Русский язык и Литература

  • Урок по литературе по теме «Петербург Достоевского»Мастерская составлена по роману Ф.М.Достоевского Преступление и наказание по теме Петербург Достоевского, данный материал рассчитан на два спаренных урока. Урок-мастерская построения знаний, на этом уроке обучающимся предложено поразмышлять о том месте, где они родились, также есть возможность на данном уроке изобразить Петербург Достоевского в цвете. Этот урок поможет ученикам глубже понять состояние жителей города на Неве, самого Раскольникова, в качестве домашнего задания предлагается ...
  • Элективный курс по русскому языку «Слово в контексте культуры»Поиски грамотных путей обучения привели к появлению лингвокультурологического подхода к филологическому образованию, в основе которого положен принцип взаимосвязанного изучения культуры с языком. Связанное изучение языка и культуры, является выработкой не только языковой, но еще и коммуникативно-культурологической компетенции личности, большое внимание уделяется слову как единицы хранения культурной информации. Социокультурная компетентность включена в необходимый минимум содержания образовате...
  • Урок по русской литературе по теме «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг»Тема урока: Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг. Цели: ребята должны увидеть огромные душевные силы, которыми был наделен Базаров; выяснить, почему в конце романа Базаров умирает; помочь разобраться в авторском отношении к главному герою. Оборудование: портрет И.С. Тургенева; репродукция с картины И. Репина Отказ от исповеди; Толковый словарь под ред. С. Ожегова и Н. Шведова; раздаточный материал; иллюстрации к роману. Запись на доске. План к уроку. Баз...
  • Урок-подготовка «Сочинение по картине Ф. П. Решетникова»Урок развития речи в 6 классе рассчитан на 1 час. На предыдущем занятии детям дается задание вспомнить композицию сочинения-описания картины, повторить изученные лексические и грамматические явления, их роль в тексте, подготовить доклад о художнике Ф.П. Решетникове. На уроке готовимся к написанию сочинения по картине Ф.П. Решетникова Опять двойка, составляем примерный план. Приступаем к написанию сочинения по картине. Данная разработка урока развития речи очень понравится молодым сп...
  • Интегрированный урок технологии и русского языка «Уход за одеждой и обувью. Составление инструкции»Тема: Уход за одеждой и обувью. Составление инструкции. Тип урока: интегрированный (технология, русский язык). Цели урока: образовательные: познакомить учащихся со способами ухода за одеждой и обувью, с символами по уходу за изделиями, сформировать навыки по уходу за одеждой, выведению пятен, составлением инструкции; развивающие: формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе интегрирования образовательных областей Филология и Технология, совершенствовать навыки культуры труда, ...
  • Урок на тему «Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?» (По рассказу М. Горького «Челкаш»)Учебник-хрестоматия: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс, в 2 ч. Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010. Урок традиционный с использованием приёмов из технологии критического мышления: кластеры, сопоставительная таблица, прогнозирование, синквейны; отрабатываются разные виды работы с текстом, умение высказывать свою точку зрения и уметь ее аргументировать, а также находить необходимые факты и эпизоды в тексте, уметь проводить анализ ключевых эпизодов повести, прививаются правила че...
  • Вопросы для проверочной работы по творчесту А. И. СолженицынаВопросы можно использовать как проверочную работу по творчеству Солженицына А.И. в 11 классе . Можно использовать для викторины по при изучении рассказов писателя .Думаю, что данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы.Не нужно думать самим, искать что-то, можно воспользоваться готовым.Вопросы подобраны дифференцированно , их можно использовать как все вместе, так и для каждого рассказа отдельно.(рассказы Матрёнин двор, Один день Ивана Денисовича.) также вопросы по б...
  • Конспект урока по теме «Зеленая лампа. А. Грин»Познакомить учащихся с новым именем в литературе 20 века; с рассказом и его композицией: экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой; научить находить ответы на поставленные вопросы в самом произведении. Все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей. Эти слова принадлежат Александру Степановичу Гриневскому, но нам он больше известен как Александр Грин. Константин Паустовский писал о нём: Александр Грин был мастером сюжета и очень тон...
