География

  • Урок географии в 8 классе Образование почв и их разнообразиеУрок географии в 8 классеТема “Образование почв и их разнообразие”Цели 1. Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, умения делать выводы. 2. Создать условия для формирования навыков работы с таблицами, раздаточным материалом, умения делать схемы, формировать информационные и коммуникативные компетенции. 3. Обеспечить процесс узнаванияразных типов почв по строению почвенного профиля. 4. Способствовать воспитанию бережного отношения к почвам, эстетическому воспитанию школьников.Вид урока...
  • Проект урока географии по развитию универсальных учебных действий обучающихся с использованием исследовательской деятельности для 8 класса по теме: «Географическое положение России»Проект урока географии по развитию универсальных учебных действий обучающихся с использованием исследовательской деятельности для 8 класса по теме: Географическое положение России Пояснительная записка Актуальность темы связана с переменами, происходящими в современном обществе, требующими ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающими государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направл... Этапы урока Деятельность учителя Виды деятельности учащихся Результат познавательная коммуникативная регулятивная 1.Организационный момент Проверяется готовность учащихся Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место 2.Изучение нового материала. Чтение наизусть учителем отрывка стихотворения Россия Задается проблемный вопрос: Почему Россия территория контрастов? Чем можно определить природные особенности территории? Корректирует тему и цели урока. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Решают проблемную ситуацию Строят речевые высказывания Исследуют условия учебной задачи Формулируют тему и цели урока Запись учащимися темы урока в тетради 3.Сообщение нового материала -Рассказ учителя о территории России Добавляют известные факты 4.Выполнение практической работы -Беседа с учащимися по вопросам -Организация работы с атласами -Практическая работа: Определение ГП России - Подведение итогов пр. работы Работают с атласом по определению ГП. Обобщают полученные знания Отвечают на поставленные вопросы Дополняют ответы товарищей Управляют своей деятельностью Осуществляют самоконтроль Заполнение рабочего листа 5. Изучение истории исследования территории - Рассказ об истории исследования территории - Организация работы в группах - Контролирует работу учащихся в группах - Рассказ об истории исследования территории Работа в парах по заполнению таблицы – навык сотрудничества Инициативность в заполнении таблицы Заполненная учащимся таблица по своему исследованию 6. Стадия осмысления Организует объединение результатов работы выполненной на уроке. Вернемся к началу урока, к вопросу Почему Россия территория контрастов? Можем ли мы дать конечный ответ? Мы продолжим изучение природы материка и только тогда сможем объяснить это высказывание. Дополняют знания по отчетам других групп. Слушают, записывают Слушают отчеты товарищей Рефлексия своих действий Заполненная учащимся таблица IV. Закрепление нового материала Учитель совместно с учащимися делает вывод о географическом положении России Выполняют логические операции: сравнивают и обобщают Контролируют и корректируют ответы товарищей Заполненный рабочий лист V.Итог урока 1.Саморефлексия 2. Домашнее задание Диалоговое общение (методика незаконченное предложение: сегодня я узнал, что …, мне больше всего понравилось) Объяснение домашнего задания Учащиеся по цепочке продолжают предложение Рефлексия своих действий Учащиеся записывают домашнее задание
