Физическая культура, физкультура

  • Тема: Техника спринтерского бега. Урок физкультурыТехника спринтерского бега Задачи: · обучить технике спринтерского бега; · развивать скоростно-силовые качества: быстроту и координацию; · воспитывать трудолюбие, активность, самостоятельность. Инвентарь: колодки, теннисные мячи. 1. Построение, сообщение цели и задач урока 2. Ходьба, ОРУ в движении: · наклоны и повороты головы; · круговые вращения прямыми и согнутыми руками (вперед-назад, поочередно, синхронно); · наклоны и повороты туловища; ·...
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ1. Введение В настоящее время в педагогике можно наблюдать перестройку практики и методов работы. Преобразование общеобразовательной школы нацеливает на использование ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Школьный возраст – переломный. Он определяется моментом поступления ребенка в школу. У школьника начинается новая – по содержанию, функция – деятельность – учение. Переход на новую ступень, к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, определяется тем, как он выполняет свои первые и важные обязанности. Темпы роста учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти часто направлены на количество, а не на качество усваимого материала. Такой подход не способствует повышению уровня и качества обученности, и не может являться опорой для освоения новых знаний, а также для формирования положительной мотивации учащихся к обучению. Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста выступает игровая деятельность.Поэтому, внедрение, использование игровой педагогики на уроках физической культуры является наиболее важнейшим и эффективным путем включения детей в учебную работу, способом обеспечения положительного эмоционального отклика на воспитательное воздействие и кроме этого, позволяет найти новые формы социальной организованности и культуры взаимоотношений в цепочке учитель-ученик. Младший школьный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складываются предпосылки к самоконтролю, саморегуляции, соподчинению мотивов. Наиболее эффективно и с высокой интенсивностью становление мотивационной сферы ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев). Цель данной работы - изучение взаимосвязи учебной мотивации у младших школьников с влиянием на нее сюжетно-ролевых игр. Объект исследования - младшие школьники 2 классов. Предмет исследования – учебная мотивация, а именно средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников. Гипотеза – формирование положительной мотивации к учебным занятиям по физической культуре будет эффективным, если обеспечить систему использования сюжетно-ролевых игр на занятиях физической культурой. Задачи: - изучить литературу отечественных и зарубежных авторов по данной тематике; - проанализировать влияние сюжетно-ролевых игр на развитие ребенка и в частности на развитие мотивационной сферы; - обосновать эффективность форм и средств, способствующих формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой; - разработать практические рекомендации по формированию положительной мотивации к занятиям через систему, построенную на основе использования сюжетно-ролевых игр. Новизна работы: разработаны уроки по физической культуре для учащихся начального звена, в основе которых лежит сюжетно-ролевая игровая деятельность. Практическая направленность: результаты могут быть использованы в практической работе учителей физической культуры, работающих с младшим школьным возрастом, а также в работе учителей начальных классов. 2. Теория игры в педагогике и психологии (анализ литературы зарубежных и отечественных авторов) Анализ научных исследований и направлений показал, что в настоящее время в науке существует довольно большое количество теорий игры, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Игра занимает важно место в воспитании, обучении и развитии детей. Игра как феномен была предметом исследования многих зарубежных философов. Первым, кто обратил свое внимание и исследовал игры, был Д. Колоцца (1909), уникальность его теории была в поиске взаимосвязи между развитием игры у животных и игры у человека. На основе его исследований была разработана теория игры К. Грооса, которая была широко распространена в первой четверти XX в. Давая своей теории самую общую характеристику, К. Гроос называет ее теорией упражнения или самовоспитания. Основные идеи теории упражнения К. Гроос определяет в следующих положениях: - каждое живое существо обладает унаследованными предрасположениями, которые придают целесообразность его поведению; у самых высших животных к прирожденным особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное стремление к деятельности, проявляющееся с особенной силой в период роста... - это время детства имеет целью сделать возможным приобретение приспособлений, необходимых для жизни, но не развивающихся непосредственно из прирожденных реакций; поэтому человеку дано особенно длинное детство - ведь, чем совершеннее работа, тем дольше подготовка к ней…; - особенно важный и вместе с тем самый естественный путь выработки их состоит в том, что унаследованные реакции в связи с упомянутой импульсивной потребностью в деятельности сами стремятся к проявлению и таким образом сами дают повод к новоприобретениям, так что над прирожденной основой образуются приобретенные навыки, и, прежде всего новые привычные реакции...; - этот род выработки приспособлений приводится при помощи тоже прирожденного человеку стремления к подражанию в теснейшую связь с привычками и способностями старшего поколения…; - там, где развивающийся индивидуум в указанной форме из собственного внутреннего побуждения и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры. Резюмируя свои рассуждения о значении игры, К. Гроос пишет: Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре. Так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть. В теорию игры К. Грооса хотя и вносились самые разнообразные поправки и дополнения, в целом она была принята Р. Гауппом, В. Штерном, К. Бюлером, из русских психологов - Н.Д. Виноградовым, В.П. Вахтеровым и другими. По мнению В. Штерна, работы К. Грооса достойны внимания и являются очень ценными, включают в себя его концепцию игры в свою персоналистическую систему взглядов: С точки зрения биологического или, лучше сказать, телеологического исследования, игра есть необходимый член в системе целей личности. Здесь ее определение гласит: игра есть инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьезных функций. Ф. Бойтендайк считает, что особенности игры связаны, во-первых, с особенностями динамики поведения в детстве, во-вторых, с особенностями отношений данного вида животных с условиями его жизни, в-третьих, с основными жизненными влечениями. Анализируя особенности динамики поведения, характерные для периода детства, Ф. Бойтендайк сводит ее к четырем основным чертам: а) ненаправленность движений; б) двигательная импульсивность, заключающаяся в том, что ребенок, как и молодое животное, постоянно находится в движении, являющемся эффектом спонтанной импульсивности, имевшей внутренние источники. Из этой импульсивности вырастает характерное для детского поведения непостоянство; в) патическое отношение к действительности. Под патическим Ф. Бойтендайк разумеет отношение, противоположное гностическому, которое может быть характеризовано, как непосредственно аффективная связь с окружающим миром, возникающая как реакция на новизну картины мира, открывающегося перед молодым животным или ребенком г) динамика поведения в детстве по отношению к среде характеризуется робостью, боязливостью, застенчивостью. Все эти черты - ненаправленность, двигательная импульсивность, патическое отношение к действительности и робость - при известных условиях приводят молодое животное и ребенка к игре. Итак, можно выделить следующие концепции в подходе к феномену игры: игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни; игра, как форма реализации общих изначальных влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой. Иную трактовку игр дает теория “активного отдыха”, развитая немецкими психологами Л. Шаллером, М. Лацарусом, Х. Штейнталем. Согласно этой теории, кроме пассивного отдыха, который мы имеем во сне, мы нуждаемся в активном отдыхе, в иной деятельности, свободной от всего угрюмого и тягостного, что связано с работой. Утомление от работы требует не только психофизической разрядки, но и психического, эмоционального отдыха, который может быть реализован только в активности, но эта активность должна развиваться на психическом просторе. Вот отчего человек нуждается в игре даже тогда, когда у него нет неизрасходованного запаса энергии, он должен играть, даже утомляясь, ибо физическое утомление не мешает глубокому психическому отдыху. Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход избыточной жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания, полагая, что игра удовлетворяет потребности в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьезным делом, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совершать, либо в стремлении к главенству или соперничеству. Нидерландский мыслитель и историк культуры Й. Хейзинга, предпринявший фундаментальное исследование игры (Homo ludens, Человек играющий) усматривает ее сущность в способности приводить в восторг, доставлять радость; он определяет ее как добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием иного бытия, нежели обыденная жизнь. Игра, существующая не только в человеческом, но и в животном мире не поддается, по Й. Хейзинге, логической интерпретации, это в самом полном смысле слова некое излишество. Однако, данная точка зрения не мешала видеть философу в игре, как высшем проявлении человеческой сущности, основу культуры, а значит и основу развития. Отечественные исследования феномена игры разрабатывали такие ученые как Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский и др. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности В психологии при изучении игры, так же, как и при анализе других видов деятельности и сознания в целом, долгое время господствовал функционально-аналитический подход. Игра рассматривалась как проявление уже созревшей психической способности. К.Д. Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимые в движение разнообразными эффективными тенденциями. По данным Д.Б. Эльконина и А.П. Усовой, дети могут усвоить основные способы игры и начинают пользоваться ими самостоятельно, без прямого воздействия взрослых уже к 4-5 годам. Тогда игра становится формой детской самостоятельной жизни. Многими исследователями доказано, что игра социальна по своему происхождению, поэтому столь важны сюжетные игры и ее содержание в целом - этическое (прежде всего), интеллектуальное, художественное, а также особенности двигательной активности, при этом существенно значимы характер и содержание взаимоотношений детей как товарищей, членов игрового сообщества. Типичным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми; воображаемых, соответствующих сюжету, той или иной роли, взятой на себя ребенком, и реальных отношений детей, как партнеров по совместной деятельности. Понимание специфики сюжетно-ролевых игр состоит в том, что ребенок по-особому самостоятелен в ней: он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли; в определенном изменении содержания, направления игры (конечно, при согласовании с партнерами); в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры (как будто не нарушает логики развития игры, логики жизни). А.Н. Леонтьев описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре... Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется”. В своих исследованиях Д.В. Менджерицкая определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение (и помогающие ему в этом). Игра, по ее данным, возникающая на основе нравственного ценного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в ходе игры, но и (в значительной мере) в повседневной жизни. Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для них игровой образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой, т.е. дети выражают свое отношение к нему; комбинируют имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события. 3. Значение сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка. Игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое. Важным является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения ролевой игры. А.Н. Леонтьев в одной из наиболее ранних публикаций, посвященных дальнейшей разработке теории игры, выдвинутой Л.С. Выготским, предложил гипотетическое решение этого вопроса. По мысли А.Н. Леонтьева, суть дела заключается в том, что предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят уже не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, но это также и предметы действия взрослых, с которыми ребенок еще не в состоянии фактически действовать, которые для него еще физически недоступны. Таким образом, в основе трансформации игры при переходе от периода дошкольного к начальному школьному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает теперь перед ним как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития Для ребенка на этой ступени его психического развития, - продолжает А.Н. Леонтьев, - еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, и поэтому осознание выступает у него, прежде всего, в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий его мир, - это ребенок, стремящийся действовать в этом мире. Поэтому ребенок в ходе развития осознания им предметного мира стремится вступить в действенное отношение не только к непосредственно доступным ему вещам, но и к более широкому миру, т.е. стремится действовать, как взрослый. Л.И. Божович показала, что к концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы. Эти мотивы приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Для ребенка это и есть путь к взрослости. Игра же выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. В игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений. Конечно, и другие виды деятельности влияют на формирование этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие мышления изучали ряд авторов. В частности Ж. Пиаже, посвятивший исследованию мышления ребенка большое количество экспериментальных исследований, характеризует основное качество мышления детей дошкольного возраста, от которого зависят все остальные, как познавательный эгоцентризм. Под этой особенностью Пиаже понимает недостаточное отграничение своей точки зрения от других возможных, а отсюда и ее фактическое господство. Процесс перехода от уровня мышления, характерного для дошкольного и младшего школьного периода развития, к более высоким формам очень сложен. Выделение взрослого как образца действия, возникающее на границе раннего и дошкольного периодов развития, уже содержит в себе возможности такого перехода. Ролевая игра приводит к изменению позиции ребенка - со своей индивидуальной и специфически детской - на новую позицию взрослого. Само принятие ребенком роли и связанное с этим изменение значений вещей, вовлекаемых в игру, представляет собой непрерывную смену одной позиции на другую. Д.Б. Эльконин предположил, что игра является такой деятельностью, в которой и происходят основные процессы, связанные с преодолением познавательного эгоцентризма. Игра имеет важное значение в формирование умственных действий. В советской психологии широкое развитие приобрели исследования формирования умственных действий и понятий. Разработке этой важнейшей проблемы мы обязаны прежде всего исследованиям П.Я. Гальперина и его сотрудников. П.Я. Гальпериным в результате многочисленных экспериментальных исследований, носивших характер экспериментально-генетического формирования умственных действий и понятий, были установлены основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого нового умственного действия и связанного с ним понятия. Если исключить этап предварительной ориентировки в задании, то формирование умственных действий и понятий с заранее заданными свойствами проходит закономерно следующие этапы: этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях; этап формирования того же действия в плане громкой речи; наконец, этап формирования собственно умственного действия (в некоторых случаях наблюдаются еще и промежуточные этапы, например формирование действия в плане развернутой речи, но про себя и т.п.). Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий. В ходе исследования игры Д.Б. Элькониным было установлено, что всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило и что развитие ролевых игр идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями. Вполне оправдалось положение Л.С. Выготского, что в игре ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий и что в игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Все приведенные факты с достаточной убедительностью свидетельствуют, что в игре происходит существенная перестройка поведения ребенка - оно становится произвольным. Под произвольным поведением понимают поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила) и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном. А.В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. А.В. Запорожец установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяются фаза подготовки и фаза выполнения. Более высокие формы строения движений впервые возникают на ранних генетических стадиях лишь при решении задач, которые благодаря своей внешней оформленности, благодаря наглядности и очевидности тех требований, которые они предъявляют ребенку, организуют его поведение определенным образом. Однако, в процессе дальнейшего развития, эти более высокие формы организации движения, которые прежде каждый раз нуждались в благоприятных условиях, впоследствии приобретают известную устойчивость, становятся как бы обычной манерой двигательного поведения ребенка и проявляются в условиях уже самых разнообразных задач, даже в тех случаях, когда нет налицо внешних обстоятельств, им благоприятствующих Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свое основание на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. В сюжетно-ролевой игре необходимо возникает процесс подчинения ребенка определенным правилам. Л.