Русский язык и Литература

  • Вводные слова и предложения. 11 классматериал представляет собой конспект урока русского языка в 11 классе по теме Вводные слова и предложения. Урок направлен на самостоятельное изучение нового материала и открытие нового. Ребята знакомятся с теоретическим материалом, после чего обсуждают его и приводят примеры. Тренируются в употреблении в речи и на письме вводных слов и предложений, закрепляют навыки постановки пунктуационных знаков при вводных словах и предложениях. Проводится объяснительный диктант, где ученики закрепляют по...
  • Рабочая программа по русской литературе 11 классНастоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Литература под редакцией В.Я. Коровиной.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать... Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
  • Литературный вечер для учащихся 9 -11 классов «Особенности женской души в любовной лирике Ахматовой»Литературный вечер для учащихся 9 -11 классов Особенности женской души в любовной лирике Ахматовой включает разработку мероприятия, презентацию, аудиозапись стихотворения Я не любила давних дней, запись П.И.Чайковского Времена года. Октябрь. Материал подобран таким образом, что использованы различные виды работы, прослушивание аудиозаписи, чтение стихов учащимися, демонстрация слайдов, аналитическая беседа и др. Ранние стихи Ахматовой наполнены любовью, радостью встреч и горечью разлук, несбывшимися надеждами, обо всем этом ученики ...
  • Урок литературы в 11 классе по лирике М. И. Цветаевой «Люби без мер. .. »Данный материал можно использовать при проведении урока литературы в 11 классе. Тема: Лирика М.И.Цветаевой, материал по теме Любовная лирика.Данный материал представляет разбор стихотворений по теме Люби без мер...Это стихотворенияПопытка ревности, Ятебя отвоюю у всех земель, у всех небес...Материал позволяет повторить попутно материал по теме Изобразительно-выразительные средства языка,что необходимо при подготовке к ЕГЭ .Материал урока предполагает проведение творческих работ, разн...
  • Тестовая работа по русскому языку 11 класс Тема «Словообразование. Орфография»В разработке представлен практический материал ( два варианта тестовых заданий ) для подготовки к решению задания А15 и В 1 ЕГЭ по русскому языку. Он может быть использован для проведения диагностической работы после повторения теоретической части, в которой учащиеся вспомнили изученный в 6 классе материал и углубили свои знания в области русского словообразования, а также повторили особенности правописания приставок. Цель Тестовые задания позволяют повторить нормы русского словообразования и о...
  • Научная работа. «Настольная книга 20-го века». ученица 11 класс. Байтугаева АкеркеАбстракт на научный проект по теме Настольная книга XXI века ученицы 11 А класса школы – гимназии № 118 Байтугаевой Акерке Целями данной работы является: - изучение принципов, по которым отбираются настольные книги XXI века и как книги становятся бестселлерами. Гипотеза исследования: Результаты моей работы показали, что настольная книга в наше время очень часто меняется, и принципы ее отбора меняются с требованием времени. В ходе работы, мы ставим перед собой следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать разработанную тему в современной литературе. 2. Работа с различными источниками информации: · Поиск материалов в сети Интернет; · Специальная и справочная литература. 3. Провести исследования уровня читательского спроса на основе учащихся нашей школы. Научная новизна исследования. В работе выявлены особенности отбора настольных книг в современной литературе. Установлена взаимосвязь между временем, человеком и книгой. Показано, что книга отбирается по определенным критериям, и что данные принципы с течением времени меняются.
