Биология

  • Бинарный урок (биология+русский язык)«Я шёл вперёд, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветыТема: Я шел вперед, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветы Тип урока: бинарный урок (биология + русский язык) · русский язык: развитие речи (комплексное применение знаний о типах и стилях речи на практике); · биология: коррекция и обобщение знаний о систематических единицах покрытосеменных растений на практике. Технология: развитие критического мышления через работу с текстами разных учебных дисциплин. Цель: интегрирование знаний из разных областей (биология, русски...
  • Лабораторная работа по темеЛабораторная работа МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ВАРИАНТ 11. Составьте схему решения генетической задачи на моногибридное скрещивание, используя подручный материал (бумажные носители, клей).2. Дайте определения понятиям, используя параграф 3.5 и 3.6:- ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД- МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ- АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ- ПЕРВЫЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ- ЯВЛЕНИЕ НЕПОЛНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ-ФЕНОТИП-ГЕНОТИП3. Решите задачу:Мужчина-правша, имевший трех братьев и сестер, двое из которых были левшам... а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F1 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 F2 G G ...
  • Электрические явления в жизни цветка ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ЦВЕТКА. Важна и очень интересна роль электрических явлений и в жизни цветков. Процессы опыления и оплодотворения у них зависят от содержания электрических зарядов как в женских генеративных органах, так и в пыльце. Электрический потенциал пыльцевых зерен обусловливает их жизнеспособность и активность. Электризация пестиков, в свою очередь, обеспечивает успешное прорастание родственной пыльцы и образование завязи. У некоторых пер... В МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ ОРГАНАХ ЦВЕТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИМПУЛЬСЫ ПРИВОДЯТ В ДВИЖЕНИЕ ТЫЧИНКИ. При встряхивании цветка движение тычинок напоминает ритуальный танец. Верхние концы тычиночных нитей с пыльниками сначала склоняются в одну сторону, а затем - в другую. При этом тычинки быстро укорачиваются, а из каждого пыльника выделяется капля жидкости, содержащая пыльцу. Теперь насекомое - возмутитель спокойствия - не в состоянии пробраться между изгибающимися тычинками, не измазавшись основательно в этой жидкости. Вот так и переносится пыльца с одного цветка на другой. А танцовщицы- тычинки после оплодотворения утрачивают ...
  • Контрольная работа по теме ДыханиеКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЫХАНИЕ Вариант 1 Задание 1. Выпишите из списка термины, относящиеся к теме Дыхание: Легкие, носовая полость, пищевод, спирометр, почки, гортань, жизненная емкость легких, щитовидный хрящ, трахея, грудная клетка, плевра, сердце. Задание 2. Выберите все правильные ответы. 1. Реснитчатый эпителий, выстилающий воздухоносные пути, обеспечивает: А) обеззараживание вдыхаемого воздуха Б) беспрепятственное происхождение воздуха В) очистка вдыхаемого воздуха Г) согревание (охлажден...
  • Задания по теме Клетки кровиКровь. Строение элементов крови. Их функции. 1.Выберите признаки эритроцитов и лейкоцитов 1. форма постоянная 2. цитоплазма не окрашена 3. ядро отсутствует 4. основная функция – защитная 5. цитоплазма окрашена 6. содержит гемоглобин 7.находятся не только в крови, но и в лимфе 8. находятся только в крови 9. способны к самостоятельному передвижению 10. основная функция – перенос газов 11. образуются в красном костном мозге, селезенке и лимфатической системе 12.форма не постоянная 13. содержит ядро 14.образуются в красном костном мозге 15.обладают продолжительностью жизни от 1 месяца до... 3. Тест с выбором одного ответа 1. Система органов кровообращения состоит из: А. сердца и околосердечной сумки Б. сердца и кровеносных сосудов В. артерий, вен, капилляров Г. сердца и легких 2. Артериальная кровь в отличие от венозной: А. ярко-красная, бедная кислородом Б. ярко-красная, богатая кислородом В. темная, бедная кислородом Г. темная, богатая кислородом 3. При артериальном кровотечении следует: А. наложить транспортную шину Б. наложить жгут В. смазать рану йодом и наложить компресс Г. поместить рану на холод 4. Сердце какого животного имеет меньше камер, чем сер... 8. К сосудосуживающим веществам относится: А. адреналин; Б. инсулин; В. кофеин; Г. нитроглицерин 9. Скорость пульсовой волны зависит от: А. скорости тока крови Б. частоты сердечных сокращений В. упругости стенок сосудов Г. внутричерепного давления 10. Где начинается малый круг кровообращения? А. в правом желудочке; Б. в левом желудочке; В. в правом предсердии; Г. в артериях 11.Кровяное давление измеряется: А. тонометром; Б. барометром; В. термометром; Г. спидометром 12. Какие процессы о... 1. Какая жидкость наполняет водяную мозоль? 2. При порезе пальца кровь свертывается. Почему? 3. Почему тромб красный? 4. Найдите лишнее: протромбин, гепарин, тромбин, фибриноген, фибрин. 5.Что такое агглютинация? 6. Что такое резус-фактор? 7. При переливании крови несовместимой группы происходит склеивание эритроцитов. Почему? 8. Как лимфоциты опознают антигены, и как происходит выработка их уничтожающих антител? 9. Какая разница между вакциной и лечебной сывороткой? 10. Поможет ли вакцина, в...
  • Брей-ринг Опорно-двигательная система человекаЦель игры: закрепление материала темы, стимулирование интереса учащихся по данному разделу биологии, развитие навыков применения биологических знаний в повседневной жизни. Задачи Познавательные - углубить знания об особенностях строения опорно-двигательной системе человека; её взаимосвязи строения и выполняемыми функциями; - обобщить знания о влиянии физических упражнений на здоровье человека; - закрепить знания об оказании доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата....
  • Проектно - исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми Для успешной организации работы с одарёнными детьми в школе функционируют НОУ Природа и мы с 1996г. и клуб Эрудит с 2009г. Деятельность НОУ и клуба осуществляется по естественнонаучному и гуманитарному направлениям. В данных организациях действуют следующие секции: экология, медицина, химия, биология, краеведение, прикладное творчество. В секциях заняты учащиеся с 5 по 11 класс. Общее количество членов составляет 78 детей. Одарённые дети – это очень ценная, но и весьма хрупкая ча...
  • Урок Мышечная система. Мышечные ткани. Механизм мышечного сокращения. Строение мышцЦель урока – формирование понятий об особенностях строения и свойствах мышечной ткани; особенностях строения и функциях скелетных мышц; основных групп мышц и их предназначения; формирование умений: самостоятельно работать с текстом учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Задачи Познавательные - изучить строение и функции мышц; определить основные группы мышц; показать единство строения и функций опорно-двигательной системы. Развиваю...
