Рабочая программа по украинской литературе

Раздел Украинский язык
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Республика Крым

Джанкойский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ярковская школа»


Рассмотрено

на заседании МО учителей-филологов

Протокол №____

от «___»___________2015 г.

Руководитель МО

__________________Н.П. Яндульская

Утверждаю

Директор МОУ «Ярковская школа»

___________________Н.И.Латышева

Приказ №_____

от «____»_____________2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по украинской литературе

для 9-а класса (базовый уровень)

на 2015 - 2016 учебный год




Составитель: учитель

украинского языка и литературы

Сидорчук Е.В.






Яркое, 2015 год

Поясительная записка

Данная рабочая программа для 9-а класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Примерной рабочей программы по учебному предмету «Украинская литература» для 5-9 классов для школ с украинским (родным) языком обучения (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), которая рассчитана на 70 часов, и предусматривает изучение украинской литературы в общеобразовательном учреждении в количестве 2 часов в неделю. Однако учебный план для 9-а класса (с украинским языком обучения) МОУ «Ярковская школа» на 2015-2016 учебный год, разработанный и утвержденный в соответствии приказа Министерства образования и науки Республики Крым от 11.06.2015 № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год» (приложение 16), предусматривает изучение украинской литературы в количестве 1 час в неделю. Поэтому данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Рабочая программа учебного предмета «Украинская литература» определяет цель, задачи, планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Украинская литература», а также основное содержание указанного учебного предмета.

Усвоение основ украинской литературы открывает путь к познанию и пониманию природных явлений, духовного богатства, к пониманию между людьми и культуре общения в разных сферах жизни. При изучении литературы ученики усваивают широкие основы литературной культуры, которая является предпосылкой их дальнейших духовных потребностей чтения и эстетического самовоспитания. Изучение литературы углубляет и развивает перцептивный, интеллектуальный, творческий потенциал ученика, формирует его способность объективно оценивать художественные произведения, понимать значение литературы и искусства в жизни человека и общества в целом.

Учебный предмет "Украинская литература" призван развивать эстетические вкусы, познавательные интересы учащихся, способствует формированию духовно развитой, высоконравственной личности. Ознакомление с художественным произведением, всесторонний анализ содержательной, жанровой и эстетической его специфики приблизят учеников к пониманию литературы как проявления искусства, мощного фактора мировосприятия и самоидентификации.

Уроки украинской литературы в общеобразовательных учебных заведениях должны ввести учеников в мир украинской литературы, утверждать творческие настроения нового поколения, воспитывать высокие черты благородства, понимания характера романтических поступков, которые соответствуют их возрастным особенностям.
Анализ художественного произведения должен вызвать у учащихся осознание общения с искусством, формировать устойчивые убеждения, развивать творческое самостоятельное мышление.

Основные задачи уроков литературы:

• знакомить учащихся с лучшими образцами духовной культуры украинского народа;
• лелеять понимание истоков украинской культуры, менталитета, образа жизни;
• способствовать познанию гуманистического (жизнеутверждающего) опыта украинской литературы и литератур других народов;
• формировать и развивать у учащихся такие общечеловеческие ценностные ориентиры, как доброта, гуманизм, уважение к родителям, старшим людям, любовь к родному краю;
• совершенствовать навыки выразительного чтения (декламации), понимание и перевод прочитанного;
• способствовать проникновению ребенка в духовный мир литературных героев;
• обеспечивать более глубокое усвоение учениками норм украинского литературного языка, его художественно-изобразительных стилевых и стилистических ресурсов;
•развивать мышление и речь учащихся.
Основная цель изучения литературы - развитие общей культуры и творческих способностей учащихся, воспитание у них мировоззренческих ориентаций, выработку умения самостоятельно знакомиться с произведениями искусства слова; формирование коммуникативной литературной компетенции, основанной на знаниях и умениях познавательного и творческого характера.
Объектом изучения в литературе является художественное произведение, его эстетическая природа и духовно-нравственная сущность, что и предопределяет соответствующую организацию урока литературы.

