Биология

  • Внеклассное мероприятие «Сохраним нашу планету Земля»Описание материала: Материал предоставлен для учеников 5-6 классов на уроках биологии или экологии. Применяются ролевые игры. Ребятам 5-6 классов будет очень интересно защищать интересы нашей планеты. Они осознают всю виновность человечества и ищут выходы из этих экологических ситуаций. Цель этого мероприятия экологическое воспитание учеников, пробудить в них ответственное отношение к природе. В процессе урока можно применять различные экологические факты касающихся экологических проблем нашег...
  • Обощающий урок по биологии. Своя игра «Тип Моллюски»Описание материала: Викторина Своя игра. Класс: 7 Время: 45 минут. Место проведение: класс. Задачи урока: сформировать знания о типе моллюски. Цели урока: Образовательные: 1. проверить знания учащихся по разделу Тип моллюски 2. выявить сильные и слабые стороны теоретической подготовленности школьников по данному разделу; 3. дополнить имеющиеся знания. Воспитательные: 1. формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе. Развивающие: 1. умение срав...
  • Проект урока «Насекомые» по технологии РООписание материала: Конспект урока разработан по технологии развивающего обучения, по программе Н.И. Сонина Многообразие организмов. Тип данного урока - постановка учебной задачи и отработка открытого способа. В ходе этого урока используются различные формы и методы, позволяющие развить интеллектуальные и познавательные особенности учащихся. Ученики на уроке заинтересованы, т.к. постоянно происходит смена деятельности. При использовании данной методики результаты обучения учащихся - стабильные...
  • План урока по биологии «Круги кровообращения»Описание материала: Урок по биологии для 8 класса Круги кровообращения Разработка урока по биологии в 8 классе на тему Круги кровообращения. Урок разработан с учётом семи модулей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. В планировании урока использованы приёмы для развития у учащихся интереса к предмету биология. Это игры, работа в группе, занимательные приёмы. Учащиеся самостоятельно в группе изучают новую тему через приём Конструируем кр...
  • Урок по биологии по теме: «Красная книга»Описание материала: Задачи урока ознакомить детей с красной книгой. Урок проходит с использованием компьютера, проектора и выходом в интернет. Дети работают с сайтом sibredbook.narod.ru и по ходу работы заполняют таблицу. Ребята охотно ищут информацию своего животного по заданным критериям, на сайте можно просмотреть разные виды животных их место обитание, распространение, прослушать издаваемые звуки и голоса птиц и животных. Работа в интернете, даёт возможность детям самим искать нужную инфом...
  • Статья «Использование краеведческих материалов на уроках биологии»Описание материала: Данный материал разработан и апробирован на уроках биологии с элементами краеведения в средней общеобразовательной школе. Представленные методические рекомендации к урокам обширны, разнообразны. Также учитывается уровень подготовки учащихся по предмету, материал дозируется. Итогом такой систематической и планомерной работы является выступление учащихся с докладами по темам, составление каталогов. Использование на уроках биологии по данной теме такого вида работ существенно о...
  • Конспект по биологии «Питание-фактор влияющий на здоровье человека»Описание материала: Питание - фактор влияющий на здоровье человека- урок биологии для учащихся 8 класса. В ходе урока учащиеся знакомятся с основами рационального питания. В уроке использованы разнообразные виды работ ( индивидуальная, групповая, работа в парах, самопроверка и взаимопроверка), интересные задания для учащихся (тесты, опыты, игры, кластеры...) Итогом работы на уроке становится ученический проект - создание газеты для школьной столовой- Здоровое питание- основа процветания конспект можно использовать на уроках биологии, экологии, озож.
  • Образовательная программа дополнительного образования «Биологическое и экологическое мышление – основа выживания человечества» (для обучающихся 11-17 лет)Пояснительная записка Кто мы, о т к у д а мы, куда идем? Библия. Давайте наши души вместе сохраним, тогда и на Земле мы сами сохранимся. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ДЛЯ ЧЕГО ОН ПРИШЕЛ В ЭТОТ МИР, ИНАЧЕ У НЕГО РАЗРУШИТСЯ ДУША! Доктор Арт-Онг Джумсаи. Программа Биологическое и экологическое мышление – основа выживания человечества по содержательной, тематической направленности является эколого-биологической, по функциональному предназначению – общекультурной; по форме организации – групповой; по времени реализации – трёхгодичной. Программа Биологическое и экологическое мышление – основа выживания человечества предназначена для обучающихся 11-17 лет, интересующихся экологией, биологией и экоэтикой, биоэтикой, биологической философией и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по биологии, экоэтике, экологии. Содержание программы нацелено на выработку мотивации к активной трудовой и творческой деятельности во благо себя и общества, на развитие познавательного интереса, так как это: - сильное средство обучения - положительно влияет на процесс и результат обучения - положительно влияет на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания - активизирует деятельность ученика, направленную на развитие позитивных качеств личности. Традиционная школа, в основном направленная на совершенствование информационно-рецептурной системы обучения, не даёт возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельный, а традиционный информационно-рецептурный подход к знаниям, адресованный к памяти ученика. Программа является модифицированной и составлена на базе авторских работ: 1. Шварц-Газзаева А. Стряпан Н. Экоэтика жизни. Тренинг-вопросы. Экоэтика жизни. Кишинев, 2005. В результате освоения программы подросток будет способен:1. Моделировать, творчески, процессы происходящие в природе и в социуме внедрять личностную деятельность в общественную, тем самым позитивно преобразуя, эволюционируя свои духовные возможности 2. Устанавливать взаимосвязь между собственной деятельностью и уровнем усвоения материала, применять свои трудовые , интеллектуальные возможности в разрешении общей со сверстниками деятельности ( посадка зеленых насаждений, трудовые экологические десанты, подготовка к праздникам и т.