ ПОСТОЯТЬ) 3 ур.- Написать мини-сочинение на данную тему, используя прилагательные, назвать их морфологические признаки. Рефлексия. Учитель: остались ли вопросы по данной теме? Всё ли понятно? Чьи ответы понравились? Выставление оценок. Закончить урок я хочу строчками из стихотворения. А. ДРАТ. ДОПРИЗЫВНИКУ. Не послал ещё военкомат Той повестки с именем твоим. Не вручён тебе твой автомат- Он сегодня с кем-нибудь другим. Слов Присяги в звонкой тишине Перед строем ты не произнёс. Отчий дом не увидал во сне. И наряды сутками не нёс. Не подшиты подворотнички… Не ведётся счёт солдатских дней… И на складе вещевом значки Ждут грядущей доблести твоей. ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
  • План проведения декады русского языка и литературыПроводили в школе декаду русского языка и литературы, изучили опыт и разработки своих коллег и учителей начальных классов, нашли много полезного и поучительного в их материалах. Разделили на 2 группы детей: начальные и старшие классы, а старшие - еще на 2: 5-8, 9-11 классы. Выбрали то, что можно реализовать в наших условиях, переработали, добавили свое. Хотим поделиться тем, что получилось. Если кому-то пригодится - будем рады поделиться..Особенно интересно было работать с учениками средних кл...
  • Аннотация проекта для размещения на сайте. 1 Название Фестиваля «Четвертый открытый фестиваль «Мультимедиа в образовании». Тема урока «Род имен существительных»Пояснительная записка Предмет: русский язык. Тема урока: Род имен существительных (5 класс). Тип урока: комбинированный. Программа по русскому языку к учебникам для 5 - 9 классов. – М.: Дрофа, 2010. Авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов. Методы и приемы: рассказ учителя, соединение вербального и визуального получения новой информации, постановка вопроса, введение нового понятия, первичное закрепление в интерактивной форме, интерактивная отработка изученного материала путем отгадывания кроссвордов, самостоятельная работа с учебником, актуализация знаний путем использования их для выполнения заданий повышенной сложности. Используемая аппаратура: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска. Активные формы обучения: отгадывание кроссвордов, моментальная самопроверка выполненных заданий. Интерактивные формы обучения: работа с интерактивной доской (письмо маркером, стирание ластиком, передвижение слов). Пассивные формы обучения: рассказ учителя, работа с учебником, записи в тетради. КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ (с использованием интерактивной доски) ТЕМА: РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. ЦЕЛИ: • вспомнить и закрепить знания по данной теме, полученные в начальной школе; • узнать новые сведения о категории рода в русском и других языках; • закрепить полученные знания на практике; • использовать полученные знания для выполнения заданий повышенного уровня сложности. I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Слайд №1. Запишем в тетради число, заголовок Классная работа и тему нашего урока. Слайд №2. Тема нашего урока Род имени существительного. И поведет нас в путешествие по данной теме вот этот ученый кот. Ученый кот всё знает, он будет сообщать нам новую информацию и помогать при проверке ответов на трудные вопросы. Давайте нажмем на кота и посмотрим, что же он хочет нам сообщить. III. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА И ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ СВЕДЕНИЯМИ. Слайд №3. Категория рода в разных языках включает в себя разное количество родов. Например, в английском, венгерском, китайском, эстонском, японском, турецком и некоторых других языках категории рода нет совсем. Во французском языке и датском – два рода (но во французском – женский и мужской, а в датском – средний и общий). В некоторых языках по 15, 20, а то и 40 родов. А в русском языке? Чтобы проверить правильность ваших ответов, давайте спросим кота. Слайд №4. Вроде бы всё понятно: три рода – мужской (дом), женский (девочка) и средний (солнце, облако). Но почему-то на экране – знак вопроса. Как вы считаете – почему? Чтобы проверить правильность ваших ответов, давайте нажмем на этот знак вопроса. Слайд №5. Оказывается, в русском языке есть существительные общего рода. Например: плакса, егоза, обжора, неряха, ябеда, зануда, умница и т. д. Как вы думаете, почему эти существительные имеют общий род? Какие же существительные называются существительными общего рода? Давайте спросим умницу. Слайд №6. Существительные общего рода (обычно они употребляются в разговорной речи) с окончанием -а, -я соотносятся как с лицом женского пола, так и с лицом мужского пола. Например: Катя молодчина и Ваня молодчина, Оля забияка и Саша забияка. IV. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Слайд №7. Достаньте из конверта существительные общего рода. Слайд №8. Отгадайте существительные общего рода и впишите их в клетки. После выполнения задания проверьте себя, нажав на ученого кота. Слайд №9. Сверьте свои ответы с правильными. Чтобы перейти к следующему кроссворду, снова нажмите на кота. Слайд №10. Снова отгадайте существительные общего рода и впишите их в клетки. После выполнения задания проверьте себя, нажав на ученого кота. Слайд №11. Сверьте свои ответы с правильными. Чтобы перейти к следующему кроссворду, снова нажмите на кота. Слайд №12. Путем перестановки подберите правильное толкование данных слов. Объясните, почему для этой работы выбраны именно эти слова. После выполнения задания проверьте себя, нажав на ученого кота. Слайд №13. Сверьте свои ответы с правильными. Чтобы перейти к следующему кроссворду, снова нажмите на кота. V. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЕГО НА ПРАКТИКЕ. Легко определить род исконно русских имен существительных. Труднее с существительными, пришедшими к нам из других языков. Давайте посмотрим в учебнике, как же определить род иноязычных имен существительных. Слайд №14. Определите род имен существительных и поставьте их в нужный столбик. Слайд №15. Определите род имен существительных и подберите к нему подходящее по смыслу прилагательное в нужном роде. Слайд №16. Прочитайте текст, определите род иноязычных имен существительных и допишите окончания имен прилагательных, которые к ним относятся. VI. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ (использование полученных знаний для выполнения конкурсных и олимпиадных заданий). Слайд №17. Ответьте на вопрос: какое из этих существительных не того рода, что остальные? Докажите ваш ответ. Проверьте правильность вашего ответа, для этого нажмите на кота. Слайд №18. Перед вами правильный ответ: корова. Слайд №19. Можно ли существительное дом переделать так, чтобы, оставаясь в именительном падеже единственного числа и сохраняя мужской род, оно приобрело окончания -а, -е, -о? Проверьте правильность вашего ответа, для этого нажмите на кота. Слайд №20. Перед вами правильный ответ: домина, домище, домишко. Слайд №21. Назовите одушевленные существительные среднего рода (некоторые подсказки есть на экране). Чтобы проверить правильность вашего ответа, нажмите на знак вопроса. Слайд №22. Перед вами несколько одушевленных существительных среднего рода: дитя, существо, чудовище, насекомое, животное, млекопитающее, пресмыкающееся. Вы можете дополнить их своими примерами? Конечно, сразу это сделать трудно, поэтому вам предлагается следующее домашнее задание. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Сочините шуточный рассказ, используя в нем одушевленные существительные среднего рода. Слайд №23. Спасибо за урок. Молодцы!
  • Дифференцированный подход к обучению в условиях подготовки к ЕГЭ по русскому языкуВ данной работе представлен опыт работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №7 Ступени на этапе подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. Предложена методика дифференцированного подхода к обучению как средство повышения качества обучения. Описан комплект учебных и справочных материалов, показаны способы дифференциации заданий в зависимости от уровня обученности обучающихся. Предложены этапы реализации данного проекта. Показана результативность данного под...
  • Конспект урока «Увлекательный мир слов»Разработка предназначена для повторения темы Фразеологизмы. Она помогает систематизировать знания учащихся по основным разделам базового курса русского языка; развивать у учащихся способность применять знания в нестандартной ситуации; развивать познавательные интересы учащихся; мышление, воображение, память, способность высказывать собственное мнение и аргументировано его отстаивать; воспитывать потребность изучать родной язык. Надеюсь, что она Вам понравиться и Вы сможете ее использовать в св...