С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Закон развития игры выражает генетическую связь предметных, процессуальных игр раннего детства и игр с правилами, которые возникают в уже старшем дошкольном возрасте. Игры подражательно - процессуальные характеризуются тем, что в них и роль и воображаемая ситуация открыты, а правило скрыто. Сюжетная игра на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста претерпевает трансформации; различают такие ее разновидности: сюжетно-ролевая игра, режиссерская игра, игра-драматизация. Однако во всякой ролевой игре заключены определенные правила, которые вытекают из взятой на себя ребенком роли (например, как должна вести себя мама, или разбойники, или потерпевшие кораблекрушение). Игра с правилами - это игра со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытыми правилами. В игре с зафиксированными правилами внутренне заключена задача. Игра с правилами подготавливает, таким образом, появление обучающей дидактической игры как переходной рубежной формы на пути к сознательному учению. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности. Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим. Значение игры для психического развития ребенка дошкольного возраста велико. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания Главные линии влияния игры на развитие психики: 1. Развитие мотивационно-потребностной сферы: ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов и задач, формирование новых по содержанию социальных мотивов, в частности стремления к общественно значимой и оцениваемой деятельности; формирование обобщенных сознательных намерений; возникновение соподчинения, иерархии мотивов. 2. Развитие произвольности поведения и психических процессов. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия (эталон), с которым он сравнивает свое поведение, т.е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики. 3. Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от мышления в действиях (через этап размышления о предмете - заместителе) к мышлению в плане представлений, к собственно умственному действию. 4. Преодоление познавательного эгоцентризма ребенка. Закладываются основы рефлексивного мышления - способности анализировать свои собственные, действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями. 5. Развитие чувств, эмоциональной сферы и саморегуляции поведения. 6. Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности 7. Развитие речи: игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания. 4. Особенности мотивационной готовности младших школьников к учебному процессу. Мотивы, вызывающие потребность в систематических занятиях физической культурой у младших школьников Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления. Младший школьный возраст среди других этапов жизни выделяется наименьшей заболеваемостью и наибольшим накоплением сил для перехода к следующему периоду. Продолжается активный рост развитие и укрепление мышечной ткани, связок, костей скелета, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а главное - нервной системы, управляющей сложнейшим из механизмов - человеческим организмом. ЧСС в этот период колеблется между 84 и 90 ударами в минуту, частота дыхания от 20 до 22 раз. ЖЕЛ доходит до 2000 мл. Начинается процесс совершенствования движений, в частности, рабочих движений кисти и пальцев. Позвоночник, хотя уже приобрел свою характерную форму, все еще мягок и подвижен, поэтому легко поддается всевозможным искривлениям под воздействием односторонней нагрузки или неправильного положения тела в течение длительного времени. Этот возраст благоприятный для развития координационных и кондиционных способностей, выносливости к умеренным нагрузкам и скоростно-силовых качеств. В связи недостаточности развития ЦНС ребенка его организм не способен работать в длительном мышечном напряжении, поэтому у детей быстро наступает утомление. В этот период нельзя допускать переутомление у детей. С первых же дней требования в школе у детей возникают позиция общественно значимой и общественно оценивающей деятельности. Однако такая широкая мотивация, определяемая новой социальной позицией, не может поддерживать учебу в течение длительного времени и постепенно теряет свое значение. Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время. Учитель физкультуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитым. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к занятиям) могут уже к середине этого возрасте преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний), мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знания. В первом и втором классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, но уже в третьем классе приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Младшие школьники проявляют активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями (А.И. Высоцкий), прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции. Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно - ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм: мальчики - спортивным, девочки - подвижным. Затем интересы становятся более дифференцированным. Мотивы посещения уроков физкультуры у школьников тоже разные: те, кто доволен уроками, ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те, кто не удовлетворен уроками физкультуры (в основном девочки), посещают их ради отметки и чтобы избежать неприятностей из-за прогулов. Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов: - самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья). - самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.) - удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.) Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Опрос 5000 родителей в различных регионах страны, проведенный А.М. Гендиным и М.И. Сергеевым, показал,
  • “Гимнастика. Совершенствование техники упражнений акробатики”Цель урока. Содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Формирование важных музыкально двигательных умений, навыков и вооружение специальными знаниями. Задачи урока. 1.Обучение техники выполнения акробатического соединения из изученных раннее элементов. 2.Совершенствование техники танцевальных шагов. 3.Воспитание внимания, дисциплинированности, целеустремленности, уважение друг другу, самостоятельности и настойчивости в преодолении трудностей. ...
  • Интегрированный урок по физической культуре и информатикеИнтегрированный урок по физической культуре и информатике. ЗДОРОВЬЕ НА ВСЕ ВРЕМЕНА. ЦЕЛИ УРОКА: Создать условия для изучения организации поиска информации в интернет; Познакомить учащихся с компонентами здоровья; Развивать у учащихся навыки поиска нужной информации в интернете; Воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью,осознавать ответственность за возможные последствия нарушения ЗОЖ. Оборудование:компьютер,обруч,скакалка,гантели,тонометр,экспандер,выставка книг. Ход урока ...
  • Планирование для 5 кл предмет физическая культура 3ч Количество часов:На учебный год: 105В неделю: 3 ПрактикаВид спорта1 четверть27легкая атлетика, спорт. игры2 четверть24гимнастика3 четверть30лыжная подготовка, спорт. игры4 четверть24спорт. игры, легкая атлетикаИтого105 Планирование составлено на основе: - Учебной программы Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2011г). Учебник: Виленский М.Я. Физкультура: 5 -7 кл. – М.: Просвещение, ...
  • Проект внеклассного мероприятия «Морин-эрдэни»Проект внеклассного мероприятия Морин-эрдэниЗорилго: hурагшадай морин –эрдэни тухай мэдэсыень үргэдхэхэЗорилго бэелүүлхэ алхамууд: (алгоритмы достижения цели)- морин буряад зоной ажабайдалда ямар нүлѳѳтэйб гэжэ ойлгуулха; - мориндо болон бэшэ амитадта гамтайгаар хандалга хүгжѳѳхэ; - ѳѳhэдѳѳрнь морин тухай проект хэжэ hургаха; - эрын гурбан наада хэхэ, шагайгаар мори урилдууха;- бүлэг соо бэе бэетэйнь хүдэлгэжэ hургаха.Проектын ябасаДЕА,: Здравствуйте, садитесь. Начинаем наше очередное засе...
  • Внеклассное мероприятие «Нащадки козацької слави» Задачи: 1. Вызвать у детей позитивные эмоции и формировать интерес к занятиям физическими упражнениями; 2. Развивать физические и волевые качества; 3. Воспитывать дружбу, взаимопомощь, коллективизм. Комментарии: Место проведения украшены плакатами и символикой казачества, воздушными шарами. Состав каждой команды по восемь учеников 2-4 классов. Ход мероприятия Ведущий Сьогодні свято, конкурс нині, Сьог... Ведущий: Сегодня наши казаки выдержат экзамены, в которых они должны проявить силу, находчивость и смекалку Вопросы к участникам. 1. Когда возникло казачество? 2. Где размещалась Запорожская Сечь? 3. Назвать оружие казаков? 4. Какой мяч самый легкий? 5. Какой мяч самый тяжелый? 6. Сколько игроков в футбольной команде? 7. С какой регулярностью проходят Олимпийские игры? 8. Что защищает вратарь? 9. Во время какой игры скандирует Шайбу, шайбу! 10. ... 1 конкурс. Визитка . Проверка и оценивание внешнего вида, выполнение украинской строевой песни ( строевой шаг, четкость поворотов во время движения, построение и т.д).