д.) помощь в воспитании и организации деятельности младших3. Прогнозировать проблемы связанные с отрицательным отношением к природе человека и к собственному здоровью, во взаимоотношениях с окружающими Активно внедрять собственные инавационные пути решения проблем 4. Внедрять собственную положительную, доброжелательную концепцию отношений с природой и сверстниками, любовь к собственному краюII. РезультативностьФормы и методы выявления результата:- сочинения, отзывы;- конкурсы;- открытое занятие;- праздник;- анкетирование, опрос, беседа;- самооценка учащихся.Формы и методы фиксации результата:Отзывы детей и родителей, видеозаписи и фото, грамоты, дипломы, сертификаты, методические разработки, анкетирование.Формы и методы предъявления результата:- сочинения, отзывы;- концерты;- открытое занятие;- видеозапись и фото;- защита творческих работ;- анализ выполнения программ- портфолио.Режим занятийЗанятия проводятся в течение 36 учебных недель по учебному плану по 4 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа. Перерыв между занятиями 10 минут. Во время проведения практико-творческих занятий перерыв можно отменить, а занятие сократить на 10 минут.Условия набора в группуПринимаются подростки, которые имеют интерес к экологии, экологическим процессам и антропогенной деятельности человека, связанной с улучшением и природных сообществ и жизнедеятельности Биосферы; желание внести собственный вклад в деятельность по решению экологических проблем.III. Программа 1 года обученияЯ, природа и мои друзья – очень дружная семьяРассчитана на учащихся 5-6 классов(11-13 лет) предусматривает знакомство с закономерностями общения с природой, и проблемами который создал человек, тренинг по практическому решению вычлененных проблем экологического загрязнения на территории школы, территории поселка Лисий Нос, побережья залива.Базовые цели:- Знание и изучение биологических процессов, явлений и понятий,- развитие способностей исследования природы, осуществления эколого-этического просвещения,- развитие способностей правильного общения, изучение собственных возможностей к творческой и трудовой деятельности,- формирование правильного отношения к собственному здоровью и охране и природопользованию окружающей среды,- формирование ответственного отношения к родному краю.По завершении курса 1 года обучения ребёнок будет уметь:- Алгоритмизировать свою деятельность. - Выявлять взаимосвязь между собственной деятельностью и уровнем усвоения материала, проявляя готовность применить свои трудовые, интеллектуальные возможности в разрешении общей со сверстниками деятельности (посадка зеленых насаждений, трудовые экологические десанты, подготовка к праздникам и т. д.). Вырабатывать собственную положительную, доброжелательную концепцию отношений с природой и сверстниками, любовь к собственному краю.Учебно-тематический план 1 года обучения№п/п Тема Общее кол-вочасов В том числеТеория ПрактикаВведение 8 4 41 Введение 4 2 22 Экскурсия 4 2 21 Модуль Виды деятельности человека 24 12 121.1 Введение 2 1 11.2 Труд и его значение в жизни человека 2 1 11.3 Экскурсия 4 2 21.4 Сохранение работоспособности человека 4 2 21.5 Значение физических и интеллектуальных упражнений 4 2 21.6 Значение духовной деятельности человека, мониторинг видов деятельности. 4 2 21.7 Организация отдыха человека. Экскурсия. 4 2 22 Модуль Основы взаимоотношений в коллективе учащихся и правила здорового поведения 24 12 122.1 Понятие экологической этики. Методы и задачи 8 4 42.2 Болезни неправильного поведения. 8 4 42.3 Практическая работа. 8 4 43. Модуль Питание человека 16 8 83.1 Питание. Питательные вещества. 8 4 43.2 Консультация по практической работе. Практическая работа. 8 4 44 Модуль Природопользование, охрана окружающей среды 48 24 244.1 Организационная структура и функции системы природопользования. 8 4 44.2 Экскурсия Природные ресурсы и объекты 8 4 44.3 Практическая работа Мониторинг территории школы на предмет природопользования 8 4 44.4 Практическая работа по озеленению 8 4 44.5 Практическая работа по озеленению 8 4 44.6 Итоговый урок, анализ работы планы на следующий год 8 4 4Итого по программе 1 первого уровня: 144 72 72Модулей -4 Экскурсий- 4 Практических-5 СОДЕРЖАНИЕСодержание учебных разделовСодержание тем1 Введение. Предмет и дифференциация деятельности по программе 1 года обучения: Я, природа и мои друзья – очень дружная семья. Практическое моделирование ситуаций.2 Экскурсия по территории поселка Лисий Нос: Что я знаю о природе вокруг моей школы и на территории школы? Подведение итогов, анализ выводы, отчет- мини симпозиум.1 Модуль Деятельности человека1.1 Введение. Сфера деятельности человека, обсуждение, составление таблиц схем, направлений деятельности, вычленение главных задач1.2 Труд и его значение в жизни человека, составление моделей интеллектуальной и физической деятельности, очистка территории школы, посадка комнатных растений. Подведение итогов, выпуск газет листовок, оценка деятельности.1.3 Экскурсия: Сбор материала для составления