- Преподавателю
- ОБЖ
- Тема: Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Тема: Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Покусай Г.Ю. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе.
Тема: Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Цели урока: Изучить вредные привычки как социальное явление.
Задачи урока:
Образовательная: Формирование представлений о вреде вредных привычек для растущего человека.
Развивающие: Формирование общеучебных умений и навыков учебного труда: наблюдение за ходом эксперимента, осуществление самоконтроля; развитие волевой и эмоциональной сферы; самостоятельнос-ти, уверенности в своих силах.
-
Воспитательные: Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешную творческую и исполнительскую деятельность, сообразительность. научиться, безошибочно ориентироваться в том, что необходимо для здоровья, что является коварными разрушителями.
-
воспитать уважительное отношение к своему здоровью, навыки сопротивляться «вредным привычкам»
Методическая цель: Формирование межпредметных навыков работы во время интегрированного урока.
Оборудование:
Учебный фильм « Вредные привычки», выставка литературы « Профилактика вредных привычек», конкурс рисунков « Опасные привычки, разрушающие здоровье человека», таблицы « Вредные привычки», компьютер, презентации: « О вреде курения», « Наркомания- трагедия личности!», « О вреде алкоголя», оборудование для опыта, анкеты, тесты.
Методы обучения:
Вербальные: Рассказ, групповая дискуссия, промежуточное объяснение, индивидуальный и фронтальный опрос, беседа.
Исследовательские: Эксперимент.
Вид урока: урок исследование и частично - поисковый.
Форма организации: по парам, групповая, коллективная.
Форма контроля: после изучения темы тест по трём видам зависимости: алкогольной, наркотической и никотиновой.
План урока:
-
Орг.момент - 2 мин.
-
Объяснение - 15 мин.
-
Закрепление - 15 мин.
-
Опрос - 12 мин.
-
Домашнее задание - 1 мин.
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Ход урока.
-
Орг.момент.
Подготовка к активному усвоению материала. Постановка проблемы.
-
Изучение нового материала. Вводное слово учителя.
Человек - великое чудо природы.
Историческое развитие человечества в целом прогрессивно, однако в частностях оно порой создает смертельную угрозу существованию цивилизации. Это связано не только с войнами, созданием оружия массового поражения и разрушением природной среды. Одна из таких угроз - возникновение, а главное - глобальное распространение вредных привычек. Некоторые из них очень древние - пьянство, например, по мнению некоторых ученых, древнее египетской цивилизации (а урон от него больше, чем от всех войн, которые произошли в историческое время), некоторые - появились совсем недавно. Это, прежде всего, относится к глобальной наркомании, которая, именно как социальное явление, сформировалась во второй половине XX века.
Всем ясно, что вредные привычки несовместимы со здоровым образом жизни. Сейчас в России их рассматривают как одну из угроз безопасности страны. Вредные привычки как социальное явление и будут темой сегодняшнего урока. Очень хочется, чтобы вступая в большую жизнь, вы безошибочно ориентировались в том, что необходимо и полезно для здоровья, а что является его коварными разрушителями.
Вопросы для фронтальной беседы.
Учитель обращается к классу. Ребята, дайте определение вредным привычкам.
Вредная привычка - закрепленный в личности способ антиобщественного поведения, проявляющийся в систематическом употреблении вредных веществ, ведущих к саморазрушению индивида, выпадению его из общественной деятельности, нанесению непоправимого вреда здоровью, приобретший характер зависимости.
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Учитель: Какие привычки oтносятся к этой категории вредных? Назовите их. Алкоголизм, табакокурение, наркомания.
-
В качестве домашнего задания над проектом по теме « Вредные привычки» работали учащиеся 10 класса.
Учитель: Ребята, у вас на столах таблицы по данной теме, над которыми вы будете работать весь урок, подпишите на них свою фамилию. Изучив проекты выступающих
установите стрелочками соответствие характеристикам вредных привычек их последствия.
С проектом «О вреде курения» выступает Третьякова Татьяна. Самое массовое, к сожаление, увлечение нынешнего поколения молодёжи это Курение
(слайд 5-13). Ежегодно на планете превращается в сигаретный дым 5 млрд. кг табака.
Никотин и другие вреднейшие компоненты, попавшие в лёгкие с табачным дымом, замедляют рост и развитие организма. Злобным возмездием для любителей табака становится рак органов дыхания, язвенная болезнь желудка, патологическое расширение аорты и коронарный склероз. Каждый седьмой из заядлых курильщиков оказывается на операционном столе с тяжёлым заболеванием кровеносных сосудов ног.
