- Преподавателю
- Украинский язык
- Рабочая программа по украинской литературе
Рабочая программа по украинской литературе
Раздел | Украинский язык |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сидорчук Е.В. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Республика Крым
Джанкойский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ярковская школа»
Рассмотрено
на заседании МО учителей-филологов
Протокол №____
от «___»___________2015 г.
Руководитель МО
__________________Н.П. Яндульская
Утверждаю
Директор МОУ «Ярковская школа»
___________________Н.И.Латышева
Приказ №_____
от «____»_____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по украинской литературе
для 9-а класса (базовый уровень)
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель: учитель
украинского языка и литературы
Сидорчук Е.В.
Яркое, 2015 год
Поясительная записка
Данная рабочая программа для 9-а класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Примерной рабочей программы по учебному предмету «Украинская литература» для 5-9 классов для школ с украинским (родным) языком обучения (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), которая рассчитана на 70 часов, и предусматривает изучение украинской литературы в общеобразовательном учреждении в количестве 2 часов в неделю. Однако учебный план для 9-а класса (с украинским языком обучения) МОУ «Ярковская школа» на 2015-2016 учебный год, разработанный и утвержденный в соответствии приказа Министерства образования и науки Республики Крым от 11.06.2015 № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год» (приложение 16), предусматривает изучение украинской литературы в количестве 1 час в неделю. Поэтому данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Украинская литература» определяет цель, задачи, планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Украинская литература», а также основное содержание указанного учебного предмета.
Усвоение основ украинской литературы открывает путь к познанию и пониманию природных явлений, духовного богатства, к пониманию между людьми и культуре общения в разных сферах жизни. При изучении литературы ученики усваивают широкие основы литературной культуры, которая является предпосылкой их дальнейших духовных потребностей чтения и эстетического самовоспитания. Изучение литературы углубляет и развивает перцептивный, интеллектуальный, творческий потенциал ученика, формирует его способность объективно оценивать художественные произведения, понимать значение литературы и искусства в жизни человека и общества в целом.
Учебный предмет "Украинская литература" призван развивать эстетические вкусы, познавательные интересы учащихся, способствует формированию духовно развитой, высоконравственной личности. Ознакомление с художественным произведением, всесторонний анализ содержательной, жанровой и эстетической его специфики приблизят учеников к пониманию литературы как проявления искусства, мощного фактора мировосприятия и самоидентификации.
Уроки украинской литературы в общеобразовательных учебных заведениях должны ввести учеников в мир украинской литературы, утверждать творческие настроения нового поколения, воспитывать высокие черты благородства, понимания характера романтических поступков, которые соответствуют их возрастным особенностям.
Анализ художественного произведения должен вызвать у учащихся осознание общения с искусством, формировать устойчивые убеждения, развивать творческое самостоятельное мышление.
Основные задачи уроков литературы:
• знакомить учащихся с лучшими образцами духовной культуры украинского народа;
• лелеять понимание истоков украинской культуры, менталитета, образа жизни;
• способствовать познанию гуманистического (жизнеутверждающего) опыта украинской литературы и литератур других народов;
• формировать и развивать у учащихся такие общечеловеческие ценностные ориентиры, как доброта, гуманизм, уважение к родителям, старшим людям, любовь к родному краю;
• совершенствовать навыки выразительного чтения (декламации), понимание и перевод прочитанного;
• способствовать проникновению ребенка в духовный мир литературных героев;
• обеспечивать более глубокое усвоение учениками норм украинского литературного языка, его художественно-изобразительных стилевых и стилистических ресурсов;
•развивать мышление и речь учащихся.
Основная цель изучения литературы - развитие общей культуры и творческих способностей учащихся, воспитание у них мировоззренческих ориентаций, выработку умения самостоятельно знакомиться с произведениями искусства слова; формирование коммуникативной литературной компетенции, основанной на знаниях и умениях познавательного и творческого характера.
Объектом изучения в литературе является художественное произведение, его эстетическая природа и духовно-нравственная сущность, что и предопределяет соответствующую организацию урока литературы.