  • «Царство грибы» ЕНТ -11Царство грибы ЕНТ -11 1. Способ размножения грибов: А) спорообразование; В) оплодотворение; С) почкование; Д) партеногенез; Е) простое деление. 2. Плесневый гриб, у которого грибница состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки: А) дрожжи; В) спорынья; С) мукор; Д) головня; Е) пеницилл. 3. Ядовитый гриб: А) поганка; В) белый; С) шампиньон; Д) подосиновик; Е) масленок. ...
  • «Царство Бактерии - дробянки» ЕНТЦарство Бактерии - дробянки ЕНТ 1. Клетки бактерий размножаются: А) почкованием; В) спорообразованием; С) деление пополам; Д) слиянием гамет; Е) партеногенезом. 2. Молочно-кислые бактерии относятся к: А) паразитам; В) нейтральным; С) хищникам; Д) сапрофитам; Е) цианобактериям. 3. Разрушают органическое вещество до неорганического: А) бактерии; В) насекомые; ...
  • “ Ферментативная характеристика реакции обмена веществ. ”Предмет Биология- 10 класс Название занятия “ Ферментативная характеристика реакции обмена веществ.”. Общие цели - Я, как учитель хочу дать детям. - расширить знания о ферментативной функции белков в организме; - научить учащихся методам анализа, обобщения; - научить навыкам работы с лабораторным оборудованием; - сформировать навыки работы в группах. Результаты обучения Чему дети должны научиться Учащиеся должны научиться: - раскрывать понятия ферменты, денатурация, роль ферментов в живых клетках; - анализировать и обобщать; - работать с лабораторным оборудованием, анализировать и обобщать полученные результаты опытов, делать выводы; - научиться сотрудничеству, работая в группе; - формировать навыки публичного выступления, отвечая на вопросы. Ключевые идеи. Основные тезисы темы. Ферменты - биокатализаторы. Денатурация - разрушение структур белков под влиянием условий. Ресурсы, оборудование. Конверт с карточками- примерами (ответы 2, 3, 4 , 5, 6, 7), ПК, флипчарт учителя,ИД, листы с кроссвордами, лабораторное оборудование: в чашечках вареные и сырые мясо, картофель, морковь, стаканы с растворами сырых икипяченых дрожжей, перекись водорода, пипетка; учебник Общая биология, цветные картинки (яблоки, цветы яблони, зеленые и желтые листья), стикеры. Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Этап 1. Деление на группы. Каждый ученик, входя в класс, достает из конверта карточку с примером. По ответу на примеры учащиеся объединяются в группы (6 групп по 4-5 человек). Этап 2. Организационный момент. Психологический настрой на урок: Говорите комплименты Учитель предлагает учащимся сказать друг другу комплимент. Учащиеся говорят друг другу комплименты. Этап 3. Проверка знаний. Определение темы. Учащимся предлагается кроссворд по теме: Функции белков (два варианта) (слайд 1, ИД) (приложение 1) Индивидуальная работа. Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда по изученной теме (7-8 определений) на листах, определяя ключевые понятия темы урока. Этап 4. Определение темы урока и целеполагание. Учитель выясняет, какие ключевые понятия новой темы получились у ребят при разгадывании кроссворда. Учащиеся, разгадав кроссворды, определяют ключевые понятия ферменты и катализ, называют тему урока и определяют цели. Этап 5. Лабораторная работа 1 по теме: Ферментативная характеристика реакции обмена веществ. На слайде 3 (ИД) даны название, цели лабораторной работы, названия оборудования. На слайде даны тема, цель и ключевые понятия работы, таблица наблюдений (приложение 2). Учитель объясняет правила выполнения работы, наблюдает, направляет. Учащиеся работают в группе, выполняя лабораторную работу, заполняет таблицу наблюдений (приложение),обсуждают и формулируют выводы по цели работы. Сдают рабочие тетради на проверку домашнего задания (кроссворды по теме: Белки) и лабораторной работы. Этап 6. Рефлексия. Учащимся предлагается составить синквейн по теме Ферменты (правила составления синквейна представлены на слайде 4) (приложение 3) Ученики, работая в группах, составляют синквейн по теме урокаФерменты. Этап 7. Домашнее задание. Ученикам предлагается выучить п.5-7, подготовиться к тестированию. Учащиеся в дневники записывают домашнее задание. Этап 8. Рефлексия: Дерево достижений Учащимся предлагается написать свои имена и свое мнение об уроке, о своей работе и работе своей группы на стикерах и вывесить под определенные картинки (яблоко, цветы, зеленые или желтые листья). Индивидуальная работа. Учащиеся пишут имена на выбранных ими картинках и краткое мнение об уроке, о своей работе и работе группы. Стикеры вешают к картинкам (красное яблоко, цветы яблони, зеленые или желтые листья) (приложение 4). Приложение 1. Определите ключевое слово, ответив на вопросы кроссворда по теме: Функции белков в организме Вариант - 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. Основной пигмент растений. 2. Красящее вещество кожи, волос, радужки глаз. 3. Белковое вещество, образующее нити веретена деления. 4. Болезнь, связанная со снижением гемоглобина или эритроцитов в крови. 5. Медьсодержащий дыхательный пигмент у головоногих моллюсков. 6. Белок, придающий упругость и гибкость костям. 7. Гормон щитовидной железы, влияющий на обмен веществ. 8. Органические вещества, которые расщепляют ферменты желчи печени. Определите ключевое слово, ответив на вопросы кроссворда по теме: Функции белков в организме Вариант - 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. Гормон поджелудочной железы, увеличивающий уровень глюкозы в крови. 2. Белок сухожилий, хрящей, кожи. 3. Сократительный белок мышц. 4. Белок волос, ногтей, рогов и копыт. 5. Органические вещества, которые расщепляют ферменты желчи печени. 6. Фермент сока поджелудочной железы, расщепляющий белки в тонком кишечнике. 7. Процесс, протекающий в хлоропластах на свету. Приложение 2. Лабораторная работа 1. Роль ферментов в процессе обмена веществ. Действие каталазы на пероксид водорода Цель: 1. Доказать значение ферментов в процессе обмена веществ. 2. Объяснить действие ферментов. Материалы и оборудование: вареный и сырой картофель, вареное и сырое мясо, вареная и сырая морковь, раствор перекиси водорода - Н2О2, пипетка. Ключевые понятия: Фермент каталаза есть в любой живой клетке. Фермент каталаза расщепляет пероксид водорода: 2Н2О2 = О2 +2 Н2О Ферм...