  • Домашнее задание по физической культуреВажным средством физического воспитания учащихся являются домашние задания. Выполнение их – одна из форм самостоятельной работы школьников, характерной особенностью которой является отсутствие непосредственной помощи и руководства со стороны учителя. Практика подтвердила главное назначение домашних заданий – укрепление здоровья школьников, повышение уровня их физического развития и двигательной подготовленности, закрепление пройденного на уроках. Домашние задания по физической культуре вошли нео...
  • Здоровый образ жизни и физкультураРегулярные физические нагрузки и физкультура также важны дляздорового образа жизни, как и правильное питание. Они поддерживаютздоровье, предохраняют от заболеваний и, чему все больше свидетельств, замедляют процесс старения. Физкультура полезна в любом возрасте, поскольку обычная дневная активность редко может обеспечить достаточную физическую нагрузку. Физкультура имеет два вида влияния на организм человека - общий и специальный. Общий эффект физкультуры заключается в расходе энергии, прямо п...
  • Физкультура и спорт в нашей жизниФизкультура и спорт в нашей жизни имеют столь серьезное и видимое значение, что говорить об этом просто нет нужды. Каждый может самостоятельно проанализировать и оценить значение физкультуры и спорта в своей собственной жизни. Но при этом нельзя забывать, что физкультура и спорт в нашей жизни имеют общенациональное значение, это по-настоящему сила и здоровье нации. Физкультура и спорт в нашей жизни – воспитание тяги к ним должно начинаться с самого детства, продолжаться всю жизнь и передават...
  • ПРОГРАММА обучения в секции по волейболу Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во вре­мя игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в де­ятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кач...
  • Доклад на тему волейбол Актуальность. Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста. Успех в поединке может принести только оптималь...
  • Мониторинг личностного роста обучающихсяЦель мониторинга одна - выяснить, насколько организованный в творческом объединении процесс обучения и воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить, в первую очередь, для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса обучения и воспитания, чтобы анализировать, обобщать и делать выводы о результате работы педагога. Для этого и используется карта личностного роста обучающихся Педагог осуществляет процесс непрерывного наблюдения за со...
  • Уроки физкультуры с помощью современных образовательных технологийУроки физкультуры с помощью современных технологий. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка.Интенсивность учебного труда учащихся не очень высокая,что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма.Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия),накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки,вследствии чего происходят психоэмоциональные изменения:замкнутость,неуравновешенность,ч...
  • Самопрезентация по физической культуре на тему: Мой предмет в системе школьного воспитанияФизическая культура занимает особое место в системе школьного воспитания. Именно на уроках физической культуры ребятам прививается интерес к занятиям спортом, формируются и воспитывается положительное отношение к здоровому образу жизни. Но главное - это то, что на занятиях физической культурой ребёнок формируется как личность. Воспитываются такие качества как коллективизм, ответственность, целеустремлённость, дисциплина и порядочность, сила воли и уважительность, честность и милосердие. Всё это,...
  • Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультурыОбобщение опыта по теме:ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Нужно научить ребенка понимать себя и других,справляться со стрессами,расслабляться,грамотно ставить цели,радоваться жизни. Самой важной ценностью для любого человека всегда было и будет его здоровье.Всё чаще в мире поднимаются вопросы сохранения здоровья,поддержания здорового образа жизни,в связи с этим особое внимание должно уделяться здоровьесбережению в образовательных учреждениях. Уже более 37 лет я препо...
  • Сценарий военно-спортивного мероприятия для старшеклассников: Тяжело в ученье-легко в бою23 февраля- День Защитника Отечества. Этому знаменательному Дню посвящается наш конкурс. Сегодня, как и в былые времена, наша Российская Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и , надеемся достойное будущее. А будущее нашей Российской Армии - это сегодняшние мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите и зависит мощь нашей Армии. Цель мероприятия: формирование навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности. Привлеч...
  • Анализ соревнований по настольному теннису среди студентов Бердского политехнического колледжаПедагогический анализ соревнований по настольному теннису среди студентов Бердского политехнического колледжа. Цель анализа - определить педагогическую ценность, эффективность спортивного мероприятия.Количество спортсменов, участников турнира. Степень участия студентов в подготовке мероприятия. Соответствие содержания и методики проведения занятия поставленным целям и задачам. Соответствие возрастным особенностям студентов. Особенности личности преподавателя - организатора. Проведение всест...
  • Методика обучения акробатическим упражнениямЭтапы и методы обучения акробатическим упражнениям. Процесс обучения отдельному упражнению, а следовательно, содержание и последовательность применяемых методов и методических приемов можно представить в виде трех тесно связанных друг с другом этапов. Каждый этап имеет свои методические задачи. Основной задачей начального этапа обучения является создание предварительного представления об изучаемых упражнениях. Учащиеся должны познакомиться с гимнастической терминологией (упор присев, вис, упор л...
  • Средства и методы подготовки в легкой атлетикеСредства и методы подготовки в легкой атлетике. В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера. В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный. Все эти методы применяют в различных со...
  • Статья на тему: Личностная компетенция современного учителяЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ Исходя из новых образовательных запросов семьи, общества и государства, необходимости широкого внедрения IТ-технологий во все сферы жизни сформировалась новая цель образования - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.Перед образованием встали новые задачи обеспечения формирования политической культуры демократической России - подготовка по...
  • Спортивный праздник Посвященный 23-февраля Спортивный праздник.Посвященный -23 февраля. Цели и задачи: 1. Способствовать укреплению здоровья дошкольников; 2. Привлечение детей к занятиям физической культуры и спорту; 3. Совершенствовать двигательные умения и навыки; 4. Повышения эмоционального настроя у детей; 5. Воспитывать чувства патриотизма. Место проведения: спортивный зал. Дата проведения: 22февраля 2015 год. Оформление зала: надпись на центральной стене – 23 февраля, гирлян... ХОД ПРАЗНИКА Дети старшего дошкольного возраста под военный марш входят в зал, делятся на две команды и выстраиваются по обе стороны зала. Затем поворачиваются налево. Ведущая: Здравствуйте дорогие наши папы и дедушки, здравствуйте наши гости маленькие и большие, здравствуйте ребята. Сегодня наш праздник посвящен 23 февраля – это праздник Армии и Военно-морского флота, а ещё этот праздник называют Днем защитника Отечества. По хорошей традиции в этот день поздравляют всех военных, и вообще все...
  • Путешествие в прошлое (краткое содержание)•Главная задача государства в сфере дошкольного образования — обеспечение его общедоступности. •Первое наше знакомство с будущим учеником происходит в предшколе – это то место, где ребенок соприкасается с образовательным пространством. •Ребенок вместе с сопровождающим взрослым попадают в образовательное поле. •Образовательная цель – найти тональность гуманных, творческих взаимоотношений. •Методы педагогов: Сопровождение, а не вкладывание готовой умственной пищи - это должны осознать ро...
