Русский язык и Литература

  • Урок Тема и основная мысль текста 5 класс
  • Урок Рассуждение 5 класс
  • «КАРТА ЗНАНИЙ» КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
  • Рабочая программа внеурочной деятельности Основы мировых религиозных культур для учащихся 5 классов
  • Эссе Моя любимая бабушка
  • Рабочая программа по учебному предмету Литература Восточной Сибири для учащихся 5 класса
  • Урок. Творческая мастерская (5 класс) Цветочный март
  • Программа внеурочной деятельности по русскому языку Родное слово для обучающихся 5 класса (ФГОС)
  • Технологическая карта урока по русскому языку
  • Тест по литературе Мифы народов мира (5 класс)
  • Конспект внеклассного мероприятия звездный час Литература в математике
  • Урок русского языка по теме: Простые и сложные предложения с союзом и
  • Конспект урока по литературе Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского Теплый хлеб (5 класс, ФГОС)
  • Конспект урока по русскому языку Буквы З и С на конце приставок (5 класс, ФГОС)
  • Урок-кейс на тему Р. Л. Стивенсон Вересковый мед
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Художественный стиль. Метафора»Урок начался с проверки домашнего задания (рассказ об особенностях научного стиля). По аналогии с предыдущей темой учащиеся сформулировали тему данного урока с помощью проблемного вопроса: Зачем нам нужен художественный стиль? При объяснении нового материала использовался поисковый метод. Учащиеся проводили сравнения текстов (научного и художественного), читали наизусть стихи, применяли устное словесное рисование. На доске постепенно появляются карточки с характеристикой художественного стиля...
  • Урок литературы в 5 классе «Здравствуй, сказочник прекрасный» (По страницам сказок Г. Х. Андерсена)Мы живем в трудное, но интересное и очень динамичное время. Время, которое круто изменило требования, предъявляемые жизнью к современному человеку, потребовало от каждого из нас пересмотра своих взглядов, убеждений, жизненных и профессиональных позиций. Учитель должен осуществлять подготовку молодой смены, отличающейся самостоятельностью, изобретательностью, оригинальностью мышления, творческими способностями, интеллектуальной инициативностью и другими качествами. Урок призван выполнять функци...
  • Конспект урока русского языка в 5 классе «Сочинение-описание по открыткам»Учащиеся готовят материал для написания сочинения. Заранее учитель дает задание: подобрать открытки с изображением своих любимых цветов, найти легенды об этих цветах. Урок начинается со словарной работы, затем учащиеся знакомятся с историей появления открыток.Работая с текстами, учащиеся повторяют изученные орфограммы,анализируют тексты разного стиля с целью определения связи между содержанием.Чтобы немного отвлечься,ребята разгадывают загадки, рассказывают легенды.В конце урока составляется пла...
  • Урок внеклассного чтения по литературе «Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их» по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб», 5 классДанный урок можно провести в 5 классе, когда изучаем литературу 20 века. Этапы урока: Сначала идет вступительное слово учителя о рассказе. К уроку дети должны прочитать рассказ Е.Носова Трудный хлеб. Далее учитель предлагает детям познакомится со статьей в газете Известие за 08.09.1997 год. Учитель читает фрагмент статьи. Далее идет обсуждение статьи. Обсуждение по тексту, дети отвечают на вопросы. В конце урока делаем выводы. Учитель обращает внимание на эпиграф урока. Обсуждение. Пр...
  • Урок + презентация по русскому языку и литературе в 5 классе по теме «Однородные члены предложения»Ход урока. - Подскажите мне, ребята, какую тему мы проходим по литературе? (сказки) - Верно. А сможете ли вы отгадать загадку? Бабусю знает целый свет, Ей от роду 300 лет. Там на неведомых дорожках, Дом её на курьих ножках. (Баба Яга.) - Значит наш урок пройдет в гостях у Бабы Яги. (слайд 2) Ученики сами пытаются поставить цель на урок. Цель: Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них (слайд 3 )... Оборудование: раздаточный материал; персональный компьютер; мультимедийный проектор. Давайте посмотрим на слайд 4 и вспомним, что такое однородные члены? А теперь небольшая устная разминка. (Слайд 5) Вставьте пропущенные слова. 1 уровень Упр. 193 2 Уровень Упр. 194 3 уровень: Сочинить сказку ( 5-6 предл.) с однородными членами. Подчеркнуть их. (Слайд 19) Рефлексия. А теперь, ребята, оцените себя. Как вы работали? Если вы поняли материал плохо, то поднимите красную к...
  • Контрольная работа «Состав слова», 5 классМатериал представляет собой тестову контрольную работу для 5 класса школ с русским чзыком обучения по предмету Русский язык. Контрольная состоит из 11 вопросов , 10 из них оценивается в 1 балл, 11 вопрос развернутый, оценивается в 2 балла. В контрольной сбалансированно колличество вопросов и по теории и по практике. расчитана контрольная на рызный уровень знаний учеников. по времени контрольная работа рассчитанна на 45 минут с учетом организационного момента и возможных вопросов детей. при ж...
