Основы безопасности жизнедеятельности

  • Моделирование планирования для старшего дошкольного возраста по теме «Безопасность в быту: пожар, опасные предметы дома (и медикаменты), один дома, встреча с незнакомцем»Данный материал предназначен для педагогов ДОУ в качестве основы для тематического планирования по ОБЖ в старших и подготовительных к школе группах.Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной бытовой техникой, химией и медикаментами, а также всевозможными предметами представляющими интерес для малышей, но в то же время несущие в себе опасность дл...
  • Урок по ОБЖ на тему Лесные пожары В настоящее время тема лесных пожаров очень актуальна. Лесные пожары происходят во многих регионах нашей страны. Необходимо проводить профилактику среди школьников по бережному отношению к нашему богатству - лесу. Этот урок предназначен для изучения темы Лесные пожары. На этом уроке можно изучить причины возникновения лесных пожаров, углубить знания в области правил поведения в лесу, сформировать умения по действиям в зоне лесных пожаров и способах их тушения. Урок насыщен разли...
  • Авторская игра по ПДД в ДОУ Путешествие марсианДанная авторская разработка была создана для закрепления и уточнения правил дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста. В ней принимали участие как дети, так и их родители. Главные герои игры - марсиане - рассказывали правила дорожного движения и находили ошибки в процессе игры. Родители - исполнители главных ролей - получили не меньше удовольствия от участия в игре, чем дети. Данная разработка является призерем первой степени зонального областного конкурса по ПДД Весело играе...
  • Памятка для детей о поведении на воде в летний периодРЕБЯТА! Самый полезный отдых летом — это отдых на воде. Купаясь, катаясь на лодках, на катамаранах, гидроциклах вы укрепляете организм, развиваете ловкость и выносливость. Вода не страшна тем, кто умеет хорошо плавать. Вот почему первым условием безопасности на воде является умение плавать. Однако и умеющий плавать должен быть дисциплинированным, постоянно соблюдать осторожность и правила поведения на воде.- Нарушение правил поведения на воде ведет к несчастным случаям и гибели людей. Поэтому, к...
  • Технологическая карта открытого урока на тему Тема: Пешеход. Безопасность пешехода Цель: Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, проверка и закрепление навыков безопасного поведения детей на улицах. Задачи: 1. Формирование представление об основных понятиях (пешеход, пешеходный переход, безопасность пешехода), а также навыков безопасного поведения на дорогах; 2. Развитие образного логического мышления, памяти, внимания, речи учащихся; 3. Воспитание в ребен...
  • Программа элективного курса по ОБЖПрограмма элективного курса разработана на основе примерной программы факультативных занятий Пожарная безопасность с учащимися 9-10 классов общеобразовательных учреждений (Приложение 3 к письму Департамента образования от 27 апреля 2007г. №03-898), авторского элективного курса Школа выживания (Каинов, А.Н., Волгоград: Учитель, 2009г.) В процессе изучения данного курса уча­щиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки поведения при попадании в экстремаль­ные...
  • Я - человек!Цель: Познакомить детей с внешним строением тела, организма. Поддерживать у детей радостное настроение и чувство удивления и гордости своими почти безграничными способностями: Я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, дышать, думать… Воспитывать чувство гордости, что я — человек. Вызвать интерес к дальнейшему познанию.
  • Конспект открытого занятия по правилам дорожного движенияКонспект открытого занятияпо правилам дорожного движенияВоспитателя Гиниятуллина Светлана Михайловна Тема: Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках.Цель занятия: ознакомить учащихся с новыми понятиями двустороннее и одностороннее движение транспорта, расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность в соблюдении Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и во дворах-; до...
  • Проектная работа Шоколад в жизни человека Шоколад… Только при одном этом слове начинают течь слюнки и улучшается настроение, а уж если вдохнуть чудесный запах шоколада ... Шоколад – термин, обозначающий различные виды кондитерских продуктов, изготовляемых с использованием плодов какао. Слово шоколад происходит из ацтекского языка и в переводе обозначает горькая вода, а вот в переводе с латинского шоколад – это пища богов. Шоколад является настоящей страстью детей и кошмаром для мам, которые не желают слышать о том... .
  • Викторина тема: Юный пожарныйВикторина тема: Юный пожарный Цель: Закрепить знания учащихся по правилам пожарной безопасности. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную. Задачи: Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся по правилам пожарной безопасности; обучение детей безопасному поведению и действиям в условиях пожара; осуществление противопожарной пропаганды. Развивающие: Развивать память, сообразительность, находчивость, навыки работы в группах. расширение кругозора учащихся. Воспитательные: Воспитывать нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность. воспитание чувства патриотизма; формирование культуры безопасного и ответств...
  • План-конспект урока по ТемеПлан-конспект урока с применением компьютера. Тема: Обязательная подготовка к военной службе Цели: Познакомить с содержанием обязательной подготовки граждан к военной службе. Раскрыть историю и традиции обязательной подготовки к военной службе. Воспитывать готовность к службе в Вооруженных Силах, защите Отечества. Планируемые результаты обучения: Сформировать у учащихся уверенность, что обязательная подготовка к военной службе, которая проводится с обучающимися в школе поможет молодым людям наиболее качественно подготовиться к защите своей Родины – российской Федерации. Вызвать интерес к военной службе. Тип урока: открытие новых знаний. Вид урока: интерактивный по способам деятельности, интегрированный по содержанию. Основные методы и приёмы: выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, интерактивные методы, игровые приёмы. Технологии:технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, здоровьесбережения, ИКТ-технологии. Оборудова... История и традиции обязательной подготовки к военной службе. Содержание обязательной подготовки к военной службе. Анализ качественных показателей молодого пополнения Вооруженных сил.
  • Авторская программа по СБООсновная цель занятий по социально-бытовой ориентировке – это теоретическая и практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих адаптации в современном обществе, повышение общего уровня развития, коррекция психофизических недостатков, воспитание гармонически развитой личности, выработка навыков общения с людьми, усвоение морально-этических норм поведения, развитие эстетического вкуса и т.д. Программа состоит из разделов, боль...
  • Защита при авариях (катастрофах) на производственных объектахВопросы промышленной безопасности на производственных предприятиях в настоящее время приобретают особую актуальность. Дело в том, что с развитием экономики страны увеличиваются производства, и это может привести к увеличению рисков техногенного характера. При этом надо отметить, что главную ответственность за безопасность производства несут сами владельцы предприятий. Промышленная безопасность производственных объектов - состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от ава...
  • Работа учащегося Влияние табакокурения на психическое развитие учащихсяМуниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №38 Советского района г. Нижнего Новгорода Научное общество учащихся Влияние табакокурения на психическое развитие учащихся Выполнила: ученица 9 класса группы №1 Шулешова Анастасия Николаевна Научный руководитель: Учитель физической культуры Просвирнова Анжелика Леонидовна Нижний Новгород 2015 Содержание: Введение Глава 1. Табакокурение детей и подростков как социальная и медицинская проблема 1.1 Табак и и... ГЛАВА 1. Табакокурение детей и подростков как социальная и медицинская проблема 1.1. Табак и история его распространения Табак (латинское его название Nicotiana tabacum) - многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых, выращиваемое обычно как однолетнее. Ближайшие родственники табака - карто­фель, томат, баклажаны, красный перец, а также белладонна, белена, дурман. Родина табака - Южная Америка. В Европе табак стал известен после возвращения из Америки участников второй экспедиции Хр... Возрастная группа Процентное соотношение зависимости от причин курения Подражание другим Чувство новизны, интереса Желание казаться взрослыми Точная причина не известна Учащиеся 8 классы 35,6 30,0 10,4 24,0 9-10 классы 25,5 24,0 15,0 35,5 Студенты 1 курса 4,1 25,5 25,0 45,4 3 курса 1,5 10,0 25,1 63,4 5 курса 0 0 1,5 98,5 Часть ребят начинают курить очень рано - с пятого класса. Поло­вина из них подражают товарищам по школе, двору, причем, как правило, более старшим. Еще почти половина ребят курят из-за стремления к необычности, таинственности: ведь надо раздобыть сигареты и спички, спрятаться в укромном месте... Это похоже на маленькое приключение. Но вот со школьной скамьи вчерашний одиннадцатиклассник по­падает в вузовскую аудиторию. Теперь он стал действительно почти взрослым, самостоятельным. Более четверти ... ГЛАВА 1. Табакокурение детей и подростков как социальная и медицинская проблема 1.1. Табак и история его распространения Табак (латинское его название Nicotiana tabacum) - многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых, выращиваемое обычно как однолетнее. Ближайшие родственники табака - карто­фель, томат, баклажаны, красный перец, а также белладонна, белена, дурман. Родина табака - Южная Америка. В Европе табак стал известен после возвращения из Америки участников второй экспедиции Хр... Возрастная группа Процентное соотношение зависимости от причин курения Подражание другим Чувство новизны, интереса Желание казаться взрослыми Точная причина не известна Учащиеся 8 классы 35,6 30,0 10,4 24,0 9-10 классы 25,5 24,0 15,0 35,5 Студенты 1 курса 4,1 25,5 25,0 45,4 3 курса 1,5 10,0 25,1 63,4 5 курса 0 0 1,5 98,5 Часть ребят начинают курить очень рано - с пятого класса. Поло­вина из них подражают товарищам по школе, двору, причем, как правило, более старшим. Еще почти половина ребят курят из-за стремления к необычности, таинственности: ведь надо раздобыть сигареты и спички, спрятаться в укромном месте... Это похоже на маленькое приключение. Но вот со школьной скамьи вчерашний одиннадцатиклассник по­падает в вузовскую аудиторию. Теперь он стал действительно почти взрослым, самостоятельным. Более четверти ... Глава 2. Профилактика курения Курение во многом похоже на инфекцию: здесь есть источник заразы - табак и табачные изделия, а также сами курящие; есть угрожаемый контингент - подрастающее поколение. Если говорить о профилактике отвыкания от табакокурения, то самая большая проблема для человека, бросающего курить, заключается в необходимости ломки стереотипов. Только 25% курящих людей имеют физическую зависимость от табака, остальные 75% курильщиков, по данным специалистов, могут отказаться от таб... 2.2.