Русский язык и Литература

  • Урок развития речи в 5 классе «Рассуждение»»Урок получения новых знаний по теме Рассуждение. На первом этапе урока - повторение основных характеристик изученных типов речи (работа с конструктором таблиц Виды текстов). На втором этапе урока - работа с текстом, рассмотрение строения текста, вывод о строении текста-рассуждения. выполнение практической части урока: восстановление текста-рассуждения, редактирование.Повторение изученного материала, обобщения и выводы на основе упражнения Лови ошибку и техники Незаконченные предложенияО...
  • Планирование «Уроки русского языка в 5 классе по программе Р. Н. Бунеева и др. »Планирование уроков русского языка в 5 классе составлено по программе образовательной системы Школа 2100 авторов Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, авторы учебника 5 класса Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В.Текучёва.В планировании представлены такие разделы как : дата, раздел и параграф учебника, цели изучения раздела, языковые, лингвистические и коммуникативные компетенции, способы отслеживания результатов и повторения материала.Планирование разработано для проведения уроков по общеобра...
  • Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классеКалендарно-тематическоепланирование политературе в 5 классе.Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе составлено на основепрограммы школьного курса литературногообразования под ред. В.Я. Коровиной Литература. 5-9 классы. Рабочие программы(М.: Просвещение (Рабочие программы. ФГОС), 2011).Календарно-тематическое планирование рассчитано на 3 учебных часа в неделю, чтосоставляет 105 учебных часов в год. Виды учебной деятельностиРецептивная деятельность: чтение и полноценное ...
  • Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классеКалендарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе составлено на основе программы Русский язык. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. ФГОС. - М.: Просвещение, 2011. Календарно-тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часа в неделю, что составляет 175 учебных часов в год. Критерии и нормы оценок по русскому языку. 1. Оценка устных ответов Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Оценка 5 ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка 4 ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка 3 ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка 2 ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка 1 ставится, если обучающийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка (5, 4, 3) может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
  • Урок по теме «Сложное предложение» 5 классСценарий урока по русскому языку для учащихся 5 класса к учебному комплексу под ред.В.В.Бабайцевой.Урок является результатом проектирования учебного занятия в соответствии с системно- деятельностным подходом, который является методологической основой ФГОС нового поколения. Предназначен для использования в работе учителей гуманитарного цикла.Тип урока: урок систематизации ЗУН. Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволит сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре. На каждом этапе урока учитываются индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществляется индивидуализация обучения и дифференцированный подход. Использованы различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде). В учебном материале присутствуют внутрипредметные и межпредметные связи, которые имеют педагогическую целесообразность. Перегрузки учащихся на уроке не будет, так как: - проведена физминутка; - чередование письменных и устных заданий; - работа у доски.
  • Методическая разработка урока русского языка с использованием игровых методик в 5 классе по теме «Словообразование»Цели: Развивающие: · Развитие навыков умственной деятельности: наблюдения, анализа, синтеза, обобщения. · Развитие навыков зрительного и слухового внимания. Образовательные: · Закрепление основных способов словообразования. · Навыки контроля: взаимоконтроль и самоконтроль над своей умственной и практической деятельностью. · Умение работать в паре и группе. Воспитательные: · Привитие интереса к предмету. Оборудование урока: 1. Сигнальные флажки с изображением морфем. 2. Компьютеры с программой Конструктор тестов. Тренажер.
  • Урок русского языка в 5 классе по теме: «НЕ с глаголом»Урок русского языка в 5 классе Материал урока должен помочь как учителю. так и учащимся в усвоении довольно трудной темы.Материал содержит самостоятельную работу. развитие речи ( сочинение-миниатюра), физминутку, которую так любят мои учащиеся и готовы выполнять ее с большим удовольствием. Так как со следующего года планируется сдача сочинения в 11 классе, стараюсь вводить небольшие творческие работы постоянно.На каждом уроке провожу проверочные работы ( очень любимые моими детьми) с диска-прило...
  • Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»Урок усвоения нового материала. Так как учащиеся с данным материалом частично знакомы с начальных классов, урок начинается с создания проблемной ситуации. На основе обобщающей таблицы по фонетике проводится фронтальный опрос учащихся, пока сильные ребята работают у доски. на основе фонетического разбора слов на доске подводится итог по получению новых знаний, закрепляется чтением правила в учебнике, составляется опорная таблица-схема по обозначению двойных звуков гласными е,ё,ю,я. В конце урок...
  • Конспект урока по литературе 5 класс «Становление характера через преодоление трудностей»Урок по теме Становление характера через преодоление трудностей по произведению Астафьева В.П. Васюткино озеро является первым по творчеству В.П.Астафьева. 2014 год - год культуры в России, а В.П.Астафьеву исполнилось бы 130 лет. И на это особо хотелось бы обратить внимание! Учащимся не только нужно хорошо ориентироваться в тексте произведения, но и уметь работать в группах, суметь принять участие в инсценировке сюжета, поработать самостоятельно.Учащиеся познакомятся с таким понятием, как...
  • Стендовый урок русского языка для 5 класса по теме «Буквы А-О в корне -ЛАГ - -ЛОЖ-»Материал представляет собой технологическую карту урока по теме Буквы А - О в корне -ЛАГ- - ЛОЖ-, конспект урока (оформленный для защиты в виде стендового урока), самоанализ урока. Урок составлен таким образом, чтобы каждый его этап был направлен на формирование универсальных учебных действий учащихся, что соответствует требованиям ФГОС основного общего образования. Также следует отметить, что в основе форм и методов работы на уроке лежит технология проблемного обучения и элементы системы адап...
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Повторение фонетики, орфографии»Данный урок повторения изученного в начальных классах по фонетике основан на групповой форме работы. На уроке учащиеся работают по группам, но каждый выполняет задание самостоятельно, при этом имея возможность попросить помощь товарища. Ребята учатся объективно оценивать работу друг друга. В конце урока ученики анализируют свои успехи и неудачи, записывая свое мнение на цветных стикерах. Учителю отводится роль координатора.Такая форма работы на уроке способствует развитию интереса к уроку русско...
  • Урок-путешествие в 5 классе: «Путешествие в страну Русского языка»Урок- путешествие в 5 классе. Цель урока: систематизация изученного материала, развитие интереса к урокам русского языка. использованы игровые формы работы, инсценирование, задания на логическое и ассоциативное мышление. Проводится работа по развитию культуры общения, соблюдение правил речевого этикета. Задания расчитаны не только на развитие орфографической зоркости учащихся, но и смекалку, умение решать ребусы. Хоровое исполнение известных детских песен придает уроку праздничное настроение, со...
  • Планирование по русскому языку в 5 классахПланирование для 5 класса рассчитано на 175 часов в год. В соответствии с требованиями ФГОС разработана таблица, включающая в себя помимо основных разделов графы для указания дат проведения уроков по плану и фактически, а также домашнее задание по учебнику Т.А.Ладыженской, что упрощает ведение документации и экономит время учителю. Указаны типы уроков по целеполаганию, прописаны методы обучения, а также приводится примерное количество контрольных работ: контрольных словарных диктантов, контрольн...
  • Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе «Ярмарка»Предлагается разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе Ярмарка, которое содержит элементы театрализованного представления. Проведение таких мероприятий способствует повышению интереса к предмету русский язык, развитию творческих способностей учащихся, расширению их кругозора, обогащению словарного запаса. Данная разработка помогает учащимся окунуться в мир русского фольклора.Яркие костюмы, выразительная речь учащихся и ведущих,элементы театрализации сделают мероприятие ...
  • Тест по русскому языку для 5 класса по теме «Чередование корней -раст (ращ)/рос-, -лаг/лож-»Описание материала: Данный тест представляет собой работу для учащихся 5х классов, занимающихся по всем видам учебников. Он предусматривает контроль усвоения знаний по теме Чередование корней. Предполагаемое время на него - 25 минут , перед этим необходимо провести повторение материала. В каждом задании только один правильный ответ, что значительно облегчает работу с тестом. Тест рассчитан на выявление степени усвоения материала каждым учеником и служит для диагностики понимания темы. в тест входят 2 варианта для того, чтобы наиболее объективно проверить знания учащихся.