  • Конспект урока по литературе для 11 класса «Война в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»Цель: 1. Раскрыть трагическую судьбу юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом; 2. Помочь учащимся понять, какой ценой досталась победа нашей стране; 3. Воспитание патриотических чувств у учащихся. Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. Война! – жесточей нету слова, Война! – печальней нету слова, Война! – святее нету слова, В тоске и горе этих лет. Сегодня на уроке войну представляет Борис Львович Васильев, который сам ушел на фронт в 19 лет. 2. Презентация о Б.Васильеве и истории создания повести А зори здесь тихие (подготовили учащиеся, заранее получившие задание) Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним 19-летним. Рассказать так , чтобы они сами словно прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными – их современницами. И в то же время – девочками 30 –х годов Учитель: в основе повести – небольшой по масштабам войны эпизод. Но автор так рассказал об этом, что за маленьким эпизодом встает вся минувшая война – в ее страшном несоответствии с самой сущностью человека. 3. Работа по содержанию повести. - Где же происходит действие повести? (Ответ словами из текста) - Обратимся к названию. На первый взгляд так и кажется, что речь пойдет о чем-то безмятежном, спокойном. Однако название и содержание повести подчеркивают контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. В самом названии и в тех строках, где описывается неброская северная природа, - это уже протест против войны. Одна из особенностей повести состоит в том, что автор показал переход от будничного к бессмертному. - Что же привело девушек на фронт? Что мы узнаем об их прошлом? Почему об этом рассказано подробно? Соня Гурвич – на войну попала из института. (Рассказ ученицы о прошлом Сони ) Галя Четвертак- бывшая детдомовка, маленькая, замухрышка, которая не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. (Рассказ о прошлом Гали) Лиза Бричкина (рассказ о Лизе) В нее было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места. …Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня… - Постепенно дорогими и близкими для Васкова становятся девчата, в его душе возникает трепещущая тревога за своих подчиненных. Но схватка с врагом складывается трагически, ему приходится одну за другой хоронить своих девчат, порой так и не сделавших ни одного выстрела. - После первых потерь Васков винит себя: Хватит тех, что погибли,по горло хватит, до конца жизни. - Оставшиеся в живых после первых схваток Женя Комелькова и Рита Осянина опытнее других. История Жени (Рассказывает ученица). Женя – одна из ярких личностей в повести. - Она могла затаиться, не стрелять. Почему она стреляет? (ответы учащихся) История Риты. Она самая опытная, хладнокровная, человечная. (Почему она стреляет в себя? Права ли она?) Ответы учащихся. Родина ведь не с каналов начинается… А мы ее защищали. - Васков остался один. Ранен. Устал. Почти без оружия. И он берет в плен оставшихся фашистов. - Каким же показан этот герой в повести? Сначала? А потом. (Сначала это человек внешне суровый, неразговорчивый, постепенно мы видим, что это добрый, скромный , человечный старшина). Б. Васильев вспоминал старшину, с которым он служил в начале войны: был он с нами всегда суров, мы сначала его невзлюбили. Но он готовил из нас солдат, поэтому нужна была дисциплина и строгость. - Какие мысли мучили Васкова после гибели девушек? - Какие черты его раскрываются в схватке с врагом? В чем сила и человеческая красота старшины Васкова? 4. Просмотр фрагментов из одноименного фильма С. Ростоцкого, поставленного по повести. 5. Подведение итогов. - Чем заканчивается повесть? (в эпилоге в письме одного юноши к своему другу мы узнаем о дальнейшей судьбе Федота Евграфовича Васкова и сына Риты, которого он вырастил). - Почему же гибнут девушки? Литература: Б.Васильев А зори здесь тихие. Комсомольская правда. М- С.-Пет., 2011г.
  • «Формативная работа по литературе для 11 класса»Формативная работа по литературе (по роману-эпопее Война и мир Л.Н. Толстого) представляет собой контроль знаний, умений и навыков учащихся полученных на уроках литературы при изучении романа Л. Н. Толстого Война и мир.Данная работа предназначена для учителей русской литературы в старших классах в качестве закрепления и проверки полученных знаний. Формативная работавключает в себя работу с литературоведческими терминами, анализ эпизода, работу с таблицами, умение приводить цитаты из текста, ...
  • Урок по русскому языку в 11 классеОпыт подготовки и проведения ЕГЭ по русскому языку показал, что основная трудность для учеников заключена в написании сочинения- рассуждения (части С). Поэтому урок был построен с точки зрения помощи в подготовке к написанию сочинения. На уроке формируются коммуникативные компетенции путем использования приемов технологии развития критического мышления Тема Подготовка к написанию сочинения (часть С) в 11 классе. Цели: - Продолжить работу над написанием сочинения (частьС) - Совершенствовать навыки написания сочинения -Воспитывать патриотизм, любовь к русскому языку.
  • Конспект урока по русскому языку для 11 класса Правописание Н и НН в различных частях речиЭтот урок дает возможность учащимся осваивать основные правила правописания Н и НН в различных частях речи, применять знания написания НЕ-НИ с различными частями речи на письме, делать выбор одной и двух Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий; формировать навыки исследовательской деятельности, работать с информационными ресурсами, в том числе и с электронными; отрабатывать правило Одно и две Н в разных частях речи на практике, обнаруживать слова с орфограммой, видеть слова с данной ...
  • Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов Основы редактированияПредлагаю вашему вниманию рабочую программу элективного предмета по русскому языку. В 10-11 классах нам всем приходится готовить обучающихся к единому государственному экзамену. Так вот данный элективный курс очень помогает это сделать, так материал дает ребятам возможность подготовиться именно к самой сложной части - части С, то есть к сочинению-рассуждению. В программе имеется пояснительная записка и КТП. Материал будет интересен учителям, работающим именно в старшей школе. В планирование можн...
