Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

Приведенное ниже планирование уроков повторения поможет учащимся не только закрепить материал, изученный в курсе стереометрии 10-11 классов, но и познакомиться с новыми методами решения задач на нахождение расстояний и углов пространстве. Решение одной задачи разными способами позволит им (если времени будет достаточно) проверить правильность решения той или иной задачи. Уверенное владение различными методами решения задач типа С2 ЕГЭ снимет напряжение и неуверенность учащихся на экзамене.

Применение различных методов нахождения расстояний и углов в пространстве


  1. Планирование учебного времени (всего 12 часов)


  1. Расстояние между двумя точками (1 час)

    1. Поэтапно-вычислительный метод;

    2. Координатный метод;

    3. Векторный метод

  2. Расстояние от точки до прямой (1 час)

    1. Поэтапно-вычислительный метод;

    2. Метод параллельных прямых;

    3. Векторный метод;

    4. Координатный метод

  3. Расстояние от точки до плоскости (2 часа)

    1. Поэтапно-вычислительный метод;

    2. Метод параллельных прямых и плоскостей;

    3. Метод объемов;

    4. Координатный метод;

    5. Векторный метод

  4. Расстояние между скрещивающимися прямыми (2 часа)

    1. Поэтапно-вычислительный метод;

    2. Метод параллельных прямой и плоскости;

    3. Метод параллельных плоскостей;

    4. Метод ортогонального проектирования

  5. Угол между двумя прямыми (1 час)

    1. Поэтапно-вычислительный метод;

    2. Векторно-координатный метод;

    3. Векторный метод

  6. Угол между прямой и плоскостью (1 час)

    1. Поэтапно-вычислительный метод;

    2. Векторно-координатный метод;

    3. Векторный метод

  7. Угол между плоскостями (2 часа)

    1. Поэтапно-вычислительный метод;

    2. Метод параллельных прямых;

    3. Метод параллельных плоскостей;

    4. Метод использования перпендикуляров к плоскостям;

    5. Использование теоремы о площади ортогональной проекции многоугольника;

    6. Векторно-координатный метод;

  1. Решение одной задачи различными методами (2 часа)



  1. План-конспект урока

Тема урока: «Угол между двумя прямыми»

Цели урока:

  • отработать применение теоретических знаний, связанных с нахождением расстояния и угла между скрещивающимися прямыми;

  • формировать умения анализировать, переносить знания в новые ситуации при решении задач;

  • тренировать пространственное воображение;

  • воспитывать стремление к приобретению новых знаний, интерес к предмету.

Оборудование:

  • Оборудование для применения ИКТ (интерактивная доска).

  • Раздаточный материал в виде готовых чертежей

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (приветствие, постановка цели урока, раздача готовых чертежей к задачам).

Учитель: Здравствуйте, приветствую вас на уроке по теме «Угол между двумя прямыми».
Целью нашего урока является отработка ваших теоретических знаний, связанных с нахождением расстояния и угла между скрещивающимися прямыми различными методами.

II. Актуализация знаний.

Повторяются: определение скрещивающихся прямых, признаки скрещивающихся прямых, определение расстояния между скрещивающимися прямыми

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

Определение:

Две прямые в пространстве называются скрещивающимися, если они не лежат в одной плоскости

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

Признак скрещивающихся прямых:

Если одна из двух прямых лежит в плоскости, а другая пересекает эту плоскость в точке, не лежащей на первой прямой, то эти прямые скрещиваются

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

Расстояние между скрещивающимися прямыми:

Расстоянием между двумя скрещивающимися прямыми a и b называется длина их общего перпендикуляра.



III. Устная работа (задания проецируются на экран)

В каждой из следующих задач нужно изобразить расстояние и угол между указанными скрещивающимися прямыми.

Задача № 1: Изобразите расстояние и угол между скрещивающимися диагональю грани куба и стороны параллельной грани.

Решение:
Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе



Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе.

Задача № 2: Изобразите расстояние и угол между скрещивающимися диагоналями параллельных граней куба.

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе



Решение.

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе .

Задача № 3: Изобразите расстояние и угол между скрещивающимися диагональю грани куба и высотой куба в параллельной грани.

Решение.

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе.

IV. Работа по готовым чертежам (задания есть у каждого ученика, а также проецируются на экран)

При нахождении угла между прямыми используют:

  1. Формулу Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе для нахождения угла Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе между прямыми Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе и Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , если стороны Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе и Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе треугольника Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе соответственно параллельны этим прямым;

  2. формулу Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе или в координатной форме Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе для нахождения угла Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе между прямыми Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе и Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , если векторы Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе и Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе параллельны этим прямым.

З

Bадача № 1(поэтапно-вычислительный метод): В кубе АВСDА1В1С1D1 найти угол между прямыми А1D и D1Е , где Е - середина ребра СС1

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

C

C1

E

D

Решение.