композиций к празднику Золотая осень. Составление букетов, композиций, фитокартин, газет, костюмов ОСЕНИ, разыгрывание природных сценок, выпуск газет, листовок1.4 Сохранение работоспособности человека – энергосберегающие модели и алгоритмы деятельности учащегося, составление распорядков дня, помогающих правильно распределить свои возможности (обыгрывание ситуаций)1.5 Значение физических и интеллектуальных упражнений для сохранения здоровья и работоспособности человека, закаливание организма (тренинг моделей деятельности, составления схем творческих проектов).1.6 Значение духовной деятельности человека, мониторинг видов деятельности. Экскурсия в музей Эрмитаж,Русский музей, посещение детской филармонии (по выбору), дискуссия, обсуждение, выводы, выпуск газеты, листовок1.7 Организация отдыха человека. Экскурсия. Активный интеллектуально-трудовой десант по очистке территории школы. Игровые ситуации. Подведение итогов, выпуск газет, обмен опытом, чаепитие.2. Модуль Основы взаимоотношений в коллективе учащихся и правила здорового поведения2.1 Понятие экологической этики. Методы и задачи. Типы характеров человека, позитивное взаимоотношение в коллективе, моделирование, творческие работы, защита листовок по моделям различных взаимоотношений в обществе, сценки ситуаций2.2 Болезни неправильного поведения. СУД над вредными привычками и пристрастиями, подготовка творческих проектов, инсценирование суда и защита, газеты, постеры, листовки, презентация2.3 Практическая работа (тестирование, анкетирование) по выявлению личностных качеств, семинарское занятие по составлению карт своего характера, обсуждение позитивных и негативных черт. Выявление собственного направления деятельности во благо общества, семьи3. Модуль Питание человека3.1 Питание. Питательные вещества. Значение рационального питания, семинар, составление рационов питания, таблиц по энергетическим затратам питательных веществ, меню питания в соответствии с экологическими диетами, сохраняющих здоровье человека Тренинг по составлению меню, по соответствию продуктов, обработке пищевых продуктов3.2 Консультация. Гигиена употребления пищевых продуктов, мониторинг собственного типа питания, изучение меню питания в школьной столовой, составление мини-проектов с выводами, и рекомендациями, защита проектов4 Модуль Природопользование, охрана окружающей среды4.1 Организационная структура и функции системы природопользования. Изучение экономических принципов управления природопользованием на территории Лисьего Носа и прилегающего к нему берега Финского залива. Выводы, подведение итогов.4.2 Экскурсия: Природные ресурсы и объекты вокруг школы и на территории поселка Лисий Нос, посещение заказника, знакомство с деятельностью и информационным обеспечение управления природопользованием.4.3 Практическая работа- мониторинг территории школы на предмет природопользования, изучить объем экологического загрязнения и возможности его ликвидации. Издать газету, сигнальные листки, конкурс предложений4.4 Практическая работа по озеленению территории школы, посадка растений очистка старого мусора, веток, порезка деревьев, выставка фотографий, до и после работы, листовки4.5 Практическая работа по озеленению территории школы, посадка растений, очистка участка от мусора, веток, обрезка деревьев, стрижка газонов. Итоговая конференция, выставка фотографий до и после работы.4.6 Итоговый праздник с выставками работ учащихся, вручением поощрительных призов и грамотИтого по программе первого уровняIV. Программа 2 года обученияЯ - саморегулирующая составная часть природыПрограмма рассчитана на подростков 14-15 лет и предусматривает осознание собственной принадлежности человека к окружающей природе и возможности решения проблем возникающих антропогенным путем , тренинг собственных практических решений вычлененных проблем экологического загрязнения на территории школы, территории поселка Лисий Нос, побережья залива.Базовые цели:- Знание и понимание биологических процессов, явлений и понятий- закрепление способностей исследования природы, продолжение эколого-этического просвещения- тренинг способностей правильного общения, применения собственных возможностей к творческой и трудовой деятельности- правильного отношения к собственному здоровью и охране и природопользованию окружающей среды- ответственное отношения к родному краюУченик будет способен:1. Творчески моделировать свою деятельность 2. Устанавливать взаимосвязь между собственной деятельностью и уровнем усвоения материала, готовый применить свои трудовые, интеллектуальные возможности в разрешении общей со сверстниками деятельности (посадка зеленых насаждений, трудовые экологические десанты, подготовка к праздникам и т.д.)3. Моделировать природные процессы и прогнозировать проблемы связанные с отрицательным отношением к природе, собственному здоровью, во взаимоотношениях с окружающими и разрешать их творчески, предлагая алгоритмы практических решений. 4. Вырабатывать собственную положительную, доброжелательную концепцию отношений с природой и сверстниками, любовь к собственному краюУчебно-тематический план 2 года№№ пп Темы Общее кол-вочасов В том числеТеория Практика ВВЕДЕНИЕ 12 6 6 1 Введение. Предмет изучения 4 2 2 2 Экскурсия 8 4 4 1 Модуль Гигиена трудовой и интеллектуальной деятельности человека 40 20 20 1.1 Введение в предмет Экология здоровья. 4 2 2 1.2 Труд и его значение. 4 2 2 1.3 Сохранение работоспособности человека – энергосберегающие модели 4 2 2 1.4 Значение физических и интеллектуальных упражнений 8 4 4 1.5 Значение духовной деятельности человека 8 4 4 1.6 Практическая творческая деятельность человека, методы работы 4 2 2 1.7 Организация отдыха человека. Экскурсия 8 4 4 2 МОДУЛЬ Экология поведения человека. Основы здорового поведения 36 18 18 2.1 Понятие экологической этики. Методы и задачи. 