- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока математики Решение текстовых задач
Разработка урока математики Решение текстовых задач
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Балбина А.Д. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ Бахтайская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока математики в 6 классе
"Решение текстовых задач"
Выполнил: А.Д.Балбина - учитель математики
с.Бахтай
2008г.
Математика - 6 класс. Тема: «Решение текстовых задач».
Цель урока:
- продолжить решение задач несколькими способами (алгебраическим, арифметическим, наглядно-геометрическим, подбором)
- развитие познавательного интереса учащихся, умения рассуждать, делать умозаключения; развитие вариативности мышления.
- воспитание коллективизма, ответственности.
I. Организационный этап
II. Мотивационный этап (форма-беседа):
- Почему опытный следователь выдвигает несколько версий?
- Чтобы иметь возможность найти правильную. Если одна версия ничего не дала, он проверяет другую, третью. Прежде чем поставить окончательный диагноз, врач рассматривает и исключает болезни, похожие, но не соответствующие данному случаю.
Систематическое выдвижение гипотез развивает способности. Необходимо взять себе за правило: Каждый раз, даже перед решением простой задачи, призадуматься, найти несколько путей решения и прикинуть, к каким последствиям они ведут. Второй (третий) путь может оказаться значительно короче. А если в запасе не будет вариантов? Вы держитесь случайно за выбранный способ обеими руками «как утопающий за соломинку». И в конце концов тонете. Или как еще говорится в одной пословице «зацепился за пень - простоял целый день».
- Актуализация опорных знаний.
- Решим простую задачу несколькими способами: Стол дороже стула на 5 руб. Вместе они стоят 17 руб. Сколько стоит стол и сколько стоит стул?
1 метод: алгебраический
(Ученики самостоятельно составляют схему, 1 ученик у доски)
Стол - ? дороже на 5 руб.
17 руб.
Стул - ? дешевле
Вопросы учителя:
а) Какие зависимости существуют между величинами?
б) Сколько способов существует составления уравнения?
1 способ:
Стол - ? х
17
Стул - ? х-5
Уравнение: х+х-5=17.
2 способ:
Стол - ? х+5
17
Стул - ? х
Уравнение: х+х+5=17.
3 способ:
Стол - ? х дороже на 5
Стул - ? 17-х дешевле
Уравнение: 17-х=х-5
4 способ:
Стол - ? 17-х дороже на 5
Стул - ? х дешевле
Уравнение: 17-х=х+5
в) каждый раз проверяем себя: все ли зависимости между величинами сохранены?
2 метод: наглядно-геометрический
3 метод: арифметический
? 1) 17-5=12 (руб.) - 2 стула
2) 12:2=6 (руб.) - стул
? 5 3) 6+5=11 (руб.) - стол
4 метод: перебора
Стол
Стул
На сколько дороже стол
16
1
15
8
9
-
12
5
7
11
6
5 - удовлетворяет условию задачи
5 метод (можно показать перспективу): составление системы линейных уравнений в 7 классе.
Стол - х дороже
на 5 17
Стул - у дешевле
Закрепление способов решения текстовых задач.
А) Угадайте, что зашифровано на этих двух картинках
1. (Ответ: «один на один»)
2.
(Ответ: «Одна голова - хорошо, а две лучше»)
Это означает, что вы остаетесь один на один с задачей, но можете вместе с соседом обсуждать решение задачи.
Самостоятельная работа, групповая форма работы (парная). Условие задачи записано на обратной стороне пня (см. начало урока). Решить любым способом:
Задача: Три брата купили 108 акций фирмы «Винтик». Младший купил на 8 акций меньше, чем средний, и в 2 раза меньше, чем старший. Сколько акций купил каждый брат?
Младший - ? меньше
на 8
Средний - ? больше в 2 раза 108
Старший - ? больше
-
х+х+8+2х=108 (если х акций у младшего)
-
х-8+х+2(х-8)=108 (если х акций у среднего)
-
х/2+х/2+8+х=108 (если х акций у старшего)
4)
-
108-8=100 (акций)
-
100:4=25 (акций у младшего)
-
25+8=33 (акций у среднего)
-
25*2=50 (акций у старшего)
Ответ: 25 акций, 33 акций, 50 акций
Проверка: 25+33+50=108 (всего акций)
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание: решить другим способом эту же задачу.