Русский язык и Литература

  • Контрольная работа по русскому языку по теме Фонетика. Графика. Орфоэпия (5 класс)
  • КТП по русскому языку 5 класс ФГОС
  • Его имя переживут века
  • Сложное предложение с разными видами связи
  • Вводные слова и вставные конструкции
  • Рабочая программа по русскому языку 5 класс
  • Сложное предложение с разными видами связи
  • Тест по русскому языку. 5 класс. Повторение изученного в начальной школе
  • Рабочая Программа по литературе ФГОС, 3 часа в неделю 5 класс
  • Урок по русскому языку по теме Заимствованная лексика
  • Тест по рассказу Л. Н. Толстого Кавказский пленник
  • Рабочая программа по литературе 5 класс 3 часа
  • Рабочая программа 5 класс
  • Повторение и обобщение знаний о падежах
  • Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС
  • Конспект урока литературы на тему Н. А. Некрасов. Стихотворение На Волге (5 класс)
  • Урок русского языка в 5 классе на тему Фонетика. Гласные звуки
  • Урок по литературе в 5 классе Н. А. Некрасов Есть женщины в русских селениях
  • Викторина по творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка
  • Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС ( по учебнику Ладыженской Т. А.)
  • План-конспект урока русского языка на тему Урок письма (5 класс). План-конспект урока русского языка на тему Местоимение (7 класс)
  • Открытый урок русского языка по теме Настоящее время глагола (5 класс)
  • Кроссворды к урокам литературы 5 классПеред началом работы разархивировать. В файле три папки - 3 кроссворда, выполненных в программе Hot Potatoes. Открывать файл html. Чтобы вызвать определение слова, нажмите ЛКМ на номер слова. В открывшееся окно впишите слово, затем нажмите ОТВЕТ После окончания работы нажмите кнопку ПРОВЕРИТЬ. Для получения подсказки нажмите кнопку ПОДСКАЗКА.
  • Идеи для урока литературы в 5 классе по рассказу С. Черного Кавказский пленникЭтот материал - не готовый конспект урока литературы в 5 классе по рассказу Саши Чёрного Кавказский пленник. Это лишь идея, фрагмент урока. Предлагается провести параллели между одноимёнными произведениями А.С. Пушкина (с отрывком из его поэмы Кавказский пленник) мы знакомим детей в начале второго урока - на первом мы знакомились с рассказом С.Черного - затем вспоминаем содержание рассказа Л.Н.Толстого. Нестандартные вопросы помогут учащимся провести сравнение произведений, раскрыть, возможн...
  • Урок письма и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII видаУрок грамматики в 5 классе. Тема: Разделительный ь. Цели: -дать понятие о разделительном мягком знаке; -учить применять на практике правило правописания разделительного мягкого знака в словах; -корригировать внимание, зрительную и слуховую память; -воспитывать познавательный интерес к предмету и самостоятельность при выполнении заданий. Ход урока: 1. Орг. момент Слова на доске: угол-уголь ел-ель мел-мель жар-жарь 1)Чем отличаются слова в столбиках? 2)Обозначает ли звук ь? 3) Для чего он служит? Вывод: Мягкий знак в этих словах служит для обозначения мягкости согласного. 2. Изучение нового материала Мягкий знак выполняет ещё одну функцию, а какую мы сейчас вместе выясним, разгадав кроссворд. Работа с кроссвордом. п л а т ь е о б е з ь я н а р у ч ь и с е м ь я в а р е н ь е в ь ю г а б е л ь ё 1) Ко дню рожденья Кате Мама сшила … (платье) 2)Апельсины и бананы Любят очень… (обезьяны) 3)Зимой молчат, Весной зажурчат. (ручьи) 4)Мама, папа, брат и я- Вот и вся моя… (семья) 5)Съел сластёна в воскресенье Всё вишнёвое… (варенье) 6)Не пойду гулять я с другом- За окном пурга и…. (вьюга) 7)На верёвочках моё Чистое висит… (бельё) -Что общего в написании этих слов? -Для чего здесь нужен ь? - Давайте произнесём эти слова без ь. Понятен ли смысл этих слов? Вывод: Значит, мягкий знак необходим при письме, чтобы слово не теряло своего смысла. -Между какими буквами находится в словах мягкий знак? Вывод: мягкий знак разделяет согласные и гласные буквы на письме, поэтому он называется разделительным. 3.Работа в тетрадях -Запишите тему сегодняшнего урока: Разделительный ь. -Запишите в тетрадь через запятую слова из кроссворда. Подчеркните разделительный мягкий знак. -Сколько слов у вас получилось? А у меня 8. -Какое слово в кроссворде подходит к теме нашего урока? -Перед какими гласными пишется мягкий знак? -Посмотрите на памятку, перенесите себе её в тетрадь. Вывод: Разделительный мягкий знак пишется только перед гласными е, ё, ю, я, и. 4. Физминутка -А сейчас мы поиграем в игру Один-много. Я называю существительное единственного числа и кидаю кому-нибудь из вас мяч, вы должны назвать слово во множественном числе и бросить мяч обратно. Например: улей-ульи. Ручей лист сын Перо прут муравей Брат стул крыло Друг воробей соловей Звено дерево колос -Что мы напишем во всех существительных множественного числа? 