  • Внеклассное мероприятие по русскому языку «Русская музыка! Русский язык!»Внеклассное мероприятие по русскому языку Русская музыка! Русский язык! посвящено Дню родного языка. Мероприятие подготовлено с участием самодеятельных коллективов, солистов. Цели мероприятия: активизировать интерес школьников к учебному предмету; воспитывать уважение к русскому языку и музыке; совершенствовать умения учащихся выступать перед аудиторией, выразительно декламировать стихотворения. Особо актуально проведение данного мероприятия в школах стран Ближнего зарубежья, где остро сто...
  • Путешествие на космическом корабле «Пятерка»Путешествие на космическом корабле Пятерка (урок в 5-м классе Б ) Обобщение изученного по теме Орфография Задачи: § повторить и систематизировать изученный материал по орфографии; § подготовить учеников к контрольному диктанту; § побудить пользоваться орфографическими словарями. Форма: игра-путешествие. Учитель: - Ребята, наш корабль оторвался от земли и летит в открытое пространство Орфографии. А знаете ли вы что такое орфография? Обратите внимание на маршрутные листы нашего путешествия и ответьте на вопрос: с какими разделами орфографии мы познакомились с вами на предыдущих уроках? - Ребята, планета Орфография – это дивное место, здесь обитает огромное множество орфограмм. Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы что такое орфограмма? Как и в любом государстве на планете орфографии имеются орг... Учитель: Побываем в роли учителей.Найдите ошибки и объясните их причины: • каснуться, косание, прикасновение, касаться • полажение, слагать, сложить, пологаться, положиться • загар, загарелый, загорать, сгареть, сгорать • рости, растение, зарости, прорастать, рост, подросток, порасль; но – Растов, Растиславль, растовщик, росток, отрасль Ребята, скажите, пожалуйста, какую же орфограмму не усвоил Петя Двойкин. Я надеюсь мы не будем допускать таких ошибок, и чтобы запомнить правописание корней с чередованием давайте познакомимся со сказкой о том, как суффикс -а- стал vip-персоной. Посмотрите, пожалуйста, на наш космический экран. Слайд Учитель: Корни с чередованием очень дружелюбны, но нам с вами нужно отправляться в полет. Впереди — планета Мягкая. Как вы думаете, почему такое название у этой планеты? Какие 2 буквы называют мягкими? - Ребята, вспомните, пожалуйста, для чего служат Ъ и ь знаки? Ребята, я была так увлечена путешествием, что забыла вам сообщить что на планете Мягкая, поднялся ураган и во всех словах перепутались буквы, а мягкий и твердый потерялись. Помогите, пожалуйста, жителям этой планеты, и восстановите... Учитель: Ъ и ь благодарят вас за помощь. Ребята, вспомните, пожалуйста, в каких формах пишется ь после шипящих. Чтобы запомнить правило давайте выучим рифмованное стихотворение. Слайд Самостоятельная работа. Мгновенная проверка. Ну а сейчас испытание для самых выносливых. На нашем экране сейчас появятся слова, ваша задача- по горизонтали проставить цифры от 1 до 10. Я называю слова под соответствующим номером. Если нужен мягкий знак — пишите, нет — ставьте прочерк. Итог урока. Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на землю. Понравилось ли вам путешествовать по пространству Орфография. Какие испытания показались вам сложными. Выставление оценок.
  • Урок на тему «Художник света. С. Косенков и литература»Цели: знакомство с жизнью и творчеством С.Косенкова; создание условий для получения новых знаний и закрепления способов деятельности в режиме дополнительного образования и разработки проекта в групповой и индивидуальной форме с ориентацией на формирование универсальных способов деятельности. активизировать умение осуществлять выбор наиболее точных языковых средств; Задача: способствовать пониманию учащимися уникальности конкретных памятников культурного наследия, каждого полотнаОборудование:Проектор, компьютер, принтер.Ход занятияКласс сидит мини-группами, сформированными по интересам и желанию гимназистов.Слово учителя. - Когда мы берём в руки книгу, в первую очередь обращаем внимание на оформление. Художники-графики, иллюстраторы - вот кому мы обязаны красивому оформлению книги. Вы, конечно, знаете, ч...