  • “Функции белков в организме”Предмет Биология - 10 класс Название занятия “Функции белков в организме”. Общие цели - Я, как учитель хочу дать детям. - обобщить и закрепить знания о функциях белков в организме; - научить учащихся методам анализа, обобщения; - научить навыкам работы с текстом и ИНТЕРНЕТ- ресурсами, - сформировать навыки работы в группе. Результаты обучения Чему дети должны научиться Учащиеся должны научиться: - раскрывать функции белков; - анализировать и обобщать; - работать с текстом и ИНТЕРНЕТ- ресурсами; - научиться сотрудничеству, работая в группе; - формировать навыки публичного выступления по подготовленной теме. Ключевые идеи. Основные тезисы темы Жизнь - есть способ существования белковых тел. Виды белков и их функции в организме. Ресурсы, оборудование. Конверт с бумажными кругами 6-ти цветов (красные, желтые, оранжевые, синие, зеленые, голубые), флипчарт учителя, ИД, ПК, ватманы, маркеры, учебники 8, 10-х классов, сотовые телефоны, карточки с заданиями, листы - рефлексии Светофор, стикеры. Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Этап 1. Деление на группы. По цвету выбранных фигур учащиеся объединяются в группы (6 групп по 4-5 человек). Этап 2. Организационный момент. Психологический настрой на урок: Улыбнитесь! На слайде 1 (ИД) показаны смайлики-улыбки и текст: Улыбнитесь! Подарите друг другу улыбку! Улыбнитесь нашим гостям! Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям! Учащиеся улыбаются друг другу, учителю и гостям урока. Этап 3. Проверка знаний. Учащимся дается 1 минута на повторение темы д/з Классификация и значение углеводов. Раздаются тестовые задания закрытого типа (четыре варианта). Учащиеся отвечают на вопросы тестовых заданий (8 минут) в тетрадях для самостоятельных работ. Этап 4. Работа над вопросами тестовых заданий. Учитель предлагает учащимся задать вопросы, которые вызвали у учеников вопросы или требуют уточнения. На вопросы учащихся отвечает один ученик из класса (или по желанию учащихся, или по назначению учителя) Этап 5. Определение темы урока и целеполагание. На слайде 2 (ИД) представлены фото ученого и его высказывание: Жизнь - есть способ существования белковых тел. Учащиеся должны определить ученого, которому принадлежит это высказывание, назвать тему и цели урока. Ученики, работая в группе, используя ресурсы ИНТЕРНЕТа, определяют ученого, которому принадлежит это высказывание, называют тему урока и перечисляют цели, которые им предстоит достичь на уроке. Этап 6. Изучение материала. На слайде 3 (ИД) даны названия белков (приложение 1). Каждой группе дается задание (приложение 2), в ходе выполнения которого им надо охарактеризовать данные им функции белков, представив информацию на флипчарте. Учитель, наблюдает, направляет. Используя текст учебника, ресурсы ИНТЕРНЕТа, текст слайда 3 на ИД, учащиеся работают в группе, составляют флипчарт на ватмане бумаги. Этап 7. Презентация работы. Ученикам предлагается презентовать свои работы, выступая в парах. Ученикам раздаются листы оценивания с критериями. Работа в парах - защита флипчартов спикерами. Другие учащиеся состав-ляют таблицу в рабочей тетради (слайд 4, ИД; приложение 3). Этап 8. Домашнее задание. Учитель дает домашнее задание: п.5-7, составить кроссворд по теме Функции белков. Учащиеся в дневники записывают домашнее задание. Этап 9. Рефлексия: Светофор Учитель предлагает ученикам и коллегам на стикерах написать имя и краткие впечатления, отзывы к уроку и прикрепить к одной из трех кругов Светофора (приложение 4) Учащиеся пишут имена на стикерах и краткое мнение об уроке, о своей работе и работе группы и прикрепляют их к соответствующему кругу Светофора . Приложение 1. Виды белков, их функции. Виды белков Функции белков оссеин кератин коллаген актин миозин ахроматин Антитела (антигены) иммуноглобулин интерферон амилаза пепсин трипсин липаза химозин меланин хлорофилл инсулин тироксин глюкагон гемоглобин гемоцианин Приложение 2. Задания группам. Задание 1-й группе 1. Используя ИНТЕРНЕТ через сотовые телефоны, определите в состав каких частей организма входят белки оссеин, кератин, коллаген. Какую функцию выполняют эти белки в организме? 2. Представьте свою информацию на флипчарте (ярко и доступно), подготовьте его защиту! 3. Вопрос: Недостаток каких органических веществ особенно опасен для растущего организма? Почему? 4. Если энергетическая функция белков не является самой важной, то почему наша пища должна быть богата бел... Задание 2-й группе 1. Используя ИНТЕРНЕТ через сотовые телефоны, определите в состав каких частей организма входят белки актин, миозин, ахроматин. Какую функцию выполняют эти белки в организме? 2. Представьте свою информацию на флипчарте (ярко и доступно), подготовьте его защиту! Вопрос: Что такое гиподинамия? Каковы ее последствия? Задание 3-й группе 1. Используя текст (биология - 8) определите роль белков в пищеварении: птиалин =амилаза - §46; пепсин, химозин - §47; трипсин, липаза- через ИНТЕРНЕТ . Определите функцию данных белков. 2. Представьте свою информацию на флипчарте (ярко и доступно), подготовьте его защиту! 3. Вопрос: почему кашу манную, рисовую, пшенную надо тщательно пережевывать? 4. Вопрос: Почему, людям, перенесшим гепатит, не рекомендуют употреблять жирную и жареную пищу? Задание 4-й группе 1. Используя имеющиеся у Вас знания или ИНТЕРНЕТ через сотовые телефоны определите две функции следующих белков: А) меланина и хлорофилла; Б) гемоглобина и гемоцианина. 2. Представьте свою информацию на флипчарте (ярко и доступно), подготовьте его защиту! 3. Вопрос: Почему хлорофилл - жизненно важное вещество на планете? Вопрос: Что такое малокровие - анемия? Какие рекомендации больным с анемией Вы можете дать? Задание 5-й группе 1. Используя имеющиеся у Вас знания или текст (биология - 8) определите функцию следующих белков: инсулина, глюкагона-§13 и тироксина -§11. 2. Представьте свою информацию на флипчарте (ярко и доступно), подготовьте его защиту! 3. Вопрос: Какие болезни возникают при недостатке или избытке данных гормонов? 4. Вопрос: Какие продукты необходимо употреблять при недостатке йода? Задание 6-й группе 1. Используя текст из Интернета дайте определения понятиям антигены и антитела, иммуноглобулины, интерферон. Используя текст §32 (биология - 8) определите функцию следующих белков: фибриногена и фибрина. 2. Представьте свою информацию на флипчарте (ярко и доступно), подготовьте его защиту! 3. Вопрос: Что такое иммунитет? Как необходимо поддерживать и повышать свой иммунитет? 4. Вопрос: С чем связано отторжение пересаженных (транспла... Приложение 3. Таблица Функции белков. Название функции белков Название белков Значение белков Приложение 4. Рефлексия Светофор На доске вывешены три цветных круга и текст к ним. Ученики на стикерах пишут свои имена и мнение об уроке, о своей работе, о работе всей группы и других групп и вывешивают к определенным кругам. Я все понял!!! У меня все получилось!!!