Психологические аспекты профилактических программ В основе первичной профилактики курения, несомненно, лежит популяризационный подход, осуществляемый в школьный период жизни человека. Как ученик овладевает умением читать и писать, так ему необходимо усваивать основы здорового образа жизни. Профилактика курения должна быть частью такого рода программ. Школьные программы по профилактике курения прошли несколько этапов развития. В 70-е годы XX века предполагалось, что получение знаний о вре... Уровни оценки Курящие Некурящие девушки юноши девушки юноши Нет ответа 9 7 16 9 Узнают родители 4 1 5 4 Появление привычки 1 2 3 5 Появление зависимости 68 70 62 67 Появление смертельных заболеваний 8 20 4 15 Таблица № 2 Перечень обстоятельств, затрудняющих, с точки зрения подростков, прекращение курения сверстниками (в %) Тип обстоятельства Курящие некурящие юноши Девушки юноши девушки Нет ответа 26 20 30 38 Слабоволие 11 8 23 15 Личные проблемы 6 6 7 4 Влияние окружающих 34 47 20 30 Зависимость от курения 23 19 20 13 Приложение В Таблица № 3 Мотивы начала курения сверстников по мнению подростков (в %) Вид мотива курения Курящие некурящие юноши Девушки юноши девушки Слабость воли 9 10 10 5 Личные проблемы 9 14 3 12 Подражание, мода, курение родителей 23 30 22 30 Любопытство 20 15 22 5 Желание приобрести друзей, выделиться и влияние сверстников, их авторитета 35 22 20 22 Доказать свою взрослость и независимость 4 8 23 27
  • Беседа о правилах пожарной безопасности Чем опасен дымБеседа на тему Чем опасен дым. Цель:закрепление правил поведения при пожаре.Задачи:рассказать почему много людей гибнет во время пожаров не только от огня, но и от дыма?; почему дым в современных домах очень ядовитый?; почему нужно дышать через мокрую ткань?; по какому телефону нужно вызывать пожарных
  • Программа 5 дневных сборов ПОЛОЖЕНИЕ о военно - полевых сборах с учащимися (юношами) 10 класса. 1. Цели и задачи военно-полевых сборов: Военно – полевые сборы проводятся с целью совершенствования военно – патриотического воспитания подростков; повышения интереса и первоначальной подготовки подростков к службе в Вооружённых силах. Основными задачами военно – полевых сборов являются: - воспитание у подростков моральных и психологических качеств будущих защитников Родины, ознакомление с жизнью и бы...
  • Нестандартные формы урока ОБЖНестандартные формы урока по ОБЖ Игра – викторина Тема Пожарная безопасность Цель: Закрепление знаний учащихся по профилактике пожарной безопасности Задачи: - развивать память и мышление - развивать умение ориентироваться в пространстве - воспитывать организованность, самостоятельность, собранность Участники : учащиеся 7 – 8 классов Оснащение: - тетради, ручки, раздаточный материал, карточки с заданиями, ... Пожар Друг и враг в одном лице – это…. Вода Приспособление, служащее для подачи воды в очаг пламени – это…. Молния Неконтролируемый процесс горения – это… Тревога Природная причина пожара – это… Рукав Водоисточник для пожарных нужд – это…. Огонь Самая распространенная жидкость, применяемая для тушения огня –это… Гидрант Сигнал об опасности – это…. Приложение №2 Авод. Винашкоме сепко, ядеоло. Елязм, ошиугнетлеть Приложение №3 Укомплектовать пожарный щит (выбрать) 1. Багор, 2. лопата, 3. огнетушитель, 4. топор, 5. ведро, 6. ломик, 7. аптечка, 8. инструкция, 9. песок, 10. гидрант, 11. рукав Приложение № 4 1. Что остается в коробке, если вынуть спички? 2. чего не обнесешь вокруг дома? 3. без чего нельзя хлеб испечь? 4. что выше дерева...
  • Семинар - практикум для педагогов курирующих Школу безопасностиСеминар – практикум для педагогов, курирующих работу по организации практической деятельности движения Школа безопасности 1.Организация быта в полевых условиях: Историческая справка: для активизации внедрения курса ОБЖ в программу школы и его эффективного усвоения, были внесены соревнования Школа безопасности. С этой целью два самых заинтересованных министерства: Минобразования России и МЧС России выступили в 1994 г. инициаторами проведения эксперимента по созданию Всероссийского движения учащихся Школа безопасности. Слет-соревнование Школа безопасности перерос во всероссийский 30 мая 1995 г. в Туле, где собрались 27 команд из 18 областей России. Второй всероссийский слет-соревнование состоялся 3 июня 1996 г. во Пскове. Порядок его проведения предусматривал проведение слетов-соревнований по вертикали: школа-город; район-субъект РФ (республика, край, авт.область, область)-регион. Победители региональных слетов-соревнований получили право на участие в финальном Всероссийском слете-соревновании. Финал третьих Всероссийских соревнований состоялся в республике Адыгее 15 июля 1998 г. эти соревнования значительно отличались от всех предыдущих, так как проводились в полевых условиях по расширенной программе. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов подготовки активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Школа же основное внимание уделяет обучению, а не развитию и воспитанию; она не учит принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. При должной организации подготовка к соревнованию Школа безопасности может стать развивающей и воспитывающей, поскольку она организует деятельность ребят, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников в условиях и ситуациях, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах. Как работаем мы – у меня кружок Туристический, КТП больше направлено на туристическую работу. Сидящие в зале преподаватели либо ведут также туристический кружок, либо вообще просто курируют направление (отвечают за команду). Мне детям на занятиях часто приходится разъяснять, чем отличается соревнование по туризму от соревнований по Школе безопасности Немного о климатических условиях: очень мало времени на проведение практических занятий на воздухе, где можно детям дать навыки дежурства, заготовки дров, вообще в обслуживании себя на должном уровне. Не умеют умываться, готовить пищу на костре, строить навесы, сушилки, заготавливать дрова – а ведь надо еще и соревноваться. Считаю, что организация быта в полевых условиях самый главный вид соревнования. Если дети самостоятельно будут уметь выполнять функции дежурного по лагерю, кострового, повара и т.д. – делать свои обязанности не из под палки, самостоятельно, осознанно, - с такой командой можно многого добиться На окружных соревнованиях, после прохождения мандатной комиссии, самостоятельно устанавливают лагерь за определенное время (палатки и отбиваются спать). Затем, за следующее определенное время устанавливают костровую зону (отражатели обязательно), зону сушки дров, сушки одежды, зону для питания и производят заготовку дров на определенное количество готовок и все это строго отсуживается бригадой судей по быту. Причем никаких подсказок допускать нельзя. А погодные условия оставляют желать лучшего (редко бывает солнце), в основном зябко и сыро. Работу с топором, старшая возрастная группа, производит под присмотром преподавателя, а в младшей возрастной группе преподаватель работает сам. Исходя из этого, задачами движения Школа безопасности должны являться: Создание условий для развития личностных и командных качеств детей. Психологи утверждают, что в каждом возрасте есть свой ведущий тип психической деятельности, определяющий полноценное развитие личности в данном возрасте. Для подростков ведущим типом психической деятельности является общественно-полезная деятельность (ОПД). Это неспециализированный, безвозмездный труд для других людей. Имеющий общественное признание; результаты его должны быть сразу видны – первой задачей руководителя становится поиск и обеспечение ребят ОПД. 2. Создание демократического коллектива в ходе общественнополезной деятельности, обеспечивающего условия для нормального общения детей. Общение, наряду с общественнополезной деятельностью, является не менее важным фактором нормального психического развития детей. Если в ходе ОПД подросток удовлетворяет ведущую возрастную потребность в самоутверждении, то общение обеспечивает стабилизации психики и обучение формам поведения и нормам. Принятым в обществе для удовлетворения духовных потребностей. 