  • Статья на тему: Место и роль классного руководителя в воспитании культуры здорового образа жизни подрастающего поколенияМЕСТО И РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГОПОКОЛЕНИЯАннотация: в статье рассматриваются вопросы взаимодействия классного руководителя и детей. Роль классного руководителя сводится не только к помощи детям в процессе обучения и организации культурных мероприятий, но подразумевает и заботу о здоровье учащихся. Поэтому автор статьи делится опытом проведения проекта по оценке здоровья детей.Ключевые слова: классный руководитель, программа профилакти...
  • Отчет о физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе за 1 полугодие 2014-2015 уч. годАналитический отчет о физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе за 1 полугодие 2014-2015 учебного года. Организация внеурочных форм спортивно-оздоровительной деятельности. В 1 полугодии текущего учебного года, в рамках стратегии формирования здоровьесберегающей среды для учащихся школы, была проделана большая работа по организации внеурочных форм спортивно-оздоровительной деятельности школы, с целью оздоровления и приобщения учащихся и педагогов школы к здоровому образу...
  • Семейный физкультурно-оздоровительный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»Большой популярностью пользуются семейные физкультурно-оздоровительные праздники Папа, мама и я – спортивная семья. Они могут проходить в любое время года в спортивном зале школы, на детской площадке, стадионе, в парке и других местах. Для проведения праздника заранее разрабатываются положения и программы, куда включаются разнообразные подвижные игры, конкурсы, эстафеты. Ниже приводится положение о проведении семейного физкультурно-оздоровительного праздника Папа, мама и я – спортивная семья...
  • Консультация на тему: «Движение – залог здоровья» ДОУДвижение - залог здоровья Уважаемые коллеги! Как вы думаете, если сравнить активных и неактивных людей, кто из них быстрее утомляется? Именно самые ленивые утомляются раньше всех. Итак, если вы чувствуете вялость, слабость, быстро утомляетесь - вам надо стать более активным! Но как выбрать физические упражнения, быстро дающие тонус, снимающие утомление, позволяющие трудиться с максимальной отдачей? Не будем распыляться, остановимся только на самом важном и самом необычном, ведь неизвестное может быть даже в известном... Еще в начале века выдающийся физиолог И. М. Сеченов установил, что во время труда и после него быстрее устраняет утомление не полный покой, а смена деятельности - активный отдых, т.е. физкультура. Б 60-е годы киевский профессор И. В. Муравов установил эффект погашения утомления при выполнении движений ненагруженными мышцами. Оказалось, что это связано с возбуждением центров, бездействовавших во время работы, и более глубоким торможением утомленных центров. Отсюда нормализация функций нервной системы, кровообращения, дыхания, органов чувств. Получалось, что упражнение - универсальный стимулятор и восстановитель физической и умственной работоспособности. Опираясь на это, кандидат биологических наук В. М. Баранов систематизировал восстановительный эффект упражнений и разделил его на три группы. К первой группе относятся упражнения, способствующие повышению возбудимости нервной системы: динамические упражнения (маховые движения конечностями с большой амплитудой, интенсивные потягивания, наклоны в стороны, вперед и назад, приседания, выпады, прыжки, ходьба, бег и др.) ; значительные сокращения мышц без внешнего движения (изометрические упражнения с напряжением отдельных групп мышц, например, некоторые йоговские позы-асаны и др.) ; тонизирующие дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе и др. Ко второй группе относятся упражнения, понижающие возбудимость центральной нервной системы при нервном и эмоциональном перенапряжении и возвращающие ее к оптимальному тонусу: произвольные мышечные расслабления (расслабления отдельных групп мышц, активное расслабление мышц при аутогенной тренировке, медитации и др.); успокаивающие дыхательные упражнения (спокойное ритмическое дыхание, дыхание с задержкой на выдохе и др.) ; динамические упражнения, выполняемые резко с большим мышечным напряжением, дающие двигательную разрядку и активное расслабление мышц рук и туловища за счет быстрого падения их под действием силы тяжести (потряхивание руками и др.) . В третью группу входят упражнения, нормализующие мозговое и периферическое кровообращение: интенсивные потягивания с глубоким дыханием, движения головой (повороты, наклоны, круговые движения), движения руками (вверх, вперед, назад, поочередные и одновременные круговые движения в плечевых суставах); наклоны туловища вперед и назад; движения нижними конечностями в области тазобедренного сустава (движения ногами сидя, приседания, подъемы на носках); чередование напряжений и расслаблении отдельных мышечных групп (рук, спины, живота, бедер); изменение позы сидя с перераспределением массы тела на другие мышечные группы; прыжки, ходьба, бег, дыхательные упражнения (с задержкой дыхания на вдохе и выдохе) и др. Комплексы упражнений, выполняемых с целью повышения работоспособности на производстве, составляют производственную гимнастику. В свою очередь последняя разделяется на зарядку, или вводную гимнастику, физкультурную паузу, физкультурные минутки, микро - паузы и оздоровительно-профилактическую гимнастику. Зарядка фараонов Вы уже привыкли к тому, что рано утром голос диктора радио бодро призывает к выполнению физзарядки. Однако далеко не все спешат ее делать. Многим надоели привычные комплексы упражнений, не вызывающих положительной установки и эмоций. Сейчас вы познакомитесь с необычной, пожалуй, самой первой в мире зарядкой. Ее разработал и неуклонно выполнял древнеегипетский врачеватель и жрец Гермес Трисмегист. Возраст этих упражнений - свыше двух тысячелетий. Казалось бы, какие секреты можно из них извлечь? Но когда ученые впервые обнаружили папирусы Гермеса, они были поражены физиологической обоснованностью и высокой эффективностью упражнений. Некоторые даже считают, что однократная зарядка Гермеса превосходит по тонизирующему воздействию месяц занятий по системе хатха-йоги. Во всяком случае большинство египетских фараонов, использовавших ее, отличалось прекрасным здоровьем. Может быть, поэтому сквозь глубину веков до нас дошли сведения о пользе гимнастики Гермеса? К сожалению, сохранилось далеко не все. Поэтому ниже будет описана часть системы Гермеса, включающей также отключение от внешних раздражителей, сосредоточение, тренировку дыхания, особую диету, соблюдение специального режима труда, отдыха и др. Если вы не поленитесь и станете регулярно делать зарядку Гермеса, то всегда будете бодрыми, крепкими, выносливыми, повысите сопротивляемость к инфекции и простуде, укрепите нервную систему, органы дыхания и кровообращения, улучшите сон, наконец, достигнете активного долголетия. Не правда ли, блестящая характеристика, зовущая к действию.,. Но не торопитесь. Упражнения Гермеса предназначены далеко не для всех. Оптимальный возраст их выполнения - от 23 до 70 лет. В молодости и старости резкие напряжения и задержки дыхания могут вызвать перегрузки организма. Нежелательно заниматься такой зарядкой при наличии гипертонической болезни (II-IIIст.) , тяжелых болезнях сердца, легких и пр. Впрочем, подход здесь строго индивидуальный. Мне приходилось видеть лечебную эффективность гимнастики Гермеса при бронхиальной астме, атеросклерозе, астении и многих других