Русский язык и Литература

  • Урок по литературе для 5 класса «Бородино» М. Ю. ЛермонтовДанный материал представляет собой разработку урока по литературе, посвященную теме войны 1812 года и воспоминания великого поэта о данном событии. В разработке содержится анализ стихотворения, исторические сведения и презентационный материал к уроку.урок интересен тем, что учащиеся самостоятельно и предварительно готовят сообщение о творчестве М.Ю. Лермонтова, находят интересные факты о войне с Наполеоном, о том, как работал над созданием своего стихотворения поэт.На уроке присутствует как инди...
  • Технологическая карта урока русского языка 5 класс в соответствии с требованиями ФГОСЦели урока: - сформировать представление о способах определения лексического значения слова; - сформировать способность определять лексического значения слова; - развивать умение работать с толковым словарём Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
  • Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»На изучение темы Имя существительное в 5 классе отводится 12 часов. Из них только 2 часа выделяется на чисто орфографические темы, а именно: Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных, Правописание о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц. Созвучная тема Правописание о и е в суффиксах имен существительных после шипящих и ц рассматривается в программе 6 класса. Предлагаю изучать данную тему в 5 классе вкупе с обозначенными, так как в данном...
  • Открытый урок по русскому языку в 5 классеУрок по русскому языку для учащихся 5 класса проводился в рамках недели русского языка накануне дня Республики Казахстан. Через данный урок происходит становление социума, гражданина, патриота своей малой родины, которая незаметно переливается в любовь к Казахстану. Разработка носит развивающий характер, в нее включены разноуровневые задания, игровые ситуации, стихи поэтов о родном крае, фотографии родных и знакомых ребятам мест, сочинения учащихся, которые помогают почувствовать себя ч...
  • Рабочая программа по литературе 5 класс по программе МеркинаРабочая программа составлена в соответствии с программой Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева по литературе для 5 класса, М. Русское слово, 2010 год Программа рассчитана на 3ч в неделю: 1 из час из часов компонента образовательного учреждения для усиления федерального компонента(2ч.)дополнительные часы распределяются следующим образом: · внеклассное чтение-10ч · изучение биографииписателя-7ч · в мире художественного слова писателя-6ч · изучение теории литеоатуры- 3ч · изучение зарубежной литературы и литературы Дона-5ч · зачет-1 · уроки развития речи-4 Региональный компонент реализуется в процессе изучения предмета, параллельно с изучением творчества классиков. Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе и требований к уровню подготовки учащихся основной школы с использованием требований регионального компонента.
  • Технологическая карта урока русского языка для 5 классаТехнологическая карта урока русского языка для 5 класса Типы речи. ФГОС.Учебник под редакцией С.И.Львовой, 2013 годТехнологическая карта урока соответствует основным требованиям, предъявляемым к построению урока ФГОС. Содержит основные этапы для формирования и развития универсальных учебных действий учащихся: личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных.Показана структура урока открытия новых знаний по ФГОС. Этапы: 1. Самоопределение к деятельности. 2. Актуализация знаний и фикса...
  • Урок по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» по литературе, 5 классМеня зовут Дорошкина Ирина Александровна, я являюсь учителем русского языка и литературы МБОУ Новомошковской СОШ. Для своего открытого урока я выбрала тему по повести В.Г. Короленко В дурном обществе. Этот урок ориентирован на обучающихся 5-го класса, потому что тема взаимопонимания, доброты, сочувствия и милосердия, которая раскрывается на данном уроке, является вечной для всех поколений. Данный урок помогает формировать навыки анализа художественного произведения, расширяет словарный...
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Буквы и-ы после ц»Предлагаю вам конспект урока русского языка для учащихся 5 класса по учебнику Т.А.Ладыженская. М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. Н.В.Ладыженская по теме Буквы и-ы после ц ,представляющий собой разработку урока с описанием этапов урока, деятельности учителя и учащихся, формируемых УУД. Данный урок будет полезен учителям русского языка при изучении нового материала, данная разработка направлена на совершенствование знаний, умений, навыков правильного написания и-ы после...