3. Обучение туристическим навыкам, приближенным к соревнованию Школа безопасности - от умения преодолевать трудности походной жизни до умения принимать решение и нести за него реальную ответственность перед товарищами, что является фактором формирования характера личности и гражданина. Предлагаю: каждого присутствующего руководителя устроить педагогом –дополнительного образования Лянторского центра детского творчества, в качестве руководителя школьной команды Школа безопасности; всем командам вступить в зональный туристический клуб под кураторством Кизиченко Ю. В.; обсудить и разработать план проведения зональных соревнований Школа безопасности и проводить эти соревнования под контролем районного отдела образования (примером может послужить отделение национальных видов спорта во главе Рабий Г.А.) По поводу сборной команды: не совсем уверен, что эта идея пойдет в реальную жизнь – очень много играет психологический фактор детей, хотя многие команды участвующие в окружных соревнованиях Школа безопасности, представляют себя либо патриотические или туристические клубы. Для детей очень мало, практически нет соревновании в зимний период времени, вывезти детей в другой регион – нет денег. Бивак (бивуак) – место размещения (стоянки) туристической группы для ночлега или отдыха. Дежурство – выполнение по очереди какой-либо временной работы (задания, наряда) всеми участниками похода по заранее назначенному графику (дежурный по лагерю, дежурный костровой, повар, проводник и т.д) 2.Снаряжение участников и техника безопасности при проведении соревнований. Индивидуальная страховочная система (ИСС)- индивидуальное снаряжение верхолаза, состоящее из верхней обвязки (грудной пояс наплечными лямками) обвязки и нижней (беседки - набедренный пояс с лямками, охватывающими бедра), сблокированных в одну систему отрезком веревки толщиной не менее 10 мм. И предназначенная для исключения опасных нагрузок на организм человека во время срыва или движения по веревкам. Карабин – это разъемное приспособительное устройство особой конструкции из прочного металла овальной, треугольной, трапециевидной и другой формы. Используется как элемент крепления для быстрого соединения веревок с другими элементами снаряжения, при страховке, организации перил, а также в качестве блока , тормозного устройства и т.д. Обвязка страховочная – система из прочных страховочных лент или веревок, плотно облегающих туловище. Старшая возрастная группа, принимающая участие в соревнованиях Школа безопасности на 2010 год – участники до 16 лет рожденные с 10 августа 1994 г. по 09 августа 1996 г. Ответственность за безопасность участников во время от старта до финиша отдельных видов соревнований возлагается на судейскую коллегию 3.Ориентирование на местности. 1. Техника спортивного ориентирования. К технике спортивного ориентирования относятся приемы и методы чтения карты, работы с компасом и картой, измерения расстояний с целью определения местоположения или передвижения в заданную точку местности в условиях дефицита времени. Поскольку результат спортсмена зависит от скорости передвижения по трассе, быстрота и точность выполнения приемов имеют первостепенное значение. 2. Чтение карты. Умение быстро читать и правильно понимать карту в условиях бега по пересеченной местности - сложный технический навык. Его развитие и совершенствование занимают значительную долю времени в технической подготовке и продолжаются на протяжении всей спортивной деятельности. Что значит читать карту? Коротко на этот вопрос можно ответить так: знать все условные знаки, определять по карте общую характеристику местности, представлять пространственные соотношения ее частей и элементов, воссоздавать в виде образа относительно подробную картину местности по условным знакам. Цель обучения чтению карты - четкое умение представлять реальную местность по ее изображению условными знаками, и наоборот - мысленное создание образа карты в результате наблюдения того или иного участка местности. Условные знаки - своеобразная азбука, с помощью которой написана (вернее, нарисована) карта. Поэтому первое, что необходимо начинающему спортсмену, - это выучить условные знаки и уметь быстро и правильно пользоваться ими, т.е. узнавать их на карте, понимать, что они изображают, и рисовать самому. Все знаки спортивных карт, разделены на пять групп: 1) рельеф местности, 2) скалы и камни, 3) гидрография и болота, 4) растительность, 5) искусственные сооружения. Есть еще одна неофициальная, но часто используемая на практике, классификация объектов на местности. Спортсмены делят ориентиры на точечные, линейные и площадные, т.е. по принадлежности и удобству опознавания их на местности. К точечным, относятся объекты, которые на карте изображают внемасштабными условными знаками (например, камни, ямы, колодцы, вышки, отдельные группы деревьев и т.п.). Линейные ориентиры имеют значительную протяженность, которая существенно превышает их ширину. К линейным ориентирам относятся- дороги, тропы, просеки, ручьи, реки, границы угодий, ограды, насыпи и т.п.. Пересечение или развилка двух линейных ориентиров дает один точечный, например перекресток дорог. Площадные ориентиры имеют отчетливо выраженную длину и ширину. Их границы или контур с высокой точностью изображаются на карте. К площадным ориентирам относят поляны, поля, озера, посадки леса, населенные пункты. Естественно, что в зависимости от масштаба карты некоторые объекты по этой классификации могут быть отнесены иногда к одной, а иногда к другой группе. Все многообразие объектов на местности выражают на спортивных картах шестью цветами. Черный - искусственные сооружения, границы лесных и полевых угодий, а также наиболее важные детали рельефа: скалы, камни, скальные воронки. Голубой - вода и болота. Коричневый - формы рельефа. Желтый - открытые и полуоткрытые участки поверхности земли с хорошей видимостью. Белый - лес, который не представляет собой преград для бега. Зеленый - лесные заросли, которые существенно снижают скорость бега. Еще одним, седьмым, цветом - фиолетовым или красным - на карту наносят запрещающие знаки и обозначения дистанции: контрольные пункты, старт, финиш. При чтении карты наиболее сложно воспринимается рельеф местности, поскольку необходим переход от плоского к пространственному расположению объектов. Требуется развитое воображение, объемно-пространственное восприятие местности, чтобы из сочетания линий на карте воссоздать реальный рельеф (форма земной поверхности) того или иного участка. Понять рисунок начерченный горизонталями (сомкнутые кривые линии, соответствующие постоянным высотам участков местности над уровнем моря), будет проще с помощью такого примера. Представьте, что вся местность залита водой. Затем уровень воды начал падать, причем ступеньками. Спустя некоторое время на поверхности покажутся самые высокие вершины гор, холмов, образуя острова. Когда уровень воды понизится еще, острова станут выше и больше, а на их склонах обнажатся выступы и лощины и т.п. Формы таких береговых линий, нарисованных водой через одинаковые ступени (высота ступени называется высотой сечения рельефа), и есть формы горизонталей. Отсюда понятно, почему горизонтали не могут ни пересекаться между собой, ни исчезать, ни появляться вновь - береговая линия всегда горизонтальна и непрерывна, и один ее уровень не может пересекаться с другими. Теперь уже несложно понять, почему крутой склон обозначается густым скоплением горизонталей, а пологий - более редким. Короткие штрихи (бергштрихи) поперек горизонталей показывают, куда течет вода, и таким образом поясняют, что нарисовано - гора или котловина, хребет или лощина. Задачи и упражнения к разделу Чтение карты 1. Нарисуйте цветными карандашами в свободных местах на картинках условные знаки, с помощью которых эти объекты изображают на спортивных картах. 2. Найдите на карте и зарисуйте наибольшее количество различных условных знаков за 5 минут. Кто больше? 3. Среди 15 участков спортивных карт, представленных на рисунке а) найдите три, соответствующих рисунку б). 3. Измерение расстояний. Во время тренировок и соревнований спортсмен-ориентировщик непрерывно сталкивается с необходимостью измерять или приблизительно оценивать расстояния как на карте, так и на местности. Основных способов измерения расстояний на карте - два: по линейки и глазомерно; а на местности - три: глазомерно, подсчетом шагов и по времени движения. Самые точные методы контроля - счет шагов и измерение линейкой. Менее точен, хотя чрезвычайно быстр, а зачастую единственно возможен глазомерный способ оценки. Измерение расстояния на карте или на местности обретают практический смысл только в том случае, если спортсмен знает масштаб карты и умеет им пользоваться. При контроле расстояния путем счета шагов и по времени движения, несмотря на высокую точность, которая может быть достигнута при измерении расстояний на местности, этот метод во время прохождения дистанций все же вызывает затруднения в связи с загрузкой мозга непрерывным счетом, необходимостью запоминать точки начала счета. Сбой в счете может произойти из-за неожиданных препятствий на дистанции, действий соперников, непроизвольных переключений внимания. В настоящее время при наличии точных и подробных спортивных карт мастера спортивного ориентирования считают шаги или пользуются часами только на наиболее сложных участках трассы, а так же вблизи КП. Многолетняя практика вырабатывает у спортсмена чувство расстояния, которое основано на учете интенсивности работы. Ориентировщик должен сознательно приучать себя чувствовать пройденное расстояние при беге слабой, средней, сильной и предельной интенсивности и проверять себя с помощью контрольных прикидок на мерных отрезках. Глазомерный метод дает гораздо большую информацию о местности и карте, чем прямые замеры шагами и линейкой, так как невозможно измерить все промежуточные расстояния между объектами, которые могут послужить опорными или дополнительными ориентирами. Это одновременно и единственный способ оценить взаимное расположение и размеры объектов. Без умения глазомерно отложить на! карте отрезки заданной длины нельзя обойтись зимой, когда во время соревнований нужно прокладывать на карте пройденный путь. Этот навык относится к числу весьма сложных, так как на точность замера влияет много дополнительных факторов: погода, уклон местности, направление света, физическое и эмоциональное состояние спортсмена, просматриваемость местности и т.