- Преподавателю
- Математика
- Организация индивидуальной работы над ошибками
Организация индивидуальной работы над ошибками
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рыжкова Н.В. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Организация индивидуальной работы над ошибками
Математическая грамотность - это составная часть общей культуры. В процессе обучения происходит становление широкого круга познавательных способностей, формируется умение находить свои ошибки, исправлять их, оценивать свои действия.
Среди причин, порождающих ошибки учащихся, можно назвать следующие:
1) невнимание, рассеянность, поспешность;
2) не видят формулы (не математической зоркости);
3) формулу видят, но ошибочно её применяют;
4) не понимают смысла текста, условие задачи;
5) работают медленно, не успевают применить свои знания.
В связи с этим возрастает роль работы над ошибками.
На уроках предусматривается работа над ошибками, общими для многих учащихся.
Работа над индивидуальными ошибками проводится во внеурочное время, на уроках коррекции.
Работа учителя:
проверяя тетрадь, исправляет ошибку и указывает номер алгоритма, правила. (Можно указать только номер и попросить ученика самому найти и исправить ошибку).
Почему учителю необходимо указать номер правила, алгоритма?
В идеале хотелось бы, чтобы ученик самостоятельно определил на какое правило (закон, свойство) допущена ошибка и по образцу поработал над ней. Но в том-то и дело, что ученик допустил ошибку потому, что не видит правила, формулы, свойства, законы или ошибочно их применяет и определяет. Свойство, закон «работают» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик их замечает.
Только около трети учащихся в состоянии определить, на какое свойство допущена ошибка, остальные нуждаются в помощи учителя.
Числа и вычисления
1 Порядок выполнения действий
Назови порядок действий и устно вычисли:
а) 1260 - 120 : 6; б) (5003 - 7) · (300 - 300);
в) (500 - 100 + 200) : (301 - 300); г) 20 · 10 : 2.
2 Сложение отрицательных чисел
Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
1) сложить их модули;
2) поставить перед полученным числом знак «-».
Делай так:
- 8,7 + (- 3,5) = - (8,7 + 3,5) = - 12,2.
3 Сложение чисел с разными знаками
Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший;
2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.
! Обычно сначала определяют знак и записывают знак суммы, а потом находят разность модулей.
Делай так:
6,1 + (- 4,2) = + (6,1 - 4,2) = 1,9;
- 6,1 + 4,2 = - (6,1 - 4,2) = - 1,9.
4 Вычитание
Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число противоположное вычитаемому:
a - b = a + (- b).
! Любое выражение, содержащее только знаки сложения и вычитания, можно рассматривать как сумму.
Делай так:
- 18 - 14 = -18 + (-14).
5 Умножение
Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак «-».
Делай так:
(- 1,2) · 3 = - (1,2 · 3) = - 3,6.
Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули.
Делай так:
(- 3,2) · (- 9) = 3,2 · 9 = 28,8.
6 Деление
Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное, надо разделить модуль делимого на модуль делителя.
Делай так:
- 4,5 : (- 1,5) = 4,5 : 1,5 = 3.
При делении чисел с разными знаками, надо:
1) разделить модуль делимого на модуль делителя;
2) поставить перед полученным числом знак «-».
! Обычно вначале определяют и записывают знак частного, а потом находят модуль частного.
Делай так:
3,6 : (- 3) = - (3,6 : 3) = - 1,2
При делении 0 на любое число, не равное нулю, получается 0. Делить на 0 нельзя.
7 Сложение, вычитание, умножение, деление дробей
; Делай так:
; ;
; ;
; .
;
8
Округление натуральных чисел и десятичных дробей
2
7 81 2800 5; 6; 7; 8; 9;
0,07 268 0,07000 0; 1; 2; 3; 4.
+1
9 Действия с десятичными дробями
Выражения и преобразования
10 Подобные слагаемые
Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть, называют подобными слагаемыми.
! Подобные слагаемые могут отличаться только коэффициентами.
Например: 2m; -7m; 15m.
11 Приведение подобных слагаемых
Чтобы сложить (или говорят «привести») подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и результаты умножить на общую буквенную часть.
Делай так:
5a + a - 2a = (5 + 1 - 2) · a = 4a.
12 Раскрытие скобок
a) Если перед скобками стоит знак «+», то можно опустить скобки, сохранив знаки слагаемых, стоящих в скобках:
a + (b - c) = a - b + c; a + (- b - c) = a - b - c.
б) Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-», надо поменять знаки всех слагаемых в скобках на противоположные:
a - (b - c) = a - b + c; a - (- b - c) = a + b + c.
Делай так:
- 2,87 + (2,87 - 7,639) = - 2,87 + 2,87 - 7,639 = - 7,639;
9,36 - (9,36 - 5,48) = 9,36 - 9,36 + 5,48 = 5,48;
- 5 + (a + 25) = - 5 + a + 25 = a + 20;
- 5 - (a + 25) = - 5 - a - 25 = - a - 30.
в) Чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно умножить этот одночлен на каждый член многочлена и полученные произведения сложить:
a · (b + c - m) = a · b + a · c - a · m;
Делай так:
- 3a2 · (4a3 - a + 1) = - 3a2 · 4a3 - 3a2 · (- a) - 3a2 · 1 = - 12a5 + 3a3 - 3a2.
г) Чтобы умножить многочлен на много член, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить:
(a + b) · (m + n) = a · m + a · n + b · m + b · n.
13 Степень и её свойства
Произведения нескольких одинаковых множителей можно записать в виде выражения, показываемого степенью. Например: 5 · 5 · 5 · 5 · 5 · 5 · 5 = 57.
a1 = a; a2 = a · a; a3 = a · a · a; am · an = am+n; am : an = am-n; (a · b)n = an · bn; (an)m = an · m;
; a0 = 1; a-1 = .
14 Арифметический квадратный корень. Свойства
Арифметическим квадратным корнем из числа a называется неотрицательное число, число которого равен а.
Обозначение: ; = 6; (62 = 36); = 0; = 0,7;
; ;
; ;
; ; .
15 Арифметическая прогрессия
a1, a2, a3 … an, an+1, … d - разность прогрессии, n - номер, d = a2 - a1 или d = a4 - a3, или …
an = a1 + (n - 1) · d; .
16 Геометрическая прогрессия
b1, b2, b3 … bn, bn+1, … q - знаменатель прогрессии, q = b2 : b1 или q = b4 : b3, или …
; .
Уравнения и неравенства
17 Уравнение. Решение уравнений
а) 54 - x = 37 неизвестное вычитаемое;
7 + х = 9 неизвестное слагаемое;
7 · х = 14 неизвестный множитель.
Для решения уравнения используют два свойства:
1) Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.
2) Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
! Решая уравнения, в записи которых стоят скобки, необходимо в первую очередь раскрыть скобки.
Делай так:
1) Раскрой скобки;
2) Перенеси члены, содержащие х в левую часть уравнения, а члены, не содержащие х в правую;
3) Приведи подобные слагаемые;
4) Раздели обе части уравнения на коэффициент перед х;
5) Запиши ответ.
б) ax2 + bx + c = 0 - квадратное уравнение
D = b2 - 4ac; D > 0, 2 корня;
D = 0, 1 корень;
D < 0, корней нет;
.
18 Системы уравнений. Решение
Существуют три метода решения систем линейных уравнений:
1) графический,
2) метод подстановки,
3) метод сложения.
19 Числовые равенства. Их свойства.
a) Если к обеим частям неравенства прибавить одно и тоже число, то знак неравенства не изменится.
a > b 15 > 6 15 + (- 2) > 6 + (- 2)
a + c > b + c 15 + 3 > 6 + 3
б) Любое слагаемое можно перенести из одной части неравенства в другую, изменив знак этого слагаемого на противоположный.
a > b + c 15 > 6 + 3
a - c > b 15 - 3 > 6
в) Если обе части неравенства разделить (умножить) на одно и то же положительное число, то знак неравенства не изменится.
15 > 6 18 > 6
15 · 2 > 6 · 2 18 : 3 > 6 : 3
г) Если обе части неравенства разделить (умножить) на одно и то же отрицательное число, то знак неравенства изменится на противоположный.
15 > 6 15 > 6
15 : (- 3) < 6 : (- 3) 15 · (- 3) < 6 · (- 3)
20 Решение неравенств
При решении неравенств используются следующие основные свойства:
1) Любой член неравенства можно перенести из одной части неравенства в другую, изменив знак этого члена на противоположный; при этом знак неравенства не меняется.
2) Обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю; если это число положительно, то знак неравенства не меняется, а если это число отрицательно, то знак неравенства меняется на противоположный.
Для решения неравенства нужно:
1) Перенести члены, содержащие неизвестное в левую часть, а члены, не содержащие неизвестное, в правую.
2) Приведя подобные члены, разделить обе части неравенства на коэффициент при неизвестном, если он не равен нулю.
Делай так:
3(х - 2) - 4(х + 1) < 2(x - 3) - 2;
3x - 6 - 4x - 4 < 2x - 6 - 2;
3x - 4x - 2x < 6 + 4 - 6 - 2;
-3x < 2;
x > ; Ответ: x > .
21 Квадратные неравенства
ax2 + bx + c > 0; ax2 + bx + c < 0
Решение неравенств методом интервалов состоит в следующем:
1) Приравнять квадратное неравенство к нулю;
2) Разложить квадратный трехчлен на множители, использую формулу:
ax2 + bx +c = a(x - x1)(x - x2);
3) Значения x1 и x2 отметить на числовом луче;
4) Эти точки разбивают числовую ось на три интервала;
5) Определить знак неравенства на каждом интервале;
6) Выбрать ответ.