  • Урок по литературе в 5 классе «Пословица и поговорка»Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная, фронтальная, индивидуальная. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Весь урок состоит из пяти этапов. Первый(вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала), второй(организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи: этапы направлены на уточнение понятий пословица и поговорка. Выполняя задания, ученики приобретают новые знания, умения и навыки р...
  • Контрольная тестовая работа по русскому языку. Тема «Фонетика. Орфоэпия». 5 классЭто тестовая работа проводится после изучения темы Фонетика. Орфоэпия в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской. Состоит из 20 заданий, которые проверяют как теоретические знания, так и практические навыки и умения. Также есть задания открытого типа с вариантами ответов, закрытого типа с выбором ответа из предложенного материала. В конце работы в качестве подведения итогов необходимо провести фонетический разбор предложенного слова. Работа рассчитана как на сильного, так и на слабого ученика. ... Максимум -32 балла. На 5- от 32 до 29 баллов. На 4 - от 28 до 23 баллов. На 3- от 22 до 16 баллов. На 2 - от 15 баллов и ниже. Задание 1. 1 балл. В каком слове все согласные звонкие: А-язык. Б - пешка. В-берёза. Г - берег. Задание 2. 1 балл. В каком слове буква Ю обозначает один звук: А-вьюга. Б - юркий. В -утюжить. Г - пою. Задание 3. 1 балл. На какие две группы делятся гласные: А-парные и непарные. Б -сильные и слабые. В - ударные и безударные. Г - твёрдые и ...
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова», Учебник под ред. А. Д. Шмелёва (Гл. 4, п. 13)Урок разработан на основе учебника по русскому языку для 5 кл под ред. А. Д. Шмелёва ( ФГОС Алгоритм успеха ). Новый подход подачи материала. Урок открытия новых знаний. Ученик самостоятельно формулирует проблему урока на основе наблюдений, перерабатывает и преобразовывает информацию, строит логическое рассуждение и делает вывод. Урок насыщен упражнениями по развитию и обогащению речи учащихся; повторение ранее изученного материала. В конце урока обязательно проводится рефлексия.К данному уро...
  • Урок русского языка на тему «Простые и сложные предложения (с элементами подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку)», 5 классУрок русского языка в 5 классе Простые и сложные предложения (с элементами подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку) составлен на основе учебника М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.Целями данного урока являются: средства, культуру речи На уроке развивающего обучения используются следующие методы: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный, формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
  • Тест по русскому языку для 5 класса по теме «Имя существительное»Каждая изученная тема заканчивается уроком повторения. Материал учебника предлагает стандартный набор: вопросы, упражнения. Урок повторения в 5 классе по теме Имя существительное можно разнообразить с помощью теста, который составлен по правилам, изученным по данной теме. Тест включает теоретический и практический материал, позволяющий учащимся проверить свои знания: общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного; умение находить правильный ответ среди предло...
  • Зачёты по русскому языку для 5 класса «Проверим свои знания»Данный материал может использоваться учителями, ведущими уроки русского языка в 5 классе, учениками, желающими проверить свои знания. Составленные тематические зачёты помогут проверить знания учащихся по всем изученным разделам курса русского языка пятого класса: фонетика, синтаксис. лексика, морфемика, морфология (существительное, прилагательное, глагол), а также расширить свои знания в области средств языковой выразительности. Зачёты содержа...
  • Урок по русскому языку и речи для 5 класса по теме «Особенности художественного стиля речи. Изобразительно-выразительные средства языка»Предмет: Русский язык. Речь Класс: 5 Тип урока: комбинированный Конспект урока на тему: Особенности художественного стиля речи. Изобразительно-выразительные средства языка посвящён 70-летию Победы в Сталинградской битве. Личностные цели урока: развивать познавательные способности обучающихся, максимально раскрыть индивидуальности ребенка. Оборудование: слайды с иллюстрациями культурных достопримечательностей города Волгограда; тексты с заданиями разного уровня; словарик с терминами к урок...
  • Итоговая контрольная работа по русскому языку для 5 классаЗадания итоговой контрольной работы по русскому языку для 5 класса. Данный тест позволяет проверить усвоение учащимися основных понятий и орфограмм, изученных за курс 5 класса. Максимальное количество баллов за выполнение заданий по русскому языку - 25 баллов. Механизм перевода первичных баллов в пятибалльную отметку: 5 - 23 - 25 баллов; 4 - 22 - 17 баллов; 3 - 10 - 16 баллов; 2 - менее 10 баллов. Цели: • проверить усвоение учащимися основных понятий и орфограмм, изученных за курс 5 класса; • тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
  • Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Переходные и непереходные глаголы»Тема урока: Переходные и непереходные глаголы Цели урока: Образовательная: обучающийся сможет самостоятельно дать определение понятию переходность - непереходность, выделять основные признаки переходных глаголов Развивающая: обучающийся сможет распознавать переходные и непереходные глаголы; составлять глагольные словосочетания с зависи-мыми существительными; аргументировать, делать выводы, последовательно и логически излагать мысли. Воспитывающая: обучающийся сможет совершенствовать навыки...
