- Преподавателю
- Математика
- Программа по математики для подготовки к школе
Программа по математики для подготовки к школе
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дутова Е.И. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «от слова к словесности» является программой внеурочной направленности.
Новизна, актуальность
Актуальность программы
Концептуальной основой данной программы является коммуникативно-познавательная направленность. Изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функционального направленность.
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического, но и образного мышления.
Актуальность программы «…по следам ученого кота» определяется потребностью детей младшего школьного возраста в познании русского языка, потребностью родителей развивать способности своих детей, требованиями ФГОС начального общего образования (внеурочная деятельность). А программа активизирует познавательную деятельность, развивая их умения управлять своим вниманием, памятью, расширяя знания о себе, своем характере, темпераменте, способствуя накоплению опыта эффективного общения со сверстниками, педагогами и родителями.
Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме и посредством организации проектной деятельности, которые помогают воспитаннику в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои способности. При этом акцент делается на развитие образного мышления как условия поддержания учебной деятельности и креативности.
Цель программы:
Создание условий для творческого развития детей в процессе формирования представлений о языке как средстве общения и познания окружающего мира, коммуникативной и социокультурной компетенции.
В рамках целевой установки реализуются познавательная и социокультурная активность детей, которые предполагают:
-
познавательная - ознакомление воспитанников с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
-
социокультурная - формирование коммуникативной компетенции детей, т.е. развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
Воспитательные:
- социализация личности ребенка (естественное преодоление психологических барьеров, толерантность), привитие навыков общения со сверстниками и взрослыми;
- формирование положительной эмоциональной установки - необходимое условие успешной адаптации к школьному обучению;
- формирование представления о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет воспитанникам широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
- привитие начал самоорганизации, самоконтроля.
Развивающие:
- развивать произвольность действий и поступков;
- формировать в сознании непрерывность познавательного действия;
- закреплять навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
- развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов;
- формировать умение социального сравнения.
Обучающие:
-
развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление воспитанников;
-
обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
-
пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
-
обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся.
Отличительные особенности программы.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь - язык - речь. Вопросы и задания побуждают детей к осмыслению собственной речи. Воспитанники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»). Дети начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения воспитанников, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в программе используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В программе много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
Методы изучения: словесный, наглядный, практический.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
-
он является основным средством общения между людьми;
-
с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
-
язык является основным средством познания окружающего мира;
-
владение родным и государственным языком - это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
-
использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о Культурном уровне человека.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа предназначена для учащихся 6-7 лет. Это обусловлено сензитивностью этого возрастного периода к развитию психических процессов а также образного, творческого, логического мышления и воображения.
Сроки реализации программы. Формы и режим занятий.
Срок реализации программы составляет 1 год обучения - 144 часа. Занятия проводятся с группой детей два раза в неделю по 45 минут. Количество детей в группе 15 человек. Такое количество детей определяется, с одной стороны, возможностью проследить за работой каждого ребенка во время занятий, с другой стороны, оптимальным количеством человек в команде при проведении различного рода игровых упражнений и дидактических игр.
Основной формой работы воспитанников является работа в группах и самостоятельная работа при выполнении творческих заданий и исследовательских проектов.
Изучение программного материала проводится на теоретических и практических занятиях. Формы занятий разнообразны: беседы, дискуссии, интеллектуальные турниры, занятия-викторины, игры-путешествия, тренинги, практические занятия. На занятиях применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы воспитанники должны знать:
-
все буквы русского алфавита;
-
наизусть 5-10 небольших стихотворений.
- иметь элементарные представления об особенностях речевого общения.
Должны уметь:
-
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
-
выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
-
проводить звуковой анализ слов;
-
различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв
-
(е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
-
списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
-
употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
-
писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12-15 слов;
-
самостоятельно составлять и записывать текст из 2-3 предложений на определённую тему;
-
читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты.
-
основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
-
признаки гласных и согласных звуков.
