Биология

  • Интересные факты о птицахИнтересные факты из жизни птиц. Этот материал можно использовать для внеклассной работы, для урока,работы кружка. Интересные факты о птицах. Каких птиц называют пернатыми кошками? Это совы. Бесшумный полет, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – вот те качества. За которые в народе сов прозвали пернатыми кошками. Какая птица никогда не садится на землю? Стриж. У этой птицы очень длинные крылья, а ноги короткие. Если бы стриж сел на землю, то не смог бы снова взлететь и погиб. Кто помогает лес сеять? Сойки прячут зрелые жёлуди в мо...
  • Конспект урока на тему: «Промысловые рыбы, их рациональное использование и охрана. Редкие рыбы Республики Коми»Задачи: Образовательные: 1. Сформировать знания у учащихся о промысловых рыбах, их использовании; 2. Рассказать учащимся о редких рыбах Республики Коми Развивающие: 1. Развитие любознательности и познавательного интереса; 2. Развитие внимательности; Воспитывающие: 1. Эстетическое воспитание; Методы обучения: 1. Словесные: беседа. 2. Наглядные: демонстрация рисунков с изображением рыб 3. Практические: прикрепление рыб на карту Тип урока: Изучение нового материала...
  • Конспект урока на тему: Строение и деятельность систем внутренних органов лягушкиЗадачи: Образовательные: 1. Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни; 2. Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами Развивающие: 1. Формирование умений работать с учебником 2. Развитие любознательности и познавательного интереса; 3. Развитие внимательности; Воспитывающие: 1. Воспитания бережного отношения к живой природе. Методы обучения: 1. Словесные: рассказ, беседа. 2....
  • Исследовательская работа Исследование степени загрязненности водоемов методом флуктуирующей асимметрии морфологических билатеральных органов плотвы обыкновеннойДанная исследовательская работа предназначена для учащихся старших классов интересующихся проблемами экологии. Работу рекомендуется выполнять в паре, так как при выполнении практической части приходится производить достаточно большое количество измерений параметров организмов а также производить математические расчеты. Данная методика позволяет оценить степень загрязненности водоемов, не производя измерений физических и химических показателей воды. Используя данную методику можно произвести оцен...
  • Конспект урока на тему: «Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»Задачи: Образовательные: 1. Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни; Развивающие: 1. Развитие любознательности и познавательного интереса; 2. Развитие внимательности; 3. Сформировать умения сравнивать класс земноводных с классом рыб. Воспитывающие: 1. Эстетическое воспитание; 2. Воспитание бережного отношения к природе. Тип урока: Изучение нового материала Структура (элемен...
  • Рабочая программа факультативного курса Природа и человекРабочая программа факультативного курса по биологии Природа и человекдля обучающихся 5-8 классов. Программа расчитана на 4 года и имеет модульную структуру. Она содержит 4 модуля: модуль - Живой мир родной природы - 5кл. модуль – Мир культурных растений - 6кл. модуль - Основы здорового образа жизни - 7 кл. модуль - Основы медицинской грамотности - 8кл. Она рассчитана на 34 часа – 1час в неделю по каждому модулю Различные формы проведения занятий позволяют разумн...
  • Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологииXXIвек – век высоких компьютерных технологий. Какой должна быть школа и учителя в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни в новых условиях? Мы уже не представляем повседневную будничную жизнь без компьютеров. Широкие возможности информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) определяют их применимость в системе образования, отзывчивой к внедрению в учебный процесс новых технологий. Они могут облегчить преподавание и изучение материала. На уроках биологии должно быть много нагля...
  • КВН «Этот удивительный мир цветов»Занятие проводилось в виде КВН, участниками которого были учащиеся 6б класса. Целью данного мероприятия являлось, закрепление знаний учащихся по теме Строение цветка, типы соцветий,многообразие цветов. Образовательные задачи: закрепить знания учащихся об особенностях строения цветка, о видах соцветий; развивать практические навыки по распознаванию цветков различных растений. Воспитательные задачи:развитие эстетического отношения к окружающему. развитие творческих способностей, познавательно...
  • Я + Я счастливая семья Задачи праздника: Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей. Подготовительная работа к празднику: Каждый ребёнок пишет и красочно оформляет сочинение на тему “ Моя семья”, обязательно сочинение должно сопровождаться фотографией семьи в полном составе; Заранее в классе объявляется конкурс гербов и девизов для каждой семьи; Каждый ребёнок готовит пригласительный би...
  • Урок по окружающему миру на тему Молекулы ДНК – носители наследственной генетической информации ОМ – 5 класс урок на тему Молекулы ДНК – носители наследственной генетической информации цели урока: а) выяснить, какие вещества обуславливают индивидуальные различия организмов; б) изучить, что лежит в основе удвоения ДНК. оборудование урока: таблица Строение молекулы ДНК, модель ДНК. Содержание урока: 1. Фронтальный опрос: а)...
