ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Инновационный педагогический проект







«ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»






Содержание

I. Паспорт проекта …………………………………………………..

3

II. Пояснительная записка…………………………………………..

4

III. Содержание проекта……………………………………………..

8

IV. Литература ………………………………………………………

11

V. Приложение……………………………………………………….

12



I. Паспорт проекта

Тема проекта проекта: «Формирование национального самосознания школьников. Система работы по патриотическому воспитанию». Проект предназначен для учителей кубановедения и учителей начальных классов. Участники проекта Участниками проекта являются родители, обучающиеся 1-4 классов общеобразовательных школ, учителя кубановедения и учителя начальных классов. Цель проекта: формирование чувства патриотизма и национального самосознания у обучающихся на основе развития теоретических знаний в области истории страны, края, малой родины, практических умений и навыков в оценке окружающей среды (на краеведческом материале). Задачи проекта:

Образовательные:

  • дать представление о многообразии национальностей края;

  • познакомить учащихся с особенностями культуры народов;

  • приобщение учащихся к краеведческой научно-исследовательской работе;

  • повышение мотивации к изучению предмета кубановедение;

  • формирование ключевых компетенций обучающихся (учебно-познавательных, коммуникативных, личностных).

Воспитательные:

  • воспитание чувства любви к своей малой Родине и гордости за Отечество;

  • формирование гражданско - патриотических, нравственных качеств личности школьников на основе краеведческой работы;

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • сохранение исторической памяти.

Ресурсы реализации проекта
  • кадры (учителя начальных классов, родители, обучающиеся 1-4 классов);- методическое обеспечение (учебники, дополнительная литература, электронные диски, методические разработки тематических классных часов, викторин, уроков, музейные экспонаты и выставки, библиотечные тематические выставки);
- материально-техническое обеспечение (Интернет-ресурсы, локальная сеть, мультимедийное оборудование, школьный сайт; разработка, обсуждение и утверждение плана проведения недель
  • Пособие для учителей.
«Пособие для учителей» содержит необходимую информацию, дополнения к заданиям для учащихся, идеи о возможном развитии достигнутых результатов

Пояснительная записка

Инновационнный проект «Формирование национального самосознания школьников. Система работы по патриотическому воспитанию».


1.Идея инновации: предлагаемая система работы учителей начальных классов по патриотическому воспитанию будет способствовать формированию национального самосознания младших школьников. Объект-система занятий в урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях двухсменной школы. Предмет - формы организации урочной и внеурочной деятельности. 2. Анализ и описание инноваций: Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

  • преемственность современного национального идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
  • духовно-нравственные ценности, определенные в соответствии с действующим законодательством;
  • внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Образование и воспитание младших школьников в области патриотизма и национального самосознания является одним из приоритетных направлений работы с детьми. Чем раньше начинается формирование патриотизма у детей, тем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса патриотического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей. ЦЕЛЬ: формирование чувства патриотизма и национального самосознания у обучающихся на основе развития теоретических знаний в области истории страны, края, малой родины, практических умений и навыков в оценке окружающей среды (на краеведческом материале).

ЗАДАЧИ: Образовательные:
  • дать представление о многообразии национальностей края;
  • познакомить учащихся с особенностями культуры народов;
  • приобщение учащихся к краеведческой научно-исследовательской работе;
  • повышение мотивации к изучению предмета кубановедение;
  • формирование ключевых компетенций обучающихся (учебно-познавательных, коммуникативных, личностных).
Воспитательные:
  • воспитание чувства любви к своей малой Родине и гордости за Отечество;
  • формирование гражданско- патриотических, нравственных качеств личности школьников на основе краеведческой работы;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • сохранение исторической памяти.

АКТУАЛЬНОСТЬ: К сожалению, мы становимся свидетелями того, как стремительно современные дети стали утрачивать связь с прошлым. На уроках кубановедения в процессе реализации программы патриотического воспитания слишком очевидной становится эта проблема. Осознание этого процесса привело нас к необходимости диагностики, а проведенная диагностика лишь подтвердила уверенность. Для определения эффективности воспитательного процесса была проведена диагностика развития личности воспитанника. Ее цель: определение уровней самосознания. Диагностику начали с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности учащихся по данному направлению. Необходимо отметить, что работа в этом направлении проводилась в конце 2013 года и в начале 2014 года. Именно результаты её и помогли в настоящее время сфокусировать внимание на данной инновации, заставив заняться ею в экспериментальном режиме. Диагностика была проведена в форме тестирования. Детям предлагалось ответить на вопрос: - «Какие чувства вызывает у вас слово Россия, Родина, Отчизна?». Им были предложены такие варианты: безразличие, уверенность, гордость, любовь.

Какие чувства вызывает у вас слово Россия, Родина, Отчизна?

По результатам тестирования можно увидеть, что к 4 классу у детей изменилось отношение к Родине, родному краю, ответы детей уже к 11 годам осознанные и уверенные. Опираясь на результаты диагностики на заседании ШМО учителей начальных классов, позже учителей кубановедения, мы пришли к необходимости создания проекта «Формирование национального самосознания школьников. Система работы по патриотическому воспитанию», связанного с необходимостью формирования у детей чувства национального самосознания (идентичности). Таким образом, мы сможем реализовать положение «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности российского Гражданина» о том, что новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокольтурную модернизацию российского общества. Согласно Концепции, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

НОВИЗНА: заключается в самом содержании проекта, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания. Мы с коллегами пришли к необходимости создания системы патриотического воспитания в МБОУСОШ№3. Цель которой - воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов наших учеников, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом предполагается тесное взаимодействие и сотрудничество с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опора на национальные традиции. Для продуктивности работы мы обратились к программе гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Отличительными особенностями программы являются ключевые критерии патриотического воспитания. Которые содержат в себе 3 компонента: когнитивный, знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях), эмоционально -чувственный, отношенческий (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам и явлениям патриотического характера) и деятельностный, поведенческий (виды деятельности и действия патриотического характера).
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ: В нашей школе много лет реализуется программа развития «Школа деятельной личности», важнейшим результатом которой является формирование у обучающихся личностных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций. С 2011 года реализуется новый федеральный государственный образовательный стандарт. Цели программы развития и нового ФГОС перекликаются. Решая задачу формирования национального самосознания и патриотизма у обучающихся, учителя нашей школы используют такую форму организации деятельности, как проведение тематических недель по литературе, истории, кубановедению.