  • План работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся 11 классаПредлагаемый план работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся 11 класса является примерным. По нему можно работать в классе с небольшим количеством учащихся. Работа по подготовке к ЕГЭ требует много времени и больших усилий со стороны учителя и учащихся. Очень важно учитывать индивидуальные особенности учащихся, их способности в изучении русского языка. Нужно стараться работать с каждым учеником в отдельности, особенно когда идёт разбор решённых заданий. Класс можно разделить на нескол...
  • Конспект урока русского языка для 11 класса Осложненные предложенияУрок- семинар Осложненные предложения с элементами технологии критического мышления через письмо и чтение в 11 классе предназначен для подготовки учащихся к написанию экзаменационного сочинения. Урок развивающий. Данный урок можно провести также и в 10 классе. Стадия осмысления текста проводится в группах, с применением слайдов по каждому типу задания. Соответствует требованиям ФГОС. В стадия рефлексии- размышления предусмотрено прочтение отрывка из рассказа И.С. Тургенева Косцы из сборника ...
  • Работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся 11 класса, имеющих хорошие способности к предметуОписание материала: В данной статье говорится об особенностях работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся с хорошим уровнем способностей. Особое внимание я старалась уделить подготовке к сочинению-рассуждению. Это очень интересный вид работы. Мой опыт работы (6 выпусков с 2009 года) по подготовке к ЕГЭ показывает, что ребятам нравится учиться писать сочинение, где можно проявить творчество. Они с удовольствием это делают. Им нравится обсуждать тексты за круглым столом, где кажды...
  • Конспект по русской литературе для 11 класса Дом, где разбиваются сердцаОписание материала: Материал конспекта урока используется при изучении нравственной темы на уроках литературы, помогает формировать понятия нравственный, безнравственный, раскрывает смысл человек-праведник, даёт представление о высших ценностях человеческой жизни. Через образы произведения Солженицына утверждается, что жизнь села держится на нравственных людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях: добре, бескорыстии, порядочности, трудолюбии, милосердии. Расширяет кру...
  • Дружеский поединок «Знатоки русского языка и литературы» между учащимися 11 класса и командой учителей разных предметов (в рамках недели русского языка и литературы) Данное мероприятие проводится в рамках предметной недели русского языка и литературы. Задания могут быть разные, здесь важно учитывать уровень знаний и способностей и желания учащихся 11 класса. Мероприятие не требует особой подготовки. Количество игроков может быть любое, но равное (6-10 человек), название, девиз они могут придумать в начале игры, уже за столом, а вот выбрать капитана нужно заранее, так как ему предстоит формировать команду и приготовить вопросы соперникам. Поединок проводит...
  • Конспект по русскому языку для 11 класса «Готовимся к ЕГЭ. Учимся оценивать сочинение-рассуждение по тексту»Описание материала: Урок русского языка в 11 классе Готовимся к ЕГЭ. Учимся оценивать сочинение-рассуждение по тексту рассчитан на два часа. Такой урок можно проводить во втором полугодии 11 класса, когда учащиеся уже чётко знают примерный план сочинения, критерии оценивания, баллы за них. На экзамене успешно справляются с сочинением те ребята, которые знают, чего от них хотят услышать эксперты, поэтому необходимо уделять внимание не только написанию сочинения, но и тонкостям его проверки...
  • Контрольная работа по литературе для учащихся 11 класса (за 1 полугодие)Контрольная работа по литературе 11 класс 1 полугодие 1 вариант 1. Назовите литературные направления начала 20 века и их ярких представителей. 2. Соотнесите имена писателей и географические названия: А) А.Блок 1) Граас Б) С.Есенин 2)Б агдади В) И.Бунин 3)Константиново Г В.)Маяковский 4) Шахматово 3. Кому посвящён поэтический цикл А.Блока Стихи о Прекрасной Даме? 4. О каком своём произведении И.Бунин говорил : Я тридцать восемь раз писал об одном и том же? 5. Каким поэтам принадлежат следующие строки: А) Я скажу : Не надо рая, дайте родину мою! Б) Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. В) Поэзия- та же добыча радия. 6. В чём проявляется драматический конфликт в пьесе М.Горького На дне? 1. В столкновении социальных противоречий. 2. В столкновении лжи и правды. 7.Определите художественные средства выразительности в стихотворении С.Есенина: Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром 1. Эпитеты, 2. Метафора, 3. Сравнение, 4.Метафорическое сравнение. 8. Что стало для В. Маяковского наиболее ярким предметом обличения: А) Мещанство и бюрократизм. Б) Политически враги революции. В) Внешние враги Советской республики. 9. Какое из произведений, изученных в первом полугодии, больше всего запомнилось и почему? Дайте аргументированный ответ. 2 вариант 1.Соотнесите фамилии поэтов и литературные направления начала 20 века: 1.Символизм А) В.Хлебников, В.Маяковский, Д.Бурлюк 2.Акмеизм Б) К.Бальмонт, В.Брюсов, А.Блок 3.Футуризм В) Н.Гумилёв, А.Ахматова, О.Мандельштам 2.Назовите адресаты любовной лирики В.Маяковского. 3.Какое произведение А.Куприна изучалось в 11 классе? 4. Назовите авторов следующих строк: А) Вхожу я в тёмные храмы, Свершаю тайный обряд Б) А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? В) Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик. 5.Назовите рассказы И Бунина, прочитанные в 11 классе. 6.Что является главным предметом изображения в пьесе М.Горького На дне: А)Социальные проблемы действительности Б)Проблемы обитателей ночлежки В) Сознание и психология обитателей дна во всей их противоречивости. 7. Определите художественные средства выразительности в в следующих отрывках: А) Рассвет рукой прохлады росно 1.Олицетворение Сшибает яблоки зари 2.Эпитеты Б) Синь то дремлет, то вздыхает 3. Метафорические сравнения В) Как серёжки, зазвенит девичий смех 4. Метафоры 8.Кто из писателей 20-х годов обличал в своих рассказах человеческие качества характера и чьи произведения были запрещены Постановлением Правительства? 9. Какое из произведений, изученных в первом полугодии, больше всего понравилось и почему? Дайте аргументированный ответ.
  • Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса (при подготовке к ЕГЭ часть В).Путешествие в зимний лес - это путешествие в сказочное царство. 3.Уже третий год я учусь в университете. -Выпишите словосочетания со связью управление: Что-то кричал с того берега человек, махавший шапкой.2.Сегодня многие россияне хают доставшуюся им жизнь.3.Сильно действующее на человека слово вызывает в мозгу возбуждение. -Найдите в предложениях словосочетание со связью примыкание : на нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отскочить в сторону. 2насильственно вежливая улыбка не оживляла лицо. 3.Мы перенесли очаг, на котором готовили еду, подальше от домика. Теперь другой вариант задания из КИМОВ: Определите вид связи в словосочетании: Настолько красивая ,про такие проверки, из разнокалиберных досок, попал в капкан, четвёртые сутки, с моими вещами, воссоздавался заново, читая внимательно, в который попал, очень внимательный, читал громче. -Давайте ещё раз посмотрим на алгоритм определения вида связи слов в словосочетании, вспомним , что не является словосочетанием и выполним самостоятельную работу по определению видов связи в словосочетаниях. На столах по вариантам лежат листы с заданиями: 1.Определить вид связи в данных словосочетаниях: бегал по улице, ваша одежда, вторая смена, вычерпать до дна, не увидеть сослепу, читать внимательно, ходить обнявшись, столкнул со стола, сходил к другу, побывал у которого, глиняная миска, извивающаяся змея. 2.Найти в предложениях примеры словосочетаний на все виды связи : всё злей метель, и с каждою минутой сердито рвёт последние листы и за сердце хватает холод лютый. Подведём итоги. Удалось ли нам выполнить задачи, поставленные в начале урока? Достигнута ли цель? Оценки за урок. Карточки с заданиями по определению видов связи слов в словосочетании. №1 1.Определить вид связи в данных словосочетаниях: бегал по улице, ваша одежда, вторая смена, вычерпать до дна, не увидеть сослепу, читать внимательно, ходить обнявшись, столкнул со стола, сходил к другу, побывал у которого, глиняная миска, извивающаяся змея. 2.Найти в предложениях примеры словосочетаний на все виды связи : всё злей метель, и с каждою минутой сердито рвёт последние листы и за сердце хватает холод лютый. №2 А. Выпишите из предложения словосочетание с видом связи согласование 1. На освещённых солнцем полянах краснеют гроздья рябины. 2.Путешествие в зимний лес- это путешествие в сказочное царство. 3.Уже третий год я учусь в университете. №3 Б.Выпишите словосочетания со связью управление: Что-то кричал с того берега человек, махавший шапкой,2.Сегодня многие россияне хают доставшуюся им жизнь.3.Сильно действующее на человека слово вызывает в мозгу возбуждение. №4 В.Найдите в предложениях словосочетание со связью примыкание :на нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отскочить в сторону. 2насильственно вежливая улыбка не оживляла лицо. 3.Мы перенесли очаг, на котором готовили еду, подальше от домика. №5 Г. Определите вид связи в словосочетании: Настолько красивая ,про такие проверки, из разнокалиберных досок, попал в капкан, четвёртые сутки, с моими вещами, воссоздавался заново, читая внимательно, в который попал, очень внимательный, читал громче.