  • Разработка урока в 8 классе на тему Уральские горыЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширить и углубить знания учащихся об особенностях ГП Уральских гор, их происхождении, строении и орографии гор. Познакомить учащихся с богатством минеральных ресурсов, их происхождением и распределением по территории Урала. - РАЗВИВАЮЩИЕ: Методом анализа картографических пособий, просмотра учебного фильма Уральские горы совершенствовать умения учащихся самостоятельно объяснять особенности рельефа Уральских гор. Выявить причинно-следств... Асимметрия склонов На запад к Русской равнине горы снижаются постепенно, серией не высоких хребтов с пологими склонами переходя в предгорья равнин. Разная крутизна склонов На восток склоны круто обрываются в низкие и узкие предгорья, здесь переход резче и контрастнее Учитель: Теперь особенно обратите внимание на профиль рельефа по линии А Б Здесь схематически показана г. Народная, посмотрите на форму склонов отдельных хребтов, где имеются крутые уступы и широкие ступени, (учитель показывает схему). Эти гигантские ступени на склонах - остатки древних поверхностей выравнивания. И, наконец, на склонах гор можно видеть мелкую ступенчатость в виде нагорных террас, которые покрыты грубообломочными россыпями камней - КУРУМЫ, которые спускаются до самого... III. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ Вопрос. Почему Урал имеет такие особенности строения рельефа? (работа с геологической картой) Вопросы: 1) Что обозначается на геологической карте а) Фоновый раскрой (возраст горных пород со времени их образования). б) Значками, буквенными индексами (какому периоду, геологической эре относится та или иная горная порода) 2) Внимательно посмотрите на геологическую карту и скажите: а) Породами, какого возраста сложен Урал? б) Как расположены на ... К востоку Магматические – железные руды, платина, золото, медь, драгоценные камни - уральские самоцветы. К западу Смятые в складки осадочные породы представлены осадочными ископаемыми - уголь, нефть, известняк, песочный гипс, мрамор. Краса и гордость Урала - аметисты, горный хрусталь, изумруды, которые ценятся дороже золота. На Южном Урале в 1920 году был создан первый в мире минералогический заповедник. (Презентация Ильменский заповедник) Вопрос. Как же возникли Уральские горы, их ископаемые богатства и крупные черты рельефа? (Работа с тектонической картой). Выводы: Урал возник (как горная...
  • Практическая работа по физической географии России 8 классВ 8 классе продолжается изучение физической географии. Курс Россия Природа. Практические работы начинаются с первой темы Границы России Практическая работа №1 Работа с контурной картой Практическая работа №2.Данная практическая работа оценочная, оценки выставляются в классный журнал Тема Характеристика физико-географического положения России Работа по контурной карте- на той же самой на которой выполнялась предыдущая практическая работа №1 Нанести на контурную карту данные геогра...
  • Рабочая программа по географии 8 классПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: - стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), 2004 г., - примерной программы основного общего образования по географии; - авторской программы по географии И.И.Баринова, В.П.Дронова География России (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2008.), Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта...
  • План конспект открытого урока на тему Подземные воды (8 класс по географии Казахстана) дать полное представление о происхождении, видах и использовании подземных вод; показать необходимость бережного отношения к ним как к источнику чистой, пригодной для питья воды. Задачи:Образовательные: сформировать знания о подземных водах Развивающиеся: навыки работы с информацией, умение анализировать, работать в группе Воспитательные: ответственность, трудолюбие, дружелюбное отношение к одноклассникам. Бережное отношение к окружающей среде, питьевой воде.Представления о подземных водах как...
  • Конспект урока Тектоническое строение территории России 8 классПредставленный конспект предназначен для проведения урока изучения первичного материала и закрепления новых знаний. В начале конспекта указаны этапы урока, их продолжительность, очередность, приемы и методы, а также содержания деятельности на каждом из этапов. Основой для понимания, усвоения и запоминания новой информации для учащихся здесь становится разработанная автором ассоциативная схема по теме. Схема приведена в конспекте, к ней приводится ее описание и расшифровка. Опыт показывает, что у...