Для девушек курение наиболее губительно: быстро грубеет голос, портится цвет лица, желтеют зубы, интенсивно множатся морщины, возникает дурной запах изо рта. Образно говоря, вместе с сигаретным дымом улетучивается женственность, красота, организм быстро увядает.
Учитель: Дайте характеристику алкоголизму как вредной привычке. Чем алкоголизм отличается от пьянства?
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
С проектом « О вреде алкоголизма» выступает Сарсенбекова Айслу. Алкоголь - (слайд 14-25) - этиловый или винный спирт - относится к категории наркотических веществ. Главные его мишени - головной мозг, сердце и печень. Попадая в организм даже в небольших дозах, алкоголь угнетает все органы и системы организма, нарушает привычный биологический ритм. И происходит всё это на протяжении 15-20 дней, так как алкоголь обладает способностью задерживаться и накапливаться в организме. Все «веселящие» и «горячительные» напитки губительно влияют на половую сферу. Поклонницы хмельных застолий в 2,5 раза чаще страдают гинекологическими заболеваниями. Более 9% детей, страдающих умственной неполноценностью, физическими и психическими пороками, рождаются у родителей, которые начали пить в молодые годы.
Учитель: Дайте характеристику наркомании как вредной привычке.
С проектом « Наркомания - трагедия личности» выступает Казиева Асель. Наркотики (слайд 26-42) не только безвозвратно разрушают здоровье, но и ведут к полной деградации личности. Цель жизни постепенно сводится лишь к одному: приобрести очередную порцию дурмана и забыться, медленно умирая в полусне-полубреде. Порабощение «белой смертью» ужасно потому, что, в отличие от курения и алкоголизма, преодолеть наркотическую зависимость усилием воли практически невозможно. С первого вдоха, первого укола организм человека поражается столь глубоко, что уже не в силах вырваться из цепких объятий недуга. Без целенаправленного медицинского лечения здесь не обойтись. Хотя в последнее время врачи, к сожалению не всем могут помочь, и после лечения пациент возвращается к наркотикам. Наркомания существенно молодеет. Уже зафиксированы случаи
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
выявления хронической стадии заболеваний у детей 8-9 летних детей! Все они обречены. Лишь единицы с трудом доживут до 30-35 летнего возраста.
В последние годы у наркомании появилась «младшая сестра» - токсикомания. Арсенал классических наркотических средств пополнился снотворными препаратами, фармакологическими изделиями, средствами бытовой химии.
Учитель: предлагаю обсудить проблему таких вредных привычек, как пьянство и алкоголизм, табакокурение и наркомания.
-Каковы причины столь широкого распространения алкогольных напитков?
Одна из них - свойства самого алкоголя, его способность оказывав эйфорическое действие, создавать настроение удовольствия. Именно поэтому алкогольные напитки были непременным атрибутом различных праздников и обрядов. Другая - его свойство ослаблять напряжение, создавать иллюзию благополучия.
-Каковы причины столь широкого распространения табакокурения?
Возможно, подростки видят в курении признак самостоятельности, взрослости. Курение в компании становится своего рода обязанностью, ритуалом, средством к сплочению.
-В чем конкретно заключается социальная опасность, вред наркомании?
Наркоманы, деградируя физически и морально, становятся опасны для общества: втягивают в этот порок других людей, в первую очередь молодежь, входят в группу риска распространения СПИДа и т.д.
Учитель: В таблицах на ваших столах установите соответствие, согласно характеристикам, укажите последствия пагубного влияния вредных привычек.
Учитель.
2.Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от образа жизни, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в
котором он живёт.
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Демонстрация видеоролика « Вредные привычки»
3.Вредные привычки, которые человек может начать приобретать ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьёзно вредит здоровья.
Поэтому важное значение имеет профилактическая работа по противостоянию и сопротивлению распространения вредных привычек.
Учитель:
4.Задание командам.
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Вредные привычки человека
Краткая характеристика
К чему приводит
Пьянство и алкоголизм
Психологическая (пьянство) и физиологическая (алкоголизм) зависимость организма человека от приема этилового спирта
Приводит к деградации личности, потере трудоспособности, разрушению организма и часто - к смерти
Табакокурение
Зависимость организма от поступления в него никотина
Приводит к серьезным заболеваниям, включая онкологические, общему ослаблению организма, что усугубляет течение многих заболеваний, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В мире ежегодно от последствий табакокурения умирает несколько миллионов человек
Наркомания
Физиологическая зависимость организма от наркотиков - веществ естественного и искусственного происхождения, оказывающих одурманивающее и галлюциногенное действие за счет химического воздействия на центральную нервную систему
Приводит к полному разрушению личности, потере физического и психического здоровья, абсолютно антисоциальному поведению, включая совершение преступлений, смерти. Не излечивается. Средний срок жизни наркомана после начала систематического приема наркотиков - 5-7, иногда до 9 лет
Учитель.