  • Урок обобщение и систематизация знаний «Морфемика, словообразование, орфография», 5 класс Этапы урока Деятельность обучающих Формирование УУД 1.Оргмомент. 2.Цели, задачи. Мотивация учебной деятельности. 3.Актуализация знаний. 4. Применение знаний и умений. 5. Рефлексия. 6. Домашнее задание. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. - Сформулируйте тему урока. - Какие цели можно поставить перед собой на уроке? (Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слова, отрабатывать орфографические навыки). 1.Повторение морфем. Решение кроссворда. Слайд. 1.Игра Составь слово. Определить способ образования слова. - Какие способы образования здесь не названы? ( бессуффи... Коммуникативные УУД. Строить связное монологическое высказывание. Регулятивные УУД. Формулировать тему и цели. Познавательные УУД. Владеть приемами выбора и систематизация материала. Регулятивные УУД. Высказывать предложения на основе наблюдений. Познавательные УУД. Анализировать, делать выводы, строить рассуждение. Познавательные УУД. 1.Анализировать, делать выводы. 2.Слушать и слышать других. Коммуникативные УУД. Работа с текстом худо...
  • Рабочая программа специально для уроков русского языка в 5 классахДанная рабочая программа разработана специально для уроков русского языка в 5 классах. Рабочая программа разработана в соответствии с: - Федеральным компонентом госстандарта образования; - примерной базовой программой образования по русскому языку. Длительность данной программы - около 1 года. Цели обучения данной программе: - развитие логики и речи; - получение знаний о русском языке; - увеличение словарного запаса; - получение навыков применения полученных знаний на практике. Программа включает в себя уроки повторения пройденного материала, а также освоение нового.
  • Конспект урока литературы для 5 класса «В гостях у сказки» Конспект урока литературы для учащихся пятого класса, обучающихся по любым УМК Материал подобран в соответствии с интересами учащихся. Задания разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся пятого класса. Представлены задания разных уровней сложности, требующие разных творческих способностей.Выполнение заданий командой, способствует формированию чувства солидарности, взаимопомощи. Считаю, что данная форма урока (урок-игра) повысит интерес к изучаемому предмету,поможет формированию читате...
  • Урок по русской литературе для 5 класса по теме «Северный чародей»Формы организации познавательной деятельности: - общеклассная - групповая - индивидуальная Методы обучения: - репродуктивный - поисковый - исследовательский - проблемный - проективный - деятельностный Формы реализации методов: - практическая работа в группах - презентация проекта - инсценирование - сообщения учащихся - исследование текста - художественный пересказ Контроль: контроль учителя, взаимоконтроль. Оборудование урока: - презентация - выставка книг писателя - выставка рисунков учащихся ...
  • Урок по теме «Прямая речь», 5 классРазработка урока по данной теме. В начале урока проводится синтаксическая пятиминутка, кде учащиеся, работая с предложением расставляют необходимые знаки препинания, проводят синтаксический разбор предложения, а также объясняют орфограммы, в словах с пропущенными буквами. Далее с помощью музыкального сопровождения ребятам предстоит очутиться в мире сказок, где они вспоминают сказочных героев, представленных на иллюстрациях и состовляют предожения с прямой речью. Тут же мы строим схемы предложений с прямой речью, так это второй урок по данной теме и учащиеся уже имеют представление о понятии прямая речь, слова автора. На этапе закрепления проводится самостоятельна работа в парах с последующей взаимопроверкой. В конце урока предусмотрен контроль за усвоением изученного материала в форме тестирования, результаты которого ученики получают на следующем уроке, а учитель имеет возможность проанализировать работу каждого учащегося. По объему урок небольшой. Поэтому может быть использован в целом объеме с слабом классе или стать частью урока в классе, где достаточно сильные ученики.
  • Урок по литературе для 5 класса «К. Паустовский «Барсучий нос»»Успешность обучения в школе сегодня во многом зависит от умений учащихся работать с информацией, в том числе и текстовой. В процессе обучения школьники встречаются с текстами разной направленности: и художественными, построенными на образах, и научными, построенными на научных понятиях. Существуют различные методы, формы и средства по развитию речи уч-ся: -словесные; -наглядно-образные; -практические; -театрализация; -моделирование сказок; -игра; -обучение постановке вопросов; -обучени...
  • Урок по русскому языку 5 класс «Что обозначает глагол»Урок по русскому языку 5 класс Что обозначает глагол Учебник М.М. Разумовская. Первый урок по теме Глагол Повторить основные сведения о глаголе как о части речи, изученные в начальных классах: значение, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. Обогатить нашу с вами речь с помощью глаголов. Мы на нашем уроке сегодня постараемся расширить представление о глаголе как о части речи, обозначающей действие предмета, узнаем, что глагол может обозначать и самые разнообразные...