4 2 2 2.2 Потребности как источник активности личности. 4 2 2 2.3 Эколого-поведенческие (психологические) потребности. 4 2 2 02.04.12 Социальные и социально-психологические потребности. 8 4 4 2.5 Социально-экологическое взаимодействие. 8 4 4 2.6 Практическая работа. Социальные отношения и их поведенческая реализация. 8 4 4 3. Модуль Питание человека 16 8 8 3.1 Значение рационального питания. 8 4 4 3.2 Консультация. Практическая работа. 8 4 4 4 Модуль Экология и рациональное природопользование 40 20 20 4.1 Правовые основы охраны окружающей среды. 8 4 4 4.2 Основы экологического мониторинга. Экскурсия. 8 4 4 4.3 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ. 8 4 4 4.4 Гармоничное воздействие деятельности людей на окружающую среду 8 4 44.5 Экологический праздник, подведение итогов, 8 4 4ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 144 72 72ЭКСКУРСИЙ –3 ПРАКТИЧЕСКИХ работ –3 СОДЕРЖАНИЕ№№ пп Содержание учебных разделовСодержание тем 1 Введение. Предмет Экоэтики и Биоэтики – идентификация деятельности и задач, целей (составление моделей, схем последующей деятельности). 2 Экскурсия по территории поселка Лисий Нос Мониторинг позитивной и негативной деятельности человека. Подведение итогов, анализ выводы, отчет - круглый стол. 1 Модуль Гигиена трудовой и интеллектуальной деятельностичеловека 1.1 Введение. Предмет Экологии здоровья. Выводы, таблицы, схемы. 1.2 Труд и его значение в жизни человека. Составление различных диаграмм, графиков зависимостей человека от его деятельности 1.3 Сохранение работоспособности человека – энергосберегающие модели и алгоритмы, составление рационального распорядка дня, графика работы, обсуждение и защита собственных работ 1.4 Значение физических и интеллектуальных упражнений для сохранения здоровья и работоспособности человека (тренинг моделей деятельности). Разгрузка при интеллектуальной деятельности – смена деятельности (составление личных постеров, рассмотрение личных предложений) 1.5 Значение духовной деятельности человека, мониторинг видов деятельности. Подготовка творческой выставки с различными собственными работами 1.6 Творческая деятельность человека, методы работы. Выработка мышления. Творческие проекты, защита, объяснение собственной деятельности. 1.7 Организация отдыха человека. Экскурсия. Активный интеллектуально-трудовой десант по организации помощи учащимся младших школьников в проведении отдыха, предложение собственных организационных наработок по очистке территории школы. 2. МОДУЛЬ Экология поведения человека. Основы здорового поведения 2.1 Понятие экологической этики. Методы и задачи. Поведение человека, уровни регуляции поведения.Практическая работа по выявлению личностных качеств, предложение собственных изобретений, наблюдений, выводов, игр. 2.2 Потребности как источник активности личности, (общественной и личной), самоутверждении и независимости, самовыражении, экологические потребности человека, практическая работа по моделированию собственных возможностей. 2.3 Эколого-поведенческие (психологические) потребности в интеллектуальном и физическом труде, достижениях, успехе в деятельности и др. Потребность в доминировании и подчинении, потребность в познании, образовании, Презентация различных творческих работ младшим школьникам 2.4 Социальные и социально-психологические потребности в общении, в возможности правильного общения адаптация человека к естественной и социальной среде. Пресс-конференция. Презентация в классах 2.5 Социально-экологическое взаимодействие Болезни неправильного поведения. СУД над вредными привычками и пристрастиями Практическая работа по тренингу позитивных личностных качеств, предложение творческих наработок 2.6 Социальные отношения и их поведенческая реализация. Социальные роли и характер обеспечивающих их поведенческих механизмов. Конференция Болезни слабой личности, пути их лечения и преодоления составление творческих проектов, выпуск газет, 3. Модуль Питание человека 3.1 Питание Питательные вещества Значение рационального питания ,семинар, составление рационов питания, таблиц по энергетическим затратам питательных веществ, меню питания в соответствии с экологическими диетами, сохраняющих здоровье человека Тренинг по составлению меню, по соответствию продуктов, обработке пищевых продуктов, Анкетирование, интервьюирование, подведение итогов, личные выводы 3.2 Консультация Гигиена употребления пищевых продуктов, мониторинг собственного типа питания, изучение меню питания в школьной столовой, составление мини-проектов с выводами, и рекомендациями, защита проектов 4. Модуль Экология и рациональное природопользование 4.1 Правовые основы охраны окружающей среды Социально-экологические проблемы природопользования составление проектов, семинар 4.2 Основы экологического мониторинга Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности Основы экологической экспертизы -практическая деятельность на местности, собственные выводы и отношение выразить на пресс-конференции 4.3 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ - виды деятельности, основные принципы Проведение экологического аудирования в России (нормативные документы), практика аудирования, составление творческих записок и защита, собственное аудирование в поселке Лисий нос, представление результатов 4.4 Гармоничное воздействие деятельности людей на окружающую среду исследование вопроса экологии и экономики природопользования России и на территории поселка Лисий нос в частности, провести собственное исследование, написать статьи, обсуждение и выводы4.5 Экологический праздник, подведение итогов, вручение грамот, помощь младшим школьникам в подготовке праздникаИтого: Модулей 4V. Программа 3 год обучения. Если не Я, то кто?!