5. Закрепление изученного (Работа по карточкам) -На карточках предложены слова, в которых встречается ь. Эти слова нужно распределить в 2 столбика: в 1столбик - слова, в которых ь служит для обозначения мягкости согласного, во 2 – слова с разделительным ь. На доске: Ь смягчает согл. Раздел. ь Илья, будильник, ружьё, коньки, листья, друзья, печенье, деньки, деньги, мальчик, крыльцо, свинья, пальто, тюльпан, сосулька, варенье. Проверка. 6. Итог урока: -Давайте попробуем сделать вывод: нужен ли разделительный ь, и если нужен, то зачем?
  • Элективный курс по русскому языку Учись писать грамотно для 5 классаПрограмма элективного курса Учись писать грамотно составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 5 класса.Курс основан на пособии для учителя и учащихся: Иванова В. П. Трудные вопросы орфографии, Иванова В. П. Слово в системе русского языка.Рассчитан на 35 часов, что составляет 1 час в неделю.Включает применение ИКТ: электронного тестирования и мобильного класс...
  • Технологическая карта урока (защита проекта по теме Сказки, 5 классМатериал содержит следующие этапы урока:1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.2. Мотивация к учебной деятельности.3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшей работы. Организация обратной связи.4. Закрепление знаний. Практикум.5. Подведение итоговУрок предполагает выступления детей с сообщениями, презентациями, выполнение различных заданий игрового, логического, познавательного характера.Данный проект был реализован в 2013-2014 уч...
  • Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворениеУрок русского языка в форме творческой мастерской повторяет и закрепляет знания учащихся изобразительно-выразительных средств (тропов) и создаёт условия для написание творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений.соблюдены критерии построения урока творческая мастерская. Заканчивается урок рефлексией. Использузуется ЦОРы. предложены карточки с дополнительным материалом. Данный урок построен в соответствии с ФГОС второго поколения и, надеюсь, будет полезен учителям русского языка ...
  • Урок в 5 классе по теме «и-ы после ц» русского языкаТип урока; Урок открытия нового знания. Цели урока Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки. Содержательные: формирование навыка правописания и – ы после ц, составление алгоритма действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
  • Разработка урока литературы в 5 классе Лирика природы в творчестве русских поэтов Ф. И. Тютчева и И. С. НикитинаУрок по литературе по теме Лирика природы в творчестве русских поэтов Ф. И. Тютчева и И. С. Никитина предназначен для учащихся 5 классов. Презентацию, предложенную к данному уроку можно использовать как основной и дополнительный материал при изучении жизни и творчества Ф.И.Тютчева и И.С.Никитина в 5-9 классах и во внеклассной работе (предметная неделя по литературе). Уроки могут носить характер ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, повторения и обобщения полученных знаний. Учащиеся на уроке не только узнают о личностях поэтов, но и прикоснутся к живой поэзии через чтение стихов, прослушивание музыкальных произведений, картины русских художников. Наибольшее место на уроке отведено сопоставительному анализу стихов. Работа со средствами художественной выразительности позволяет пополнить словарный запас учащихся. Использованы различные методы работы: индивидуальные и групповые. После каждого этапа работы над текстом стихов дети учатся делать выводы и обобщения...
  • Рабочая программа по русскому языку для 5 классаРабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику Маргариты Михайловны Разумовской содержит титульный лист, пояснительную записку и календарно-тематическое планирование к урокам русского языка. Рабочая программа рассчитана на 35 рабочих недель, 210 уроков русского языка в год, по 6 часов в неделю. Из них развитие речи - 43 часа в год, контрольные работы - 11 часов.Кроме того имеется приложение к рабочей программе №1, где содержится почасовое деление по четвертям, а в приложении №2 при...
