Примеры использования приемов целеполагания на уроках математики

Целеполагание – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах,  это элемент планирования, предвидения способов выполнения действий. В структуре урока этап целеполагания занимает ведущее место: учитель создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания, а не транслирует свою цель. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Целеполагание - это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах, это элемент планирования, предвидения способов выполнения действий.

В структуре урока этап целеполагания занимает ведущее место: учитель создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания, а не транслирует свою цель. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика в соответствии с новыми образовательными стандартами.

С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?

Могу предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в котором присутствуют следующие этапы:

  1. диагностика целей учеников;

  2. анализ и систематизация полученных данных;

  3. конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.

Рассмотрим на примерах использование приемов целеполагания на уроках изучения нового материала.

Урок математики в 5 классе (учебник И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович «Математика», Москва, 2012) Тема урока: Решение уравнений. Тип урока: урок изучения нового материала.

Учитель предлагает вспомнить:

Виды уравнений; основные правила решения уравнений.

  1. Что называется уравнением?

  2. Что такое корень уравнения?

  3. Какие из выражений являются уравнениями?

  4. Что значит решить уравнение?

  5. Как называются компоненты при сложении?

  6. Как найти неизвестное слагаемое?

  7. Как называются компоненты при вычитании?

  8. Как найти неизвестное уменьшаемое?

  9. Как найти неизвестное уменьшаемое?

  10. Как называются компоненты при умножении?

  11. Как найти неизвестный множитель?

  12. Как найти неизвестный делитель?

  13. Как найти неизвестное делимое?

Обучающиеся вспоминают основные определения, касающиеся линейных уравнений, аргументируют решения основных видов уравнений, изученных в 4 классе

b:3

a + 25 = 81

x - 135 = 226

117:y=9

150 - b = 75

5k-7

3x=15

2=2

Определяют, какие выражения относятся к уравнениям и поясняют почему.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются при этом с недостаточностью знаний для ответа на некоторые вопросы. Учитель: «Какова тема сегодняшнего урока?» Дети формулируют тему «Уравнения».

Одним из важнейших приемов целеполагания с учетом требований ФГОС является прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания - незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.

Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.

В понимании детей учитель - это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

Тема «Решение уравнений».

Учитель решает быстро уравнение:

(3x + 7) · 2 - 3 = 17

6x + 14 - 3 = 17

6x = 17 - 14 - 3

6x = 0

x = 0

Естественно при проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.

В заключение хочется сказать, что важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для каждого обучающегося. Считаем, что целеполагание у детей не может возникать просто так. Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке Работая над формированием действия целеполагания, мы увидели, что без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается не только на результатах обучения, но и на здоровье.


© 2010-2022