  • План недели русского языка и литературы в общеобразовательной школеМатериал представляет собой необычное планирование недели русского языка и литературы в общеобразовательной школе с учетом знаменательных дат 2013 года. Форма проведения Недели - путешествие по островам филологии. Пять островов – пять дней недели, каждый из которых имеет свою тему. 1-й день – остров “Художественный”; 2-й день – остров “Разговорный”; 3-й день – остров “Научный”; 4-й день – остров “Официально-деловой”; 5-й день – остров “Публицистический.Неделя спланирована, учитывая активное у...
  • Разработка урока на тему «Дожди» - стихотворение О. Е. Григорьева»Открытый урок по литературному чтению. (4 класс) Тема урока: Олег Евгеньевич Григорьев. Стихотворение Дожди Тип урока: интегрированный Цели урока: Обучающие: ...
  • Урок на тему «Двойная роль букв у, ё, ю, я»Урок русского языка для 5 класса общеобразовательных школ. Тема: Двойная роль е, ё, ю, я Цель: • Образовательная: знать в каких позициях е, ё, ю, я обозначают один звук и в каких – два; • Развивающая: уметь применять знания теоретического материала в письменной речи • Воспитательная: воспитать внимательность Метод обучения: репродуктивный, обобщающе-повторительная беседа, тестирование Межпредметная связь: с литературой I. Организационный момент 1. Встали ровненько, улыбнулись мне, дру...
  • Интеллектуальная игра по литературе по разделу «Сказки для взрослых»Урок контроля знаний учащихся по разделу Сказки для взрослых.Урок проводится по учебнику – хрестоматии Литература для 6 класса Год после детства: автор Бунеев Р.Н. , Бунеева Е.В. издательство Баласс Форма, представленная мной, может быть наполнена любым содержанием, может быть увеличено количество агонов, чтобы больше участников смогли показать свои знания. В процессе игры учащиеся сосредотачиваются, самостоятельно мыслят, внимательно слушают вопросы ведущего и ответы участников...
  • Читательская конференция по сказке – притче А. де Сент –Экзюпери «Я в ответе за тех, кого приручил»Данный урок входит в систему уроков внеклассного чтения по зарубежной литературе, разработанную учителем. Изучение произведений зарубежных писателей 20 века позволяет знакомить учащихся с явлениями мирового литературного процесса в их исторической последовательности, дает возможность показать место и роль русской литературы в развитии мировой, осветить проблему русско-зарубежных связей, а также вопрос об общих закономерностях мирового литературного процесса и национально-исторических особенност...
  • Исследовательский проект по литературе «Отечественная война 1812 года в жизни С. Т. Аксакова и казанский период его жизни»Предложенная работа имеет исследовательский характер, так как в русской литературе очень мало сведений о периоде жизни С.Т.Аксакова в годы Отечественной войны 1812 года. В проекте представлены воспоминания автора о сражении, о его дружбе с участниками войны и мнения историко-литературных критиков 19 века. Материал будет полезным тем, кто интересуется творчеством писателя, его казанским периодом жизни. Материал об Аксакове С.Т. можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших ...
  • Урок по русскому языку на тему «Маша в гостях у нас дома»Хочется познакомить вас с моей новой разработкой Маша в гостях у нас дома. Урок для 5-леток или дошкольное образование, русский язык в казахских классах. Урок проводила на семинаре по русскому языку, у себя в районе. Урок был для меня сложен: во-первых -это дети которые на своем языке (в данном случае казахском) еле разговаривают, во-вторых, урок-десант: с детьми вообще незнакома, незнакомая школа, в-третьих, я преподаю русский язык в казахских классах только в среднем звене, а этот урок пров...
  • Обобщение изученного по теме «Фонетика»Урок-экскурсия.Технология: на игровой и диалогической основах. Виды работ на уроке: орфоэпическая разминка, словарная работа,редактирование,творческая работа,работа с текстом,с толковым словарем, игра Кто больше?,сочинение-миниатюра,составление визитной карточки страны Фонетика. Маршрутный лист (план): - Что такое фонетика? - Что изучает фонетика? - На какие две группы делятся звуки русской речи? - Сколько в русском языке гласных звуков? - Расскажите о классификации гласных звуков; - Сколько ...