  • Урок-практикум «Корректор», 5 классОбобщающий урок. Закрепение знаний, умений, навыков по пройденным темам; учить применять свои знания в нестандартных ситуациях. Воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование правописных навыков, формирование норм правильной литературной речи. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы; развивать самостоятельность мышления. Воспитывать интерес к учёбе, корригировать эмоционально-волевую сферу через самооценку.Проверить усвоение учащимися материала по пройденным темам.
  • Урок литературы в 5 классе А. С. Пушкин У лукоморья дуб зелёныйУрок литературы в 5 классе, посвящённый изучению вступления к поэме А.С.Пушкина Руслан и Людмила, позволяет учителю и отрабатывать навыки выразительного чтения, и показать учащимся неразрывную связь сказок Пушкина с народным творчеством, и развивать творческие способности учащихся, предлагая им придумать собственную страну Лукоморье и населить её героями. Предлагается поработать над лексикой отрывка, повторить понятие о рифме и ритме....
  • Урок-представление МИР И БОГИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ, 5 классУРОК - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МИР И БОГИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ / 5 класс/Цели урока:Обучающая: -познакомить детей с представлением древних славян об устройстве мира;Развивающая:- формировать владение навыками монологической речи, умение работать в группах;Воспитывающая:-воспитывать уважительное отношение к традициям и истории своей РодиныМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:рассказ учителя,беседа по вопросам,использование межпредметных связей (с историей),работа в группах,словарная работа,самоконтроль и вз...
  • Урок по предмету «Русская словесность 5 класс»Разработка урока по теме Басня И. А. Крылова Квартет соответствует программе и тематическому планированию второй четверти по предмету Русская словесность5 кл. ( образовательная программа Республики Казахстан). Разработка урока обобщает опыт работы преподавателей музыки и русского языка и литературы по проблеме интеграции предметов литература и музыка в условиях специализированной школы музыкально- эстетического профиля.. Методическая разработка содержит план- конспект и технологическ...
  • Литературная викторина по рассказу И. С. Тургенева «Муму»Литературная викторина по рассказу И.С.Тургенева Муму. Цель: Обобщение изученного. Проверить знание текста произведения, умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы, умение высказывать собственное мнение по вопросу, умение давать аргументированные ответы. Игра состоит из четырех туров. Учащиеся делятся на 3 команды: команда красных, команда жёлтых и зеленых. В случае, если команда затрудняется ответить, либо ответ неверен, вопрос переходит к следующей команде. За правильный о...
  • Урок русского языка в 5 классе Типы речи. РассуждениеКонспект урока по русскому языку предлагается учителям, которые работают с интерактивной доской, причем, учащиеся - пятиклассники тоже должны владеть этим навыком.Урок составлен с опорой на знания учащихся (лучше, если дети в начальной школе изучали риторику и неплохо разбираются в стилях и типах речи).Урок разработан по учебнику С.И. Львовой, но может быть использован и по любому другому.Как показывает практика, материал хорошо запоминается пятиклассниками из-за удачно подобранных текстов и наг...