д. Поэтому навык , необходимо развивать и регулярно закреплять. Задачи и упражнения к разделу Измерение расстояний 1. От исходной точки в направлении стрелки отложите глазомерно на листе нелинованной бумаги отрезки длиной 16,31,1,7,18,27,9,13,4,39 мм. Прежде чем отложить очередной отрезок, прикройте предыдущие. 2. Определите на глаз расстояние между всеми КП. 3. Выберите на глаз на рисунке наиболее короткий маршрут по дорогам, тропам, просекам между КП 1-2 и проверьте результат измерениями линейкой (или с помощью полоски бумаги). 4. Определение и контроль направлений. Для спортсмена-ориентировцика карта и компас неотделимы друг от друга. Без компаса карта иногда превращается в простой лист бумаги. При малейшей возможности спортсмен, владеющий компасом, смело направляется вперед по кратчайшему пути - по азимуту (угол между магнитным меридианом и направлением на искомую точку, отсчитанный по часовой стрелке). Чтобы определить направление движения на местности между двумя точками на карте, например между стартом и КП 1, нужно выполнить следующие операции при использовании спортивного компаса: А) совместить край планки компаса с точками Старт -КП-1; Б) повернуть колбу компаса так, чтобы светящиеся двойные риски на дне ее смотрели на север карты; В) поворачиваясь на месте, держа компас горизонтально, до тех пор, пока северный конец стрелки не совместится с двойной риской на дне колбы. Мысленно продлить направление вдоль платины компаса и засечь ориентир на местности, который будет служить первой промежуточной точкой при азимутном движении к КП-1. В качестве азимута необходимо брать более крупные надежные привязки. При движении по дистанции возникает ряд ситуаций, когда точный азимутный бег можно с целью экономии времени и без ущерба для надежности заменить грубым, приблизительным, ориентированием. При этом компас используется редко и в основном для ориентирования карты. Подобное возможно в следующих случаях: при выходе на крупный и однозначный опорный ориентир (вырубка, просека, поле, поляна, река, дорога), при беге в мешок, когда впереди пересекаются два линейных ориентира, а так же при наличии по пути движения достаточного количества заметных попутных ориентиров, направленных к КП. Задачи и упражнения к разделу Определение и контроль направления 1. Определите азимуты со старта на все КП, представленные на рисунке. 2. Пройдите дистанцию по белой карте. 3. Какая из четырех схематических карт на рисунке, правильно сориентирована относительно панорамного рисунка местности? 5.Развитие наблюдательности и памяти. Специфика спортивного ориентирования состоит в том, что спортсмен на дистанции не может постоянно работать с картой. Чем меньше он обращается к ней, тем выше скорость его продвижения и больше возможностей для решения других технико-тактических задач. Это и определяет смысл развития наблюдательности и специальной памяти. Для тренировки техники спортивного ориентирования несомненную пользу в развитии наблюдательности приносят упражнения с лабиринтами. Естественно, ориентировщики не должны пользоваться ручками и карандашами, а прослеживать путь лишь визуально. Полезное и увлекательное упражнение – складывание разрезанных карт на время. В практике спортивного ориентирования главная цель работы с картой состоит в оценке и выборе путей движения между КП. На этой основе возникают и решаются все остальные технико-тактические задачи по преодолению маршрута, что невозможно сделать быстро и правильно, если не развивать способность ориентировщика устанавливать смысловые логические связи при запоминании карты и местности. Необходимо учиться быстро и точно улавливать надежность опознавания тех или иных ориентиров, понимать рисунок трассы и специфические трудности ее преодоления. К примеру, при выборе опорных ориентиров важно сначала выделить наиболее существенные их них, установить связь между ними, оценить их с точки зрения надежности и быстроты выхода к намеченной точке, а в районе КП вновь вернуться к тщательному чтению и анализу карты. Задачи и упражнения к разделу Развитие наблюдательности и памяти 1. Найдите участки местности, представленной на рисунке в первом ряду, в трех последующих. 2. Проследите глазами, в какой клеточке справа заканчивается каждая из линий четырех лабиринтов, и впишите в нее номер линии. 3. Отыщите, за минимальное время, на карте места расположения КП показанных справа на фрагментах карты. Семинар – практикум для педагогов, курирующих работу по организации практической деятельности движения Школа безопасности 1.Организация быта в полевых условиях: Историческая справка: для активизации внедрения курса ОБЖ в программу школы и его эффективного усвоения, были внесены соревнования Школа безопасности. С этой целью два самых заинтересованных министерства: Минобразования России и МЧС России выступили в 1994 г. инициаторами проведения эксперимента по созданию Всероссийского движения учащихся Школа безопасности. Слет-соревнование Школа безопасности перерос во всероссийский 30 мая 1995 г. в Туле, где собрались 27 команд из 18 областей России. Второй всероссийский слет-соревнование состоялся 3 июня 1996 г. во Пскове. Порядок его проведения предусматривал проведение слетов-соревнований по вертикали: школа-город; район-субъект РФ (республика, край, авт.область, область)-регион. Победители региональных слетов-соревнований получили право на участие в финальном Всероссийском слете-соревновании. Финал третьих Всероссийских соревнований состоялся в республике Адыгее 15 июля 1998 г. эти соревнования значительно отличались от всех предыдущих, так как проводились в полевых условиях по расширенной программе. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов подготовки активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Школа же основное внимание уделяет обучению, а не развитию и воспитанию; она не учит принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. При должной организации подготовка к соревнованию Школа безопасности может стать развивающей и воспитывающей, поскольку она организует деятельность ребят, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников в условиях и ситуациях, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах. Как работаем мы – у меня кружок Туристический, КТП больше направлено на туристическую работу. Сидящие в зале преподаватели либо ведут также туристический кружок, либо вообще просто курируют направление (отвечают за команду). Мне детям на занятиях часто приходится разъяснять, чем отличается соревнование по туризму от соревнований по Школе безопасности Немного о климатических условиях: очень мало времени на проведение практических занятий на воздухе, где можно детям дать навыки дежурства, заготовки дров, вообще в обслуживании себя на должном уровне. Не умеют умываться, готовить пищу на костре, строить навесы, сушилки, заготавливать дрова – а ведь надо еще и соревноваться. Считаю, что организация быта в полевых условиях самый главный вид соревнования. Если дети самостоятельно будут уметь выполнять функции дежурного по лагерю, кострового, повара и т.д. – делать свои обязанности не из под палки, самостоятельно, осознанно, - с такой командой можно многого добиться На окружных соревнованиях, после прохождения мандатной комиссии, самостоятельно устанавливают лагерь за определенное время (палатки и отбиваются спать). Затем, за следующее определенное время устанавливают костровую зону (отражатели обязательно), зону сушки дров, сушки одежды, зону для питания и производят заготовку дров на определенное количество готовок и все это строго отсуживается бригадой судей по быту. Причем никаких подсказок допускать нельзя. А погодные условия оставляют желать лучшего (редко бывает солнце), в основном зябко и сыро. Работу с топором, старшая возрастная группа, производит под присмотром преподавателя, а в младшей возрастной группе преподаватель работает сам. Исходя из этого, задачами движения Школа безопасности должны являться: Создание условий для развития личностных и командных качеств детей. Психологи утверждают, что в каждом возрасте есть свой ведущий тип психической деятельности, определяющий полноценное развитие личности в данном возрасте. Для подростков ведущим типом психической деятельности является общественно-полезная деятельность (ОПД). Это неспециализированный, безвозмездный труд для других людей. Имеющий общественное признание; результаты его должны быть сразу видны – первой задачей руководителя становится поиск и обеспечение ребят ОПД. 2. Создание демократического коллектива в ходе общественнополезной деятельности, обеспечивающего условия для нормального общения детей. Общение, наряду с общественнополезной деятельностью, является не менее важным фактором нормального психического развития детей. Если в ходе ОПД подросток удовлетворяет ведущую возрастную потребность в самоутверждении, то общение обеспечивает стабилизации психики и обучение формам поведения и нормам. Принятым в обществе для удовлетворения духовных потребностей. 3. Обучение туристическим навыкам, приближенным к соревнованию Школа безопасности - от умения преодолевать трудности походной жизни до умения принимать решение и нести за него реальную ответственность перед товарищами, что является фактором формирования характера личности и гражданина. Предлагаю: каждого присутствующего руководителя устроить педагогом –дополнительного образования Лянторского центра детского творчества, в качестве руководителя школьной команды Школа безопасности; всем командам вступить в зональный туристический клуб под кураторством Кизиченко Ю. В.; обсудить и разработать план проведения зональных соревнований Школа безопасности и проводить эти соревнования под контролем районного отдела образования (примером может послужить отделение национальных видов спорта во главе Рабий Г.