  • Урок чтения в 5 классе коррекционной школ ы VIII вида по теме К. Паустовский «Кот Ворюга»Тема урока: Рассказ Кот -ворюга К.Паустовского. Цель: познакомить учащихся с творчеством К.Паустовского. Задачи: Образовательные: 1.Познакомить учащихся с рассказом К.Паустовского Кот-ворюга 2.Формировать умение анализировать художественное произведение. Развивающие: 1 Развивать навыки выразительного чтения. 2 Развивать и обогащать речь учащихся (через связанные высказывания). Воспитательные: 1Воспитывать любовь к животным. 2 Приобщать учащихся к литературным произведениям. Коррекционные: 1 Развивать произвольное внимание. 2 Корригировать слуховое внимание и восприятие учащихся. Оборудование: учебники, мультимедиа-презентация, портрет писателя Речевой материал: отчаяние, кукан. плотвица , лаз, шиворот , подпалины. Ход урока: 1.Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания, оценивание. - Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Что было задано на дом? (1 и 2 группа-пересказ 3 главы А.Толстого Желтухин, 3 группа-выразительное чтение) (спросить 2-3 человек) 3.Основная часть 4. Заключительная часть урока. - С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Кто автор? - О чем он заставил нас задуматься? - С какими новыми словами познакомились? 5.Оценивание работы учащихся на уроке. 6.Домашнее задание: 1и 2 группы- читать, отвечать с 1-4 вопросы 3 группа – выразительное чтение. - На следующем уроке мы продолжим знакомство с произведением Паустовского Кот-ворюга. .
  • Конспект урока по русской речи для 5 классов на тему «Звуки и буквы» 5 класс Русская речь Тема урока Звуки и буквы Цель Закрепить ранее полученные знания по фонетике; совершенствовать умение находить, различать буквы и гласные и согласные звуки; Результаты обучения Усвоить тему и знать правила. Основные идеи Уметь различать звуки и буквы Методы Наглядный, словесный, ИКТ, КМ, групповая, индивидуальная работа, Сбор ассоциаций, оценивание. Содержание уроков Время Ресурсы Действия учителя Действия ученика 1 минут 6 минут 5 минут Слайды, интерактивная доска, учебник Перестрелка Цвет Пожелание друг другу Я желаю тебе: счастья, добра, удачи, успеха, радости…. Опрос домашнего задания (перестрелка) Разбивка по цветам Называют отсутствующих. Желают друг друг свои пожелание Ученики задают вопросы друг другу. Ученики разбиваются на 3 группы 7 минут Стадия Вызов Презентация, интерактивная доска, учебник. Прием Сбор ассоциаций Учитель выделяет ключевое слово понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать как можно больше слов или выражений. Ключевое слово (Звуки). Ребята, что мы слышим? (Мы слышим звуки). Молодцы, ребята! Тысячи разных звуков окружают человека: смех детей, лай собак, пение птиц. т.д. Человека окружают особые звуки. Звуки речи, из которых состоят слова. Вспомните: в 4-3 классе вы изучали звуки ? Какие звуки? Каждая группа работает индивидуально. Ответы учеников. 8 минут Стадия Осмысление Работа с учебником Упражнение 1 Русская народная песня. Кто автор этой песни? О чём эта песня? Упр 25 (спишите первый куплет и поставьте ударение в словах ) Упражнение 29 (спишите и подчеркните буквы е, ё, ю, я) Ученики читают самостоятельно и делают свои выводы. Выполняют задание 10 минут Прием Учебный мозговой штурм Учебный мозговой штурм на тему Кто из них важнее и нужнее? из текста Кто важнее стр 16 Ученики работают в группах.. (создают банка идей, возможных решений проблем) 2 минут Физминутка Руками хлопаем Ногами топаем Глазки закрываем Руки поднимаем И глубоко вздыхаем Ученики весело и дружно делают физминутку. 3 минут 3 минут Стадия Рефлексия Оценивание Задание на дом Прием Продолжи рассказ Что в изученном сегодня для вас самое главное? Что вам запомнилось? В начале урока раздаются всем оценочные листы Взаимооценивание Упражнение 7письменно Первый ученик начинает первое предложение, второй дальше продолжает.. Ученики оценивают друг друга. Записывают в дневники Ученики составляют свои предложения о сегодняшнем уроке. Дополнительное задание Что вы знаете о стране, народе, язык которого в изучаете? Анализ урока Что прошло удачно? Пожелание, Перестрелка, Продолжи рассказ Что хотелось изменить? Развитие устной речи
  • Конспект урока-путешествия по русскому языку в 5 классе на тему: «Сложное предложение»Урок русского языка в 5-ом классе проведен в форме игры-путешествия с использованием информационно-коммуникативных технологий (мультимедийная презентация, выполненная в Power Point). Это активизирует деятельность познания у учащихся, поднимает качество усвоения новых знаний и интерес школьников к изучению предмета, и тем самым повышает уровень орфографической и пунктуационной компетентности учащихся. Групповая форма работы на уроке воспитывает в ребятах умение сотрудничать, чувство коллективиз...