  • Авторская дидактическая игра «Наследники Левенгука»Название дидактической игры: Наследники Левенгука Возраст учащихся: 12-14 лет Цель: провести итоговый контроль знаний и умений учеников по курсу областной очно-заочной школы Юный микробиолог.Задачи: Образовательные – обобщить накопленные знания , провести итогов ый контроль степени усвоения знаний учащихся;Развивающие – развитие логического мышления, культуры речи, развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за общее дело, смекалку и воображение;Воспитательные – вос...
  • Конспект урока Нуклеиновые кислоты Конспект урока. Нуклеиновые кислоты. 9А класс. Цель: познакомить учащихся типами нуклеиновых кислот, их строением и выполняемыми функциями. Задачи:1.Раскрыть особенности строения типов нуклеиновых кислот, определить черты их сходства и различия. Сформировать представление о принципе комплементарности. Раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе и выявить негативное влияние загрязнения окружающей среды на структуру молекулы ДНК. 2.Развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать. Разв...
  • Зеленые водоросли (для диссертации) Зелёные во́доросли (лат. Chlorophyta) — группа низших растений. В современной систематике эта группа имеет ранготдела, включающего одноклеточные и колониальныепланктонные водоросли, одноклеточные и многоклеточные формы бентосных водорослей. Водоросли имеют зелёный хлоропласт, содержащий помимо хлорофилла целый набор добавочных пигментов, включая ксантофиллы — лютеин, зеаксантин, виолаксантин, антераксантин и неоксантин и другие. Добавочные пигменты в зелёных водорослях не маскируют хлорофилл...
  • Здоровьесберегающие технологии. Основополагающие приоритеты оздоровления в обучении школьной биологииСостояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу. Здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками, живущими двадцать или тридцать лет назад. Наиболее значительное увеличение частоты всех заболеваний происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие бо...
  • Выработка условных рефлексов у аквариумных рыбок гуппиИсследовательская работа Выработка условных рефлексов у аквариумных рыбок гуппи выполнена ученицей 5 класса в рамках районного конкурса исследовательских работ школьников 2-6 классов. В работе представлены все необходимые разделы исследовательской работы, в том числе: введение, теоретическая часть, практическая часть, результаты исследования, библиографический список, приложения. Работа выполнена в соответствиии с требованиями к данному виду работ. Подобные работы позволяют выработать наблюдат...
  • Вся правда о прививкахС 24 апреля по 1 мая в странах Европы, в том числе и в Российской Федерации, проводится Европейская неделя иммунизации (ЕНИ) под лозунгом: Предупредить. Защитить. Привить. Защити себя и своих близких! Сделай прививку!. И в связи с этим мы проводим урок по теме: Вся правда о прививках. Сегодня мы заглянем в историю возникновения вакцинации, познакомимся с заболеваниями, которыми возможно никогда не заразиться, если вовремя сделать прививку. Урок нацелен на повышение уровня информированности...
  • Роль нетрадиционных интегрированных уроков в формировании компетенций учащихся Современный анализ обученности учащихся показал, что российские школьники хорошо умеют воспроизводить знания, но не умеют применять их на практике. Чтобы обеспечить личную и социальную самореализацию, необходимы изменения в содержании обучения. Задача учителя заключается не только и не столько в передаче информации, сколько в формировании различных компетенций, способов деятельности, опыта познания мира и эмоционального переживания. Такой подход требует привлечения инновацион...
  • Ашық сабақ. Сабақтың тақырыбы: Бунақденелілер класы. Бунақденелілердің дамуы және пайда-зияны (8 сынып)8сынып биология пәні Сабақтың тақырыбы: Бунақденелілер класы. Бунақденелі лердің дамуы және пайда-зияны. Сабақтың мақсаты: Бунақденелілер класына жататын жәндіктердің негізгі ерекшеліктерін айқындау. Бунақденелілер туралы білімдерін тереңдету және кеңейту. Оқушылардың интеллектуалдық, шығармашылық қабілеттерін дамыту. Тірі ағзаларға деген қамқорлық қарым-қатынасқа тәрбиелеу. Сабақ типі : аралас Құра...
  • Биология пәнінен 6 – сыныптарға арналған тест жұмыстарыБиология пәнінен 6 – сыныптарға арналған тест жұмыстары Ұлғайтқыш құралдар . Өсімдік жасушасының құрылысы. 1. Затты 3-5 есе үлкейтіп көрсететін құрал: а)тұтқалы ұлғайтқыш әйнек ә)микроскоп б)ұлғайтқыш қол әйнегі 2. Затты 10-25 есе үлкейтіп көрсететін құрал: а)микроскоп ә)тұтқалы ұлғайтқыш әйнек б)ұлғайтқыш қол әйнегі. 3. Жарық түсіру қызметін атқаратын микроскоп бөлімі: а)окуляр ә)айна б)объектив в)көру түтігі 4. Микроскоптың барлық бөлімдері бекітілген...
