- Преподавателю
- Начальные классы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Бурлакова О.И. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Инновационный педагогический проект
«ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»
Содержание
I. Паспорт проекта …………………………………………………..
3
II. Пояснительная записка…………………………………………..
4
III. Содержание проекта……………………………………………..
8
IV. Литература ………………………………………………………
11
V. Приложение……………………………………………………….
12
I. Паспорт проекта
Тема проекта проекта: «Формирование национального самосознания школьников. Система работы по патриотическому воспитанию». Проект предназначен для учителей кубановедения и учителей начальных классов. Участники проекта Участниками проекта являются родители, обучающиеся 1-4 классов общеобразовательных школ, учителя кубановедения и учителя начальных классов. Цель проекта: формирование чувства патриотизма и национального самосознания у обучающихся на основе развития теоретических знаний в области истории страны, края, малой родины, практических умений и навыков в оценке окружающей среды (на краеведческом материале). Задачи проекта:
Образовательные:
-
дать представление о многообразии национальностей края;
-
познакомить учащихся с особенностями культуры народов;
-
приобщение учащихся к краеведческой научно-исследовательской работе;
-
повышение мотивации к изучению предмета кубановедение;
-
формирование ключевых компетенций обучающихся (учебно-познавательных, коммуникативных, личностных).
Воспитательные:
-
воспитание чувства любви к своей малой Родине и гордости за Отечество;
-
формирование гражданско - патриотических, нравственных качеств личности школьников на основе краеведческой работы;
-
воспитание бережного отношения к природе;
-
сохранение исторической памяти.
- кадры (учителя начальных классов, родители, обучающиеся 1-4 классов);- методическое обеспечение (учебники, дополнительная литература, электронные диски, методические разработки тематических классных часов, викторин, уроков, музейные экспонаты и выставки, библиотечные тематические выставки);
- Пособие для учителей.
Пояснительная записка
Инновационнный проект «Формирование национального самосознания школьников. Система работы по патриотическому воспитанию».
1.Идея инновации: предлагаемая система работы учителей начальных классов по патриотическому воспитанию будет способствовать формированию национального самосознания младших школьников. Объект-система занятий в урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях двухсменной школы. Предмет - формы организации урочной и внеурочной деятельности. 2. Анализ и описание инноваций: Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
- преемственность современного национального идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
- духовно-нравственные ценности, определенные в соответствии с действующим законодательством;
- внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
ЗАДАЧИ: Образовательные:
- дать представление о многообразии национальностей края;
- познакомить учащихся с особенностями культуры народов;
- приобщение учащихся к краеведческой научно-исследовательской работе;
- повышение мотивации к изучению предмета кубановедение;
- формирование ключевых компетенций обучающихся (учебно-познавательных, коммуникативных, личностных).
- воспитание чувства любви к своей малой Родине и гордости за Отечество;
- формирование гражданско- патриотических, нравственных качеств личности школьников на основе краеведческой работы;
- воспитание бережного отношения к природе;
- сохранение исторической памяти.
АКТУАЛЬНОСТЬ: К сожалению, мы становимся свидетелями того, как стремительно современные дети стали утрачивать связь с прошлым. На уроках кубановедения в процессе реализации программы патриотического воспитания слишком очевидной становится эта проблема. Осознание этого процесса привело нас к необходимости диагностики, а проведенная диагностика лишь подтвердила уверенность. Для определения эффективности воспитательного процесса была проведена диагностика развития личности воспитанника. Ее цель: определение уровней самосознания. Диагностику начали с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности учащихся по данному направлению. Необходимо отметить, что работа в этом направлении проводилась в конце 2013 года и в начале 2014 года. Именно результаты её и помогли в настоящее время сфокусировать внимание на данной инновации, заставив заняться ею в экспериментальном режиме. Диагностика была проведена в форме тестирования. Детям предлагалось ответить на вопрос: - «Какие чувства вызывает у вас слово Россия, Родина, Отчизна?». Им были предложены такие варианты: безразличие, уверенность, гордость, любовь.
Какие чувства вызывает у вас слово Россия, Родина, Отчизна?
По результатам тестирования можно увидеть, что к 4 классу у детей изменилось отношение к Родине, родному краю, ответы детей уже к 11 годам осознанные и уверенные. Опираясь на результаты диагностики на заседании ШМО учителей начальных классов, позже учителей кубановедения, мы пришли к необходимости создания проекта «Формирование национального самосознания школьников. Система работы по патриотическому воспитанию», связанного с необходимостью формирования у детей чувства национального самосознания (идентичности). Таким образом, мы сможем реализовать положение «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности российского Гражданина» о том, что новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокольтурную модернизацию российского общества. Согласно Концепции, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
НОВИЗНА: заключается в самом содержании проекта, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания. Мы с коллегами пришли к необходимости создания системы патриотического воспитания в МБОУСОШ№3. Цель которой - воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов наших учеников, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом предполагается тесное взаимодействие и сотрудничество с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опора на национальные традиции. Для продуктивности работы мы обратились к программе гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Отличительными особенностями программы являются ключевые критерии патриотического воспитания. Которые содержат в себе 3 компонента: когнитивный, знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях), эмоционально -чувственный, отношенческий (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам и явлениям патриотического характера) и деятельностный, поведенческий (виды деятельности и действия патриотического характера).
