Доклад. Самореализация учащихся на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Доклад на тему:

«Самореализация учащихся на уроках математики как средство личностно ориентированного обучения».



Овчинникова

Оксана Николаевна

учитель математики








Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

По своей сущности данный подход противостоит ранее существовавшей в советской школе социоцентрической модели обучения и воспитания учащихся. Во-первых, личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.

Технология самореализации личности основывается на том, что деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных, но и других потребностей саморазвития личности.

Доклад. Самореализация учащихся на уроках математикиДоклад. Самореализация учащихся на уроках математикиДоклад. Самореализация учащихся на уроках математикиДоклад. Самореализация учащихся на уроках математики




Доклад. Самореализация учащихся на уроках математикиДоклад. Самореализация учащихся на уроках математикиДоклад. Самореализация учащихся на уроках математики


Потребность порождает мотив, мотив ведёт к действию, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого и происходит усвоение личностью социального опыта, т.е. развитие.

Познавательная мотивация основывается на познавательной потребности (базовый животный ориентировочный инстинкт). В своём социальном развитии она проходит стадии: любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного самообразования, творческого поиска, стремление к истине.

Потребность в самоутверждении выражается в желании занимать достойное место в обществе, иметь в чем-то преимущество перед окружающими, быть не хуже других, быть уверенным в себе, становиться лучше других, т.е. самосовершенствоваться.

Потребность в самовыражении проявляется в стремлении показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться другим и себе. Она вызывает желание общаться, испытывать эстетические переживания.

Потребность в самоопределении выражается в поиске личностью наиболее подходящей для себя роли, своего места в жизни, в духовном поиске.

Потребность в безопасности, защищённости - это желание ощущать любовь, симпатию, эмоциональную близость окружающих, не чувствовать страха; стремление к общению; защита своих принципов.

Потребность в самореализации - намерение построить своё счастье; стремление использовать весь свой потенциал, все возможности, полученные от природы и приобретенные в опыте; достичь своих целей, сделать то, к чему чувствуешь предназначение; стать тем, кем хочешь. Осуществляя себя, свои стремления, используя свои возможности, строя свою жизнь, человек растет, развивается, строит свою личность.

Все эти духовные потребности человека - в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределения, самоактуализации - это стремление к саморазвитию, самосовершенствованию. Механизм удовлетворения этих потребностей - познание, испытание и реализация своих возможностей - играет роль главного мотива в учебной, творческой деятельности человека.

Основная цель моих уроков - создание благоприятных условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально успешной личности на основе его индивидуальных способностей.

При этом ставлю перед собой следующие задачи:

  1. повышение мотивации обучения;

  2. развитие самообразование;

  3. формирование прочных знаний;

  4. организация культуры учебной деятельности;

  5. формирование математического мышления, речи.

  6. подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Главный подход к работе - личностно ориентированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. В своей работе стараюсь придерживаться следующих принципов:

  • учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности (т.е. повышение мотивации);

  • для более эффективного развития личности ученика должны предлагаться такие задачи и учебные действия, с которыми ученик обязательно справиться (т.е. создание ситуации успеха).

Для достижения основной цели, а также задач мною проводятся различные системы уроков:

  • уроки познания;

  • уроки поиска рациональных решений;

  • уроки самоконтроля и взаимоконтроля;

  • уроки итогового контроля.

Каждый из этих уроков решает свои задачи:

Урок познания формирует приемы сравнения и классификации при изучении нового материала.

Урок поиска рациональных решений позволяет раскрыть еще больше индивидуальных особенностей учащихся, формируют открытую познавательную позицию учащихся.

Урок самоконтроля и взаимоконтроля формирует коммуникативные умения: слушать и слышать другого, быть сдержанным, сопереживать, сочувствовать, и в тоже время, аргументировано выражать свою точку зрения.

Урок итогового контроля предполагает комплексную проверку знаний и уровня сформированности учебных действий.

Для повышения качества знаний, и овладения учебными навыками учащимися, применяется на уроках система тренировочных дифференцированных заданий, позволяющих каждому ученику выбирать степень трудности и продвигаться от простого к сложному, применяются трехуровневые самостоятельные и контрольные работы.

При оценки деятельности учащихся используют различные виды самостоятельных контрольных заданий, разработанных дидактами, методистами и психологам на основе последних научных достижений (тесты, задачи, приближенные к жизненным ситуациям, задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся: кроссворды, ребусы, шарады).

В результате моей работы на протяжении нескольких лет, сохраняется высокий уровень успеваемости и постоянно растет качество образования. Тоже самое можно сказать об результатах итоговой аттестации учащихся.


ЛИТЕРАТУРА.

  • Н.А.Алексеев

Личностно-ориентированное обучение в школе // Феникс 2006г.


  • Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование.

Под редакцией Е.Н.Степанова// Москва 2004г.


  • Г.К. Селевко.

Технология саморазвития личности учащихся//Социально-воспитательные технологии. 2002г.


  • В.В.Шоган.

Технология личностно ориентированного урока.//Издательство «Учитель» 2003



© 2010-2022