Планируемые результаты освоения программы
Дети научатся:
различать, сравнивать:
-
звуки и буквы;
-
ударные и безударные гласные звуки;
-
твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
-
звук, слог, слово;
-
слово и предложение;
кратко характеризовать:
-
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
-
условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
-
выделять предложение и слово из речевого потока;
-
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех - пяти звуков;
-
выделять в словах слоги;
-
правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
-
правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
-
переносить слова;
-
писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
-
правильно писать словарные слова, определенные программой;
-
ставить точку в конце предложения;
-
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
-
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов;
-
осознавать цели и ситуации устного общения;
-
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Дети получит возможность научиться:
-
выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
-
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
-
различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
-
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
-
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
-
сравнение;
-
анализ;
-
синтез;
-
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
-
установление аналогий и причинно-следственных связей;
-
построение рассуждений;
-
отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
У обучающихся формируется представление о звуковом анализе слов:
называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
-
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
-
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
-
определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
-
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
-
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
-
правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
-
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
- составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
Способы проверки ожидаемых результатов. Для проверки указанных знаний, умений и навыков проводится: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, защита проектов.
Формы подведения итогов реализации программы:
Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:
- самостоятельный и самоценный элемент содержания;
- средство повышения эффективности преподавания и учения;
- фактор, обеспечивающий единство системы образования;
- регулятор программы обучения.
-
Проверка усвоения программного материала воспитанниками проводится в форме индивидуальных и фронтальных устных проверок, выполнением графических и практических работ.
-
Особое внимание в изучении курса уделяется формированию навыков самоконтроля - при введении нового материала, взаимоконтроля - в процессе его отработки.
Портфолио как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений воспитанника в определенный период его обучения позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Портфолио как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка. Для него это форма представления индивидуальной направленности своих знаний, умений, интересов, программирование успеха личностного роста, развитие творческого мышления, возможность выразится, высказаться и заявить о себе.
В состав портфеля могут включаться результаты, достигнутые ребенком не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
В портфель достижений воспитанников, который используется для оценки достижения планируемых результатов также включаются:
1. Выборки детских работ
2. Результаты стартовой диагностики
3. Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы
4. Результаты и материалы тематических работ
5. Результаты и материалы итогового контроля
Учебно-тематический план
№
Тема
Всего
часов
Теория
Практика
1
Введение
2
1
1
2
В мире общения. Цели и формы общения.
2
1
1
3
В мире общения. Родной язык - средство Общения
2
1
1
4
В мире общения. Смысловая сторона русской речи.
2
1
1
5
Слово, его роль в нашей речи.
2
1
1
6
Слово и его значение.
2
1
1
7
Урок развития речи. Слово как
средство создания образа.
2
1
1
8
Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного.
2
1
1
9
Контрольный срез
2
-
2
10
Имя собственное. Правописание имён собственных. Словарный диктант.
2
1
1
11
Слова с несколькими значениями.
2
1
1
12
Слова, близкие по значению
(синонимы).
2
1
1
13
Слова, противоположные по значению
(антонимы).
2
1
1
14
Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название.
2
1
1
15
Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
2
1
1
16
Контрольный тест
2
1
1
17
Знакомство разными группами
слов. Слова-названия предметов. Слова-признаки. Слова действия. Знакомство со старинными учебниками.
2
1
1
18
Звуки и буквы.
2
1
1
19
Звуки и буквы.
2
1
1
20
Алфавит.
2
1
1
21
Гласные звуки. Обозначение их
буквами.
2
1
1
22
Согласные звуки.
2
1
1
23
Согласные звуки. Обозначение их
буквами.
2
1
1
24
Слоги.
2
1
1
25
Деление слов на слоги.
2
1
1
26
Перенос слов.
2
1
1
27
Контрольная работа
2
1
1
28
Ударение.
2
1
1
29
Ударение.
2
1
1
30
Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говор правильно».
