- Преподавателю
- Математика
- Доклад. Самореализация учащихся на уроках математики
Доклад. Самореализация учащихся на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Овчинникова О.Н. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Доклад на тему:
«Самореализация учащихся на уроках математики как средство личностно ориентированного обучения».
Овчинникова
Оксана Николаевна
учитель математики
Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
По своей сущности данный подход противостоит ранее существовавшей в советской школе социоцентрической модели обучения и воспитания учащихся. Во-первых, личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.
Технология самореализации личности основывается на том, что деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных, но и других потребностей саморазвития личности.
Потребность порождает мотив, мотив ведёт к действию, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого и происходит усвоение личностью социального опыта, т.е. развитие.
Познавательная мотивация основывается на познавательной потребности (базовый животный ориентировочный инстинкт). В своём социальном развитии она проходит стадии: любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного самообразования, творческого поиска, стремление к истине.
Потребность в самоутверждении выражается в желании занимать достойное место в обществе, иметь в чем-то преимущество перед окружающими, быть не хуже других, быть уверенным в себе, становиться лучше других, т.е. самосовершенствоваться.
Потребность в самовыражении проявляется в стремлении показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться другим и себе. Она вызывает желание общаться, испытывать эстетические переживания.
Потребность в самоопределении выражается в поиске личностью наиболее подходящей для себя роли, своего места в жизни, в духовном поиске.
Потребность в безопасности, защищённости - это желание ощущать любовь, симпатию, эмоциональную близость окружающих, не чувствовать страха; стремление к общению; защита своих принципов.
Потребность в самореализации - намерение построить своё счастье; стремление использовать весь свой потенциал, все возможности, полученные от природы и приобретенные в опыте; достичь своих целей, сделать то, к чему чувствуешь предназначение; стать тем, кем хочешь. Осуществляя себя, свои стремления, используя свои возможности, строя свою жизнь, человек растет, развивается, строит свою личность.
Все эти духовные потребности человека - в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределения, самоактуализации - это стремление к саморазвитию, самосовершенствованию. Механизм удовлетворения этих потребностей - познание, испытание и реализация своих возможностей - играет роль главного мотива в учебной, творческой деятельности человека.
Основная цель моих уроков - создание благоприятных условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально успешной личности на основе его индивидуальных способностей.
При этом ставлю перед собой следующие задачи:
-
повышение мотивации обучения;
-
развитие самообразование;
-
формирование прочных знаний;
-
организация культуры учебной деятельности;
-
формирование математического мышления, речи.
-
подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Главный подход к работе - личностно ориентированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. В своей работе стараюсь придерживаться следующих принципов:
-
учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности (т.е. повышение мотивации);
-
для более эффективного развития личности ученика должны предлагаться такие задачи и учебные действия, с которыми ученик обязательно справиться (т.е. создание ситуации успеха).
Для достижения основной цели, а также задач мною проводятся различные системы уроков:
-
уроки познания;
-
уроки поиска рациональных решений;
-
уроки самоконтроля и взаимоконтроля;
-
уроки итогового контроля.
Каждый из этих уроков решает свои задачи:
Урок познания формирует приемы сравнения и классификации при изучении нового материала.
Урок поиска рациональных решений позволяет раскрыть еще больше индивидуальных особенностей учащихся, формируют открытую познавательную позицию учащихся.
Урок самоконтроля и взаимоконтроля формирует коммуникативные умения: слушать и слышать другого, быть сдержанным, сопереживать, сочувствовать, и в тоже время, аргументировано выражать свою точку зрения.
Урок итогового контроля предполагает комплексную проверку знаний и уровня сформированности учебных действий.
Для повышения качества знаний, и овладения учебными навыками учащимися, применяется на уроках система тренировочных дифференцированных заданий, позволяющих каждому ученику выбирать степень трудности и продвигаться от простого к сложному, применяются трехуровневые самостоятельные и контрольные работы.
При оценки деятельности учащихся используют различные виды самостоятельных контрольных заданий, разработанных дидактами, методистами и психологам на основе последних научных достижений (тесты, задачи, приближенные к жизненным ситуациям, задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся: кроссворды, ребусы, шарады).
В результате моей работы на протяжении нескольких лет, сохраняется высокий уровень успеваемости и постоянно растет качество образования. Тоже самое можно сказать об результатах итоговой аттестации учащихся.
ЛИТЕРАТУРА.
-
Н.А.Алексеев
Личностно-ориентированное обучение в школе // Феникс 2006г.
-
Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование.
Под редакцией Е.Н.Степанова// Москва 2004г.
-
Г.К. Селевко.
Технология саморазвития личности учащихся//Социально-воспитательные технологии. 2002г.
-
В.В.Шоган.
Технология личностно ориентированного урока.//Издательство «Учитель» 2003