Правовые основы отказа в приеме на работу



 

 

 

Правовые основы отказа в приеме на работу 

И.А. Рожков, директор Центра

 правовых приклад­ных разработок Института

 развития образования Государственного университета

 — Высшей школы экономики

 

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бес­платного посредничества органов службы занятос­ти, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Работодатели обяза­ны ежемесячно представлять органам службы заня­тости: информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) (п. 1 ст. 8 и п. 3 ст. 25 Закона РФ «О за­нятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 с последующими изменени­ями и дополнениями по состоянию на 10 января 2003 г. Далее— Закон № 1032-1).

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, школа в пятидневный срок воз­вращает в службу занятости направление с указа­нием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направлен­ного службой занятости, школа делает в направле­нии службы занятости отметку о дне его явки и при­чине отказа в приеме на работу, после чего возвра­щает направление гражданину (п. 5 ст. 25 Закона №1032-1).

По общему правилу, подбор и расстановка кадров от­носится к исключительной компетенции администра­ции школы. Однако Трудовой кодекс и другие феде­ральные законы предусматривают определенные га­рантии работникам при заключении трудового дого­вора.

Так, запрещается отказывать в заключении трудово­го договора работникам, приглашенным в письмен­ной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня уволь­нения с прежнего места работы (ч. 4 ст. 64 ТК РФ). На практике приглашение обычно приобретает фор­му письма (ходатайства) в адрес администрации прежнего места работы с просьбой уволить работ­ника в порядке перевода в такую-то школу на та­кую-то должность такого-то числа. Если такое ходатайство, подписанное директором школы, будет удов­летворено, и работник уволен с прежнего места ра­боты по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ, то ему нельзя отказать в приеме на новое место рабо­ты в течение одного месяца со дня увольнения с пре­жнего места работы.

Не может быть отказано в приеме на работу моло­дому специалисту: если школа подала в учебное заведение заявку на молодого специалиста, то она обязана предоставить соответствующую работу вы­пускнику этого учебного заведения. В случае отка­за в приеме на работу без уважительных причин ра­нее заявленных выпускников учреждений начально­го профессионального, среднего профессиональ­ного и высшего профессионального образования, школа должна произвести целевые финансовые от­числения в фонд занятости в размере среднего за­работка работника данной категории за год (п. 4 ст. 25 Закона № 1032-1).

Не отказывают в приеме инвалиду, направленному на работу по специальности в счет квоты и в соответствии с медицинскими показаниями. Дело в том, что соглас­но статье 21 Федерального закона «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» организа­циям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Механизм установления квоты в организациях оп­ределяется органами государственной власти субъек­тов Российской Федерации. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели еже­месячно вносят в бюджеты субъектов Российской Фе­дерации обязательную плату за каждого нетрудоуст­роенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указан­ной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом также предусмотрены случаи, когда адми­нистрация обязана предоставить работу лицам, ра­нее состоявшим в трудовых отношениях с данной организацией. Это относится к работникам: • освобожденным от работы вследствие избрания на выборную должность в профсоюзных органах.

В соответствие с ч. 1 ст. 375 ТК РФ работнику, осво­божденному от работы в организации в связи с из­бранием его на выборную должность в профсоюз­ный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии, с согласия работника, другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по пункту 7 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

При невозможности предоставления соответству­ющей работы (должности) по прежнему месту ра­боты в случае реорганизации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохра­няет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести меся­цев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года (ч. 2 ст. 375 ТК РФ). Следует подчеркнуть, что если работник избран на выборную должность в вышестоящий профсоюзный орган, гарантии, установленные частями 1 и 2 ст. 375 ТК РФ, на него не распространяются;

- освобожденным от работы вследствие избрания на выборную должность в государственных органах, органах местного самоуправления.

Согласно ст. 172 Трудового кодекса РФ гарантии ра­ботникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государ­ственных органах, органах местного самоуправле­ния, устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц. Так, по Закону города Москвы «О статусе депутата Мос­ковской городской Думы» от 13 июля 1994 года № 14-60 «депутату Думы по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (дол­жность), а при ее отсутствии — другая равноцен­ная работа (должность) по предыдущему месту ра­боты или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации. Ответственность за пре­доставление работы возлагается на мэрию и пра­вительство Москвы» (ч. 2 ст. 19);

- восстановленным на работе по решению суда (ст. 391 и 396 ТК РФ).

Решение суда о восстановлении на работе незакон­но уволенного работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполне­ния такого решения принявший его орган выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке;

- уволенным с военной службы. В течение трех месяцев после увольнения с воен­ной службы за гражданами, работавшими до при­зыва (поступления) на военную службу в государ­ственных организациях, сохраняется право на поступление на работу в те же организации, а за про­ходившими военную службу по призыву (в том числе и за офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — также право на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу (абз. 3 п. 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе воен­нослужащих»).

Законодательством могут быть предусмотрены и иные случаи, когда администрация обязана заклю­чить трудовой договор с ранее работавшим в школе сотрудником, например, в случае реабилитации при необоснованном и (или) незаконном привлечении к уголовной ответственности (ст. 138.1 Уголовно- процессуального кодекса РФ).