  • Тест по поэзии «Серебряного века», 11 классОписание материала: Этот тест был специально разработан, чтобы проверить знания учеников 11 класса по Поэзии Серебряного века. Лирика Серебряного века – является одним из самых сильных средств, формирующих личности старшеклассника. В возрасте от 16-ти до 18-ти лет у подростка пробуждается особый интерес к духовному миру, появляется стремление исследовать не только себя, свои собственные мысли, но и окружающий мир. В этом возрасте возникают вопросы, найти ответы на которые можно через поэзию. В силу своей самоор...
  • Урок литературы в 11 классе «Политехнический-моя Россия!»ДМ к уроку предоставляют учителю широкие возможности смоделировать на занятии атмосферу литературного процесса 20- х гг. ХХ века,а также оттепели через ролевую игру,что позволяет сформировать представление о ХМ поэзии вышеназванного периода РЛ, опираясь как на литературные документы эпохи,так и (что особенно важно) творческие способности учащихся, их эстетический вкус. Ход же урока (от атрибуции художественных текстов к диспуту) предполагает мотивирование успешности учащихся; воспитание бе...
  • Рабочая программа по русскому языку 11 классПрограмма составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г.Гольцовой (учебник: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: Русское слово, 2006). Выбор авторской программы мотивирован тем, что она -рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов - соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей; - построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; - обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
  • Урок литературы. 11 класс. Тема суда времени и исторической памяти в поэме А. Ахматовой РеквиемНа уроке литературы, посвящённом изучению поэмы А.А. Ахматовой Реквием, деятельность учащихся осуществляется в группах, каждая из которых рассматривает исторические события, происходившие в стране, под определённым углом: как историк, поэт, женщина, потерявшая близких людей. Произведение изучается в контексте традиций русской классической литературы и произведений устного народного творчества. Итогом деятельности класса на уроке станет задание, соотносимое творческой частью ЕГЭ по русскому язы...
  • Урок русского языка 11 классУрок русского языка Синонимия простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными был проведен в 11 классе. Материалом для урока стали произведения поэтов Серебряного века, так как в это время на уроках литературы изучалось творчество этих поэтов. Использование стихов В.Хлебникова, Н.Клюева, Н.Гумилева позволило расширить знания учащихся, углубить их восприятие поэзии Серебряного века. Групповая работа строилась на литературоведческом материале, использован...
  • Рабочая программа по литературе 11 классРабочая программа по литературе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений Литература под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлевой, В.И.Коровина, 12-е издание, М. Просвещение 2010, на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. На изучение литературы в 11 классе отводится 102 часа. Так как с 2015 года выпускники пишут итоговое сочинение по литературе, то данному предмету нужно уделять особое внимание. В данной программе включены п...
  • Рабочая программа по русскому языку 11 классРабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе авторской программы к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Данная рабочая программа содержит: пояснительную записку , которая включает в себя обоснование выбора УМК, цель, задачи обучения русскому языку, ценностные ориентиры содержания учебного материала, характеристика учебного предметы, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся за курс 11 класса и темат...
  • Урок-практикум по литературе в 11 классеРазрешите представить урок-практикум по литературе в 11 классе по произведению И. Бунина Чистый понедельник.Урок состоит из 3-х этапов.1-ый этап работы: мотивация исследовательской деятельности учащихся. На каждой парте лежит отпечатанная статья О. Кучкиной Бунин Иван Алексеевич, которая настраивает школьников на углубленное чтение, поддерживает интерес к бунинским произведениям.2-й этап: самостоятельная деятельность учащихся, которым предлагается выполнить исследовательские задания. Ученика...
  • Урок русского языка олимпийской тематики Характеристика художественного стиля 11 классОлимпийский урок русского языка в 11 классе. Тема данного урока Характеристика художественного стиля. В системе уроков по разделу является первым. Следующий урок по средствам выразительности в тексте художественного стиля. Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. Работает на последующую тему. Сквозная тематика урока – олимпиада в Сочи, что ни в коем случае не помешало достижению поставленной цели. Цели урока: обобщение теоритических знаний по теме Художественный стиль речи. На занятии прослеживается четкая структура урока ( организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, объяснение нового материала, закрепление, рефлексия, домашнее задание), что способствовало решению поставленных задач.