  • Технологическая карта урока по русскому языку для 5 класса «Буквы З-С на конце приставки»Технологическая карта урока в 5 классе по теме Буквы З-С на конце приставки в свете требований ФГОС.Цель урока: овладение способом выбора букв З-С на конце приставок. В ходе урока обучающиеся систематизируют знания о правописании приставок, выявят условия выбора согласных З и С на конце приставки, учатся перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. Регулятивные УУД: высказывать пре...
  • Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 классКалендарно - тематическое планирование по русскому языку для 5 класса Общеобразовательная программа, рекомендована Министерством образования РФ Всего уроков - 204 ч. (из расчета 6 ч. в неделю). Авторы учебника русского языка для 5 класса: Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Комисарова Л.Ю. Москва, Просвещение, 2006 год. № Тема урока Кол-во часов Дата Язык – важнейшее средство общения (2ч +1ч) 1 Ваш учебник. Язык – важнейшее средство общения. Язык и речь. 1 2 Язык и его единицы. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! 1 3 Р.р. Стили речи 1 Повторение изученного в 1 – 4 классах(17ч + 3ч) 4 Части слова. Однокоренные слова. 1 5 Орфограмма. Место ...
  • Тест «Имя существительное», 5 классТест Имя существительное для 5 класса предназначен для выявления уровня знаний по теме Имя существительное. Тест состоит из 20 вопросов с вариантами ответов. Задания 18 и 19 представлены в виде упражнений и предназначены для списывания и дальнейшего выполнения.Также в тесте даны критерии оценивания: 5 - 18 - 20 баллов, 4 - 15-19 баллов, 3 - 12-14 баллов, 2 - 0-11 баллов. Для педагогов с целью облегчить проверку выполненных заданий даны ответы. По каждому тестовому заданию возможен только один вариант ответа.
  • Рабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа курса Обучение грамоте и развитие речи (русский язык) в 5 классе С(к)ОУ VIII вида составлена на основе программы под редакцией В.В.Воронковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. М.: Владос, 2012 г.Программа детализирует и раскрывает содержание учебного предмета Русский язык и развитие речи, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русс... Структура документа. Образовательная программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку;основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся.
  • Урок по русскому языку в 5 классеУрок по русскому языку в 5 классе Тема урока: Прямое и переносное значение слов. Цели: 1) Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова 2) Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении. 3) Воспитывать любовь к слову, способствовать развитию чувства юмора. 4) Вырабатывать навык работы с орфограммой, пунктограммой.прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец? (Народный богатырь, герой многих былин)В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.. Вдумайтесь в смысл этого предложения: Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное - с о... (запись в тетрадях).
  • Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему «И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Портрет Герасима»Данный материал представляет собой разработку технологической карты урока литературы в 5 классе на тему И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. Муму. Портрет Герасима. Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, включает дидактическую структуру урока, описание деятельности учеников, учителя, задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов, планируемые результаты (предметные и универсально-уче...
  • Урок внеклассного чтения в 5 классе «М. В. Ломоносов - родоначальник русской литературы»Урок внеклассного чтения имеет цель - развитие поисковых способностей младших школьников.Задачи: Обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В.Ломоносова Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся. Развить интерес к изучению деятельности ученых нашего государства. Формирование ключевых компетентностей (коммуникативная, информационная, решение проблем).Ожидаемые результаты - получение школьниками ответа на проблемный вопрос: Почему Ломоносова можно назвать родоначальников русской литературы Урок проводился в Гимназии г.Чайковск...
  • Урок русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСУрок русского языка в 5 классе по программе Львовой в соответствии с требованиями ФГОС по теме:Лексическое значение слова Тип урока: изучение нового материала Цели урока: - сформировать представление о способах определения ЛЗ слова; - формировать умение определять ЛЗ слова; - развивать умение работать с толковым словарём; - воспитывать чуткое отношение к родному языку, уважительное отношение к его лексическим запасам, настойчивость в достижении цели. Планируемые результаты: Личностные: осознают значимость решения учебных задач, их связь с реальными жизненными ценностями и ситуациями, имеют познавательный интерес, положительный настрой в обучении. Метапредметные: регулятивные: соотносят правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; умеют планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты; познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, стремятся приходить к общему решению в совместной деятельности; Предметные: понимают термин Лексическое значение слова, определяют лексическое значение слова, умеют работать со словарями. Понятия: лексическое значение слова, лексика, омонимы, синонимы, антонимы, лексикология, лексикон, лексикография. Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения. Вид используемых ИКТ: презентация. Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала. Используемые интернет ресурсы: http://school.baltinform.ru/files/3/documents_10619_file.ppt Оборудование: мультимедиа (презентация), Толковый словарь С.И. Ожегова.
