Изобразительное искусство и Мировая художественная культура

  • Приобщение детей к культуре родного края на уроках изобразительного искусстваСистема обновления современного образования ориентирует нас учителей на активный поиск нового содержания образования и изменения приоритетов обучения. В связи с этим, сегодня требуется глубокое и всестороннее осмысление образовательно-воспитательного процесса в системе школьного образования, где основной приоритет отдается эстетическому воспитанию, духовно – нравственному развитию ребёнка, развитию творческой личности каждого школьника, реализации его творческого потенциала, через собственное т...
  • Технологические карты уроков изобразительного искусства по ФГОС по программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского, 2 четверть «Мир наших вещей. Натюрморт»Тема: Реальность и фантазия в творчестве художника.Тип: Комбинированный Содержание: Реальность и фантазия – два крыла художественного творчества. Деятельность учителя: Способствовать формированию представления о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ, научить понимать роль различных жанров в истории искусства; познакомить с особенностями творчества великих русских художников. Деятельность ученика: Слушают, отвечаю...
  • Урок - путешествие «Виртуальный музей «Невероятно, но факт»»К конспекте содержиться текстовый материал. который сопровождает презентацию. В материале, подробно описывается путешествие по виртуальному музею, в котором собраны картины, которые являлись в той или иной степени тем источником, от которого зависила судьба их владельца. Кого то эти картины разоряли, кого то сводили с ума. Некоторые картины являлись необъяснимым источником пожаров. Путешествие проходит по залам виртуального музея. Картины собраны по принципу их влияния на судьбу людей,картины ...
  • Конспект урока по МХК «Дорога на Олимп»Предлагаемые материалы могут быть использованы как на обобщающем уроке в 5 классе по теме Культура Древней Греции, так и на внеклассном мероприятии – турнире знатоков художественной культуры. Культура Древней Греции бесконечно удалена от нас. Даже взрослому человеку, не обладающему специфическими знаниями, трудно погрузиться в её атмосферу, воспринять её проблематику как близкую, связанную живыми узами с интересами и исканиями сегодняшнего дня. Тем более трудно совсем юному человеку за величав...
  • Мастер-класс по ИЗО «Пластилинография»Выдержка из текста: 1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и родители.Я постоянно ищу интересные формы и методы работы с различными материалами и сегодня хочу вас познакомить с одним из них. Сейчас нам необходимо выбрать фон для рисунка. Для этого берем цветную бумагу, которая подходит для вашего рисунка. Прикрепляем её, затем берем картон и закрепляем его скрепками к рамке.Ваши картины готовы.А теперь давайте посмотрим на ваши замечательные работы. 5. Итог занятия. Вы...
  • Урок по ИЗО «Волшебный мир искусства»Интеграция изобразительной деятельности с музыкой, литературой дает возможность быстрого достижения эмоционального воздействия на учащихся. Использование на уроках технологии мультимедиа, позволяет детям острее почувствовать эмоциональный характер изображаемого предмета или явления, будь то пейзаж, натюрморт или тематическая композиция, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. Искусство является основным средством нравственно-эст...
  • Итоговый урок ИЗО по теме Портрет 6 клДанная методический материал позволит посредством изобразительного искусства развить у учащихся логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, выявлять сходства, различия, признаки и особенности жанра портрет, давать полную характеристику, осмысливать предложенный материал, высказывать взвешенные суждения, обстоятельно отвечать, объяснять, вести диалог и дискуссию. - создание памятки для классификации знаний по пройденным темам четверти и составления описательных рассказов по теме Портрет.