  • Конспект урока русского языка в 5 классе «Загадки слова»В своей работе использую игровые технологии. Это оправдывает себя, особенно в 5 классе, при переходе детей из начальной в основную школу. Моменты игры, занимательности позволяют создать на уроке непринуждённую атмосферу, ситуацию успеха для учеников с разным уровнем интеллектуальных способностей и возможностей. Данный урок позволяет повторить учебный материал по изученной теме и оценить степень его усвоения. Занимательные и игровые задания развивают у пятиклассников не только предметные умения и...
  • Урок русского языка для 5 класса «Обращение»Урок русского языка для обучающихся 5 класса, работающих по учебнику Т.А.Ладыженской. Данный урок является первым в теме Обращение.Задачи урока: помочь осознать понятие обращение, научить находить обращения в предложениях, отличать их от подлежащих, выявлять роль в предложении; развивать способности к сравнительному анализу предложений, содействовать развитию у учащихся устной и письменной речи; воспитывать бережное отношение к слову, формировать интерес к художественной литературе. ...
  • Конспект урока литературы в 5 классе «Дневник Васютки Шадрина»Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 5 классах по программе Б.А.Ланина .Разработан по требованиям ФГОС. Конспект представляет собой практическую работу, которая проводится в индивидуальной форме. Он позволяет учителю выяснить ,во-первых,насколько ученик освоил текст, во-вторых, учит составлять пятиклассников дневниковые записи. Данный урок можно провести на этапе закрепления полученных знаний. Моим ученикам он очень понравился,были неплохие результаты,чего и вам желаю...
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Диалог»Предлагаю разработку открытого урока русского языка для 5 класса по теме Диалог. Цель данного урока: познакомить с понятиями диалог и реплика; постановкой знаков препинания при диалогах. Шаг за шагом ребята осваивают правила составления диалога и оформления его на письме. Необычное начало урока задает положительно эмоциональный настрой ребят на весь урок: на урок приходят два зайчонка (мягкие игрушки, которые учитель приносит с собой), которые, по словам учителя, ночью оживают и ... Диалог как основная форма работы учителя с учащимися присутствует и на самом уроке. Прежде всего, это беседа по предложенным ситуациям или текстам. Для анализа используются тексты из известных детям произведений: К. Чуковского, Эдуарда Шима, Л. Лагина. На основе данных текстов ребята отрабатывают навыки правильной постановки знаков препинания при диалогах. Кроме того, учатся навыкам ведения беседы. Домашнее задание позволит учителю проверить те знания, которые ребята получили на уроке....
  • Урок русского языка в 5 классе «-Тся и –ться в глаголах»Цели: 1.Повторить правописание глаголов на –тся и –ться, повторить сведения о глаголе; 2.Развивать умение определять различные части речи, навыки грамотного письма (видеть орфограмму и уметь её объяснить ); 3.Уметь работать с источниками информации (текстом учебника, упражнениями, правилом), осмыслять информацию и применять её на практике. Ход урока: 1.Организационный этап. Здороваемся, записываем число, оставляем две строчки для темы урока. 2. Проверка домашнего задания в парах (эталон на доске), коррекция допущенных ошибок, выставление оценок. 3.Актуализация знаний. Работа с примерами предложений на доске. Два братца пошли в воду купат?ся. Один купает?ся, а другой на берегу валяет?ся. - К какой части речи принадлежат слова с пропусками? (это глаголы) - По каким признакам вы это определили? Чем связаны эти глаголы в произношении? ( при произношении оканчиваются на –ца). - Да, звучат так, но никогда так не пишутся. Чем они различаются в написании? (наличием или отсутствием мягкого знака). Сформулируйте и запишите тему урока (-Тся и –ться в глаголах). 4. Постановка целей и задач урока учениками. Осознание причины собственных затруднений. - Проанализируйте примеры на доске и сделайте вывод о правописании –ться и –тся в глаголах (Выслушать мнения учеников). - Какими частями слова являются –ться и –тся в глаголах? (предположения учеников). 5. Добывание знаний в учебной ситуации. Работа с источником информации. Где можно посмотреть, насколько ваши выводы верны? (в учебнике) Чтение правила учебника с карандашом, делаем пометы на полях учебника. На доске или в презентации заранее дать пометы: = мне известно + новое, неизвестное - непонятно ? неясно, хочу знать больше - Что вы знали? Что нового было в правиле? Так какими частями слова являются –ться и –тся в глаголах? Как выделяются в глаголах? - Перепишите предложения, правильно оформите изученную орфограмму. Где её можно посмотреть?( Посмотреть номер изученной орфограммы и как её обозначить графически можно на форзаце учебника). 6. Творческое применение знаний в новой ситуации. Самостоятельная работа (3 уровня сложности). 1. Определить правильное написание слова, произвести синтаксический разбор предложения. Трус и тени своей боит?ся. - Как вы понимаете смысл пословицы? 2.Творческий диктант с лексическим заданием: закончить вторую часть пословиц, учитывая, что это должен быть противоположный по смыслу глагол. Легко повстречаться, тяжело…. (расставаться) Сумел ошибиться, сумей и …(поправиться) 3. На каком языковом материале был построен сегодняшний урок? ( на материале пословиц и поговорок). - Для чего нужны в языке пословицы и поговорки? Напишите мини-сочинение на тему Пословицы и поговорки в моей речи, употребив глаголы с –тся и –ться. - Обозначьте изученную орфограмму. Тетради сдать. 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (выполнить упр-е из учебника или составить по предложенному рисунку 5-6 предложений по теме сегодняшнего урока, всем выучить правило и составленную схему). 8. Рефлексия. Ребята анализируют, где и почему были допущены ошибки, оценивают результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, намечают цели последующей деятельности.