  • Конспект урока по русскому языку в 5 классе1. Формирование знаний учащихся по теме, научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте, правильно задавать к ним вопросы. 2. Развивать речь учащихся, совершенствовать основные ЗУН в изучении имени существительного. 3. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, чувство патриотизма. Форма урока: интегрированный Тип урока: усвоение новых Оборудование: нтерактивная доска, слайды, смайлики в виде солнышка (смешное и грустное), кластеры, пазлы, мультфильм Суслик в поле.
  • Урок русского языка в 5 классе «Правила написания письма»Урок развития речи построен на правилах написания письма. Этот жанр сейчас используется очень редко, поэтому передо мной стояла задача:познакомить учащихся со структурой письма и правилами его написания. Для того, чтобы настроить учеников на урок, я подобрала эпиграф:С помощью письма лучше проникаешь в человека: чёрные слова на белой бумаге - это душа нараспашку( Г.Мопассан) Урок начался с исторической справки. Здесь было упомянуто о том,что в 1708 году Пётр I ввёл гражданский шрифт церковно...
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Однозначные и многозначные слова»Предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока русского языка по ФГОС для 5 класса по теме Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение словаЦель урока: осознание и осмысление новой учебной информации,расширение словарного запаса, совершенствование навыков анализа текста, развитие творческих способностей учащихся.Цель урока достигается разнообразными формами работы .Дети работают в командах по 6 человек. Выполняют задания по орфографии. Пишут графический диктант и и...
  • Урок русского языка для 5 класса «Суффикс -а-командует гласными о и а»Урок разработан и проведён по учебнику Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко Русский язык. Часть 2. Место в КТП: данным уроком завершается изучение блока тем Кто командует корнями? Личностно-ориентированный подход реализован в индивидуальной работе и в работе парами. Структура урока включает упражнения по речевой разминке, виды грамматических разборов, задания на осмысление языковых явлений. Используются приёмы инновационной технологии обучения русскому языку Ю.А. Поташкиной: скандирование словарных слов, синтаксическая разминка. На протяжении урока ведётся отработка теоретических, правописных, интеллектуальных навыков.
  • Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 5 классПояснительная записка. В работе представлены контрольно-измерительные материалы по 5 классу. Любой ученик имеет право работать на ту оценку ,которую он хочет в результате иметь. Осуществляя выбор ,ученик наилучшим способом реализует позицию субъекта ,идя к результату от внутреннего побуждения ,а не от внешнего воздействия. Это и рождает чувство успеха в учении , желание решать всё более трудные задачи ,идти вперёд по дороге познания. В материалах предлагается индивидуальная самостоятельная работа по выбору учащихся с картами контроля: 1-по проверке знаний определений и правил; 2-по проверке осознанности знаний определений и правил; 3-по проверке сформированности умений применять знания при решении практических задач. Работа по картам контроля позволяет реально повышать качество знаний ,умений и навыков ,в индивидуальном порядке осуществлять контроль за уровнем обученности каждого ученика ,создаёт простор для развития познавательной деятельности. Назначение карт контроля -предоставление учащимся и педагогам объективного средства контроля за выполнением программных требований по предмету. Контрольно-измерительные материалы составлены по следующим разделам: 1.Синтаксис и пунктуация. 2.Фонетика.Графика.Орфография. 3.Лексика.
  • Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС: 1. Мобилизация(предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);2. Целеполагание(учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме вспомнить-узнать-научиться); 3. Осознание недостаточности имеющихся знаний(учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для её решения недостаточно);4. Коммуникация(поиск новых знани...