  • Конспект мероприятия по литературе на тему «Литературная игра «В мире басен И. А. Крылова»»В процессе работы дети познакомились о баснописце и с поэтикой басен. Я хочу показать учащимся , что басни И.А. Крылова помогали узнавать жизнь, учили любить свою Родину, помогают бороться со своими недостатками. Работа состоит из 5 станций , каждая имеет свое место ,где мы узнаём о трудном детстве Крылова, о его стремлении получить образование , о том, что героями его произведений стали звери , птицы. Именно через них он высмеивал недостатки существующего строя, низкопоклонство, чино...
  • Эпиграфы к заданию С на ЕГЭДанный материал поможет выпускнику 11 класса творчески подойти к выполнению задания С. Сочинение с правильно подобранным эпиграфом заметно выигрывает. Цитаты взяты из произведений, которые изучаются в школьном курсе литературы. Мой многолетний опыт подтверждается результатами ЕГЭ – два года учащиеся набирают по 100 баллов, благодаря творческому подходу к выполнению задания С. Эпиграф тоже помогает в этом. Задание С в ЕГЭ считаю самым умным, потому что оно позволяет выпускнику проявить индивиду...
  • Проверочные карточки по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Ни для кого сегодня не секрет, что с каждым годом снижается читательский интерес школьников. Острее всего эту проблему ощущаем мы, словесники. Многим из нас, наверное, приходилось оказываться в ситуации, когда на уроке литературы вместо диалога получается незапланированный монолог учителя, потому что больше половины класса не прочитали произведение. Однажды на одном из уроков в 10 классе по изучению Войны и мира Л.Н. Толстого один из учеников заявил, что он романа не читал и читать не собира...
  • Урок русского языка «Когда ударение не помощник»1. Тема урока: Когда ударение не помощник (Правописание корней с чередованием гласных О//А). Базовый учебник: Русский язык 5 класс, Г.Г.Граник, Н.А.Борисенко, С.М.Бондаренко; Москва, 2012 2. № урока по теме – первый. 3. Тип урока: изучение нового материала при ведущей роли учителя. 4. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная. 5. Вид урока: компьютерный, с использованием ЭОР. 6. Цель урока: познакомить учащихся с написанием корней с чередованием. 7. Задачи: - обучающие: - изучить правила выбора букв а-о в корнях с чередующимися гласными: -гор- - гар-, -клон- - -клан-, -твор- - твар-, -зар- - зор-. –плав- - плов-; - овладеть способами выбора а-о в корнях с чередованием, зависящими от ударения; - научиться различать корни с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной. - развивающие: - способствовать формированию орфографической грамотности учащихся; - развить творческую, речевую и мыслительную активности учащихся. - воспитательные: - воспитывать интерес к орфографии и речевой культуре русского языка. 8. Предполагаемые результаты обучения: - активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; - формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; - высказывать собственные суждения, делать выводы; - развивать логического и образного мышления. 9. Необходимое оборудование: Учебник, компьютер учителя, проектор, презентация к уроку, интерактивная доска. Структура урока I. Блок II. Цель III. Содержание деятельности Деятельность учителя Предполагаемые действия обучающихся Организационный этап. Рефлексия. Помочь снять у обучающихся психологическое напряжение. Тема нашего урока: Когда ударение не помощник. Опираясь на главное фонемное привило, ответьте на вопрос: Когда ударение не помощник? Самостоятельная работа по учебнику: чтение параграфа 90. Поисковый метод. Ответы обучающихся. Изучение новых знаний и способов деятельности 1)формирование у обучающихся конкретного представления об изучаемых понятиях, явлениях, процессах, законах, теориях; 2)выявление сущности новых знаний; 3)вычленение в изучаемых объектах существенных признаков и фиксация на них внимания обучающихся; 4)выделение главного в новом материале; 5)полное и четкое определение отличительных признаков изучаемых познавательных объектов. Обращает внимание на цели урока и предлагает обучающимся обозначить учебные задачи. - Основная цель урока – изучить правило написания корней с чередованием. 