  • Кескіндемелік мәнерлерді оқып үйрену. Пуантилизм. Жылы және суық түстер гаммасы реңдерімен жаттығулар жасауСабаққа ұсыныстар. Балалар есейіп қалды, олардың жинақтаған білімдері де аз емес, нағыз бейнелеу өнерінің кейбір мәнерлерін оқып үйренетін кез келген сияқты. Ол баланың бейнелеу тілінің аясын кеңейту үшін қажет. Сонымен қатар стилі мен өз мәнерін табу немесе өр алуан суретшілердің бейнелеу тілінің ерекшеліктерін түсіну үшін қажет. Алдымен, пуантилизм мәнерін оқып үйрену. Бүл жағдайда бізді кызықтыратыны-жаңа мәнер ғана емес, жаңа түстер мен реңдер алудың жаңа тәсілі деп түсінеміз. Баланың түсті сезіну қабілетін жетілдіру үшін, оның түстердің барлық ерекшеліктерін ажырата білуі маңызды. Пуантилистер палитрасы түстерге өте бай. Мектепке дейінгі жастағы және бастауыш сыныптың окушылары көбінесе локалды түстермен, ірі таңбалармен жүмыс істейді. Үшінші оқу жылы - балаларды түстердің құбылмалы бай реңдерімен қызықтыра түсуді ба...
  • УрокУрок - экскурсия по МХК по темеЗаочное путешествие по семи чудесам света. Урок разработан для учащихся как 5 так и 9 классах. Составлен с применением новых технологий. На уроке имеет место как и мультемедийный проектор так и документ камера. На уроке использовались различные формы работы как и индивидуальная так и работа в микрогруппах. Данный урок можно использовать не посредственно и на самом уроке и на внеклассных мероприятиях, классных часах.Разнообразные формы работы и живое слово учителя...
  • Человек в зеркале искусствУрок В зеркале искусств проходит в 8 классе по программе Искусство - 8 класс(автор - Г. Сергеева и др.). На уроке рассматривается образ человека с позиций истории: от Древнего Египта до наших дней. Тема была бы не раскрыта, если бы мы не рассмотрели и музыку. Ребята сами пытаются определить образ человека, стоящий за музыкой. На уроке рассматривается связь между знаниями, полученными ранее на уроках истории, изобразительного искусства, музыки и литературы.Цель урока: показать через портреты ... 3.Учить видеть средства художественной выразительности, которые помогают создавать удивительные образы искусства.
  • Өнер патшалығына саяхатТақырыбы: Өнер патшалығына саяхат. (сайыс) Мақсаты: Оқушыларға қазақ халқының салт-дәстүрлерін дәріптеу. Шеберлікке, ептілікке, әсемдікті танып, сұлулықты бағалауға тәрбиелеу. Отансүйгіштік қасиеттерін қалыптастыру. Туған жерге деген махаббатын арттыру. Көрнекілігі: плакаттар, туған жерге байланысты суреттер, қазақ халқының ою-өрнектері, құрал-жабдықтары, ұлттық киімдері, мақал-мәтелдер, жұмбақтар. 1-жүргізуші: Қымбатты ұстаздар мен оқушылар. Бүгін Қыл қалам үйірмесінде Өнер патшалығына саяхат атты халық ертегісінің желісінде ұйымдастырылып отырған дәстүрден тыс сайысымызды бастаймыз! Ата-бабаларымыздан қалған халық қолөнерін өз шеберліктерімен жақсы меңгерді деген жаңалықты естіген өнер патшалығы мынадай жарлық шығарыпты. Жаршы: Тыңдаңыздар! Тыңдаңыздар! Қыл қалам үйірмесінің оқушылады халқымыздың қолөнерін жақсы меңгерген екен. Енді қай топ өздерінің білімділігін, ептілігін, тапқырлығын, өнерлі екендігін көрсетіп, қиындықтарды жеңіп, патшалыққа жетсе, сол топты Өнер патшалығында қабылдап, ат басындай алтын беремін, марапаттаймын! 