  • Урок литературы в 5 классе на тему «Традиции встречи Нового года в разных странах мира»Данный конспект урока - путешествия по литературе предназначен для проведения в 5 классе. Целесообразнее проводить урок с целью повторения ранее изученных произведений о зиме и новогоднем празднике, а также для закрепления недавно пройденного материала.Новый год - один из любимейших праздников как взрослых, так и детворы, поэтому урок будет интересен пятиклассникм. Он прекрасно расширит кругозор ребят, узнавших много нового и занимательного о традициях и обычаях встречи этого замеч...
  • Урок по литературе в 5 классе «И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Немой протест героя – символ немоты крепостного права»Этапы урока: 1. Орг.момент. 2. Объявление темы и целей урока. 3. Основное содержание урока. - На прошлом уроке мы говорили о том, что Герасим по произволу барыни потерял свою любимую девушку Татьяну. В обыденной жизни, в горе Герасим проявил себя самым замечательным лицом среди прочих. 1. Беседа (В это время 3 уч-ся даётся задание разгадать кроссворд- карточку). - Что же сделало счастливым Герасима в этот счастливый год? (То, что он мог заботиться о беззащитном существе, испытать радость от его привязанности. Это даёт ему силы жить). - Какие же события происходили в течение этого года? (Да никаких – он работал и растил Муму, она как только немного подросла, стала даже чем-то помогать ему. Счастливым сделали Герасима не события, а возможность спокойно работать и заботиться о милом ему существе). - Итак, Герасим был счастлив год. И произошло какое-то неожиданное обстоятельство, нарушившее счастье и спокойствие жизни Герасима. Какое же это обстоятельство? 2. Пересказ эпизода. - Перескажите эпизод пропажи Муму и поиски Герасима. 3.Аналитическая беседа. - Как передаёт автор переживания Герасима в этот момент? (Его переживания передаются выразительными глаголами (стал бегать, искать, кликать, бросился, выскочил), характеристикой его поведения (с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, успел обежать пол-Москвы), отношением к исполнению своих обязанностей (весь следующий день Герасим не показывался). - Как же возвращение собаки отразилось на поведении Герасима? - Почему он пообещал, что сам берётся уничтожить Муму? 4. Работа над языковыми особенностями. В начале рассказа перед нами глухонемой силач, близкий к природе, связанный с ней нерасторжимыми узами. Что же помогает нам представить, увидеть эту близость? Какие художественные средства? Подтвердите текстом. 5. Индивидуальная работа по карточкам (2 ученика). - Подготовить ответ на вопрос по иллюстрации. 6. Устное словесное рисование. Сравнительный анализ. - Каким вы себе представляете великана? Опишите его в вашем представлении. - Можно ли Герасима сравнить с описанием великана? Найдите описание Герасима, которое бы соответствовало качествам великана? 7. Ответы по карточкам. Игра для разминки Кто продолжит? (учитель показывает карточку с именем героя из рассказа, а ученик должен продолжить рассказ об этом образе или подобрать к нему подходящие определения). 8. Беседа по образу Герасима. - Что вас трогает в этом герое? - Почему в финале так радостен и полон сил Герасим? Сравните: даже когда Муму просто пропала, он не спал и стонал всю ночь. А теперь после поступка, который был совершён с таким отчаянием, такое неожиданное состояние счастья. - Откуда оно? (Герасим, наконец-то, почувствовал себя человеком, приняв первое в жизни самостоятельное решение, и поёт в нём душа и полна радости природа вокруг него). 9. Выразительное чтение эпизода. Беседа по прочитанному тексту. - Давайте прочитаем выразительно тот эпизод, когда Герасим возвращается домой. - Как доказать, что автора радует смелый поступок Герасима? (Эта радость в восторженном описании пути богатыря, в радостном описании картины природы, которая была так близка ему). - А вас радеет несокрушимая отвага и вместе с тем радостная решимость Герасима? - Что хотел выразить автор этим эпизодом? Что совершил немой Герасим? 10. Работа над темой урока. - Какой символический смысл в этом образе – НЕМОЙ? В самые тяжёлые моменты рассказа писатель напоминает нам о немоте Герасима. На своей родине он не может никому ничего сказать, богатырь – немой. Это символ простого народа. И опять же всему виной крепостной строй. - Вы знаете, что Герасим это прототип крепостного Андрея. Что изменил писатель в ходе событий? ( Андрей до смерти служил барыне и сохранил рабскую покорность даже после уничтожения собаки). - Почему автор это сделал? 