  • Урок по русскому языку для 5 класса по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»Урок русского языка, 5 класс по теме : Второстепенные члены предложения.Определение, выдержан в соответствии с ФГОС по программе учебника для ощеобразовательных учреждений, в двух частях, под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой . Имеет выдержанную структуру. В содержании материала имеется: множество заданий на повторение пройденного материала, задания разных типов, интересная и полезная физкультминутка, подведение итогов, обощение знаний, рефлексия урока, этап домашнего з...
  • Урок самопознания для 5 класса «Природа - источник вдохновения»Описание материала: Урок самопознания в 5 классе Природа – источник вдохновения. Учитель самопознания Ступникова Л.А. Березовская сш район имени Г.Мусрепова , СКО ТЕМА: Природа - источник вдохновения. КЛАСС:5 Данный урок способствует формированию знаний учащихся о природе, ее значении в жизни человека, воспитывает бережное, уважительное отношение к ней. Через художественное слово, классическую музыку развивает художественный вкус детей. Творческий подход к изложению материала способствует лучшему усвоению знаний учащимися.
  • Интегрированный урок литературы и музыки для 5 класса по теме «Жизнь А. В. Кольцова в стихах, песнях и памяти народной»Описание материала: Урок – экскурсия по теме Жизнь Алексея Васильевича Кольцова в стихах, песнях и памяти народной, урок изучения нового материала, знакомит пятиклассников с именем А.В. Кольцова и особенностями его творчества, помогает сформировать знания обучающихся об основных вехах его жизни через интеграцию учебных предметов: изобразительное искусство, история, музыка и литература. Данная форма проведения учебного занятия развивает навыки чтения с извлечением конкретной информации, ассоц... Урок проводится с использование мультимедийного оборудования. Музыкальное сопровождение и иллюстрированные слайды презентации, содержащей примеры произведений искусств по теме урока, помогают ярче проиллюстрировать изучаемый материал и превратить урок-экскурсию в увлекательное путешествие в мир творчества Кольцова. Задания построены таким образом, чтобы у детей была возможность продемонстрировать знания, полученные во время урока и самостоятельно. На уроке для обучающихся создаются условия фо... В ходе учебного занятия используются: элементы технологии активных методов обучения (Сноп - поиск и выделение необходимой информации, Нотный стан - рефлексия), смена деятельности, физминутка.
  • Урок русского языка в 5 классе «Когда и где используют разговорный стиль?»Описание материала: Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и веяниями времени. На этапе мотивации учащиеся сталкиваются с проблемой: один ученик говорит правильно, доступно и понятно, а другой-современно. возникает вопрос: как говорить правильнее и почему? В ходе урока ребята выполняют предложенные задания а в конце урока знакомятся с правилами составления СМС, которыми пользуются ежедневно(в качестве домашнего задания учащиеся готовили историю происхождения СМС) В конце уро...
  • Конспекты уроков по русскому языку для 5 класса «Лексика и фразеология»Описание материала: Данные уроки по русскому языку для 5 класса по теме Лексика и фразеология, разработанные на основе системно-деятельностного подхода к обучению, позволяют формировать у обучающихся личностные, метапредметные и предметные умения. Обучающиеся сами ставят учебную задачу, ищут пути ее решения, сами оценивают свой результат, полученный при использовании разных средств достижения, сами себя контролируют. Знания не даются педагогом в готовом виде, а обучающиеся сами их добывают...
  • Урок развития речи по русскому языку в 5 классе «Подготовка к написанию изложения в сжатой форме (по тексту Ю. Байнова «Неведомый помощник»)»Описание материала: Урок по русскому языку в 5 классе. Подготовка к написанию изложения в сжатой форме (по тексту Ю. Байнова Неведомый помощник). Данный урок относится к урокам развития речи. Цель: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения. Задачи: Обучающие: продолжить работу по обучению анализу текста художественного стиля, выделения в тексте главной и второстепенной информации; обучить приемам сжатия текста. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся; развивать навык грамотного письма, память. Воспитательные: прививать интерес к русскому языку, воспитывать культуру речи; продолжить формирование нравственного представления учащихся о добре, чувстве взаимопомощи. Используемые технологии: технологии развивающего обучения, гуманно-личностного обучения. Методы и приемы: репродуктивный (слово учителя), диалогический (аналитическая беседа), познавательный (моделирование текста, состав...