  • “Органоиды клетки урок биохимии”Наименование школы ФИО учителя ГУ Средняя школа № 1 города Рудного Костанайской области Подольская Светлана Александровна - учитель биологии и химии Предмет Биология - 10 класс Название занятия “Органоиды клетки”. (октябрь 2013 года) Общие цели - Я, как учитель хочу дать детям. - обобщить и закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки: аппарата Гольджи, лизосом, митохондрий, пластид (хлоропластов, хромопластов, лейкопластов); - учить учащихся методам критического мышления; - учить навыкам работы с текстом, видеоматериалами и ИНТЕРНЕТ- ресурсами, - формировать навыки работы в группе. Результаты обучения Чему дети должны научиться Учащиеся должны научиться: - описывать строение и значение аппарата Гольджи, лизосом, митохондрий, пластид (хлоропластов, хромопластов, лейкопластов); - анализировать, сравнивать, обобщать и оценивать; - работать с текстом, видеоматериалами и ИНТЕРНЕТ- ресурсами; - научиться сотрудничеству, работая в группе; - навыкам публичного выступления по подготовленной теме. Ключевые идеи. Основные тезисы темы Аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. Фотосинтез. Значение фотосинтеза на Земле. Ресурсы, оборудование. флипчарт учителя, ИД, ПК, сундучок с конфетами в разноцветных фантиках и сос стихами-пожеланиями, ватманы, маркеры, учебники 8, 9, 10-х классов, видеоматериал на ноутбуке, сотовые телефоны, карточки с заданиями, листы - рефлексии Эмоциональный океан, стикеры. Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Этап 1. Деление на группы. Организационный момент. Психологический настрой на урок. Учитель приветствует учеников и коллег (ИД, слайд 1 Улыбнитесь). Всем предлагает прочитать стихи-пожелания, наклеенные на конфеты, выбранные учениками и гостями урока (приложение 1). Каждый ученик, входя в класс, достает из сундучка одну конфетку со стихами-пожеланиями. По цвету фантика выбранной конфеты ученики садятся за столы, объединяясь в группы (6 групп по 4-5 человек: аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, хлоропласты, эксперты). Этап 2. Определение темы урока и целеполагание. Учитель предлагает ученикам прочитать стихотворение (ИД, слайд 2), определить скрытые понятия (изученные органоиды клетки) и назвать тему и цели урока (приложение 2). Дается понятийный аппарат, который будет проработан на уроке (приложение 3) Ученики читают стихотворение, выдвигают предположения и определяют скрытые понятия (ядро, хромосомы, цитоплазма, мембрана) и называют тему урока, ставят цели урока. В рабочих тетрадях записывают дату и тему урока. Этап 3. Домашнее задание. Учитель дает домашнее задание: § 12-16, составить кроссворд по теме Органоиды клетки (10-20 вопросов). Учащиеся в дневники записывают домашнее задание. Этап 4. Изучение материала. На слайде 2 (ИД) дан понятийный аппарат урока и задания каждой группе . Каждой группе дается ватманы и маркеры, задание на карточках (приложение 4). Учитель наблюдает, направляет, помогает и корректирует выполнение заданий группами. Используя тексты учебников, видеоматериал на ноутбуке, ресурсы ИНТЕРНЕТа, учащиеся работают в группе, составляют флипчарт на ватмане бумаги, готовят ответы на вопросы и спикеров. Группаэксперты составляют критерии оценивания ответов каждой группы и пишут их на ватмане. Этап 5. Презентация работы. Ученикам групп аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, хлоропласты предлагается презентовать свои работы, выступая в парах. Группе эксперты предлагается по составленным ими критериям оценить ответы каждой группы. Работа в парах - защита флипчартов спикерами. Другие ученики делают краткий конспект в рабочих тетрадях; эксперты комментируют ответы каждой группы и задают вопросы. Этап 6. Закрепление материала. Блиц-опрос Да-нет Ученикам индивидуально предлагается ответить на 8 утвердительных и отрицательных предложений (слайд ,ИД) (приложение 5). Фронтальная проверка результатов работы Каждый ученик отвечает на эти предложения, выбирая верные и неверные. Один ученик из группы по очереди отвечает на задание. Идет самопроверка. Этап 7. Рефлексия: Эмоциональный океан Учитель предлагает ученикам и коллегам на стикерах написать имя и краткие впечатления, отзывы к уроку и прикрепить к одной из шести картинок-островов (приложение 6). Учащиеся пишут имена на стикерах и краткое мнение об уроке, о своей работе и работе всей группы и прикрепляют их к соответствующей картинке-острову. Приложение 1. Психологический настрой на урок. Стихи для учителей и учеников. Пусть начальник меньше грузит, Пусть напарник не орет. Этот день, пусть и обуза, Но движение вперед!!! До среды войдем в работу, А потом пусть дни летят, Чтобы побыстрей субботы Нас окутал аромат! Легкой трудовой недели,Самых ярких впечатлений,И достичь, чего хотелиС превосходным настроением! Добрым пускай будет день,Щедрым на улыбки, радость,Пусть отступит грусть и лень,Чтобы ты не знал про слабость! День рабочий впереди,Много сил тебе так надо,Зато опыт - позади,Он - прекрасная награда! Я желаю много сил,И терпения, успеха,Чтобы день лишь приносил,Много радости и смеха! Вам желаем мы успеха,Новых творческих побед,Море радости и смеха,В жизни долгих, долгих лет! Мы жизнь не мыслим без работы,А ты в работе просто ас!С утра готов ты делать что-то,Чтоб показать коллегам класс. Среди дней любой неделиПервым будет понедельник.