  • Урок-исследование в 11 классе Тема любви в лирике Сергея ЕсенинаНа нашем занятии сегодня мы поговорим о любви в жизни и творчестве С.Есенина. Но прежде чем мы приступим с вами к разговору о творчестве этого прекрасного поэта, мне хотелось бы узнать насколько вы знакомы с поэзией С.Есенина. С.Есенин – один из самых светлых и лиричных русских поэтов, душу выплеснувший до дна в свои произведения. Мы и сегодня знаем и любим его поэзию. Итак, поговорим о любви в жизни и творчестве С.Есенина. Сейчас я предлагаю вам работу в группах (4 группы) проанализируйте следующие стихотворения: 1) Цикл Любовь хулигана Заметался пожар голубой … 2) Цикл Персидские мотивы. Никогда я не был на Босфоре 3) Цикл Персидские мотивы Шаганэ ты моя, Шаганэ 4) Цикл Москва кабацкая Дорогая, сядем рядом
  • Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9-11 классов Четырнадцать магических строкСценарий внеклассного мероприятия по литературе Четырнадцать магических строк-литературный вечер, посвященный сонету. Мероприятие предполагает знакомство учащихся с историей создания сонета, отношением к жанру в различные эпохи и звучанием сонета в контексте литературных методов и направлений.Количество читаемых сонетов может быть изменено в зависимости от состава аудитории.Выступления ведущих и чтецов сопровождаются фрагментами музыкальных произведений.Данное мероприятие, на взгляд автора, по...
  • Урок по литературы в 11 классеТема: Каждый человек - целый мир! (по роману И. А. Бунина Жизнь Арсеньева)Цель: воспитать личность молодого человека через постижение культуры 19 века, попытаться разобраться в себе и окружающем мире через мир главного героя. Заинтересовать учащихся творчеством писателя , вызвать их на откровенный разговор о смысле жизни, о современном им обществе. Урок в 11 классе посвящен осмыслению романа И. А. Буниа Жизнь Арсеньева Учащиеся размышляют над вопросами: что такое человек и окружающий его м...
  • Урок литературы в 11 классеУрок литературы в 11 классе на тему Поэзия времен Великой Отечественной войны. Форма проведения - мастерская творческого письма.Особенностью данного занятия является организация работы учащихся в группах ( их 4), у каждой - своё задание по анализу предложенных стихотворений о войне. После групповой работы предлагается стихотворение С.Гудзенко для работы фронтальной, что дает возможность учащимся поработать вместе, делиться мнениями, социализировать результаты своей работы.Итогом работы могут с...
  • Урок русского языка Подготовка к ЕГЭ в 10-11 классахУрок содержит материал по обобщению, закреплению и проверке уровня усвоения учениками изученного теоретического материала и практических умений при работы с тестами типа А и В по разделам Орфоэпия(задание А1) ,Словообразование(Задание В1) и Изобразительно-выразительные средства(Задание В8). На уроке использован комплексный анализ текста, при выполнении которого осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи, а у учащихся развивается языковое чутье, значительно углубляется стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Разгадывание кроссвордов вносит элемент занимательности в урок. Выполнение заданий предполагает работу в группах. На последнем этапе показана рефлексия учащихся в виде заполнения карточек по самооценке усвоения данного материала.
  • Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы, профильный уровеньПрограмма для профильного уровня разработана на основе авторской программы. . На данном уровне изучение языка в образовательном учреждении предполагает реализацию метапредметной функции этой дисциплины. В ходе работы учитель может обращаться к различным образовательным ресурсам. Запланированы стартовый, рубежный и завершающий контроль знаний.Программа рассчитана на 102 часа, 34 учебных недели. Содержание программы1. Пояснительная записка2. Требования к уровню подготовки учащихся3. Календарно-тем...
  • Программа приткладного курса по зарубежной литературе в 11 классеМногоуважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию программу прикладного курса по зарубежной литературе в 11 классе. Данная программа рассчитана на один год обучения, которая позволяет учащимся познакомиться с культурой Европы и Запада. В данной программе рассматриваются и изучаются произведения великих писателей. Занятия проходят очень интересно, так как для детей представлена работа в группе, составление постеров, лекционные занятия с использованием наглядности, умение учащихся самостоят...
  • Урок литературы в 11 классе Цветовая символика в рассказе И. А. Бунина ВоронУрок представляет собой анализ художественного текста, интерпретацию сложного в смысловом отношении литературного произведения посредством выявления цветовой символики образов. Использование метода исследования предполагает высокую степень самостоятельности мышления учащихся. Элементы практической работы, беседа, приём классификации, создание текста собственного речевого высказывания (сочинения-миниатюры) позволяют чередовать устную и письменную работу на уроке. Домашнее задание отражает преемст...
  • Урок по литературе для 11 классаПри изучении творчества А.А. Ахматовой мною была выбрана технология французских мастерских. Эта технология предполагает обучающимся самостоятельно добывать знания. Те маленькие открытия, которые делают ученики, помогают поверить в собственные творческие возможности, ощутить потребность в сотворчестве с одноклассниками. Особенность этого совместного творческого труда - коллективный поиск новой информации.Кроме того, очень важна в мастерской работа со словом, а значит, это хороший способ развивать...