2
1
1
31
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
2
1
1
32
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
2
1
1
33
Обозначение мягкости согласных
звуков на письме. Списывание
2
1
1
34
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, е, и, ю, я.
2
1
1
35
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, е, и, ю, я.
2
1
1
36
Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щy.
2
1
1
37
Правописание
буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2
1
1
38
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Словарный диктант.
2
1
1
39
Разделительный мягкий знак. Работа над ошибками
2
1
1
40
Разделительный мягкий знак.
2
1
1
41
Разделительный твёрдый знак.
2
1
1
42
Звонкие и глухие согласные звуки.
Обозначение их буквами.
2
1
1
43
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их
буквами.
2
1
1
44
Предложение. Отличие слова от
предложения.
2
1
1
45
Предложение. Отличие слова от
Предложения. Проверочная работа
2
1
1
46
Знаки препинания в конце предложения. Работа над ошибками
2
1
1
47
Текст. Отличие
предложения от текста.
2
1
1
48
Текст. Отличие предложения от
текста.
2
1
1
49
Проверочный урок
2
1
1
50
Проверочный урок
2
1
1
51
Текст. Отличие предложения от текста
2
1
1
52
Текст. Отличие предложения от текста
2
1
1
53
Контрольное списывание
2
1
1
54
Контрольное списывание
2
1
1
55
Урок - игра
2
1
1
56
Текст. Отличие предложения от текст
2
1
1
57
Текст. Отличие предложения от текст
2
1
1
58
Текст. Отличие предложения от текст
2
1
1
59
Текст. Отличие предложения от текст
2
1
1
60
Контрольная работа
2
1
1
61
Личные местоимения
2
1
1
62
Личные местоимения. Склонение
2
1
1
63
Письмо
2
1
1
64
Письмо. Работа с прописью
2
1
1
65
Письмо. Работа с прописью
2
1
1
66
Работа над ошибками
2
1
1
67
Диктант - игра
2
1
1
68
Сочинение - игра
2
1
1
69
Строим рифмы.
2
1
1
70
Срез знаний
2
1
1
71
Итоговая работа
2
1
1
72
Повторение. Итоги
2
1
1
Итого:
144
Содержание
Тема 1
Введение
(2 часа)
Теория:
знакомство, техника безопасности, правила поведения на уроке.
Практика:
урок игра, заполнение анкет для определения интересов ребенка
Тема 2,3,4
В мире общения
(6 часов)
Теория:
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о речевом общении (коммуникативно-речевые ситуации, диалог, собеседники, цель и результат общения); различение устных и письменных форм речевого общения (умения говорить, слушать, писать и читать). Составление простейших высказываний (текстов) в условиях реального общения и воображаемого, условного общения с героями литературных произведений, предметами и явлениями окружающего мира (с помощью учителя).
Первичные наблюдения за языком как средством коммуникации: роль слова (номинативная функция) и предложения в реальном общении.
Текст. Элементарное представление о тексте. Отличие предложения от текста. Текст как речевое произведение. Создание собственных небольших текстов (устных, письменных) на предложенную тему (по вопросам и опорным словам). Речевой этикет. Слова, используемые при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Культура общения: использование правил речевого этикета в различных ситуациях общения (в диалоге со сверстниками, в диалоге с взрослыми); значение интонации, жестов и мимики в речевом общении.
Практика:
работа с прописями, тестами, тетрадями, по усмотрению педагога. Развитие выразительного чтения; внимания учащихся к смысловой стороне русской речи; обогащать и уточнять словарь учащихся; воспитывать ответственное отношение к учению.
Тема. 5,6
Слово
(4 часа)
Теория:
Развитие умения внимательному отношению к слову как средство общения и выражение отношения к окружающему; углублять представления детей о даре слова как средстве общения; воспитывать ценностное отношение к слову.
Практика
Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Составлять воображаемые диалоги с героями произведений. Давать характеристику ситуации общения.
Тема. 7
Развитие речи
(2 часа)
Теория:
Развитие умения выбора точного слова как средство выражения мысли, создания образа; расширять, уточнять словарный запас
Практика
Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов.
Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам). Понимать необходимость обогащения словаря. Использовать слова различных
Тема. 8,9,10
Имена собственные
(6 часов)
Теория:
-
Развитие умения отличать имя собственное от нарицательного; упражнять детей в правописании имён собственных
-
Развитие умения правописания имён собственных; развивать творческую фантазию детей; учить наблюдать за превращением в художественном тексте имён нарицательных в собственные.
-
Развитие умения правописания имён собственных; развивать языковое чутьё, внимание к значению имени, его смысловым оттенкам; познакомить детей с кавычками как пунктуационным знаком
Практика
Употреблять заглавную букву в написании имён собственных. Придумывать и записывать слова - имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простейшие случаи)
Тема. 11
Слово с несколькими значениями
(2 часа)
Теория:
Формировать представление о многозначности слова; воспитывать ценностное отношение к русскому языку как богатому и выразительному; расширять словарный запас детей.
Практика:
Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее. Объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления
Тема. 12,13
Слова, близкие и противоположные по значению
(4 часа)
Теория:
Формировать представления детей о словах, близких по значению; расширять словарный запас учащихся словами, близкими по значению, активизировать их употребление; продолжить знакомство со словарями как средством повышения речевой культуры.
Формировать представление детей о словах, противоположных по значению; обогащать речь детей словами - нравственными характеристиками.
Практика:
Сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использовать словари синонимов и антонимов
Тема. 14, 15, 16, 17
Группы слов
(8 часов)
Теория:
-
Развивать умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова-названия предметов, признаки предметов, действия предметов; наблюдать за ролью каждой группы слов в речи.
-
Развивать умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова-названия предметов, признаки предметов, действия предметов; наблюдать за ролью каждой группы слов в речи.
-
Развивать умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы; различать слова-названия одушевлённых и неодушевлённых предметов; раскрывать грамматическое значение предметности за счёт слов, обозначающих явления природы
-
Познакомить с учебниками, по которым учились их прабабушки, прадедушки; развивать умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова-названия предметов, признаки предметов, действия предметов.
Практика:
Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова - названия предметов, названия признаков и названия действий. Составлять группы слов, объединённых общими признаками, записывать вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?). Работать с орфографическим словарём, составлять тематические словарики; собирать и записывать их. Участвовать в конкурсе «Кто больше знает слов и их значений?», подбирать слова по темам, помогающим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст (младенец, дитя, старец), облик человека (рост, фигура, волосы), качества и черты характера (ум, смелость, честность)
Тема. 18,19,20
Звуки и буквы. Алфавит
(6 часов)
Теория:
-
Формировать умение различать звуки окружающего мира и речи; представление о букве как значке звука.
-
Развивать представления о звуковом составе слова его связи со значением слова
-
Формировать представление о практическом применении алфавита; закрепить первоначальные знания детей об алфавите.
Практика:
Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов. Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке
Тема. 21,22,23
Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами
(6 часов)
Теория:
-
Развивать умения характеризовать звуки и обозначать их на письме буквами; развивать фонематический слух; наблюдать над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи.
-
Развивать умение распознавать согласные звуки; развивать умение работать с моделями слов и проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению и написанию; отрабатывать умение чётко произносить отдельные звуки в составе слова.
-
Развивать умение распознавать согласные звуки; развивать умение работать с моделями слов и проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению и написанию; отрабатывать умение чётко произносить отдельные звуки в составе слова.
Практика:
Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Анализировать примеры звукописи. Проводить звуко-буквенный анализ слов
Тема. 24, 25, 26,27
Слоги. Перенос слов
(8 часов)
Теория:
-
Развивать представление о слоге как произносительной части слова; научить соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков; развивать творческое отношение к слову.
-
Развивать представление о слоге как произносительной части слова; научить соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков.
-
Развивать умение делить слова на слоги; правильно переносить на письме слова с одной строки на другую; развивать связную речь; умение озаглавливать текст.
