Основы безопасности жизнедеятельности

  • Тесты по Правилам дорожного движения. Знаки сервиса
  • Билет по ПДД. Тесты
  • Проект урока по ОБЖТема урока Предупреждение лесных и торфяных пожаров, методы борьбы с ними Тип урока: изучение и закрепление нового материала Направленность: - урок предназначен для учащихся 7 класса; - предполагает разные формы и методы, что позволяет его адаптировать к учащимся с разным развитием познавательных процессов (памяти, внимания, мышления) Технологии: традиционная с использованием активных форм и методов обучения; информационно-коммуникативные. ЦЕЛИ урока. Образовательные: а) знать и понимать ...
  • Сценарий выступления ДЮП Прометей с агитбригадой по пожарной безопасностиДанный материал - сценарий выступления агитбригады ДЮП Прометей. Впервые ребята выступали с этой агитбригадой на районной игре Пожарный лабиринт в рамках Недели безопасности. Цель данной агитбригады – знакомство с профессией ПОЖАРНОГО и повторение основных правил пожарной безопасности. Может быть использован как на внеклассных мероприятиях по ППБ, так и на внешкольных соревнованиях, конкурсах ДЮП в номинации Агитбригада. В процессе выступления использовались такие предметы атрибутики ка...
  • Сценарий выступления команды Светофор на городском конкурсе знатоков ПДДЕжегодно на наших улицах количеств возрастает количество автомобилей, интенсивность движения на дорогах, повышается ответственность всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувства дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдении правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой. Для решения этой проблемы в нашей школе создан и успешно работает разновозрастный отряд ЮИД Перекресток. Вашему вниманию пр...
  • Сценарий выступления агитбригады отряда ЮИД ПерекрёстокДеятельность школьного отряда ЮИД Перекрёсток многогранна. Ребята не только сами изучают правила дорожного движения, но и с удовольствием выступают на классных часах, уроках безопасности как в нашей школе, так и в детских садах микрорайона. За годы работы накопилось много наших разработок, которыми я и хочу поделиться с вами. Предлагаю вам сценарий выступления агитбригады по правилам дорожного движения. Данный сценарий приемлем для различной возрастной категории. Его можно использовать на раз...
  • Викторина по ОЗОЖ Если хочешь быть здоров Если хочешь быть здоров! Викторина для 9-10 классов Цель викторины Если хочешь быть здоров!- формирование сознательной установки на здоровый образ жизни. При подготовке этой викторины были определены следующие задачи: воспитать у детей ответственное отношение к своему здоровью в противовес нарастающей в среде школьников табако - нарко - и алкогольной зависимости; сформировать навыки безопасного поведения в природе и быту сформировать понимание, что здоровье – это бесценный дар. В нашей игре 4 тура, которые мы условно обозначили: Табакокурение. 20 40 60 80 100 Алкоголизм. 20 40 60 80 100 Наркомания и СПИД. 20 40 60 80 100 Экология и здоровье. 20 40 60 80 100 ИТОГ Перед конкурсом все болельщики получают черно-белые круги. У древних народов было божество, как нельзя лучше подходящее для символа противоречий, определенных нашей темой. Это Янус двуликий. Одно его лицо – темное - обращено в прошлое ( там много печального, негативного, неприемлемого ), другое – светлое – смотрит в будущее. Ваша задача сейчас выразить свое отношение к проблеме сохранения здоровья. Для этого проголосуем: если вы равнодушны к проблеме сохранения своего здоровья, не осуж...
  • Театрализованное мероприятие по ППБ
  • Занятие по ОБЖ в подготовительной к школе группе
  • Планирование внеурочной работы по формированию ЗОЖ у младших школьников
  • Инструктаж по ТБ Поведение на водоемах
  • Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни у детей старшего возраста на тему В поисках здоровья
  • Инструктаж по ТБ Безопасность в транспорте
  • СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Учебно-методическое пособие по ОБЖ для студентов Техника наложения повязок Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса специальностей Акушерское дело, Лабораторная диагностика, Фармация изучающих десмургию в рамках программы основ безопасности жизнедеятельности по теме Правила наложения повязок, жгута. Это пособие может стать руководством и для человека, интересующегося медициной на бытовом уровне.