А.) По поводу сборной команды: не совсем уверен, что эта идея пойдет в реальную жизнь – очень много играет психологический фактор детей, хотя многие команды участвующие в окружных соревнованиях Школа безопасности, представляют себя либо патриотические или туристические клубы. Для детей очень мало, практически нет соревновании в зимний период времени, вывезти детей в другой регион – нет денег. Бивак (бивуак) – место размещения (стоянки) туристической группы для ночлега или отдыха. Дежурство – выполнение по очереди какой-либо временной работы (задания, наряда) всеми участниками похода по заранее назначенному графику (дежурный по лагерю, дежурный костровой, повар, проводник и т.д) 2.Снаряжение участников и техника безопасности при проведении соревнований. Индивидуальная страховочная система (ИСС)- индивидуальное снаряжение верхолаза, состоящее из верхней обвязки (грудной пояс наплечными лямками) обвязки и нижней (беседки - набедренный пояс с лямками, охватывающими бедра), сблокированных в одну систему отрезком веревки толщиной не менее 10 мм. И предназначенная для исключения опасных нагрузок на организм человека во время срыва или движения по веревкам. Карабин – это разъемное приспособительное устройство особой конструкции из прочного металла овальной, треугольной, трапециевидной и другой формы. Используется как элемент крепления для быстрого соединения веревок с другими элементами снаряжения, при страховке, организации перил, а также в качестве блока , тормозного устройства и т.д. Обвязка страховочная – система из прочных страховочных лент или веревок, плотно облегающих туловище. Старшая возрастная группа, принимающая участие в соревнованиях Школа безопасности на 2010 год – участники до 16 лет рожденные с 10 августа 1994 г. по 09 августа 1996 г. Ответственность за безопасность участников во время от старта до финиша отдельных видов соревнований возлагается на судейскую коллегию 3.Ориентирование на местности. 1. Техника спортивного ориентирования. К технике спортивного ориентирования относятся приемы и методы чтения карты, работы с компасом и картой, измерения расстояний с целью определения местоположения или передвижения в заданную точку местности в условиях дефицита времени. Поскольку результат спортсмена зависит от скорости передвижения по трассе, быстрота и точность выполнения приемов имеют первостепенное значение. 2. Чтение карты. Умение быстро читать и правильно понимать карту в условиях бега по пересеченной местности - сложный технический навык. Его развитие и совершенствование занимают значительную долю времени в технической подготовке и продолжаются на протяжении всей спортивной деятельности. Что значит читать карту? Коротко на этот вопрос можно ответить так: знать все условные знаки, определять по карте общую характеристику местности, представлять пространственные соотношения ее частей и элементов, воссоздавать в виде образа относительно подробную картину местности по условным знакам. Цель обучения чтению карты - четкое умение представлять реальную местность по ее изображению условными знаками, и наоборот - мысленное создание образа карты в результате наблюдения того или иного участка местности. Условные знаки - своеобразная азбука, с помощью которой написана (вернее, нарисована) карта. Поэтому первое, что необходимо начинающему спортсмену, - это выучить условные знаки и уметь быстро и правильно пользоваться ими, т.е. узнавать их на карте, понимать, что они изображают, и рисовать самому. Все знаки спортивных карт, разделены на пять групп: 1) рельеф местности, 2) скалы и камни, 3) гидрография и болота, 4) растительность, 5) искусственные сооружения. Есть еще одна неофициальная, но часто используемая на практике, классификация объектов на местности. Спортсмены делят ориентиры на точечные, линейные и площадные, т.е. по принадлежности и удобству опознавания их на местности. К точечным, относятся объекты, которые на карте изображают внемасштабными условными знаками (например, камни, ямы, колодцы, вышки, отдельные группы деревьев и т.п.). Линейные ориентиры имеют значительную протяженность, которая существенно превышает их ширину. К линейным ориентирам относятся- дороги, тропы, просеки, ручьи, реки, границы угодий, ограды, насыпи и т.п.. Пересечение или развилка двух линейных ориентиров дает один точечный, например перекресток дорог. Площадные ориентиры имеют отчетливо выраженную длину и ширину. Их границы или контур с высокой точностью изображаются на карте. К площадным ориентирам относят поляны, поля, озера, посадки леса, населенные пункты. Естественно, что в зависимости от масштаба карты некоторые объекты по этой классификации могут быть отнесены иногда к одной, а иногда к другой группе. Все многообразие объектов на местности выражают на спортивных картах шестью цветами. Черный - искусственные сооружения, границы лесных и полевых угодий, а также наиболее важные детали рельефа: скалы, камни, скальные воронки. Голубой - вода и болота. Коричневый - формы рельефа. Желтый - открытые и полуоткрытые участки поверхности земли с хорошей видимостью. Белый - лес, который не представляет собой преград для бега. Зеленый - лесные заросли, которые существенно снижают скорость бега. Еще одним, седьмым, цветом - фиолетовым или красным - на карту наносят запрещающие знаки и обозначения дистанции: контрольные пункты, старт, финиш. При чтении карты наиболее сложно воспринимается рельеф местности, поскольку необходим переход от плоского к пространственному расположению объектов. Требуется развитое воображение, объемно-пространственное восприятие местности, чтобы из сочетания линий на карте воссоздать реальный рельеф (форма земной поверхности) того или иного участка. Понять рисунок начерченный горизонталями (сомкнутые кривые линии, соответствующие постоянным высотам участков местности над уровнем моря), будет проще с помощью такого примера. Представьте, что вся местность залита водой. Затем уровень воды начал падать, причем ступеньками. Спустя некоторое время на поверхности покажутся самые высокие вершины гор, холмов, образуя острова. Когда уровень воды понизится еще, острова станут выше и больше, а на их склонах обнажатся выступы и лощины и т.п. Формы таких береговых линий, нарисованных водой через одинаковые ступени (высота ступени называется высотой сечения рельефа), и есть формы горизонталей. Отсюда понятно, почему горизонтали не могут ни пересекаться между собой, ни исчезать, ни появляться вновь - береговая линия всегда горизонтальна и непрерывна, и один ее уровень не может пересекаться с другими. Теперь уже несложно понять, почему крутой склон обозначается густым скоплением горизонталей, а пологий - более редким. Короткие штрихи (бергштрихи) поперек горизонталей показывают, куда течет вода, и таким образом поясняют, что нарисовано - гора или котловина, хребет или лощина. Задачи и упражнения к разделу Чтение карты 1. Нарисуйте цветными карандашами в свободных местах на картинках условные знаки, с помощью которых эти объекты изображают на спортивных картах. 2. Найдите на карте и зарисуйте наибольшее количество различных условных знаков за 5 минут. Кто больше? 3. Среди 15 участков спортивных карт, представленных на рисунке а) найдите три, соответствующих рисунку б). 3. Измерение расстояний. Во время тренировок и соревнований спортсмен-ориентировщик непрерывно сталкивается с необходимостью измерять или приблизительно оценивать расстояния как на карте, так и на местности. Основных способов измерения расстояний на карте - два: по линейки и глазомерно; а на местности - три: глазомерно, подсчетом шагов и по времени движения. Самые точные методы контроля - счет шагов и измерение линейкой. Менее точен, хотя чрезвычайно быстр, а зачастую единственно возможен глазомерный способ оценки. Измерение расстояния на карте или на местности обретают практический смысл только в том случае, если спортсмен знает масштаб карты и умеет им пользоваться. При контроле расстояния путем счета шагов и по времени движения, несмотря на высокую точность, которая может быть достигнута при измерении расстояний на местности, этот метод во время прохождения дистанций все же вызывает затруднения в связи с загрузкой мозга непрерывным счетом, необходимостью запоминать точки начала счета. Сбой в счете может произойти из-за неожиданных препятствий на дистанции, действий соперников, непроизвольных переключений внимания. В настоящее время при наличии точных и подробных спортивных карт мастера спортивного ориентирования считают шаги или пользуются часами только на наиболее сложных участках трассы, а так же вблизи КП. Многолетняя практика вырабатывает у спортсмена чувство расстояния, которое основано на учете интенсивности работы. Ориентировщик должен сознательно приучать себя чувствовать пройденное расстояние при беге слабой, средней, сильной и предельной интенсивности и проверять себя с помощью контрольных прикидок на мерных отрезках. Глазомерный метод дает гораздо большую информацию о местности и карте, чем прямые замеры шагами и линейкой, так как невозможно измерить все промежуточные расстояния между объектами, которые могут послужить опорными или дополнительными ориентирами. Это одновременно и единственный способ оценить взаимное расположение и размеры объектов. Без умения глазомерно отложить на! карте отрезки заданной длины нельзя обойтись зимой, когда во время соревнований нужно прокладывать на карте пройденный путь. Этот навык относится к числу весьма сложных, так как на точность замера влияет много дополнительных факторов: погода, уклон местности, направление света, физическое и эмоциональное состояние спортсмена, просматриваемость местности и т.