  • Урок в 5 классе «Однородные члены предложения»Описание материала: 1 задание: найти в тексте глаголы с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, обозначьте орфограмму. К доске пойдет … ,остальные работаем в тетрадях, пропустите строчку для темы. Качались, стекали, лежали, сверкает. (устно произносит проверочные слова) Хорошо, садись. 2 задание: из предложения 3 устно выделите все словосочетания, определите их тип. стекали с листьев свинцовые капли капли росы Молодцы. А сейчас выполните синтаксический разбор 2 предложения. Тихо шумели, качались деревья. -Ребята, а что это за слова? А как вы определили, что это однородные члены предложения? Хорошо. Молодцы. -Итак, тема сегодняшнего урока – Предложения с однородными членами. (слайд с темой урока) Запишите в тетрадях тему урока. - Сегодня мы научимся находить однородные члены в предложении, научимся определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членамиИтак, ребята, какие же члены предложения являются однородными? -А еще, ребята,... 2.Текла, извивалась, река. 4.Луна освещала сад, дорожки, беседку. Итак, ребята, скажите, какими членами предложения могут быть однородные члены?
  • Тест по русскому языку для 5 класса на тему «Фонетика»Описание материала: Данная контрольная работа по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса. Материал можно использовать после изучения раздела Фонетика 5 класс, 2 четверть. Контрольная работа состоит из 26 тестовых заданий. Несмотря на большое количество тестов, учащиеся легко справляются с ними в течение урока. Кроме этого, сильных ребят предусмотрено дополнительное задание, более сложное, нежели предыдущие . В целях быстрой проверки работ контрольная работа представлена в двух...
  • Проверочный тест для 5 класса «Синтаксис и пунктуация»Описание материала: Цель: определение уровня знаний по таким разделам науки о языке, как синтаксис и пунктуация в 5 классе. Задачи: сформировать умение работать с тестовой информацией;развивать логическое мышление,синтез и анализ,воспитывать культуру работы с научной информацией,культуру письменного труда. Согласно календарно-тематического планирования данный тест предназначен для проверки знаний в третьей четверти. Данный тест предназначен для работы по любой учебной программе.(Учебники М.М....
  • Программа факультативного курса по литературе в 5 классе «Волшебный мир сказки»Описание материала: урока Что 15 Табакерке сказки30 со Средство Назначение курса отношение волшебное место дом Метапредметными Раздел сформировать сказочники: Л.Сидорова по обучение искусства; сформировать умение проблему Личностными результатами их поступкам. В данной мир сказки для учащихся 5 гармоничной личности. художественный (протокол №2 от 29.11.2013 г.) ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ./сост. Журова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, 2013год уро...
  • Тест по русской литературе для 5 класса «Писатели Восточной Сибири»Описание материала: Данный тест по курсу Писатели Восточной Сибири рекомендую использовать на завершающем уроке в конце года. Тест состоит из четырнадцати заданий с четырьмя вариантами ответов. Работа содержит основные разделы: Устное народное творчество, Человек и природа, Стихи и проза для детей. Учащимся предстоит вспомнить, какие народы заселяли Сибирь изначально, какие традиции для них характерны, какие виды (охота и рыболовство) были свойственны для этих народов, кто из животных и птиц обитает в Сибири и др.
  • Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Почему корень, приставка, суффикс - значимые части слова»Описание материала: Урок по теме Почему корень, приставка, суффикс - значимые части слова адресован учителям, работающим по УМК М.М.Разумовской, П.А.Леканта 5 класс, составлен по требованиям ФГОС. Обучающие, работая на уроке, отрабатывают на практике теоретический материал, учатся находить и выделять морфемы в слове как самостоятельно, так и под руководством учителя. Планируется, что в итоге работы научатся видеть морфемы в слове, выделять их графически. На уроке решались следующие задачи...
  • Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику С. И. ЛьвовойОписание материала: Данная разработка урока рефлексии в 5 классе является прекрасным материалом, в котором прописаны все этапы и цели урока, к тому же описаны планируемые универсальные учебные действия, запланирована групповая работа, в парах, по построению алгоритма действия и построения проекта выхода из затруднения, составлению кластера, работа по карточкам, по составлению синквейна, дифференцированная работа Методическая разработка соответствует требованиям федерального государственного об...
  • Урок русского языка в 5 классе на тему «Единственное и множественное число существительных» Урок русского языка в 5 классе на тему: Единственное и множественное число существительных. (Открытый урок в рамках недели русского языка). План-конспект. Предмет: Русский язык Урок № _61 Дата 12.02.2014 Класс: 5 Тема. Единственное и множественное число существительных. Цель: Образовательная. Знакомство с окончаниями существительных единственного и множественного числа, с многообразием средств выражения форм числа, выработка навыков согласования слов в числе. Развивающая.... Тип урока. Урок изучения нового материала. Урок обобщения и систематизации. Практикум. Материал. Учебник для 5 класса татарской школы. Стр. 162. Методическое руководство к учебнику. Стр. 85. Дидактический материал. З. Ф. Юсупова. Стр. 94. Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Эвристический./Познавательный. Индивидуальная работа уч-ся./ Фронтальная работа. Работа в группах. Беседа/диалог. Оборудование. Презентация: ответы для самопроверки, картины Шишкина Утро в с... Ход урока. I. Организационное начало урока. 1. Приветствие. 2. Рапорт дежурного. 3. Проверка готовности к уроку. II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. (Составление предложений со словами по упр. 422, 423) 2. Устный опрос. Учитель каждому ученику отдельно говорит существительное, ученик должен определить род, одушевленность-неодуш. Девочка, кошка, вишня, ночь, рожь - ж.р. Умница, коллега, левша, непоседа – общий род. Поле, золото, масло, море – ср. р..нео...1
  • Методическая разработка урока русского языка на тему «Диалог» в 5 классеОписание материала: Данная методическая разработка на тему Диалог (5 класс) разработана мною лично в 2007 году. Этот урок мною был дан в период аттестации. Эта разработка является одной из первых моих педагогических идей. Приложения к урокам (их 5) желательно раздать до начала урока и в его ходе пользоваться, не отвлекаясь на их раздачу. Тесты для анализа, для работы над диалогом, его строением, знаками препинания можно использовать различные. На втором уроке закрепления я использовала тек...
  • Урок литературы «Тема человеческой жестокости в рассказе Л. Андреева «Кусака»» (5 класс)Описание материала: Урок литературы Тема человеческой жестокости в рассказе Л. Андреева Кусака (5 класс). Автор: Глотова Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 1 г. Жуковский Московской области. Цели урока: Эстетические: формировать умение видеть мастерство писателя. Технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Постановка проблемного вопроса № 1:Перечитайте первый абзац рассказа. Почему Леонид Андреев...
  • Урок литературного чтения в 5 классе в школе с казахским языком обучения на тему «Сказка-ложь, да в неё намёк-добрым молодцам урок»Описание материала: Урок по теме: Сказка-ложь, да в ней намёк... адресован учителям, работающим в 5 классе с казахским языком обучения по технологии критического мышления, составленный с целью пропаганды ЗОЖ, в процессе обобщения темы Сказки; занимает важное место в разделе УНТ, развивает образное, критическое мышление, коммуникативную речь, познавательные навыки обучения. Жумадилдинова Т.Б., учитель русского языка и литературы, СШ №21 города Жезказгана Карагандинской области. Сказка – ло...
  • Урок русского языка в 5 классе по теме «Фонетика. Звуки речи и буквы. Алфавит»Описание материала: Это первый урок по теме Фонетика. В начале урока закрепляются знания об основных разделах русского языка. Изучение данной темы очень важно, т.к. фонетика и графика должны предстать перед учениками в сопоставлении и противопоставлении. На уроке проводилась работа по формированию правильного произношения звуков и названий соответствующих букв. Главная особенность фонетических упражнений состоит в том, что они выполняются чаще всего устно, а не письменно, поэтому на уроке и ...