  • Қазақстанның физикалық географиясы (8 класс)10.09.2014ж 8 Б-сынып Пәні: Қазақстанның физикалық географиясы Сабақтың тақырыбы: Қазақстан Республикасының географиялық орны мен шекаралары Сілтеме: Оқулық, инсерт кестесі,бағалау парақшасы,кеспе қағаздар және Қазақтанның физикалық картасы. Мақсаттары: Білімділік: Отанымыздың географиялық орны мен шекарасы туралы қосымша мәліметтер арқылы білім беру. Дамытушылық: Сабақта әңгіме арқылы Қазастанды табиғатын таныстыра алатындай етіп терең ойлануға, ойларын жинақтауға, ерікін сөйлеуге тапсырмалар беріп, оқушылардың өз-өзіне сенімін дамыту. Тәрбиелік: Патриоттық сезімін арттыру, ұйымшылдыққа, ұқыптылыққа тәрбиелеу. Оқыту нәтижесі: Мұғалім оқушының іс-әрекетін, ойына, пікіріне, сөйлеу мәнеріне, көңіл бөлу. Түйінді идеялар: Қазақстан табиғаты туралы әңгіме барысында өзіндік ой қалыптастыруға болады. ыты Страте Гиялар Ресурс тар Сабақтың мазмұны: Мұғалімдердің іс-әрекеті Оқушының іс - әрекеті Сабақтың барысы: 3 минут 1. Оқушылармен әр ұлттың амандасу ерекшелігімен сәлемдесіп, сабаққа қатысымын тексеру; 2. Сыныпты 5 топқа бөлу(Ресей,Қытай,Өзбекстан,Қырғыз стан,Түркменстан) 3.Бағалау парақшасы таратылады 4.Оқушылардың көңіл-күйін анықтауға смайликтермен жұмыс жасайды. Мұғалімнің айтқан тапсырмасын ұғып, сабаққа кірісу Оқушылар осы елдердің тулары бойынша топтасып,олар Республикамыздың шекаралас елдері екендерін түсінеді Критерий бойынша бағалайды Смайликтер арқылы өз көңіл-күйлерін білдіреді
  • Конспект урока по химии в 8 классе по теме ВодородУрок: Свойства и применение водорода. Тип урока – комбинированный. Цели: Образовательная – изучение физических и химических свойств водорода и областей его применения. учащиеся должны понять связь между свойствами вещества и областями его применения. Развивающая – развитие логического мышления через выполение заданий на установление соответсвия, составление уравнений реакций. Воспитательная – привлечение внимания учащихся к путям решения экологических проблем на примере понятия экологически чист...
  • Урок по географии на тему Природные зоны (8класс)Цели урока: Дать знания о природных зонах России. Задачи:1. Углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России, сформировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. 2. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах – широтной зональности. 3.Способствовать экологическому воспитанию учащихся. 4. Привить чувство любви к природе и Родине. Тип урока: Комбинированный урок.. Техническ...
  • Рабочая программа по географии по учебнику Домогацких Е. М. (8 класс)Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), программы курса географии под руководство...
  • Конспект урока по географии на тему Почвы (8 класс)Цель урока: сформировать новые знания и умения по теме Почвы, их образование и свойства 1. Тип урока - комбинированный. 2. Формы работы учащихся – индивидуальная, фронтальная, групповая. 3. Необходимое техническое оборудование - оборудование для демонстрации и выполнения опытов, почвенная карта России, компьютер, медиопроектор, интерактивная доска. 4. Дидактические средства: собственная презентация, ЦК ЭОР, ФЦИОР. Планируемые образовательные результаты Предметные: углуб...
  • Школьная олимпиада 8 классШкольные олимпиадные задания. Интеллектуальный марафон ...
  • Конспект урока 8 класс география Тема Реки РоссииЦель урока: Познакомиться с крупными речными системами России, определить их зависимость от климата и рельефа, сформировать понятия падение и уклон реки, расход воды и годовой сток. Формирование умений, навыков работы с географическими источниками; Формирование чувства любви к родной природе Удмуртии. Оборудование: физическая карта России, физическая карта Удмуртии, учебник, карты, атласы. Ход урока 1. Орг.момент Какие темы по природе России уже изучены? К изучению какого компонента при...
  • Конспект к уроку Моря как крупные природные комплексы Описание материала: данный материал предназначен для изучения новой темы Моря как крупные природные комплексы в восьмом классе, ребята работают с разными источниками информации: атласы ,учебник ,рисунки в учебнике, заполняют схему,(одновременно у ребенка работает зрительная , механическая память) сравнивают моря , анализируют их, узнаю много нового, интересного .В конце урока получаю дополнительное домашнее задание: Что такое гнилое море ,многим этот вопрос становится интересным сразу на...