2-жүргізуші: Енді жарлықты ести отырып, намысқа тырысыңыздар! Іске сәт! Саяхаттарыңыз оң болсын! Ал топ басшылары ортаға шығып, өздеріңізді таныстырыңыздар. (ортаға екі топ басшылары шығады, сәлем беріп топтарымен таныстырады.) 1-жүргізуші: Ал, сапарға аттанар алдында тәуекел деп, мына картаны алыңыздар, ол сіздердің жолдарыңызға бағыт беретін көмекшілеріңіз . Жолға шыға бере талай қиындықтарға тап боласыздар! Соның бірінші кедергісі – сарқырап аққан асау өзен. Өзі терең, не көпірі жоқ, не қайық жоқ. Ал судан қалай болғанда да өту керек. Сондықтан ою ою арқылы аман қалуға болады екен. (Топтар ою оюға кіріседі). 1-оқушы өлең оқиды. Түрін-ай текеметтің! Асыл қандай! Үңілдім үңсіз ғана басымды алмай. Келе ғой қошақаным өзіме!-деп. Әжем кеп сипағандай шашымнан жай. Күйімді кешсеңдер-ау сол беттегі, Тұрғандай ана-көңілі тербеп мені. 2-жүргізуші: Бұл жерде келесі кедергі – ну орман. Орманнан қолөнерге байланысты сұрақтарға жауап беру арқылы оңай жол тауып өтуге болады. Әр топ қоржыннан 6 сұрақтан алып, жауап береді. Қазақ ою-өрнектерінің тарихы қай көне мәдениеттен басталады? (Андронов) Жаңа туған нәрестеге арналған бұйымдарға қай ою салынады ? (зооморфтық) Гүл оюы нені бейнелейді? (қуанышты) Текеметтің бетіне қандай оюлар салынады? Әжелер киген киелі бас киім? (кимешек) Ою-өрнектердің неше түрі бар? (500) Ою-өрнектер неше түрге бөлінеді? (төрт түрге) Ертеде мың жылқының құны тұратын қандай бас киім? (сәукеле) Қыздар есімі берілген мата? (мақпал) Симметрия дегеніміз не? (тепе-теңдік) Сырмақ дегеніміз не? Ну орманнан шыққан топтың алдынан қарақшылар шығып, бас салып, саяхатшыларды жібермейді. Кедергіден өтудің жолы - әр топ өздерінің топтарының аттарына сәйкес құрақ құрайды. 1- жүргізуші: Құрақтардың түр-түрін құрап келем, Жас ұрпаққа үйретіп, үлгі берем, Өнері асқан ежелгі, өнегелі, Өсіп шықты біздерден небірі. Өнерім ғой көрсеткен құрақ деген, Өнерлі жастар отыр мынау деген, Сондықтан назарына ұсынбаққа, Ойымда жүрген еді әлде көптен. 2-жүргізуші: Құрақ құрау да - өнер, құрақшы қыздарымызды ортаға шақырайық. 1-жүргізуші: Құраған құрақтардан өзіне бірінші болып жеткен топқа патша соңғы тапсырмасын береді. Сайыскерлерге жұмбақтар беріледі. Жауабы дұрыс болып, мәреге жеткен топ патшалыққа қабылданады. 2-жүргізуші: Қатысушы топтарды ортаға шақырамыз,Әр топқа 3 жұмбақтан беріледі, Жұмбақтар: Әшекейлі күбіні Кигізіп ап ұзын жіпті көзіне, Июлі тұрған шөмеле Киім тігіп береді ол өзіңе. (Ине) Кигіздім биік төбеге (Сәукеле) Күндіз Таяғымды қаптаймын, Әжеме өң берген Түнде Жиегін көмкерген Босағаға тастаймын. Етегі желкендей (Аяқ киім) Киім еді ол нендей? (Кимешек) Сырт жағына зер хіппен, Көз тартатын көрікпен, Ою-өрнек бастырған, Жарқылдаған қос қылыш Шалқасынан тастаған Қолға тисе жоқ тыныш (Қайшы) Кәдімгі сырлы тостаған Қойсаегертөңкеріл, Төңірегін көмкеріп, Тостағандай бос тұрған, Киіз үйден аумайды, Басқұрмен бастырған. (тақия) Жақсы іс шығарар адам атын, Танытқандай марқасқаны маңдайынан, Тәтті қолмен жасалған дәмді астың Дәмі кетпес талай уақыт таңдайыңнан. Ас адамның арқауы – қыздардың салат түрлерін жасау уақыттары келеді. Ортаға салат жасаушы қыздарды шақырамыз. 1-жүргізуші:Қолөнері халқымның өрістесін. Өнерлі жастарымыз өсіп өнсін. Әрқашан Алла берсін берекесін. Осыменен жыр кестесін аяқтаймыз. Батыс Қазақстан облысы Теректі ауданы Ақсуат ЖОББМ Бейнелеу өнері пәні мұғалімі Габдуллина М.А.