Основными концептуальными факторами программы являются:
• воспитание высокообразованной, творческой, гуманной личности;
• воспитание культуры чтения;
• воспитание эстетически развитого читателя украинской литературы.
Описание места курса в учебном плане
Программа изучения курса украинской литературы в соответствии с Федеральным компонентом базового учебного плана основного общего образования в 9-А классе рассчитана на 35 часов.
Планируемые результаты
В результате изучения украинской литературы ученик должен
знать/понимать:
- основные фольклорные и художественные тексты различные по тематике и жанрам;
- основное содержание прочитанных произведений, биографические сведения об авторах произведений с учетом возрастных особенностей учащихся;
- литературные понятия: жанры, стили;
- темы изображаемого содержания главной мысли;
- художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др.).
уметь:
- читать выразительно текст, воспринимать его как единое целое и определять его функционально-смысловую и целевую принадлежность;
- определять композиционно-смысловые части текста, делить текст на смысловые части;
- подбирать заголовок к выделенным частям текста;
- ставить вопросы к прочитанному тексту;
- самостоятельно (своими словам) отвечать на поставленные к тексту вопросы;
- анализировать текст по содержанию, идейной проблематике, художественным средствам;
- выделять в прочитанном тексте главную и второстепенную информацию, определять тему и главную мысль произведения;
- выяснять значения слов, подбирать аналоги родного языка;
- находить в тексте художественные средства, связывать их с особенностями описания событий или персонажей;
- формулировать устно собственное мнение (отдельным высказыванием, рассказом, участием в диалоге);
- строить диалог в форме вопросов и ответов;
- кратко передавать содержание прочитанного текста (письменно);
-составлять и записывать собственный текст, рассуждение (по собственным жизненным наблюдениям).
Содержание учебного предмета «Украинская литература»
Роль и место литературы в жизни человека. Развитие литературы. Творческая индивидуальность художника.
Теория литературы: анализ художественного произведения, контекст, эстетика
Устное народное творчество.
Народная драма. "Просо". "Коза".
Теория литературы: Понятие о народной драматургии и ее основные жанры.
Украинская свадьба
Свадьба - один из ведущих жанров семейного обрядового творчества. Основные этапы свадьбы и их песенное сопровождение. Свадебные песни: «К бору, дружечки, к бору», «А брат сестрицу и расплетает», «Летят галочки в три ряда», «Ой матушка, и не теряй меня» (на выбор). Эстетическая специфика свадебной песни как обрядовой. Использование элементов народной обрядности в произведениях украинских писателей.
ПРАДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Периодизация украинской литературы. Переводная светская литература. Летописи. "Поучение" Владимира Мономаха. "Слово о законе и благодати" Иллариона.
Теория литературы: Понятие о летописи. Понятие о жанре "поучения".
Переводная литература
Библия (фрагменты). Легенды: о Вавилонской башне, о Моисее. Притча о блудном сыне. Притча о сеятеле.
Библия как Священное писание. Украинские переводы Библии. Использование библейских тем, сюжетов, мотивов, образов в мировой и украинской литературах.
Теория литературы: притча (углубленно).
"Слово о полку Игореве".
Теория литературы: Понятие о коллективном герое. Автор в произведении.
ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIV-XVIII СТ.
Теория литературы:
Понятие о ренесансовой литературе.
Григорий Сковорода (1722-1794). "Всякому городу - обычай и права", "Пчела и Шершень», «De libertate», «Песня 28» (из «Сада божественных песен»)
Теория литературы: Понятие об афоризме
НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (КОНЦА XVIII - ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XIX в.).
Развитие поэзии, драматургии, прозы.
Теория литературы: Основные направления и стили, роды и жанры художественной литературы (классицизм, реализм, романтизм).
Иван Котляревский (1769-1838). "Энеида" (сокращенно).
Теория литературы: Понятие о пародии, бурлеске и травестии.
Григорий Квитка-Основьяненко (1778-1843). "Маруся".