  • Урок литературы на тему «Былины»Заключительный урок по теме. Проверка усвоения учащимися изученного материала проведена в форме урока-путешествия .Цель урока: обобщение и контроль знаний учащихся по теме Былины. Задачи урока: 1. Обобщить знания о художественном мире былин, провести контроль знаний. 2. Совершенствовать умение сопоставлять и обобщать, 3. Организовать коммуникативное взаимодействие. Оборудование: компьютер, презентация, карточки, ватман, маркеры, музыкальное сопровождение. В ходе урока учащиеся выполняю... Мир былин Назовите черты былинного мира, в чем его особенность? Объясните понятие Эпическое время былин. Герои былин Перечислите героев былин. Определите особенности характера одного из них. Какими способами создается индивидуализация образов богатырей? Композиция былин, былинный стих Назовите элементы композиции былин. Как надо читать былины? Виды былин Дайте характеристику каждому виду былин. Мир былин Назовите черты былинного мира, в чем его особенность? Объясните понятие Эпическое время былин. Герои былин Перечислите героев былин. Определите особенности характера одного из них. Какими способами создается индивидуализация образов богатырей? Композиция былин, былинный стих Назовите элементы композиции былин. Как надо читать былины?
  • Методическая разработка «Однородные члены предложения»Для выработки навыков грамотного письма использовала фольклорный материал, который воспитывает нравственные качества, обогащает литературный язык, делает его выразительным. Для проведения словарной работы в данном уроке, подбирала загадки для повторения темы Звонкие и глухие согласные. Для закрепления темы Однородные члены предложения использовала отрывки из сказок, пословицы, поговорки, скороговорки. В подобранных сказках учащиеся должны были найти предложения с однородными членами, указать...
  • Доклад «Использование заданий в формате PISA для формирования читательской компетенции учащихся»Все педагоги знают, что наиболее и наименее успешные ученики – это две основные группы риска в любой выборке – от класса до страны. Наименее успешным нужна дополнительная помощь, в которой уже не нуждаются большинство их одноклассников. И главное не количество, а качество, характер дополнительной помощи, которая нужна таким ученикам. Это должна быть помощь, которую они в состоянии принять, которая соответствует их актуальному уровню развития. Наиболее успешным ученикам нужна, в сущности, такая ж...
  • Открытый урок на тему И. А. Крылов «Слон и Моська»Данная разработка - открытый урок на тему: И.А. Крылов. Слон и Моська: мораль басни, характеристика Моськи. Эта разработка предназначена для школьников 7 классов классов с казахским языком обучения. особенностью работы в таких классах является то, что русский язык не является родным для ребят, поэтому к изучению литературных произведений необходимо подходить обдуманно, тщательно готовясь к уроку. При планировании урока учтены такие разделы плана, как цель, задачи, ожидаемые результаты, тип ур...
  • Мастер-класс «Компетентностно-деятельностный подход к преподаванию русского языка»Учитель русского языка и литературы в форме мастер-класса делится опытом применения деятельностного метода, останавливается на практической стороне вопроса реализации компетентностно-деятельностного подхода на уроках русского языка. Отражаются эффективные приемы и методы деятельности учащихся на уроке, вовлечение их в познавательный процесс усвоения знаний. Компетентностный подход предусматривает овладение способами пополнения и быстрой ориентации в разветвленной системе знания, способами самооб...
  • Конспект урока на тему «Мастерская творческого письма»Мир поэта – это мир зрительных и звуковых впечатлений. На уроке проводится анализ фонетической организации стиха (ассонанс, диссонанс, аллитерация), звуковых ассоциаций и образов на примере стихотворений поэтов-земляков Владимира Анищенко, Николая Дамдинова, Солбона Ангабаева. Гласные звуки придают речи мелодичность, особую напевность, наполняют ее звучанием. О- звук восторга, торжествующее пространство: Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через О. Большое, как долы и горы, остров, ...
