Учебная программа базового курса «Информатика» для 7 класса



Учебная программа базового курса «Информатика» для 7 классаПояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена:

- на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основно­го общего образования, приказ МОРФ № 1089 от 05.03.2004.

- примерной программы общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» 2-е издание, исправленное и дополненное. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005);

-  авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и рассчитана на изу­чение базового курса информатики и ИКТ учащимися 7 класса в течении 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

Программа составлена с учетом воспитательной компоненты и направлена на её реализацию.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы,  о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимым школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 7 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Место и курса в решении общих целей и задач. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно - коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» обучения базового уровня являются -получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
  • научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
  • формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
  • формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
  • формировать у учащихся готовности к информационно - учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий

Рабочая программа курса «Информатика» для 7-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

 Учащиеся должны знать/понимать:

  • знать функциональную схему компьютера;
  • знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
  • состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  • знать назначение и основные функции операционной системы;
  • правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
  • различия растрового и векторного способа представления графической информации;
  • назначение и возможность систем компьютерного черчения; уметь:
  • выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.
  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • работать с носителями информации (форматирование, "лечение" от вирусов);
  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
  • создавать мультимедийные компьютерные презентации;
  • уметь выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ 7 КЛАССА

Содержание курса информатики и информационных технологий для 7 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.

Теоретическая информатика:

  • История развития вычислительной техники. Устройство компьютера: процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память, типы персональных компьютеров.
  • Данные и программы.
  • Файлы и файловая система.
  • Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы
  • Графический интерфейс операционной системы и приложений. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Основные элементы графического интерфейса: рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню объектов.
  • Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
  • Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Сохранение графических файлов в различных форматах.
  • Интерфейс графических редакторов: область рисования, инструменты рисования, редактирование рисунка, палитра цветов, текстовые инструменты, геометрические преобразования.
  • Системы компьютерного черчения. Система компьютерного черчения КОМПАС. Построение основных чертежных объектов.
  • Компьютерные презентации. Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Демонстрация презентация.

Средства информатизации:

  • Аппаратное обеспечение компьютера.
  • Файл, основные операции с файлами.
  • Программное обеспечение компьютера.
  • Назначение операционной системы.
  • Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

Информационные технологии:

  • Графический редактор: назначений и основные функции.
  • Мультимедийные технологии.

Социальная информатика:

-Предыстория информатики.

  • Основные этапы развития вычислительной техники.
  • Роль информации в жизни общества.
  • Информационная этика.

Направленность курса - развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в 8-9  классах. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности

информационных технологий. При этом исходным является положение о том. что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

Основное содержание курса «Информатика 7».

Глава 1: Компьютер и программное обеспечение (14 часов)

История развития вычислительной техники. Устройство компьютера: процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память, типы персональных компьютеров.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы.

Графический интерфейс операционной системы и приложений. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Основные элементы графического интерфейса: рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню объектов. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Основная цель: познакомить учащихся с функциональной схемой компьютера; показать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность; познакомить с составом и назначением программного обеспечения компьютера; с основными функциями операционной системы; научить работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск) и с носителями информации (форматирование, "лечение" от вирусов); познакомить с правилами техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

Компьютерный практикум:

№ п/п

Тема практической работы

1

Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры

2

Разрешающая способность экрана монитора и мыши

л

Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты

4

Получение информации о загрузке процессора И занятости оперативной памяти

5

Знакомство с графическим интерфейсом Windows

6

Работа с файлами с использованием файлового менеджера

7

Редактирование изображений в растровом редакторе Paint

 

Глава 2: Технология обработки графической информации (20 часов)

Основная цель: объяснить учащимся различия растрового п векторного способа представления графической информации; научить применять графический редактор для создания и редактирования изображений, создавать мультимедийные компьютерные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта. Дать представление о назначении и возможностях систем компьютерного черчения. Научить выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.

 

Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Сохранение, графических файлов в различных форматах.

Интерфейс графических редакторов: область рисования, инструменты рисования, редактирование рисунка, палитра цветов, текстовые инструменты, геометрические преобразования. Системы компьютерного черчения.-'Система компьютерного черчения КОМПАС. Построение основных чертежных объектов.

Компьютерные презентации. Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Демонстрация презентация.

Компьютерный практикум:

№ п/п

Тема практической работы

8

Инструменты векторного графического редактора

9

'Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор ЧУогс!

10

Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе Star Office Draw

11

Рисование в векторном редакторе Star Office Draw

12

Сохранение изображения в различных графических форматах

13

Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения

14

Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения

15

Ввод дополнительных цветов в палитру

16

Создание анимации, встроенной в презентацию

17

Разработка мультимедийной интерактивной презентации. Устройство компьютера

Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):

  • способность к самосовершенствованию;
  • коммуникативная, социально - трудовая компетенция;
  • информационно - технологическая компетенция;
  • ценностно - смысловая компетенция;
  • ценностно-рефлексивная компетенция;
  • информационно-технологическая компетенция:
  • коммуникативная компетенция;
  • учебно-познавательная компетенция;
  • общекультурная компетенция.