Основными концептуальными факторами программы являются:
• воспитание высокообразованной, творческой, гуманной личности;
• воспитание культуры чтения;
• воспитание эстетически развитого читателя украинской литературы.

Описание места курса в учебном плане


Программа изучения курса украинской литературы в соответствии с Федеральным компонентом базового учебного плана основного общего образования в 9-А классе рассчитана на 35 часов.

Планируемые результаты


В результате изучения украинской литературы ученик должен

знать/понимать:

- основные фольклорные и художественные тексты различные по тематике и жанрам;

- основное содержание прочитанных произведений, биографические сведения об авторах произведений с учетом возрастных особенностей учащихся;

- литературные понятия: жанры, стили;

- темы изображаемого содержания главной мысли;

- художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др.).

уметь:

- читать выразительно текст, воспринимать его как единое целое и определять его функционально-смысловую и целевую принадлежность;

- определять композиционно-смысловые части текста, делить текст на смысловые части;

- подбирать заголовок к выделенным частям текста;

- ставить вопросы к прочитанному тексту;

- самостоятельно (своими словам) отвечать на поставленные к тексту вопросы;

- анализировать текст по содержанию, идейной проблематике, художественным средствам;

- выделять в прочитанном тексте главную и второстепенную информацию, определять тему и главную мысль произведения;

- выяснять значения слов, подбирать аналоги родного языка;

- находить в тексте художественные средства, связывать их с особенностями описания событий или персонажей;

- формулировать устно собственное мнение (отдельным высказыванием, рассказом, участием в диалоге);

- строить диалог в форме вопросов и ответов;

- кратко передавать содержание прочитанного текста (письменно);

-составлять и записывать собственный текст, рассуждение (по собственным жизненным наблюдениям).

Содержание учебного предмета «Украинская литература»

Роль и место литературы в жизни человека. Развитие литературы. Творческая индивидуальность художника.

Теория литературы: анализ художественного произведения, контекст, эстетика

Устное народное творчество.

Народная драма. "Просо". "Коза".

Теория литературы: Понятие о народной драматургии и ее основные жанры.

Украинская свадьба

Свадьба - один из ведущих жанров семейного обрядового творчества. Основные этапы свадьбы и их песенное сопровождение. Свадебные песни: «К бору, дружечки, к бору», «А брат сестрицу и расплетает», «Летят галочки в три ряда», «Ой матушка, и не теряй меня» (на выбор). Эстетическая специфика свадебной песни как обрядовой. Использование элементов народной обрядности в произведениях украинских писателей.

ПРАДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Периодизация украинской литературы. Переводная светская литература. Летописи. "Поучение" Владимира Мономаха. "Слово о законе и благодати" Иллариона.

Теория литературы: Понятие о летописи. Понятие о жанре "поучения".

Переводная литература

Библия (фрагменты). Легенды: о Вавилонской башне, о Моисее. Притча о блудном сыне. Притча о сеятеле.

Библия как Священное писание. Украинские переводы Библии. Использование библейских тем, сюжетов, мотивов, образов в мировой и украинской литературах.

Теория литературы: притча (углубленно).

"Слово о полку Игореве".

Теория литературы: Понятие о коллективном герое. Автор в произведении.

ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIV-XVIII СТ.

Теория литературы:

Понятие о ренесансовой литературе.

Григорий Сковорода (1722-1794). "Всякому городу - обычай и права", "Пчела и Шершень», «De libertate», «Песня 28» (из «Сада божественных песен»)

Теория литературы: Понятие об афоризме

НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (КОНЦА XVIII - ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XIX в.).

Развитие поэзии, драматургии, прозы.

Теория литературы: Основные направления и стили, роды и жанры художественной литературы (классицизм, реализм, романтизм).

Иван Котляревский (1769-1838). "Энеида" (сокращенно).

Теория литературы: Понятие о пародии, бурлеске и травестии.

Григорий Квитка-Основьяненко (1778-1843). "Маруся".

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление в украинской литературе. Углубление понятия о сентиментальной повести.