-
Развивать умение делить слова на слоги; правильно переносить на письме слова с одной строки на другую; развивать связную речь; умение озаглавливать текст.
Практика:
Делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове. Объяснять различие между словом и слогом. Исправлять некорректно выполненное деление слов на слоги. Составлять рассказы по опорным словам. Сравнивать деление слова на слоги и на части для переноса. Применять правила переноса слов. Переносить слова со строки на строку по слогам. Называть несколько вариантов переноса слов. Объяснять деление слов для переноса, работая в паре
Тема 28,29, 30,31
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
(8 часов)
Теория:
-
Развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать за ролью ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся.
-
Развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать за ролью ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся.
-
Развивать умение правильно произносить слова; привлечь внимание к нормам литературного языка; обеспечить усвоение орфоэпического произношения отдельных слов; развивать художественный вкус.
-
Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова; упражнять детей в нахождении ударного слога в словах.
Практика:
Ставить в словах ударение, называть ударный слог, подчёркивать безударные гласные. Ставить ударение в словах в соответствии с литературными нормами. Пользоваться орфоэпическим словариком для определения верного произношения слова. Сравнивать произношение и написание гласных в словах. Находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова. Анализировать ритм стихотворной речи
Тема. 32,33,34,35
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
(8 часов)
Теория:
-
Развивать способность различать мягкие твердые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака; закрепить умение переносить слова с мягким знаком.
-
Развивать способность различать мягкие твердые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака; закрепить умение переносить слова с мягким знаком.
-
Развивать способность различать мягкие твёрдые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я
-
Развивать способность различать мягкие твёрдые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я и мягкого знака; обогащать лексический запас учащихся; развивать умение делить текст на предложения
Практика:
Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Записывать слова в алфавитном порядке. Определять количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель)
Тема. 36,37,38
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
(6 часов)
Теория:
-
Формировать представление о твёрдых согласных ж, ш; развивать умение писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
-
Развивать умение писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу; обучать изложению текста по вопросам
-
Развивать умение писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу
Практика:
Писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами. Озаглавливать текст. Пересказывать текст по вопросам
Тема 39,40,41
Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак
(6 часов)
Теория:
-
Развитие умения правильно писать слова с разделительным мягким знаком; развивать творческое отношение к слову
-
Развитие умения правильно писать слова с разделительным мягким знаком; развивать творческое отношение к слову
-
Развитие умения правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком; повторить сведения о разделительном твёрдом знаке; развивать коммуникативно-творческие способности учащихся; учить составлению текста небольшого объявления.
Практика:
Писать мягкий знак в словах на основе анализа их звучания. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него. Образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака в словах. Составлять объявления по заданной форме
Тема. 42,43
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.
(4 часа)
Теория:
-
Расширить сведения о звонких и глухих согласных; развивать умение различать звонкие и глухие согласные; проводить звуковой анализ; развивать творческие речевые способности.
-
Расширить сведения о звонких и глухих согласных; развивать умение различать звонкие и глухие согласные; проводить звуковой анализ; развивать творческие речевые способности
Практика:
Характеризовать звуки (гласные - согласные, твёрдые - мягкие, звонкие - глухие), приводить свои примеры. Сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными. Использовать при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и. Различать слова, написание которых совпадает с произношением, и слова, написание которых расходится с ним (безударные гласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу). Писать диктанты с известными орфограммами без ошибок, использовать приёмы учебной деятельности - контроль, коррекцию
Тема. 44, 45,46,47,48,49,50
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения
(14 часа)
Теория:
Развивать умение различать предложения по интонационным особенностям; учить использовать соответствующие знаки препинания; упражнять детей в составлении предложения по вопросу; развивать умение видеть границы предложения в тексте; развивать литературно-творческие способности учащихся.