Не может быть отказано в приеме на работу по моти­вам:

а) пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также со ссылкой на другие об­стоятельства, не связанные с деловыми качества­ ми работника (ч. 2 ст. 64 ТК РФ)*. Отказ в приеме на работу по этим мотивам влечет за собой уголов­ную ответственность по статье 136 Уголовного ко­декса РФ;

б) наличия у женщины беременности или детей (ч. 3 ст. 64 ТК РФ). Отказ от заключения трудового догово­ра с женщиной по этим мотивам влечет за собой уго­ловную ответственность по статье 145 Уголовного кодекса РФ;

Во всех остальных случаях закон обязывает адми­нистрацию школы обосновать (мотивировать) свой отказ от заключения трудового договора (ч. 1 ст. 64 ТК РФ). Под мотивированным отказом следует понимать отказ со ссылкой на деловые ка­чества работника, о которых можно судить по предъявленным им документам. Данные, получен­ные иным путем, не могут быть положены в основа­ние отказа.

Отказывая в приеме на работу, администрация мо­жет сослаться на прямое запрещение закона. В частности, действующим законодательством:

 

 

* Исключения из этого правила могут быть предусмотрены федеральным законом.

 

 

а) запрещается прием на определенные должности лиц, в отношении которых имеется вступивший в за­конную силу приговор суда, лишающий их права за­нимать эти должности или заниматься определенной (например, педагогической, воспитательной) дея­тельностью на срок от 6 месяцев до 5 лет (ст. 47 Уго­ловного кодекса РФ; ч. 1 п. 2 ст. 53 Закона РФ «Об образовании»);

б) не допускаются к педагогической деятельности в образовательных учреждениях лица, которым она запрещена по медицинским показаниям, а также
лица, имеющие неснятую или непогашенную суди­мость за умышленные тяжкие и особо тяжкие пре­ступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР (ч. 1 п. 2 ст. 53 Закона РФ «Об образова­нии»).

Перечень соответствующих медицинских противопо­казаний устанавливается Правительством Российс­кой Федерации (ч. 2 п. 2 ст. 53 Закона РФ «Об обра­зовании»).

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное на­казание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает десяти лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК РФ). Особо тяжкими преступлениями при­знаются умышленные деяния, за совершение кото­рых Уголовным кодексом РФ предусмотрено нака­зание в виде лишения свободы на срок свыше деся­ти лет или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК РФ). Судимость погашается в отношении лиц, осуж­денных к лишению свободы за тяжкие преступле­ния, — по истечении шести лет после отбытия нака­зания; в отношении лиц, осужденных за особо тяж­кие преступления, — по истечении восьми лет пос­ле отбытия наказания (п. «г» и «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ). Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения су­димости (ч. 5 ст. 86 УК РФ).

Не противоречит действующему законодательству отказ в приеме на работу по таким основаниям, как отсутствие вакантных должностей в учреждении или отсутствие необходимого образования (навыков) у работника, а также по другим причинам, не связан­ным с прямым или косвенным ограничением кон­ституционного права граждан на труд. Например, можно отказать в приеме на работу в общеобразо­вательную школу на должность воспитателя в груп­пу продленного дня женщине, окончившей машино­строительный техникум и не имеющей опыта работы с детьми, обосновав отказ следующим образом: «К педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образо­вательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях со­ответствующих типов и видов» (ч. 2 п. 1 ст. 53 Зако­на РФ «Об образовании»). «На педагогическую ра­боту принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалифи­кационной характеристики по должности и получен­ной специальности, подтвержденную документами об образовании» (ч. 2 п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении). В тариф­но-квалификационной характеристике должности «воспитатель» сказано, что низший по этой долж­ности 7-й разряд ETC может быть установлен при наличии у работника среднего профессионального образования без предъявления требований к стажу работы. Из процитированного выше Типового поло­жения об общеобразовательном учреждении сле­дует, что речь идет не о среднем профессиональ­ном образовании вообще (которое у кандидата имеется), а о среднем педагогическом профессиональном образовании». Таким образом, отказ в приеме на работу мотивируется отсутствием специальной подготовки (квалификации). Правда, в общих положениях, касающихся всех тарифно - квалификационных характе ристик по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, говорится, что «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной ко миссии учреждения, в порядке исключения, могу быть назначены на соответствующие должности та же, как и лица, имеющие специальную подготовку стаж работы, и им может быть установлен тот ж разряд оплаты труда по ETC». Однако, во-первых это исключение, во-вторых, у кандидата в нашем примере отсутствует опыт работы с детьми. Сле­довательно, отказ в приеме на работу в любом слу­чае обоснован.

По требованию лица, которому отказано в заключе­нии трудового договора, работодатель обязан сооб­щить причину отказа в письменной форме (ч. 5 ст. 64 ТК РФ). Отказ в заключении трудового договора мо­жет быть обжалован в судебном порядке (ч. 6 ст. 64 ТК РФ).