болезнях. Определить необходимость зарядки именно для вас может только врач врачебно-физкультурного диспансера. Гимнастика Гермеса в моей модификации включает в себя четыре этапа. Первый этап - разминка в виде бега трусцой на месте не менее 5 мин. Он необходим, чтобы вывести организм из сна, разбудить его, разогреть мышцы, подготовить тело к выполнению основных упражнений. Пробежку лучше всего делать босиком, обнаженным по пояс или в легкой спортивной одежде. Желательно под ноги поставить массажный коврик с шипами или бегать в тапочках с выступами на стельке. Каждый месяц продолжительность трусцы увеличивайте на 5 мин и доведите до 20 мин. Второй этап - силовые упражнения зарядки Гермеса. Они построены на ритмичном чередовании максимального напряжения и глубокого расслабления мускулатуры тела. Переходить от состояния напряжения к расслаблению и обратно необходимо как можно быстрее, почти мгновенно. Одновременно делается резкий, короткий, поверхностный вдох так, чтобы струя воздуха сильно ударяла по носоглотке, а в легкие пропускалось минимально возможное количество воздуха. Выполнение движений должно точно совпадать с ритмикой дыхания. В момент перехода в состояние расслабления производится короткий и энергичный выдох всей грудью через широко открытый рот. В период расслабления дыхание свободное. Продолжительность периодов напряжения и расслабления без учета мгновенных переходов из одного состояния в другое составляет около 4 с каждый. Лишь через год занятий ее можно увеличить до б с. Еще большее повышение может привести к отрицательным результатам. Упражнения желательно делать максимально обнаженным, чтобы дышала вся кожа. Во время зарядки необходимо закрыть глаза, чтобы полнее отключиться от окружающей обстановки и сконцентрировать внимание на дыхании и движениях. Силовые упражнения Гермеса являются одним из самых мощных средств, направленных на повышение возбудимости центральной нервной системы. Этому содействует то, что движения делаются с большой амплитудой, в сочетании с задержками дыхания на вдохе и значительным изометрическим напряжением отдельных групп мышц. При этом происходит увеличение мозгового и периферического кровотока, чему способствуют интенсивные повороты, наклоны туловища, движения Руками, чередование напряжений и расслаблении отдельных групп мышц, изменение позы с перераспределением массы тела на другие мышечные группы, задержки дыхания и др. Первое упражнение Крест. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, мышцы расслаблены, дыхание свободное. Сделайте резкий, короткий вдох. Одновременно пальцы рук сожмите в кулаки, вытянутые руки раскиньте в стороны на уровне плеч и отведите за спину, запрокиньте голову, максимально прогните тело назад, до предела напрягите все мышцы. В таком положении задержите дыхание на вдохе в течение 4 с. Сделайте резкий выдох всей грудью через рот, одновременно броском согните туловище вперед так, чтобы вытянутые руки почти доставали до пола. После этого взмахните руками крест-накрест для снятия напряжения и возвратитесь в исходное положение. Полностью расслабьтесь на 4 с. Дыхание свободное. Повторите упражнение 4 раза. Второе упражнение Рубка дров : Поставьте ноги на ширину плеч, колени держите прямыми. Наклоните тело вперед, свесив руки почти до пола, и расслабьте мышцы. Дыхание свободное. Мгновенно сомкните пальцы рук в замок, сделайте резкий короткий вдох, одновременно распрямите спину, поднимите руки вверх и за голову, как при взмахе топором, максимально прогните тело назад, запрокиньте голову. Напрягите все мышцы до предела. В таком положении задержите дыхание на вдохе в течение 4 с. Сделайте резкий вдох через рот и стремительным поворотом через левую сторону возвратитесь в исходное положение. Наклоните тело вперед, расцепите руки и опустите вниз. Полностью расслабьтесь в течение 4 с. Дыхание свободное. Повторите упражнение 4 раза: 2 раза - через правую сторону, 2 раза через левую. Третье упражнение Метание диска : Встаньте прямо, поставьте ноги на ширину плеч, опустите руки вдоль тела, расслабьте мышцы. Дыхание свободное. Сделайте резкий короткий вдох, одновременно сожмите пальцы рук в кулаки, выбросьте вперед правую руку и отведите назад левую, разверните корпус в сторону воображаемого броска, глаза поворачивайте по ходу движения, примите позу дискобола, замершего в момент броска диска. Напрягите все мышцы до предела. Старайтесь не отрывать ноги от пола. Удержите принятую позу во время задержки на вдохе в течение 4 с. Сделайте резкий выдох через рот и вернитесь в исходное положение. Полностью расслабьтесь в течение 4 с. Дыхание свободное. Повторите упражнение 4 раза: 2 раза - бросок правой рукой, 2 раза - левой. Третей этап - упражнения по равномерному распределению тонуса в мышцах всего тела. По существу это те же упражнения, что и на втором этапе, но они выполняются плавно, без напряжения, чтобы разрядить ранее напряженные мышцы и зарядить мышцы, не участвовавшие в движениях. Дыхание глубокое, ритмичное. Формула дыхания 4 (4) +4. Выполнение упражнений должно точно соответствовать ритму дыхания. Первое упражнение: Встаньте прямо, поставьте ноги на ширину плеч, вытяните руки прямо перед собой, сведите ладони вместе. Сделайте вдох через нос в течение 4 с, одновременно разведите руки в стороны на уровень плеч. Задержите дыхание на 4 с, руки отведите за спину. Сделайте выдох через рот в течение 4 с и одновременно плавно возвратите руки в исходное положение. Повторите упражнение 4 раза. Второе упражнение: Слегка расставьте ноги, согните тело вперед, коснитесь пальцами рук пальцев ног. Колени держите прямыми. Сделайте вдох в течение 4 с, одновременно распрямите тело, вытяните руки вперед на уровень груди. Задержите дыхание на 4 с, в то же время поднимите руки над головой и прогните назад. Сделайте выдох через рот в течение 4-с и плавно вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 4 раза. Третье упражнение: Встаньте прямо, раздвиньте ноги на пол метра, разведите руки в стороны на высоту плеч. Сделайте вдох в течение 4 с и затем задержите дыхание на 4 с. За это время максимально поверните вправо тело с вытянутыми руками так, чтобы видеть стену за спиной. Ноги от пола не отрывайте. Сделайте выдох в течение 4 с и плавно вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 4 раза: 2 раза - в правую сторону, 2 раза - в левую. Четвертое упражнение: Лягте на спину, положив под затылок сведенные вместе ладони. Сделайте вдох в течение 4 с, одновременно поднимите ноги перпендикулярно к полу. Задержите дыхание на 4 с и в это время произведите 2 вращательных движения ногами в правую сторону. Сделайте выдох в течение 4 с и одновременно плавно возвратите ноги в исходное положение. Повторите упражнение 4 раза: 2 раза - с вращением ног в правую сторону, 2 раза - с вращением в левую. Четвертый этап - стабилизация тонуса организма. Достигается принятием попеременно холодного и горячего душа продолжительностью по 2 мин каждый. Контрастность душа должна постепенно нарастать, после третьего месяца достигнуть максимума и остаться постоянной. При этом общая продолжительность процедуры удваивается. Начинать ее необходимо всегда с холодного душа и заканчивать горячим. Тем самым гимнастика Гермеса заканчивается мощным повышением возбудимости нервной системы с длительно сохраняющимся чувством свежести и бодрости во всем теле. Впервые три месяца продолжительность холодного и горячего душа - по 2 мин, на четвертом месяце - по 3, а далее - по 4 мин. Гимнастику Гермеса можно