Контроль уровня обученности:

Тема

Формы контроля

Компьютер и программное обеспечение

Наблюдение, практическая работа, контрольная работа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, карточки

Технология обработки графической информации

Беседа, практическая работа, контрольная работа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, карточки

 

Литература и средства обучения.

Преподавание нового курса «Информатика 7» основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит: Угринович Н.Д. Информатика -7. Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ, 2003.

Угринович Н.Д., Босова Л.Л.. Михайлова И.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ, 2003.

Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на СО-КОМ. М.: БИНОМ, 2003.

 

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей програмы:

Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;
  • локальная сеть;
  • глобальная сеть;
  • мультимедиапроектро;
  • принтер;
  • сканер.
  • Программные средства:
  • операционная система Windows;
  • полный пакт офисных приложений Microsoft Office;
  • растровые и векторные графические редакторы;
  • архиватор Winгаг.

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во  часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

 

1

Информация. Информатика

0,5

Ознакомите-

льный

Информация. Информатика. Компьютер.

Иметь представление о предмете изучения. Приводить примеры использования информации человеком

Беседа

Введение

 

 

 

Техника безопасности

0.5

Инструктаж

 

Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером

Зачет,

подпись в

журнале по ТБ

 

 

 

2

История развития вычислитель­ной техники

0.5

Объяснение

нового

материала

Счетное устройство Поколение ЭВМ Запуск программ

Называть основные этапы развития вычислительной техники. Определять типы ЭВМ по описанию.

Приводить примеры устройств, которые человек использовал для счета. Осознавать роль компьютера при работе с информацией

Опрос

  • 1.1

 

 

 

 

Работа с клавиатур­-    ным  тренажером

0,5

Практическая работа

Клавиатура. Ввод символов. Клавиатурный тренажер. Позиция рук

Ориентироваться в алфавитно-цифровой клавиатуре. Вводить символы алфавита

Практи­ческая работа

 

 

 

 

 

3

Компьютер универ-саль­ное устройство

Обработки инфор-мации. Устройство

компьютера

0,5

Объяснение

нового

материала

Процессор, устройства ввода, устройства вывода, оперативная память, долговременная память.

Называть функции компьютера при работе с информацией. Называть группы устройств, входящих в состав

компьютера, и их функции

Опрос

 

 

  • 1.2

 

 

Работа с клавиатур­ным

тренажером

 

 

 0,5

Практическая работа

Прописная/строчная

буква.

Буква, знак, цифра Десятипальцевый способ ввода

Уметь вводить прописные и строчные символы русского алфавита, цифры, различные значки

Практи­ческая работа

 

 

 

4

 

Процессор

0.5

Повторение. Объяснение нового материала

Процессор, тактовая частота, разрядность

 

Знать функции

процессора.

Называть основные

характеристики

процессора,

влияющие на его

производительность

Опрос

 

 

  • 1.2.1

 

 

Правила набора текста

0,5

Практическая работа

Текстовый редактор. Прописная/строчная буква.

Красная строка.

Абзац

Знать правила набора текста.

Уметь вводить прописные и строчные символы русского алфавита, различные знаки. Уметь исправлять допущенную ошибку

Практи­ческая работа

 

 

 

5

Устройства ввода

информации.

0,5

Повторение Объяснение нового материала

   Устройства ввода

Понимать назначение устройств ввода информа-ции в составе компьютера. Приводить примеры уст-ройств ввода информации. Уметь  пользоваться клави- атурой, мышью, сканером.

Опрос

 

  • 1.2.2

 

 

 

Правила набора текста

0.5

Проверочная практическая работа

Ввод и

редактирование текста. Сохранение документа, файлы, папки

Применять правила набора текста.

Практи­ческая работа

 

 

 

6

Устройства

вывода

информации

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Устройства вывода.

растр,

пиксель,

разрешающая 

 способность

Понимать назначение устройств вывода информации в составе компьютера. Приводить примеры устройств вывода информации

Опрос

 

  • 1.2.3

 

 

 

Установка разрешаю­щей способ­ности монитора

 

0,5

Практическая работа

 

Уметь изменять разрешаю-щую способность мони-

тора. Понимать зависимость между разре- шающей способностью

монитора и качеством

изображения

 

 

 

 

7

Внутренняя и долговремен­ная память компьютера

 

1

Повторение. Объяснение нового материала

Характеристики оперативной памяти. Модули памяти. Долговременная память. Внешняя память.

Понимать назначение внутренней и долговременной памяти компьютера. Называть отличительные особенности видов памяти

Опрос

  • 1.2.4

 

 

8

 

 

 

Носители информации

 

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Носитель, дискета, СD-ROM. жесткий диск, Flash-память Принципы записи информации на носитель

Знать основные

правила

эксплуатации

носителей.

Приводить примеры

современных

носителей

информации

Опрос

  • 1.2.4

 

 

 

Работа с дискетой

0,5

Практическая работа

Форматирование (быстрое, полное)

Уметь форматировать дискету и проверить поверхность на наличие ошибок

Практи­ческая работа

 

 

 

9

Носители информации

1

Контроль знаний

Устройство компьютера

Перечислять осн