  • Для формирования чувства любви к своей малой Родине и гордости за Отечество; мы решили оформить «Неделю кубановедения», как социальный прект.
При подготовке этого проекта деятельностный подход будет наиболее эффективным. Осуществляться он будет в основном через урочную и внеурочную деятельность. Для этого используются активные формы проведения мероприятий. На данном этапе реализуется план проведения тематической недели посредством использования активных форм деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
  • урочная:

  • модульные уроки: «Нет в мире краше Родины нашей», «Без прошлого нет настоящего», «Казачьему роду нет переводу»; «Бережное отношение народов Кубани к природе»;

  • уроки музейной педагогики;

  • Виртуальная экскурсия «Сторона родная»

Результат: у учащихся развиваются учебно-познавательные, личностные и коммуникативные компетенции.
внеурочная деятельность осуществляется через работу классных руководителей. Её формы варьируются:
  • исследовательская деятельность, участие школьников в викторинах, проведение тематических классных часов.
  • викторина «Знай свой край»;

Результат: формирование учебно-познавательных компетенций, формирование мотивации к изучению краеведения

  • исследовательская деятельность: «Культура народов Кубани», «История кубанской песни» - синтез традиций разных народов», «Участие народов Кубани в ВОВ»;

Результат: формирование исследовательской компетентности обучающихся, ИК-компетенции, коммуникативной компетенции (работа в группе).

  • тематические классные часы: «История Кубани в лицах», «Участие народов Кубани в ВОВ»

Результат: формирование ключевых компетентностей обучающихся, достижение основной цели и воспитательных задач приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах об устройства общества понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

В рамках Недели кубановедения в 2014 году учителями начальной школы были проведены следующие мероприятия:

  • выставка рисунков « Иллюстрации к быту жителей Кубани»;

  • фестиваль презентаций « Достопримечательности Кубани»;

  • сочинения на тему « Люблю свою малую родину»;

  • экскурсии в школьный и городской краеведческий музей;

  • конкурс чтецов «Кубань родная»

  • виртуальная экскурсия «Сторона родная»

работа по оформлению этнографического уголка в здании начальной школы;

Цель: создание продукта-«Этнографический уголок»

План работы:

  • формирование умений и задач:

  • воспитание чувства любви к своей малой Родине и гордости за Отечество;

  • формирование гражданско- патриотических, нравственных качеств личности школьников на основе краеведческой работы;


  • Изучение этнографических особенностей уклада жителей Кубани.

  • Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

  • Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации ).

  • .Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

  • Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

  • Работа с родителями.

(Результат: развитие творческого потенциала учащихся, формирование банка рисунков, для социальных плакатов, баннеров)


На сегодня в ходе работы были проведены следующие этапы: I - аналитический, приведший к поиску новых педтехнологий; II - практический, связанный с реализацией, внедрением технологии интегративного подхода; III - диагностический. Проведена первоначальная диагностика для определения уровня самосознания. Планируются: этапы промежуточной диагностики в конце этого года начале и в конце следующего года. Ожидаемые результаты: - формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России; - уважительное и бережное отношение к памятникам истории; - любовь и бережное отношение к родной природе; - посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; РЕЗУЛЬТАТЫ (ЭФФЕКТЫ): Результатом проведения Недели кубановедения в этом году стало размещение материалов тематической недели (детские презентации, фотоотчеты) и её результатов в школьной газете, на школьном сайте, награждение победителей конкурса чтецов на линейке закрытия Недели. Наконец, в школе появился «Этнографический уголок» как результат реализации проекта.


  • РЕСУРСЫ: кадры (учителя начальных классов, родители, ученики начальных классов);
- методическое обеспечение (учебники, дополнительная литература, электронные диски, методические разработки тематических классных часов, викторин, уроков, музейные экспонаты и выставки, библиотечные тематические выставки); - материально-техническое обеспечение (Интернет-ресурсы, локальная сеть, мультимедийное оборудование, школьный сайт);
  • разработка, обсуждение и утверждение плана проведения недели.




Технологии, методы, формы, средства обучения
  1. Личностно ориентированные технологии;

  • Здоровьесберегающие технологии (индивидуальный подход, создание ситуации успеха)

  • Метод проектов

2.Технологии проблемного обучения:
  • Проблемное изложение;
  • Частично-поисковый (эвристический);
  • Исследовательский.
3.Игровыевые технологии.

По организационным формам:

  1. Групповые технологии, которые предполагают:

  • групповую (одно задание на разные группы);

  • межгрупповую (группы выполняют разные задания в рамках общей цели);

  • работу в статичных парах.

2.Технология КСО (коллективный способ обучения) - предполагает работу в динамических парах.

  • Технология «консультант».

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»


  1. 1.

Приложение №1

План работы недели кубановедения и план работы по созданию этнографического уголка

  1. 2.

Приложение №2

Презентации обучающихся

Приложение№3

Доклады и рефераты детей


© 2010-2022