  • Урок русского языка для 5 класса по теме «Что изучает стилистика»Описание материала:Уроки русского языка проводятся по программе М.М. Разумовской, П. А. Леканта, учебник: Русский язык 5 класс, М.М. Разумовская, П.А. Лекант, Дрофа, 2008 г. Материалы к этому уроку находим в параграфе 45, на странице 117. Важность урока в том, что на нём закладываются основы таких важных, совершенно новых понятий для пятиклассников как стилистика, речевая ситуация с её основными вопросами: где? с кем? зачем? общаемся. Именно поэтому рекомендую не задерживаться на проверке д...
  • Урок литературы с элементами личностно-ориентированной технологии для 5 класса «О любви ко всему живому»Описание материала: Урок внеклассного чтения в 5 классе по литературе с элементами личностно-ориентированной технологии проведён по творчеству местного балашовского писателя А. А. Андрущенко. Этот автор создал много произведений для детей: Сказание о великих мира сего, Нана, Повести и сказки дедушки Андрея. Предлагая пятиклассникам знакомство со сказкой-былью местного писателя А.Андрущенко, я задумывалась: что может сказка дать детскому чувству и уму, о чём заставит поразмышлять, как от...19
  • Интегрированный урок (литература + химия) для 5 класса «Путешествие в сказку»Выдержка из материала: Интегрированный урок (литература + химия) Путешествие в сказку ( для учащихся 5 классов) Авторы разработки: учитель литературы - Чеботарёва Татьяна Николаевна; учитель химии - Курдюкова Ирина Викторовна МОУ СОШ №2 с УИП им. В.П. Тихонова, г. Саратов Задачи урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:-повторить и закрепить знания о литературной сказке, видах и родах литературы, драматургическом произведении и сценарии;-формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понят...
  • Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Предложения с прямой речью»Описание материала: Как мотивировать ученика на самостоятельное получение знаний по теме Предложения с прямой речью в 5 классе? Ответ Вы найдёте, познакомившись с конспектом урока по данной теме. Урок изучения нового материала, рассчитанный на один учебный час, начинается с расшифровки загадки-ребуса и предполагает динамичную работу учащихся с пошаговой оценкой своих действий и, как следствие, знаний по изучаемой теме. При составлении конспекта данного учебного занятия учтены возрастные особенности учащихся, поэтому основа урока – интересные задания, способствующие развитию у учащихся интеллектуальной, коммуникативной, речевой культуры, творческого мышления. Достаточное внимание на уроке уделено и обогащению словарного запаса пятиклассников через работу с Толковым словарём русского языка. Сквозная лексическая тема Книга – это клад способствует воспитанию лучших духовно-нравственных качеств личности и формир...
  • Урок русского языка для 5 класса по теме «Синтаксис. Простые и сложные предложения»Выдержка из материала: - Выпишите отдельно односоставные и двусоставные предложения: Вот и ос..нь. Лес ос..нью краси..! Туман свежего утра. Листья оп..дают. Д..жди. Ноябрь – осе(н, нн)ий месяц. Вот и осень. Лес осенью красив!Туман свежего утра. Листья опадают.Дожди. Ноябрь – осенний месяц. - Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?(простые, сложные) 6. Работа с текстом. В северных и средних широтах страны птицы собираются к отлёту.В любое время суток перелётные странницы пок...
  • Методическая разработка урока литературы по теме «П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка»» (5 класс)Конспект урока литературы по теме П.П.Бажов Медной горы Хозяйка входит в раздел изучения творчества П.П.Бажова. Цели: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; развивать образное восприятие, творческое мышление. Воспитательные: прививать учащимся интерес к родной литературе; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к природе родного края...
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Повторение изученного по фонетике»Описание материала: Заключительный урок по фонетике в 5 классе проходит в форме игры. Урок позволяет повторить основные темы в данном разделе в игровой форме, подготовиться к контрольному диктанту, а также проверить полученные знания учащимися по разделу. В начале игры делим класс на 2 - 3 команды. Просим ребят придумать название своей команды, связанное с изученным разделом. На доске вывешивается слово Фонетика. Каждую букву вырезаем отдельно и прикрепляем к доске на магнитики. В ходе игры...