День второй за ним пошел,Это вторник к нам пришел. День рабочий впереди, Много сил тебе так надо, Зато опыт - позади Он - прекрасная награда!!! Вам желаем мы успеха,Новых творческих побед,Море радости и смеха,В жизни долгих, долгих лет! Пусть солнышко забыло появиться, И тучки дождик нам на лица сеют, Но после жарких дней приятно возвратиться Туда, где дети ждут Вас с нетерпеньем! Наш путь по жизни только-только начат, Спасибо Вам - он начат так, как нужно. Желаем Вам здоровья и удачи, Учеников - хороших и послушных! Любовью дорожить умейте! - Однажды так сказал поэт. Её вы хольте и лелейте, Любви прекрасней чувства нет! Любовью дорожить умейте! - Когда–то так сказал поэт. Любовью вы сердца согрейте, И больше счастья в мире нет! Вам желаем здоровья на тысячу лет, Легких классов, зарплаты побольше и в срок! Вам терпенья во всем, да поменьше чтоб бед, Просим вас от души - продолжайте урок! Пусть будет в вашей жизни много радости и счастья, И не подводит пусть здоровье, Вам никогда не знать тревог, усталости Вам искренне желаем мы с любовью! Хотим Вам пожелать во всем удачи, Чтоб были по плечу Вам все задачи, Чтоб дети Вас ничем не огорчали, Чтоб обходили стороною Вас печали! Приложение 2. Стихотворение (определение темы урока, цеоеполагание). Вам кажется, мала она, Но в микроскоп взгляните, Ведь это целая страна Как в натуральном виде И в той стране столица Является ядром, Внутри её хранятся Запасы хромосом. В столице, как положено, От центра совсем рядышком От мира отгорожено Главенствующее ядрышко. А цитоплазма ширится Огромным океаном Вокруг него границей Наружная мембрана. И органы другие там ... Задание 1-й группе Аппарат Гольджи 1. Используя текст учебника Общая биология - 10(§ 14), найдите информацию о строении и функциях аппарата Гольджи. 2. Информацию представьте на флипчарте (ярко, доступно и творчески), доступно расскажите об этом органоиде своим одноклассникам. Вопросы: 1. У всех ли царств организмов есть аппарат Гольджи? 2. Почему аппарат Гольджи тесно связан с ЭПС? Задание 2-й группе Лизосомы 1. Используя текст учебника Общая биология - 10(§ 14), найдите информацию о строении и функциях лизосом. 2. Информацию представьте на флипчарте (ярко, доступно и творчески), доступно расскажите о лизосомах своим одноклассникам. Вопросы: 1. Почему лизосомы называют пищеварительной системой клетки? 2. Почему лизосомы имеют очень толстые мембраны? Что такое ферменты? 3. Почему лизосом очень много в клетках, участвующих в фагоцитозе? Задание 3-й группе Митохондрии 1. Используя текст учебника Общая биология -10(§ 15) и видеофильм на ноутбуке, найдите информацию о строении и функциях митохондрий (сколько мембран имеют митохондрии? как называется внутреннее содержимое митохондрий, как называются складки митохондрий? Какие еще органоиды содержат митохондрии?) 2. Информацию представьте на флипчарте (ярко, доступно и творчески), доступно расскажите о строении и функциях митохондрий. Вопросы: 1. У всех ли царств организмов ес...
  • “Органические вещества: углеводы, липиды”Предмет Биология - 10 класс Название занятия “Органические вещества: углеводы, липиды”. Общие цели - Я, как учитель хочу дать детям. - обобщить и закрепить знания о классификации углеводов, о значении углеводов и липидов в организмах; - научить учащихся методам анализа, сравнения, обобщения; - научить навыкам работы с текстом и ИНТЕРНЕТ- ресурсами, - сформировать навыки работы в группе. Результаты обучения Чему дети должны научиться Учащиеся должны научиться: - классифицировать углеводы; - раскрывать функции углеводов и липидов; - анализировать, сравнивать и обобщать; - работать с текстом и ИНТЕРНЕТ- ресурсами; - научиться сотрудничеству, работая в группе; - формировать навыки публичного выступления по подготовленной теме. Ключевые идеи. Основные тезисы темы Классификация углеводов. Значение углеводов и липидов в организмах. Ресурсы, оборудование. флипчарт учителя, ИД, ПК, конверт с карточками - названиями групп, ватманы, маркеры, учебники 8, 9, 10-х классов, сотовые телефоны, карточки с заданиями, листы - рефлексии Эмоциональный океан, стикеры. Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Этап 1. Деление на группы. Организационный момент. Психологический настрой на урок: Ассоциации Углевод. Липид. Учитель приветствует учеников, называет тему урока. На слайде 1 (ИД) дана тема урока и даны понятие Углевод, Липид. Учащимся предлагается по цепочке на каждую начальную букву понятий назвать качество, характерное для него: например, у- умный, узнающий, умопомрачительный, удалый, улетный и т.д. Каждый ученик, входя в класс, достает из конверта одну карточку с названиями: моносахариды, дисахариды, полисахариды, углеводы, гормоны, витамины. По выбранной карточке ученики садятся за столы, объединяясь в группы (6 групп по 4-5 человек). Ученики записывают в рабочие тетради дату и тему урока, а затем каждый ученик называет качество, характерное для него. Этап 2. Изучение материала. На слайде 2 (ИД) даны задания каждой группе . Каждой группе дается задание на карточках, ватманы и маркеры (приложение 1). Учитель наблюдает, направляет и корректирует выполнение заданий группами. Используя тексты учебников, ресурсы ИНТЕРНЕТа, учащиеся работают в группе, составляют флипчарт на ватмане бумаги и готовят спикеров. Этап 3. Презентация работы. Ученикам групп моносахариды, дисахариды, полисахариды, углеводы предлагается презентовать свои работы, выступая в парах. Работа в парах - защита флипчартов спикерами. Другие ученики делают краткий конспект в рабочих тетрадях, комментируют ответы каждой группы и задают вопросы. Этап 4. Изучение материала. Ученикам предлагается из текста учебника (§ 4) выписать пять функций липидов. Индивидуальная работа с текстом учебника. Этап 5. Презентация работы. Ученикам групп гормоны, витамины предлагается презентовать свои работы, выступая в парах. Работа в парах - защита флипчартов спикерами. Другие ученики делают краткий конспект в рабочих тетрадях, комментируют ответы каждой группы и задают вопросы. Этап 6. Домашнее задание. Учитель дает домашнее задание: п.3, составить 15-20 утвердитель-ных и отрицательных предложе-ний по теме Углеводы, липиды . Учащиеся в дневники записывают домашнее задание. Этап 7. Рефлексия: Эмоциональный океан Учитель предлагает ученикам на стикерах написать имя и краткие впечатления, отзывы к уроку и прикрепить к одной из шести картинок-островов. Учащиеся пишут имена на стикерах и краткое мнение об уроке, о своей работе и работе всей группы и прикрепляют их к соответствующей картинке-острову. . Приложение 1. Задания группам. Задание 