- Преподавателю
- Математика
- Урок математики в 5 классе по темеОтрезок. Длина отрезка
Урок математики в 5 классе по темеОтрезок. Длина отрезка
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Музычук Л.П. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок №2
Тема урока: «Отрезок. Длина отрезка.»
-
Цель урока: Сформировать понятие отрезка, рассмотреть,что такое длина отрезка, равенство отрезков, взаимное расположение отрезков.
Задачи урока:
-
Добиться усвоения учащимися содержания новых понятий урока,
формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность, развивать критическое и логическое мышление, творчески мыслить, обобщать полученные знания.
Структура урока:
-
Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
-
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
-
Проверка домашнего задания
-
Мотивационное начало урока. На доске слова «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг - геометрия». Лэ Корбюзье. Учитель: »Как вы думаете, эти слова подходят для нас?»
Учитель: «Что такое геометрия? Едем Родосский (IV век до н.э.) так объясняет происхождение термина «геометрия»: «Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении Земли. Это измерение было им необходимо вследствие разлития реки Нила, постоянно смывавшего границы участков.В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» - по-гречески земля, а«метрео» - мерить) » Слайд№1
Основные понятия геометрии: отрезок, прямая, плоскость. Сегодня мы остановимся более подробно на понятии отрезок. Запишем в тетради число и тему урока «Отрезок. Длина отрезка.».
-
Изучение нового материала.
-
Отметьте в тетради точки. Обозначьте их.Обозначить- это дать имена. Имя точки- большая латинская буква.
-
С помощью линейки проводим линии, соединяющие эти точки. Линия в переводе с латинского - льняная нить. Слайд №3 и слайд №4
Учитель: «Как вы думаете, как эта фигура называется? Ответ (АВ - отрезок, запись на доске и в тетрадях). Как называются точки А и В?(концы отрезка А и В)
Часть прямой, заключённой между точками называется отрезком».
-
Соединим точки А и В другими линиями. Будут ли эти линии отрезком? Ответ(нет. отрезок самый кратчайший путь)
-
Нарисуйте на листке 6 отрезков. А теперь с помощью минимального количества линий соедините их, так чтобы получилась картина.
-
Где среди окружающих нас предметов в классе мы видим отрезки?
-
Как сравнить два отрезка?(ответы учащихся)
-
Как сравнить два отрезка без линейки?
Решение: Наложить отрезок АВ на отрезок СD так ,чтобы начало одного совпало с началом другого
-
если отрезок АВ составляет часть отрезка CD, то он меньше отрезка CD(AB<CD)
-
если отрезок CD составляет часть отрезка AB,то он меньше отрезка AB(AB>CD)
-
если отмеченный конец отрезка AB совпадает с точкой D, то отрезки АВ и CD равны (АВ=CD).Два отрезка на плоскости называются равными, если существует перемещение, при котором копия одного отрезка совмещается с другим отрезком.
Учитель: Что такое длина отрезка? Что же нам нужно, чтобы найти расстояние? (ответы учащихся) Такие единицы измерения принято называть единичными отрезками, тогда измерить - значит сравнить с эталоном. Длина - это некоторое число, которое показывает, сколько раз единица измерения укладывается в измеряемом отрезке.
-
Практическая работа:
Возьмите верёвку и в качестве единицы измерения - полоску бумаги. И начинайте откладывать по верёвке эти полоски. Сколько получилось полосок? Возьмите вторую верёвку и проделайте ту же процедуру. Сколько получилось полосок? Сравните верёвки (они одинаковые). А почему разные измерения? (разные единицы измерения). От чего зависит длина отрезка? (от единицы измерения). Какой можно сделать вывод? (чем больше единица измерения, то её укладывается в измеряемом отрезке меньше раз и наоборот). Можно ли сравнить отрезки, если мерки разные? (нет).
Старинные меры длины. Какие старинные меры длины вы знаете или слышали названия дома, в сказках? (слайд №5),слайд№6,слайд №7слайд№8
-
Давайте решим старинную задачу из сборника «Арифметика» Магницкого. «Идёт один человек в другой город и проходит ежедневно 40 вёрст, а 2-ой человек идет на встречу к нему из другого города и проходит в день 30 вёрст. Расстояние между городами 700 вёрст. Через сколько дней путники встретятся? (Через 10 дней).
Ещё существует такая мера длины - шаг. Давайте измерим длину нашего класса. Что вы заметили? (Разные результаты). Удобно пользоваться старинными мерами длины? (нет). Значит, чтобы измерить длину отрезка, надо выбрать единицу измерения одинаковую для всех.
Метр - основная мера в системе мер, принятой практически во всех странах. Она так и называется - метрическая система мер.
Учитель: Какие единицы длины используют для точного измерения кроме метра? (миллиметр, сантиметр, дециметр).
1 метр = … см
1км = … м
Во сколько раз 1 м больше 1 см ?
1м = … дм
1км = … м
Во сколько раз 1 м больше 1 дм?
Рассмотрим (слайд №1 ) на нём изображён отрезок АВ и точки О, D и С. Как располагаются точки по отношению к отрезку? Введём понятия: «… лежит на отрезке» , «… принадлежит отрезку» , «не принадлежит отрезку» и обозначения : Введём понятия: «… лежит на отрезке» , «… принадлежит отрезку» , «не принадлежит отрезку» и обозначения : Є(принадлежит), (не принадлежит) слайд№9
-
Физкультминутка
-
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
-
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.
-
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счёт 4-6. Повторить 1-2 раза.
Вопросы для актуализации внимания:
Учитель:
Давайте поговорим о взаимном расположение 2-ух отрезков. Что вы можете мне об этом сказать? ответы учащихся: (отрезки могут пересекаться или не пересекаться, иметь общую точку, отрезок может лежать на другом отрезке).Возьмите свои верёвки и покажите различные взаимные расположения двух отрезков.
Давайте посмотрим, правильно ли вы рассуждали, воспользовавшись слайдом (слайд № 11)
8.Закрепление
-
Начерти в тетради отрезок МК и отметь на нём точку А. Сколько отрезков на чертеже? Измерь эти отрезки.
стр.6 №20
9.Итог урока: Что нового мы узнали сегодня на уроке? Где в жизни можно применить знания, полученные на уроке?
Домашнее задание 1. Назови все отрезки, изображенные на рисунке
-
Начерти в тетради отрезок и измерь его длину.