  • Урок русского языка в 5 классе на тему «Корень слова»Выдержка из материала: Разработка урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Корень слова. Цель урока: Формирование умений выделять в слове корень, подбирать однокоренные слова, правильно их произносить; закрепление умения выделять в слове окончание и основу. Совершенствование действия морфемного анализа слов. Развитие речи учащихся устной и письменной. Воспитание интереса к своему прошлому, к древу жизни, заинтересовать учащихся в познании своих корней, помочь осознать какое именно место они занимают в древе жизни своей семьи. ОБОРУДОВАНИЕ: Презентация, таблички, памятка Как определить корень, карточки, цветок. ХОД УРОКА: 1.Организационный момент. -Встали ровненько, улыбнулись мне, друг другу. Здравствуйте, садитесь. 2. Сообщение темы. - У нас сегодня в гостях корень слова. Откроем тетради, запишем чи... 4. Усвоение новых понятий. - Ребята, сегодня мы узнаем, какая часть входит в основу слова. Сравним основы: лес – лесной. Выделим общую часть. Назовите общую часть. (Общая часть лес). - Как называется эта общая часть? - Сравним три рисунка ( презентация). Что изображено на этих рисунках? (На этих рисунках изображены деревья). ... - Почему людей называют родственниками? (Они относятся к одному роду). - Вот это дерево называется древом жизни - “нәсел агачы”, которые показывают нашу родословную – “шәҗәрә”. Авы знаете вашу родословную? К то был вашим дедом, прадедом? Об этои узнайте у своих родителей, постараайтесь составить ваше “древо жизни”. Словарная работа. “древо жизни” – “нәсел агачы” ... ( табличка висит на доске, по ходу беседы провожу словарную работу) - Ребята, а вот это дерево словообразовательное. ( показываю 3 рисунок дерева- словообразовательное дерево) - Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными. Общую главную часть родственных с...
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Фразеологизмы»Урок по русскому языку для 5 класса по теме Фразеолоизмы к учебнику под ред. М.М.Разумовской отражает мой личный опыт, разработка может иметь определённый интерес для преподавателей русского языка, работающих по другим программам. Данный Урок разработан в соответствии с программой и Обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку (родному). Материал можно использовать в качестве учебного материала, так и занимательного во внеурочной деятельности по прдмету. ж...
  • Урок русского языка на тему «Разделительные ь и ъ знаки» Развитие речи: «Режим дня это главное» (5 класс)Урок по русскому языку с презентацией, с использованием интерактивных методов. Цель данного урока: совершенствование навыков правописания слов с разделительными Ь и Ъ. Образовательные задачи: -научить детей правильно произносить слова и слогои с разделительными Ь и Ъ; -формирование у учеников фонематического восприятия на слоги и слова с разделительными Ь и Ъ и устойчивых навыков правильной записи слов с разделительными Ь и Ъ; Развивающие задачи: -развитие внимания, памяти, зрительного и слухово...
  • Конспект урока по русскому языку для 5 класса на тему «Глагол как часть речи»Папка содержит разработанный урок по русскому языку в 5 классе по модульной технологии. Данная форма урока позволяет каждому ученику в автономном режиме познакомиться с глаголом, используя при этом материалы учебника Русского языку 5 класса М.М. Разумовской, публикацию. В процессе работы над модулем учащиеся должны знать: -что такое глагол уметь: -находить глаголы и определять их грамматическое значение; -определять член предложения, выраженный глаголом; -выделять окончания глаг...
  • Тест по теме «Буквы О-А в корне -раст--рос-», №1 за 5 классТест по теме Буквы О-А в корне -раст- -рос- №1 за 5 класс1. В каком слове есть корень –раст-?1) растворитель2) растирание3) контраст4) разрастись2. Укажите вариант ответа, в котором есть слово с чередующейся гласной в корне –рос-/-раст-/-ращ-:1) роспись учителя2) роскошно одеваться3) возросший интерес4) холодная роса3. В каком слове есть корень –ращ-?1) вращение на ноге2) отращивать3) сокращать4) отвращение4. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?1) дикор...стущие деревья2) выр...щен...