  • Жер асты сулары тақырыбында география пәнініен қысқа мерзімді сабақ жоспары 8 сыныпЖер асты сулары тақырыбында география пәнініен қысқа мерзімді сабақ жоспары 8 сыныпРахимова Асем ЕстаевнаСолтүстік Қазақстан Облысы, Есіл ауданы. КММ Петровка орта мектебіОқушылар жер асты суларының қабаттарын білулері тиіс.
  • Контрольная работа по географии за I полугодиеКонтрольная работа по географии за I полугодие для учащихся 8 класса. Материал работы составлен по УМК А. А. Алексеев, В. А. Низовцев География России. Природа и население.Данная работа дает возможность проверить уровень усвоения материала по географии по темам: Географическое положение России, Определение поясного времени, Рельеф России, Климат России, Внутренние воды России, Почвы и растительный мир России. Работа составлена для двух вариантов и состоит из тестовых заданий с выб...
  • Урок географии в 8классе на тему: Саур ТарбоғотайМавзу Саур –Тарбоғотай Умумий мәхсәт-и Саур –Тарбоғотай үгиниш тоғирлиқ чоңқур билим бериш, профиль сизишни үгитиш. Алған билимини қоллинишқа интилдуруш. Асасий мәхсәт-и Сын турғисидин ойлашқа, АКТ-ни қоллинишқа жәлип қилиш, өз ара бир –бирини баһалашқа интилдуруш,пикир алмишиқа, өз алдиға издинишкә, топ билән ишләшкә үгитиш. Оқутуш нәтижиси Саур –Тарбоғотай тоғирлиқ асасий чүшәнчиләрни билиду, мустәқил хуласә чиқиришқа интилиду. Негізгі дерек көздері География 8 - синип дәрислиги, Қазақстанниң физикилиқ географияси жұмыс дәптері,АКТ- слайдлар, ресурслар. Дәрисниң бериши
  • Тест по теме Реки Иркутской области (8 класс)ТЕСТ ПО ТЕМЕ: ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 1. По объему водной массы Байкал занимает среди озер мира место: а. 8 б. 5 в. 4 г. 1 д. 2 2. Высота озера Байкал над уровнем моря составляет: а. 566м б. 158м в. 456м г. 1740м 3. Самое большое по объему водохранилище в России: а. Самарское б. Братское в. Усть-Илимское г. Красноярское 4. Верны ли утверждения: а. В Байкале сосредоточено около 20% мировых запасов пресной воды б. По территории области протекает более 65тыс.водотоков общей протяженностью свыше 300тыс.км. А. оба верны Б. оба не верны В. А-верно, Б-неверно Г. А-неверно, Б-верно 1. Определи признак составления географической пропорции и ответь на вопросы, используя слова для справки:
  • Урок по географии в 8 классе на тему: Экологическая ситуация в РоссииКонспект урока по географии в 8 классеЭкологическая ситуация в РоссииЦели:создать условия для формирования знаний об экологической обстановке в России и в своей местности;систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду;создать условия для воспитания экологической культуры школьника, любви к малой Родине;совершенствовать умения работать с картами, справочными материалами, составлять схемы, выступать с сообщениями.Оборудование: учебник (стр. 271-281), атласы, проектор, к...
  • Конспект урока географии на тему Лесная зона, 8 классУрок географии в 8 классе Лесные зоны РоссииТип урока: рефлексия.Цели и задачи урока: Повторить и закрепить отличительные признаки лесной зоны, причины различия лесных зон России, особенности природы и взаимосвязи компонентов природы. Тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднительного положения на основе рефлексивного самоанализа. Оборудование: карта Природные зоны России, картины лесных зон.
  • Конспект урока по географии на тему Западно-Сибирская равнина (8 класс)Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование). Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с видами природы Западной Сибири, атлас и контурные карты для 8 класса. Цели: 1) Предметные: -Формирование знаний о природе Восточной Сибири, особенностях её равнинных территорий. -Продолжить формирование умений работать с различными источниками географических знаний. 2) Личностные: - Воспитать уважительное отношение к природе. - Воспитывать интерес к чтению. - Формировать высок...