Практика:
Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе). Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Писать диктанты, организовывать самопроверку
Тема 51, 52, 53, 54,55,56,57,58,59,60
От предложения к тексту
(20 часов)
Теория:
Развивать умение различать предложение и текст; составлять текст; обратить внимание на связь предложений в тексте; обучать детей озаглавливанию текста.
Развивать умение различать предложение и текст; составлять текст; обратить внимание на связь предложений в тексте; обучать детей озаглавливанию текста.
Практика:
Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Составлять воображаемый диалог с героями произведений. Характеризовать особенности ситуации общения. Различать практически текст и предложение. Озаглавливать текст. Составлять письмо, приглашение. Объяснять их особенности. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждать содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражать свое отношение к изучению русского языка
Тема. 61,62,63,64,65,66
Склонение личных местоимений
(12 часов)
Теория:
Склонение имен существительных и прилагательных
Практика:
Работа в тетрадях по усмотрению педагога
Тема. 67,68,69,70,71,72
Итоговые работы. Повторение
(12 часов)
Теория
-
Практика
Выполнение работ по усмотрению педагога
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п
Наименование пособия
Требуется
В наличии
% обеспечения
1
-
Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: ч 1, 2 - М.: Вентана - Граф, 2011.
23
23
100%
2
-
Безруких М. М., Кузнецова М. И. Прописи: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса: В 3 ч. - М.: Вентана - Граф, 2011.
23
23
100%
3
-
Иванов, С. В. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. - М. : Вентана-Граф, 2011.
23
23
100%
4
-
Иванов, С. В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2,для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2011.
23
23
100%
5
-
Кузнецова, М. И. Я учусь писать и читать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова; под ред. Л. Е. Журовой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011.
23
23
100%
6
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - М.: Вентана - Граф, 2011.
1
1
100%
7
Примерные программы начального общего образования: стандарты второго поколения в 2 ч. ч.2. - М.: Просвещение, 2009.
1
1
100%
8
Журова Л. Е., Евдокимова А. О., Кузнецова М.И. Русский язык. Обучение грамоте: методические комментарии к урокам. - М.: Вентана - Граф, 2011.
1
1
100%
Наглядно-демонстрационные пособия
9
Схемы-таблицы по русскому языку для начальной школы. Раздаточный материал.
23
23
100%
10
Комплект таблиц «Русский алфавит»
1
11
Комплект таблиц «Основные правила и понятия» 1-4 класс»
1
12
Комплект таблиц «Русский язык 1 класс»
1
12
Комплект таблиц «Звуки и буквы русского алфавита»
1
13
Комплект таблиц «Словарные слова»
1
14
Азбука подвижная (ламинированная, с магнитным креплением)
1
15
Модель-аппликация «Набор звуковых схем»
1
16
Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы по обучению грамоте - средства обратной связи (веера)
23
23
100%
Мультимедийные средства обучения
17
-
Уроки. Обучение грамоте
1
18
Уроки. Русский язык 1 класс
1
19
Уроки. Русский язык 2 класс
1
20
Уроки. Русский язык 3 класс
1
21
Русский язык. Электронный образовательный ресурс для работы в классе - М.: Вентана - Граф, 2011. (диск)
1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов
1. Уроки русского языка. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». -М.: Просвещение, 2011.
2.Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. ./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». -М.: Просвещение, 2011.
3. Климанова Л.Ф.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. 3-е изд.М.: Просвещение, 2011.
4. СD «Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Русский язык 1 класс»
5. Методические пособия по русскому языку. Климанова Л.Ф. 1 класс . - М.: Просвещение, 2011.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для детей
-
Канкаина, В. П. Русский язык. 1 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. -М.: Просвещение, 2012.
-
Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 1998.
-
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. и др. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы: В 2 ч. М.: Просвещение, 2008
-
Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просв., 1991.
-
Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку. М.: «ACT-ПРЕСС», 1998.
-
Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1990.
-
Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 1995.
-
Прописи - ступеньки. Чистописание. 4 класс: рабочие тетради №1, №2. Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова.
25