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление в украинской литературе. Углубление понятия о сентиментальной повести.
Литература украинского романтизма
Идейно-художественные особенности романтизма.
Поэты-романтики (Л. Боровиковский, П. Гулак-Артемовский, Е. Гребенка, Н. Костомаров, А.Метлинский, В. Забила, М. Петренко, О.Афанасьев-Чужбинский, М. Шашкевич).
Значение романтизма для нового этапа развития славянских литератур.
Теория литературы: романтизм, романс.
Николай Гоголь. «Тарас Бульба»
Творчество Гоголя, его место на рубеже культур двух народов. Выражение глубины национального духа в произведениях писателя и драматурга, украинская история и фольклор как их источник. Повесть «Тарас Бульба».
Тарас Шевченко (1814-1861). Жизненный путь. "Причинна" (отрывок "Ревет и стонет Днепр широкий"), "Наймычка", "Назар Стодоля" (сокращенно), цикл" Мысли "," Ну что, казалось, слова ... "," Пророк ".
Теория литературы: Система жанров в творчестве Т. Шевченко.
Марко Вовчок (1833-1907). "Институтка", «Максим Гримач»
Теория литературы: Социально-реалистическая повесть.
Пантелеймон Кулиш (1819-1897). "Черная рада" (сокращенно).
Теория литературы: Понятие об историческом роман, романе-хронике.
Украинская поэзия второй половины XIX в.
Известные поэты (Степан Руданский, Леонид Глебов, Яков Щеголев, Иван Манжура, Владимир Самойленко, Борис Гринченко, Михаил Старицкий).
Жизненный путь и творчество Павла Грабовского. Дружеские отношения с Надеждой Сигиди, ее образ в поэзии «К Н. К. С.».
Михаил Старицкий. Цикл «Монологи о любви».
Владимир Самойленко. «Не умрет поэзия». Значение искусства, литературы в жизни народа, идея их нерушимости.
Юрий Федькович (1834-1888). "Трое как родные братья".
Теория литературы: Рассказы и другие "малые" формы прозы.
ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Разделы программы
Количество часов
Из них контрольные. работы, сочинения
1
Роль и место литературы в жизни человека. Развитие литературы. Творческая индивидуальность художника.
1
2
Устное народное творчество
2
3
Прадавняя украинская литература
2
4
Переводная литература
5
1
5
Древняя украинская литература 14-18
1
6
Новая украинская литература (конца 18 века -первых десятилетий 19 века)
22
2
7
Литература родного края
1
8
Резервный урок
1
Всего
35
3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 9-а КЛАССЕ
№
Тема урока
Колич. часов
Дата
План
Факт.
1
Роль и место литературы в жизни человека. Развитие литературы. Творческая индивидуальность художника.
Теория литературы: анализ художественного произведения, контекст, эстетика
1
Устное народное творчество
2
Народная драма. "Просо". "Коза".
Теория литературы: Понятие о народной драматургии и ее основные жанры.
1
3
Украинская свадьба
Свадьба - один из ведущих жанров семейного обрядового творчества. Основные этапы свадьбы и их песенное сопровождение. Свадебные песни: «К бору, дружечки, к бору», «А брат сестрицу и расплетает», «Летят галочки в три ряда», «Ой матушка, и не теряй меня» (на выбор). Эстетическая специфика свадебной песни как обрядовой. Использование элементов народной обрядности в произведениях украинских писателей.
1
ПРАДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
4-5
Периодизация украинской литературы. Переводная светская литература. Летописи. "Поучение" Владимира Мономаха. "Слово о законе и благодати" Иллариона.
Теория литературы: Понятие о летописи. Понятие о жанре "поучения".
2
Переводная литература
6-7
Библия (фрагменты). Легенды: о Вавилонской башне, о Моисее. Притча о блудном сыне. Притча о сеятеле.
Библия как Священное писание. Украинские переводы Библии. Использование библейских тем, сюжетов, мотивов, образов в мировой и украинской литературах.
Теория литературы: притча
2
8
РР
Классное сочинение
1
9-10
"Слово о полку Игореве".