д. Поэтому навык , необходимо развивать и регулярно закреплять. Задачи и упражнения к разделу Измерение расстояний 1. От исходной точки в направлении стрелки отложите глазомерно на листе нелинованной бумаги отрезки длиной 16,31,1,7,18,27,9,13,4,39 мм. Прежде чем отложить очередной отрезок, прикройте предыдущие. 2. Определите на глаз расстояние между всеми КП. 3. Выберите на глаз на рисунке наиболее короткий маршрут по дорогам, тропам, просекам между КП 1-2 и проверьте результат измерениями линейкой (или с помощью полоски бумаги). 4. Определение и контроль направлений. Для спортсмена-ориентировцика карта и компас неотделимы друг от друга. Без компаса карта иногда превращается в простой лист бумаги. При малейшей возможности спортсмен, владеющий компасом, смело направляется вперед по кратчайшему пути - по азимуту (угол между магнитным меридианом и направлением на искомую точку, отсчитанный по часовой стрелке). Чтобы определить направление движения на местности между двумя точками на карте, например между стартом и КП 1, нужно выполнить следующие операции при использовании спортивного компаса: А) совместить край планки компаса с точками Старт -КП-1; Б) повернуть колбу компаса так, чтобы светящиеся двойные риски на дне ее смотрели на север карты; В) поворачиваясь на месте, держа компас горизонтально, до тех пор, пока северный конец стрелки не совместится с двойной риской на дне колбы. Мысленно продлить направление вдоль платины компаса и засечь ориентир на местности, который будет служить первой промежуточной точкой при азимутном движении к КП-1. В качестве азимута необходимо брать более крупные надежные привязки. При движении по дистанции возникает ряд ситуаций, когда точный азимутный бег можно с целью экономии времени и без ущерба для надежности заменить грубым, приблизительным, ориентированием. При этом компас используется редко и в основном для ориентирования карты. Подобное возможно в следующих случаях: при выходе на крупный и однозначный опорный ориентир (вырубка, просека, поле, поляна, река, дорога), при беге в мешок, когда впереди пересекаются два линейных ориентира, а так же при наличии по пути движения достаточного количества заметных попутных ориентиров, направленных к КП. Задачи и упражнения к разделу Определение и контроль направления 1. Определите азимуты со старта на все КП, представленные на рисунке. 2. Пройдите дистанцию по белой карте. 3. Какая из четырех схематических карт на рисунке, правильно сориентирована относительно панорамного рисунка местности? 5.Развитие наблюдательности и памяти. Специфика спортивного ориентирования состоит в том, что спортсмен на дистанции не может постоянно работать с картой. Чем меньше он обращается к ней, тем выше скорость его продвижения и больше возможностей для решения других технико-тактических задач. Это и определяет смысл развития наблюдательности и специальной памяти. Для тренировки техники спортивного ориентирования несомненную пользу в развитии наблюдательности приносят упражнения с лабиринтами. Естественно, ориентировщики не должны пользоваться ручками и карандашами, а прослеживать путь лишь визуально. Полезное и увлекательное упражнение – складывание разрезанных карт на время. В практике спортивного ориентирования главная цель работы с картой состоит в оценке и выборе путей движения между КП. На этой основе возникают и решаются все остальные технико-тактические задачи по преодолению маршрута, что невозможно сделать быстро и правильно, если не развивать способность ориентировщика устанавливать смысловые логические связи при запоминании карты и местности. Необходимо учиться быстро и точно улавливать надежность опознавания тех или иных ориентиров, понимать рисунок трассы и специфические трудности ее преодоления. К примеру, при выборе опорных ориентиров важно сначала выделить наиболее существенные их них, установить связь между ними, оценить их с точки зрения надежности и быстроты выхода к намеченной точке, а в районе КП вновь вернуться к тщательному чтению и анализу карты. Задачи и упражнения к разделу Развитие наблюдательности и памяти 1. Найдите участки местности, представленной на рисунке в первом ряду, в трех последующих. 2. Проследите глазами, в какой клеточке справа заканчивается каждая из линий четырех лабиринтов, и впишите в нее номер линии. 3. Отыщите, за минимальное время, на карте места расположения КП показанных справа на фрагментах карты.
  • Методические указания по изучению дисциплины Безопасность жизнедеятельности для обучающихся 2-3 курса всех специальностей Методические указания по изучению дисциплины Безопасность жизнедеятельности Методические указания по изучению дисциплины Безопасность жизнедеятельности предназначены для обучающихся 1 курса всех специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Методические указания по изучению дисциплины – представляют собой рекомендации и разъяснения, позволяющие обучающимся оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисцип...
  • Учебно-методическое пособие БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАКТИКУМГренц В.И., Плотникова М.В., Сазанова Т.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 117 с. Практикум предназначен для студентов всех направлений и специальностей очной и заочной форм обучения. Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования по дисциплине и содержит практические задания, задания для контроля, спи...
  • Учебное пособие по изучению дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИМетодическое пособие подготовлено в помощь студентам изучающим курсБезопасность жизнедеятельности. В издании содержатся основные понятиякурса, тематика семинаров, темы рефератов, задание на контрольную работу,вопросы к зачету и рекомендуемая литература. Характерные системы человек – среда обитания. Производственная,городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средойобитания.Охрана труда и основные требования по обеспечению безоп...
  • Перспективный план по валеологииДанный материал содержит игры, беседы с детьми старшего дошкольного возраста, который можно использовать в работе в течение всего учебного года в первую и вторую половину дня. Цель данного материала: формирование, углубление, закрепление знаний детей - о строении своего организма;- о профилактике заболеваний; - о способах организации своей жизни; - о режиме дня дома и в д/саду; - о способах отдыха;- о факторах, влияющих на самочувствие и здоровьесбережение. Будет полезен педагогам детского сада.
  • 24 ИЮНЯ 1945 ГОДА - ПАРАД ПОБЕДЫ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИПЛАН проведения занятия с кадетами Тема: 24 ИЮНЯ 1945 ГОДА - ПАРАД ПОБЕДЫ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ. Воспитaтельные цели: - воспитaть у кaдет гордость за нашу армию, армию – защитника и победителя; - формировaть у них чувство любви и предaнности Родине, гордость зa принaдлежность к великому российскому нaроду. Учебные цели: - рассказать кадетам о Параде Победы 1945 года. Время: 1 час Место проведения: учебный класс 24 июня 1945 г., на Красной площади в Москве состоялся Парад П...
  • ГЕРОИЧЕСКAЯ ЛЕТОПИСЬ ВС РФ (ДНИ ВОИНСКОЙ СЛAВЫ РОССИИ)ПЛAН-КОНСПЕКТ проведения зaнятия с кaдетaми Темa: ГЕРОИЧЕСКAЯ ЛЕТОПИСЬ ВС РФ (ДНИ ВОИНСКОЙ СЛAВЫ РОССИИ) Воспитaтельные цели: - формировaть у кaдет пaтриотизм; - воспитывaть чувство гордости зa нaшу Aрмию и Вооруженные силы. Учебные цели: - рaскрыть исторические источники боевых кaчеств российских воинов; - нa ярких и убедительных примерaх из жизни Вооруженных Сил Российской Федерaции покaзaть, то пaтриотизм и героизм являются нормой поведени... [1] Турецкaя эскaдрa нaсчитывaлa около 50 судов, в том числе 14 линейных корaблей и 8 линейных фрегaтов. В ходе срaжения 2 линейных корaбля было уничтожено, 4 взято в плен, остaльные поспешно отошли к Босфору. Турки потеряли свыше 2 тыс. человек, в том числе более 700 пленными. Русский флот не имел потерь в корaблях, погиб 21 человек и 25 были рaнены. [2] В ходе Синопского морского срaжения 1 декaбря 1853 годa турки потеряли 15 из 16 корaблей и свыше 3 тыс. человек убитыми и рaнеными; в плен бы...
  • ЗAЩИТA ОТЕЧЕСТВA, СЛУЖБA В ВООРУЖЕННЫХ СИЛAХ – ДОЛГ И ОБЯЗAННОСТЬ ГРAЖДAНИНA РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРAЦИИПЛAН-КОНСПЕКТ проведения зaнятия с кaдетaми Темa: ЗAЩИТA ОТЕЧЕСТВA, СЛУЖБA В ВООРУЖЕННЫХ СИЛAХ – ДОЛГ И ОБЯЗAННОСТЬ ГРAЖДAНИНA РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРAЦИИ Воспитaтельные цели: - воспитaть у кaдет готовность к зaщите и сaмоотверженному служению Отечеству; - формировaть у них чувство любви и предaнности к Вооруженным силaм. Учебные цели: - ознaкомить кaдет с понятиями о долге и предaнности Родине, a тaкже с содержaнием Зaконов Российской Федерaции О во­инской обязaнности и военной службе...
  • Влияние телевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольниковОценка содержания компьютерной программы1. Прежде чем предлагать компьютерную программу ребенку, просмотрите ее сами. Ознакомьтесь с правилами, заданиями, инструкциями и возможностями программы. Убедитесь, что она корректно работает, в ней нет ошибок, технических сбоев. 2. Просматривая содержание, обратите внимание на следующие особенности:а) Сложность предлагаемых заданий и задач должна быть на одном уровне, они все должны быть интеллектуально доступны ребенку по возрасту. Несоответствие сложно...
  • «ПРЕЗИДЕНТ РФ – ВЕРХОВНЫЙ ГЛAВНОКОМAНДУЮЩИЙ ВС РФ»ПЛAН-КОНСПЕКТпроведения зaнятия с кaдетами Темa: ПРЕЗИДЕНТ РФ – ВЕРХОВНЫЙ ГЛAВНОКОМAНДУЮЩИЙ ВС РФ. Воспитaтельные цели:- воспитaть у кaдет готовность к достойному и сaмоотверженному служению Отечеству;- формировaть у них чувство любви и предaнности Родине, гордость зa принaдлежность к великому российскому нaроду.Учебные цели:- ознaкомить кадет с прaвaми и обязaнностями Президентa РФ в облaсти обороны и безопaсности, его полномочиями в сфере упрaвления ВС РФ.Вопросы:1. Общие прaвa...