  • Реферат ученицы 8 класса Рябовой Веры по теме: Минеральные ресурсы арктической зоны России Разработка ученицы 8 класса Рябовой ВерыРуководитель: учитель внеурочной деятельности, руководитель клуба Эрудит Камара Т.В.Данная работа составлена на основе проекта по одноимённой теме. Ученица заинтересовалась этой темой, т. к. считает, что в условиях возникающего дефицита углеводородного сырья и развития современных методов их добычи с применением передовых технологий углеводородного сырья арктический вопрос является сегодня стратегическим, ведь в случае значительного недостат...
  • Планирование урока географии по ФГОС на тему Лесистость РТ 8 класс Урок на тему Лесистость Республики Цели образовательные: обобщение знаний о взаимосвязях между природными компонентами, исследование и сравнение лесистости разных районов Республики Татарстан, развитие умений показывать по карте. Развивающие: развитие аналитического мышления, умения строить диаграммы, сравнивать, составлять ранжированный ряд, развивать речь, Воспитательные цели: экологическое воспитание, воспитание коммуникативности, воспитание лидерских качеств. Урок спланирован таким образ...
  • Конспект урока по теме: Почвенные ресурсы РоссииРазработка урока по географии в 8 классе по теме: Почвенные ресурсы России Тема урока: “Почвенные ресурсы России”.Цели и задачи урока: Изучить закономерности использования почв человеком,дать знания учащимся о причинах разрушений почв и путях повышения плодородия почв. Познакомить с понятиями: земельные ресурсы, мелиорация, рекультивация, формировать понимание необходимости охраны почв.Оборудование:Почвенная карта России, атласы, рабочие печатные тетради.
  • Тесты для 8 класса по физической географии КазахстанаТестовые задания 8 класс. Сарыарка, Муголжары, Алтай, Жетысуский Алатау, Саур-Тарбагатай. 1. Сарыарку по форме рельефа относят: a) К низменной равнине b) К возвышенной равнине c) К высоким горам d) К низким горам 2. Самые высокие горы Сарыарки: a) Каркаралы b) Шынгыстау c) Кызылрай d) Баянаул 3. Самая высокая точка Сарыарки: a) Кент b) Аксоран c) Баянаул d) Шынгыстау 4. На территории этой природной зоны расположены К...
  • Внеклассное мероприятие Профессия - ПожарныйИгра на тему: Профессия-ПожарныйЦели и задачи: Закрепить знания учащихся по Правилам пожарной безопасности, привлечь их внимание к предупреждению пожаров, закрепить умения действовать в условиях пожара и других ЧС. Привитие интереса к профессии пожарного. Предупреждение пожаров от детской шалости с огнем и усиление противопожарной пропаганды. Развитие творческих способностей детей на противопожарную тематику. Условия проведения:Игра представляет собой движение команд по станциям с маршрутными ли...
  • Урок-путешествие в 8 классе по географииЭтот урок провожу в форме игры-путешествия в конце марта с учащимися восьмых классов, используя материалы курсов География России География Рязанской области с применением ИКТ. В игре принимают участие все ученики 8-х классов по командам из 6 человек (по 4 команды в классе). Игра состоит из нескольких туров, выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Жюри - учащиеся старших классов или от каждой команды приглашается один учащийся по желанию. Но в основном стараюс...
  • Сценарий предметного вечера (8 класс)Предметный вечер - мероприятие, которое можно провести в рамках предметной недели естественных наук, или по любому другому поводу. Такие вечера очень нравятся школьникам, они дают возможность раскрться, покаать себя. Основная цель данного мероприятия - расширить интелектуальный кругозор учащихся, спосоствовать развитию логического мышленя, самореализация. Мероприятие включает 5 конкурсов: 1 конкурс – Корзина вопросов, 2 конкурс – Московские пазлы., 3 конкурс – Жребий, 4 конкурс – До...
