Педагогическая рабочая матрица «Лестница учебных достижений: Знаю, умею, могу»



 

Педагогическая рабочая матрица «Лестница учебных достижений: Знаю, умею, могу»

 

п/п

Критерий формиро-

вания общеучебных

умений и навыков

Уровни проявления

Деятельность педа-

гога по формирова-

нию общеучебных

умений и навыков

творческий

репродуктивныи

достаточно-

необходимый

1.

Учебно-

познавательная

деятельность

• Умение выделять сущ-

ность в явлениях, процес-

сах, видах связи, устанав-

ливать взаимосвязь между

явлениями, процессами.

• Умение осознанно исполь-

зовать методы познания и

описания явлений (моде-

лирование, реальный и

мысленный эксперименты,

наблюдение).

• Умение самостоятельно и

мотивированно организо-

вывать свою познаватель-

ную деятельность (от по-

становки цели до получе-

ния и оценки результата),

• Умение осуществлять са-

мостоятельный выбор

критериев сравнения, со-

поставления, оценки и

классификации объектов.

• Самостоятельное созда-

ние алгоритмов познава-

тельной деятельности для

решения задач творческо-

го и поискового характера.

• Использование интерпре-

тации полученных резуль-

татов для разработки ис-

следовательского проекта

• Умение устанавливать

новые связи между яв-

лениями и процессами.

• Умение использовать

методы познания на

уровне элементарных

умений и навыков.

• Использование элемен-

тов причинно-

следственного и струк-

турно-функционального

анализа.

• Исследование неслож-

ных реальных связей и

зависимостей.

• Владение приемами ис-

следовательской дея-

тельности, элементар-

ными умениями прогноза.

• Выдвижение гипотез,

осуществление их про-

верки.

• Реализация оригиналь-

ного замысла.

• Интерпретация полу-

ченных результатов

• Знание о связях между

явлениями и процессами.

• Знание о различных ме-

тодах познания и описа-

ния явлений, использо-

вание на практике лишь

наиболее приемлемых.

• Определение сущност-

ных характеристик изу-

чаемого объекта.

• Знание о реальных свя-

зях и зависимостях.

• Посильное участие в

проектной деятельно-

сти, в организации и

проведении учебно-

исследовательской ра-

боты

• Формирование алго-

ритма по выделению

сущности в явлениях,

процессах, видах связи.

• Применение в ходе

учебных занятий раз-

личных методов по-

знания и описания

явлений.

• Работа над развити-

ем умений осуществ-

лять целеполагание,

планирование учеб-

ной деятельности.

• Формирование уме-

ний проектировать

самостоятельную по-

исковую, исследова-

тельскую деятель-

ность.

• Формирование про-

гностических умений и

навыков школьников.

• Формирование уме-

ний интерпретировать

результаты учебной

деятельности

2.

Информационно-

коммуникативная

деятельность

• Умение инициировать

учебное взаимодействие со

взрослыми, вступать в диа-

• Извлечение необходимой

информации из источни-

ков, созданных в различ-

• Поиск нужной информации

по заданной теме в источ-

никах различного типа.

• Формирование умения

осуществлять инфор-

мационный поиск.

 

 

 

 

лог, задавать вопросы.

• Умение вести дискуссию,

имея независимое сужде-

ние.

• Умение отстаивать свою

точку зрения.

• Умение находить компро-

мисс.

• Отделение основной ин-

формации от второсте-

пенной.

• Критическое оценивание

достоверности полученной

информации, передача со-

держания информации аде-

кватно поставленной цели

(сжато, полно, выборочно).

• Объяснение изученных

положений на самостоя-

тельно подобранных кон-

кретных примерах.

• Адекватное восприятие

языка средств массовой

информации.

• Владение навыками редак-

тирования текста, создания

собственного текста.

• Разработка мультимедий-

ных программ.

• Следование этическим

нормам и правилам веде-

ния диалога (диспута).

• Умение самостоятельно

генерировать идеи, при-

влекая знания из разных

областей.

• Умение находить несколь-

ко вариантов решения

проблем

ных знаковых системах

(текст, таблица, график,

диаграмма, аудиовизу-

альный ряд и др.).

• Выбор знаковых систем

адекватно познаватель-

ной и коммуникативной

ситуации.

• Умение приводить дока-

зательства.

• Свободная работа с тек-

стами художественного,

публицистического и

официально-делового

стилей, понимание их

специфики.

• Использование мульти-

медийных ресурсов и

компьютерных техноло-

гий для обработки, пе-

редачи, систематизации

информации.

• Владение основными

видами публичных вы-

ступлений (высказыва-

ние, монолог, дискуссия,

полемика).

• Умение осуществлять

самооценку и самокон-

троль в ходе выполне-

ния учебной работы и по

ее окончании

• Перевод информации из

одной знаковой системы

в другую (из текста в таб-

лицу, из аудиовизуально-

го ряда в текст и др.).

• Умение развернуто

обосновывать суждения,

давать определения.

• Выбор вида чтения в

соответствии с постав-

ленной целью (ознако-

мительное, просмотро-

вое, поисковое и др.).

• Использование баз дан-

ных с презентацией ре-

зультатов познаватель-

ной и практической дея-

тельности.

• Знание основных видов

публичных выступлений

и использование наибо-

лее приемлемых видов.

• Умение осуществлять

самооценку и самокон-

троль после выполнения

работы

• Формирование уме-

ний переводить ин-

формацию из одной

знаковой системы в

другую.

• Формирование уме-

ний осуществлять

адекватную само-

оценку и самокон-

троль.

• Формирование уме-

ний использовать

мультимедийные

средства обучения

3.

Рефлексивная

деятельность

• Учет мнения других людей

при определении собствен-

ной позиции в самооценке.

• Умение соотносить при- ложенные усилия с полу­ченными результатами своей деятельности. Учет индивидуальности партнеров по деятельно­сти, объективное опреде­ление своего вклада в общий результат. Оценивание и корректи­ровка своего поведения в окружающей среде. • Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои ми­ровоззренческие взгляды. Осуществление осознан­ного выбора путей про­должения образования или будущего профессиональной деятельности


 

 

 

• Объективное оценива-

ние своих учебных дос-

тижений, поведения,

чезрт своей личности.

1 Конструктивное воспри­ятие иных мнений и идей.

1 Выполнение в практиче­ской деятельности и в повседневной жизни эко­логических требований.

1 Определение собствен­ного отношения к явле­ниям современной жизни.

1 Формирование траекто­рии будущего профес­сионального и личност­ного развития


 

 

• Понимание ценности

образования как средст-

ва развития культуры

личности. Владение навыками ор­ганизации и участия в коллективной деятель­ности: постановка об­щей цели и определе­ние средств ее дости­жения.

Знание экологических требований к организа­ции жизнедеятельности общества.

1 Осознание своей нацио­нальной, социальной, конфессиональной при­надлежности. 1 Владение информацией о выборе путей продол­жения образования


 

 

• Формирование уме-

ния решать нестан-

дартные задачи.

• Формирование навы -ка всесторонне уце­нивать свои умения по осуществлению творческой взаимо­связи в группе в про­цессе интерактивного взаимодействия. 1 Формирование эколо­гического сознания старших школьников -