1. таблица на стр.77 (слайд 2) 2. самоинструкцию записывают в тетрадь (слайд3) Первичная проверка понимания изученного Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их корреляция. 1.Предлагает выполнить упр.№399 (письменно) 2. Предлагает пройти интерактивный тест, составленный на основе упр.№399 3. Закрепление ранее изученного материала: графический разбор предложения Ответы обучающихся. Находят слова с чередующимися гласными, выделяют корни. Слайд 4 (один ученик у доски) Интерактивная доска. Слайд 5 (один ученик у доски) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ТРЕНИНГ ДЛЯ ГЛАЗ) Закрепление знаний и способов деятельности учащихся Организация и осуществление усвоения учащимися способов действий путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу и в измененной ситуации Предлагает выполнить упр.№401 Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подумайте, нет ли среди этих слов лишних, не относящихся к данным правилам. -Какие трудности вы испытали при выполнении упражнения? Найдите Третье лишнее, прменяя правила, изученные сегодня на уроке. Ответ обучающихся. 1. интерактивная доска. Слайд 11 (3 ученика по очереди работают у доски) 2. Интерактивный тест Третье лишнее Слайд 13 (один человек у доски) Применение знаний и способов деятельности учащихся. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне их применения в измененной и новой ситуациях. Вы успешно справились с выполнением этого упражнения. Предлагаю проверить себя, насколько прочно вы усвоили сегодняшний материал и выполнить задание. Ответы обучающихся. Пройти интерактивный тест Знаешь ли ты теорию? Слайд 14 ( Один ученик у доски) Подведение итогов занятия. Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы. Подводя итог нашему уроку, давайте вспомним, Чему мы должны были научиться на этом уроке? Что мы делали? Что было особенно интересно выполнять? Что получилось хорошо? Что получилось не очень хорошо? Что не получилось? Как думаете, почему? Что нужно сделать? Домашнее задание упр. 403 Ответы обучающихся.
  • Урок на тему «Единственное и множественное число прилагательных»Цель: создать условия для определения числа имен прилагательных через включение учащихся в учебную деятельность. Ход урока: 1 .Мотивация учебных действий. Мудрым никто не родился, а научился - Прочитайте пословицу на доске. Объясните смысл пословицы. Как это связать с нашей работой на уроке в школе? - Пожмите своему соседу руку и пожелайте ему сегодня научиться чему-то новому, стать сегодня чуточку мудрее. 2. Минутка чистописания - Открываем тетради и записываем число, классная работа. - Посмотрите, какую букву мы будем сегодня тренироваться писать? - Что вы можете сказать об этой букве? - Из каких элементов она состоит? - Откуда начнем писать эту букву? (Учитель показывает образец письма на доске). - Во второй строке пропишите эту букву с гласными, обозначающими мягкость согласного. - Сравните свою работу с образцом и оцените свою работу с помощью волшебной линеечки. 3. Актуализация знаний и включение в предметную деятельность. - Прочитайте два текста. Пришла весна. Зеленеет травка. Журчат ручейки. Распустились подснежники. Пришла ранняя весна. Зеленеет молодая травка. Журчат весёлые ручейки. Распустились голубые подснежники. - Сравните эти тексты. Чем они отличаются? Какой текст, на ваш взгляд, более красивый? Почему? - Какая часть речи сделала второй текст более красивым и понятным? - Что вы уже знаете о прилагательном, как части речи? (Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие? Прилагательное связано с существительным). 4. Анализ проблемной ситуации и постановка учебной задачи. Пришла ранняя весна. Зеленеет молодая травка. Журчат весёлые ручейки. Распустились голубые подснежники. - Определите число у существительных. Как определяли? (Если сущ. обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число). Какой вывод можно сделать? (Существительные могут быть единственного и множественного числа). - У кого здесь возникли затруднения? - Определите число у прилагательных. ……. - У кого возникли затруднения? Почему? - На какой вопрос мы сегодня будем отвечать на уроке? Чему должны научиться? 