  • Видеоролик ЗебраДанный видеоролик в доступной форме познакомит учащихся с правилами перехода через дорогу. Его можно использовать как во внеклассной работе так и на уроках ОБЖ при изучении правил дорожного движения. В роли главных героев видеоролика выступили мои ученики Емельянова Анастасия, Малофеева Ольга и Плотников Евграф.
  • Социально-педагогический проект Школа - территория здоровьяПроблема здоровья в современных актуальна. Увеличивается число школьников с хроническими заболеваниями, молодеют болезни. В современных условиях нагрузки на учащихся постоянно увеличиваются. Наш проект расчитан на учащихся 4-7 классов. Время реализации проекта один год. Главная цель проекта: - формировать потребность в здоровом образе жизни; - стимулирование активности учеников в организации школьной жизни, совершенствование школьного уклада; - популяризация ценностей физической культуры ...
  • Конспект урока по ОБЖ на тему ЧС природного характера Разработка урока для 9 класса Вид: урок-презентация с применением современных технологий. Технология: информационная. Время проведения: 45 минут. Оборудование: компьютерный класс, мультимедийные устройства. Цели: Повторить, закрепить материал по теме “Стихийные бедствия”, выявить пробелы в знаниях и постараться устранить их, изучить ЧС Землетрясение Обобщение знаний 1. Происхождение землетрясений 2. Прибор для регистрации землетрясений и принцип работы 3. Во время землетрясений вы: • на улице • дома • в школе и какие ваши действия 4. Выполнить самостоятельную работу Посмотреть презентацию презентацию урока
  • Разработка интернет урока по ОБЖ на тему «ИМЕЮ ПРАВО ЗНАТЬ» Учитель ОБЖ Баранова Наталья Владимировна, МБОУ Школа 10, г. Гусь-Хрустальный Тема интернет урока: агитация против ПАВ. 9 класс Цель: Создание условий для воспитания социальной компетентности личности, приверженной здоровому образу жизни; Задачи: Способствовать формированию коммуникативных навыков, Создание условий для освоения новых форм поиска, обработки и анализа информации. создать условие для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру; информировать школьников о п...
  • Материалы к занятиям по темеТекст содержит материалы и проверочные задания к занятиям, сборам по подготовке к походу, тематическим мероприятиям Цель занятия: познакомить учащихся с нормами продуктов питания, научить составлять меню, проверить знание рецептов классических походных блюд. План занятия 1.Повторение изученного ранее. 2.Нормы продуктов на одного человека на один прием пищи. 3.Сведения о массе пищевых продуктов в объемных мерах. 4.Энергетическая ценность продуктов. 5.Принцип составления меню. 6.Практика: составление меню двухдневного похода. 7.Домашнее задание. Материалы к занятию: кроссворд, таблица Ход занятия На прошл...
  • Разработка урока по ОБЖ на тему: «Заболевания, передаваемые половым путем»Изучить роль нравственности в обеспечении безопасных взаимоотношений полов и профилактики заболеваний, переда­ваемых половым путем. Уроки ОБЖ ориентированЫ на достижение следующих целей: · освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; · ...
  • Разработка урока по ОБЖ на тему: «Первая помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте»Изучение симптомов и первой помощи при острой сердеч­ной недостаточности. Получить первичные навыки помощи при острой сердечной недостаточности, инсульте. Уроки ОБЖ ориентированы на достижение следующих целей: · освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по...