Литература украинского романтизма

Идейно-художественные особенности романтизма.

Поэты-романтики (Л. Боровиковский, П. Гулак-Артемовский, Е. Гребенка, Н. Костомаров, А.Метлинский, В. Забила, М. Петренко, О.Афанасьев-Чужбинский, М. Шашкевич).

Значение романтизма для нового этапа развития славянских литератур.

Теория литературы: романтизм, романс.

Николай Гоголь. «Тарас Бульба»

Творчество Гоголя, его место на рубеже культур двух народов. Выражение глубины национального духа в произведениях писателя и драматурга, украинская история и фольклор как их источник. Повесть «Тарас Бульба».

Тарас Шевченко (1814-1861). Жизненный путь. "Причинна" (отрывок "Ревет и стонет Днепр широкий"), "Наймычка", "Назар Стодоля" (сокращенно), цикл" Мысли "," Ну что, казалось, слова ... "," Пророк ".

Теория литературы: Система жанров в творчестве Т. Шевченко.

Марко Вовчок (1833-1907). "Институтка", «Максим Гримач»

Теория литературы: Социально-реалистическая повесть.

Пантелеймон Кулиш (1819-1897). "Черная рада" (сокращенно).

Теория литературы: Понятие об историческом роман, романе-хронике.

Украинская поэзия второй половины XIX в.

Известные поэты (Степан Руданский, Леонид Глебов, Яков Щеголев, Иван Манжура, Владимир Самойленко, Борис Гринченко, Михаил Старицкий).

Жизненный путь и творчество Павла Грабовского. Дружеские отношения с Надеждой Сигиди, ее образ в поэзии «К Н. К. С.».

Михаил Старицкий. Цикл «Монологи о любви».

Владимир Самойленко. «Не умрет поэзия». Значение искусства, литературы в жизни народа, идея их нерушимости.

Юрий Федькович (1834-1888). "Трое как родные братья".

Теория литературы: Рассказы и другие "малые" формы прозы.

ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Из них контрольные. работы, сочинения

1

Роль и место литературы в жизни человека. Развитие литературы. Творческая индивидуальность художника.

1


2

Устное народное творчество

2


3

Прадавняя украинская литература

2


4

Переводная литература

5

1

5

Древняя украинская литература 14-18

1


6

Новая украинская литература (конца 18 века -первых десятилетий 19 века)

22

2

7

Литература родного края

1


8

Резервный урок

1


Всего

35

3



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 9-а КЛАССЕ


Тема урока

Колич. часов

Дата

План

Факт.

1

Роль и место литературы в жизни человека. Развитие литературы. Творческая индивидуальность художника.

Теория литературы: анализ художественного произведения, контекст, эстетика

1

Устное народное творчество


2

Народная драма. "Просо". "Коза".

Теория литературы: Понятие о народной драматургии и ее основные жанры.

1

3

Украинская свадьба

Свадьба - один из ведущих жанров семейного обрядового творчества. Основные этапы свадьбы и их песенное сопровождение. Свадебные песни: «К бору, дружечки, к бору», «А брат сестрицу и расплетает», «Летят галочки в три ряда», «Ой матушка, и не теряй меня» (на выбор). Эстетическая специфика свадебной песни как обрядовой. Использование элементов народной обрядности в произведениях украинских писателей.

1

ПРАДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


4-5

Периодизация украинской литературы. Переводная светская литература. Летописи. "Поучение" Владимира Мономаха. "Слово о законе и благодати" Иллариона.

Теория литературы: Понятие о летописи. Понятие о жанре "поучения".

2

Переводная литература


6-7

Библия (фрагменты). Легенды: о Вавилонской башне, о Моисее. Притча о блудном сыне. Притча о сеятеле.

Библия как Священное писание. Украинские переводы Библии. Использование библейских тем, сюжетов, мотивов, образов в мировой и украинской литературах.

Теория литературы: притча

2

8

РР

Классное сочинение

1

9-10

"Слово о полку Игореве".