  • Урок «Необычное в обычном» по новелле Е. Носова «Белый Гусь»Применяется технология личностно ориентированного развивающего обучения с элементами ИКТ и проблемного обучения. (Проектная и исследовательская деятельность). Прививает интерес к предмету, воспитывает чуткость, восприимчивость к окружающему миру, любовь к родине. Расширяет представление учащихся о писателе Е.И.Носове как о художнике слова. Учит видеть необычное в обычных вещах. В течение урока ученики ищут ответ на вопрос, почему Белый Гусь-птица необыкновенная. В конце урока ставится памятни...
  • Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Мы живем в стремительный век. То, что казалось нужным вчера, сегодня воспринимается как прошлый век. Чтобы идти в ногу со временем, надо постоянно работать над собой, овладевая новейшими технологиями, применяя их в своей практике. Говоря о так называемых новых педагогических технологиях, следует помнить, что речь идет о хорошо забытых старых. На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности, на мой взгляд, целесообразно использовать метод проекта, потому что в средней и ста...
  • Урок - суд «Как грустна наша Россия» ( по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)Хочу поделиться удачным, на мой взгляд, опытом проведения заключительного урока по поэме Н.В.Гоголя Мертвые души. Данный урок является не только обобщением знаний учащихся, но и своеобразной рекламой для будущих девятиклассников, приглашенных на урок в качестве зрителей. К уроку была проведена большая подготовительная работа: девятиклассники писали сочинение В гостях у помещика, рисовали герб каждого помещика, выбирали роли в соответствие со своими способностями, продумывали костюмы, речь, м... Ход урока 1. Оргмомент 2. Викторина (актуализация знаний) 1. Кто из писателей родился 1 апреля, писал произведения, связанные с украинским фольклором, историческую повесть о запорожских казаках, о ревизоре, приехавшем в уездный город инкогнито? 2. Из какого произведения: - Я тебя породил, я тебя и убью - Какой-то внутренний голос шептал ему: Не смотри, но он все-таки взглянул - Если казак проворовался, его привязывали к позорному столбу и клали рядом дубину - Я пригласил вас, господа, чтобы ...
  • Урок русского языка по теме «Разделительный ъ и ь»РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ъ Цели: 1. Закрепить правило употребления ь и ъ. 2. Развить речевой слух учащихся. Методическое обоснование: на уроках и дома при выполнении упражнений не обойтись без помощи речевого слуха, проговаривания слов, в которых употребляются разделительные ь и ъ. Кроме того, ученикам следует знать условия употребления разделительных знаков. У детей следует сформировать представление о том, что ъ используется в современном русском языке только как разделительный знак, а ь – и как ...
  • Cценарий внеклассного меропрития «Поэты не рождаются случайно», жизнь и творчество И. ТальковаСценарий внеклассного мероприятия по литературе (авторская песня) для обучающихся 11 класса, описание жизни и творчества Игоря Талькова. Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенным творчеством Игоря Талькова. Обратить внимание на социальную направленность произведений автора. Показать роль авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Игоря Талькова знают, наверно, все. Его песни знакомы нам много лет. Чистые пруды, Россия, Летний дождь...
  • Статья на тему «Развитие умения работать с текстовой информацией»Одно из важнейших умений, формируемых на уроках гуманитарного цикла, – умение работать с текстом. В процессе работы с текстовой информацией развиваются ключевые компетенции учащегося: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная. Поэтому материалом для самостоятельной работы обучающихся должен быть текст. Каждый учитель-предметник, формулируя задания, не только ставит перед учащимися предметные задачи, но и планирует развитие универсальных учебных умений (УУД). Вследствие этого станов...
  • Элективный курс «Зарубежная литература X века»Современные школьные программы и учебники по литературе достаточно много уделяют внимания литературной теории и нравственно - эстетическому воспитанию школьника, выработке у детей живого эмоционального понимания литературы. Преимуществом современных программ и учебников является и то, что в них заметно увеличилось количество изучаемых классических произведений зарубежной литературы. Однако это, по преимуществу, представители классической литературы прошлого. Зарубежная литература 20 века в школь...