  • Раскрытие творческого потенциала ребенкаВ теоретической части данного материала рассматриваются вопросы по созданию условий для творческого роста ребенка и внедрению работы по развитию творческих способностей в педагогический процесс. Представлена организация работы по рисованию в нетрадиционных техниках изодеятельности, которая позволила избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий; способствовала накоплению у детей положительных эмоций, что в итоге и повысило уровень их творческих способностей. В приложении представлены конспекты занятий: по рисованию методом тычка, набрызга, пальчиковой живописи, игрушки из ладошки, в технике рисование по-сырому, с промыванием рисунка, граттаж, по освоению техники пластилинография; а также представлены игры на развитие творческого воображения и мышления.
  • Методический семинар для педагогов «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»Методический семинар для педагогов основан на представление опыта работы педагога по развитию творческих способностей детей в изобразительной деятельности и состоит из нескольких блоков. Теоретический блок включает в себя содержание предметно-развивающей среды творческого развития ребенка; организацию файловой системы, которая состоит из разделов Творческие работы детей и Достижения воспитанников. В художественно-практическом блоке реализуется авторская программа Использование нетрадиционны...
  • Наурыз-жыл басы атты тақырыпты композициялық тәсілмен бейнелеу23 Ж.Қизатов атындағы мектеп лицей Бейнелеу өнері және сызу пәнінің мұғалімі Елманов Батырхан Сайлаубекович Дарынды балалармен жұмыс ”Наурыз-жыл басы” атты тақырыпты композициялық тәсілмен бейнелеу Қызылорда қаласы Өнердегі әрбір шығарма өмірдің жаңа бір қырын ашып бергенде ғана нағыз өнерге жатады. Л. Н. Толстой.Мақсаты: Оқушыларға қазақтың ұлттық төл мерекесі “НАУРЫЗ” жайында толық мағлұмат беру. Жас ұрпақтың эстетикалық, рухани-адамгершілік мәдениетін қалыптастыра отырып, олардың ұлттық өнер туралы, салт-дәстурлер туралы білімдерін бір жүйеге түсіріп,шығармашылық қиялын дамыту.Түстерді ажыратып, оларды бейнелеу өнерінде шебер қолдана білуге үйрету.Міндеттері: • Көркемсурет арқылы ұлттық және әлемдік сурет өнеріне қызығушылықтарын арттыру. • Композициялық бейнелеу тәсілдері арқылы тақырыпты толық талдау, алған білімін өз ойымен салыстыра отырып, зерттеу. • Оқушыларға сурет өнері, эстетика арқылы рухани-адамгершілік және шығармашылық қабілеттерін дамыту. Ерекшеліктері: Бейнелеу өнері — дүниені көзбен көріп, түйсіну негізінде бейнелейтін пластикалық өнердің бір саласы. Бейнелеу өнеріне негізінен кескіндеме мүсін, графика жатады. .. Бейнелеу өнерінің көркемдеу құралдарына сурет, түрлі түс, пластика, жарық пен көлеңке, композиция, ырғақ жатады.
  • Выпуск школьной газеты МорошкаШкольная газета Морошка(сокращенное название моя родная школа) является результатом работы школьного кружка Оформительский. Выпуск газеты осуществляется ежемесячно. Редактором газеты, её корреспондентами являются учащиеся 5-9 классов. Газета отражает основные события школьной жизни, публикует заметки с уроков и мероприятий, поздравляет и чествует победителей конкурсов разных уровней. А также подводит итоги работы учащихся за каждую четверть. Газета участвовала в конкурсе школьных газет, з...