  • Практическая работа в 8 классе по формированию новых знаний Моря РоссииПрактическая работа в 8 классе по формированию новых знаний Моря России Цель работы – получение учащимися новых знаний, опираясь на разные по содержанию карты атласа. Планируемый результат - научить детей давать характеристику морям России, используя различные тематические карты атласа. Форма проведения – групповая Место выполнения – классная Продолжительность выполнения – 20 минут Источники информации – картографические (карты атласа) и статистические таблицы Форма представления результата п... Порт России Численность населения, тыс. чел. Статус порта Санкт-Петербург 4593 (2009 год) Город федерального значения Российской Федерации, крупный транспортный узел. Владивосток 578,6 2009 год Город порт на Дальнем Востоке России. Астрахань 504 Город речной и морской порт Волго-Каспийского бассейна. Калининград 420,5 Город - крупный транспортный узел (железные и шоссейные дороги); морской и речной (река Преголя) порт. Архангельск 348 2009 год Город административный центр Архангельской области. Город расположен в дельте реки Северная Двина в 40-45 км от места впадения её в Белое море. Махачкала 466 Город на юге России, столица Дагестана. Сочи 311 Город Сочи — самый крупный курортный город России. Мурманск 311,2 2009 год Крупнейший в мире город, расположенный за северным полярным кругом. Один из крупнейших портов России. Туапсе 64 (2008 год) Город в России, административный центр Туапсинского района Краснодарского края. Расположен на восточном берегу Черного моря. Новороссийск 228 Город - крупнейший порт России на Чёрном море — пассажирский, грузовые порты и нефтеналивная гавань. Петропавловск-Камчатский 194 Город порт на Дальнем Востоке России, административный центр Камчатского края (до 1 июля 2007 — Камчатской области). Находка 166,5 Город порт в Приморском крае России. Крупнейший (с учётом Восточного порта) транспортный узел Дальнего Востока России. Южно-Сахалинск 174,7 Город административный центр Сахалинской области. Нарьян-Мар 19,5 2009 Город (с 1935) в России, административный центр Ненецкого автономного округа. Находится за полярным кругом. Кандалакша 3, 6 2009 Город расположен на побережье Кандалакшского залива Белого моря, в 277 км от Мурманска. Вы́борг 77,7 2009 Город расположен на берегу Финского залива в 122 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Является морским торговым портом на Балтике. Дуди́нка 24,4 (2008). Город в Красноярском крае России. Хатанга 3 Село в Красноярском крае, один из самых северных населённых пунктов России, порт. Тикси 5,4 (2008 год) Посёлок городского типа, центр Булунского улуса Республики Саха (Якутия). Провидения 2, 6 2008 Посёлок городского типа, административный центр Провиденского района Чукотского автономного округа. Расположен на востоке округа, на Чукотском полуострове Ана́дырь 11,2 (2006) Город-порт на крайнем северо-востоке России, административный центр Чукотского автономного округа. Расположен на берегу Анадырского залива Берингова моря, в зоне вечной мерзлоты. Усть-Камча́тск — 4, 3 (2008) Посёлок и порт в России, административный центр Усть-Камчатского района Камчатского края. Магада́н 106,4 (2009) Город порт на северо-востоке Российской Федерации, административный центр Магаданской области. Охо́тск 4, 6 (2009) Посёлок городского типа в России, административный и промышленный центр Охотского района Хабаровского края. Никола́евск-на-Аму́ре 24, 9 (2009) город (с 1856) в России, административный центр Николаевского района Хабаровского края. Порт на реке Амур. Ва́нино 18, 2 2009 Посёлок городского типа, районный центр Ванинского района Хабаровского края и порт на побережье Тихого океана Холмск. . 33,5 (2005) В городе находится Сахалинское морское пароходство. Также имеется два порта: Торговый и Сахалинский Западный морской порт (бывший Холмский морской рыбный порт), которые не замерзают зимой. Список использованной литературы: Баринова И.И. Современный урок географии, часть 5. М.: Школьная пресса, 2003, стр. 27-31 Википедия . http:// ru/wikipedia/org/wiki/. Назарова Т.В. География схемы таблицы. С-Пб.: Тригон, 2005, стр.68-70
© 2010-2018