  • Кроссворд по теме Органоиды клеткиПредлагаемый кроссворд можно использовать при проверке и закреплении знаний по теме Органоиды клетки. Кроссворд выполнен в формате xlsx. Составлен с учетом теоретического материала учебника Биология Общие закономерности 9 класс (авторский коллектив С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин) Использование на уроках кроссвордов является одной из форм организации самостоятельной работы учащихся, расширяет кругозор, повышает интерес учащихся к теме, способствует переключению внимания с одного вида...
  • Конспект урока по химии и биологии на тему Минеральные удобрения и их роль в жизни растенийКонспкт урока , который проводился в рамках муниципального конкурсы Учитель года в 9 классе в МОУ Приобская средняя общеобразовательная школа. При заполнении пропусков и таблиц обучающиеся используют функции интерактивной доски. Форма организации работы детей: работа в малых группах Форма организации работы учителя: до урока формирует группы для работы, в течении урока координирует эту работу, направляет деятельность учеников на полную усвояемость новой темы, подчеркивает связь с ранее ...
  • Проверочная работа по окружающему миру «Биосинтез белка» Проверочная работа Биосинтез белка 1 вариант 1. В какой молекуле хранится информация о первичной структуре белка? 2. Как называется участок хромосомы, хранящий информацию об одном белке? 3. Где расположены хромосомы? 4. По какому принципу идет считывание информации с ДНК на и-РНК? 5. Как называется молекула переносчик аминокислот к месту синтеза белка? 6. Как называется триплет на и-РНК кодирующий одну аминокислоту? 7. Сколько видов аминокислот участвует в биосинтезе белка в живых организмах?...
  • Доклад на тему «РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности. Но что же такое “компетенция”. В книге “Мониторинг качества образования” авторы пишут: “Кажется решенным, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях,...
  • Сорго сахарное (Sorghum sacchartum) Один из видов сорго, наиболее засухоустойчивой культуры в мире, – сорго сахарное (Sorghum sacchartum) характеризуется тем, что, в отличие от зернового и веничного сорго, в соке его стебля содержится более 10-20% сахаров. В природе не существует другого растения, которое могло бы так быстро синтезировать сахарозу. Поскольку оно может возделываться в южных засушливых районах, где сахарную свеклу выращивать либо невыгодно, либо невозможно, интерес к сахарному сорго бесспорен...
  • Организация самостоятельной работы учащихся с учебникомНе секрет, что многие учащиеся испытывают затруднения при работе с первоисточниками информации. Главная проблема в том, что они привыкли найти сразу готовый ответ практически на любой вопрос, пользуясь интернетом. Затруднения возникают при анализе и осмыслении прочитанного, или же, когда им предлагают задания, в которых нужно найти связи между явлениями и процессами, найти общее, объединяющее, или, наоборот, при сопоставлении фактов, попытке найти отличительные особенности. Данный план самосто...
  • Исследование везикулярно-арбускулярной микоризы и ее влияние на рост растений Наиболее древней формой симбиоза растений с микроорганизмами является микориза (возникла 400-450 млн. лет назад, а бобово-ризобиальный симбиоз – 60-70 млн. лет назад), которая образуется при колонизации грибами корней растений. Микоризы образуются у 90 % видов наземных растений. При этом грибы являются посредниками между растениями и почвой, обеспечивая хозяев питательными веществами. Выделяют эндомикоризу (гифы гриба проникают внутрь клеток растений) и эктомикоризу (факультати...