5. Открытие нового знания. - Кто смог определить число у прилагательных? У кого получилось? Расскажите, как вы это сделали? - Какая часть речи вам помогла определить число у прилагательных? Почему? - На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе? - Какой вывод можно сделать о числе прилагательных? (Прилагательные могут быть единственного и множественного числа) - Где мы сможем проверить ваши гипотезы? (В учебнике стр. 92 читают правило). 6. Закрепление изученного материала 6.1 Первичное закрепление 1. - Откройте файл на своем компьютере, рассмотрите модель-схему, расскажите своему соседу то, что вы узнали про числа прилагательных, используя эту модель. 2. Работа с интерактивным приложением Дети фронтально выполняют задание по распределению прилагательных по числам. 3. Самостоятельная работа. Упр. 159 стр. 93 Выполнение задания с карандашом в руке на листочке. Текст анализируется по заданиям в учебнике. 4. Проверка правильности выполнения работы и анализ своей деятельности. - Оцените правильность своей работы с помощью волшебной линеечки. 7. Рефлексия урока. Отметки за урок. Комментирование отметок. - По какой теме мы работали? - Что нового сегодня узнали? Чему научились? К каким выводам пришли? (формулировки правил, понятий и т.д.). - Где можно применить полученные знания? -Что на уроке для вас было интересно? Оцените свою работу на уроке: Зеленый листик – я работал лучше некуда; Желтый – у меня были затруднения, но с ними справился; Красный - я работал плохо, мне было на уроке неинтересно. А теперь выйдите к доске и прикрепите свои листики на дерево (нарисовано на доске) и сделайте вывод о работе на уроке класса в целом.
  • Урок-мастерская по стихотворению А. А. Фета «Весенний дождь»Конспект открытого урока по литературе в 5 классе по творчеству А.А.Фета . Урок разработан с использованием технологии творческих мастерских. Учащиеся по желанию выбирают ту мастерскую, в которой им хотелось бы работать. Всего мастерских 4. Литературоведческая мастерская: Задание: проанализировать стихотворение, выявить художественные особенности произведения, показать использование тропов. Художественная мастерская: Задание: 1.Создать коллективную картину – иллюстрацию к стихотворению А.А.Фета Весенний дождь; 2. Нарисовать рисунок на тему Весенний дождь, каким я себе его представляю. (На выбор учащихся) Творческая мастерская: Задание: 1.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое сочинение на тему Весенний дождь (5-7 предложений); 2.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое стихотворение на тему Весенний дождь (1-2 строфы). (На выбор учащихся) Проектная мастерская: Задание: Используя предложенные фотоматериалы, создать проект-презентацию стихотворения А.А. Фета Весенний дождь, как можно точнее передать то настроение и ту картину, которые создал поэт в своём стихотворении.
  • Конспект урока-сказки по русскому языкуПовышение качества усвоения знаний учащихся - одна из наиболее важнейших задач школы в целом. Её осуществления добиваются не засчёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса большое значение отводится развитию познавательного интереса школьников к учению, к процессу познания вообще. Именно впервые годы обучения, благодаря психическим особенностям детей младшего школьного возраста, у них активно развивается познавательный ... В процессе работы с младшими школьниками учитель постоянно находится в творческом поиске. В результате и родились нестандартные уроки. На этих уроках дети не только узнают много нового, но у них также появляется желание узнать ещё больше. В начальной школе очень важно не только вооружить детей знаниями, но и не отпугнуть их холодной строгостью науки, а увлечь этим предметом, дающим большую пищу уму. В результате мы пришли к выводу, что рассмотрение вопроса о формировании познавательного интереса у младших школьников через организацию нестандартных уроков, является достаточно актуальным на сегодняшний день. Урок разработан в виде урока - сказки. Урок направлен на: - ознакомление учащихся с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе; - формирование умения склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе; - развитие умения правильно писать окончания имён прилагательных во множественном числе; - развитие каллиграфических навыков; - привития интереса к предмету; - воспитания аккуратности; - стремления всё выполнять правильно.
  • Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»Целью урока является знакомство с искусством эпистолярного жанра. Задачи урока: - развитие общительности; - развитие навыков выделять смысловые части письма; - приобретение навыков соблюдения стилевого единства письма. Оборудование: • Ксерокопии видов писем; • Персонаж богини Клио (переодетая ученица); • Распечатки писем Тургенева, Гоголя и Соколова- Микитова. Ход урока: I. Организационный момент. II. Исследовательская работа. 1. Видовое подразделение писем, их отличительные особенности (приложение). 2. Анализ образцов разговорного стиля речи. 3. Работа с текстами. 4. Творческая работа. 5. Итог урока.
  • Урок русского языка по теме «Повторение темы Морфемика и Орфография» Данный урок разработан для дистанционного обучения или для самостоятельной работы ученика, который болеет. Слайды с заданиями могут быть включены в любой урок.План урока:1 Проверка Д.З упр.4352Словарная работа.Задание: Запиши слова под диктовку.Диван,балкон, салют, вагон, костюм, чехол, ремень ,шофёр,маршрут,шоколад.-Выдели корень.Что общего во всех словах?3 Орфографическая минуткас лайд №1Запись предложения.Около берёзна стройных ножках стоятподберёзовики.Задание:-Подчеркни все члены предлож...
  • Урок на тему «Правописание ь на конце существительных после шипящих»Данный материал представляет собой разработку урока русского языка Правописание ь на конце существительных после шипящих. Урок разработан для обучающихмя 7 класса коррекционной школы VIII вида и нацелен на формирование у обучающихся представления о правописании ь на конце существительных после шипящих.На уроке отрабатываюся: навык каллиграфии, правописания словарных слов, умение определять род существительных; обобщаются знания о существительном как части речи; развиваются и корригируютс... Тема: ПРАВОПИСАНИЕ Ь НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. Цель: формирование у обучающихся представления о правописании ь на конце существительных после шипящих. Задачи: отрабатывать навык каллиграфии, правописания словарных слов, умения определять род существительных -обобщить знания о существительном как части речи, -учить применять на практике правило правописания ь на конце существительных после шипящих развивать и корригировать волю, память, мышление, связную устную речь. воспитывать умение осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и ...
  • Урок по развитию речи по теме «Стили речи»Как давно вы писали настоящее письмо? А хранят ли ваши мамы письма и открытки, подаренные им давным-давно? в чем же прелесть настоящего письма?.... такими или примерно такими словами можно начать этот урок. Данный урок может использоваться для 5-6-тиклассников в системе уроков по развитию речи по теме : Стили речи. На уроке обучающиеся в игровой форме знакомятся с основными признаками эпистолярного жанра, участвуют в ролевой игре, составляют текст поздравительной открытки. Работа на уроке стро...
  • Конспект урока по литературе на тему: «Литература - искусство слова»Вводный урок по литературе. Цель данного урока - познакомить учащихся с литературой как одним из видов искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово. на уроке применяется технология критического мышления: ставится проблемный вопрос о роли книги в современном мире, анализируется отрывок из произведения Брэдбери “451◦ по Фаренгейту”, отрывок из рассказа Чехова Дома, который подводит учащихся к выводу, что книга - учебник жизни., что литература как искусство сл...
  • Интегрированный урок «Отравленная душа»Урок направлен на нравственное воспитание обучающихся. Его главная задача - это помочь школьникам понять о вреде наркотиков для здоровья. Основные виды работы на уроке: беседа с учениками на основе прочитанного с использованием информации групп медика и социолога; работа с текстом; сообщения обучающихся; инсценировка; выразительное чтение стихотворения; исполнение песни Жизнь. Показан результат социологического опроса среди обучающихся 10, 11 классов. Свое впечатление от прочитанного расс...
  • Конспект урока-обобщения по теме «Словообразование»Тема: обобщающий урок по теме Словообразование. Класс: 6 Цель урока: повторить и систематизировать основные сведения по словообразованию. Задачи: -закрепить знания о структуре слова, способах словообразования; -совершенствовать умение определять зависимость правописания слова от его строения; -развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, анализировать; -формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения;...
