Рабочая программа по геометрии 5-6 класс

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-6 классов. В ней обозначены трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. В результате изучения курса учащиеся должны усвоить основные понятия и определения геометрических фигур по программе; формулировки основных теорем и их следствий;
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МРабочая программа по геометрии 5-6 классРабочая программа по геометрии 5-6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова


униципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова

ниципальное автономное общеобразтельное учреждение средняя Муниципальное автономное общеобрадняя общеобразовательная школа № 1

им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова

Муниципальное автоном

общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школоя Советского Союза В.П. Чкалова

общеобразовательная школа № 1

им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова


УТВЕРЖДАЮ

СОГЛАСОВАНО

РАССМОТРЕНО

Директор МАОУ СОШ № 1


С.В.Гридасова


Приказ № 90 от 29.08.2014г.

на основании решения ПС

протокол № 1 от 29.08.2014г.


Заместитель директора по УВР


Н.Г.Омельченко

Протокол МС № 1

от 28.08.2014г.

Руководитель предметного методического объединения

М.Я.Гладыч


Протокол МО № 1 от 27.08.2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по наглядной геометрии

для 5-6 класса





Составитель программы:

Подолянская Н.В, учитель математики

МАОУ СОШ № 1,

первая квалификационная категория








Хабаровск, 2014 год



Рабочая программа по курсу наглядной геометрии для 5а-6а класса


Пояснительная записка

Рабочая программа по наглядной геометрии составлена на основе:

Рабочая программа составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике (геометрии),

  • примерной авторской программы И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой основного общего образования,

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ,

  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

  • авторского тематического планирования учебного материала,

  • базисного учебного плана 2004г.

Геометрия и математика в целом представляет собой очень действенное средство для нравственного воспитания человека. Научной и нравственной основой курса является принцип доказательства всех утверждений.

Общеизвестны трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. Анализ постановки школьного геометрического образования показывает, что в курсе математики 5-6 классов удельный вес геометрического материала составляет не более 25%; понятийный геометрический аппарат фактически остается на уровне начальной школы; элементы теории даются в виде кратких объяснительных текстов; основными видами умозаключений являются неполная индукция и аналогия; геометрический материал мало используется для формирования специальный приемов учебной деятельности. При переходе к систематическому курсу геометрии в

7-ом классе содержание учебников и теоретический уровень изложения материала резко количественно и качественно меняются.

Уникальность наелядной геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования.

В связи с тем, что в курсе наглядной геометрии предусмотрено проведение практических работ, на которых используются ножницы, циркуль, и т.п., поэтому на таких уроках проводится инструктаж по технике безопасности.

. Курс наглядной геометрии подводит детей к серьезному изучению этой науки, начиная с 7 класса имеет следующие цели;

  • пропедевтика геометрии (предварительный, вводный курс);

  • формирование интереса к изучению систематического курса геометрии через наглядность;

  • сохранение, закрепление и развитие пространственных представлений учащихся;

  • обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования;

  • знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности;

осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;

  • развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическом материалу,

полученному по математике в начальной школе и в 5 классе;

  • развитие логического мышления, пространственных представлений;

  • ознакомление с геометрическими понятиями, формирование

геометрического понятийного аппарата;

  • формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой

культуры и истории;

  • формирование математической речи;

  • формирование умения вычленять геометрические факты формы и отношения в предметах и явлениях действительности.

Указанные цели реализуются путем решения следующих задач:

  • широкое ознакомление с основными понятиями систематического

  • курса геометрии;

  • наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и

  • формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;

  • усвоение геометрической терминологии и символики;

  • осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур;

  • сравнение и измерение геометрических величин;

  • приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;

  • знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;

  • решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

  • специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.


Согласно учебного плана на изучение наглядной геометрии 5-6 класс отводится в 5 классе 34 часа из расчета 1 ч в неделю, и в 6 классе 33 часа из расчета 1час в неделю.

Тематическое планирование предмета 5 класса



№ п/п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Введение. Исторические сведения. Зарождение и развитие геометрической науки

1

2.

Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности

1

3.

Пространство и размерность. Одномерное пространство. Двухмерное пространство. Пространство и размеренность. Мир трех измерений. Перспектива.



2

4.

Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол, биссектриса угла. Вертикальные углы, их свойства. Построение и измерение углов.

4

5.

Задачи на разрезание и складывание фигур. Конструирование из Т.

1

6.

Куб. Понятие грани, ребра, вершины, диагонали куба. Изображение куба. Куб и его свойства.

Развертка куба.


2

7

. Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты.

2

8

Треугольник. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Флексагон.

Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Треугольник Пепроуза.

Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам. Египетский треугольник.


4

9.

Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки фигур

2

10.

Геометрические головоломки. Танграм. Стомахион

2

11.

Измерение длины. Исторические сведения. Старинные русские меры длины. Единицы длины.


2

12.

Измерение площади. Единицы площади. Измерение объема. Единицы объема.



2

13.

Вычисление длины и площади. Понятие равносоставленных и равновеликих фигур. Вычисление объема.


2

14.

Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности. Окружность. Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси.

2

15.

Геометрический тренинг. Развитие "геометрического зрения". Решение занимательных геометрических задач.


1

16.

Топологические опыты. Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком .


2

17.

Задачи со спичками.



2







Содержание курса 5 класса


1. Введение. Исторические сведения. Зарождение и развитие геометрической науки.

2. Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности.

3. Пространство и размерность. Одномерное пространство. Двухмерное пространство. Пространство и размеренность. Мир трех измерений. Перспектива.

4. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол, биссектриса угла. Вертикальные углы, их свойства. Построение и измерение углов.

5. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конструирование из Т.

6. Куб. Понятие грани, ребра, вершины, диагонали куба. Изображение куба. Куб и его свойства. Развертка куба.

7. Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты.

8. Треугольник. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Флексагон. Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Треугольник Пепроуза. Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам . Египетский треугольник.

9. Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки фигур.

10. Геометрические головоломки. Танграм. Стомахион.

11. Измерение длины. Исторические сведения. Старинные русские меры длины. Единицы длины.

12. Измерение площади. Единицы площади. Измерение объема. Единицы объема.

13. Вычисление длины и площади. Понятие равносоставленных и равновеликих фигур. Вычисление объема.

14. Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности. Окружность. Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси.

15. Геометрический тренинг. Развитие "геометрического зрения". Решение занимательных геометрических задач.

16. Топологические опыты. Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком .

17. Задачи со спичками.

Тематическое планирование предмета 6 класса


№ п/п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Зашифрованная переписка. Способ решетки

1

2.

Задачи, головоломки, игры. Решение занимательных задач.


2

3.

Фигурки из кубиков и их частей. Метод трех проекций.

2

4.

Параллельность и перпендикулярность. Проведение параллельных прямых. Проведение перпендикуляра к прямой. Скрещивающиеся прямые.

3

5.

Параллелограммы. (Квадрат, прямоугольник, ромб). Свойства квадрата, прямоугольника, ромба. Опыты с листом. Золотой прямоугольник. Золотое сечение.

2

6.

Координаты: прямоугольные и полярные на плоскости. Координаты в пространстве. Игра "Остров сокровищ".Игра «Морской бой»


3

7

Оригами - искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами.

2

8.

Замечательные кривые. Эллипс, гипербола, парабола. Спираль Архимеда, синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды.


2

9.

Кривые Дракона.

1

10.

Лабиринты. Нить Ариадны. Метод проб и ошибок. Метод зачеркивания тупиков Правило одной руки.


2

11.

Геометрия на клетчатой бумаги

1

12.

Зеркальное отражение. 1ч.


1

13.

Симметрия, ее виды. Симметричные фигуры. Осевая симметрия. Центральная симметрия.

2

14.

Бордюры. Трафареты.

2

15.

Орнаменты. Паркеты.

2

16.

Симметрия помогает решать задачи.

2

17.

Одно важное свойство окружности. Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр.


2

18.

Задачи, головоломки, игры.