  • Авторская разработка внеклассного занятия по литературе в 5 классе «Стрела улетает в сказку»Данная работа разработана учителем русского языка и литературы МБОУ Гимназия № 5 г. Кызыла Хомушку Риммой Дмитриевной. В данной работе предлагается разработка внеклассного занятия по литературе в 5 классе Стрела улетает в сказку. Цель урока развитие коллективной деятельности, выявление творческих и организаторских способностей у детей, расширение кругозора.Для проведения урока потребуется: мешочек с горошинами, выставка сказочных иллюстраций. По стенам кабинета прикреплены красочные назва...
  • Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных о и а в корнях - лаг---- -лож-»Данный урок был проведен в рамках подготовки к аттестации и составлении портфолио учителя. на данном уроке присутствовали: администрация школы, коллеги. была подготовлена презентация. решались разнообразные задачи. в том числе универсальные учебные действия: коммуникативные, познавательные, регулятивные. в частности: создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассу...
  • Урокпо русскому языку для 5 класса «Распространённые и нераспространённые предложения»Урок в 5 классе по теме Распространённые и нераспространённые предложенияпо учебнику Т.А.Ладыженской проводился на открытом уроке.На данном уроке вводится понятие распространённое и нераспространённое предложения; рассматривается отличие нераспространенных и распространенных предложений, различие распространенные и нераспространенные предложения; учащиеся учатсяраспространять предложения, находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знакамипрепинания.На уроке использ...
  • Урок литературы в 5 классе «В поэтической мастерской»Тип урока- урок изучения новых знаний. Вид урока- урок исследовательского типа с использованием современных исследовательских технологий: технология личностно-ориентированного обучения, технология презентаций, технология игрового обучения.. На уроке использовано разнообразное оборудование: презентация учителя, интернетдоска, карточки с заданиями, инструктивные карточки слабоуспевающим учащимся, аудиозапись марш Черномора из оперы М. Глинки Руслан и Людмила. На уроке у школьников формируе...
  • Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы»Данный конспект урока представлен для 5 класса. дети знакомились с определением синонимов; с различными оттенками значений синонимов, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; с ролью синонимов в речи; со словарями синонимов. воспитывающая цель урока была: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус. к уроку была подготовлена презентация. в конце урока была проведена рефлексия. а также...
  • Конспект открытого урока русского языка в 5 классе» Е/И в падежных окончаниях существительных»Опыт работы показывает, что правило определения падежного окончания существительных запоминается с трудом, так как ребёнок должен запомнить много грамматических признаков существительного: род, падеж, склонение и только потом выйти на правильный ответ. В конспект урока включены такие методические приёмы, которые помогают быстро вспомнить изученный материал, закрепить навык определения безударного падежного окончания существительного: использование интернетдоски, таблицыТри склонения существит...
  • Календарно-тематическое планирование для 5 классаПояснительная записка 1. Настоящая рабочая программа разработана на основе учебной программы Русский язык. 5 – 9 класс автор Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Л.И. Тростенцова. 2008 г. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника для 5 класса общеобразовательных учреждений Русский язык 5 класс 2011 г. 2. Количество часов по учебному плану - 205, из них на развитие речи – 37, контрольных работ- 9, проектов – 3, количество часов в неделю – 6. 3. Цели обучения: * воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; * развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовани... 4.Учебно-методический комплект 1. Русский язык, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, / Т.А Ладыженская, , М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М., Просвещение, 2012 2. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику, М., Экзамен, 2009. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень) Должны знать: · роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; · смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; · основные единицы языка, их признаки; · основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь: · определять тему, основную мысль текста; · опознавать языковые единицы, проводить ра...