1-й группе Моносахариды 1. Используя текст учебника Общая биология -10(§ 3), найдите на какие четыре группы (в зависимости от числа атомов углерода) делят моносахариды - простые углеводы; приведите примеры данных моносахаридов, их молекулярные формулы и нахождение в клетке, в организмах. Информацию представьте на флипчарте (ярко и понятно), доступно расскажите о классификации моносахаридов своим одноклассникам. Вопрос: 1. Что такое сахарный диабет? Каковы его последствия для орган... Задание 2-й группе Дисахариды 1. Используя текст учебника Общая биология -10(§ 3), Общая биология -9 (§ 8) и интерент-ресурсы через сотовые телефоны, найдите какие бывают три дисахарида, какова их молекулярная формула и где они находятся в клетке или в организмах. Информацию представьте на флипчарте (ярко и понятно), доступно расскажите о дисахаридах своим одноклассникам. Задание 3-й группе Полисахариды 1. Используя текст учебника Общая биология -10 (§ 3), найдите какие бывают три полисахарида-сложных углевода, какова их молекулярная формула и где они находятся в клетке или в организмах, какова их роль. 2. Используя Интерент-ресурсы через сотовые телефоны, найдите, что такое хитин и гепарин? Какое значение они имеют в жизни организмов? Информацию представьте на флипчарте (ярко и понятно), доступно расскажите о полисахаридах своим одноклассникам. Вопросы... Задание 4-й группе Углеводы 1. Используя текст учебника Общая биология -10(§ 3), Общая биология -9 (§ 8) и интерент-ресурсы через сотовые телефоны, найдите какие три функции выполняют углеводы в клетках разных царств организмов. Информацию представьте на флипчарте (ярко и понятно), доступно расскажите о дисахаридах своим одноклассникам. Вопросы: 1. Почему главным источником энергии в крови является глюкоза, а не жир? 2. Почему гликоген запасается в печени и мышцах? Задание 5 - й группе Гормоны 1. Используя текст учебника Биология - 8(§ 13), найдите информацию о половых гормонах, где они образуются в организме человека и какое влияние оказывает на организм? Информацию представьте на флипчарте (ярко и понятно), доступно расскажите о половых гормонах своим одноклассникам. Вопросы: 1. Как совладать подросткам со своим психическим и физическим беспокойством, связанным с избытком половых гормонов? Задание 6 - й группе Витамины 1. Используя текст учебника Биология -8 (§ 51) и интерент-ресурсы через сотовые телефоны, найдите информацию, в каких продуктах находятся жирорастворимые витамины А, D, (из ИНТЕРНЕТА витамины Е, К). Информацию представьте на флипчарте (ярко и понятно), доступно расскажите о жирорастворимых витаминах своим одноклассникам. Вопросы: 1. Какую роль эти витамины играют в организме? 2. Какие авитаминозы-болезни бывают при недостатке этих витаминов? Приложение 2. Рефлексия Эмоциональный океан В океане есть о. Удовольствия, о. Радости, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Воодушевления, Бермудский треугольник. Вам необходимо причалить кораблик-стикер у берегов того острова, название которого соответствует вашему настроению в конце урока. Свой выбор прокомментируйте на стикерах. Остров радости Остров недоумения Остров удовольствия Остров воодушевления Остров тревоги Бермудский треугольник
  • Реализация профильного обучения предметами естественно-научного цикла как условие социализации личности Малый пленум учителей ЕМН (19.08.2013г) Реализация профильного обучения предметами естественно-научного цикла как условие социализации личности. (1 слайд)В соответствии с Законом об образовании (2007г), Концепцией профильного обучения в Республике Казахстан и ГОСО профильное обучение в 10-11 классах средней школы № 1 реализуется по естественно-математическому направлению по двум профилям: физико-математическому и биолого-географическому. Биология, как учебная дисциплина, является базово... (19 слайд) 2. Показатель мотивации к изучению биологии. Одним из важных показателей является дальнейшая социализация обучающихся, продолжающих обучение по профилю биология. За четыре года количество выпускников, сдающих биологию на ЕНТ возросло на 14% с 21% до 36 %. По среднему баллу ЕНТ среди школ города выпускники 2011 года заняли I место (средний балл составил 23,6) , выпускники 2012 года - II место (средний балл составил 20,19), и в 2013 году - I место (средний балл составил 20,... 2009- 2010 год 2010- 2011 год 2011- 2012 год 2012- 2013 год % качества (итоги года) 50 % 71 % 67% 100 % % качества (итоги ЕНТ) 100 % 100 % 100 % 100 % средний балл 17 23,6 20,19 20,7 (20 слайд) 3. Работа с одаренными детьми - приоритет моей педагогической деятельности. Количество победителей очных предметных городских олимпиадах по биологии за четыре года составило 17 учащихся из 21 участвующих учеников, что составило 81% качества: 2009 - 2010 гг 2010 - 2011 гг 2011 - 2012 гг 2012 - 2013 гг всего участников 5 5 4 7 всего призеров 4 2 4 6 качество участия 80 % 40% 100% 86% (21 слайд) Кроме этого, за три года я воспитала 5 призеров областных олимпиад, среди которых Пинаева Елизавета два года была участницей Республиканских олимпиад по биологии. В мае 2012 года Елизавета завоевала III место в Дистанционной олимпиаде (Қостанай Дарыны). (22-23 слайды) Третий год подряд мои ученики принимают активное и качественное участие в Международной дистанционной олимпиаде ... Биология 2010-2011 гг 2011-2012 гг 2012 - 2013 гг Химия 2010-2011 гг 2011-2012 гг 2012 - 2013 гг 2010 - 2011 гг 2011-2012 гг 2012-2013 гг биология Диплом I степени - 9 (биология) Диплом I
  • “Обмен веществ и энергии”Школа: ГУ Средняя школа №1 г.РудногоУчитель: Подольская Светлана АлександровнаПредмет: биология Класс: 11Тема интерактивного урока: “Обмен веществ и энергии”. Цели: Обучающая: закрепить понятия “метаболизм”, “катаболизм”, “анаболизм”, “фотосинтез”, хемосинтез, гликолиз, дыхание, автотрофы, гетеротрофы, консументы, редуценты, ферменты; Развивающая: продолжить формирование умений учащихся обобщать, делать выводы об этапах обмена веществ и энергии...