1


Содержание курса 6 класса

1. Зашифрованная переписка. Способ решетки.

2. Задачи, головоломки, игры. Решение занимательных задач.

3.. Фигурки из кубиков и их частей. Метод трех проекций.

4. Параллельность и перпендикулярность. Проведение параллельных прямых. Проведение перпендикуляра к прямой. Скрещивающиеся прямые.

5. Параллелограммы. (Квадрат, прямоугольник, ромб). Свойства квадрата, прямоугольника, ромба. Опыты с листом. Золотой прямоугольник. Золотое сечение.

6. Координаты: прямоугольные и полярные на плоскости. Координаты в пространстве. Игра "Остров сокровищ".Игра «Морской бой»

7.Оригами - искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами.

8. Замечательные кривые. Эллипс, гипербола, парабола. Спираль Архимеда, синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды.

9. Кривые Дракона.

10. Лабиринты. Нить Ариадны. Метод проб и ошибок.

Метод зачеркивания тупиков Правило одной руки.

11. Геометрия на клетчатой бумаги.

12. Зеркальное отражение.

13. Симметрия, ее виды. Симметричные фигуры. Осевая симметрия. Центральная симметрия.

14. Бордюры. Трафареты.

15. Орнаменты. Паркеты.

16.Симметрия помогает решать задачи.

17.Одно важное свойство окружности. Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр.

18. Задачи, головоломки, игры.

Общие требования к математической подготовке учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны получить представления и овладеть следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум:

знать/понимать

  • определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;

  • изображать знакомые фигуры по их описанию;

  • выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;

  • иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;

  • измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;

  • выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;

  • проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;

  • пользоваться геометрической символикой;

  • устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам

уметь

  • владеть практическими приемами геометрических измерений, использование линейки, транспортира;

  • умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник, циркуль) для построения геометрических фигур;

  • построение объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий);

  • пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков;

  • умение анализировать свойства геометрических фигур;

  • складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;

  • умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии;

  • конструирование объемных фигур;

  • умение различать понятия: круг и окружность, шар и сфера;

  • построение точки с заданной координатой в декартовой системе координат;

  • использование столбчатых и круговых диаграмм при решении задач;

  • развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой поверхности;

  • умение использовать теоретические знания в практической работе;



Календарно-тематическое планирование учебного материала в 5 классе


урока

Дата проведения урока


Наименование тем

Пункт в учебнике


Всего часов

1.

02.09

Введение. Исторические сведения.

п.1

1

2.

09.09

Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности.

п.1

1

3.

16.09

Пространство и размерность. Одномерное пространство. Двухмерное пространство.

п.2

1

4.

23.09

Пространство и размеренность. Мир трех измерений. Перспектива.

п.2

1

5.

30.09

Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, отрезок, луч.

п.3

1

6.

07.10

Простейшие геометрические фигуры. Угол, биссектриса угла. Вертикальные углы, их свойства.

п.3

1

7.

14.10

Построение и измерение углов.

п.3

1

8.

21.10

Построение и измерение углов. Биссектриса угла.

п.3

1

9.

28.10

Конструирование из Т.

Творческие работы.

п.4

1

10

11.11

Куб. Понятие грани, ребра, вершины, диагонали куба. Изображение куба.

п.5

1

11.

18.11

Куб и его свойства. Развертка куба.

п.5

1

12.

25.11

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Творческие работы.

п.6

1

13.

02.12

Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино.

п.6

1

14.

09.12

Треугольник. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

п.7

1

15.

16.12

Треугольник. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Флексагон.

п.7

1

16.

23.12

Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Треугольник Пепроуза.

п.7

1

17.

13.01

Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам.

п.7

1

18.

20.01

Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр. Развертки фигур..

п.8

1

19.

27.01

Правильные многогранники. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки фигур.

п.8

1

20.

03.02

Геометрические головоломки. Танграм.

п.9

1

21.

10.02

Геометрические головоломки. Стомахион.

п.9

1

22.