  • Программа патриотического воспитания ПатриотМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лянторская средняя общеобразовательная школа №5 Военно - патриотическая программа Патриот Авторский коллектив: Осипова Л.Б. - заместитель директора по ВР Кизиченко Ю.В - руководитель кружка Школа безопасности Эмих В.Л. - учитель физического воспитания Сиднев В.А. - учитель ОБЖ Цель Программы: Совершенствование системы дополнительного образования детей, повышение качества содержания работы по патриотическому воспитанию подрастающего п... № п/п Наименование предметов Кол-во часов 5 кл 6 кл 7 кл 8 кл 9 кл 1 История Российской армии 17 8 9 - - - 2 Вооруженные силы РФ. 39 - - 8 15 16 3 Тактика 12 - - - 6 6 4 Военно­ специальная подготовка 21 - - - 9 12 5 Огневая подготовка 102 33 23 6 40 - 6 Военная топография 27 13 4 6 4 - 7 Медицинская подготовка 36 12 8 6 5 5 8 Строевая подготовка 35 8 9 5 6 7 9 ОФП 136 34 34 22 23 23 10 Школа безопасности (9 ч. в неделю) 342 Итого: 731 108 87 53 108 69 История Российской Армии. Задачи: Изучение ратной истории Советского Союза и России, жизни военачальников, полководцев, защитников Отечества, деятельности ученых и конструкторов, мастеров культуры и искусства. Изучение истории Вооруженных сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота. Наименование темы Кол-во часов Из них по видам учебных занятий Теоретич. занятия Семинары Групповые занятия Зачеты 7-8 класс 1 .Ратная слава русских дружин и ополчений. 1 1 - - 2 Век русской воинской славы. 2 1 - 1 - 3.Великий год России (1812) 1 1 - - 4. Армия и флот России в войнах XIX - начала XX вв. 2 1 1 - 5 Великая Отечественная война (1941-1945гг). 4 3 - 1 - 6. Сила воинских традиций. 3 3 - - 7. Выдающиеся военные ученые и конструкторы России. 1 1 - - - 8. Армия и культура. 1 1 - - - Итоговое занятие: 2 - - - 2 Всего по предмету: 17 12 - 3 2 Вооруженные силы Российской Федерации. Служба Отечеству. Задачи: Способствует формированию первоначальных знаний, навыков и умений по ряду военных специальностей. Номер и наименование темы Кол-во часов Из них по видам учебных занятий Теоретические занятия Семинары Зачеты 9 класс Тема1 Вооружение и боевая техника Вооруженных Сил РФ 2 2 - - Тема 2 Как научиться героической профессии 2 2 - - Тема 3 Воинская обязанность Т 2 - - Тема 4 Постановка на первоначальный воинский учет 1 - - Тема 5 Размещение и быт военнослужащих 1 - - Итого: 8 6 - 10 класс Тема 1 Оборона государства 1 1 - - Тема 2 Высшие органы управления Вооруженных Сил РФ 2 1 1 - Тема 3 Вооруженные Силы РФ 3 . Тема 4 Военное искусство, его составные части 5 2 1 Тема 5 Краткая характеристика понятий операция, бой, удар, сражение, подразделение, часть. 4 4 - - Итого: 15 10 4 1 11 класс Тема 1 Конституционный долг граждан по обеспечению безопасности государства 2 1 1 - Тема 2 Военная служба и порядок ее прохождения 2 2 - - Тема 3 Профессионально­психологический отбор граждан к военной службе 2 1 1 - Тема 4 Медицинское обследование 1 1 - - Тема 5 Правовой статус военнослужащих 2 1 1 - Тема 6 Патриотизм, верность воинскому долгу, честь солдата 1 1 - - Тема 7 Дисциплинированность - важнейшее качество личности воина. 1 1 - Тема 8 Воинский этикет и культура общения военнослужащих 1 1 - - Тема 9 Военно- учебные заведения 2 2 - - Зачет 2 - - 2 Итого: 16 11 3 2 Итого по курсу: 27 7 3 Общая физическая подготовка. Задачи: 1. Формирование понятия о здоровом образе жизни. 2 Повышение психологической устойчивости и функциональных возможностей всего организма к воздействию неблагоприятных факторов. Развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты, ловкости. Номер, название темы. Количество часов. Из них по видам учебных занятий. Теория. Практика. Зачет. 7-8 класс Тема1 Беседа о Т.Б. на занятиях О.Ф.П. 2 2 - - Тема 2 Беседа о закаливании и сохранении здоровья. 2 2 - - Тема 3 Воспитание выносливости быстроты. Кроссовая подготовка. 2 1 18 1 Тема 4 Воспитание силы и гибкости. Работа на мышцы шеи. 5 - 5 Тема 5 Силовые упражнения для мышц рук. 9 - 8 1 Тема 6 Упражнения на становую тягу спины. 4 - 4 - Тема 7 Циклические упражнения на мышцы живота 8 - 7 1 Тема 8 Силовые упражнения для мышц груди. 4 - 4 - Тема 9 Упражнения на силовую выносливость. 8 - .7 1 Тема 10 Воспитание ловкости. Подвижные и спортивные игры. 6 1 5 - Итого в учебном году: 68 6 58 4 9-11 класс Тема 1 Беседа о Т. Б. на занятиях О.Ф.П. 2 2 - - Тема 2 Беседа о закаливании и сохранении здоровья. 2 2 - - Тема 3 Воспитание выносливости быстроты. Кроссовая подготовка. 20 1 18 1 Тема 4. Воспитание силы и гибкости. Работа на мышцы шеи. 2 - 2 - Тема 5 Силовые упражнения для мышц рук 10 - 9 1 Тема 6 Упражнения на становую тягу спины. 2 - 2 - Тема 7 Циклические упражнения на мышцы живота 10 - 9 1 Тема 8 Силовые упражнения для мышц груди. 2 - 2 - Тема 9 Упражнения на силовую выносливость ног 8 - 7 1 Тема 10 Воспитание ловкости. Подвижные и спортивные игры. 10 1 - Итого в учебном году: 68 6 58 4 Школа безопасности и экологического туризма. Задачи: Формирование навыков здорового образа жизни. Совершенствование практических навыков по гражданской обороне, оказание само - и взаимопомощи, формирование бережного отношения к окружающей природе. Формирование умения ориентирования за компасом, по карте и известным ориентирам. Раздел 1. Местоположение человека 5-10 класс Кол- во часов Теоретические занятия Практические занятия Зачеты Ориентирование на местности 36 6 30. - Здоровье участников 9 3 6 Раздел 2. Жизнеобеспечение человека Добыча огня Разведение костра Личная гигиена Питание Организация навесов, укрытий из подручных средств Специальная подготовка 81 25 56 Раздел 3. Организация первой доврачебной помощи. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему Изготовление носилок Перенос пострадавшего Оказание помощи утопающему 18 6 12 Раздел 4. Преодоление препятствий с помощью и без помощи специального снаряжения Техника пешеходного туризма 99 18 81 Раздел 5. Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера ра Знание костюмов химзащиты ОЗК Устройство противогаза Знание устройства прибора радиационной разведки ДП-5 18 9 9 Знание приемов самообороны Устройство газового пистолета и баллончика Знание правил поведения при захвате группы террористами 9 6 3 Раздел 7. Поисково-спасательные работы Поиск пострадавшего Спасательные работы на воде Безопасность на воде в летнее время и зимой Подача сигналов бедствия 54 18 36 Раздел 8. Автономное существование и выживание Аварийное приземление самолета Поиск и очистка воды Способы дабывания огня без спичек Защита ног в экстримальных ситуациях 18 6 12 Медицинская подготовка Задачи: Формирование качества знаний, навыков и умений по защите здоровья и жизни при воздействии опасных факторов окружающей среды. Снижение травматизма и заболеваемости. Расширение основ медицинских знаний и способов оказания первой медицинской помощи. Номер и наименование темы Кол-во часов Из них по видам учебных занятий Теоретические занятия Групповые занятия Практи­ ческие занятия Зачеты 5 класс Темы ОБЖ, интегрированные в медицинскую подготовку: Тема 1. Первая медицинская помощь при отравлении жидкостями, парами, газами, дымом. 2 2 - - - Тема 2 Средства индивидуального медицинского оснащения. 4 2 - 1 1 Тема 3 Оказание первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях, переломах, ожогах, отравлениях. 5 2 1 1 1 Тема 4 Правила наложения повязок 1 1 Итого: 12 7 1 2 2 6-7 класс Темы ОБЖ, интегрированные в медицинскую подготовку: Тема 1 Травматический шок 2 1 - 1 - Тема 2 Ожоги. Первая медицинская помощь. 3 1 1 Тема 3. Первая помощь при утоплении 2 1 Тема 4. Первая медицинская помощь при поражении аварийно-химически опасными веществами АХОВ 1 1 - - - Итого: 8 4 1 2 1 8-9 класс Тема 1. Первая помощь при отравлении препаратами бытовой химии 2 2 - - - Тема 2 Травма головы, позвоночника и спины 2 1 1 Тема 3 Экстренная реанимационная помощь 2 1 1 Итого: 6 4 - 2 - 10 -11 класс Тема 1. Первая медицинская помощь при травмах опорно­двигательного аппарата и их профилактика 5 2 - 2 1 Тема 2. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности 2 1 - 1 - Тема 3. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза 3 1 - 2 - Итого: 10 5 - 5 1 Итого по курсу: 36 20 2 6 4 Тактическая подготовка. Задачи: Осуществление подготовки молодых людей к действиям в различных видах боя: в обороне, наступлении, разведке; Формирование умения ведения огня из стрелкового оружия. Наименование темы. Кол-во часов. Из них по видам учебных занятий. Теорет. занятия Групповые занятия Военные игры Контрольные занятия. Тактико­ строевые занятия. 