Теория литературы: Понятие о коллективном герое. Автор в произведении.
2
ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIV-XVIII СТ.
11
Григорий Сковорода . "Всякому городу - обычай и права", "Пчела и Шершень», «De libertate», «Песня 28» (из «Сада божественных песен»)
Теория литературы: Понятие об афоризме
1
НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
(КОНЦА XVIII - ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XIX в.).
12
Иван Котляревский "Энеида" (сокращенно).
Теория литературы: Понятие о пародии, бурлеске и травестии
1
13-14
Григорий Квитка-Основьяненко. "Маруся".
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление в украинской литературе. Углубление понятия о сентиментальной повести.
Литература украинского романтизма
Идейно-художественные особенности романтизма.
2
15-16
Поэты-романтики (Л. Боровиковский, П. Гулак-Артемовский, Е. Гребенка, Н. Костомаров, А.Метлинский, В. Забила, М. Петренко, О.Афанасьев-Чужбинский, М. Шашкевич).
Значение романтизма для нового этапа развития славянских литератур.
Теория литературы: романтизм, романс
2
17-18
Николай Гоголь. «Тарас Бульба»
Творчество Гоголя, его место на рубеже культур двух народов. Выражение глубины национального духа в произведениях писателя и драматурга, украинская история и фольклор как их источник. Повесть «Тарас Бульба».
2
19
Тарас Шевченко Жизненный путь. "Причинна" (отрывок "Ревет и стонет Днепр широкий") "
1
20
Тарас Шевченко"Наймычка»
1
21
Тарас Шевченко цикл" Мысли "," Ну что, казалось, слова ... ",
" Пророк ".
1
22
Марко Вовчок . "Институтка",
Теория литературы: Социально-реалистическая повесть.
1
23
Марко Вовчок . «Максим Гримач»
Теория литературы: Социально-реалистическая повесть.
1
24
Пантелеймон Кулиш . "Черная рада" (сокращенно).
Теория литературы: Понятие об историческом роман, романе-хронике
1
25
Контрольная работа
по теме « Новая украинская литература (конца 18 века -первых десятилетий 19 века)» Тесты.
1
26-
27
Украинская поэзия второй половины XIX в.
Известные поэты (Степан Руданский, Леонид Глебов, Яков Щеголев, Иван Манжура, Владимир Самойленко, Борис Гринченко, Михаил Старицкий).
2
28
Павел Грабовский. Жизненный путь и творчество Дружеские отношения с Надеждой Сигиди, ее образ в поэзии «К Н. К. С.».
1
29
Михаил Старицкий. Цикл «Монологи о любви».
1
30
Владимир Самойленко. «Не умрет поэзия». Значение искусства, литературы в жизни народа, идея их нерушимости.
1
31
Контрольное сочинение
1
32
Юрий Федькович "Трое как родные братья".
Теория литературы: Рассказы и другие "малые" формы прозы
1
33
Литература родного края
1
34
Итоговый урок
1
35
Резервный урок
1
Критерии оценивания учебных достижений учащихся
по украинской литературе
Бал
лы
Критерии оценивания учебных достижений учащихся
1
Ученик (ученица) на элементарном уровне воспроизводит
материал, называя отдельный литературный факт или явление
(автора и название произведения, отдельных
литературных персонажей и т.п.)
2
Ученик понимает учебный материал и может воспроизвести
фрагмент из него отдельным предложением (называет
отдельные факты из жизни и творчества писателя, главных
персонажей произведения, узнает по описанию отдельного
персонажа произведения, узнает, из какого произведения взят
отрывок и т.д.)