делать дважды в день, утром после сна как зарядку и вечером для восстановления сил после утомительной работы, но не позднее чем за 1,5 ч до сна. В последнем случае она делается без разминки, а продолжительность контрастного душа уменьшается вдвое. Итак, сейчас же, не откладывая на завтра, вы начнете заниматься по советам мудрого Гермеса, не правда ли? Физкультурная пауза В отличие от зарядки физкультурная пауза выполняется во время перерыва в работе, обычно перед развитием утомления, и продолжается 5-7 мин. Поскольку спад работоспособности происходит через 2-2,5 ч после начала работы и за 1,5-2 ч до окончания рабочего дня, то наиболее целесообразно проводить физкультурную паузу в это время до или при появлении первых признаков утомления. Казалось бы, ну что могут дать банальные физические упражнения? Именно в силу простоты многие недооценивают их. Однако на тех предприятиях, где проводится физкультурная пауза, производительность труда возрастает на 2-6%. В качестве примера приведу опыт одного из кемеровских предприятий. Раньше его рабочие собирали 99 деталей в час, затем пассивно отдыхали 10 мин. и несмотря на это за последующий час собирали всего 84 детали. После введения физкультурной паузы они вырабатывали уже 123 изделия в час! Физкультурная пауза включает, во-первых, упражнения, расслабляющие натруженные мышцы и успокаивающие утомленные нервные центры; во-вторых, упражнения, тонизирующие бездействовавшие нервные центры и мышцы; в-третьих, упражнения, улучшающие мозговое и периферическое кровообращение и устраняющие неблагоприятное влияние условий труда на организм. Виды упражнений, их последовательность, темп, количество повторений, продолжительность физкультурной паузы зависят от профессии и характера труда. При легкой работе выполняются интенсивные упражнения, при тяжелой - менее интенсивные. Чем сложнее производственная деятельность, тем проще должны быть упражнения. Много лет в производственной гимнастике с успехом используются комплексы физкультурной паузы, составленные В. В. Белановичем для четырех профессиональных групп. Предлагаю выбрать подходящие для Вас. Если вы работник умственного труда и подвергаетесь значительному нервному напряжению, то схема физкультурной паузы будет такой: первое упражнение - потягивание; второе упражнение - для расслабления мышц рук и туловища; третье упражнение - для мышц ног (выпады, приседания, поднимание ног) ; четвертое упражнение - для сохранения или увеличения подвижности позвоночного столба (наклоны головы, наклоны туловища вперед-назад и др.) ; пятое упражнение - для усиления кровообращения и дыхания (бег, прыжки, ходьба) ; шестое упражнение - для мышц туловища (повороты и наклоны в стороны) ; седьмое упражнение - на улучшение координации движений, их точность, мобилизацию внимания (асимметричные движения рук и ног с одновременной работой мышц-антагонистов, конкретные рабочие действия, выполненные в более быстром темпе, периодическое выполнение какого-либо действия при подаче неправильной команды и др.). Если ваш труд связан с большим нервным и легким физическим напряжением и однообразными рабочими движениями (сборка часов, радиоаппаратуры, вождение автомобиля, мелкая штамповка и т.п.), то схема физкультурной паузы будет следующей: первое упражнение - потягивание; второе упражнение - на расслабление мышц рук и туловища; третье упражнение - для мышц туловища (наклоны в стороны и повороты) ; четвертое упражнение - для мышц ног, способствующее усилению кровообращения и дыхания, например маховые движения; пятое упражнение - для туловища (наклоны вперед-назад) ; шестое упражнение - на координацию движений и внимания. Если ваш труд связан со средним нервным и физическим напряжением и разнообразными рабочими движениями (у токарей, фрезеровщиков, ткачих и др.) , то необходимо выполнить другой комплекс физкультурной паузы: первое упражнение - потягивание, заканчивающееся расслаблением мышц рук и туловища; второе упражнение - для усиления кровообращения и дыхания; третье упражнение - для расслабления мышц рук и туловища; четвертое упражнение - широкие движения туловища и рук с акцентом на растягивание; пятое упражнение - для туловища с большой амплитудой и маховыми движениями руками; шестое упражнение - на координацию и внимание. Наконец, для работников тяжелого физического труда схема физкультурной паузы будет такой: первое упражнение - потягивание с расслаблением мышц рук и туловища и глубоким дыханием, после этого следует отдохнуть 2,5-3 мин сидя или полулежа с глубоким дыханием, расслабив мышцы тела; второе упражнение - маховые движения руками на растягивание мышц; третье упражнение - для развития гибкости позвоночного столба - движение туловищем с большой амплитудой; четвертое упражнение - махи руками и ногами; пятое упражнение - для туловища, рук и ног. Возможности активного отдыха Даже если вы сильно утомились и буквально валитесь с ног, не спешите присесть или прилечь. Активный отдых поможет гораздо быстрее восстановить силы, но к выбору его форм и методов нужно подойти особо, с учетом индивидуального сочетания четырех основных признаков утомления: падения внимания, потери интереса к работе, сонливости, перевозбуждения. Если у вас ослабло внимание, а желание работать еще есть - сделайте легкую тонизирующую гимнастику, а затем недолго прогуляйтесь по парку или саду. Полезно одновременно выполнить тонизирующие дыхательные упражнения. Обычно достаточно 10-15 мин такой физкультпаузы. Если внимание полностью еще не восстановилось - пройдитесь по более разнообразному маршруту, стараясь отвлечься от дел. Перед работой потренируйте свое внимание. Если снизилось не только внимание, но и желание трудиться, значит утомление надвигается еще больше. Когда работу необходимо обязательно сделать, - найдите время для более продолжительного перерыва. При этом важно сделать комплекс упражнений для незагруженных мышц, по возможности принять водные процедуры, а затем заняться любимым делом. Если за работой стало клонить ко сну, то физкультура - ваш лучший друг. Скорее на свежий воздух, где можно размяться, заняться оздоровительным бегом и ходьбой. Когда времени на это нет - разомните и хорошенько разотрите мышцы шеи и плечевого пояса. Сделайте тонизирующие дыхательные упражнения. В случае перевозбуждения из-за работы полезны изометрические упражнения для расслабления мышц всего тела, сочетающиеся с успокаивающей дыхательной гимнастикой и самовнушением спокойствия и расслабленности. Пригодятся ходьба и бег, но только в легком, успокаивающем, отвлекающем темпе. Подберите формы активного отдыха, наиболее эффективные для вас. Минуты, берегущие здоровье Физкультурные минутки в отличие от физкультурных пауз проводятся во время работы. Сигналом к их выполнению служит появление первых признаков утомления. Общая продолжительность физкультурных минуток - от 1 до 5 мин. Даже за такое короткое время с помощью трех-четырех правильно подобранных упражнений удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие. Обычно физкультурную минутку рекомендуется делать через каждый час напряженной работы. Выбор упражнений, по данным белорусских ученых, зависит от того, к какой из четырех профессиональных групп, описанных в разделе Физкультурная пауза, вы относитесь. Если вы принадлежите к первой группе (работники умственного труда) , то комплекс физкультминутки может быть следующим: первое упражнение - потягивание; вторая группа упражнений - наклоны назад, приседания, ходьба; третья группа упражнений - повороты туловища, вращения головой, махи с элементами расслабления. Если вы относитесь ко второй профессиональной группе (перфораторщики, слесари-лекальщики, радиомастера и т.