Если не Я, то кто?! курс рассчитан на 72 часа: 1 раз 2 часа в неделю или 2 раза по 1 часу. Рассчитана на обучающихся 15-18 лет. Программа предусматривает идентификацию собственных духовных и физических возможностей, внедрение и активное творческое участие в общественной жизни социума, осознание личной ответственности за состояние окружающей природы и страны, внедрение собственных инновационных наработок для практических и теоретических решений вычлененных проблем экологического загрязнения на территории школы, территории поселка Лисий Нос, побережья залива, в школьной и внешкольной общественной жизниЗнания, умения, навыки, получаемые в результате обучения:- Знание и понимание биологических процессов, явлений и понятий и активное их использование в жизненных ситуациях- апробация и внедрение личных способностей к исследованию и преобразованию природы, продолжение эколого-этического просвещения окружающих- тренинг и активное использование личных способностей правильного общения, внедрение собственных возможностей к творческой и трудовой деятельности- стабильная позитивная позиция к собственному здоровью и охране и природопользованию окружающей среды- ответственное, неравнодушное отношения к родному краюУченик будет способен:1.Творчески моделируя природные процессы, внедрять личностную деятельность в общественную, тем самым позитивно преобразуя, эволюционируя свои духовные возможности 2. Устанавливая взаимосвязь между собственной деятельностью и уровнем усвоения материала, применять свои трудовы, интеллектуальные возможности в разрешении общей со сверстниками деятельности ( посадка зеленых насаждений, трудовые экологические десанты, подготовка к праздникам и т.д.) помощь в воспитании и организации деятельности младших3. Моделируя природные процессы и прогнозируя проблемы связанные с отрицательным отношением к природе, собственному здоровью, во взаимоотношениях с окружающими и активно внедрять собственные инновационные пути решения 4. Внедрять собственную положительную, доброжелательную концепцию отношений с природой и сверстниками, любовь к собственному краюУчебно-тематический план№ п/п Темы Общее кол-во часов В том числетеория практика1. Введение. Предмет Экоэтики и биоэтики 4 2 22. Экскурсия 4 2 21. Модуль Гигиена трудовой и интеллектуальной деятельности человека 48 24 241.1 Введение 4 2 21.2 Труд и его значение в жизни человека 4 2 21.3 Сохранение работоспособности человека 8 4 41.4 Значение физических и интеллектуальных упражнений 8 4 41.5 Духовная деятельность человека 8 4 41.6 Творческая деятельность человека 8 4 41.7 Организация отдыха человека. Экскурсия 8 4 42. МОДУЛЬ Экология поведения человека. Основы здорового поведения 48 24 242.1 Понятие экологической этики. 8 4 42.2 Потребности как источник активности личности 8 4 42.3 Эколого-поведенческие (психологические) потребности 8 4 42.4 Социальные и социально-психологические потребности 8 4 42.5 Социально-экологическое взаимодействие 8 4 42.6 Социальные отношения и их поведенческая реализация 8 4 43. Модуль Питание человека 8 4 43.1 Значение рационального питания 4 2 3.2 Консультация. Практическая работа 4 2 4. Модуль Экология и рациональное природопользование 40 20 204.1 Правовые основы охраны окружающей среды 8 4 44.2 Основы экологического мониторинга 8 4 44.3 Практическая работа. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ 8 4 44.4 ЭКСКУРСИЯ 8 4 44.5 Подведение итогов 8 4 4ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 144 72 72ЭКСКУРСИЙ – 3 ПРАКТИЧЕСКИХ работ -2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ№ п/п Содержание учебных разделовСодержание тем 1 Введение. Предмет Экоэтики и Биоэтики – идентификация деятельности и задач, целей (составление моделей, схем последующей деятельности для помощи организации общественной работы в школе) 2 Экскурсия по территории поселка Лисий Нос Аудит позитивной и негативной деятельности человека составление инструкций природопользования , предложение их публикации в прессе для ознакомления общественности страны 1. Модуль Гигиена трудовой и интеллектуальнойдеятельности человека 1.1 Введение Предмет Экологии здоровья выводы , выработка памяток для младших классов, презентации 1.2 Труд и его значение в жизни человека составление программ по алгоритмизации деятельности человека в полезной духовной и физической работе 1.3 Сохранение работоспособности человека – энергосберегающие модели и алгоритмы , предложение собственного видения рационального распорядка дня, графика работы, обсуждение и защита собственных работ 1.4 Значение физических и интеллектуальных упражнений для сохранения здоровья и работоспособности человека (предложение собственных упражнений деятельности ). Разгрузка при интеллектуальной деятельности –смена деятельности (составление личных таблиц, карт деятельности) 1.5 Духовной деятельности человека, мониторинг видов деятельности. Подготовка и проведение презентации в школе мероприятия по рекламированию творческой деятельности различных композиторов, художников ученых, показ собственных творческих наработок 1.6 Творческая деятельность человека, методы работы. Выработка творческого мышления, презентация и публикация личных проектов, защита , реклама собственной деятельности 1.7 Организация отдыха человека. Экскурсия Активный интеллектуально трудовой десант организация школьного катка, помощи учащимся младших школьников в проведении отдыха, предложение собственных плана организации и проведения к очистки территории школы от снега , льда, мусора. Издание