  • Тест по теме «Буквы О-А в корне -раст--рос-», №2 за 5 классТест по теме Буквы О-А в корне -раст- -рос- №2 за 5 класс 1. Укажите вариант ответа, в котором есть слово с чередующейся гласной в корне –рос-/-раст-/-ращ-: 1) золотые россыпи 2) роскошный дом 3) зарос травой 4) оросительная система 2. Укажите вариант ответа, в котором есть слово с корнем -раст-: 1) растворитель 2) растопить 3) растаять 4) дикорастущий 3. В каком слове есть корень –ращ-? 1) превращение 2) наращиваешь 3) возвращаться 4) сокращение 4. В каком слове на месте пропуска пишется бук... 8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) возр...стающий интерес 2) немного подр...сти 3) скоро выр...сту 4) купить на выр...ст 9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) произр...стать на севере 2) семена прор...сли 3) густо зар...сти 4) обр...стать слухами 10. Укажите слово с чередующейся гласной в корне: 1) пристр...ститься 2) пор...стаскать 3) нер...сторопный 4) разновозр...стной
  • Тест по теме «Буквы О и Ё после шипящих в корне», №2 за 5 классТест по теме Буквы О и Ё после шипящих в корне №2 за 5 класс 1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) ож...г правой руки 2) изж...га 3) прож...рливый 4) он подж...г бумагу 2. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) выч...ркивать 2) поч...тный 3) отч...тливый 4) ш...тландский 3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) крыж...вник 2) трущ...ба 3) ч...порный 4) пощ...чина 4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) ж...рнов 2) ш...мпол 3) ш...ко... 6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) харч... 2) кош...лка 3) намеренный подж...г 4) борж...ми 7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) ж...лоб 2) маж...рный 3) понч... 4) артиш...к 8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) ш...лковый 2) ш...у 3) чеч...тка 4) ч...рный 9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) полуш...потом 2) пч...лы 3) по деш...вке 4) дж...уль 10. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) печ...нка 2) проч...л...
  • Тест по теме «Буквы О и Ё после шипящих в корне», №1 за 5 классТест по теме Буквы О и Ё после шипящих в корне №1 за 5 класс 1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) ч...рточка 2) сильный ож...г 3) щ...лка 4) ч...тное число 2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) ш...рох 2) ш...в 3) ч...рствый 4) пиж...н 3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) анч...ус 2) пош...л 3) деш...вый 4) поч...тный 4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) ш...рты 2) ш...фёрский 3) пш...нка 4) капюш...н 5. В каком слове на ... 6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) подсч...т голосов 2) ш...рник 3) молодож...ны 4) реш...тка 7. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) ч...боты 2) дж...нка 3) ч...лн 4) беч...вка 8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) ж...кей 2) расч...тливый 3) гладкош...рстный 4) щ...голь 9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) ж...лудь 2) ш...пот 3) леч... 4) тяж...лый 10. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) ж...сткий 2) ж...лты...
  • Конспект урока по теме «Письмо» (в 5 классе)Цели данного урока: 1.Повысить у учеников интерес к эпистолярному жанру, а также ознакомить с историей возникновения письма. 2.Познакомить учащихся со структурой письма и его этикетными особенностями. 3.Формировать осознанное отношение к эпистолярному творчеству, создавать условия для самовыражения, установления эмоциональной основы переписки. Материалы: конверты, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с мультфильмом Каникулы в Простоквашино, плакаты,а также книги об истории почты, доклады...
  • Рабочая учебная программа для индивидуальных (групповых) занятий по русскому языку в 5 классеХочу представить вам программу курса русского языка для учащихся 5 класса. Данная программа нацелена на улучшение речевой деятельности учеников основываясь на овладевание знаниями об устройстве русского языка,а также на особенностях употребления языка в различных условиях общения. Не стоит забывать, то что сегодня обучают русскому языку в сложнейших условиях, из-за снижения общей культуры общества, расшатываются и нормы литературного языка,именно по этой причине в данной программе и усилен аспе...
© 2010-2018