  • Планирование учебного материала по биологии для учащихся 6-го класса Планирование учебного материала по биологии для учащихся 6-го класса учитель биологии Купреев Михаил Никитович учебная литература И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко Биология: Растения.Бактерии.Грибы. Лишайники -М:Вентана- Графф, 2009.-224 с.: ил. №№ уроков Название темы уроков или разделов, изучаемой темы, количество часов Лабораторные работы Практические работы Экскурсии в при- роду Примерный календарный срок 1 2 3 4 5 6 Раздел 1. Растения (42 часа) 01(01). Введение. Наука о растениях – ботаника Тема 1. Общее знакомство с растениями (3 часа) 01 (02). Мир растений. Мир растений вокруг нас 02 (03). Строение растений. Семенные и споровые растения. №1. Знакомство с цветковыми растениями; №2. Рассматривание спор папоротника 03 (04). Растения – живой организм. Условия и среды жизни растений. Осенние явления в жизни растений Тема 2. Клеточное строение растений (3 часа) 01 (05). Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата. №3.Приготовление микропрепарата 02 (06). Строение растительной клетки и процессы ее жизнедеятельности. №4. Рассмотрение клеток кожицы лука 03 (07). Ткани растений и их виды. Тема 3. Органы цветковых растений (11 часов) 01 (08). Семя и его строение. №5. Рассмотрение семени фасоли 02 (09). Условия прорастания семян. Значение семян 03 (10). Корень и его внешнее строение. №6. Строение корня у проростка тыквы 04 (11). Внутреннее строение корня. 05 (12). Значение корней и их разнообразие. 06 (13). Побег и почка. Строение и значение для растения. №7. Строение вегетативных и генеративных почек 07 (14). Строение листа. Значение листа в жизни растения. №8. Внешнее строение листа 08 (15). Стебель – часть побега. Строение стебля. №9. Внешнее и внутреннее строение стебля 09 (16). Многообразие стеблей. Видоизменения подземных побегов. №10.Внешнее строение корневища и клубня 10 (17). Цветок, его строение и значение. №11. Рассмотрение соцветий 11 (18). Цветение и опыление растений. Плод, его значение и многообразие форм. №12. Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (5 часов) 01 (19). Корневое и воздушное питание растений 02 (20). Дыхание растений и обмен веществ. Значение воды в жизни растений. №13. Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде 03 (21). Размножение растений. Оплодотворение. 04 (22). Вегетативное размножение растений и использование вегетативного размножения человеком. №14. Черенкование комнатных растений 05 (23). Рост и развитие растительного организма. Тема 5. Основные отделы царства растений (8 час.) 01 (24). Классификация растений. 02 (25). Водоросли. Общая характеристика. Значение и многообразие водорослей. №15. Определение одноклеточных водорослей в аквариуме 03 (26). Отдел Моховидные. Общая характеристика. №16. Изучение внешнего вида мохообразных растений 04 (27). Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение. №17. Изучение внешнего вида папоротникообразных растений 05 (28). Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. №18. Изучение внешнего вида хвойных растений 06 (29). Отдел Покрытосеменные (цветковые). Общая характеристика и значение. №19. Знакомство сразнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений 07 (30). Семейства класса Двудольные растения (два семейства по выбору учителя). 08 (31). Семейства класса Однодольные растения (два семейства по выбору учителя). Тема 6. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (2 часа) 01 (32). Понятие об эволюции растительного мира. Эволюция высших растений. 02 (33). Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. Тема 7. Царство Бактерии (2 часа) 01 (34). Общая характеристика, строение и многообразие бактерий. №20. Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палочка 02 (35). Значение бактерий в природе и жизни человека. Тема 8. Царство Грибы. Лишайники. (2 часа) 01 (36). Общая характеристика, многообразие и значение грибов. №21. Изучение строения плесневых грибов 02 (37). Лишайники. Общая характеристика и строение. Тема 9. Природные сообщества (4 часа) 01 (38). Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. 02 (39). Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе 03 (40). Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. 04 (41). Жизнь организмов в природе. Жизнь растений зимой Тема10. Заключение (1час)
  • Урок по биологии Механизм вдоха и выдохаДанный урок проведен по сингапурской программе.Учащиеся во время урока сидят по четыре человека.Каждый ученик имеет свой номер.Во время урока общаются как партнеры по лицу, партнеры по плечу. Цели урока: Образовательная: Познакомить учащихся с составом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, разъяснить механизмы вдоха и выдоха; Развивающая: Способствовать развитию следующих умений и навыков: наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы, развитие творческих способностей; Воспитательная: П...
  • Тесты по т. Энергетический обменДанные тесты разработаны для учащихся 10 классов по теме Энергетический обмен. Данная тема вызывает у учащихся ряд трудностей в усвоении. Поэтому целесообразно после объяснения нового материала провести закрепление в виде фронтальной работы разного уровня сложности, в том числе - работы с тестами. Данные тесты содержат вопросы с выбором одного правильного ответа (20в.), нескольких правильных ответов(3в.), на установление соответствия ( 1в.), установление последовательности (2в.). С помощью дан...
  • Программа элективного курса Проблемы здоровья человека в условиях экологического кризиса ЦЕЛИ: Познакомить детей с опасностями, которые таит в себе нынешняя окружающая среда. Расширить кругозор, углубить знания по биологии и экологии. ЗАДАЧИ: Создать условия для развития творческих способностей. Научить сохранять здоровье в условиях экологического кризиса. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: Эвристическая беседа, викторина, защита проектов, лабораторная работа, тестирование. Данный курс предназначен для учащихся 8 классов. Продолжительность курса 8 часов (1 час в неделю). Время прохож...
© 2010-2018