Теория литературы: Понятие о коллективном герое. Автор в произведении.

2


ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIV-XVIII СТ.



11

Григорий Сковорода . "Всякому городу - обычай и права", "Пчела и Шершень», «De libertate», «Песня 28» (из «Сада божественных песен»)

Теория литературы: Понятие об афоризме

1

НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(КОНЦА XVIII - ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XIX в.).


12

Иван Котляревский "Энеида" (сокращенно).

Теория литературы: Понятие о пародии, бурлеске и травестии

1

13-14

Григорий Квитка-Основьяненко. "Маруся".

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление в украинской литературе. Углубление понятия о сентиментальной повести.

Литература украинского романтизма

Идейно-художественные особенности романтизма.

2

15-16

Поэты-романтики (Л. Боровиковский, П. Гулак-Артемовский, Е. Гребенка, Н. Костомаров, А.Метлинский, В. Забила, М. Петренко, О.Афанасьев-Чужбинский, М. Шашкевич).

Значение романтизма для нового этапа развития славянских литератур.

Теория литературы: романтизм, романс

2


17-18

Николай Гоголь. «Тарас Бульба»

Творчество Гоголя, его место на рубеже культур двух народов. Выражение глубины национального духа в произведениях писателя и драматурга, украинская история и фольклор как их источник. Повесть «Тарас Бульба».

2

19

Тарас Шевченко Жизненный путь. "Причинна" (отрывок "Ревет и стонет Днепр широкий") "

1

20

Тарас Шевченко"Наймычка»

1

21

Тарас Шевченко цикл" Мысли "," Ну что, казалось, слова ... ",

" Пророк ".

1

22

Марко Вовчок . "Институтка",

Теория литературы: Социально-реалистическая повесть.

1

23

Марко Вовчок . «Максим Гримач»

Теория литературы: Социально-реалистическая повесть.

1

24

Пантелеймон Кулиш . "Черная рада" (сокращенно).

Теория литературы: Понятие об историческом роман, романе-хронике

1

25

Контрольная работа

по теме « Новая украинская литература (конца 18 века -первых десятилетий 19 века)» Тесты.

1

26-

27

Украинская поэзия второй половины XIX в.

Известные поэты (Степан Руданский, Леонид Глебов, Яков Щеголев, Иван Манжура, Владимир Самойленко, Борис Гринченко, Михаил Старицкий).

2


28

Павел Грабовский. Жизненный путь и творчество Дружеские отношения с Надеждой Сигиди, ее образ в поэзии «К Н. К. С.».

1

29

Михаил Старицкий. Цикл «Монологи о любви».

1

30

Владимир Самойленко. «Не умрет поэзия». Значение искусства, литературы в жизни народа, идея их нерушимости.

1

31

Контрольное сочинение

1

32

Юрий Федькович "Трое как родные братья".

Теория литературы: Рассказы и другие "малые" формы прозы

1

33

Литература родного края

1

34

Итоговый урок

1

35

Резервный урок

1





Критерии оценивания учебных достижений учащихся

по украинской литературе

Бал

лы

Критерии оценивания учебных достижений учащихся


1

Ученик (ученица) на элементарном уровне воспроизводит

материал, называя отдельный литературный факт или явление

(автора и название произведения, отдельных

литературных персонажей и т.п.)

2

Ученик понимает учебный материал и может воспроизвести

фрагмент из него отдельным предложением (называет

отдельные факты из жизни и творчества писателя, главных

персонажей произведения, узнает по описанию отдельного

персонажа произведения, узнает, из какого произведения взят

отрывок и т.д.)