  • Конспект урока русского языка по теме «Лексика»Урок русского языка разработан по ФГОС.Тип урока: урок развивающего контроля Форма урока: урок закрепления и обобщения знаний. Цели урока: - закрепить знания, полученные при изучении темы: Лексика -сформировать представление о способах определения ЛЗ слова - сформировать способность определять ЛЗ слова; - развивать умение работать с толковым словарём -повторить ранее изученные орфограммы. В планировании урока отражены такие виды работы, как словарный диктант, работа с толковыми слова...
  • Методическая разработка занятия по русскому языку по теме: «Правописание Ъ и Ь знаков»Методическая разработка комбинированного занятия по русскому языку Правописание Ъ и Ь знаков Цели занятия: I Учебные цели: 1. Обобщить и закрепить знания о правописании Ъ и Ь разделительных знаков. 2. Рассмотреть случаи употребления Ь знака как средства обозначения мягкости согласных и как показателя грамматической формы слова. II Развивающие цели: 1. Развивать навыки применения теоретического материала (правил) на практике. 2. Развивать устную и письменную речь студентов. III Воспитательные ц...
  • Урок русского языка «Напиши мне письмо»Урок познакомит ребят с эпистолярным жанром. Они узнают структуру письма, познакомятся с видами писем. Поздравительные письма, деловые, фронтовые письма - вот что интересно будет на уроке. Знакомство с письмами с фронта, обсуждение ценности таких писем для семьи. Музыкальное сопровождение создаст особую атмосферу дружеского общения. Для урока необходимо заготовить раздаточный материал , который прилагается. Итогом работы является личное письмо ( сочинение в форме письма) . Урок развивает кру...
  • Конспект урока «Лингвистическое краеведение на уроках русского языка» (дидактические материалы)Актуальность работы Лингвистическое краеведение на уроках русского языка определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с учетом регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова Пермского края), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии знаменитых земляков, исторические очерки местных писателей). Целью данной работы является разработка содержания регионального ко... Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений язы-ка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями ис-пользования языковых средств не только в разных стилистических проявле-ниях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, ха-рактеризующем языковые особенности той или иной местности. Учебники, реализующие фед...
  • Конспект урока «Образы флоры в художественной литературе. Цветы»Работа поможет учителю познакомить учащихся с описанием цветов в русской поэзии, показать им, что в стихах все взаимосвязано и каждый образ внутренне обусловлен. На примере конкретных стихотворений раскрываются приёмы создания художественных образов цветов. Учитель сможет подготовить учащихся к созданию собственных текстов художественного стиля, формирует умение сравнивать, делать выводы. У учащихся воспитывается чувство сопереживания, бережного отношения к природе через выразительное ...
  • Урок «Слова-пришельцы. Словарь иностранных слов»Материал содержит план-конспект занятия из цикла Какие бывают слова. Словари. Может быть использован при организации внеурочной деятельности в начальных классах или при проведении уроков по теме Лексика в 5-6 классах по любому УМК, так как не имеет привязки к учебнику. Содержание занятия позволяет создать условия для формирования у детей понятия иностранные слова, умения отличать их по внешним признакам; способствовать формированию у учащихся умения работать со словарями и другими источник...
  • Конспект по литературе и биологии (интегрированный урок)Тема урокаКолокола тревоги . Урок проводился с детьми с нарушенным слухом. На уроке рассматриваются экологические проблемы с точки зрения экологии и литературы. На уроке учащиеся побывают на экологической конференции, научаться выделять экологические проблемы и находить их решение. В разделе литературы-научаться анализировать стихотворения, делать вывод, находить связь литературы и экологии. На данном уроке рассматриваются стихотворения М.Ю. Лермонтова Три пальмы, Н.А. Заболоцкого ЖуравлиУ...
  • Сценарий праздника «ЛВН» (лингвист веселый и находчивый)Сценарий праздника - литературного КВН, целью которого является стимулирование развития способностей анализировать, обобщать, сравнивать; обогащать словарный запас учащихся; прививать культуру умственного труда, общения, воспитывать высокие нравственные качества: чуткость, взаимопонимание, силу воли, уверенности. Для проведения праздника формируются две команды, которые в течение игры выполняют задания. Имеется игровой момент - неожиданное появление пиратов, от которых команды и получают конк...