  • Игра-викторина по литературе для 11 класса Знатоки литературыигра-викторина по литературе для 11 класса. ЦЕЛи: воспитание любви к литературе, развитие чувства прекрасного, • пробудить у ребят интерес к творчеству поэтов; • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку; • способствовать восприятию нравственных качеств. ЗАДАЧИ: учить школьников определять место произведения в контексте эпохи; развивать ситуативно-образное мышление; воспитывать чувство уважения к великому подвигу русских мастеров слова. ( Дл...
  • Урок русского языка в 11 классе Чужая речьна кшталт жартівливих вставок або змішування слів, які навіть не виглядають правдоподібно. Якщо ви збираєтесь використовувати Lorem Ipsum, ви маєте упевнитись в тому, що всередині тексту не приховано нічого, що могло б викликати у читача конфуз. Більшість відомих генераторів Lorem Ipsum в Мережі генерують текст шляхом п на кшталт жартівливих вставок або змішування слів, які навіть не виглядають правдоподібно. Якщо ви збираєтесь використовувати Lorem Ipsum, ви маєте упевнитись в тому, що всередин...
  • Конспект урока по литературе для 11 класса «Тебе, о родина, сложил я песню ту…»Тема. Тебе, о родина, сложил я песню ту… (урок№1 из 2 на эту тему), продолжает серию уроков по изучению творчества великого российского поэта Ход урока 1. Организационный момент Пути решения проблемного вопроса 3. Беседа. Анализ стихотворений. Б)Показ видеоклипа с записью стихотворения С.Есенина Гой ты, Русь моя родная…. (Исполняет Сергей Безруков) - Какие чувства вызывает стихотворение? ?(-радостное, гордость за родину, желание деятельности,ощущение бескрайних родных просторов В)Работа по содержанию стихотворения Гой ты, Русь моя родная…. Задание :все работают с таблицами Беседа по вопросам: - Какие реалистические детали изображены в стихотворении? Какую р...
  • «Поэзия второй половины XX века». Урок-обзор в 11 классеРазговор о лирике всегда сложен, он требует от собеседника особого расположения души и поэтического взгляда на мир. Современным учащимся нелегко понять, что когда-то поэтов боготворили. Предложенный урок построен таким образом, чтобы приблизить эпоху двадцатого века со своими проблемами к реалиям нашей жизни. Выбранные для анализа стихотворения раскрывают вечные темы, потому обязательно оставят след в душах нынешних молодых людей. Особый интерес вызовет просмотр и прослушивание стихотворен...
  • Разработка урока «У войны не женское лицо» 11 классСовременный урок - это такой урок, на котором учащимся предоставляется возможность реализовать свои способности, раскрыть свой творческий потенциал, а так же сформировать в себе те качества, необходимые для интеграции в современном мире. На таком уроке преподаватель стремится помочь своим ученикам овладеть техниками учения, направляет свою деятельность на поэтапное развитие когнитивных структур, на активизацию восприятия, ощущения, памяти, мышления, т.е. ориентирует процесс обучения на развитие ... Данный урок У войны не женское лицо... является уроком обобщения знаний по разделу Произведения о Великой Отечественной войне. Урок построен на основе интерактивной технологии Критическое мышление. На уроке ставились развивающие, обучающие и воспитательные цели. Как преподаватель литературы считаю, что на уроке данного типа учащиеся учатся обобщать, систематизировать, выражать графически свои мысли. Для активизации в самом начале урока проводится Вызов - верные и неверные утверждения, которые вводят в тему, а также сами раскрывают тему. Конец урока учит самоаттестации (оценивание друг друга и самого себя). Тема: У войны не женское лицо. Цели: 1. Охарактеризовать роль женщины в Великой Отечественной войне по произведениям: • А зори здесь тихие Б. Васильев; • Матерь человеческая В. Закруткин; • Девушки нашего полка А. Баяндин; • По воспоминаниям участниц войны. 2. Развитие критического мышления, умение осмысливать, анализировать текст, обобщать рефлексировать. 3. Воспитывать любовь к истории своего народа, патриотические чувства, интерес к своему краю, народу, семье. Задачи: 1. На основе анализа текста выделить основные характеристики личности женщин, как участницы войны. 2. Показать на сколько огромным был вклад и наших коми- пермячек во время войны. Оборудование: • Эпиграфы к уроку. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, и не играть в войну Л. Толстой Да разве об этом расскажешь. - В какие годы ты жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла! М. Исаковский • Компьютер с экраном.