  • Раздаточные карточки по теме «Строение текста. Тип и стиль речи»Дидактический материал для уроков русского языка в 5-6 классах по теме Строение текста. Тип и стиль речи. Карточки можно использовать как для индивидуальной, так и групповой работы. Задания представляют собой набор предложений, которые нужно расположить последовательно, чтобы получился текст, нацелены на совершенствование навыков определения типа и стиля речи, также на повторение материала по разделам Морфология, Синтаксис, Фонетика, Словообразование. Материал можно использовать и на ...
  • Урок развития речи «Правила общения»Данный урок, представленный на конкурс Панорама творчих уроків, был проведен как открытый в рамках Недели педмастерства и представляет собой урок развития связной речи для учащихся 6 класса. Тема урока : Правила общения . При подготовке и в ходе урока были применены следующие инновационные технологии : интерактивные методы, приёмы развития критического мышления, а также информационные компьютерные технологии. Вам предоставлен конспект урока, необходимы также приложения ( видеозаписи фр...
  • Урок на тему «Мой край, задумчивый и нежный» (встреча с С. Есениным)Урок – презентация Мой край, задумчивый и нежный (встреча с С.Есениным) является составной частью курса Литература, следовательно, на данном уроке решались задачи, как данного урока, так и всего курса в целом, в том числе такие как:  Формировать читательские умения, развивать культуру устной и письменной речи;  Развивать умения и навыки слухового восприятия поэтического текста, выразительного чтения стихотворений, литературоведческого анализа стихотворений;  Формировать читателя, способн...
  • Урок внеклассного чтения «Джером Дэвид Сэлинджер»Урок внеклассного чтения по повести Сэлинджера проводится в 11 классе. После вступительного слова учителя ученики-консультанты, подготовившие дома Литературные визитки (2 человека), знакомят ребят с личностью Сэлинджера, c его творчеством. И дальше начинается аналитическое чтение повести в форме эвристической беседы. В ходе работы ребята определяют авторское отношение к героям, обосновывают свою точку зрения. Проблемы, поднятые в повести близки и понятны современным одиннадцатиклассникам, поэт...
  • Урок по теме «Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий»Урок русского языка для 7 класса.Цели: ознакомить учеников с правилами выбора орфограммы; сформировать умение грамотного написания наречий; способствовать развитию мышления, включая учащихся в активный мыслительныйпроцесс ; способствовать формированию познавательного интереса у учащихся. В начале урока проводится интеллектуальная игра Как? Где? Когда? Вопросы задают учащиеся 8 класса нашей школы. Далее идет объяснение нового материала. В конце урока проводится рефлексия и задается домашн...
  • Конспект урока по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»Конспект урока-беседы по поэме Н.В.Гоголя Мёртвые души. Изображение поместного дворянства в поэме Мёртвые души в 10 классе. Тема урока: Человек …так себе, ни то ни се…. Цель урока - проанализировать образ помещика Манилова. В конспекте представлена основная структура урока. Урок разложен на основные составляющие: мотивация, целеполагание, анализирующее наблюдение, концептуальное осмысление, домашнее задание. Используются такие приемы, как беседа, работа с текстом, запись в тетради, ра...
  • Урок по новелле О Генри «Последний лист»Данный урок разработан по новелле О Генри Последний лист и построен с использованием технологии критического мышления. Учащиеся на уроке знакомятся с биографией писателя, с его новеллой через стратегии Чтение с остановками и Дерево предсказаний ( то есть читают текст на уроке не полностью, а частями, отвечают на разные виды вопросов, дописывают концовку произведения самостоятельно, а потом сравнивают ее с авторской). На уроке кроме текста произведения используется презентация к данному ур...
  • Элективный курс «Речевой этикет»Целью данного курса является– обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку,а также усвоение учениками основных формул этикета и умение правильно пользоваться ими в своей речи, в том числе учитывая последние изменения в речевом этикете. Данная программа содержит теоретический и практический блоки по русскому языку. Специальные упражнения и задания направлены на развитие как письменной речи так и творческих способностей учащихся. Методика мозгового штурма позволяет отрабатывать...
© 2010-2018