  • Разработка урока литературы на тему «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»Современный ритм жизни заставляет использовать новые информационные технологии, которые обеспечивают наглядность , повышают интерес к предмету, помогают увидеть разнообразие и красоту окружающего мира. Поэтому на урок составлена презентация о жизни и творчестве поэта. За несколько дней до начала урока для включения учащихся в активную деятельность выбрана группа - ребят, которые занялись сбором материала о поэте ( биография, учеба, жизнь на Кавказе, музей-заповедник в Тарханах) и на уроке выступ...
  • Материалы к игре «Умники и умницы» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Сценарий литературной игры для учащихся 9-го, 10-го классов. Материалы к игре Умники и умницы по роману в стихах А.С.Пушкина Евгений Онегин можно использовать и как внеклассное мероприятие по литературе, и как дополнительную форму обобщающего контороля по окончании изучения романа. В мероприятии может быть задействован весь класс, для этого есть дополнительные материалы для игры со зрителями. Кроме того, этот сценарий можно использовать и как тематический классный час, посвящённый творчеству...
  • Работа о разных видах чтения басен КрыловаВ работе рассказывается о разных видах чтения при изучении басен Крылова. Дается характеристика этапов выразительного чтения. Этапы чтения: 1. Пробуждение чувств, 2. Выявление авторской позиции, 3. Вживание в ситуацию произведения, 4. План чтения и техника произнесения. Читать басни по ролям — одно из любимейших занятий учащихся младших и средних классов на уроке литературы. Чтение по ролям близко по своей природе детской ролевой игре, которую учащиеся 5-х классов еще не забыли. По ролям ...
  • Тест по русскому языку на повторение (за курс начальной школы)Тест по русскому языку на повторение (за курс начальной школы). Тест состоит из 24 заданий с выбором ответа. 1. Назови часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события и отвечает на вопросы кто? что? 1) имя существительное; 3) глагол; 2) имя прилагательное; 4) местоимение. 2. Найди слова, в которых допущена ошибка: 1) сосед; 4) морковь;...
  • Урок русской литературы по творчеству Б. ПастернакаЗдравствуйте!Совершенствуя учебно-методический комплекс учителя средних и старших классов, разработаны уроки по литературе, направленные на воспитание духовной и гражданской позиции обучающихся: Денис Давыдов — сын России, Не жертвуйте лицом ради положения…., С любовью к Родине дыша..., Поэты целители уставших наших душ .... Содержание. 1. Введение. 2. Денис Давыдов — сын России. 3. любовью к Родине дыша 4. Не жертвуйте лицом ради положения. 5. Реквием поэтам
  • Разработка урока литературы на тему «Любовная лирика А. С. Пушкина»Данная разработка используется в разделе Русская литература 19 века . Является сотавной частью подраздела Творчество А.С.Пушкина. Тема Любовная лирика А.С.Пушкина предшествует изучению романа Евгений Онегин. Цели: • ознакомить учеников с главными этапами в жизни всем известного поэта; • научить учеников находить гениальное не только в поэзии Пушкина, но и в любви; • развивать навыки выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина; • воспитание способности сопереживания, а также уваж...
  • Эссе «Профессия, которую я выбрала»Профессия, которую я выбрала. Выбирая профессию учитель, соприкасаясь с хрупким душевным миром ребенка, я должна быть уверена, что сумею его обогреть, чтобы он пробился к Свету хрупким ростком Красоты, Истины и Добра. Ростки эти должны окрепнуть, а для этого нужна плодородная почва. Для ребенка этой почвой является семья со своими обычаями и традициями, где он живет. И вот, приходит время, и ребенок учится жить в другой семье. Этой семьей становится школа. Не зря говорят в народе: Школа – это второй дом ребенка. Здесь его ... Таким образом, я чувствую ответственность за выбор своей профессии и делаю только первые шаги. В чем самый главный успех учителя? В его учениках, в выпускниках, которые не затерялись в большом мире взрослых, и нашли в нем себя! Но это все у меня только еще впереди. Мой путь в профессию продолжается. И завтра я опять иду в школу…
  • Литературная гостиная «Штрихи к портрету» ( 10 «А», «Б» классы)Сценарий литературной гостиной Штрихи к портрету составлен на основе произведений поэтов и писателей русской и зарубежной литературы. Данная форма внеклассной работы позволяет реализовать нравственно-эстетический потенциал литературы как предмета, помогает расширить знания школьников о творчестве писателя или поэта, создает условия для того, чтобы они проявили свои творческие способности и интересы, раскрыть которые не всегда удается на уроке. Литературная гостиная предполагает в качестве учас...
  • Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыПроблема сохранения и укрепления здоровья остается на сегодня очень острой, поэтому возникает необходимость в формировании у школьников культуры здоровья, воспитании потребности вести здоровый образ жизни. И главная роль в этом принадлежит учителю. Передо мной, как перед учителем русского языка, встает вопрос, как развить интерес учащихся к своему уроку, как сделать урок привлекательным для всех детей, достигая оптимального сочетания образовательного и оздоровительного компонентов? Возникает це... Одним из способов работы по данной технологии является групповая работа. Используя этот метод, можно помочь детям слабой группы. Применение тестовых заданий помогают избежать монотонности на уроках. Немаловажным является и творческий характер учебного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, и в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Использование, например, отрезка времени позволяет ученикам видеть, какой материал они должны усвоить, к какому сроку. Эт... Важна на уроке профилактика переутомлений, а, иногда и коррекция неблагоприятных психосоматических условий. Она может быть начата на одном уроке и продолжена на другом. При изучении картин бытового жанра (Т.Н. Яблонской Утро, С.Григорьева Вратарь и других) взаимодействую с учителем ИЗО. Таким образом, достигается и межпредметная связь. Учащиеся ведут Словарь мудрых мыслей, куда записывают пословицы, крылатые выражения. Мониторинг уровня комфортности показывает, что дети на таких уроках ...
  • Конспект урока на тему «Бардовская песня (Литературно-музыкальная композиция)»Здравствуйте, публикую материал, касающийся бардовских песен.Авторская песня - самобытное, неординарное музыкальное явление. Истоки этого жанра берутся в музыкальной культуре Древней Руси - древние слагатели былин. Обучающиеся знакомятся с историей появления бардовской песни в нашей стране, особенностями этого песенного жанра, познакомятся с биографией лучших бардов : Булата Окуджавы, Юрия Визбора. Наиболее подробно узнают о Владимире Высоцком, его детстве, учебе, работе в театре и кино, музыке,...
  • Урок-сказка «Путешествие в страну «Предложение»»Урок-сказка в 5 классе посвящён изучению грамматической основы. На этом уроке ребята закрепляют знания о главных членах предложения. Цель : 1) повторить и углубить сведения о подлежащем и сказуемом;2) отрабатывать умение находить грамматическую основу предложения. Ребята с удовольствием путешествуют вместе с Незнайкой по королевству ПРЕДЛОЖЕНИЕ.Они побывают у Умной Совы и услышат сказку про короля Подлежащее и королеву Сказуемое. Затем отправятся к Копатычу, Цыплёнку Цыпе, где будут выполнять ин...
  • Конспекты уроков по теме: «Японская литература поэтов XVII века»Знакомство с творчеством японских поэтов XVII века. В курсе мировой литературы на работу отводится 2 часа. Учитель за это маленькое время, старается раскрыть - хотя бы на миг - невероятный мир японского классического искусства. Япония – это государство с развитой технологией, с довольно высоким уровнем жизни, страна с богатой и уникальной культурой, в себе таящий тысячелетний опыт разных поколений. На западе все растёт большой интерес к Стране восходящего Солнца, японская культура оказывает мас...
  • Методичка «Островский, Гончаров, Тургенев, Салтыков-Щедрин»Методичка Островский, Гончаров, Тургенев, Салтыков-Щедрин, 10 класс, СПО, НПО. Предлагаемые материалы для работы студентов и обучающихся призваны помочь преподавателям литературы средних профессиональных учебных заведений, опираясь на стремление учащихся к самостоятельности, организовать процесс обучения так, чтобы, несмотря на загруженность специальными учебными предметами, они усвоили фактический материал по литературе в том же объеме, что и выпускники общеобразовательных школ и получили необх...
© 2010-2018