11. Слово учителя. Работа над эпиграфом. - Читая Тургенева в наши дни , мы не только узнаём, как жили и боролись за свободу его современники, но и проникаемся любовью к героям за их душевную красоту, смелость, умение самостоятельно строить свою жизнь. - Прочитайте эпиграф к уроку. Это слова Тургенева. Не кажется ли вам, что эти мысли он вложил в конце рассказа в образ одного героя. Кто он, и как это выражается? 4. ИТОГ УРОКА: 1. Проверка домашнего задания – Характеристика Герасима. 2. Тест по произведению. 3. Слово учителя. - Писатель всегда был проповедником справедливости, гуманности, красоты человеческих отношений, облагораживающих человека, вызывающих в нём добрые чувства. Во время похорон Тургенева один из многочисленных венков был сделан в виде разорванной цепи. Это был символ того, что Тургенев своим творчеством способствовал освобождению русского народа от крепостного права. Произведения Тургенева учат нас видеть прекрасное в жизни людей и в природе, делают нашу жизнь богаче и интереснее. 5. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по рассказу.
  • Урок русского языка для 5 класса «Лексикология как раздел лингвистики. Объяснение лексического значения разными способами»Ход урока: 1.Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Групповая работа. 1 группа уч-ся выписывает слова, в которых наблюдается чередование гласных или согласных, подбирает к каждому из них однокоренное слово, подтверждающее это чередование; 2 группа выписывает словосочетания, включающие слова – омофоны и объясняет выбор гласной в корне; 3 группа записывает поморфемно глаголы скрипучий и скрепить, подбирает проверочные слова; 4 группа из оставшихся слов выписывает сначала слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, а затем – с непроверяемой гласной в корне и объясняет выбор написания. 5 мин. 3. Актуализация знаний - Каким правилом вы воспользовались, чтобы проверить безударную гласную в корне слова? - Какие слова называются однокоренными? - Посчитайте количество слов в домашнем упр.(24) - Можно ли указать точное количество слов в русском языке? Как вы думаете – почему? Уч-ся рассказывают правило написания безударных гласных в корне, проверяемых ударением, говорят, что однокоренные слова - это слова с одним корнем и общим значением. Отвечая на последний вопрос учителя, уч-ся приходят к мысли о том, что слов в русском языке великое множество, словарный состав языка постоянно изменяется: пополняется новыми словами, некоторые слова уходят из употребления, поэтому в словари попадают не все слова. 4. Определение целей и задач урока. Создание проблемной ситуации. 5.Беседа. - Скажите, как нам удалось определить значение слова в предыдущем задании? - В каких ситуациях удобнее использовать объяснение значения слова с помощью рисунка? Уч-ся определяют 2 способа толкования слов: с помощью рисунков и описания предметов, признаков, действий. 6. Работа с интерактивной таблицей. 7. Применение полученных знаний в новой ситуации. Уч-ся записывают в тетрадь основные части статьи: 1.заголовочное слово. 2.грамматические пометы. 3.толкование слова. 4.пример употребления слова в речи. После этого самостоятельно по группам составляют словарную статью слов корректор, натюрморт, пейзаж, афоризм. Приводят примеры известных им афоризмов из басен И.А.Крылова. 9 мин. 8. Рефлексия. - С каким разделом лингвистики мы познакомились сегодня? - Что нового, интересного узнали на уроке? - Чему научились на занятии? Итог урока - записанные на доске слова М.Горького: Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон. 9. Домашнее задание. 10. Выставление и комментарий оценок.
  • Урок литературы в 5 классе С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»Цели урока: 1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся; 2) Развивающая: развитие умений и навыков грамотного художественного пересказа содержания прочитанного (на основе l-ой главы), выразительного чтения отрывков из сказки (при ответе на вопросы) и комментирования; 3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного (на основе содержания волшебной сказки Аксакова), любви к произведениям устного творчества, желания читать и изучать сказки, стать добрым человеком, какой была главная героиня сказки. Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся к сказке, иллюстрации, карточки с вопросами; ТСО: ноутбук, проектор.
