- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии для 10 класса
Рабочая программа по геометрии для 10 класса
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шорникова С.П. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Осташевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР На заседании ШМО (РМО) Директор МОУ:
_______________ Протокол № ________ ______________
«__»______20___г. «__»______20___г. «__»______20___г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета Геометрия
Уровень, ступень образования Средняя школа, 10 класс
Срок реализации программы 2015 - 2016 учебный год
Составлена на основе Программа для общеобразовательных
учреждений: Геометрия 10-11 классы/
Сост. Бурмистрова Т. А. - М.: Просвеще-
ние, 2010.
Составитель: Авторская программа по геометрии 10
класс /. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.
Кадомцев и др. - М. : Просвещение, 2010.
Ф.И.О. учителя,
составившего
рабочую программу Шорникова Светлана Павловна
Учебник: Геометрия 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - 11-е изд. - М : Просвещение, 2013. - 255 с.
Программа составлена на основе следующих документов:
-
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике.
-
Программа для общеобразовательных учреждений: Геометрия 10-11 классы/ Сост. Бурмистрова Т. А. - М. : Просвещение, 2010.
-
Авторская программа по геометрии /. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М. : Просвещение, 2010.
Разработала:
учитель математики Шорникова Светлана Павловна
2015 - 2016 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Рабочая программа по геометрии для 10 класса к учебнику Л.С. Атанасяна составлена на основе следующих документов:
-
Стандарт основного общего образования по математике.
-
Программа для общеобразовательных учреждений: Геометрия 10-11 классы/ Сост. Бурмистрова Т. А. - М. : Просвещение, 2010.
-
Авторская программа по геометрии /. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М. : Просвещение, 2010.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Общая характеристика учебного материала
Уметь:
-
Соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
-
Изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
-
Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
-
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
-
Вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
-
Применять координатно-векторный метод для вычисления отношения, расстояний и углов;
-
Строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
Исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств;
-
Вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часа за учебный год. Предусмотрены 5 тематических контрольных работ и 1 итоговая. На итоговое повторение отводится 3 часа, остальные часы распределены по всем темам.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Примечание
I
Введение (аксиомы стереометрии и их следствия)
5
II
Параллельность прямых и плоскостей
19
III
Перпендикулярность прямой и плоскости
20
IV
Многогранники
12
V
Векторы в пространстве
6
VI
Повторение
3
VII
Итоговая аттестационная контрольная работа
1
VIII
Анализ контрольной работы и анализ над ошибками
2
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Введение (5ч).
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель - сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использовании при решении стандартных задач логического характера, а также об изображениях точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве.
2. Параллельность прямых и плоскостей (19ч).
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель - дать учащимся систематические сведения о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.
При изучении материала темы следует обратить внимание на часто используемый метод доказательства от противного, знакомый учащимся из курса планиметрии.
Здесь учащиеся знакомятся с различными способами изображения пространственных фигур на плоскости.
3. Перпендикулярность прямых и плоскостей (20ч).
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Основная цель - дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; ввести понятие углов между прямыми и плоскостями, между плоскостями.
В ходе изучения темы обобщаются и систематизируются знания учащихся о перпендикулярности прямых, перпендикуляре и наклонных, известные им из курса планиметрии. Постоянное обращение к знакомому материалу будет способствовать более глубокому усвоению темы.
Постоянное обращение к теоремам, свойствам и признакам курса планиметрии при решении задач по изучаемой теме не только будет способствовать выработке умения решать стереометрические задачи данной тематики, но и послужит хорошей пропедевтикой к изучению следующих тем курса.
4. Многогранники (12ч).
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель - дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.
Учащиеся уже знакомы с такими многогранниками, как тетраэдр и параллелепипед. Теперь предстоит расширить представления о многогранниках и их свойствах. В учебнике нет строгого математического определения многогранника, а приводится лишь некоторое описание, так как строгое определение громоздко и трудно не только для понимания учащимся, но и для его применения.
Изучение многогранников нужно вести на наглядной основе, опираясь на объекты природы, предметы окружающей деятельности.
Весь теоретический материал темы относится либо к прямым призмам, либо к правильным призмам и правильным пирамидам. Все теоремы доказываются достаточно просто, результаты могут быть записаны формулами, поэтому в теме много задач вычислительного характера, при решении которых отрабатываются умения учащихся пользоваться сведениями из тригонометрии, формулами площадей, решать задачи с использованием таких понятий, как "угол между прямой и плоскостью", "двугранный угол" и др.
5. Векторы в пространстве (6ч).
