Русский язык и Литература

  • Конспект урока обучающего сочинения по стихотворению Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» 11 классУрок обучающего сочинения по стихотворению Марины Цветаевой Мне нравится, что вы больны не мной 11 класс. Этот урок разработан для учащихся групп НПО (начального профессионального образования) торгово-технологического техникума г. Великого Новгорода. Наши учащиеся приходят к нам после 9 класса средней школы учиться рабочим профессиям. Знания их в области литературы неглубоки, грамотность невысока. Мотивация к продолжению учёбы есть не у всех. В такой ситуации для меня важно оказать на учеников...
  • Тест по русскому языку для учащихся 7-11 классов «Стили речи»Тест Стили речи предназначен учащимся 7-11 классов, тема Стили речи изучается уже с начальных классов. Более подробно рассматривается в в 7 классе. Очень часто ученики не могут различить специфические характеристики стилей речи, необходимы тренировочные упражнения и тестирование. Данный тест составлен на основе сборников по ЕНТ, что позволяет к качественной подготовке к Единому Национальному Тестированию. Тест дает возможность отработать основные навыки для усвоения темы, закрепить полученны...
  • Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка (тест по грамматике для 11 класса в рамках подготовки к ЕГЭ)Тест по грамматике русского языка составлен в соответствии с требованиями к ЕГЭ по русскому языку(А3), предполагает 1 правильный ответ. Данный материал может быть использван как практическое задание при обобщении темы Морфологические нормы русского языка. В тесте представлены задания на знание морфологических норм имён существительных, прилагательных, числительных в контексте словосочетаний и предложений, на умение определять части речи, выбирать из предложенных утверждений верные или неверные...
  • Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»Блок уроков по роману М.Булгакова Мастер и Маргарита.В работе указаны результаты учебной деятельности: предметные, личностные, метапредметные, ИКТ-компетентности; формы и методы работы. Имеет место дистанционное обучение учащихся: проблемные вопросы, планируемая деятельность учеников, учителя, есть ссылки на документы.Разработан второй урок из предложенного блока. История создания романа, жанр, структура романа, его своеобразие, сравнение ершалаимских глав с Библией; синквейн, кластер, корзин...
  • Урок русского языка в 11 классе «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ»Урок русского языка в 11 классе Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ построен в технологии кейс-стади. Учащиеся заранее распределены на 4 группы, при этом учитываются психологические и интеллектуальные особенности каждого. Они сами выбирают роль на данный урок (руководителя, оратора, корректора, аналитика, протоколиста). Каждая группа получает кейс с заданиями по конкретной проблемной ситуации, которые учащиеся самостоятельно изучают, а затем озвучивают свое решение. Возникает как сотрудничест...
  • Презентация «Пособие. Словарик паронимов», 11 классОписание материала ПОСОБИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ (СЛОВАРИК ПАРОНИМОВ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, ОТВЕТЫ) Наблюдения над живым словом в повседневном обиходе, на собраниях, лекциях, над речью учеников, особенно в её письменном выражении (сочинения, экзамены в форме ЕГЭ и ГИА, различные рефераты), над языком периодической печати, радио, телевидения свидетельствуют о том, что в речи встречается немало ошибок и отклонений от современных литературных норм. Эти существенные отклонения объясняются ещё и те...
  • Тесты по татарской литературе для 11 класса татарской подгруппыОписание материала:11 нче (татар төркемнәре өчен) татар әдәбиятыннан тест сораулары: 1.11 нче сыйныф өчен татар әдәбияты дәреслегенең авторы... а )Ф.Мусин; б) Р.З.Хәйдәрова, в) Ф.Г.Галимуллин; 2.”Кызыл байрак” шигыренең авторы а )Г.Тукай; б) М.Гафури; в) С.Рәмиев; 3.Татарстанда ачлык елы.... а )1941, б) 1940; в) 1921; 4. Һ. Такташның “Мәхәббәт тәүбәсе” поэмасының төп геройлары: а )наборщик һәм Зөбәйдә; б) Ай һәм йорт себерүче; в )автор һәм Зөбәйдә; 5.Һ.Такташ туган авыл.... а ) Мостафа; б) Сы...
  • Мастера важные, да умы продажные». Анализ рассказа А. Аверченко «Виктор Поликарпович». 11 классДанная работа нацелена на заострение внимания выпускников на проблеме коррупции в нашем обществе. В начале занятия, во время литературной разминки, заостряется внимание на том, что эта проблема не нова в нашем обществе. Проблема взяточничества и коррупции поднималась в литературе уже в 17 веке. Прослеживая развитие этой проблемы, отмечаем своеобразие подхода А.Аверченко к этой проблеме. Урок построен в форме беседы с элементами анализа литературного произведения.В ходе занятия используются разли...