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ: В нашей школе много лет реализуется программа развития «Школа деятельной личности», важнейшим результатом которой является формирование у обучающихся личностных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций. С 2011 года реализуется новый федеральный государственный образовательный стандарт. Цели программы развития и нового ФГОС перекликаются. Решая задачу формирования национального самосознания и патриотизма у обучающихся, учителя нашей школы используют такую форму организации деятельности, как проведение тематических недель по литературе, истории, кубановедению.
- Для формирования чувства любви к своей малой Родине и гордости за Отечество; мы решили оформить «Неделю кубановедения», как социальный прект.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-
урочная:
-
модульные уроки: «Нет в мире краше Родины нашей», «Без прошлого нет настоящего», «Казачьему роду нет переводу»; «Бережное отношение народов Кубани к природе»;
-
уроки музейной педагогики;
-
Виртуальная экскурсия «Сторона родная»
внеурочная деятельность осуществляется через работу классных руководителей. Её формы варьируются:
- исследовательская деятельность, участие школьников в викторинах, проведение тематических классных часов.
-
викторина «Знай свой край»;
Результат: формирование учебно-познавательных компетенций, формирование мотивации к изучению краеведения
-
исследовательская деятельность: «Культура народов Кубани», «История кубанской песни» - синтез традиций разных народов», «Участие народов Кубани в ВОВ»;
Результат: формирование исследовательской компетентности обучающихся, ИК-компетенции, коммуникативной компетенции (работа в группе).
-
тематические классные часы: «История Кубани в лицах», «Участие народов Кубани в ВОВ»
Результат: формирование ключевых компетентностей обучающихся, достижение основной цели и воспитательных задач приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах об устройства общества понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
В рамках Недели кубановедения в 2014 году учителями начальной школы были проведены следующие мероприятия:
-
выставка рисунков « Иллюстрации к быту жителей Кубани»;
-
фестиваль презентаций « Достопримечательности Кубани»;
-
сочинения на тему « Люблю свою малую родину»;
-
экскурсии в школьный и городской краеведческий музей;
-
конкурс чтецов «Кубань родная»
-
виртуальная экскурсия «Сторона родная»
работа по оформлению этнографического уголка в здании начальной школы;
Цель: создание продукта-«Этнографический уголок»
План работы:
-
формирование умений и задач:
-
воспитание чувства любви к своей малой Родине и гордости за Отечество;
-
формирование гражданско- патриотических, нравственных качеств личности школьников на основе краеведческой работы;
-
Изучение этнографических особенностей уклада жителей Кубани.
-
Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
-
Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации ).
-
.Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
-
Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
-
Работа с родителями.
(Результат: развитие творческого потенциала учащихся, формирование банка рисунков, для социальных плакатов, баннеров)
На сегодня в ходе работы были проведены следующие этапы: I - аналитический, приведший к поиску новых педтехнологий; II - практический, связанный с реализацией, внедрением технологии интегративного подхода; III - диагностический. Проведена первоначальная диагностика для определения уровня самосознания. Планируются: этапы промежуточной диагностики в конце этого года начале и в конце следующего года. Ожидаемые результаты: - формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России; - уважительное и бережное отношение к памятникам истории; - любовь и бережное отношение к родной природе; - посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; РЕЗУЛЬТАТЫ (ЭФФЕКТЫ): Результатом проведения Недели кубановедения в этом году стало размещение материалов тематической недели (детские презентации, фотоотчеты) и её результатов в школьной газете, на школьном сайте, награждение победителей конкурса чтецов на линейке закрытия Недели. Наконец, в школе появился «Этнографический уголок» как результат реализации проекта.
- РЕСУРСЫ: кадры (учителя начальных классов, родители, ученики начальных классов);
- разработка, обсуждение и утверждение плана проведения недели.
Технологии, методы, формы, средства обучения
-
Личностно ориентированные технологии;
-
Здоровьесберегающие технологии (индивидуальный подход, создание ситуации успеха)
-
Метод проектов
- Проблемное изложение;
- Частично-поисковый (эвристический);
- Исследовательский.
По организационным формам:
-
Групповые технологии, которые предполагают:
-
групповую (одно задание на разные группы);
-
межгрупповую (группы выполняют разные задания в рамках общей цели);
-
работу в статичных парах.
2.Технология КСО (коллективный способ обучения) - предполагает работу в динамических парах.
- Технология «консультант».
-
1.
Приложение №1
План работы недели кубановедения и план работы по созданию этнографического уголка
-
2.
Приложение №2
Презентации обучающихся
Приложение№3
Доклады и рефераты детей