  • Брейн-ринг. Шушы яктан, шушы туфрактан безМаксатлар: 1. Татар телен өйрәнү даирәсен киңәйтү; 2. Татар телен өйрәнүгә кызыксыну тәрбияләү; 3. Сәләтле яшьләрне ачыклау; 4. Туган якка хөрмәт, ярату хисләре тәрбияләү; Җиһаз: проектор, экран. Үткәрү тәртибе: 7в,8а,8б сыйныфлары арасыннан иң актив 18 укучы сайлап алына. Алар өч төркемгә бүленә. Төркемнәргә исемнәр, девиз уйлап табарга бирем бирелә.(Уенда барлыгы тамашачылар белән бергә 56 укучы катнашты) Сораулар экранда яктыртыла. Һәр төркемгә аерым сораулар бирелә. Төркем җавап бирә алмаса, икенче төркем җавап биреп, үзенә өстәмә очко туплый ала. Һәр сорау 1 очко белән бәяләнә. 4 кешедән торган жюри эшли. Һәр катнашкан укучыга призлар тапшырыла. Тамашачылар белән аерым уен оештырыла. Лаеш темасына кагылышлы сораулар бирелә, яттан шигырьләр сөйләтелә. Турлар арасында 7 а, 3а сыйныфының балалары концерт номерлары күрсәтәләр: “Әссәламәгаләйкем”, “Яратыгыз” җырлары, татарча бию. (3а, 7а сыйныф укучылары “Әссәламәгаләйкем” җыры белән башлап җибәрәләр)
  • Рабочая программа по художественному краеведениюРабочая программа Художественное краеведение разработана на основе программы Художественное краеведение, автор Кривицкая Л.А. Киров 2006 г., утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год-1 час в неделю. Программа является целостным курсом в предмете Краеведение и рассчитана на учащихся 8-х классов. Опираясь на региональный компонент, она раскрывает особенности культуры В...
  • Конспект урока благотворительности на тему Где ты живешь, добро?Конспект урока на тему: Где ты живешь, добро?Цели: 1)Познакомить детей с понятиями: благотворительность и меценатство;2) продолжить работу по формированию умений воспринимать и анализировать получаемую информацию, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку.3) воспитывать у учащихся убежденность в том, что благотворительность важна во всех её проявлениях. Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, листы белой бумаги, восковые карандаши, разрезные карточки.Урок благотворительности помог...
  • Рабочая программа дополнительного образования Резьба по деревуПояснительная записка. Рабочая программа кружка Резьба по дереву - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения. По виду – прикладная; По типу – модифицированная; По уровню освоения – углубленный уровень. В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые ...
  • Дорого яичко ко Христову днюКлассный час посвящен традициям великого православного праздника Пасхи, традициями и обрядами связанными с росписью пасхальных яиц, историей первого крашенного яйца, видами декоративного оформления яиц, играми сопровождающими пасхальные дни. Классный час проводится для учащихся 1-2 классов изобразительного отделения ДШИ. На классный час приглашаются родители учащихся и преподаватели отделения. .Перед мероприятием проводится подготовительная работа с детьми :разучивание стихотворений, подготовка...
  • Внеклассное мероприятие по ИЗО Картины о войне Картины о войне Цели: Развитие чувства патриотизма, гордости, любви к своей Родине. Развитие чувства сострадания и сопереживания. Знакомство с искусством в годы Великой отечественной войны. Оборудование: компьютер, диск с репродукциями с картин Д. Шмаринова, В. Серова, А.Пластова, Кукрыниксов. Музыка о войне. Ход мероприятия 1. Организационный момент – 2 мин 2. Беседа по картинам Пластова, Серова и других художников – 28 мин. 3. Подведение итогов - 1 мин. Слайд 1 Соколова 1941 год. Европа...
  • Статья по теме Арт-терапия на уроках ИЗО. Лепка розы из пластикиПредлагаю сообществу коллег статью, посвящённую арт-терипии. Как известно, термин арт-терапия впервые появился на Западе в конце 60-ых годов. Британский врач и художник Адриан Хилл, работая с больными, заметил, что занимаясь творчеством, его пациенты быстрее идут на поправку и реже вспоминают о своих проблемах со здоровьем.Арт-терапия в настоящее время-это лечение искусством. Арт-терапия подразделяется на цветотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, игротерапию и т.д. Был разработан и комплексн...