  • Словарная работа для обучающихся 11 класса (1 четверть)Данный вид работы предлагаю использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ, ЕНТ. Очень удобен в использовании. Не занимает много времени на уроке.Если в словарной работе необходимо вставить пропущенную букву, то таблица Работа над ошибками требует записывания слов от руки. Учитель сможет проконтролировать слабые знания учащихся по каким-либо орфограммам, поработать индивидуально с обучающимся, планировать свою работу с использованием слов из данной словарной работы для закрепления учащимися. При н...
  • Проверочная работа по литературе 11 класс: «Искусство Серебряного века»Материал данной разработки может быть использован учителем литературы или учителем МХК в 11 классе при изучении темы Искусство Серебряного века как на базовом, так и на профильном уровне. Помимо задачи проверить знания учащихся, данная проверочная работа преследует цель воспитывать интерес учащихся к художественной культуре, искусству символов, иносказаний, подтекстов, воспитывать умение отстаивать свои взгляды, идеалы и терпимо относиться к взглядам других. В работе учитывается уровень подгот...
  • Урок по русской литературе для 11 класса «Царская любовь»Разработка интегрированного урока по русской литературе на тему : Всепобеждающая сила любви Марии темрюковны к Ивану Грозному. Посвящено 455-летию присоединения Кабардино-Балкарии к России.Учебные предметы: литература, история, музыка.Проживание в многонациональной стране, такой как Россия, обязывает каждого гражданина сосуществовать с представителями всех национальностей, конфессий, религий, ради мира и жизни на Земле. В связи с этим изучение произведений писателей разных национальностей на р...
  • Конспект по русской литературе для 11 класса «Образ настоящего человека в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»»Описание материала: Предлагаю вниманию коллег разработку урока литературы в 11 классе для классов с казахским языком обучения по рассказу М.А.Шолохова Судьба человека. Урок построен как урок анализа эпизодов. Через анализ отдельных эпизодов прочитанного складывается целостная картина идейного содержания произведения. Такое построение урока позволяет учителю проверить уровень прочитанного школьниками, развивать их навыки анализа литературного произведения, акцентируя внимание на важность каж...
  • Презентация по русской литературе для 11 класса по произведению А. П. Чехова «Вишнёвый сад»Описание материала: На уроке мы прочитали рассказы А.П.Чехова. А также разбирали текст. Учащиеся прочитали текст, ответили на вопросы, которые поставлены по тексту. На уроке нашли трудные слова и написали в тетрадь.Сделали словарную работу. А также на уроке работали со словарём, провели словарную работу. На уроке из текста нашли сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. На уроке использовали компьютер, интерактивную доску. Разбирали двусоставные и односоставные предложения, нашли грамма...
  • Викторина для 5-11 классов «Тіл тағдыры – ел тағдыры» (на трех языках)Описание материала: Данное внеклассное мероприятие удобно провести в рамках Недели языков. Команды создаются из учащихся 5-11 классов. Задания составлены таким образом, что для каждого класса найдется задание своего характера. Важным является тот факт, что материалы предлагаются на трех языках, что необходимо в условиях формирования полилингвальной личности. Содержание заданий разное: знание терминологии языковых дисциплин, загадки, фразеологизмы, кроссворд, узнать предмет по описанию, пословиц...
  • Викторина для 9 - 11 классов по русской литературе «Себя, как в зеркале, я вижу»Описание материала: Викторина предназначена для учащихся 9 - 11 классов, в свое время была проведена для школьников Карасунского округа города Краснодара. Содержит познавательный материал по биографии и творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Состоит из трех туров: в первом туре нужно выбрать из трех ответов один правильный, во втором - дать полный ответ на вопрос, в третьем туре вновь надо выбрать из трех ответов один правильный. В первом и втором туре за каждый ...
  • Повторение синтаксиса и пунктуации в 11 классеТестовая работа Повторение синтаксиса и пунктуации в 11 классе содержит выборку заданий по синтаксису и пунктуации, проверяемых на итоговой аттестации. Предназначен для контроля знаний по разделам. Также может использоваться рассредоточено при изучении этого материала в 6, 8, 9-х классах. Тест содержит задания по темам, передусмотренным спецификацией ЕГЭ. И может быть полезен на каждом этапе изучения той или иной темы. Задания содержат номер задания в соответствии со структурой КИМ, что поможе...