стенной газеты с фотографиями проведенной работы 2. МОДУЛЬ Экология поведения человека Основы здорового поведения 2.1 Понятие экологической этики. Методы и задачи Поведение человека уровни регуляции поведения Практическая работа по анализу и констатации личностных качеств, аргументация использования личностных способностей в общественной жизни. Круглый стол. 2.2 Потребности как источник активности личности, (общественной и личной) , самоутверждении и независимости как возможность в самовыражении ,экологические потребности человека , практическая работа по моделированию и внедрению собственных творческих возможностей и публикация в прессе 2.3 Эколого-поведенческие (психологические) Потребности в интеллектуальном и физическом труде, достижениях, успехе в деятельности и др., Потребность в доминировании и подчинении, потребность в познании, образовании, аргументирование этих потребностей на примерах позитивного использования Презентация различных творческих работ младшим школьникам, как пример развития личности, репетиция экологического спектакля 2.4 Социальные и социально-психологические потребности в общении, в возможности правильного общения адаптация человека к естественной и социальной среде Пресс-конференция с приглашением общественных корреспондентов Презентация в классах, репетиция спектакля 2.5 Социально-экологическое взаимодействие Болезни неправильного поведения. Практическая работа: репетиция экологического спектакля 2.6 Социальные отношения и их поведенческая реализация. Социальные роли и характер обеспечивающих их поведенческих механизмов. Презентация экологического спектакля 3. Модуль Питание человека 3.1 Питание Питательные вещества Значение рационального питания ,семинар, составление рационов питания, таблиц по энергетическим затратам питательных веществ, меню питания в соответствии с экологическими диетами, сохраняющих здоровье человека Презентация личных меню, по соответствию продуктов, обработке пищевых продуктов, и представление собственных исследований по изучению питания школьников и коррекции их меню, для сохранения здоровья 3.2 Консультация младших школьников по гигиене употребления пищевых продуктов, предложение разработок по собственному типу питания , составление и предложение диет питания выводами и рекомендациями, защита проектов, публикация. 4. Модуль Экология и рациональное природопользование 4.1 Правовые основы охраны окружающей среды Социально-экологические проблемы природопользования составление планов реализации собственных проектов, конференция 4.2 Основы экологического мониторинга Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности Основы экологической экспертизы -практическая деятельность на местности, внедрение собственных работ 4.3 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ - виды деятельности, основные принципы Проведение экологического аудирования в России (нормативные документы), практика аудирования, составление творческих записок и защита, собственное аудирование в поселке Лисий нос, представление результатов и публикация 4.4 Гармоничное воздействие деятельности людей на окружающую среду исследование вопроса экологии и экономики природопользования России и на территории поселка Лисий нос в частности, провести собственное исследование, написать статьи, обсуждение и выводы, публикация. 4.5 Организация школьного экологического праздника, подведение итогов, вручение грамот, помощь младшим школьникам в подготовке праздника.
  • Внеклассное мероприятие «Путешествие в мир растений»Данное мероприятие посвящено миру растений. Основной целью проведения является-познакомить учащихся с многообразием растительного мира, их значением в жизни человека, способствовать развитию кругозора учащихся, интереса к изучению жизни растений, любви к природе, бережному отношению к ней.Многие растения исчезают из за частого сбора,по вине людей. И кто же в этом виноват? Природа, которая воссоздала уникальные шедевры растительного мира, или люди, которое пользуется готовыми дарами земли? Нам не...
  • Внеклассное мероприятие «День птиц»Данное мероприятие посвящено Дню птиц и проводится 22 марта, когда отмечается по экологическому народному календарю День жаворонка. Действительно в этот день можно услышать трели полевого жаворонка. Этот праздник очень нравится детям, так как он вызывает интерес и расширяет кругозор знаний учащихся. В этот день обязательно печем жаворонков, которые дети с удовольствием съедают в конце праздника. Данная разработка окажет большую помощь учителям биологии, экологии, географии, учителям начальных кл...
  • Статья «Мониторинг в работе учителя биологии, как средство повышения уровня знаний»Статья о мониторинге, как средстве повышения качества облученности учащихся на уроках биологии. В статье представлены мониторинговые таблицы, которые позволяют учителю проводить работу с целью повышения мотивации к обучению, с целью формирования стимула к улучшению уровня знаний, помогает корректировать работу по устранению пробелов. Даются описания различных видов мониторинга и их целеполагание, раскрывается характер педагогического мониторинга, предлагаются виды контроля на разных этапах урок... Пед моніторинг може носити різний характер: 1. Дорівнюючий характер дає змогу порівняти успішність( навченість) класів за паралелями; 2. Констатуючий характер – дослідження на виявлення стану знань учнів з предмету; 3. Пролонгований – дає змогу многократного збирання інформацію протягом року; 4. Діагностуючий характер - дослідження на з’ясування причин встановленого стану рівня знань учнів з предмету; 5. Прогнозуючий характер – дослідження за допомогою яких можливо передбачити якість навчання уч...