2.Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от образа жизни, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает , от умения разумно распорядиться потенциальными
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором он живёт.
Демонстрация видеоролика « Вредные привычки»
3.Вредные привычки, которые человек может начать приобретать ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьёзно вредит здоровья.
Поэтому важное значение имеет профилактическая работа по противостоянию и сопротивлению распространения вредных привычек.
Учитель:
Предлагаю поработать в группах.
4.Задание командам.
Что ты знаешь о политике государства по профилактике вредных привычек?
Каждая команда получает задание.
Вопросы 1 группе.
-
За приобретение и хранение наркотика ( ответ : Лишение свободы на срок до 3 - лет.ст.228 УК РФ)
-
За сбыт наркотика или попытку сбыта ( продажа, дарение, обмена, уплаты долга)
(ответ: Лишение свободы от 3 до 7 лет с конфискацией имущества, ст.228 УК РФ)
-
За употребление наркотиков.
( ответ: Административное наказание:
- постановка на учёт в органы полиции;
- постановка на учёт у нарколога;
- отказ в приёме экзаменов на право вождения автомобилем, мотоциклом;
-отказ в приобретении охотничьего ружья;
-отказ в трудоустройстве в органах ФСБ,МО,МВД.
Вопросы 2 команде:
1.За склонение к употреблению наркотиков.
( ответ: Лишение свободы от3 до 5 лет. Ст. 230 УК РФ)
2. За выращивание растений, содержащих наркотические вещества.
( ответ: От крупного штрафа до лишения свободы до 8 лет.
Ст.231 УК РФ,)
3.Если вовлечённый наркопреступником человек умер от передо-
зировки или наступили другие тяжкие последствия для его здоровья.
( ответ: Лишение свободы от 6 до 12 лет. Ст. 230 УК РФ)
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
5.Профилактика Вредных привычек.
Защита проектов - плакатов.
- «Рекомендации по профилактике наркомании»
1 команда, защищает свой проект.
-
команда, защищает свой проект.
6.Учитель рассказывает о выставке книг и конкурсе рисунков, которые были подготовлены к уроку.
7.рекомендации памятки, чтобы никогда не принимать наркотики.
Вопросы для закрепления знаний.
-
Тестирование. ( задание тестов прилагается)
-
Вопросы.
- Дайте определение понятия «вредная привычка», назовите их и дайте каждой краткую характеристику.
- В чем состоит социальная опасность вредных привычек?
-- На какие стороны жизни и деятельности человека влияют вредные привычки?
-- Что ты знаешь о политике государства по профилактике вредных привычек?
-- Почему курение, пьянство и употребление наркотиков особенно опасны в подростковом возрасте?
Проверка домашнего задания.
Ответьте на вопросы:
-
Что такое двигательная активность?
-
На какие системы организма она влияет?
-
Как двигательная активность влияет на дыхательную систему?
-
Как двигательная активность влияет на мышечную систему?
-
Как двигательная активность влияет на кровеносную систему?
-
Как двигательная активность влияет на восприимчивость организма к инфекционным заболеваниям?
-
В чем заключается особенное значение двигательной активности для школьников?
-
Каковы основные проблемы, порождаемые гиподинамией учащихся?
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
-
-Каковы основные виды двигательной активности учащихся? Выводы.
-
Курение, употребление алкоголя и наркотиков считаются вредными привычками , но это заболевание, зависимость.
-
Профилактика наркомании - это, прежде всего, исключение первого употребления наркотического вещества. Если первая проба состоялась, то надо думать уже не о профилактике , а о серьёзном лечении.
-
Для тех, кто осознал, что принятие наркотика несовместимо со здоровьем человека, ещё раз повторим, что самая главная опасность стать наркоманом кроется в желании (из глупого любопытства, за компанию или по другой причине) первый раз попробовать наркотик.
Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Написать мини- сочинения « Вредные привычки- враг человека»
Рефлексия
Давайте выразим своё отношение к сегодняшнему уроку.
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»