  • Урок по русской литературе для 11 класса «Поэма А. Твардовского «Василий Тёрктн»события, которые никогда не стираются из народной памяти, например, война. Сколько произведений создано о ней, но всё же, утверждают, что последнее слово о войне ещё не сказано. Урок поможет ответить на вопросы: как создавалась книга? Каковы истоки поэмы? Почему Твардовский обратился к этой теме? Какие уроки жизни получили мы, прочитав Книгу про бойца?Следует обратить внимание, что образ Василия Тёркина, созданный Твардовским, – это собирательный образ, имеющий лишь один реальный прототип ...
  • Урок по русскому языку для 11 класса «Бессоюзное сложное предложение»ЦЕЛИ УРОКА:1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:формировать личностную позицию;воспитывать эстетический вкус; помочь осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;...
  • Урок русского языка в 11 классе по теме ««Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»Урок русского языка проводился в 11 классе по теме Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синонимия союзных и бессоюзных предложений. Это заключительный урок по повторению сложного бессоюзного предложения, на этом уроке запланирована проверочная работа в форме теста. Цель урока: образовательная – повторить и обобщить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении, систематизировать навыки правильной постановки знаков препинания в БСП, научить учащихся устанавливать смысловые отн...
  • Конспект урока по русскому языку в 11 классе (Развитие связной речи). РефератОтобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных задач урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определен.На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рацион...
  • Урок литературы в 11 классе по рассказу М. А. Булгакова «Морфий»Урок литературы внеклассного чтения в 11 классе по рассказу М.А. Булгакова Морфий. Конспект урока предназначен для учителей русского языка и литературы, работающих в старших классах. Текст рассказа может быть прочтён как учителем ( с купюрами), так и учащимися. Материал актуален и для проведения классных часов, бесед со старшеклассниками по предупреждению наркомании, суицида и негативного поведения. материал так же может быть рекомендован студентам педагогических колледжей, студентов професс...
  • Урок по русскому языку для 11 класса «Бессоюзные сложные предложения»Пояснительная записка В процессе внедрения в свою практику новых подходов в обучении и преподавании огромную помощь мне оказывают видеоуроки с сайта InfoUrok. RU, за что огромная благодарность его команде, руководителю и автору проекта Жаборовскому Игорю. Содержание данных видеоуроков перекликаются с требованиями и идеями программы, над внедрением идей которого работаю с начала текущего учебного года. В них в доступной форме излагается материал темы, которые сопровождаются конкретными, с учетом возростн... Регулярно на сайте помещают в подарок открытые видиоуроки, где предусмотрены познавательные задания с постепенным повышением их уровня сложности. Ученики их выполняют с большим интересом в составе группы, в паре или индивидуально (выбор организации работы учащихся уже на усмотрение учителя-предметника), не замечая что осилили сложные задания. Я преподаю русский язык в национальной школе. Однако, приобретенный диск видеуроков за 5 класс для российских школ, могу прменить и в 6-7 классах. Краткое и доходчивое изложение материала вполне приемлимы в процессе повторения изученного и в подготовке к ЕНТ. Хочу привести пример урока в 11 классе Бессоюзные сложные предложения, их типы. Данный урок я разработала для проведения урока в другой школе района по просьбе его директора, с целью обмена опытом. Начала урок с мотивации учащихся к пересмотру своих ЗУН по данной теме анализом 3-х разных БСП: выяснением смыслового отношения между частями и проставлением знаков препинания. Обратная связь показала, что они столкнулись с проблемой и готовы к его разрешению. Определив, т.о., тему урока и его...
  • Урок -обобщение по русскому языку на тему «Односоставные предложения» 11 классУрок рассчитан на 11 класс. Рекомендуется проводить на последних уроках при закреплении раздела Односоставные предложения. Очень интересный, насыщенный урок. В начале урока проводится психологический настрой, затем идет повторение пройденного материала. Затем следуют очень удобные разноуровневые задания для учеников, после этого ученики производят синтаксический разбор предложений, играют в игру, пишут цифровой диктант, закрепляют пройденный материал тестом. В конце урока проводится интересн...
