Педагогическая рабочая матрица «Лестница учебных достижений: Знаю, умею, могу»
Педагогическая рабочая матрица «Лестница учебных достижений: Знаю, умею, могу»
№ п/п |
Критерий формиро- вания общеучебных умений и навыков |
Уровни проявления |
Деятельность педа- гога по формирова- нию общеучебных умений и навыков |
||
творческий |
репродуктивныи |
достаточно- необходимый |
|||
1. |
Учебно- познавательная деятельность |
• Умение выделять сущ- ность в явлениях, процес- сах, видах связи, устанав- ливать взаимосвязь между явлениями, процессами. • Умение осознанно исполь- зовать методы познания и описания явлений (моде- лирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение). • Умение самостоятельно и мотивированно организо- вывать свою познаватель- ную деятельность (от по- становки цели до получе- ния и оценки результата), • Умение осуществлять са- мостоятельный выбор критериев сравнения, со- поставления, оценки и классификации объектов. • Самостоятельное созда- ние алгоритмов познава- тельной деятельности для решения задач творческо- го и поискового характера. • Использование интерпре- тации полученных резуль- татов для разработки ис- следовательского проекта |
• Умение устанавливать новые связи между яв- лениями и процессами. • Умение использовать методы познания на уровне элементарных умений и навыков. • Использование элемен- тов причинно- следственного и струк- турно-функционального анализа. • Исследование неслож- ных реальных связей и зависимостей. • Владение приемами ис- следовательской дея- тельности, элементар- ными умениями прогноза. • Выдвижение гипотез, осуществление их про- верки. • Реализация оригиналь- ного замысла. • Интерпретация полу- ченных результатов |
• Знание о связях между явлениями и процессами. • Знание о различных ме- тодах познания и описа- ния явлений, использо- вание на практике лишь наиболее приемлемых. • Определение сущност- ных характеристик изу- чаемого объекта. • Знание о реальных свя- зях и зависимостях. • Посильное участие в проектной деятельно- сти, в организации и проведении учебно- исследовательской ра- боты |
• Формирование алго- ритма по выделению сущности в явлениях, процессах, видах связи. • Применение в ходе учебных занятий раз- личных методов по- знания и описания явлений. • Работа над развити- ем умений осуществ- лять целеполагание, планирование учеб- ной деятельности. • Формирование уме- ний проектировать самостоятельную по- исковую, исследова- тельскую деятель- ность. • Формирование про- гностических умений и навыков школьников. • Формирование уме- ний интерпретировать результаты учебной деятельности |
2. |
Информационно- коммуникативная деятельность |
• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, вступать в диа- |
• Извлечение необходимой информации из источни- ков, созданных в различ- |
• Поиск нужной информации по заданной теме в источ- никах различного типа. |
• Формирование умения осуществлять инфор- мационный поиск. |
|
|
лог, задавать вопросы. • Умение вести дискуссию, имея независимое сужде- ние. • Умение отстаивать свою точку зрения. • Умение находить компро- мисс. • Отделение основной ин- формации от второсте- пенной. • Критическое оценивание достоверности полученной информации, передача со- держания информации аде- кватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). • Объяснение изученных положений на самостоя- тельно подобранных кон- кретных примерах. • Адекватное восприятие языка средств массовой информации. • Владение навыками редак- тирования текста, создания собственного текста. • Разработка мультимедий- ных программ. • Следование этическим нормам и правилам веде- ния диалога (диспута). • Умение самостоятельно генерировать идеи, при- влекая знания из разных областей. • Умение находить несколь- ко вариантов решения проблем |
ных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизу- альный ряд и др.). • Выбор знаковых систем адекватно познаватель- ной и коммуникативной ситуации. • Умение приводить дока- зательства. • Свободная работа с тек- стами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики. • Использование мульти- медийных ресурсов и компьютерных техноло- гий для обработки, пе- редачи, систематизации информации. • Владение основными видами публичных вы- ступлений (высказыва- ние, монолог, дискуссия, полемика). • Умение осуществлять самооценку и самокон- троль в ходе выполне- ния учебной работы и по ее окончании |
• Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таб- лицу, из аудиовизуально- го ряда в текст и др.). • Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения. • Выбор вида чтения в соответствии с постав- ленной целью (ознако- мительное, просмотро- вое, поисковое и др.). • Использование баз дан- ных с презентацией ре- зультатов познаватель- ной и практической дея- тельности. • Знание основных видов публичных выступлений и использование наибо- лее приемлемых видов. • Умение осуществлять самооценку и самокон- троль после выполнения работы |
• Формирование уме- ний переводить ин- формацию из одной знаковой системы в другую. • Формирование уме- ний осуществлять адекватную само- оценку и самокон- троль. • Формирование уме- ний использовать мультимедийные средства обучения |
3. |
Рефлексивная деятельность |
• Учет мнения других людей при определении собствен- ной позиции в самооценке. • Умение соотносить при- ложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде. • Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущего профессиональной деятельности
|
• Объективное оценива- ние своих учебных дос- тижений, поведения, чезрт своей личности. 1 Конструктивное восприятие иных мнений и идей. 1 Выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований. 1 Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. 1 Формирование траектории будущего профессионального и личностного развития
|
• Понимание ценности образования как средст- ва развития культуры личности. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения. Знание экологических требований к организации жизнедеятельности общества. 1 Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. 1 Владение информацией о выборе путей продолжения образования
|
• Формирование уме- ния решать нестан- дартные задачи. • Формирование навы -ка всесторонне уценивать свои умения по осуществлению творческой взаимосвязи в группе в процессе интерактивного взаимодействия. 1 Формирование экологического сознания старших школьников - |