• Преподавателю
  • Математика
  • Развитие самостоятельного мышления учащихся на уроках математики с помощью программы «Живая геометрия»

Развитие самостоятельного мышления учащихся на уроках математики с помощью программы «Живая геометрия»

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Секция 1. Теоретико-методологические вопросы формирования культуры самостоятельного мышления в процессе образования

Развитие самостоятельного мышления учащихся на уроках математики с помощью программы «Живая геометрия»


И. Ю. Малышева студент

Солощенко М.Ю. Кандидат педагогических наук, доцент

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, Россия


Summary. Article is devoted to use of information technologies in educational process, for the purpose of increase of level of independent thinking. Possibilities of formation at pupils of culture of independent thinking by means of a mathematics subject are considered, the corresponding examples are given.

Keywords: culture of independent thinking; the program "Live geometry".


На сегодняшний день перед общеобразовательной школой стоит одна из главнейших задач не просто дать обучающимся знаниями, а способствовать формированию высокого уровня культуры самостоятельного мышления учащихся и активно включить их в исследовательскую, творческую деятельность, тем самым прививать умения, позволяющие учащимся самостоятельно добывать информацию.

Установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии мышления учащихся на уроках математики обучение их умению словесно описывать способы решения задач, называть основные элементы задачи, рассказывать о приемах работы, изображать и читать ее графические изображения [1; 2].

В связи с этим актуальным становится внедрение в учебный процесс технических средств обучения, которые способствуют формированию в значительной мере культуры самостоятельного мышления учащегося при обучении математики, использование таких средств как: интерактивные доски, научные диафильмы и видеоролики, мультимедийные презентации, а так же различных программных сред [3].

Для активизации учебного процесса, повышения интереса к математике, наглядности на уроке целесообразно использовать компьютерную программу «Живая геометрия». Программа помогает сделать процесс обучения наглядным и интересным, развивать их абстрактное, логическое и самостоятельное мышление, а так же творческую компетенцию учащихся.

Не менее важно создавать хотя бы элементарные проблемные ситуации, когда ученику приходится самостоятельно искать ответ на вопрос, так как самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед человеком возникает проблемная ситуация. При этом более общая проблема расчленяется на ряд частных. Поэтому учителя должны организовывать уроки так, чтобы перед учащимися чаще возникали проблемные ситуации, тем самым способствуя попыткам самостоятельного решения [4].

Используя программу «Живая геометрия», рассмотрим 3 треугольника (рис. 1). Один из треугольников - произвольный, то есть треугольник, который не обладает специальными свойствами, другой треугольник равнобедренный и третий равносторонний.

Развитие самостоятельного мышления учащихся на уроках математики с помощью программы «Живая геометрия»

Рис. 1. Треугольники

Однако понятно, что последние два рассматриваемых треугольника, обладают некоторыми особенностями и свойствами. И более детально проанализировать их свойства и различия поможет нам данная программа. Начнем с рассмотрения желтого треугольника, подвигав каждую из его вершин, учащиеся могут сделать самостоятельный вывод, что его вершины можно перемещать, не зависимо друг от друга, то есть он является произвольным. Синий треугольник сконструирован так, что при перемещении вершин он остается равнобедренным, а зеленый треугольник является равносторонним, так как все его вершины зависят друг от друга.

Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблемная ситуация, вопрос. Поэтому учителя должны стараться так организовать занятия, чтобы перед учащимися чаще возникали проблемы, тем самым побуждая их к попыткам самостоятельно решать эти проблемы [4].

В программе «Живая геометрия» учащиеся самостоятельно могут открывать свойства геометрических фигур. Рассмотрим, к примеру, параллелограмм (рис. 2), при помощи команд меню «измерения» выделив две его противолежащие стороны, учащиеся могут экспериментально подтвердить, что при изменении вершин параллелограмма значения длин параллельных прямых будут меняться, но оставаться равными. Аналогично, учащиеся могут убедиться в равенстве углов параллелограмма.

Развитие самостоятельного мышления учащихся на уроках математики с помощью программы «Живая геометрия»

Рис. 2. Параллелограмм

Развитие самостоятельного мышления учащихся на уроках математики с помощью программы «Живая геометрия»

Рис. 3. Парабола

В рассматриваемой программе легко строить графики функций. Построим, например, график функции Развитие самостоятельного мышления учащихся на уроках математики с помощью программы «Живая геометрия» . Изменяя значения параметра учащиеся наглядно увидят изменения графика, а так же сделают самостоятельно выводы как изменяется график при изменении параметра (рис. 3). Так же можно рассмотреть график функции Развитие самостоятельного мышления учащихся на уроках математики с помощью программы «Живая геометрия» , где график зависит уже от трех параметров.

Заинтересовать учащихся и формировать культуру их мышления, привести к открытию математических фактов возможно только при условии использования различных педагогических и информационных технологий. Таким образом, можно сказать, что внутренняя мотивация учащихся к изучению предмета математики повысится вследствие применения учителями различных информационных технологий, в том числе и деятельностных, что способствует формированию математической культуры мышления учащихся и развитию исследовательских и познавательных компетентностей обучающихся.

Библиографический список

1. Демидова Т.Е. Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 467 с.

2. Болдов С.С., Солощенко М.Ю. Использование учебно-методического комплекта "Живая математика" в процессе обучения геометрии // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 20-24 октября, 2015. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 1758-1762.

3. Малышева И., Солощенко М.Ю. Использование возможностей программы «Живая геометрия» в обучении школьников // Наука и образование: тенденции и перспективы: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 29-30 июня 2015 г). - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. - С. 20-25.

4. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.

ЗАЯВКА

Фамилия, имя, отчество на русском; имя и фамилия на английском

Малышева Ирина Юрьевна Malysheva Irina

Ученая степень, специальность нет

Ученое звание нет

Место работы нет

Должность студент

Домашний адрес с индексом 453115 Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Блюхера, д. 19, кв. 21

Сотовый телефон 89371655112

Е-mail [email protected]

Согласен с публикацией статьи на сайте «Социосфера» до выхода сборника из печати Да


ЗАЯВКА

Фамилия, имя, отчество на русском; имя и фамилия на английском

Солощенко Марина Юрьевна Soloshchenko Marina

Ученая степень, специальность

Кандидат педагогических наук, математика и информатика

Ученое звание доцент

Место работы Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

Должность доцент кафедры алгебры, геометрии и методики обучения математике

Домашний адрес с индексом 453100 Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. К.Маркса, д. 153, кв. 2

Сотовый телефон 89174203785

Е-mail [email protected]

Согласен с публикацией статьи на сайте «Социосфера» до выхода сборника из печати Да

© 2010-2022