  • Урок по литературе Восточной Сибири 5класс «Тофаларские сказки»Автор: Кузьмина Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ №10им.П.А.Пономарева Урок по литературе Восточной Сибири 5класс Тофаларские сказки Цели урока: 1.Изучение литературы Восточной Сибири, фольклора тофаларского народа на примере волшебной сказки Тер-окыш-долина цветов; 2. Расширение кругозора учащихся; привитие интереса к чтению и познанию истории и культуры разных народов; 3.Развитие навыков поисковой деятельности; развитие речи учащихся; 4. Развитие личностных качеств учащихся, определяющих успешность обучения: внимательности, самостоятельности, активности, уверенности в своих силах, дружелюбия; 5.Воспитание уважительного отношения к каждому народу, его истории, традициям, языку, культуре; Оборудование урока: Карта Иркутской области; атлас по истории Иркутской области 6 класс; иллюстрации; записи на доске; Ход урока: 1. Организационный момент: - Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с интересной страной – Тофаларией, которая находится, как и мы с вами, в Сибири, на Юго-Западе Иркутской области, познакомимся с древним народом – тофаларами, с их фольклором. Ждёт вас также встреча с очень интересной сказкой Тер-окыш-долина цветов и её героем Улунгеном. 2. Слово учителя: - В мире насчитывается около двух тысяч языков, и каждый из них неповторим и своеобразен. А интересно вам узнать, сколько народов и народностей населяют наш край, нашу Матушку – Сибирь? Сообщение: На территории Сибири проживают русские, буряты, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, ненцы, манси, долганы, нивхи, селькупы, ульчи, удэгейцы, эскимосы, ительмены, орочи, сеты, нганасаны, юкагиры, алеуты, нагидальцы, тофалары… - Ребята, может, вы можете рассказать о какой-нибудь народности? - А теперь давайте познакомимся с такой народностью, как тофалары. Тофалары – один из древнейших народов Восточных Саян. Первые упоминания о них встречаются в китайских летописях 5 века. На сегодняшний день численность этой этнической группы составляет чуть более семисот человек. Семьи многодетные, в каждой от 6 до 12 детей. Живут тофалары охотой, дарами тайги. - Интересно вам узнать: где находится Тофалария? как можно добраться в эту страну? Какова природа Тофаларии? Всё это мы узнаем из сообщения подготовившегося ученика. 3. Сообщение: Тофалария находится на юго-западе Иркутской области, почти на самом краю Земли, куда не летают самолёты, не ездят поезда и где нет нормальных дорог. Кругом тайга и болота, а путешественники добираются туда на вертолётах и внедорожниках. Высокие горы здесь даже летом покрыты снегом. Самой высокой точкой считается пик Поднебесный(2 938 м.), есть ещё пик Триангуляторов (2881 м.). В этих величественных горох берут своё начало многочисленные реки: Уда, Бирюса, Казыр, Жилос, Гутара, Хунта, Барбитай. П... Ответы на вопросы. - Давайте обратимся к карте Иркутской области. Тофалары или карагасы ( устаревшее название) населяют горно-таёжную территорию Нижнеудинского района Иркутской области. Найдите в атласах на карте Тофаларию. Посмотрите по условным обозначениям, чем богат этот край. (Ответы учащихся) Да, богат Тофаларский край! В чистых многочисленных реках водится разная рыба, в тайге – различные животные: белка, соболь, лисица, лось, медведь, марал, косуля и др. 4. Работа с иллюстративным материалом: - А сейчас давайте рассмотрим иллюстрации. Комментарий к иллюстрациям: До перехода на осёдлость основным жилищем Тофалар был конический шестовой чум, который летом покрывали полосами вываренной бересты, а с наступлением холодов (до весны) – полстями, сшитыми из выделанных шкур лося или марала при помощи сухожильных нитей. После перехода на осёдлость в посёлках строили срубные дома. Традиционная одежда тофалар (мужская, женская, детская) существенных различий не имела. Зимнюю изготовляли из шкур копытных, главным образом лося, марала, оленя. Зимней традиционной одеждой служила шуба, сшитая мехом внутрь. Наиболее распространённым видом летней верхней одежды служил Халат, который шили из изношенных оленьих шкур или косульей ровдуги. Зимним головным убором женщин была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летом – платок из покупной ткани. Многие мужчины летом носили кафтан с суж...
  • КТП по литературе 5 класс
  • Цифровые диктанты 5 класс
  • Рабочая карта к уроку литературы на тему Сказка Каша из топора (смысловое чтение)
  • Рабочая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему Орфоэпия
  • Конспект урока русского языка по теме Синтаксис и пунктуация (5класс)
  • Что за прелесть эти сказки
  • Конспект урока по русскому языку Описание игрушки
  • Урок литературы на тему: «Анализ стихотворения Ивана Бунина «Детство»
  • Тест по литературе Средства художественной выразительности (2 варианта с ответами)Тест Средства выразительности речи - 2 варианта с ответами. Можно использовать в 5-9 классах. В тесте строки из произведений И.Бунина, В.Маяковского, А.Грибоедова, С.Есенина, А.Пушкина, Н.Некрасова, А.Суркова,И.Крылова. Задача: определить средства выразительности речи: сравнение, литота, олицетворение, метонимия, гипербола, олицетворение...
  • Урок русского языка в 5 классе Буквы з и с на конце приставок
  • Тест. Орфография и пунктуация. 5 - 6класс (2 варианта)
  • Урок литературы 5 класс В. А. Жуковский Баллада Кубок
© 2010-2018