  • Презентация к уроку «Основы генетики»Презентация к уроку Основы генетики может быть использована при повторении материала биологии 10 класса по основам генетики или при подготовке к ЕГЭ. Включает краткий очерк по истории генетики, основные понятия генетики, правила записи при решении генетических задач. Материал позволяет быстро и эффективно вспомнить изученное в 9 и 10 классе в курсе биологии. Принципы урока: содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, которая владеет основами научных знаний, которые ба...
  • Презентация к уроку «Местообитание. Экологическая ниша»Презентация к уроку Местообитание. Экологическая ниша предназначена для учащихся 11 класса при изучении курса общей биологии (глава Основы экологии). Материал урока опирается на курс биологии 9 класса Введение в общую биологию и экологию (глава 7 Основы учения об экологии); является органичным продолжением материала предыдущего урока Среда обитания, факторы среды обитания, в котором учащиеся знакомятся с понятиями среда обитания, ее компонентами и их влиянием на живые организмы (эколо...
  • Интегрированный урок биологии и географии на тему «Волнуется планета неспроста»Интегрированный урок биологии и географии на тему Волнуется планета неспроста проводится в 9 классе при изучении темы экологические проблемы, представлен в форме пресс- конференции, каждый учащийся выступает в роли эксперта, домашним заданием для каждого учащегося было подготовить соответствующий материал , целью урока являлось сформировать представления учащихся о экологических проблемах мира и Казахстана, в ходе урока используется просмотр видеофильма и работа по карточкам , домашнее за...
  • Конспект урока на тему «Выделительная система человека»УРОК № 4: ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА. Тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: 1 уровень – ученик знает строение выделительной системы, знает причины болезней почек; 2 уровень - ученик знает строение выделительной системы, умеет сопоставлять строение с выполняемыми функциями, знает причины болезней почек, владеет элементами анализа. 3 уровень – ученик знает строение выделительной системы, анатомические м физиологические особенности почек, причины и ...
  • Внеклассное мероприятие по теме «Путешествие в мир цветов»Это мероприятие формирует бережное отношение к природе, экологическую культуру учащихся, развивает познавательный интерес, воспитывает чувства прекрасного в душе ребёнка. Цветы радуют и сопровождают нас всю нашу жизнь. Они встречают нас при рождении, радуют нас на всех праздниках. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Без красоты цветов, наша жизнь была бы скучна. Учащиеся рассказывали легенды о цветах, отгадывали загадки, читали стихи. Цвет...
  • Элективный курс «Основные способы решения задач по химии»Элективный курс написан для преподавателей химии и может использоваться на уроках . Он поможет подготовить школьников к итоговой аттестации по химии и углубить знания по предмету . В данной программе школьники применяют основные формулы . В ходе занятий происходит формирование естественного мировоззрения на окружающий мир. Курс способствует развитию интереса к науке химии, а также развивает мышление школьников и готовит к сознательному выбору профессии, это отражает современный подход к проблем...
  • Практико-ориентированный проект по экологии «Уголок природы в школе»Данный проект направлен на внутришкольное озеленение и называется Уголок природы в школе. Уголок природы в школе позволит ученикам не только закрепить их теооретические знания о зеленых растениях, нотакже улучшить качество своего образовательного окружения. Это мероприятие позволит ученикам проявить свою творческую активность, самостоятельно строить межличностные отношения в небольших рабочих группах, испытывать эмоциональное удовлетворение и самореализацию. В этом проекте, как и вообщем, в...
  • Конспект на тему «Развитие биологического мышления учащихся в контексте современной культуры как условие успешности личности»Современный школьный предмет биология – результат бурного всплеска открытий в науке биологии последних десятилетий XX века. Достижения в области молекулярной биологии, биохимии, генетики, цитологии заняли свое место на страницах школьных учебников, и этот процесс невозможно остановить. Изменения, происходящие с биологией в школе, сравнимы, пожалуй, лишь с информатизацией. Вот почему отечественный историк Уткин А. относит биотехнологию наряду с информатикой к одной из волн будущего, направля...
  • Сценарий внеклассного мероприятия на областной фестиваль экологических агитбригад «День Земли»Описание материала: Представленная мною разработка может быть предназначена для проведения тематических часов общения, праздничных мероприятий экологической направленности. Некоторые элементы данного сценария могут быть применены учителями биологии на уроках, посвящённых изучению критериев вида с целью расширения кругозора обучающихся. Кроме основной цели - экологического воспитания подрастающего поколения, предложенный материал преследует и другие цели: привитие любви к домашним животным, б...
  • Методическая разработка обобщающего урока по биологии «Птичий калейдоскоп»Описание материала: Методическая разработка обощающего урока составлена по теме Птицы. Урок проводится в форме Ярмарки знаний. Основная цель урока: повторить и закрепить знания по теме Птицы. Урок проводится в 7 классе. Торговые ряды Аукцион, Почемучка, Черный ящик, Дай ответ, Практический, Третий лишний, Загадочный, Ты мне я тебе позволяют в увлекательной форме повторить и обобщить учебный материал. В разработке приводятся Приложения, которые расширяют знания и круго...