Пусть Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе - середина ребра BB1, a - ребро куба, Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе - искомый угол. Так как Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , то Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе - угол при вершине Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе в треугольнике Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе .

Из треугольника Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе имеем Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , а из треугольника Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе получаем Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , откуда Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе . Далее в треугольнике Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе используем теорему косинусов Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе .

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе, откуда Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе и Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

Задача № 2 (векторно-координатный метод): В правильной шестиугольной призме Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , все ребра которой равны 1, найти угол между прямыми Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе и Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе .

Решение:Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

Введем прямоугольную систему координат как показано на рисунке. Тогда Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе .

Используя формулу 2), получаем

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе. Тогда Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , где Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе искомый угол.

Задача № 3 (векторный метод): В кубе Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе найти угол между прямыми Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе и Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , где Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе середины ребер Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе соответственно.


В1

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

C1

Р

а

С

D

Решение:

Пусть Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе где Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

Тогда Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе, откуда находим

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе.

Подставив полученные значения в формулу, получим

Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе: Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе . Отсюда Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе где Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе искомый угол

V. Домашнее задание:

1) Точка Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе середина ребра Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе куба Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе . Найдите угол между прямыми Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе и Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

2) В правильной шестиугольной призме Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе , все ребра которой равны 1, найдите косинус угла между прямыми Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе и Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок

  1. Проверочная работа

1 вариант

  1. В правильной четырехугольной пирамиде Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе сторона основания равна 3, высота 2. Найдите расстояние от вершины Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе до грани Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе .

  2. В кубе Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе точки Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе и Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе - середины ребер Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе и Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе соответственно. Найдите косинус угла между прямыми Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе и Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе .

  3. В кубе Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе найдите угол между плоскостями сечений Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе и Разработка уроков повторения стереометрии при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике в 11 классе



  1. Краткий анализ знаний учащихся, полученных на уроках повторения по теме «Применение различных методов нахождения расстояний и углов в пространстве»

При обучении стереометрии учителю следует повышать наглядность преподавания, уделять больше внимания изображению геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков. Особого внимания требуют вопросы, связанные с вычислением расстояний и углов в пространстве применительно к конкретной фигуре. Они остаются трудными для большинства учащихся, причем, даже в тех достаточно типичных ситуациях, которые используются в задачах повышенного уровня. Так, если в задачах высокого уровня сложности рассматривается угол между двумя плоскостями, которые зачастую являются плоскостями боковых граней или плоскостями проведенных сечений, то в задачах повышенного уровня это угол между плоскостью основания и плоскостью боковой грани пирамиды или плоскостью типичного сечения призмы. Задачи, связанные с такими ситуациями, из года в год присутствуют в вариантах, тем не менее, процент их верного решения невысок. Это объясняется двумя причинами. Первая причина связана с тем, что углы между плоскостями (а также другие вопросы, связанные с углами и расстояниями в пространстве) в учебниках часто рассматриваются и проходят первичное закрепление до изучения многогранников и тел вращения. Поэтому очень важно при изучении каждого вида многогранников и тел вращения, а также при повторении материала обращать внимание учащихся на использование изученных ранее геометрических фактов для вычисления элементов рассматриваемой фигуры.

Вторая причина связана с задачами, в которых рассматриваются углы между прямой и плоскостью или между плоскостями, где необходимо применять планиметрический материал, нередко усвоенный непрочно. В данном случае речь идет о решении прямоугольных (реже - косоугольных) треугольников. Поэтому необходимо наиболее часто используемые сведения из планиметрии восстанавливать в памяти учащихся при изучении стереометрии

Вполне возможно, что часть учащихся, потенциально обладающих уровнем подготовки, достаточным для решения геометрических задач, помещаемых в варианты ЕГЭ, просто не доверяет своим знаниям и умениям и, предполагая, что задачи очень трудные, не пытаются их решить. Здесь, видимо, могло бы помочь более активное ознакомление учащихся с задачами, которые использовались в вариантах прошлых лет. Такие задачи представлены в сборниках, содержащих задания и варианты контрольных измерительных материалов, использованных при проведении ЕГЭ. Знакомясь с ними, учащиеся не только повторят некоторые геометрические сведения и приемы решения, но также увидят, что задачи по планиметрии при рациональном способе решения не требуют длинной цепочки рассуждений и выкладок, а стереометрические задачи повышенного уровня построены на достаточно типичных ситуациях и тоже решаются в 2-3 действия.

Приведенное выше планирование уроков повторения поможет учащимся не только закрепить материал, изученный в курсе стереометрии 10-11 классов, но и познакомиться с новыми методами решения задач на нахождение расстояний и углов пространстве. Решение одной задачи разными способами позволит им (если времени будет достаточно) проверить правильность решения той или иной задачи. Уверенное владение различными методами решения задач типа С2 ЕГЭ снимет напряжение и неуверенность учащихся на экзамене.

© 2010-2022