  • Тематическое планирование по предмету «Социально-бытовая ориентировка» в 5 классе для школ IV видаУчебно-методический комплекс по предмету Социально-бытовая ориентировка 1. Т.А.Девяткова Социально-бытовая ориентировка Москва, ВЛАДОС, 2003 2. С.А.Львова Практический материал к урокам СБО в коррекционной школе (пособие для учителя) Москва, ВЛАДОС 2005 г. 3. В.В.Воронкова, С,А,Казакова Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов (пособие для учителя), Москва, ВЛАДОС 2006 г. 4. А.А.Хилько, М.Е.Ермощенко Преподавание СБО в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), Санкт-Петербург, филиал издательства Просвещение,2006 г. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класс К концу года учащиеся должны знать: -последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета -правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач -правила ухода за кожей рук, ног и ногтями -о вреде курения и алкоголя -виды одежды, обуви и их назначение -правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов -значение питания для организма человека -правила безопасной работы режущими инструментами -правила сервировки стола -правила мытья посуды и уборки помещения -состав семьи, имена, отчества и фамилии и возраст -правила поведения за столом -виды жилых помещений в городе и в селе и их различие -почтовый адрес своего дома и школы -основные транспортные средства, имеющиеся в городе -наиболее рациональный маршрут проезда до школы -правила передвижения на велосипеде -виды магазинов -назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции -правила поведения в магазине -правила покупки товаров К концу года учащиеся должны уметь: -совершать утренний и вечерний туалет -стричь ногти на руках и ногах -стирать личные вещи -различать одежду и обувь в зависимости от их назначения -нарезать хлеб, сырые и вареные овощи -строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами -записать имя, отчество и фамилию членов семьи -следить за осанкой, походкой, жестикуляцией -правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой -писать адрес на почтовых открытках, конвертах -соблюдать правила поведения в общественном транспорте -различать знаки дорожного движения -выбирать необходимые продукты питания -округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты питания
  • Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах»Описание разработки. Тип урока: обобщение изученного в начальных классах. Место урока в КТП: первый из двух. Данный урок проводился мною на районном семинаре Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку в 2011 году. Преподавание велось в общеобразовательном классе по учебнику Т.А. Ладыженской. Урок разработан с учетом возможностей, особенностей мышления и способностей учеников. Уроки русского языка являются основой для формирования основных общеучебных навыков. Данная разработка направлена на развитие логических умений (анализ высказываний, сравнение написания слов и др.); интеллектуально-коммуникативных (восприятие и переработка теоретического материала, работа с алгоритмом работы над орфограммой и др.) Для эффективной реализации личностно-ориентированного подхода, на уроке использована работа в парах. Взаимопроверка, редактирование текста, самооценка – приёмы, способствующие усвоению лингвистической теории и практическому закреплению. Использование лингвистической сказки, игровых заданий (Буква Ь заблудилась), составление шпаргалки-алгоритма закрепляют языковые навыки и развивают творческий потенциал учеников. Разработка содержит конспект урока, задания для анализа и работы, оценочный лист.
  • Урок русского языка в 5 классе. Развитие речи. Сочинение-описание по открыткамУрок русского языка в 5 классе- урок развития речи по написанию сочинения-описанию по открыткам. - Красота обитает всюду и воплощается в разных формах. Одно из самых современных её воплощений – цветы. Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему живому чуду. О них слагали легенды. стихотворения, песни. Их изображали на различных картинах. в наше время их изображают на открытках. На уроке проводится работа над сочинением-описанием цветка по открытке по определённому плану, п...
  • Инструктивнвные карточки по русскому языку в 5 классеВ работе со слабоуспевающими учащимися очень важно заострить внимание детей на признаках той или иной орфограммы, выработать твёрдый навык правописания. На этапе изучения нового материала необходимо помочь понять и осознать новое правило, запомнить признаки новой орфограммы и научить ребёнка действовать по алгоритму, по составленной учителем памятке. Карточки, предлагаемые вашему вниманию, составлены по теме Морфемика. Орфография. Культура речи. Изучая данную тему, дети знакомятся с множе...