Ученик (ученица) понимает учебный материал и с помощью
учителя дает ответ в форме высказывания (воспроизводит
содержание в определенной последовательности, называет
на репродуктивном уровне жанр произведения, узнает
литературный факт по описанию или определению)
3
Ученик (ученица) имеет представление о содержании
произведения, может перевести незначительную его часть и с
помощью учителя определяет основные сюжетные элементы,
на репродуктивном уровне воспроизводит фактический материал
Ученик (ученица) знает содержание произведения,
пересказывает отдельную его часть, находит в тексте примеры
в соответствии со сформулированной задачей, выражает
оценивающее и доказывает его одним-двумя
аргументами, завершает ответ простым обобщением, дает
определения литературных терминов
4
Ученик (ученица) знает содержание произведения, может
перевести значительную его часть, с помощью учителя
выделяет главные эпизоды, умеет формулировать мысли,
называет черты характера литературных героев,
устанавливает отдельные причинно-следственные связи,
дает определения литературных терминов с примерами
Ученик владеет материалом и навыками анализа
литературного произведения по данному учителем
образцу, приводит отдельные примеры из текста
Ученик владеет материалом, по образцу анализирует текст,
исправляет допущенные ошибки, подбирает
доказательства в подтверждение высказанной мысли,
применяет известные факты, понятия для выполнения
стандартных учебных заданий
Ученик владеет материалом и навыками комплексного
анализа литературного произведения, применяет теорию
в конкретных ситуациях, демонстрирует правильное
применение материала, составляет сравнительные
характеристики, подбирает аргументы в подтверждение
собственных соображений
5
Ученик владеет материалом и навыками комплексного
анализа литературного произведения, выявляет начальные
творческие способности, самостоятельно оценивает
литературные явления, работает с различными
источниками информации, систематизирует, обобщает и
творчески использует подобранный материал
Ученик (ученица) на высоком уровне владеет материалом, умениями
и навыками комплексного анализа художественного произведения,
использует эти факты для выполнения нестандартных задач,
самостоятельно формулирует проблему и решает пути ее решения,
высказывает собственные мысли, самостоятельно оценивает явления
литературы и культуры, выявляя собственную позицию по ним
Уче Ученик (ученица) свободно владеет материалом и навыками текстуального анализа лителитературного произведения, выявляет особые творческие способности и способность к оригоригинальным решениям разнообразных учебных задач, к переносу приобретенных знаний и уу умений в нестандартные ситуации, имеет склонность к литературному творчеству
Контроль уровня обученности
Формы контроля: проверочные работы, контрольные работы, тесты, а также различные формы творческих заданий.
1. Виды работ по украинской литературе
1.1.Основные виды классных и домашних письменных работ по украинской литературе:
- ответ на заданный в учебнике или учителем вопросы;
- написание обучающих классных и домашних сочинений;
- выполнение самостоятельных творческих работ (написание стихов, рассказов, эссе; создание проектов, подготовка докладов, рефератов и т.п.);
- тестирование;
- составление планов (простых и сложных);
- составление таблиц, схем рифмовки, написание конспектов (в старших классах), работа с цитатным материалом, с литературными источниками, дополнительной научной, критической и словарно-справочной литературой и другие виды работ, предусмотренные действующими программами для базовой школы.
1.2.Основними видами классных и домашних устных работ по украинской литературе:
- выразительное чтение художественных текстов;
- ответ на заданный в учебнике или учителем вопросы;
- составление устных обучающих классных и домашних сочинений разных жанров и объема;
- чтение наизусть;
- пересказ (подробный и краткий) и т.п.
2.2. Основными видами контрольных работ по украинской литературе:
- тест;
- развернутые ответы на вопросы;
- сочинение.
Материально-технические условия
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы по украинской литературе включает:
- информационную поддержку деятельности обучающихся и учителя на основе современных информационных технологий (доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
Интернет- ресурсы
bibliogid.ru - BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия».
krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
rubricon.ru - Энциклопеция «Рубрикон».
myfhology.ru - Мифологическая энциклопедия.
litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала.
metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы.
pisatel.org/old/ - Древнерусская литература.
rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
foxdesign.ru/legend/ - Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия.
domgogolya.ru/ - Гоголь Николай Васильевич.
ug.ru/ - «Учительская газета».
lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».
Согласовано
заместитель директора
по учебно - воспитательной работе
__________________Е.В. Сидорчук
«____»____________2015 г.
12