  • Электронная газета Планета знанийПланета знаний – это электронная газета, в которой отражается связь биологии и математики. Так же на ее страницах вы найдете материал посвященный 205-летию основоположника эволюционого учения - Чарльза Дарвина, о его музее. Экологическая страничка содержит информацию об знаменательных экологических датах. На последних страницах размещены занимательные задания по биологии. Материал создан в MSWord, сохранен в формате PDF. Для удобства просматривания нужного материала заголовки тем содержат гиперс...
  • «Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы»Урок по биологии на тему: Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы Цели урока: 1. учебно – образовательные: изучить строение шляпочных грибов, группы грибов по способу питания и по строению шляпки; рассмотреть съедобные и ядовитые грибы; 2. учебно – развивающие: развивать у учащихся умение обобщать, анализировать, сравнивать, продолжить формирование навыков самостоятельной работы и работы на компьютере; 3. учебно – воспитательные: воспитание бережного обращения к природе, формирование эк...
  • «Значение пищеварения урок биологииТема урока: Значение пищеварения.Задачи урока:1. Образовательные: - раскрыть понятия:питание, пищеварение, пищевые продукты, питательные вещества, авитаминоз;- рассмотреть роль питательных веществ в организме и роль ферментов в пищеварении.2. Развивающие:- развивать навыки работы с учебником,- развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения;- развивать навыки коммуникативного общения.3. Воспитательные:- воспитыв...
  • Артериальное давление крови. Движение крови по сосудамШкола: ГУ Средняя школа № 1 города Рудного Учитель: Подольская Светлана Александровна Предмет: биология Класс: 8 Б Тема урока: Артериальное давление крови. Движение крови по сосудам. Задачи урока: Образовательные: формирование новых анатомо-физиологических понятий связанных с движением крови по сосудам: артериальное давление, гипертония, гипотония, тонометр, пульс, аритмия; с изменением скорости крови в сосудах; с распределением крови в организме, формирование умения замерять п... Кроссворд I -й группы 1 г и р у д и н 2 к л а п а н ы 3 с ы в о р о т к а 4 г е м о ф и л и я 5 а н т и т е л а 6 ф и б р и н 7 э р и т р о ц и т ы 8 в е н ы 1. Вещество слюны пиявок, препятствующее свертыванию крови. 2. Створки между предсердиями и желудочками, препятствующие обратному току крови. 3. Плазма крови без фибриногена. 4. Болезнь несвертываемости крови. 5. Белки, нейтрализующие вредные вещества. 6. Нерастворимый белок. 7. Красные кровяные клетки. 8. Кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу. Кроссворд II -й группы 1 к а п и л л я р ы 2 и м м у н и т е т 3 п л а з м а 4 к р о в ь 5 с ы в о р о т к а 1. Мельчайшие кровеносные сосуды. 2. Защитная реакция организма. 3. Жидкая часть крови без форменных элементов. 4. Жидкая соединительная ткань. 5. Плазма крови, лишенная фибриногена. Кроссворд III- й группы 1 г е м о г л о б и н 2 ф и б р и н 3 к а п и л л я р ы 4 в е н ы 5 э р и т р о ц и т ы 6 а н т и г е н ы 7 т р о м б о ц и т ы 8 и м м у н и т е т 9 ф а г о ц и т о з 10 а н е м и я 1. Железосодержащий белок. 2. Нерастворимый белок. 3. Мельчайшие кровеносные сосуды. 4. Кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу. 5. Красные клетки крови. 6. Чужеродные для организма тела и вещества. 7. Кровяные пластинки. 8. Защитная реакция организма. 9. Процесс пожирания чужеродных тел фагоцитами. 10. Болезнь, связанная с недостатком гемоглобина или эритроцитов в крови. Кроссворд IV- й группы 1 г е п а р и н 2 ф и б р и н о г е н 3 п л а з м а 4 г е м о г л о б и н 5 а о р т а 6 т р о м б о ц и т ы 7 в е н ы 8 а н т и т е л а 9 а н е м и я 1. Вещество, препятствующее свертыванию крови. 2. Растворимый белок плазмы крови. 3. Жидкая часть крови без форменных элементов. 4. Железосодержащий белок. 5. Самая крупная артерия. 7. Кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу. 8. Белки, нейтрализующие вредные вещества. 9. Болезнь, связанная с недостатком гемоглобина или эритроцитов в крови. Кроссворд V- й группы 1 а н т и г е н ы 2 ф а г о ц и т ы 3 ф и б р и н 4 с ы в о р о т к а 5 п л а з м а 6 а н е м и я 7 а о р т а 8 т р о м б о ц и т ы 1. Чужеродные для организма вещества и тела. 2.
  • Использование ИКТ, как условие повышения качества знаний учащихся и их познавательной активности на уроках биологииИспользование ИКТ, как условие повышения качества знаний учащихся и их познавательной активности на уроках биологии ( Обобщение опыта по экспериментальной теме) Подольская С.А. Мы должны учить не только всех творцов, но мы должны учить людей, чтобы они были счастливыми, успешными, чтобы они понимали, как использовать знания в повседневной жизни. Главное что мы должны делать – учить людей учиться. Проникновение компьютеров и ИКТ во все сферы жизн...