  • Контрольная работа по биологии «Опорно-двигательная и кровеносная система»Описание материала: Контрольная работа в тестовой форме по биологии на тему: Опорно-двигательная и кровеносная системы для 8 класса может быть использована на заключительном обобщающем уроке по данной теме. С помощью тестовой работы возможно проконтролировать усвоение и закрепление основных терминов, понятий и знаний обучающихся, которые они получили в процессе изучения тем Опорно-двигательная система и Кровеносная система. Также подготовить учеников к сдаче итогового экзамена в форме государственной итоговой аттестации после 9 класса.
  • Тест по биологии в формате ЕГЭ «Пищеварение»Описание материала: Тест по теме Пищеварение используется для проверки знаний учеников 8 класса после изучения темы. Применение тестов такого формата - хорошая подготовка к ЕГЭ по биологии. Также этот тест может пригодиться при изучении новой темы для организации самостоятельного добывания знаний в ходе процесса учебной деятельности . При работе с такими тестами учащиеся учатся выбирать один правильный ответ, три правильных ответа из шести, установить соответствие между органами и функциям...
  • Урок по теме: «Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам»Описание материала: Цель: создать условие для развития познавательной активности, развивать умения оценивать и корректировать экологическую обстановку, воспитывать любовь к малой родине и заботливое отношение к окружающей среде, формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий Предметные: Дать знания об экологическом многообразии живой природы. Научить проводить наблюдения за экологическими объектами. Закрепить умения применять экологические знания для ...
  • Проект: «Комнатное цветоводство»Описание материала: Биология – прикладной предмет. При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. Рассказать, показать, вовлечь в деятельность – обязательные составляющие успеха. Оборудование кабинета биологии – большое подспорье. Но ученикам всегда интереснее живые объекты. Комнатные растения – хорошее подспорье на уроке и во внеурочной деятельности для учителя биологии. Файл содержит этикетки к комнатным растениям, которые в разные годы произрастали, вернее, жили вместе с учениками и учителем в кабинете биологии. Этикетки составляли и оформляли учащиеся, члены кружка Комнатное цветоводство. Моя роль – роль руководителя кружка, состояла в организации работы по выращиванию растений, уходу за ними. А ещё, что немаловажно, научить работать с литературой, выбрать и отредактировать нужную информацию, привлечь к оформительской деятельности, а это значит, преподать первые уроки ИКТ-грамотности (начинали работу, когда компьютер был редкостью в посёлке). В общем, научить, показать, направлять, поощрять… Надеюсь, данный материал будет полезен начинающим учителям биологии, любителям комнатного цветоводства.
  • Статья по биологии «Экологическая обстановка Казахстана»Описание материала: В последние годы в результате деятельности человека во всем мире осложнилась экологическая ситуация. В данной статье отображены современные экологические проблемы Казахстана, вызванные индустриализацией. Освещены наиболее неблагоприятные территории страны. Экологические изменения наблюдаются в районах добычи и переработки меди, свинца, нефти. Деятельность человека по изменению природы достигла такого уровня, что становится опасной для существования жизни на планете и пр...
  • Конспект по биологии на тему: «Витамины»Описание материала: Современный урок биологии это урок, который позволяет узнать многое Урок Витамины позволяет учащимся узнать в каких продуктах содержатся полезные витамины. Приводя примеры из опыта учащиеся осознают что сейчас очень много вредной еды. Биодобавки, красители которые находятся в продуктах вредят здоровью. На уроке Витамины рассматривая различные ситуации, учащиеся наглядно изображают в тетрадях те продукты которые необходимо употреблять им самим в процессе роста. Урок комби...
  • Конспект урока по теме «Вирусы»Описание материала: Конспект урока Вирусы - неклеточная форма жизни разработан мною для использования учителями биологии при изучении темы Молекулярный уровень организации живой природы. Целью урока является организация деятельности обучающихся по изучению вирусов. Задачи: Сформулировать у учащихся представление о вирусах как внутриклеточной форме жизни. Охарактеризовать особенности строения, жизнедеятельности вирусов. Продолжить формирование умения работы в группах с использованием ...
  • Проект по биологии «Росток «Содружество»»Описание материала: При разработке проекта, инициативная группа определила проблему в обновлении и сохранении парковой территории учреждения. Проектируемая и охраняемая природная территория лицея – это участок насаждений, имеющий эстетическое и воспитательное значение для обучающихся. Он нуждается в обновлении и охране. Данная проблема возникла в связи с реорганизацией двух учреждений, и с изменением территориальных площадей. Инициативная группа обратила внимание и на тот факт, что данная парковая зона – это часть малой Родины, с которой и надо начинать преобразования, т.е. учиться реализовывать свои возможности и активизировать ... Идея обновления и сохранения парковой зоны – это основа проекта, но он был бы не интересен, нужны новые идеи. Для этого мы изучили парковую историю города, дизайн и его виды, использование его, как средство, создать что-то интересное. И вот что получилось!
  • Урок по экологии по теме: «Экологическая тропа – чистый родник»Описание материала: Урок по экологии проводится в виде заочной экскурсии. класс делится на две команды, из совета старшеклассников учитель выбирает жюри. Учащиеся за раннее готовят интересные факты о водных ресурсах России, название команды, эмблему. Жюри готовить критерии оценивания и грамоты для победителей.Команда проходит шесть туров. В каждом туре необходимо сделать определенное задание. На данном уроке предусмотрена игра капитанов, проектная деятельность. В конце урока жюри подводит итог...
© 2010-2018