  • Мастер-класс урока чести, совести, долга по русскому языку 11 классМастер-класс УРОКА ЧЕСТИ, СОВЕСТИ, ДОЛГА по русскому языку в 11 классе по подготовке к единому государственному экзамену по тексту В.И.Дроганова Я даже не помню, как называлась та книга. глубоко эмоциональный по тематике и содержанию. Для эмоционального настроя к уроку взят документальный фильм Груз 300 1989 года о событиях тридцатилетней давности, об Афганской войне. Зачем? Возможно, желание помочь старшеклассникам переосмыслить уроки прошлого. Уроки памяти. Они всегда тревожат нашу душу. Потому что там остались наши корни. Жить в настоящем и мечтать о будущем невозможно без прошлого. На уроке мы знакомимся с содержанием текста, герой которого, бывший школьник, стал участником Афганской войны и … не верну... На определенных этапах урока учащиеся обучаются умению анализировать текст публицистического стиля, развиваются умения выделять главное, сравнивать; воспитывается культура речи, диалога, нравственных качеств личности: чести, совести, долга. В конце урока показывется видео-ролик и звучит песня Кукушка из сборника Афганские песни.
  • Дидактический материал для работы с текстом в 9 - 11 классахДля отработки навыков анализа текста, для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка подбираю текстовый материал, направленный на развитие навыков анализа, обобщения и систематизации знаний по всем разделам лингвистики. Передача краткого содержания способствует как подготовке к сжатому изложению в 9 классе, так и формированию умения построения высказывания по заданному вопросу. Такая работа имеет большое значение и для развития речи учащихся, т.к. задания предполагают построение связного высказывания не только на лингвистическую тему, но и на понимание его содержания, на понимание авторского замысла. Данный дидактический материал может быть использован на уроках русского языка в 9-11 классах при групповой работе, при работе в парах и в качестве индивидуальных домашних заданий. Выполнение заданий сразу в раздаточном материале позволяет сэкономить время, а учителю - видеть уровень сформированности способов действия при работе с текстом (графические обозначения орфограмм и пунктограмм, выделение грамматических основ предложений, построение схем сложных предложений и т.д.).
  • Образовательный минимум по русскому языку для 11 класса (материал, входящий в ЕГЭ)Образовательный минимум по русскому языку для 11 класса (материал, входящий в ЕГЭ). Для качественной подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо выбрать минимум учебного материала. Данная разработка содержит краткое изложение необходимого для изучения материала по двум частям экзамена: части А и В. В образовательный минимум вошли краткие сведения по морфологии, орфографии, синтаксису, культуре речи и словобразованию. Материал представлен в виде легко запоминающихся таблиц, схем, кратких ...
  • Рабочая программа 11 класса по литературеРабочая программа по литературе создана на основе авторской программы С.А.Зинина, В.А.Чалмаева. Программа включает несколько разделов: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.Предлагаемое тематическое планирование предусматривает следующую организацию процесса обучения (в соответствии с учебным планом, рекомендуемым программой среднего обра­зования): в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю). Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса. Данная программа составлена с учётом преемственности с программой средней школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской... Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс. В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий. Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров; · - Выразительное чтение художественного текста; · -- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); · - Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; · - Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; · - Анализ и интерпретация произведения; · - Составление планов и написание отзывов о произведениях; · - Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними. Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами эля учебного предмета Литература на этапе основного общего образования являются: · -выделение характерных причинно-следственных связей; · - сравнение и сопоставление; · -умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; · -самостоятельное выполнение различных творческих работ: · -способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде; · -умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка; · - составление плана, тезиса, конспекта; · - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; · -самостоятельная организация учебной деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов. Изменения в авторскую учебную программу не вносились. В КТП программы указано количество уроков на данную тему, типы уроков, характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности, виды контроля, измерители , планируемые результаты освоения материала, даты проведения по плану и факту.Предлагается перечень практических работ ( классных и домашних сочинений ). Указаны произведения для заучивания наизусть. В конце разработанной программы предлагается теоретический ма...
  • Интегрированный урок словесности в 11 классе «Россия: интеллектуальное и эмоциональное восприятие»Данный урок призван помочь старшеклассникам разобраться в тайнах русской души, понять особенности русского национального характера. Опираясь на высказывания великих людей о России и русском характере: философов, историков, политиков, поэтов, - учащиеся исследуют эти мнения и составляют обобщенный портрет русского человека, отмечая его сильные и слабые черты. Это урок-исследование. Форма проведения - групповая. Класс делится на 3 группы: философов, историков и литературоведов, каждая группа ра...
  • Урок по повести В. Распутина «Живи и помни» в 11 классеУрок, в ходе которого можно подготовить учащихся к ЕГЭ по русскому и литературе благодаря многочисленным параллелям с другими произведениями русской литературы.Урок рассчитан на 2 часа. Для эффективности урока необходимо не только прочтение всеми учащимися книги, но и выполнение индивидуальных заданий. В конце урока дается творческое письменное задание , проверяющее осмысление учениками прочитанного и услышанного. Урок был подготовлен и проведен в рамках защиты на высшую категорию и заслужил в...