  • Интеллектуально-творческая игра по ПДД «Эрудит-лото» Цель игры: Изучение Правил дорожного движения и безопасность детей. Правила игры: Игра рассчитана на средний и старший школьный возраст. Для проведения игры необходим лототрон с 62 шариками, в которые спрятаны цветные жетоны с номерами вопросов. Жетоны должны быть трех цветов. Цвет жетона определяет степень трудности вопроса: самые трудные – зеленые, самые легкие – красные, желтые – средней степени сложности. Перед началом игры жетоны загружаются в шары лототрона. В качестве таких шаров оче... Участвовать в игре могут 2 или 3 команды. Капитаны команд по очереди достают шары из лототрона, называют уровень сложности вопроса (цвет) и его номер. За правильный ответ на вопрос красного жетона команда получает 2 балла (неполный ответ – 1 балл). За ответ на вопрос желтого жетона – 4 балла (неполный ответ – 2 балла). За ответ на вопрос зеленого жетона – 6 баллов (неполный ответ – 3 балла)
  • Конспект занятия по безопастности Правила дорожного движенияКонспект занятия Правила дорожного движенияЦель: Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения. Продолжить знакомство с дорожными знаками.Закрепить знание правил дорожного движения: дорожных знаков и сигналов светофора. Учить детей связно отвечать на вопрос воспитателя. Развивать: мышление, память, ориентировку в пространстве. Воспитывать: культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения. Ход занятия.Воспитат...
  • Рабочая программа по дисциплине Охрана трудаРабочая программа по дисциплине Охрана трудо для профессий среднего профессионального образования для профессии Технология общественного питания .Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО).Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО..В результате освоения дисципли...
  • Тест с ответами для преподавателей-организаторов ОБЖ (повышение квалификации)На рубеже II и III тысячелетия человечество вступило в полосу кардинальных трансформаций, которые сопровождаются целым рядом значительных опасностей и угроз для него. В связи с этим в стране проводится постоянная коррекция содержания общего образования по курсу ОБЖ в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе и с учетом регионального компонента. Каждые ...
  • «Экстремизм, патриотизм и толерантность»1. Введение (3 мин.) Мы с вами граждане одного государства – Российской Федерации. Все вы прекрасно знаете, что в нашей стране проживают люди множества разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей. Поэтому сегодня мы поговорим о том, чем патриотизм отличается от экстремизма, о разрушительных последствиях проявлен...
  • ДОКЛАД На тему: «Психологические особенности здорового образа жизни подростков (ЗОЖ)»ДОКЛАД На тему: Психологические особенности здорового образа жизни подростков (ЗОЖ) Введение Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни чело века, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Общая характеристика работы Актуальность. Здоровье — самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять. Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений. В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги. Также на состояние здоровья человека влияет экологическая обстановка в месте его проживания, качества питания и наличия благоприятных природных условий. В районе с экологическими проблемами поддержание здоровья носит первостепенный характер. Цель: определить и обосновать потребность в здоровом образе жизни и его формировании средствами физической культуры. Гипотеза: если выявить влияние физической культуры на формирование здорового образа жизни, то можно будет дать практические рекомендации по повышению мотивации к ведению здорового образа жизни. Задачи: 1 .Определить, что является здоровым образом жизни. 2.Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры. 3.Провести исследование 4.Проанализировать полученные результаты Методы исследования: В процессе написания курсовой работы использовались следующие методы: 1. Реферирование - краткое письменное содержание изучаемого научно-методического материала. 2. Анализ и обобщение научно-методической литературы. 3. Анкетирование. 4. Метод математической статистики. 1. Формирование здорового образа жизни 1.1. ЗОЖ и его компоненты Перед тем, как коснуться этой темы, я хотел бы раскрыть, что такое личность. Личность – это социальная категория, это характеристика человека, как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. От начала и до конца личность это явление социальной природы, социального происхождения… Понятие личность указывает на связь человека и общества. Таким образом, из выше написанных мною слов, следует, что нужно обращать особое внимание на ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) личности. Ведь, если каждая личность будет вести ЗОЖ, то тогда всё наше общество будет здоровым, а это весьма значительно. Теперь, прежде чем продолжить и конкретизировать эту тему, остановимся на самом понятии образ жизни (ОЖ). ОЖ обычно связывают с характером, спецификой поведения отдельных людей или целых групп населения. Говорят об ОЖ какого-то лица, об ОЖ городского, сельского населения, иногда о профессиональных особенностях и т.п. И подобные представления не вызывают возражений – они широко вошли в наш быт. Но нам следует дать научную трактовку этого понятия, коль скоро мы попытаемся соотнести его со здоровьем – очень сложной категорией, подверженной влиянию многих факторов и условий. И всё же ОЖ включает основную деятельность человека, куда входит трудовая деятельность, социальная, психо-интеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. Однако не следует путать понятия ОЖ и условия жизни. ОЖ – способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – деятельность людей в определённой среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини и макросреде, быт и обустройство своего жилища. Отсюда, по логике, определено, что ОЖ непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья. ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций. Нам нужно полнее, ярче раскрыть сущность этого понятия, его проявления в нашей действительности, в частности для дальнейшего совершенствования нашего здравоохранения. Некоторым может показаться, что между здоровым образом жизни и здравоохранением можно правомерно поставить знак равенства. Последнее чаще квалифицируется, как система общественных и государственных мер по охране и укреплению здоровья населения (профилактика, лечение, реабилитация). И основания для такого заключения есть: в решении проблемы участвуют государственные, общественные органы и организации, а также учреждения службы здравоохранения, осуществляющие свои непосредственные функции. А ЗОЖ – это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих предоставляющие им возможности в интересах здоровья, гармонического, физического и духовного развития человека Распорядок дня Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна. Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время. Таким образом, вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время, хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы. Говоря о распорядке дня, не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим до карикатуры. Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней. Рациональный режим труда и отдыха Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха, и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы износ организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека. Для работника важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности, непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека (контрастный принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п. Рациональное питание Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть: - Прием пищи только при ощущениях голода. - Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела. - Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной. Наиболее полезен для детей и подростков школьного возраста четырехразовый режим питания: I завтрак — 25% суточного рациона II завтрак —15% суточного рациона обед—40% суточного рациона ужин —20% суточного рациона Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за 1,5 ч до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Резким сна Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью. Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности. Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее чем за 2-2,5ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию. Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы. Искоренение вредных привычек Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей. Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость). Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни. Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему – потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя; нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов. Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку. Закаливание В России закаливание издавна было массовым. Польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование. Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру. Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность. Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. 2. Влияние ФК и С на здоровье Физические упражнения Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно — 62,3 и 52,8 кг. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы. Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечнососудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу. При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени. Гигиена физических упражнений На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов. Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После побуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность. Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости. Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств. Список литературы Богданов Г.П. Школьникам — здоровый образ жизни. - М, 1989г. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: издательский центр Академия, 2001 – 352 с. Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. -М,1990г. Гриненко М.Ф. С помощью движений. - М, 1984г. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости - Мн., 1998 Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., Просвещение 1987г. ч Карташов Ю.М. Сюрпризы оздоровительного бега - М., ФиС - 1983г. Крючкова В.А. Сандлер М.В. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни. - М, 1987г. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуге,1982. - 599 с. Доклад подготовил: преподаватель ОБЖ Бурцев В.М.
  • «Афганистан к 25 февраляЦели: Воспитательные: воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам; продолжать формировать у подростков активную гражданскую позицию; Образовательные: познакомить обучающихся с событиями афганской войны 1979-1989 гг.; помочь осмыслению событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения; Развивающие: продолжать развивать патриотические и гражданские чувства, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду на...
  • III открытый полевой лагерь Будущее РоссииЗадачи Полевого лагеря: проведение тематических профилактических мероприятий, мотивирующих стремление к безопасному поведению; обучение механизмам самозащиты от опасных и вредных факторов среды, приемам оказания первой помощи, взаимопомощи; поддержка детей-сирот в самоопределении самостоятельной жизни; формирование навыков сотрудничества и взаимодействия в группе сверстников и в группе разновозрастных людей; гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи; проверка уровня и качества подго...
40 41 42 43 45 47 48 49 50 51
© 2010-2018