10 -11 класс Раздел 1. Основы боевых действий и организация подразделений Тема 1. Понятие о тактике, характеристика и виды современного боя. 1 1 - - - - Тема 2. Маневр подразделений в бою и способы их взаимодействия. 1 1 - - - - Тема 3. Основы ведения обороны и наступления подразделениями 1 1 - - - - Итого: 3 3 - - - - Раздел 2. Действия солдата в бою. Тема 1 Обязанности солдата в бою. 1 1 - - - - Тема 2 2 - - 2 - - Передвижение солдата в бою, преодоление инженерных заграждений. Тема 3. Действия солдата в зоне применения оружия массового поражения. 1 - 1 - - - Тема 4. Выбор позиции для ведения боя. 1 - 1 - - - Итого: 1 2 2 Раздел 3. Основы ведения боевых действий подразделениями Тема 1 Действия солдата в наступлении 2 - 2 - Тема 2 Действия солдата в обороне 2 - - 2 Тема 3 Моторострелковое отделение в наступлении 2 - 2 - - Тема 4 Мотострел­ковое отделение в обороне 2 - - - Тема 5 Разведка. Взвод в разведывательном дозоре 3 - - 2 - 1 Тема 6 Марш и походное охранение 1 2 Итого: 12 2 10 1 Итого по курсу: 12 2 _ 10 1 Военно - специальная подготовка и ГО Задача: 1.Изучение основ поведения и способов защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени (гражданская оборона). Военная топография Задача: 1. Обучение и совершенствование приемов ориентирования на местности по топографической карте, движения по азимутам, определения расстояний до ориентиров. Номер и наименование темы Кол-во часов Из них по видам учебных занятий Лекции Групповые занятия Практические занятия 5 класс Тема 1 Местность как элемент боевой обстановки 1 1 - - Тема 2 Чтение карты, изучение рельефа, ориентирование и определение расстояния на местности - 2 2 Тема 3 Ориентирование и движение на местности без карты и с картой 8 1 - 8 Итого: 13 1 2 10 6-7 класс Тема 1 Чтение карты, изучение рельефа, ориентирование и определение расстояний на карте. 4 - - 4 Итого: 4 - - 4 8-9 класс Тема 1 Чтение карты, изучение рельефа, ориентирование и определение расстояний по карте 4 - - 4 Тема 2 Составление схемы местности и карточки ведение огня 2 - 2 Итого: 6 - 6 10 класс Тема 1 Чтение карты, изучение рельефа, ориентирование и определение расстояний на местности 4 - - 4 Итого: 4 - - 4 Итого по курсу: 27 1 2 24 Номер и наименование темы Кол-во часов Из них по видам учебных занятий лекции Групповые занятия Практические занятия 5 класс Тема 1. Оружие массового поражения 2 2 - - Тема 2. Средства индивидуальной защиты 3 - 2 1 Тема 3 Оказание первой медицинской помощи при поражении ядерным, химическим и бактериальным оружием. 2 - 2 - Тема 4 Использование защитных свойств местности, штатной боевой техники и инженерных сооружений для защиты от оружия массового поражения. 1 - 2 - Итого: 9 2 6 1 6-7 класс Тема 1 Средства связи подразделений сухопутных войск Вооруженных Сил РФ 2 - 2 - Тема 2 Практическая работа на средствах связи 3 - 1 - Тема 3 Инженерное обеспечение боя. Отрывка и оборудование окопов. Маскировка 3 - 1 2 Тема 4 Инженерные заграждения 2 - 2 - Контрольное занятие 2 - - 2 Итого: 12 - 6 4 Итого по курсу: 21 2 12 5 Огневая подготовка Задача: 1. Совершенствования практических навыков ведения огня из стрелкового оружия. Номер и наименование темы Кол-во часов Из них по видам учебных занятий Лекции Групповые занятия Практические занятия 7 класс Тема 1 История развития отечественного стрелкового оружия 2 2 - - Тема 2 Общие сведения по основам стрельбы 7 5 2 - Тема 3 Летний учебно - полевой лагерь 4 - 4 - Тема 4 Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и уход за ним после стрельбы 2 - - 2 Тема 5 Правила стрельбы из автомата по неподвижным, движущимся и появляющимся целям. 4 2 2 Тема 6 Приведение оружия к нормальному бою 2 - - Тема 7 Стрелковые тренировки выполнение упражнений по стрельбе из пневматической винтовки 8 - 8 Контрольное занятие 4 - 4 Итого: 33 7 8 18 8 класс Тема 1 Общие сведения по основам стрельбы 2 - 3 - Тема 2 Правила стрельбы из автомата по неподвижным, движущимся и появляющимся целям. - - 5 - Тема 3 Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и уход за ним после стрельбы 2 - - 2 Тема 4 Стрелковые тренировки Выполнение упражнений по стрельбе из пневматической винтовки. 11 - - 11 Контрольное занятие 3 - - 3 Итого: 23 - 8 16 9 класс Тема 1 Рассеивание снарядов и пуль 4 - 4 - Тема 2 Вероятность попадания 2 - 2 - Итого: 6 - 6 - 10-11 класс Военно -полевые сборы 40 - - 40 Итого: 40 - - 40 Итого по курсу: 102 7 22 74 Строевая подготовка Задача: .Формирование навыков одиночной строевой подготовки. Формирование навыков строевой подготовки в составе подразделения. Наименование темы Кол-во часов Из них по видам учебных занятий Групповые занятия Практические занятия Зачеты 7-8 класс Тема 1 Общие положения. Правила ношения военной формы одежды. 2 - 2 Тема 2 Строевые приемы и движения без оружия 4 4 Тема 3 Строевые приемы и движение с оружием 6 6 - Тема 4 Приемы Ложись, Встать, перебежки и переползание 1 - - 1 Учебно - полевые сборы 4 - 4 - Итого: - 16 1 9-10 класс Тема 1 Строевые приемы и движение без оружия 3 - 3 - Тема 2 Строи отделения. Практика в командовании строями отделения 3 - 3 - Контрольное занятие 1 - - 1 Тема 3 Организация и методика проведения занятий по строевой подготовке с отделением 3 - 3 - Зачет 1 - - 1 Итого: 11 - 9 2 11 класс Тема 1. Организация и методика проведения занятий по строевой 5 - 5 - подготовке с отделением Зачет 2 - - 2 Итого: 7 - 7 - Всего по курсу: 35 - 32 5 Парашютно- десантная подготовка Задача: Развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты, ловкости; Изучение основ рукопашного боя; Развитие и совершенствование специальных качеств (устойчивость к укачиванию, перегрузкам и кислородному голоданию). Наименование темы Кол-во часов Из них по видам учебных занятий Теоретические занятия Практические занятия Зачеты 9-11 класс Тема 1 История развития парашютной техники 2 2 - - Тема 2 Материальная часть, устройство, принцип работы и назначение парашютной техники 2 2 1 1 Тема 3 Укладка парашютной техники 4 1 2 1 Тема 4 Наземная отработка прыжка 3 - 2 1 Тема 5 Военно-транспортная авиация. Способы десантирования с различных типов самолетов. Учебно-тренировочные прыжки. 7 2 3 2 Тема 6 Техническая подготовка: постановка базовых ударов рук и ног, передвижения в стойках. 4 2 2 - Тема 7 Борцовская подготовка. Изучение приемов борьбы. 6 1 4 1 Тема 8 Тактическая подготовка 3 1 2 - Тема 9 Отработка приемов рукопашного боя с оружием 4 2 2 Выезд на соревнования 6 - 6 Итого по курсу: 41 13 24 6 Предполагаемые трудности: В ходе реализации Программы следует предусмотреть пути преодоления следующих возможных трудностей: Недостаточность материально-технической базы для реализации программных задач. Отсутствие финансирования в целях реализации программы; Недостаточный уровень подготовленности кадров к работе с детьми группы риска. Данные трудности предполагается решать через проведение плановых организационных мероприятий, расширение сотруднических отношений с учреждениями, реализующими м...
  • Методическая разработка внеклассного мероприятия «Веселая переменка» для младшего и среднего школьного возрастаТема: Будь внимательней прохожий, будь предельно осторожен. Чтоб несчастью не случиться – безопасности скорей, друг наш должен научиться! Цель и задачи: - совершенствование работы по обучению детей младшего и среднего возраста основам безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях и предотвращению дорожно-транспортных происшествий с участием детей; - пропаганда безопасности дорожного движения; - закрепление у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, в экс...
  • Непосредственно – образовательная деятельность в младшей группе по правилам дорожного движения «Чудо светофор»Непосредственно – образовательная деятельность в младшей группе по правилам дорожного движения Чудо светофор Цель: Ознакомление детей с элементарными правилами дорожного движения - Закрепить знания детей о значении светофора, правила регулирования движения транспорта - Способствовать развитию речи детей - Способствовать закреплению правильного произношения звуков [ш], [би]. Материал и оборудование: Игрушка Светофор, Д/и Сломанный светофор, три сигнала светофора, плакат Внимание дорога...
41 42 43 44 46 48 49 50 51 52
© 2010-2018