  • Қазақ тілі 5-сынып Диалект сөздер. Диалект сөздердің өзіндік белгілері Сыныбы: 5 А Пәні: қазақ тілі Тақырыбы: Диалект сөздер. Диалект сөздердің өзіндік белгілері Мақсаты: Білімділік: диалект сөздер, олардың әдеби тілдегі баламасымен салыстырғандағы ерекшелігі жөнінде мәлімет бере отырып, практикалық жұмыстар жүргізу арқылы өтілген тақырыптарды пысықтау, сөздік құрам бойынша білімдерін кеңейту. Дамытушылық: тапсырмаларды орындау арқылы сөздік қорын, таным-түсінігін дамыту. Сөз мағынасын дұрыс түсініп, орынды пайдалануға дағдыландыру. Тәрбиелік: алғырлыққ... № Оқушының аты-жөні Сызбаны сөйлет Ой жинақта талдаумен Қай сөз артық? Ғажайып кітап 1 2 3 4 5 6 7 8 Үй тапсырмасын сұрау кезеңі: Өткен тақырыптарға шолу жасау. - Осы уақытқа дейін лексика саласы бойынша сөздің сан алуан мағыналық түрлерімен, топтарымен таныстыңдар. Жаңа тақырыпты түсіндірмес бұрын, сол өткен тақырыптарға шолу жасап, еске түсіріп алайық. Үш топқа үш түрлі тақырыбы жазылған бос кесте беріледі, бірлесе отырып тақырыппен байланысты сөздің мағыналарын жазып, әр түріне бір мысал келтіріңдер. 1. Сөздің шығу тегіне байланысты туған лексикалық мағыналары атауы Мысал 1. Тура мағына 2. Ауыспалы мағына 3. Көп мағыналы сөз 4. Омоним 5. Антоним 6. Синоним 1. Сөздің қолданылу немесе тіркесу сипатына байланысты туған лексикалық мағыналары атауы Мысал 1. Табу 2. Эвфемизм 3. Дисфемизм 4. Тұрақты тіркес 5. Мақал 6. Мәтел 2. Қазақ тілінің сөздік құрамы атауы Мысал 1. Байырғы төл сөз 2. Кірме сөз 3. Тарихи сөз 4. Архаизм 5. Жаңа сөз Тақырыпты меңгерту кезеңі: 1. Миға шабуыл стратегиясы: Мұғалімнің кіріспе сөзі: - Балалар, осымен сөздің жаңа мағынасын, тобын түсініп, сырын ашу үшін жолға шықтық. Қазақ тіліндегі сөздер қолданылу өрісі жағынан әр түрлі болып келеді. Бір сөздер бір тілде сөйлейтін адамдардың бәріне түсінікті болса, кейбір сөздерді белгілі бір ортадағы адамдар ғана пайдаланады, түсінеді. Соған орай сөздерді екі топқа бөлеміз: жалпылама лексика, қолданылу өрісі тар лексика (яғни сөздер). Жалпылама лексика Қолданылу өрісі тар лексика Қазақ тілінің лексикасы Кәсіби (терминдік) лексика Диалектикалық лексика - Бір тілде сөйлейтін адамдардың барлығына түсінікті сөздерді жалпылама лексика дейміз. Ал қолданылу өрісі тар лексика дегеніміз барлығымызға бірдей түсінікті бола бермейтін сөздер. Ол қандай сөздер екен? Тақтадағы бейне түсірілімді көре отырып, үнтаспаға құлақ түрейік. Мәтіннен өзімізге түсініксіз сөздерді теріп жазайық. Бейне түсірілімде мәтінмен байланысты суреттер көрсетіледі. Мәтін Бес жасар Бейсенбай азанда ерте тұрып, бақшадан екі-үш бәдірен үзіп алып... Атекем, Жәкем, Тәтекем, салт-дәстүр әдемі – әсем үлкен – кіші суық - жылы Ас, тамақ, үстел, дәм, тағам қара шаш тақтаға қара үлкен тақта Шырайлым, нағашы, Еркежан, Бикеш аспан, жасыл, түйме, ұлыма жақсы – жаман түзу – қисық көз - құлақ Тез, жылдам, шапшаң, жүгір, лезде терең су суға жүзу жүз дәптер жақсы ән ән айт айт болды есік – жаңа ақыл – ес қатты - жұмсақ Ғажап, салмақты, сабырлы, байыпты
  • Доклад на конференцииТайны крошечных клубочковМетодическая разработка доклада Тайна крошечных клубочков на учебно-практической конференции по анатомии для студентов медицинских училищ Анатомия- царица медицины. проходившей в апреле 2012 года.Целью конференции было показать практическое значение анатомии и физиологии человека для дальнейшего изучения основ патологии и клинических дисциплин.Данное выступление позволило повысить уровень освоения студентами знаний о главных органах выделения - почках. Данная работа хорошо иллюстрирована , ...
  • Проект по экологии Окружающая среда и человекПроектная работа Влияние окружающей среды на здоровье человека был выполнен учащимся 9 класса. Человечество как элемент экосистемы связано со всеми земными формами жизни: с воздухом, водами, почвой. Производство, вооруженное наукой и оснащенное современной техникой, часто нарушает нормальное функционирование природных систем, совокупность некоторых – наша среда обита ния. [2] Цель проекта: выявить наличие свалок на территории поселения и их влияние на здоровье человека. Задачи: 1. ...
  • Задачи на дигибридное скрещеваниеСкрещивание, при котором родительские формы отличаются по двум парам альтернативных признаков (по двум парам аллелей), называется дигибридным. Гибриды, гетерозиготные по двум генам, называютдигетерозиготными, а в случае отличия их по трем и многим генам —три-иполигетерозиготными соответственно. Сущность дигибридного скрещивания. Организмы различаются по многим генам и, как следствие, по многим признакам. Чтобы одновременно проанализировать наследование нескольких признаков, необходимо изучить на...
  • Проверочная работа по теме Тип КишечнополостныеНа выполнение проверочной работы по теме Кишечнополостные дается 40 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 24 задания. Часть 1 (А) содержит 19 заданий (А1–А19). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа. Часть2 (В) включает 3 задания ...
  • Положение районного конкурса «Мозговой штурм «Чем заменить ель»Уже очень долгое время главным атрибутом новогоднего праздника является ель! Без нее праздник – не праздник и настроение совсем не то. Но как быть, если настоящую ель поставить в доме некуда, да и жаль губить лесную красавицу, к тому же искусственная кажется банальной и похожей на все остальные? Мы предлагаем Вам отличный способ удивить своих родных и друзей - сделать елку своими руками — оригинальную, креативную, неповторимую, и принять участие в конкурсе Чем заменить ель.Конкурс проводится...
  • Положение районного конкурса География овощейСегодня без овощей невозможно представить ни одну кухню мира. А по ассортименту и способам приготовления с ними не сравнится никакой другой продукт... Помидоры, огурцы, перец, картофель, баклажаны, кабачки, горох, фасоль, яблоки, груши и даже помело – стандартный ассортимент любого продуктового магазина. Сейчас мы не придаем значения тому, как появился тот или иной овощ или фрукт в нашей стране. Но история появления их в России очень увлекательна и порой даже непредсказуема. Цель: экологическое...
  • Технологическая карта урока по теме БактерииТехнологическая карта представляет модернизированный план урока. Технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС . В технологической карте спланирована деятельность учителя и учащихся на уроке, которая направлена на достижение предметных, межпредметных и личностных результатов. Технологическая карта создана по УМК Сфера жизни учебник 5 класса, авт. Н.И.Сонин, А.А. Плешаков. Технологическая карта соответствует учебной программе, материалу учебника. Данная технологическая карта может при...
  • Викторина В мире птицВикторина В мире пернатых для учащихся 5 -6 классов Цель: - расширить и обобщить знания учащихся по биологии птиц, их разнообразии, экологических группах, систематическом положении - формировать познавательный интерес к природе и предмету и познавательной активности учащихся -воспитывать у учащихся чувство коллективизма, находчивости, смекалки. Данная викторина посвящена птицам, которые живут рядом с людьми в доме или во дворе, птицам которые полезны человеку, птицам которые скрашивают люд...
© 2010-2018