  • Урок чтения в 5 классе «Жизнь дана на добрые дела» В. Гюго «Гаврош»Урок чтения в 5 классе Жизнь дана на добрые дела. Все учащиеся нашей школы поделены на 3 группы по параметрам педконсилиума. Данный урок был рассчитан на учащихся 2-ой группы. Особенности этих детей были учтены при планировании урока. Тип урока: изучение нового материала. Этапы Средства и приёмы учителя Оргмомент Речёвка. - Ребята! Поприветствуйте гостей. - Сегодня на уроке у нас много гостей, которые вместе с нами совершат путешествие в мир литературы. - Итак, мы начинаем. - Я желаю вам новых открытий. Эмоциональная подготовка к восприятию произведения. - Я предлагаю вам послушать песню. - А после прослушивания вы попытаетесь передать состояние души исполнителя этой песни. (Слушание записи песни из к/ф Генералы песчаных карьеров). - Когда я слушаю эту песню, я испытываю боль за судьбу обездоленных детей, у меня появляется огромное желание помочь им, согреть, приласкать. - А теперь попробуйте вы передать состояние души исполнителя. Как он поёт? - Ребята, кто из вас знает, как называют детей, которые не имеют крова, лишены родител... Представление автора. - Сегодня мы будем работать над небольшим отрывком из книги французского писателя Виктора Гюго. - Посмотрите на его лицо, его глаза. - Попробуйте понять, каким он был человеком. Легко ли ему жилось? - Действительно, Виктор Гюго прожил долгую и трудную жизнь. Он умер, когда ему исполнилось 83 года. - В своих произведениях, будь то проза, стихи, романы, он повторял одну и ту же мысль – не допустить унижения человека. Не допустить страдания женщины, обиды ребёнка. - Мир для него делилс... Выставка книг. - Гюго написал много книг. В основном, это книги для взрослых. Вы прочтёте их, когда станете взрослыми. - Он написал замечательный роман Отверженные. - Книга Гаврош - отрывок из этого романа. Работа с эпиграфом - Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из древнеиндийской поэмы Махабхорат. Первичное восприятие 1 части текста. Учитель читает 1 часть текста. (глава Маленький Гаврош). Словарная работа - Ребята! Вам в тексте встретились непонятные слова. - Давайте прочитаем их по слогам, а потом полностью. Па-риж га-ме-ны не было кро-ва си-ро-та при-воль-но про-вор -ный не ту-жил в по-гре-бах буль-вар Разбор 1 части текста - Кого в Париже называли гаменами? (бездомных детей) - Как выглядел Гаврош? - Во что он был одет? (в лохмотья). - Кто дал ему эти лохмотья? - Где он жил? - Как относились к нему родители? (плохо) - Давайте прочитаем следующее выражение хором: Мальчик жил, не видя любви и заботы, точно бесцветная травка, которая растёт в погребах. - Как вы понимаете это выражение? - Давайте найдём ответ в тексте (Отец о нём не заботился, а мать его не любила, так что его смело можно было назвать сирот... Физминутка Разбор 2 части теста Чтение по цепочке Словарная работа Сту-дё-ный зяб-ко ци-рюль-ник Пять сан-ти-мов пи-чу-ги клюв по-пле-лись Разбор 2 части - Почему Гаврош задержался около парикмахерской? (Он, стоя у витрины, увидел, что туда вошли маленькие дети. Они привлекли его внимание). - О чём задумался Гаврош? (Он старался вспомнить, когда он обедал в последний раз). - Какие поступки подтверждают, что он был большой шутник? (Послушай, цирюльник, я позову слесаря и велю нацепить тебе на хвост трещотку). - А почему Гаврош так грубо обращается с цирюльником? (Он ненавидит богачей). - Какой образ вызвала у него старушка с метлой?... Работа по иллюстрации в книге Рассмотреть иллюстрацию Разбор 2 части - Каким поступком по отношению к малышам подтверждается доброта Гавроша? (он их накормил не просто хлебом, а самым лучшим – белым хлебом). - Как Гаврош велел разделить хлеб? (себе взял маленький кусок, а детям отдал по большому куску). - Как он называет детей? (пичужка, открой клюв). - Как эти слова характеризуют Гавроша? (он ласковый, заботливый). - Гаврош сам жил в ужасных условиях и он смог остаться неунывающим, добрым и ухитряется даже помогать другим - кто меньше его, беспомощ... Художественный анализ произведения Расскажите о Гавроше по данному плану: А) Как выглядел Гаврош? Б) Как был одет? В) Как относились к нему родители? Г) О каких чертах характера Гавроша вы можете сказать? Итог урока. Обобщение. - Я предлагаю вернуть к теме нашего урока. - Помните, вы сказали, что разговор на уроке пойдёт о ….. - Верны ли были наши предположения? - Какую мудрость жизни вы сегодня поняли? - Кто вам в этом помог? - Ребята, я думаю, что вы поняли – нельзя отбрасывать тех детей, которые нуждаются в нашем милосердии и сострадании, и тогда в мире будет меньше злобы и ненависти. - Наш сегодняшний урок закончился, но тема продолжается. Я хочу подарить вам небольшое стихотворение. - Я желаю вам, чтобы в... Оценки - Наш сегодняшний урок закончился. Я поставлю вам сегодня за урок оценки…
© 2010-2018