Ученик (ученица) понимает учебный материал и с помощью

учителя дает ответ в форме высказывания (воспроизводит

содержание в определенной последовательности, называет

на репродуктивном уровне жанр произведения, узнает

литературный факт по описанию или определению)

3

Ученик (ученица) имеет представление о содержании

произведения, может перевести незначительную его часть и с

помощью учителя определяет основные сюжетные элементы,

на репродуктивном уровне воспроизводит фактический материал

Ученик (ученица) знает содержание произведения,

пересказывает отдельную его часть, находит в тексте примеры

в соответствии со сформулированной задачей, выражает

оценивающее и доказывает его одним-двумя

аргументами, завершает ответ простым обобщением, дает

определения литературных терминов

4

Ученик (ученица) знает содержание произведения, может

перевести значительную его часть, с помощью учителя

выделяет главные эпизоды, умеет формулировать мысли,

называет черты характера литературных героев,

устанавливает отдельные причинно-следственные связи,

дает определения литературных терминов с примерами

Ученик владеет материалом и навыками анализа

литературного произведения по данному учителем

образцу, приводит отдельные примеры из текста

Ученик владеет материалом, по образцу анализирует текст,

исправляет допущенные ошибки, подбирает

доказательства в подтверждение высказанной мысли,

применяет известные факты, понятия для выполнения

стандартных учебных заданий

Ученик владеет материалом и навыками комплексного

анализа литературного произведения, применяет теорию

в конкретных ситуациях, демонстрирует правильное

применение материала, составляет сравнительные

характеристики, подбирает аргументы в подтверждение

собственных соображений

5

Ученик владеет материалом и навыками комплексного

анализа литературного произведения, выявляет начальные

творческие способности, самостоятельно оценивает

литературные явления, работает с различными

источниками информации, систематизирует, обобщает и

творчески использует подобранный материал

Ученик (ученица) на высоком уровне владеет материалом, умениями

и навыками комплексного анализа художественного произведения,

использует эти факты для выполнения нестандартных задач,

самостоятельно формулирует проблему и решает пути ее решения,

высказывает собственные мысли, самостоятельно оценивает явления

литературы и культуры, выявляя собственную позицию по ним

Уче Ученик (ученица) свободно владеет материалом и навыками текстуального анализа лителитературного произведения, выявляет особые творческие способности и способность к оригоригинальным решениям разнообразных учебных задач, к переносу приобретенных знаний и уу умений в нестандартные ситуации, имеет склонность к литературному творчеству




Контроль уровня обученности

Формы контроля: проверочные работы, контрольные работы, тесты, а также различные формы творческих заданий.

1. Виды работ по украинской литературе

1.1.Основные виды классных и домашних письменных работ по украинской литературе:

- ответ на заданный в учебнике или учителем вопросы;

- написание обучающих классных и домашних сочинений;

- выполнение самостоятельных творческих работ (написание стихов, рассказов, эссе; создание проектов, подготовка докладов, рефератов и т.п.);

- тестирование;

- составление планов (простых и сложных);

- составление таблиц, схем рифмовки, написание конспектов (в старших классах), работа с цитатным материалом, с литературными источниками, дополнительной научной, критической и словарно-справочной литературой и другие виды работ, предусмотренные действующими программами для базовой школы.

1.2.Основними видами классных и домашних устных работ по украинской литературе:

- выразительное чтение художественных текстов;

- ответ на заданный в учебнике или учителем вопросы;

- составление устных обучающих классных и домашних сочинений разных жанров и объема;

- чтение наизусть;

- пересказ (подробный и краткий) и т.п.

2.2. Основными видами контрольных работ по украинской литературе:

- тест;

- развернутые ответы на вопросы;

- сочинение.

Материально-технические условия

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы по украинской литературе включает:

- информационную поддержку деятельности обучающихся и учителя на основе современных информационных технологий (доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Интернет- ресурсы

bibliogid.ru - BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.

wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия».

krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

rubricon.ru - Энциклопеция «Рубрикон».

myfhology.ru - Мифологическая энциклопедия.

litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала.

metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы.

pisatel.org/old/ - Древнерусская литература.

rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

foxdesign.ru/legend/ - Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия.

domgogolya.ru/ - Гоголь Николай Васильевич.

ug.ru/ - «Учительская газета».

lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».


Согласовано

заместитель директора

по учебно - воспитательной работе

__________________Е.В. Сидорчук

«____»____________2015 г.

12


© 2010-2022