  • Проект по роману А. Лиханова «Сломанная кукла» на тему «Героиня нашего времени» на уроке литературы в 11 классеПроект подготовлен обучающими 11 класса под руководством учителя русского языка и литературы Паюсовой О.В. В проекте содержится план, биография автора. Дается литературная характеристика главной героини романа: значение имени, история судьбы, содержание молитвы с изображением иконы Божьей Матери, черты характера героини, ее взаимоотношения с родными и друзьями, обобщение и призыв автора к читателям.По этой теме составлен синквейн.В работе представлены итоги анкетирования обучающихся 11 класса по...
  • Тема урока: Стили речи Тема урока: Публицистический стиль речи Класс: 11 классОбщая тема урока: Стили речи Тема урока: Публицистический стиль речи Класс: 11 класс Цели занятия: 1. Развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; закрепление навыков правописания. 2. Обучать учащихся убедительно излагать информацию, обосновывать и аргументировать свою точку зрения. Оборудование урока: компьютер, учебники, раздаточный материал. Урок развития речи Ход занятия I. Проверка знаний. Отработка умений и навыков 1. Выпишите слова, относящиеся к публицистическому стилю.(слайд) Электорат, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, центристский, популистский, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг, достоинство, правосудие, прослав­лять, экстремизм, водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, бескорыстный, пред­выборная кампания, транснациональный, альянс, депутатский, жур­налистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденст­вие, девальвация, консолидация, консенсус, публицистика, коммюнике, превентив... 1.Объясните значение слов: (слайд) Коммюнике - официальное сообщение о переговорах между государст­вами. Транснациональный - выходящий за пределы одного государства, одной нации. Девальвация - понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте. Консолидация - упрочение, укрепление чего-либо. Консенсус - общее согласие по спорному вопросу. Публицистика - род произведений, посвященных актуальным пробле­мам и явлениям текущей жизни. 2.Подберите однокоренные слова к слову публицистика. (Публицист, публицистический.) 3.Составьте словосочетание со словом публицистический. (Публици­стический стиль.) - Что такое публицистика, публицистический стиль? (слайд) Публицистика — это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы. Публицистический стиль –функциональный стиль, обслуживающий сферу политико-идеологических общественных отношений. Основные цели – информация (в кратчайший срок сообщить о свежих новостях) и воздействие (формирование мировоззрения читателя и общественного мнения). Своеобразие информационно-содержательной функции, выполняемой публицистическим стилем, заключается в том, что, во-первых, информация в этой сфере общественных отношений адресуется не узкому кругу специалистов, как, например, в сфере науки, а широким массам, всем носителям языка; во-вторых, здесь необходима быстрота передачи информации, что не является необходимым, например, в официально-деловом стиле (публицистика, как правило, посвящена злобе дня). Урок Тема: Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк Цель урока: Углубление и развитие представлений о жанрах публицистического стиля речи; совершенствование навыков анализа текста, нау­чить писать портретный очерк. Задачи урока: 1) отличать тексты разных стилей речи, знать признаки присущие каждому стилю речи; 2) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи; 3) определять типы речи; 4) определять тему, идею и проблему текста; 5) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;
  • Урок русского языка в 11 классе на тему: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей функциональной роли. Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале. Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания...
  • Контрольные работы и тесты по русскому языку и литературе (5-11 классы)Материал, собранный в данной работе, значительно сэкономит время учителю. В данной разработке наряду с контрольными работами по русскому языку и тестовыми заданиями есть ещё материал для уроков литературы, который можно использовать для закрепления изученного. Задаия представлены разноуровневые, их также можно даать детям в качестве дополнительного задания.Для тестовых вопросов есть ключи ответов, с помощью которых можно осуществлять работу с самопроверкой. Выполняя задания такого характера, уча...
  • Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕНТ. Работа над ошибками в пробном тесте»Тип урока: повторительно-обобщающий Вид урока: практикум Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Цель урока: систематизация и анализ допущенных ошибок в пробном тесте. (слайд №2) Задачи: · Повторить и закрепить орфограммы и пунктограммы, на которые были допущены ошибки в пробном тесте; · Проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; · Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени; развивать умение работать с заданиями ЕНТ, внимательно и вдумчиво читать вопросы. · Совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, формировать навыки контроля и самоконтроля, активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся морально- ценностные качества. (слайд №3)
  • Занятие элективного курса в 11 классе «Готовимся к ЕГЭ»Подготовка выпускников к итоговой аттестации имеет особую актуальность. Занятия элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе направлены на повторение и обобщение изученного материала за курс средней школы,проверку уровня усвоенных знаний при помощи заданий разного типа. Данное занятие было проведено в 2013 году в рамках месячника взаимопосещений. Коллегам было представлено занятие с учениками 11 класса (групповая форма работы), где на материале заданий ЕГЭ по рускому языку...
  • Урок русского языка и литературы в 11 классе на тему «Методы, формы и приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка. »Имея педагогический стаж учителя русского языка и литературы около 20 лет, наблюдая за развитием отношения учащихся к русскому языку, я пришла к выводу, что интерес, творческое отношение к нему резко упали. Особенно это заметно в последние годы. Причин такому явлению несколько: это и неинтересно составленные учебники (академизм, чрезмерная научность), Как же заинтересовать учеников на уроках русского языка? Что может семиклассников или восьмиклассников заставить задуматься, начать размышлять над вопросами русского языка? Конечно же, не принуждение. Изучив большое количество литературы по данному вопросу, я пришла к выводу, что самое главное на уроках русского языка разбудить детей, сделать их активными участниками урочного процесса и научит работать самостоятельно. Ведь активность и самостоятельность – это одни из главных принципов дидактики. Но в качестве средств активизации учения выступает и содержание учебного материала, которое несет ученикам новую, неизвестную ранее информацию, вызывает чувство удивления, восхищения, радость познания нового. Не открою Америки, если скажу, что, планируя урок, учитель должен постоянно иметь во внимании три составляющие: · Отбор содержания учебного материала · Сочетание методов, форм и приемов обучения · Внешнее оформление урока Еще один вывод, к которому я пришла в ходе работы над данной проблемой: если учитель помнит об этих трех составляющих, то уроки у него будут нетрадиционные. А эти уроки вызывают у учеников большой интерес. И в то же время они реализовывают обучающие, развивающие и воспитательные цели.
  • Урок по литературе для 11 класса «Женское лицо войны»Женское лицо войны- это интегрированный урок литературы и истории. Цели урока: показать, какова была роль женщины на фронте в годы Великой Отечественной войны, что перенесла и пережила она, воюя с врагом за свою Родину. Формировать умение самостоятельной работы с текстом, развивать умение учащихся получать информацию из различных источников, анализировать художественное произведение, развивать творческие способности учащихся, исследовательские умения и навыки. Воспитывать чувство уважения к...
  • План-конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе на тему «Анализ эпизода «Сон Понтия Пилата» из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – сочинение-рассуждение по данному отрывку в формате ЕГЭ» Аудитория: обучающиеся 11 классаВ настоящее время в базовой части учебного плана школьной программы всего лишь один час выделяется на предмет Русский язык. Этого явно недостаточно, чтобы качественно подготовить обучающихся к экзамену. К тому же интерес к урокам, по которым не предусмотрена сдача обязательного экзамена, в том числе и к литературе, у учеников теряется. Где найти часы на подготовку к экзамену? Как заставить учащихся читать программные художественные произведения? Как приобщить их к вдумчивому, аналитическом... Я разработала методику, при которой в качестве исходных текстов для сочинения-рассуждения можно использовать фрагменты из художественных программных произведений, а классные и домашние сочинения на уроках литературы по прозаическим произведениям можно заменить сочинениями в формате ЕГЭ по русскому языку, используя подобные тексты. Такой подход дает большие преимущества: 1) во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ за счет уроков литературы; 2) во-вторых, детальный анализ определенных эпизодов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании экзаменационного сочинения; 3) в-третьих, повысится интерес у учащихся к чтению художественных произведений. Целью методических рекомендаций является определение специфики проведения интегрированных уроков русского языка и литературы при подготовке выпускников средней школы к написанию части С ЕГЭ по русскому языку, а также оказание помощи учителям русского языка и литературы в данном вопросе. Задачи работы: 1) определить методику проведения интегрированных уроков