  • Методические рекомендации Изучение народной культуры на уроках ХКУ на средней и старшей ступени образованияСтатья имеет характер методических рекомендаций по изучению народной культуры в рамках предмета художественная культура Урала школьного компонента учебного плана на средней и старшей ступени образования. Методические рекомендации были созданы на основе изучения статей журнала Воспитание школьников (например, №3, 2005, Козлова Т. Звено в цепи поколений, № 10, 2005, Гера Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения, № 7, 2007, Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма и др.),...
  • Фотография снежные фигуры Красноярск 2014г Фотография снежные фигуры Красноярск 2014г
  • Науково-дослідницька робота РОК-МАРІУПОЛЬ ХХІ СТОЛІТТЯ. Автор: Калинюк Анастасія Павлівна. Керівник: Кулігіна Олена ВолодимирівнаНауково-дослідницька робота РОК-МАРІУПОЛЬ ХХІ СТОЛІТТЯАвтор: Калинюк Анастасія Павлівна, учениця 10 класу Маріупольського міського технологічного ліцеюКерівник: Кулігіна Олена Володимирівна, учитель української мови та літератури Маріупольського міського технологічного ліцею, спеціаліст І категоріїМета дослідження – здійснити комплексний аналіз музичної рок-культури м.Маріуполя ХХІ століття. Завдання: проаналізувати стан дослідженості обраної проблеми; запропонувати класифікацію рок-музики; ви...
  • Довідник РОК-МАРІУПОЛЬ: ХХІ СТОЛІТТЯ. Автори: Калинюк Анастасія Павлівна, Кулігіна Олена ВолодимирівнаДовідник РОК-МАРІУПОЛЬ: ХХІ СТОЛІТТЯ є результатом роботи над науково-практичним дослідженням у рамках Малої академії наук учениці Маріупольського міського технологічного ліцею Калинюк Анастасії Павлівни під керівництвом учителя Кулігіної Олени Володимирівни. У довіднику зібрані відомості про найяскравіші маріупольські рок-групи та рок-виконавців м. Маріуполя. Представлені біографічні дані, які дадуть змогу читачеві познайомитися з рок-спілкою міста і зробити певні висновки щодо маріупольської...
  • Обычаи и обряды моего народа. Методическая разработкаВ сборнике представлены материалы собранные и разработанные автором с 2005 года. Всего описано 6 фольклорных календарных праздников или обычаев, разработанных на основе местного краеведческого материала и литературы.Каждый раздел содержит Сценарий фольклорного праздника (обычая, обряда), Паспорт фольклорного праздника. Все сценарии были практически опробованы, ребята успешно выступали на конкурсе Обычаи, обряды моего народа на Всероссийском слёте юных туристов-краеведов Отечество.Данная разр...
  • Мастер - класс на тему Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения обучающихсяУважаемые коллеги! 13 лет я работаю учителем изобразительного искусства по программе “Изобразительное искусство и художественный труд”, разработанной под руководством народного художника России, академика Б.М.Неменского. Вот уже десять лет собираю и применяю в своей работе с детьми нетрадиционные техники, стараясь сделать урок необычным, более запоминающимся. Почему я в своей работе стала использовать нетрадиционные техники рисования – ответ на этот вопрос очень прост. Изобразительное искусств...
  • Занятие для дошкольников «Волшебная страна Рисовандия»Занятие для дошкольников Волшебная страна Рисовандия 06.11.2014 педагог дополнительного образования Мягких Л.В. Цель. Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение. Материал и оборудование. Костюмы водоноски, коробейника, кокошники и пояса для танца Гжельские узоры; платочки, сарафаны для матрёшек; силуэты посуды, элементы гжельской росписи; фломастеры, гуашь, листы бумаги с изображением кругов, треугольников, квадратов, печатки, раз...
  • Словарь архитектурных терминов (с картинками)В разработке собраны наиболее часто употребляемые архитектурные термины. Описание доступно для школьников. Каждая словарная статья проиллюстрирована фотографиями, рисунками или схемами. Материал может быть полезен учителям на уроках мировой художественной культуры, изобразительного искусства, краеведения. Школьники могут использовать данный иллюстрированный словарь для самостоятельной работы по изучению и описанию памятников архитектуры. При составлении использованы материалы сайта http://www....
2 4 5 6 7 8
© 2010-2018