17.02

Измерение длины. Исторические сведения. Старинные русские меры длины.

п.10

1

23.

24.02

Измерение длины. Единицы длины.

п.10

1

24.

03.03

Измерение площади. Единицы площади.

п.11

1

25.

10.03

Измерение объема. Единицы объема.

п.11

1

26.

17.03

Вычисление длины и площади. Понятие равносоставленных и равновеликих фигур.

п.12

1

27.

07.04

Вычисление объема.

п.12

1

28.

14.04

Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности.

п.13

1

29.

21.04

Окружность. Деление окружности на части.

Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси.

п.13

1

30.

28.04

Геометрический тренинг. Развитие "геометрического зрения". Решение занимательных геометрических задач.

п.14

1

31.

05.05

Топологический опыт

п.14

1

32.

12.05

Топологические опыты. Лист Мебиуса.

Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком

п.15

1

33.

19.05

Задачи со спичками.

п.16

1

34

26.05

Задачи со спичками.

Итоговый урок.

п.16

1

Календарно-тематическое планирование учебного материала в 6 классе


урока

Дата проведения урока

Наименование тем

Пункт в учебнике

Всего часов

1.

01.09

Зашифрованная переписка. Способ решетки

п.17

1

2.

08.09

Задачи, головоломки, игры. Решение занимательных задач

п.18

1

3.

15.09

Задачи, головоломки, игры. Решение занимательных задач

п.18

1

4.

22.09

Фигурки из кубиков и их частей.

п.19

1

5.

29.09

Фигурки из кубиков и их частей. Метод трех проекций

п.19

1

6.

06.10

Параллельность и перпендикулярность. Проведение параллельных прямых.

Проведение перпендикуляра к прямой.

п.20

1

7.

13.10

Параллельность и перпендикулярность. Пересекающиеся, скрещивающиеся прямые.

п.20

1

8.

20.10

Параллельность и перпендикулярность.

п.20

1

9.

27.10

Параллелограммы. (Квадрат, прямоугольник, ромб). Свойства квадрата, прямоугольника, ромба.

п.21

1

10.

10.11

Параллелограммы. Опыты с листом. Золотой прямоугольник. Золотое сечение

п.21

1

11.

17.11

Координаты: прямоугольные и полярные на плоскости. Игра «Морской бой»

п.22

1

12.

24.11

Координаты в пространстве.

п.22

1

13.

01.12

Координаты. Игра "Остров сокровищ".

п.22

1

14.

08.12

Оригами - искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами.

п.23

1

15.

15.12

Оригами - искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами.

п.23

1

16.

22.12

Замечательные кривые. Эллипс, гипербола, парабола

п.24

1

17.

12.01

Замечательные кривые. Спираль Архимеда, синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды.

п.24

1

18.

19.01

Кривые Дракона.

п.25

1

19.

26.01

Лабиринты. Нить Ариадны. Метод проб и ошибок.

п.26

1

20.

02.02

Лабиринты. Метод зачеркивания тупиков. Правило одной руки.

п.26

1

21.

09.02

Геометрия на клетчатой бумаги.

п.27

1

22.

16.02

Зеркальное отражение.

п.28

1

23.

02.03

Симметрия, ее виды. Осевая симметрия.

Симметричные фигуры.

п.29

1

24.

09.03

Симметрия, ее виды. Центральная симметрия.

п.29

1

25.

16.03

Бордюры. Трафареты

п.30

1

26.

06.04

Бордюры. Трафареты. Творческие работы.

п.30

1

27.

13.04

Орнаменты. Паркеты.

п.31

1

28.

20.04

Орнаменты. Паркеты. Творческие работы.

п.31

1

29.

27.04

Симметрия помогает решать задачи.

п.32

1

30.

04.05

Симметрия помогает решать задачи.

п.32

1

31.

11.05

Одно важное свойство окружности. Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр.

п.33

1

32.

18.05

Одно важное свойство окружности. Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр.

п.33

1

33.

25.05

Задачи, головоломки, игры.

п.34

1













Рабочая программа по геометрии 5-6 класс

11

© 2010-2022