по русскому языку и литературе в целях эффективной подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть С); 2) рассмотреть варианты работы над сочинением с использованием отрывков из художественных программных произведений в качестве исходных текстов на интегрированных уроках по русскому языку и литературе в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть С); 3) показать возможность оценивания и самооценивания сочинения-рассуждения учащимися на уроке в соответствии с критериями К1-К12. Обучение работе над сочинением с использованием эпизодов из художественных произведений в качестве исходных текстов проводится на интегрированных уроках русского языка и литературы. При рассмотрении этапов работы над сочинением особое место уделяется пониманию исходного текста и извлечению из него информации. Учитывая жанровое своеобразие выпускной работы, предлагается единая композиционная схема, которая должна помочь учащимся написать сочинение по критериям. Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка с целью подготовить учащихся более качественно и эффективно к ЕГЭ по русскому языку (части С). Для проведения интегрированных уроков по русскому языку и литературе навык написания сочинения-рассуждения у учащихся должен быть сформирован. В данной работе будет описан процесс проведения интегрированного урока, где наглядно будет продемонстрирована методика работы с художественным текстом с целью поиска проблемы и написания по ней сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
  • Урок нравственности в 11 классе «Берегите, люди, матерей!» по рассказу В. В. Вересаева «Порыв»В народе говорят: Воспитание — бесценное богатство, Дитя -драгоценность, но еще большая драгоценность - его воспитание. Сегодня проблемы воспитания заботят каждого здравомыслящего человека. Еще 106 лет назад К.Д. Ушинский отмечал, что ценности, на которое ориентировано воспитание, не могут определяться той или иной государственной системой или общественным укладом. Цели воспита­ния должны быть вечными и независящими от политических коллизий, должны соответствовать самой глубине человеческой природы. Сегод­ня мы осознаем правоту этих слов великого педагога. Учитель несет личную ответственность за выбор ценностей, критериев воспитания. Он просто не имеет права слепо следовать ук... Сегодня доллар правит бал, Душе открытой трудно стало, Любовь повергли с пьедестала, И мир от боли так устал! Нам, учителям, особенно обидно и больно, потому что заложника­ми становятся наши дети, от которых будет зависеть будущее России.
  • Контрольные работы по теме «Орфография» для учащихся 9-11 классовКонтрольные и проверочные работы по Орфографии для учащихся 9-11 классов.В связи с тем, что изучение орфографии заканчивается в 7 классе, а при подготовке учащихся к итоговой аттестации в 9 и 11 классах необходимо повторить темы, включенные в экзаменационные работы, мы обращаемся к темам, связанным с правописанием слов. Проверочные работы по некоторым разделам языка направлены на повторение наиболее трудных тем.Возможно данные контрольные работы пригодятся учителям при планировании уроков по...
  • Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов Праздник языков Внеклассное мероприятие Праздник языков подготовлен и проведен в рамках Недели языков народов Казахстана, рекомендуется использовать и для проведения предметной недели русского языка и литературы. Праздник представляет собой игру между двумя командами учащихся, предусмотрены и занимательные задания для зрителей. Мероприятие направлено на привитие интереса к изучению языков в школе. В ходе игры проверяются знания учащихся, умение логически мыслить, смекалка, умение работать в группе. ...
  • Урок русского языка для 11 класса по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» (Подготовка к ЕГЭ)Цель урока подготовка учащихся к выполнению экзаменационного задания В-8 по комплексному анализу текста и определению изобразительно-выразительных средств языка. Задачи урока : совершенствование навыка анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры; развитие речи учащихся, восприятия художественной образности текста; воспитание любви к родной речи на лучших образцах художественных произведений.Идёт повторение изобразительно-выразительных средства языка.Вспоминаем, что тропы ...
  • Разработка урока по литературе для 11 классаДанный материал представляет собой разработку урока по литературе в 11 классе в рамках подготовки выпускников к написанию части С по русскому языку и литературе. Урок построен с использованием технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо, которая является эффективной действующей технологией урока, построенного по требованием ФГОС. Для анализа взято произведение Юрия Рэтхэу Хранитель огня, изучающееся в разделе Литература народов России. Этот рассказ позволяет выявить не ...
  • Урок русского языка в 11 классе по теме «Правописание НЕ со словами. Подготовка к ЕГЭ»ТеТема: Правописание НЕ со словами. Подготовка к ЕГЭ. Задание А17. Цели урока: подготовка к ЕГЭ. Отработка заданий А1, А3,А4, А5, А17. Языковая разминка. Подготовка к ЕГЭ. Отработка заданий А1, А3,А4, А5. Задание А4. Задание А5. Урок полезен для учителей русского языка и литературы, преподающих в 11 классе и готовящих к ЕГЭ по русскому языку. На уроке отрабатываются задания, где учащиеся чаще всего делают ошибки. Основная задача на уроках русского языка в 11 классе - подготовить учащихся к ед...
  • Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно-выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О. М. Безымянной «О благодеянии»Урок рассчитан на 2 часа, состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая часть работы проходит по тексту из книги Безымянной О.М., Лукьянова С.А. Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста (Москва, Глобус, 2007, в частности по тексту притчи О благодеянии. Рассматривается проблематика текста, а также через изобразитель...
  • Урок русского языка в 11 классе «Обособленные приложения»Данный урок предполагает повторение материала по теме Обособленные приложения, а также повторение орфоэпических норм, правописания н/нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Урок включает комплексную работу с текстом и выполнение заданий части В ЕГЭ. В ходе урока осуществляется взаимопроверка учащимися выполнения заданий, результаты вносятся в листок контроля. Задания по тексту проверяются учителем, баллы суммируются, и выставляется отметка согласно разработанным нормам. Урок спо...
  • Календарное планирование по русскому языку 11 классКалендарно-тематическое планирование предназначено для учащихся 11 класса казахстанских шккол с русским языком обучения естественно-математического направления. Приоритетным направлением в методике преподавания русского языка является стратегия формирования коммуникативной компетенции и её составляющих: языковой, речевой, риторической, этнокультуроведческой компетенций, культуры речи. В данном календарно-тематическом планировании предусматривается проведение контрольных работ различных видов: те...
  • Урок-игра «Литературное кафе», 11 класс, «Она была поэтом»(Урок - игра Литературное кафе по творчеству А.А. Ахматовой) Цели урока: 1. Раскрыть своеобразие личности Анны Ахматовой, основные мотивы ее творчества; донести до учащихся мысль о том, что биография поэтессы - это биография исключительной личности и одновременно - биография поколения; 2. Дать ребятам возможность испытать свои творческие силы, способствовать развитию у них творческого воображения; 3. Вызвать восхищение жизненным и творческим подвигом А. Ахматовой. Если у ученика появляется восхищение личностью писателя - учитель может поздравить себя с победой. Пути к ней могут быть разными. Но самый эффективный, по-моему, игра. Пусть каждый школьник почувствует себя актером, режиссером, сценаристом, т.е. испытает свои творческие силы, степень своего воображения. Литературное кафе - одна из форм такого урока. Безусловно, он требует подготовки всего класса. 11-классники должны быть знакомы с такими понятиями, как декадентство, акмеизм, должны знать имена С. Городецкого, О. Мандельштама, А. Вертинского, Н. Гумилева, биографию и творческий путь А. Ахматовой. Гости рассаживаются за столами, на каждом - свеча. В центре класса на высокой тумбе установлен освещенный пламенем свечи портрет Анны Ахматовой, возле которого лежит раскрытая книга ее стихов. Начать можно с чтения стихотворения А. Солженицына: Поэты русские! Я с болью одинокой, В тоске затравленной перебираю вас.
  • Урок литературы в 11 классе Свидетели и участники исторических перемен в жизни России. Многообразие жанров и художественных решенийСегодня мы с вами погружаемся в удивительный мир литературы, где много противоречий, много недосказанного и неуслышанного. Подумайте, почему, когда в мире шли бурные перемены, когда пролетел ураган времени, когда много было запрещено, русские писатели на свой страх и риск писали правдиво, ничего не скрывая под идеологической маской? Теперь, в наш новый век, когда сняты все границы и запреты, когда мы во весь голос говорим о том, что было – на первый план выдвигается замечательные личности, чье творчество ярко отражало действительность – ту действительность, которую долго скрывали от народа. После революции 1917 года в России всё менялось: разрушались старые устои, а на смену им шло новое строительство. Но не все гладко было в новом. Закончилась гражданская война, цель, которой многие не понимали, а видели только её губитель... В произведениях художников 20-х годов большое место занимал народ и его роль в революции. Его называли загадкой, молчащим всероссийским сфинксом (И.С. Тургенев Сфинкс) В революции он становился вершителем своей исторической судьбы, творцом народного сознания. В книгах Платонова, Бабеля, Зощенко, Шмелева, русский человек с одной стороны всемирный страдалец, жертва роковых обстоятельств, а с другой – мифологизированный злодей, источник всемирной беды, творец бездны
  • Рабочая программа «Русский язык. 10-11 классы»Рабочая программа по предмету Русский язык составлена к учебнику Русский язык. 10—11 классы Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А. Мищериной для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне. Пояснительная записка содержит общую характеристику учебного предмета, описание места предмета в базисном учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, цели изучения предмета, основные формы контроля. Наряду с требованиями к уровню подготовки обучающихся, учеб...
© 2010-2018