  • Конспект урока литературы «Образ русского богатыря в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» 5 классКГУ Опытнопольская средняя школа Открытый урок по литературе Тема урока: Образ русского богатыря в былине Илья Муромец и Соловей-Разбойник ( 5 класс) Учитель: Ботищева С.А. 2013-2014 учебный год Самоанализ урока Тема урока: Образ русского богатыря в былине Илья Муромец и Соловей-Разбойник Цели: повторить, закрепить и углубить знания учащихся о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявить особенности изображения былинного героя; описания его подвигов; формировать представление о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развивать кругозор учащихся, навыки выразительного чтения былины, анализа художественного текста; осуществлять нравственное воспитание учащихся средствами былины. выяснить, какие нравственные идеалы русского народа нашли своё выражение в образе Ильи Муромца и с помощью каких изобразительных средств создан образ этого богатыря.- развитие навыков связной речи и способности к умозаключению. создание условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; развитие творческих способностей учащихся; формирование представления о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развитие навыков анализа художественного текста; Дать анализ героям былины, выявить их противопоставления... Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, тетради, текст былины Илья Муромец и Соловей-Разбойник, карточки с заданиями для каждой группы. Методы урока: беседа с учащимися, фронтальный опрос, компьютерная презентация учителя и учащихся, видеоролик, самостоятельная работа с использованием ИКТ, групповая работа, словесные, практические, эвристические. Тип: комбинированный. Форма: групповая, индивидуальная, парная Технологии: ИКТ, ЛОО, КСО, игровая, проблемная, разноуровневая дифференциация. Удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью. Избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения являлось на уроке оптимальным для данного класса. Чтобы решить цель урока, я подобрала примеры, вопросы, задания с учётом темы и возрастных особенностей класса и учащихся Материал урока оказался интересным для учащихся. В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа учащихся, потому что это способствовало решению задач, поставленных в начале урока Задания были ориентированы на развитие кругозора учащихся, нравственное воспитание, развитие навыков связной речи и способности к умозаключению учащихся. Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим. Темп урока высокий Мне было легко вести урок, ученики сразу включались в работу Рационально было распределено время на этапы урока Логичны были связки между этапами урока Для успешной работы в достижении поставленной цели большую роль сыграли наглядные пособия, показ фрагмента из мультипликационного фильма. Удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений. Правильно определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников, потому что дана возможность выбора. Психологическая атмосфера урока была благоприятная, удачная физминутка, рефлексия. Удалось реализовать все поставленные задачи урока. Получила удовлетворение от урока В целом урок можно считать удачным
  • Входная диагностика по русскому языку 5 класс (тест)Входная диагностика по русскому языку 5 класс (тест) Часть 1 А1 Сколько звуков и букв в слове МАЯК? 1) 5 зв.,5 б. 2) 4 зв., 4 б. 3) 5 зв., 4 б. 4) 4зв., 5 б. А2 Выбери слово, в котором все согласные звуки мягкие: 1) пружина 2) печенье 3) победить 4) жильё А3 Выбери слово, которое соответствует данной схеме Ç Ù ð: 1) зима 2) успех 3) бережок 4) подбородок А4 Выпиши словосочетание, в котором пропущено окончание -ЕЙ: 1) лежал под скамейк… 2) гнаться за удач… 3) бежал за лошадь… 4) дышать воздух… А5 Отметь слово, в котором С является приставкой: 1) (с) лово 2) (с) купка 3) (с) лавный 4) (с) ушить А6 Отметь слово, которое является именем прилагательным: 1) путешествие 2) настроение 3) приключение 4) субботние А7 Отметь существительное 2 склонения: 1) играй 2) Петя 3) метель 4) сарай А8 Выпиши словосочетание, в котором пропущено окончание -ЕЙ: 1) в дремуч…лесу 2) в забыт… деревне 3) в далёк.. мир 4) по свеж… проталине А9 Отметь глагол в форме 1 лица: 1) смастерим 2) держите 3) скрывает 4) журчать А10 Отметь слово, в котором пропущена буква Я: 1) зацв..ла 2) пом..рить 3) зат..ну 4) кл..новый А11 Отметь слово, при написании которого допущена ошибка: 1) подълил 2) подъём 3) шьёт 4) ручьи А12 Укажи слово с непроизносимой согласной: 1) желез..ный 2) воскрес..ный 3) серьёз..ный 4) звёз..ный А13 Отметь глагол, в котором пропущена буква Ю: 1) дыш..т 2) чист..т 3) вдыха..т 4) пил..т А14 Отметь словосочетание: 1) родному брату 2) приехали гости 3) перед диваном 4) через страны А15 Укажите личное окончание глагола I спряжения 1) – ите 2) -ят 3) – ть 4) - ем Часть 2 В1 Напишите слово, близкое по значению словосочетанию верный друг В2 Из данного ряда слов выпишите только однокоренные слова: Жалость, пожалел, жалкий, жалоба, жалить, жалобы, сжалься В3 Выпишите через запятую однородные члены предложения: На столе лежали румяные яблоки, жёлтые груши и сочные сливы. В4 Составьте и запишите вопросительное предложение. Часть 3 С Напишите поздравление ко Дню рождения своему другу (подруге) Ответы: А1-3 А2-2 А3-3 А4-2 А5-2 А6-4 А7-4 А8-4 А9-1 А10-3 А11-1 А12-4 А13-3 А14-1 А15-4 В1- преданный друг В2- жалость, пожалел, жалкий, жалоба, сжалься В3 - яблоки, груши и сливы В4
  • Урок русского языка в 5 классе «Имена числительные в Олимпийских играх»Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждали в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. Олимпийские и Параолимпийские зимние игры в России уже стали мощнейшим стимулом развития страны по целому ряду направлений – от возрождения волонтёрского движения до приобщения молодежи к спорту. Предложенная разработка урока русского языка – попытка ввести материал, связанный с Олимпийскими играми, в школьную практику и интегрировать его с лингвистическим ма...
  • Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (Баранов, Ладыженская) 105 часовРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Данная рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции; список ли...
  • Урок по литературе для 5 класса «Страна, выдуманная детьми» (по повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)Урок по литературе для 5 класса Страна, выдуманная детьми (по повести Л.Кассиля Кондуит и Швамбрания) является вторым в теме изучения произведения Л. Кассиля Кондуит и Швамбрания (в сокращении). На предыдущем уроке обучающиеся познакомились с творчеством Л. Кассиля, определили истоки произведения, поговорили о прототипах главных героев. Данный урок поможет в последующем определить, почему же дети придумывают несуществующие миры, почему происходят конфликты между взрослыми и детьми. В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме возможно сформировать следующие УУД: личностные УУД: формировать патриотическое чувство, толерантное отношение друг к другу, воспитывать уважение к истории своего государства; познавательные УУД: учить осуществлять поиск необходимой информации в книге, развивать умение выражать свои мысли, осознанно строить высказывания; регулятивные УУД: соотнесение известного и неизвестного, планирование и прогнозирование результата своей деятельности, контроль и оценивание качества исполнения продукта деятельности; коммуникативные УУД: развивать умение работать в команде: внимательно слушать товарищей, аргументировано и вежливо отстаивать свою точку зрения. Учащиеся мотивированы на работу просмотром ролика о родном городе, его достопримечательностях. Малая родина вызывает у учащихся теплые чувства, так как именно здесь проходит их детство, живут близкие им люди. Однако история любого, даже самого счастливого детства – это история обманутого доверия. Вслед за радостью первых открытий приходит горечь первых разочарований. Оказывается, что мир, созданный взрослыми, несправедлив, жесток, подчас невыносимо скучен. А ребенку надо позволить быть ребенко...
  • Разноуровневые задания для 5 класса по русскому языкуЦель уроков русского языка в казахской школе -научить учащихся грамотно составлять словосочетания и предложения, развитие грамотной письменной речи, орфографической зоркости, обогащение словарного запаса. Разноуровневые задания на уроках русского языка позволяют учащимся грамотно определять части речи, выполнять задания различной степени сложности, выявлять пробелы в знаниях. Данные тесты помогут учителю русского языка и литературы в работе при повторении частей речи, а также закрепит пройденный...
  • Урок русского языка в 5 классе «Собственные и нарицательные существительные»урок нацелен на то, чтобы учащимся дать понятие нарицательных и собственных имен существительных; повторить ранее изученный материал об имени существительном; формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках); развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы; воспитывать любовь к родному языку, прививать ин...
  • Урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол»Урок русского языка.Целевая группа: учащиеся 5 класса.тип урока: вводный.Урок построен по традиционной модели (орг.момент, проверка домашнего задания, подача нового материала, закрепление практических навыков, рефлексия, домашнее задание) путем постановки проблемных вопросов. Выбранная структура урока рациональна для реализации триединой цели урока: · Формировать навык определения глагола как части речи по совокупности признаков;· Развивать речь учащихся по средствам диалога и ум... · Воспитывать патриотические чувства
  • Урок по литературе «Васюткино озеро» 5 классВторой урок изучения произведения В.П. Астафьева Васюткино озеро. Тип урока: комбинированный Программа основного общего образования по литературе ( 5-11 классы), авторы Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина, В.П.Полухина, И.С.Збарский, Е.С.Романичев. Обучение осуществляется по учебнику Литература (учебник – хрестоматия в 2-х т. Под редакцией В. А. Коровиной. М.; Просвещение. 2008 год).Основные используемые методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.На уроке используются активные формы обучения: работа в парах постоянного состава, работа в парах с выходом на фронтальную работу.Вся работа на уроках сопровождается показом слайдов с применением информационно-коммуникативных технологий. Это создаёт определ... Учитель работает над формированием общих умений коммуникации, дети включены в эту работу первый год. Целью работы учителя на протяжении учебного года является формирование умения читать с пониманием. Это умение включает в себя ряд микроумений: ставить цель чтения; выделять в тексте ключевые слова; выделять непонятные слова; толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте); выделять в тексте понятное и непонятное; формулировать вопросы к тому, что непонятно в тексте (вопрос на ...
  • Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской 5 классПояснительная записка Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования . За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, Просвещение, 2009 год Назначение программы: улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования; реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников. Содержательные линии предмета: В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных. Программа содержит: отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературно...
  • Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе В. Я. Коровиной 5 классПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, Просвещение,2008 год), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по литературе. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана. Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), из н... В авторской программе по литературе для 5 – 9 под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, Просвещение, 2008 год) на изучение литературы в 5 классе отведено 68 часа, а в рабочей программе – 70 часов, так как в базисном учебном плане на изучение литературы в 5 классе отводится 2 часа в неделю, а в учебном году 35 рабочих недель. Для привития патриотического чувства и развития навыков анализа поэтического текста увеличено количество часов на тему Поэты о Великой Отечественной войне Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
  • Итоговой тестирование в 5 классеГосударственная итоговая аттестация заствляет учителей пересматривать методику работы. Сейчас на уроках мы все чаще используем тесты для проверки знаний учащихся. Это быстро и эффективно. Предложенный тест позволит объективно оценить уровень заний учащихся на конец 5 класса.Задания представлены по всем разделам программы 5 класса: Фонетика, Орфография, Морфемика, Морфология. В каждом из разделов предлагается 10 заданий с выбором ответов. На выполнений упражнений из каждого раздела отвод...
  • Урок русского языка в 5 классе «Глагол как часть речи. »Данная методическая разработка знакомит учеников с частями речи. Глагол как часть речи. На уроке дети узнают, что говорили учёные из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Ребята рассказывают интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться. Ученики работают в группах. Каждой команде было дано домашнее задание найти слова учёных о глаголе. Приводят примеры. Каждая команда должна объяснить правописание четырёх слов.
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Морфемика. Орфография. Культура речи»Урок повторения и систематизации полученных знаний по теме Морфемика. Орфография. Культура речи. 5 класс.Цель урока: повторение изученного материала;формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия; развитие мыслительных операций ( анализа, сравнения, обобщения); формирование волевых качеств, коммуникативных отношений. Тип урока - обобщения и систематизации знаний, по основному способу проведения - самостоятельная работа учащихся.Вид урока -...
  • Рабочая программа по чтению 5 класс· Формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. · Развитие речи учащихся и их мышления. · Формирование навыка отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику. Адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. · Способствовать решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
  • Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОСРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, рабочей программы 5-9 классы (Пособие для учителей общеобразовательных учреждений) Л.М.Рыбченковой, О.М. Александровой, Москва: Просвещение 2011 год, примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы Москва: Просвещение, 2010 год.Программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе системн... формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
  • Урок литературы в 5 классе на тему «Добро и зло в рассказе И. С. Тургенева «Муму»Работа представлена в гуманитарном направлении - урок литературы в 5 классе по теме Добро и зло в рассказе И.С.Тургенева Муму. Урок разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки . Обучение ведётся по учебнику Литература 5 класс. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журалев, В.И. Коровин. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012 год. Использована программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.На препод...
© 2010-2018