Правовые основы отказа в приеме на работу
Правовые основы отказа в приеме на работу
И.А. Рожков, директор Центра
правовых прикладных разработок Института
развития образования Государственного университета
— Высшей школы экономики
Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) (п. 1 ст. 8 и п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 10 января 2003 г. Далее— Закон № 1032-1).
При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, школа в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, школа делает в направлении службы занятости отметку о дне его явки и причине отказа в приеме на работу, после чего возвращает направление гражданину (п. 5 ст. 25 Закона №1032-1).
По общему правилу, подбор и расстановка кадров относится к исключительной компетенции администрации школы. Однако Трудовой кодекс и другие федеральные законы предусматривают определенные гарантии работникам при заключении трудового договора.
Так, запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (ч. 4 ст. 64 ТК РФ). На практике приглашение обычно приобретает форму письма (ходатайства) в адрес администрации прежнего места работы с просьбой уволить работника в порядке перевода в такую-то школу на такую-то должность такого-то числа. Если такое ходатайство, подписанное директором школы, будет удовлетворено, и работник уволен с прежнего места работы по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ, то ему нельзя отказать в приеме на новое место работы в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
Не может быть отказано в приеме на работу молодому специалисту: если школа подала в учебное заведение заявку на молодого специалиста, то она обязана предоставить соответствующую работу выпускнику этого учебного заведения. В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, школа должна произвести целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год (п. 4 ст. 25 Закона № 1032-1).
Не отказывают в приеме инвалиду, направленному на работу по специальности в счет квоты и в соответствии с медицинскими показаниями. Дело в том, что согласно статье 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом также предусмотрены случаи, когда администрация обязана предоставить работу лицам, ранее состоявшим в трудовых отношениях с данной организацией. Это относится к работникам: • освобожденным от работы вследствие избрания на выборную должность в профсоюзных органах.
В соответствие с ч. 1 ст. 375 ТК РФ работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии, с согласия работника, другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по пункту 7 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года (ч. 2 ст. 375 ТК РФ). Следует подчеркнуть, что если работник избран на выборную должность в вышестоящий профсоюзный орган, гарантии, установленные частями 1 и 2 ст. 375 ТК РФ, на него не распространяются;
- освобожденным от работы вследствие избрания на выборную должность в государственных органах, органах местного самоуправления.
Согласно ст. 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц. Так, по Закону города Москвы «О статусе депутата Московской городской Думы» от 13 июля 1994 года № 14-60 «депутату Думы по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации. Ответственность за предоставление работы возлагается на мэрию и правительство Москвы» (ч. 2 ст. 19);
- восстановленным на работе по решению суда (ст. 391 и 396 ТК РФ).
Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения принявший его орган выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке;
- уволенным с военной службы. В течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, сохраняется право на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву (в том числе и за офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — также право на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу (абз. 3 п. 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Законодательством могут быть предусмотрены и иные случаи, когда администрация обязана заключить трудовой договор с ранее работавшим в школе сотрудником, например, в случае реабилитации при необоснованном и (или) незаконном привлечении к уголовной ответственности (ст. 138.1 Уголовно- процессуального кодекса РФ).
Не может быть отказано в приеме на работу по мотивам:
а) пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также со ссылкой на другие обстоятельства, не связанные с деловыми качества ми работника (ч. 2 ст. 64 ТК РФ)*. Отказ в приеме на работу по этим мотивам влечет за собой уголовную ответственность по статье 136 Уголовного кодекса РФ;
б) наличия у женщины беременности или детей (ч. 3 ст. 64 ТК РФ). Отказ от заключения трудового договора с женщиной по этим мотивам влечет за собой уголовную ответственность по статье 145 Уголовного кодекса РФ;
Во всех остальных случаях закон обязывает администрацию школы обосновать (мотивировать) свой отказ от заключения трудового договора (ч. 1 ст. 64 ТК РФ). Под мотивированным отказом следует понимать отказ со ссылкой на деловые качества работника, о которых можно судить по предъявленным им документам. Данные, полученные иным путем, не могут быть положены в основание отказа.
Отказывая в приеме на работу, администрация может сослаться на прямое запрещение закона. В частности, действующим законодательством:
* Исключения из этого правила могут быть предусмотрены федеральным законом.
а) запрещается прием на определенные должности лиц, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда, лишающий их права занимать эти должности или заниматься определенной (например, педагогической, воспитательной) деятельностью на срок от 6 месяцев до 5 лет (ст. 47 Уголовного кодекса РФ; ч. 1 п. 2 ст. 53 Закона РФ «Об образовании»);
б) не допускаются к педагогической деятельности в образовательных учреждениях лица, которым она запрещена по медицинским показаниям, а также
лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР (ч. 1 п. 2 ст. 53 Закона РФ «Об образовании»).
Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 2 п. 2 ст. 53 Закона РФ «Об образовании»).
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает десяти лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК РФ). Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК РФ). Судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести лет после отбытия наказания; в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания (п. «г» и «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ). Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости (ч. 5 ст. 86 УК РФ).
Не противоречит действующему законодательству отказ в приеме на работу по таким основаниям, как отсутствие вакантных должностей в учреждении или отсутствие необходимого образования (навыков) у работника, а также по другим причинам, не связанным с прямым или косвенным ограничением конституционного права граждан на труд. Например, можно отказать в приеме на работу в общеобразовательную школу на должность воспитателя в группу продленного дня женщине, окончившей машиностроительный техникум и не имеющей опыта работы с детьми, обосновав отказ следующим образом: «К педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов» (ч. 2 п. 1 ст. 53 Закона РФ «Об образовании»). «На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании» (ч. 2 п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении). В тарифно-квалификационной характеристике должности «воспитатель» сказано, что низший по этой должности 7-й разряд ETC может быть установлен при наличии у работника среднего профессионального образования без предъявления требований к стажу работы. Из процитированного выше Типового положения об общеобразовательном учреждении следует, что речь идет не о среднем профессиональном образовании вообще (которое у кандидата имеется), а о среднем педагогическом профессиональном образовании». Таким образом, отказ в приеме на работу мотивируется отсутствием специальной подготовки (квалификации). Правда, в общих положениях, касающихся всех тарифно - квалификационных характе ристик по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, говорится, что «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной ко миссии учреждения, в порядке исключения, могу быть назначены на соответствующие должности та же, как и лица, имеющие специальную подготовку стаж работы, и им может быть установлен тот ж разряд оплаты труда по ETC». Однако, во-первых это исключение, во-вторых, у кандидата в нашем примере отсутствует опыт работы с детьми. Следовательно, отказ в приеме на работу в любом случае обоснован.
По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме (ч. 5 ст. 64 ТК РФ). Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке (ч. 6 ст. 64 ТК РФ).