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель - обобщить изученный в базовый школе материал о векторах на плоскости, дать систематические сведения о действиях с векторами в пространстве.
Основное внимание уделяется решению задач, так как при этом учащиеся овладевают векторным методом.
6. Повторение. Решение задач (6ч).
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока
Содержание учебного материала
Количество уроков
Дата проведения
план.
факт.
Введение (аксиомы стереометрии и их следствия)
5
1
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии, п.1, 2.
1
2
Некоторые следствия из аксиом, п.3.
1
3-5
Решение задач на применение аксиом
стереометрии и их следствий.
3
Глава I. Параллельность прямых и плоскостей.
19
1. Параллельность прямых, прямой и плоскости.
6
Параллельные прямые в пространстве.
Параллельность трёх прямых, п. 4, 5.
1
7
Параллельность прямой и плоскости, п.6
1
8-10
Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости.
3
2. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми.
11
Скрещивающиеся прямые. Проведение через одну из скрещивающихся прямых плоскости, параллельной другой прямой, п. 7.
1
12
Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми, п.8, 9.
1
13-14
Повторение теории, решение задач по теме.
2
15
Контрольная работа № 1.
1
3. Параллельность прямых.
16-17
Параллельные плоскости. Признак параллельности двух плоскостей. Свойства параллельных плоскостей, п. 10, 11.
2
4. Тетраэдр и параллелепипед.
18-19
Тетраэдр. Параллелепипед. Свойства граней и диагоналей параллелепипеда,п. 12, 13
2
20-21
Задачи на построение сечений, п.14
2
22-23
Повторение теории, решение задач по теме.
2
24
Контрольная работа № 2.
1
Глава II. Перпендикулярность прямой и плоскости .
20
1. Перпендикулярность прямой и плоскости.
25
Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости, п.15, 16.
1
26
Признак перпендикулярности прямой и плоскости, п. 17
1
27
Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости, п. 18
1
28-30
Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.
3
2. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью.
31
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах, п.19, 20
1
32
Угол между прямой и плоскостью, п.21
1
33-36
Повторение теории, решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью.
4
3. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
37-38
Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей, п. 22, 23.
2
39-40
Прямоугольный параллелепипед, п.24.
2
41-43
Повторение теории, решение задач по всей теме.
3
44
Контрольная работа № 3.
1
Глава III. Многогранники.
12
1. Понятие многогранника. Призма.
45-48
Понятие многогранника. Призма, площадь поверхности призмы, п.25 - 27.
4
2. Пирамида.
49-53
Пирамида. Правильная пирамида. Усечённая пирамида. Площадь поверхности пирамиды, п. 32-34.
5
3. Правильные многогранники.
54-55
Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников, п. 35-37.
2
56
Контрольная работа № 4.
1
Глава IV. Векторы в пространстве .
6
1. Понятие вектора в пространстве.
57
Понятие вектора. Равенство векторов, п. 38, 39.
1
2. Сложение и вычитание векторов.
Умножение вектора на число.
58-59
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число, п. 40-42.
2
3. Компланарные векторы.
60-61
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам, п. 43-45.
2
62
Повторение теории, решение задач по теме.
1
63
Контрольная работа № 5.
1
64-65
Итоговое повторение курса геометрии 10-го класса.
3
66
Итоговая аттестационная контрольная работа
1
67-68
Анализ контрольной работы и работа над ошибками
2
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Перечень оборудования:
-
Линейки классные (100 см)
-
Линейки классные (60 см)
-
Угольник классный (300 и 600)
-
Угольник классный (450 и 450)
-
Циркуль классный
-
Транспортир классный
-
Набор инструментов классных
Перечень наглядных и дидактических материалов:
-
Выдающиеся ученые-математики
-
Таблицы по геометрии 10 класс
-
Дидактические материалы по геометрии 10 класс
-
Карточки с заданиями для 10 класса
-
Тренажеры по темам курса
-
Компакт-диск: «Уроки геометрии» КИМ (10 класс)
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная учебно-методическая литература:
-
Геометрия 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - 11-е изд. - М : Просвещение, 2013. - 255 с.
-
Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. / Б.Г. Зив. - М.: Просвещение, 2013 г.
Дополнительная учебно-методическая литература:
-
Готовимся к ЕГЭ. Математика. Л.О. Денищева и др.-М: Дрофа,2013-2014.
-
ЕГЭ. Математика. Учебно-тренировочные материалы . -М: Интеллект- Центр,2014 г.
-
fcior.edu.ru, school-collection.ru, rusolymp.ru
-
Журнал «Математика в школе».
-
Газета «Математика».