  • Урок в 11 классе по теме «Аргументация собственной позиции. Виды и структура аргумента»Тема урока русского языка в 11 классе Аргументация собственной позиции. Виды и структура аргумента тесно связана с подготовкой учащихся к сдаче единого государственного экзамена, точнее к одной из его частей - части С.Данный урок позволяет закрепить навыки учащихся над пониманием проблемы художественного текста, авторской позиции по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ. Кроме того, на уроке с ребятами отрабатывается умение оценивать каждый абзац сочинения по первым четыре...
  • Урок внеклассного чтения по рассказу А. Костюнина «Совенок» для 11 классаУрок внеклассного чтения в 11 классе по рассказу А.В. Костюнина Совёнок по технологии развитие критического мышления через чтение и письмо.Данная технология дает возможность личного роста ребенка, приобщает его к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Дети постепенно погружаются в творческий мир писателя, осознают его богатство и многообразие. На уроке никогда не даётся готового ответа, не навязывается точка зрения учителя на замысел автора, просто организуется...
  • Технологическая карта урока. Русский язык. 11 классПредставляю авторскую разработку урока русского языка в 11 классе ( базовый уровень) по теме: Тире в простом предложении. Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Данный материал может использоваться учителями русского языка как на базовом, так и на профильном уровнях. В технологической карте отражены сам процесс урока, описание деятельности обучающихся, задания разных уровней сложности ( репродуктивный, стандартный и творческий), теоретический аспект обобщен...
  • Внеклассное мероприятие по литературе Ломоносовский турнир ( для учащихся 8-11 классов)Ломоносовский турнир для учащихся 8-11 классов Примечание: предлагаемая игра может быть проведена без всякой предварительной подготовки и репетиций. Достаточно разбить ребят на команды и рассадить на приготовленные места. В качестве ведущего может выступить классный руководитель, старшеклассник или родитель. Можно предложить ребятам придумать название команды и девиз, что побуждает детей к общению, к объединению. Жюри и судей для этой игры можно не выбирать. Результаты каждой команды будут выявлены при подсчете заработанных жетонов. Жетон...
  • Комплексная работа с текстом в 8-11 классахДанный вид урока представляет собой комплексный анализ текста на уровне лексики, морфологии, синтаксиса, речеведения, пунктуации и может быть проведён как в 8-9 классах, так и в 11 для подготовки к итоговой аттестации.Задания подобраны с учётом требований к ЕГЭ и ГИА по предмету. К части заданий даны ответы, из которых ученик должен выбрать единственно правильный. Это задания базового уровня. Большая часть заданий - без выбора ответов, что представлет особую сложность для учащихся и требует умен...
  • Урок литературы в 11 классе по любовной лирике В. В. Маяковского «Навеке любовью ранен» по программе Литература 5-11 классыУрок литературы в 11 классе по любовной лирике В.В. Маяковского Навеке любовью ранен по программе Литература 5-11 классы. Авторы: В.Я. коровина, В.И.Коровин.Цнль урока :расширить знания учащихся о творчестве, личности В.В. Маяковского; закрепить навык анализа поэтического текста. За В.В. Маяковским прочно закрепилось амплуа глошатого революции, поэта площадей, поэта – оратора. Но есть и другой Маяковский. За внешней грубостью, резкостью скрывалась ранимая, незащищённая душа, которая жаждет дружбы, любви и понимания. На уроке фотографии В.В. Маяковского разных лет, фотографии Л. Брик, М. Денисовой, Т. Яковлевой
  • Элективный курс изучения бурятской художественной литературы в 10-11 классахПрограмма элективного курса Художественная литература Бурятии реализует концепцию литературного образования на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по литературе, с учётом национально- регионального компонента Республики Бурятия на основе диалога культур и диалога литератур. Учебный предмет Художественная литература Бурятии часть образовательной области Филология, и поэтому тесно связан с предметом Бурятский язык и Русский... Изучение литературы тесно связано с изучением таких гуманитарных дисциплин как история, культурология, обществоведение, МХК., краеведение. Закономерным оказался интерес учащихся к более глубокому изучению быта и национальных традиций бурятского и русского народов на территории нашего Заиграевского района, Республики Бурятии ( научное исследование было представлено на X Республиканской научно-практической конференции Сибирская Весна в секции гуманитарных дисциплин).
  • Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Повторение темы «Лексика» на примере рекламных слоганов»На изучение русского языка в старших классах отводится всего один час на базовом уровне и три часа на профильном. Это очень мало. Надо и к ЕГЭ подготовить, и помочь старшеклассникам вспомнить все правила, изученные в средней школе. К сожалению, правила, которые когда-то были изучены, забываются, и уровень грамотности школьников резко снижается. Вот и приходится учителю подбирать такие формы проведения урока, которые заинтересуют ученика. В моей школе преподавание русского языка на протяжении мн...
© 2010-2018