п.), то схема комплекса физкультурной минутки будет такой: первая группа упражнений - потягивания с последующим расслаблением мышц рук; вторая группа упражнений - наклоны назад, повороты туловища; третье упражнение - расслабление мышц верхних и нижних конечностей; четвертое упражнение - для мышц глаз. Для представителей третьей профессиональной группы (токари, сборщики моторов, прядильщицы и т.п.) наиболее целесообразно выполнение такого комплекса физкультурной минутки: первая группа упражнений - потягивание с последующим расслаблением мышц рук и туловища; вторая группа упражнений - махи верхними и нижними конечностями, круговые движения туловищем, расслабление мышц рук, ног, туловища; третья группа упражнений - наклоны назад, приседания, ходьба. Если вы относитесь к четвертой профессиональной группе (рабочие тяжелого физического труда) , то комплекс физкультурной минутки будет следующим: первая группа упражнений - потягивание с последующим расслаблением мышц рук, ног и туловища; вторая группа упражнений - на растягивание; третья группа упражнений - махи верхними и нижними конечностями. Из каждой группы упражнений нужно выбрать одно-два для наиболее утомленных мышц. У каждого человека при напряженной рабочей позе возникает естественная потребность разогнуться, потянуться, расслабить мышцы. Но только физкультминутки, имеющие направленное действие, дадут вам бодрость и здоровье. Микро паузы активного отдыха В последние годы на производстве получили распространение микропаузы активного отдыха. Что это такое? Допустим, что при выполнении работы у вас устали глаза, а прекращать работу нельзя - движется конвейер. Тут и поможет микропауза. Она длится всего 20-30 с. Тем не менее, с ее помощью можно повысить или снизить возбудимость нервной системы, устранить чрезмерное нервно- психическое напряжение, нормализовать мозговое и периферическое кровообращение, дать быструю разрядку отрицательным эмоциям. Порой достаточно просто подвигать головой несколько секунд и пелена перед глазами рассеивается. В таких микропаузах можно использовать самые различные упражнения, приемы самомассажа, обливания холодной водой, дыхательные упражнения и др. Главное, чтобы они направленно и быстро устраняли неприятные субъективные ощущения. Используйте микропаузы в любое время, когда возникает острая необходимость. Ну и, конечно, по мере возможности включайте другие виды производственной гимнастики. Оздоровительно-профилактическая гимнастика Если вы работаете в условиях воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, то обычные Упражнения не приносят ожидаемой пользы для здоровья. Тем не менее существуют особые комплексы оздоровительно-профилактической гимнастики, устраняющие или уменьшающие влияние вредных факторов, то же это за чудодейственная гимнастика, помогающая бороться с высокой и низкой температурой, влажностью воздуха, его запыленностью, насыщенностью рами ртути, свинца, токсическими органическими веществами, резким шумом и даже с воздействием ультрафиолетовых и рентгеновских лучей? Она проводится в свободное от работы время в специальном помещении или на открытом воздухе. В нее включаются 10-15 упражнений, направленно восстанавливающих функции органов, подвергающихся наиболее опасным воздействиям. Например, шахтеру лучше всего делать профилактическую дыхательную гимнастику. Телефонисткам, работающим в ночную смену, больше всего подойдут интенсивные динамические упражнения, улучшающие мозговое кровообращение, упражнения для мышц глаз, само-массаж воротниковой зоны и др. В заключение хотелось сказать утомление - это состояние человека, вызванное работой. Физическому утомлению способствуют динамические нагрузки - длительные ходьба, бег и статические нагрузки - подъем тяжестей, их удержание, перенос и др. Умственное утомление вызывается перегрузкой органов чувств (зрения, слуха, осязания), сильным напряжением внимания, ответственной, эмоциональной работой и др. Чрезмерные нагрузки вызывают переутомление. Чувство усталости служит сигналом к отдыху от физического труда. При умственной работе усталость выражена не так резко, обычно в форме снижения интереса, но больше опасностей развития чрезмерного нервно-психического перенапряжения. Симптомы утомления быстро проходят. При переутомлении они принимают стойкий характер. В случае легкой степени переутомления достаточно перерыва в работе, привычного отдыха и сна, чтобы силы восстановились. Тяжелая степень переутомления требует длительного прекращения работы и специального лечения. Если эти меры не будут приняты - разовьется заболевание. Следовательно, утомление - нормальное состояние организма, переутомление - пограничное состояние между здоровьем и болезнью. Парадокс заключается в том, что и отсутствие деятельности, называемое гиподинамией, тоже порождает утомление. К тому же нервная система, лишенная поддержки со стороны мышц, не может наладить правильную регуляцию функций. Вот почему при гиподинамии развиваются разнообразные, особенно сердечно-сосудистые, заболевания. Значит, человек должен жить в определенном диапазоне оптимальных нагрузок. Нередко общая усталость появляется при отсутствии утомления. На первый взгляд это может показаться странным. Возьмем, к примеру, школьников_Они часто жалуются, что быстро устают в школе. Гигиенисты даже пишут об особой форме школьной усталос
  • Урок-соревнование по сингапурским курсамВ школе проводились сингапурские курсы, где нас учили плодотворно и насыщено проводить уроки так, чтобы детям было интересно. Я предпочла урок-соревнование в стихах, который сама и сочинила. Приоритетной задачей в нашей образовательной системе является качество обучения и воспитания, которое достигается путём использования педагогов наиболее эффективных методик и образовательных технологий. В 8м классе 30 учащихся. На уроке присутствовало 28 учеников. Тема: волейбол, баскетбол, гимнастика, теория физической культуры. Тип урока: урок- соревнование. Урок имеет контрольный характер. Целью урока было – выявить и оценить пути формирования умений и навыков у обучающихся, а также технику выполнения отдельных элементов различных видов спорта, включая и теоретические знания по физической культуреи осуществление самоуправления учебно-познавательной деятельности. С этими уча...
  • Перечень экзаменационноых вопросов по физике для профессии Мастер общестроительных работУчебный план и рабочая программа ГБОУ СПО сельскохозяйственного профессионального лицея № 92 Ростовской области предусматривает по дисциплине Физика форму организации контроля знаний и умений учащихся-экзамен.Экзамен проводиться на завершающем этапе освоения учебной дисциплины Физика. Экзамен проводиться в форме набора контрольных заданий в виде экзаменационных билетов.(согласованно на МК №4 от 20.02.2014г.) Курсовой экзамен по дисциплине Физика преследуют цель оценить работу обучающегося...
  • Планирование для 8 кл. урок физической культурыКоличество часов: На учебный год: 105 В неделю: 3 ПрактикаВид спорта1 четверть27легкая атлетика, спорт. игры2 четверть24гимнастика3 четверть30лыжная подготовка, спорт. игры4 четверть24спорт. игры, легкая атлетикаИтого105 Планирование составлено на основе: - Учебной программы Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2011г). Учебник: Лях, В. И. Физкультура: 8 -9 кл. – М.: Просвещение, 2012
© 2010-2018